7. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: онлайн. - Режим доступа: http://gufo.me/content_bes/lichnost-34203.html.
8. Гончарова, В.А. Сущность личности в постнеоклассической фундаментальной экономической науке [Текст]: Сб. ст. научно-информ. центра «Знание» по матер. IX межд. заочн. научно-практ. конф.: «Развитие науки в XXI веке» г. Харьков: сб. со стат. (уровень станд., академ. уровень). - Д.: научно-информ. центр «Знание». - 1 часть, 2015. - с. 159-162.
References:
1. Zadorozhnyy G.V. People-vector of a radical upgrade methodology of economic science from the philosophy of political economy through the economy to global studies (for the 400th anniversary of Political Economy). Kharkiv, 2015. 39 p. (In Russian).
2. Zadorozhnyy G.V. Spiritual noosferno-sustainable economic development as a strategic vector of revival of the Ukrainian society. Kharkov, 2015. 107 p. (In Russian).
3. Zadorozhnyy G.V. Personality as the origin updating the Political Economy Research. Voprosi politicheskoy ekonomii [Questions of political economy], 2013. no. 1 (6), рр. 103-128. (In Russian).
4. Ormotsadze M. Anatoly Galchinskiy: «The logic of self-development of the economy is always wise». Forbes-Ukraina [Forbes-Ukraine], December 25, 2015. [Electronic resource]: online. Access: http://forbes.net.ua/nation/1407771-anatolij-galchinskij-logika-samorazvitiya-ekonomiki-vsegda-razumna. (In Russian).
5. Spirkin A.G. Consciousness and self-consciousness. Moscow, 1972. 303 p. (In Russian).
6. Berdyaev N.A. The Kingdom of the Spirit, and the kingdom of Caesar. Moscow, 1995. 375 p. (In Russian).
7. Collegiate Dictionary [Electronic resource]: online. Access: http://gufo.me/con-tent_bes/lichnost-34203.html. (In Russian).
8. Goncharovа V.A. The essence of the person in postnonclassical fundamental economics. Collection of articles of scientific-information center «Knowledge» on materials IX International correspondence scientific-practical conference «Development Science in the XXI century», Kharkiv, Donetsk. Part 1, 2015, рp. 159-162. (In Russian).
Иванченко Олеся Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) 344002, Россия, г.Ростов-на-Дону, Большая Садовая, д.69
ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
Аннотация. В сатье рассматриваются вопросы управления качеством продукции на принципах маркетинга и конкурентоспособности компании. Выявлено, что качество продукции адекватно конкурентоспособности, поскольку воспринимаемое потребителем качество продукции складывается из различных показателей. Маркетинговые решения в области управления качеством предусматривают установление, обеспечение и поддержание потребительских качеств на всех стажиях жизненного цикла товара (услуги). Автор обосновывает необходимость комплексного механизма маркетингового управления качеством продукции.
Ключевые слова: маркетинг, качество товаров (услуг), конкурентоспособность.
THE RELATIONSHIP OF PRODUCT QUALITY AND COMPETITIVENESS OF
THE COMPANY
Abstract. This article is devoted to the issues of quality management on the principles of marketing and company competitiveness. It is revealed that the product quality is adequate competitiveness, because the perceived consumer product quality consists of different indicators. Marketing solutions in the field of quality management include establishing, promoting and maintaining consumer qualities at all stages of life cycle of a product (service). The author substantiates the necessity of complex mechanism of marketing management ofproduct quality.
Keywords: marketing, quality of products (services), competitiveness.
В современных рыночных условиях качество товаров (услуг) является в экономике одной из важнейших проблем, которая еще больше обостряется в связи с постоянно увеличивающимся спросом на экологически чистую продукцию. При этом, вопросы управления качеством продукта (услуги) и повышения конкурентоспособности компании являются одним из основных компонентов маркетинговой деятельности предприятия.
В целях своевременного установления приоритетов в своей деятельности и разработки эффективной конкурентной стратегии, основанной на сильных сторонах деятельности, компаниям необходимо постоянно осуществлять маркетинговый контроль и анализ качества и конкурентоспособности товаров и услуг [1]. Маркетинговое обеспечение качества продукции повышает возможности предприятия по достижению успеха в бизнесе в условиях ужесточения конкуренции и неопределенности внешней среды.
