Научная статья на тему 'Вопросы выбора распределительных каналов и их преобразования в сбытовые логистические цепи'

Вопросы выбора распределительных каналов и их преобразования в сбытовые логистические цепи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / СБЫТОВЫЕ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хворов Олег Витальевич, Журбенко Алексей Михайлович

В статье рассмотрены каналы распределения, их виды, условия их выбора, формирования, преобразования в сбытовые логистические цепи, c учетом функциональной деятельности субъектов логистических цепей, с целью оптимизации продвижения материальных потоков от предприятия к потребителям готовой продукции и повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы выбора распределительных каналов и их преобразования в сбытовые логистические цепи»

5. Г.С. Прокопьев Методология проектирования инновационных формирований в сельском хозяйстве URL: www.vniiesh.ru/.../document_9631_Методология_проектирования (дата обращения: 07.11.2013).

6. Нечаев В., Кравченко Н., Попок Л. Модернизация аграрного производства: проблемы и решения // Экономика сельского хозяйства России. 2010. №9. С. 29-36.

УДК 658.86/.87

ВОПРОСЫ ВЫБОРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ И ИХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СБЫТОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ Хворов Олег Витальевич, к.э.н., доцент Журбенко Алексей Михайлович, к.э.н., старший преподаватель Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет

В статье рассмотрены каналы распределения, их виды, условия их выбора, формирования, преобразования в сбытовые логистические цепи, c учетом функциональной деятельности субъектов логистических цепей, с целью оптимизации продвижения материальных потоков от предприятия к потребителям готовой продукции и повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия.

Ключевые слова: сбыт, предприятие, материальный поток, логистический распределительный канал, логистическая цепь, сбытовые посреднические структуры, логистическая система.

QUESTIONSOFCHOICEOFDISTRIBUTION CHANNELS AND CONVERTING THEM TO SALES LOGISTICS CHAINS Hvorov Oleg, PhD.Econ.Sci., associate professor Zhurbenko Alexey, PhD.Econ.Sci., senior lecturer Russia, Kursk, South Western state university

The article describes the distribution channels, their types, the conditions for their selection, formation, transformation in marketing logistics chain, considering the functional activity of subjects of logistics chains to optimize the promotion of material flows from the enterprise to consumers of finished products and improve the efficiency of the sales of the company.

Key words: sales, company, material flow, logistics distribution channel, the logistics chain, marketing intermediaries, logistics system

В условиях открытой экономики результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий во многом зависят от правильного и рационального выбора распределительных каналов, формализации и упорядоченности звеньев продвижения материального потока, преобразовывающих распределительные каналы в логистические цепи.

От выбора распределительного канала и порядка формирования логистической цепи, ее мощности и гибкости, широты ассортимента услуг, предоставляемых потребителям, качества данных услуг зависят возможности оптимизации физического продвижения материальных потоков предприятия и его эффективность в целом.

Практика производственно - хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных предприятий показывает, что логистические каналы формируются в большинстве случаев не на основе прямых связей производителя с потребителем, а с участием посредников, использование которых может быть не менее выгодным.

Существуют прямые и эшелонированные виды логистических каналов.

Первые устанавливаются между продуцентами и потребителями материального потока, без использования посреднических структур. Для данного вида распределительного канала характерен контроль логистических и маркетинговых программ со стороны производителя и ограниченность выхода на целевые рынки.

Для вторых характерно использование посреднических структур (транспортные и торговые предприятия) при перемещении материальных потоков, которые трансформируют материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции. Данные вид характерен ограниченностью контроля производителя над управлением материальными потоками и ослаблением контактов с потребителями.

При множестве товарных потоков в гибких логистических системах, используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи в соотношении, зависящем от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных возможностей логистической системы.

Прямые каналы формируются в логистической системе, когда материальный поток является узкоспециализированным, при больших его объемах, а также при реализации сложного технического и технологического товара. Эшелонированный канал используется при реализации мене сложной продукции, не нуждающейся, к примеру, в пуско-наладочных работах.

Прямые логистические каналы обладают такими преимуществами как создание условий для более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстрее адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Преимущества эшелонированных логистические систем заключается в помощи посреднических торговых и транспортных структур, которые в логистических каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока. В то же время посреднические торговые и транспортные организации, действующие на рынке, очень неоднородны по

своему статусу и логистическим мощностям, проводимой экономической политике.

Создание прямых каналов распределения в логистических системах оправдано в следующих случаях:

- издержки продвижения оправдываются параметрами материального потока, его мощностью и напряженностью;

- небольшое количество потребителей материального потока, ими поглощаются все генерируемые производителем материальные потоки;

- узкая специализация товарного потока (технически и технологически сложная продукция, требующая от производителя монтажных и пуско-наладочных работ и т.п.);

- не требуются складские операции по переработке материального потока;

- производитель обладает достаточными финансовыми ресурсами для создания и поддержания прямых каналов распределения в логистической системе предприятия.

