Научная статья на тему 'Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений'

Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1048
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миняшева Гульнара Ибрагимовна

В представленной статье рассматриваются понятие и сущность взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миняшева Гульнара Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений»

УДК 343.985.5

Г. И. МИНЯШЕВА, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

G. I. MINJASHEVA, the senior teacher of chair Operatively-razysknoj activity Law-enforcement bodies Ufa Juristic institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

QUESTIONS OF INTERACTION OF OPERATIVE DIVISIONS OF LAWENFORCEMENT BODIES AND CRIMINALLY-ISPOLNITELINOJ SYSTEM AT DISCLOSING OF CRIMES

> >

<N

a a

u u

Аннотация. В представленной статье рассматриваются понятие и сущность взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при раскрытии преступлений.

Ключевые слова: взаимодействие, совместные действия, согласованные действия, оперативные подразделения, элементы взаимодействия, комплексный подход.

Annotation. In presented article the concept and essence of interaction of operative divisions of law-enforcement bodies and criminally-executive system are considered at disclosing of crimes.

Keywords: interaction, the combined action, the adjusted actions, operative divisions, interaction elements, package approach.

«

a

о

^

0 «

u

¥ a -с a

1

о

^

0 «

1 £

a «

u

Взаимодействие оперативных подразделений правоохранительных органов во многом определяет эффективность раскрытия преступлений на современном этапе, так как в настоящее время невозможно решать задачи борьбы с преступностью без комплексного использования негласных сил, средств и методов, имеющихся в арсенале всех органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Проблемы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы достаточно давно яв-

ляются предметом исследования в оперативно-разыскной деятельности. Однако единая точка зрения на понятие «взаимодействие» среди ученых на сегодняшний день отсутствует.

В. М. Атмажитов под взаимодействием оперативных подразделений при раскрытии преступлений понимает «основанную на законе и согласованную деятельность процессуального, оперативно-разыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющих

добиваться высоких результатов в раскрытии преступлений [1].

Особое внимание привлекают вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД) и уголовно-исполнительной системы (УИС), так как именно оно позволяет значительно повысить эффективность раскрытия много эпизодных преступлений, деяний, совершенных организованными преступными группами, а также преступлений прошлых лет.

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отображением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание [2].

Оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) являются структурным элементом правоохранительной системы России и в силу возложенных на них функциональных обязанностей находятся в постоянном взаимодействии с оперативными подразделениями ОВД. По своей сути взаимодействие между указанными подразделениями является одной из форм комплексного подхода к решению оперативно-служебных задач. В тоже время специфика форм и методов работы оперативных подразделений ФСИН значительно отличается от деятельности оперативных подразделений ОВД. Это вызывает объективную необходимость в осуществлении четкого взаимодействия между ними.

Под взаимодействием оперативных подразделений ОВД и УИС при раскрытии преступлений понимается согласованная или совместная деятельность, основанная на законодательных и ведомственных нормативных актах, направленная на решение задач, стоящих перед взаимодействующими сторонами, на основе комплексного использования ими имеющихся сил, средств и методов для достижения конкретных целей в борьбе с преступностью.

Можно выделить основные элементы, присущие понятию взаимодействия оперативных подразделений:

1) согласованные или совместные действия;

2) единство целей, места и времени;

3) нормативно-правовая урегу-лированность;

4) подчиненность решению конкретных задач борьбы с преступностью;

5) использование специфических сил, средств и методов.

Прогнозы развития уголовно- ^ исполнительной системы определены в Постановлении Правительства РФ от 5 2 сентября 2006 г. № 540 «О федеральной ^ целевой программе «Развитие уголовно- | исполнительной системы (2007-2016 ^ годы)» [4] и Распоряжении Правитель- ^ ства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р ^ «О Концепции развития уголовно- | исполнительной системы Российской Ц> Федерации до 2020 года» [5]. |

