Закрытие предприятия связано со значительными затратами, основные из которых нред-«ы для предотвращения негативных последствий на окружающую среду от прекращения горных работ.
При проектировании закрытия предприятия следует учитывать такие факторы, как: рель-1. геологические условия залегания пород, физико-механические свойсгва пород и их :кий состав, расположение карьера и отвала относительно друг друга, климатические усло-, гидрогеологические условия района, расположение близлежащих промышленных и жилых принятого направления рекультивации и последующего использования территории, ли-ж и захоронения отходов и др. При закрытии меднорудных карьеров необходимо производить:
• обследование земель, на которых будут располагаться отвалы с последующей подготов-шия;
• гидрогеологические исследования для выявления гидрогеологических условий района и I с близлежащими водными объектами:
• селективное складирование серосодержащих и потенциально плодородных пород на тенные экраны;
• укрупненные технические решения по видам работ при выполнении рекультивации на предварительных проработок,
ж также
• ввиду недостатка на таких месторождения почвенно-плодородного слоя необходимо его с нарушенных земель с последующим хранением до конца отработки;
создавать дренажные системы, которые будут функционировать и после прекращения
предусматривать дополнительное изъятие земли под выполаживанис бортов с целью 1щения деформации массива.
ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОСНОВНОГО ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
КУЗНЕЦОВА Е. Г. Уральская государственная горно-геологическая академия
На современных карьерах применяются различные типы горных и I ране портных машин энного и зарубежного производства. Комплекс основного горно-транспортного оборудо-должен обеспечить своевременную подготовку пород к выемке, их выемку и погрузку-, пе-:нис, складирование и иногда первичную обработку в соответствии с мощностью грузопо-в пределах каждой технологической зоны карьера, в которой формируется грузопоток. Ана-работы действующих горных предприятий, увеличение глубины горных работ, тяжелые гор-жческие условия показывают, что главной проблемой открытых горных работ в настоящее (Я является проблема выбора видов транспорта. Сейчас капитальные затраты на транспорт со-тяют 60-65 % от всех затрат на строительство и поддержание производственной мощности на 4ых карьерах. Так, при разработке месторождений полезных ископаемых традиционно ис-ьзуется железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт. Технико-экономические гнности различных видов транспорта гюивслсны в таблице. При разработке месторождений используются комбинированные схемы транспортировки горной массы. Утвержденные в 2000 г. Министерствами экономики и финансов РФ. Госстроем и Г'оспро-России Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и , отбору для финансирования опираются на основные принципы и сложившиеся в мировой эко-жке подходы к оценке эффективност и инвестиционных проектов, адаптированные для условий схода к рыночной экономике (3]. Сравнение различных инвестиционных проектов (вариантов
проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных зателей, к которым относятся:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД);
- индекс доходности или индекс прибыльности (ИД);
- внугренняя норма доходности (ВИД);
- срок окупаемости.
Технико-экономические особенности раглнчнмх видов |ранспорга
Вил транспорта
Особенности транспорта
достоинства
недостатки
Железнодорожный
Высокая провозная и пропускная способность
Регулярность перевозок Невысокая себестоимость перевозок Возможность транс(юртирования любых видов горной массы Относительная экологическая чистота
Большие капиталовложения на жение пути
Большие затраты металла Низкая маневренность, большие сы кривых
Относительно небольшие про уклоны
Снижение производительности в ний период во время заносов Сложность организации движения значительные затраты на нутеун
Автомобильный
Большая маневренность и подвижность Высокая скорость поставки груза Небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния Универсальность в применении Высокие эксплуатационные характеристики при транспортировании до 1,5-2.0 км Возможность самостоятельного использования на карьерах округлой формы глубиной до 200-250 м
Возможность преодолевать более крутые уклоны
Более высокая скорость углубки карьера Малые радиусы закругления Возможность селективной выемки
Низкая производительность труда Низкий уровень эксплуатационных казателей