Прибегать к формированию эшелонированных каналов распределения следует в следующих случаях:

- недостаточная мощность материальных потоков для покрытия расходов на прямой сбыт ввиду высокой степени раздробленности товарного рынка, в этом случае посреднические структуры трансформируют несколько материальных потоков от разных производителей в один комплексный материальный поток;

- дополнительные требования потребителей к организации поставок и размещению материальных запасов (поставки точно в срок, послепродажное и сервисное обслуживание, сосредоточение товарных запасов в посреднических звеньях логистических каналов расположенных ближе к потребителю;

- горизонтальная структура рынка по определенной номенклатуре продукции (дробление спроса на продукцию и материальных потоков в каждом из секторов рынка);

- недостаточность ресурсов у производителя для создания и содержания собственных сбытовых подразделений и инфраструктуры;

- сравнительно низкий уровень издержек на сбытовые логистические функции и операции по доведению материального потока до потребителя.

При выборе и формировании логистических каналов необходимо учитывать сравнительные характеристики и гибких логистических систем, получивших большое распространение на практике.

Посреднические структуры представляют собой конкретные торговые и транспортные субъекты на пути движения материального потока и делятся на следующие категории: независимые посредники, сбытовые и транспортные структуры производителей, снабженческие и транспортные структуры потребителей.

Независимые посредники принимают на себя все риски, связанные с дальнейшим продвижением материальных (товарных) потоков. Они обеспечивают транспортировку и хранение материальных ценностей, этим позволяя сократить запасы продукции и затраты на обеспечение транспортной инфраструктуры у продуцентов и потребителей. Данные организации оказывают логистические услуги в комплексе на основании принятия собственных решений по дальнейшему продвижению материальных потоков.

При соблюдении логистических принципов и, ввиду этого, согласовании своих действий не только со смежными поставщиками и потребителями, но и с производителем обеспечивается высокая координация процесса управления материальными потоками, повышается эффективность логистических каналов и цепей и достигается синергетический эффект в многоуровневом логистическом канале.

Функциональная деятельность субъектов логистических цепей производителей и потребителей аналогична независимым посредникам за исключением полной подконтрольности звеньев логистической цепи продуцентам и потребителям, и соответствию ассортиментного состава материальных потоков номенклатуре выпускаемой и потребляемой продукции. К особенностям данных логистических цепей и звеньев можно отнести также ориентированность по территориальному признаку и хорошую управляемость, способствующую более легкой реализации совокупного потенциала всех участников.

Еще одной характеристикой каналов и цепей в распределительной логистике является число составляющих их уровней распределения -участников логистической системы (посредников), трансформирующих материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения, количеством уровней характеризуется и их протяженность.

Нулевой уровень канала характеризуют прямые связи с производителем при распределение материального потока. В то же время каналы нулевого уровня могут формироваться как на основе прямых логистических цепей, так и эшелонированных. Во втором случае дополнительными звеньями могут выступать трансформационные пункты транспортных организаций.

Многоуровневые каналы отличаются распределением материальных потоков посредническими структурами и, соответственно, затрудненным согласованием функционирования всех звеньев по продвижению материальных потоков до потребителей.

Эффективность логистических каналов и цепей определяется таким критерием как отношение логистических затрат производителя к полученным результатам. В качестве главного оценочного показателя выступает качественный показатель - уровень обслуживания потребителей.

Уровень обслуживания потребителей зависит от многих факторов, например:

- скорости исполнения и доставки заказа;

- структуры комплекса логистических услуг, оказываемых покупателям;

- соотношения количественных и качественных показателей товарных потоков требованиям потребителей;

- оптимальных параметров товарных потоков;

- транспортной инфраструктуры и оптимального выбора вида транспорта и транспортных средств;

- оптимальной структуры и количества запасов в звеньях логистической цепи и условий хранения и складирования товаров;

- согласованной ценовой политике в сфере оказания логистических услуг конечным потребителям.

В целях конкретизации выбора логистических каналов распределения и их субъектов, оптимизации продвижения материального потока необходимо провести сопоставление комплексных и постатейных затрат логистической системы (предприятия) на формирование различных вариантов логистических цепей, по следующим статьям затрат:

- расходы на подбор и обучение персонала управлению материальными потоками;

- административные расходы;

- затраты на организацию продвижения материальных потоков;

- транспортные расходы и затраты на погрузо-разгрузочные работы;

- затраты на содержание складского хозяйства;

- затраты на информационное обеспечение;

- уровень комиссионных выплат;

- затраты на подготовку продукции к производственному потреблению;

- затраты на предпродажный и послепродажный сервис.

Экономический анализ использования отдельных логистических

каналов и цепей должен быть увязан с потенциальной возможностью увеличения мощности материальных потоков (рост объемов реализации), а также с увеличением их напряженности (частоты поставок). При формировании логистических каналов следует учитывать, как правило, долгосрочность отношений с партнерами.

Таким образом, ошибки в выборе логистического канала, посредников и звеньев в логистической цепи могут привести к ослаблению или разрыву логистических связей по всему пути продвижения материального потока. Это может негативно отразится на результатах функционирования всей логистической системы, ее эффективности, отрицательно повлиять на взаимоотношения с посредническими структурами, привлекаемыми к управлению потоковыми процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.