При управлении качеством на основе маркетингового подхода необходимо решение следующих вопросов:
- формирование уровня качества на основе установленных и предполагаемых потребностей целевых клиентов;
- обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- определение цены на основе качества товара, услуги и рыночной конъюнктуры;
- проведение маркетингового анализа качества и конкурентоспособности товаров и услуг.
По мнению ряда исследователей-маркетологов [2,3], повышение качества продукции является частью социально-ответственного маркетинга. Обеспечение высокого качества адекватно отражает социальные и экономические интересы как производителя, так и потребителя. Для производителя это: удовлетворение общественным трудом, укрепление деловой репутации, повышение конкурентоспособности продукции, обладающей преимущественным качеством. Для целевого потребителя: удовлетворение покупательского спроса и потребности, повышение ценности товара, адекватная продажная цена.
Так же необходимо отметить, что от качества продукции во многом зависят конкурентные возможности фирмы, рыночный успех, ее ценовая политика, размеры прибыли. При формировании цены необходимо учитывать не только экономические, но и психологические факторы ценообразования. Потребители часто воспринимают более дорогие товары как более качественные.
Цена может оказывать положительное влияние на оценку потребителем ценности товара: в ряде случаев с ростом цены возрастает оценка ценности. И если рост ощущаемой ценности превышает рост цены, то спрос может возрастать. Возможное объяснение этого явления состоит в том, что более высокая цена ассоциируется с более высоким качеством, что и делает продукт более привлекательным. Другое возможное объяснение этой особенности: если потребитель не в состоянии дать оценку качественным характеристикам продукта, то цена служит для него единственным ориентиром, и цена выступает показателем/ измерителем качества. То есть, многие потребители смотрят на цену
63
как на показатель качества товара и благополучия производителя.
Поскольку качество и конкурентоспособность являются непременным условием развития рынка, представляется актуальным рассмотреть их взаимосвязь. Воспринимаемое потребителем качество продукции складывается из многих показателей, это и технико-эксплуатационные свойства, внешний вид, упаковка, потребительские свойства, ценность для потребителя и др. [4]. Достижения фирм в повышении качества товаров сейчас прочно связываются с их инновационной способностью. Концепция максимизации потребительской удовлетворенности сменяется концепцией «эффективного потребления»: «от большего - к лучшему». Товары, конкурируя между собой, подвергаются проверке и сравнению покупателем на соответствие потребительским качествам. В этой связи можно констатировать, что качество продукции адекватно конкурентоспособности, и должны рассматриваться в едином контексте.
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной среды. Она определяет положение фирмы на товарном рынке исходя из конкурентоспособности ее товара. К слагаемым конкурентоспособности можно отнести: качество, уникальность товара, надежность поставок, цена, послепродажный сервис и др. В этих условиях фирма, выходящая на рынок, прежде всего, должна предлагать покупателю качественные товары, услуги, представляющие определенную ценность, а покупатель, заинтересованный в ее приобретении, должен оплатить ее стоимость.
Успех фирмы в конкуренции зависит от качества продукции и деятельности фирмы, оказывающей воздействие на результаты конкурентной борьбы. Совокупный показатель потребительских качеств продукции по сути является индексом, на основании которого определяется уровень ее конкурентоспособности. Чем выше это значение, тем полнее удовлетворяются запросы покупателя. Здесь критерием выступает цена, формируемая в зависимости от потребительских качеств, спроса на продукцию. При этом цена должна покрывать все издержки по производству, поставке и реализации продукции, включая норму прибыли.
Спрос на высококачественные товары и услуги выдвигает новые требования к управлению качеством продукции. Это обуславливает необходимость создания на предприятии комплексного механизма маркетингового управления качеством. Под управлением качеством нами понимается установление, обеспечение и поддержание ценностных потребительских свойств как на отдельных стадиях, так и в целом на протяжении жизненного цикла товара, услуги.