Плохое состояние дорожной сети Невысокая экологическая чистота Значительный штат водителей Зависимость работы от климат' условий
Конвейерный
Высокая производительность за счет поточности транспортирования Экологическая чистота Небольшие затраты на I т горной массы при транспортировании Невысокая удельная энергоемкость, металлоемкость
Неограниченная дальность транспортирования
Высокий угол подъема Возможность полной автоматизации
Отказ всей системы трансп вания при остановке одного из вейерных ставов, особенно м-радей
Сложность запуска конвей Линий, находящихся под завалом Высокая капиталоемкость к ерных линий
Требование прямолинейности сы
Высокая стоимость ленты, м срок службы Зависимость от климатических ловий - налипание, намерзание ной массы
Члсн-кор. РАН В. Л. Яковлевым обоснован общий критерий оценки сравнительной тивности транспортных систем и видов карьерного транспорта, соответствующий минимуму веденных затрат и учитывающий различие вариантов но продолжительности строительства ра, производственной мощности и срокам се освоения, качеству выдаваемой на обогащение ной массы, величине капитальных затрат и эксплуатационных затрат и их распределению за п
ж [4]. Разработанная методика, учитывающая динамику развития глубоких карьеров ми функционирования их транспортных систем, сохранила актуальность и при переходе экономике. Вместе с тем ряд положений в современных условиях требуют корректи-ГЪежде всего к ним следует отнести критерий оптимальности - минимум приведенных за-грно усложненный учетом дополнительных факгоров. обеспечивающих приведение вариантов карьерного транспорта в сопоставимый вид. В рыночных условиях такое ! обеспечивается автоматически при использовании ЧДД, ИД и ВИД. iчи, при решении которых возникает необходимость технико-экономической оценки <ых систем карьеров, можно разделить на следующие типы: Выбор вида карьерного транспорта. 2 Выбор рациональной модели и грузоподъемности транспортных средств и рацио нал ь-
высмочно-транспортиых комплексов. .V Выбор рациональной конфигурации системы транспортных коммуникаций, рациональ-I маршрутов движения, месторасположения перегрузочных пунктов и т. п. 3 качестве критериев оптимизации в задачах первого типа целесообразно учитывать ЧДД, и срок окупаемости. В случае, когда сравниваемые варианты незначительно отличаются ¡льностью строительства, производственной мощностью и качеством продукции, мож-«читься приведенными капитальными и эксплуатационными затратами за период опти-
Этот же критерий рекомендуется использовать при решении задач второго типа, являющих-равило, частными по отношению к задачам первого типа. При решении задач третьего качестве критериев целесообразно использовать минимум эксплуатационных расходов и паемости дополнительных капитальных вложений. Важным моментом технико-экономической оценки в современных условиях является учет различных видов транспорта к изменяющимся горно-техническим и экономическим м разработки карьеров. В общем случае под адаптацией понимается «процесс приспособ-системы к изменяющимся условиям среды» или «свойство системы сохранять приемлемый
функционирования при изменении внешних условий». Для рыночной экономики характерны достаточно резкие колебания объемов производства, ые изменением конъюнктуры рынка. Железнодорожный и конвейерный виды транспорта ивают высокие технико-экономические показатели при стабильных объемах производства, ных для плановой экономики. Лучшая адаптивность автотранспорта к рыночным усло-определяется:
- струюурий основных фондов - -значительно большей долей активной ее части по сравне-с другими видами транспорта;
- возможностью работы на различных источниках энергии;
- обеспечением высокой интенсивности ведения горных работ, а соответственно и гфоизво-дительности карьера;
- автономностью и гибкостью;
- меньшей зависимостью технико-экономических показателей от объемов произволства по сравнению с другими видами транспорта.
Высокая адаптивность является основным фактором, определяющим широкое раслростра-технологического автотранспорта на зарубежных горнодобывающих предприятиях. При оде к рынку следует ожидать некоторое расширение области применения автотранспорта и отечественных предприятиях, в частости, на глубоких карьерах. Вместе с тем из-за высокой имости перевозок автотранспорт как самостоятельный вид транспорта на отечественных ■сьерах большой глубины и производительности не будет конкурентоспособен конвейерному и ■Бжзнодорожному вилам транспорта [I).