Максимальную эффективность ^

проводимых мероприятий при раскры- ®

тии преступлений может обеспечить |

только тесное взаимодействие опера- ^

¥

тивных подразделений органов внут- ^з

ренних дел и уголовно-исполнительной ¡^

системы на основе комплексного при- |

менения оперативно-разыскных, про- ^

цессуальных, режимных методов и ^

средств. „а

Определяющим фактором в про- ^

цессе организации работы двух и более а

субъектов является качественный обмен § оперативно-разыскной, криминалисти-

щ >

<ч а а

и и

ческой и иной оперативно-значимой информацией, представляющей взаимный интерес. Игнорирование или несвоевременное направление информации сдерживают механизм взаимодействия. Именно поэтому организация информационного взаимодействия и само информационное взаимодействие между оперативными подразделениями ОВД и УИС является необходимым обязательным условием успешной деятельности по раскрытию преступлений. Обмен информацией между взаимодействующими оперативными подразделениями с одной стороны, способствует более предметной, целенаправленной оперативной разработке подозреваемых и обвиняемых, а с другой, обеспечивает оперативность реагирования на изменение обстановки и позволяет своевременно пресекать преступления и собирать доказательства.

Существенным элементом организации процесса взаимодействия является ведомственный и межведомственный контроль со стороны руководителей соответствующих подразделений и служб, при этом совершенствование форм и методов контроля за исполнением обязанностей взаимодействующих субъектов позволит в значительной степени повысить эффективность совместной деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-

разыскной деятельности» [6] оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-

исполнительной системы оперативно-разыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Других норм, регулирующих вопросы взаимодействия органов осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в законе не имеется.

В рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должны быть оговорены основные положения, отражающие порядок взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, которые могут быть детализированы в ведомственных актах. Процесс совершенствования ведомственных актов может заключаться в ликвидации пробелов, недостатков, имеющихся в конкретных нормативных актах, более полном определении правового статуса субъектов взаимоотношений.

Изучение состояния нормативно-правового регулирования и практики взаимодействия рассматриваемых субъектов оперативно-разыскной деятельности требует повышения эффективности совместной деятельности соответствующих оперативных подразделений ОВД и УИС.

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

§

и

ЛИТЕРАТУРА

1. Потоцкий Н. К. Организация взаимодействия оперативных аппаратов и следственных изоляторов в борьбе с преступностью. - М., 1989. - С. 10.

2. иКЬ:Ьйр:/М^^т.8и/^8/таех.рЬр?БЬБМБ]ЧТ ГО=635

3. Миняшева Г. И. Юридическая технология подготовки правоприменительных актов в уголовно-исполнительной системе : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : защищена 12.04.12 / Г. И. Миняшева. - Владимир : Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2012.

4. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» : постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 39. - Ст. 4075; - 2010. - № 1. - Ст. 102.

А А А

5. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. Законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

6. Об оперативно-разыскной деятельности : федер. закон от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ. - Москва : Омега-Л, 2013. - 24 с.

© Миняшева Г. И.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

УДК 343 985 5 О. С. НОСКОВ, начальник кафедры огне-

вой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

O. S. NOSKOV, Head Of The Department Of Heat-Ing And Tactical And Special Training Ufa Law Institute Of The Russian Interior Ministry, Phd (Ufa)

А. Г. СЕМИГЛАЗОВ, преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. G. SEMIGLAZOV, teacher Ka-Phaedra Special Training Ufa Law Institute Of The Ministry

> >

<N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a

Of Interior Of Russia (Ufa) ^

СТРАЙКБОЛ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ¡3

С СОТРУДНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ^

а

S

AIRSOFT IN THE CLASSROOM FOR SPECIAL TACTICAL TRAINING |

WITH EMPLOYEES OF STATE PROTECTION g

u a

Аннотация. В представленной статье рассматриваются методы повыше- ^ ния эффективности занятий по огневой и тактико-специальной подготовки с со- |

у

страйкбола является эффективным методом развития соответствующих навы- ,а

а

трудниками подразделений государственной защиты. Отмечено, что применение

ков.

Keywords: airsoft, shooting, fire preparation, a unit of state protection.

Ключевые слова: страйкбол, стрельба, огневая подготовка, подразделения | государственной защиты.

2

Annotation. In the present article discusses the methods to improve the efficiency „Ц of employment on fire and tactical and special training to co-units-workers of state pro- ^ tection. It is noted that the use of airsoft is an effective method of developing skills. a

a

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.