Маркетинговые решения в сфере качества предполагают тесную взаимосвязь с действиями по сохранению потребительских качеств товаров, услуг. Управление качеством на основе маркетингового подхода предполагает, что планирование, организация и контроль решений осуществляются при взаимодействии всех подразделений компании, которые участвуют в процессе обеспечения производства и обращения товара, услуги (транспортировка, хранение, реализация). В этой связи необходимо тесное взаимодействие маркетинга и логистики с целью поддержания требуемого качества товара, ценностных потребительских свойств, при движении товара от производителя к конечному потребителю.
Маркетинговое управление качеством направлено на разрешение ряда противоречий, которые связаны с необходимостью гармонизации требований и запросов целевых потребителей с возможностями их удовлетворения со стороны предприятия [5].
Для решения преодоления противоречий необходимо решение следующих задач по комплексному маркетинговому управлению качеством товара (услуги):
- выявление рыночной позиции и конкурентоспособности товара (услуги);
- определение номенклатуры показателей для оценки уровня качества;
- обеспечение ценностных потребительских качеств как на отдельных этапах, так и
в течение всего жизненного цикла продукции;
- ориентация на экологические требования производимой продукции;
- установление объема продаж на текущий и перспективный периоды;
- формирование цены исходя из потребительских свойств экологической чистоты продукции;
-исчисление издержек с учетом продолжительности жизненного цикла продукции.
Таким образом, в современных рыночных условиях формирование конкурентоспособности компании невозможно без маркетингового управления качеством товара, услуги. Функция маркетинга играет ведущую роль как в определении потребности целевых клиентов, так и в принятии решений по управлению качеством продукции.
Список литературы
1. Иванченко О. В. Методологические подходы к оценке уровня качества в сфере услуг // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75225. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75225.htm. (дата обращения 15.01.2016г.)
2. Кунявский М.Е., Никитина Н.В. Управление качеством и маркетинг /Саратов: Издательство Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003 - 118с.
3. Шибанова Н. Роль качества товара в маркетинге URL: http://memosales.ru/konkurenciya/rol-kachestva-tovara-na-konkurentnom-rynke (дата обращения 18.01.2016г.).
4. Грибов В., Грузинов В. Управление качеством продукции // URL: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0039/(дата обращения 15.01.2016г.)
5.Костоглодов Д.Д, Иванченко О.В. Маркетинг долгосрочных партнерских отношений в банковской сфере: моногр./РГЭУ «РИНХ».-Ростов н/Д, 2009 - 149с.
Киверига Ольга Юрй'вна
викладач першог категори ВП НУБП Украгни «Залщицький аграрний коледж ím. С. Храпливого» 48601 Украгна, Тернотльська обл, м. Залщики, вул.С. Крушельницьког,
52МЕХАН1ЗМ ФОРМУВАННЯ УПРАВЛ1ННЯ ПЕРСОНАЛОМ - ЯК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТ1 ШДПРИеМСТВ
Анотащя. Вивчено аспекти впливу мехатзму управлшня персоналом на конкурен-тоспроможтсть тдприемств.
Ключовг слова: конкурентоспроможнгсть, механгзм управлгння персоналом, рин-кове середовище, тдприемство.
Summary. Studied aspects of personnel management mechanism on the competitiveness of businesses.
Keywords: competitiveness, human resources management mechanism, market environment, company.
Актуальтсть теми. На сьогодшшнш день необхщним е подальший розвиток ринкових вщносин та загострення конкуренцп мiж тдприемствами. Важливою переду-мовою забезпечення конкурентоспроможносп тдприемств-виробниюв е впровадження нових концептуальних пiдходiв до управлшня персоналом. Управлшня людськими ресурсами повинно зводитись до забезпечення основно'1 функци в оргашзацшному процес тдприемства та до активного впливу на розвиток тдприемства в майбутньому. В умовах нестабшьно! економши недосконалють системи управлшня трудовим потенщалом на тдприемствах негативно позначаеться на !х ефективносп функцюнування. У зв'язку з цим особливого значення набувае удосконалення системи управлшня i в першу чергу, управлшня персоналом.