Инфляционные процессы в экономике и нестабильность цен на основное горно-■санспортное оборудование вызывают затруднения в обосновании оптимальных решений при юсекгировании горных предприятий. В связи с этим в последние годы активизировались иссле-ажания по поиску дополнительных физических критериев оценки эффективности процессов и гхнологий. Одним из таких критериев являются энергетические затраты. Энергоемкость откры-сто способа добычи полезных ископаемых в значительной степени (50-90 %) определяется энергозатратами на транспортирование горной массы, имеющими тенденцию к увеличению с ростом аубины разработки. Исходя из основных функций транспорта глубоких карьеров, в качестве кри-трия оценки энергетической эффективности может быть принята величина удельных затрат энер-
гии на подъем I т горной массы из карьера, приведенной к первичным энергоресурсам - усломш му топливу.
Установлено, что в условиях глубоких карьеров энергетическая эффективность конвейере го транспорта (г| - коэффициент полезного использования энергии, ^«=15,4+21,5 %) в 1,9-2,2 ра выше, чем у электрифицированного железнодорожного (?1,=8,0+10,0 %) и в 2,4-3,0 раза выше, «в автомобильного (ть=6,5+7,5 %). Поэтому при формировании комбинированных транспортных са тем особое внимание должно уделяться глубокому вводу конвейерного и жслезнодорожхи транспорта и поддержанию объемов сборочных автоперевозок на минимальном, технологичесш необходимом уровне.
Важным направлением энергосбережения для всех видов транспорта глубоких карьеров ш ляется увеличение уклонов транспортных коммуникаций. В технологическом аспекте применена повышенных уклонов позволяет сократить дополнительный разнос бортов карьеров от размел! ния транспортных коммуникаций, в энергетическом - увеличение уклонов в определенном диаш зоне позволяет повысить энергетическу ю эффективность транспорта при работе на подъем гор^ массы.
Другим физическим критерием, позволяющим оценивать эффективность транспортных я тем карьеров, является удельное действие. Действие - это физическая величина, представляю«* собой произведение количества энергии, расходуемой на перемещение объекта, и времени его ■■ ремещения. В физике известен принцип наименьшего действия (принцип Гамильтона), которьи определенными допущениями межио распространить на транспортные системы карьеров.
Удельное действие является комплексным физическим показателем, увязывающим энераа емкость и производительность транспортных систем. На его основе можно решать задачи опт*« зации удельной мощности двигателей транспортных средств, к. п. д. трансмиссий и т. п. [2].
Использование физических критериев имеет определенные преимущества перед денежн^ оценкой транспортных систем. В отличие от денежной, оценка по предлагаемым физическим « териям является более стабильной, не подверженной инфляции и волюнтаристскому вмешатела ству. В целом физическая оценка не подменяет, а дополняет денежную оценку. Денежная оцен« дает основание для выработки производственной тактики, оценка по физическим критериям - зя выработки стратегии формирования транспортных систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I .Ле.чь Ю. И.. Сандригайло И. Я, Кузнецова Е. Г. Принципы оценки транспортных систем в у слови рыночной экономики // Проблемы карьерного транспорта: Мат-лы Между нар. конф. 3-4 декабря 2002 Екатеринбург: ИГД УрО РАН. 2002. 259 е.. 86 ил.
2. Лель Ю. И.. Сандригайло И. //. Фюические критерии оценки эффективности транспортных систс карьеров // Мат-лы Мсждуиар. науч.-техн. конф. 10-11 октября 2002 г. Екатеринбург: УП'ГА, 2002. 375 с 39 ил.
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору а финансирования: Официальное издание. М.: ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000. 421 с. (Утв. Госстр ем России. Мин. экономики. Мин. фшансов РФ. Госпланом России. № ВК 477 от 21.06.1999 г.).
4. Яковлев В. Л. Теория и практика выбора транспорта глубоких карьеров. Новосибирск: Наука, 191
240 с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДЕРЖКИ ПРИ РАСЧЁТАХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ОБОРОТА КАРЬЕРНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
СОРОКИН Л. А.. ЗАОСТРОВНЫХ Ю. А. Уральская государственная горно-геологическая академия
В современной методолог ической базе эксплуатационных расчётов карьерного железнодорожного транспорта имеется существенный пробел: они делаются без учёта структуры транспортной сети, её сложности. От числа, места расположения и назначения раздельных пунктов и стан-