Научная статья на тему '\ вопросы управления \ бокситы в разрезе'

\ вопросы управления \ бокситы в разрезе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопросы управления \ бокситы в разрезе»

\ вопросы УПРАВЛЕНИЯ \

Бокситы в разрезе

Мировой кризис заставил отечественных бизнесменов обратиться к внутренним резервам производства.

Так, в частности, поступили на ОАО «Боксит Тимана»

(г. Ухта, Республика Коми), входящем в компанию «РУСАЛ».

Уменьшение спроса на алюминий полтора года назад снизило потребление сырья для его производства, в том числе бокситов. На предприятии «Боксит Тимана» падение объемов добычи руды в целом за 2009 год составило 5,7%. Снижение спроса потребовало организационных и технологических изменений. «Плюс кризиса в том, что он заставляет переоценить то, чем владеешь, глубже проанализировать процесс производства», — считает управляющий директор предприятия «Боксит Тимана» Виктор Радько.

Скрытые возможности

«Боксит Тимана» добывает руду двумя способами: экскаваторным (руду взрывают, а затем экскаваторами грузят на автотранспорт) и фрезерным (специальный комбайн отрабатывает рудные блоки без взрыва). Себестоимость добычи, соответственно, разная: фрезерная технология дешевле экскаваторной практически на 30%. Фрезерным способом в 2008 году добывали 3% руды, в 2009-м — уже около 12%. В этом году планируется выйти на уровень 30%. За прошлый год в результате новаций на основных технологических переделах экономия составила 55 млн. рублей.

«Кроме основного производства, у нас есть и вспомогательные подразделения (по вырубке леса, автотранспортным услугам и т. д.), — продолжает Виктор Радько. — Часть работ была передана в аутсорсинг (проводились соответствующие

тендеры), причем их стоимость должна быть меньше наших затрат не менее чем на 25%. Есть и обратные примеры, когда работы, выполнявшиеся сторонними организациями, мы стали проводить самостоятельно. Принцип тот же — экономия. Все это позволило сохранить еще 11 млн. руб. за год».

Пришлось ужаться и управленческим службам, часть помещений была продана, частично отказались от аренды, что дало ежегодную экономию еще в 5,4 млн. руб. Все мероприятия позволили увеличить оборотный капитал на 16,4 млн. рублей.

Не обошлось и без оптимизации численности персонала. По утверждению Виктора Радько, этот процесс проходил в максимально мягкой форме. Например, вместе с транспортными услугами, переданными на аутсорсинг, подрядчику по взаимной договоренности была оформлена в аренду техника, а на работу перешел обслуживающий ее персонал. Часть сотрудников отправлена на выполнение общественных работ. Помимо выплат

Виктор

РАдько,

управляющий директор предприятия «БокситТимана»

Сотрудничество ОАО «Боксит Тимана» с Ухтинским отделением №6269 ЗападноУральского банка Сбербанка России началось 17 августа 2003 года. Будучи стратегическим партнером банка, предприятие находится на расчетно-кассовом обслуживании, заключен зарплатный проект во вклады и банковские пластиковые карты, пользуется услугами Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка России.

PHOTOXPRESS.RU

от городской службы занятости и районных ведомств, люди получали 2/3 средней заработной платы. Снижение расходов фонда оплаты труда предприятия дало в общую копилку экономии еще 9 млн. рублей.

Общий же итог мероприятий довольно впечатляющий — снижение себестоимости продукции к январю 2010 года на 50%, или экономия 142 млн. руб. за прошлый год. Несмотря на то что предприятие ограничено в средствах, выполнены все заявки потребителей, построен шихтовальный склад, приобретено новое оборудование (бульдозер, экскаватор, погрузчик, токарный станок).

«Зачем РУСАЛу завозить бокситы из других стран, когда недозагружены ваши мощности?» — задаю больной вопрос управляющему директору. Виктор Радько: «У нас все производство алюминия можно разделить на три больших этапа: добыча бокситов, выработка на их основе глинозема и производство самого алюминия, его электролиз. Так вот, мощности по производству алюминия у нас всегда превосходили глиноземные. После образования объединенной компании «РУСАЛ» этот дисбаланс несколько выровнялся, но все равно гли- л

нозема не хватает.

Соответственным образом складывается логистика перевозок. В состав РУСАЛа входит Николаевский глиноземный завод (Украина), который находится на берегу Черного моря. Какая логика везти бокситы с нашего севера, если из Гвинеи мор-

■ * -

ВИКТОР РАДЬКО родился в 1948 году в Казахстане. В 1972-м окончил Ленинградский горный институт по специальности «горный инженер», в 1990-м — Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР по специальности «экономика и управление». Трудовую деятельность начал слесарем по ремонту горного оборудования. После окончания горного института вернулся в город Аркалык, где в Тургайском бокситовом рудоуправлении прошел путь от горного мастера до директора предприятия. В 19951997 годах работал заместителем директора по развитию и инвестициям компании «Алюминий» (Москва). В 1998-2008 годах — гендиректор «Севуралбокситруда».

С ноября 2008 года возглавляет предприятие «Боксит Тимана».

ским транспортом дешевле? Или, имея завод на Ямайке, зачем бокситы откуда-то везти, когда сырьевая база там же и в недалеко расположенной Гайане. Мы же поставляем бокситы на Уральский и Богословский алюминиевые заводы, Бокситогорский глиноземный завод, есть еще ряд небольших потребителей, где как раз и произошло снижение объемов производства. Безусловно, это сказалось и на работе нашего предприятия».

Избавление от пороков

Еще одна возможность повышения эффективности работы, по мнению руководства компании «Боксит Тима-на», скрыта в человеческом факторе. Виктор Радько: «Когда изучишь выполнение каждой операции на производстве, понимаешь, что резервы есть практически у каждого. И моя задача — сделать так, чтобы люди работали с полной отдачей. Без этого нам не достичь современного уровня производства. Производительность труда в 2009 году составила 3333,6 т боксита на человека в год. Она может быть и выше, просто предприятие еще не вышло на проектную мощность. После завершения строительства наша производительность будет сопоставима со средними показателями зарубежных предприятий нашего профиля. А среди отечественных бокситовых рудников наши показатели лучшие».

На предприятии сегодня идет обновление парка оборудования. В этом году планируется приобрести новый японский экскаватор и буровой станок, которые позволят модернизировать имеющееся оборудование и оптимизировать основные производственные процессы. На предприятии «Боксит Тимана» считают, что, если не будет высокой производительности труда, которая возможна только при новейшей технике, проигрыш в конкурентной борьбе неизбежен.

Еще одна беда наших производств — игнорирование правил безопасности. Виктор Радько: «Мы не должны поощрять человека за соблюдение правил охраны труда. Когда говорят, что работник премируется за деятельность без травм и аварий, — это вредно. Он потом сразу начинает на этом деле спекулировать: не будете премировать — завтра получите случай. Это всеобщая практика. Вопрос надо ставить по-другому: первейшая обязанность сотрудника соблюдать правила и нормы техники безопасности. Причем, если работникобязан отвечать только за себя, то инженер — и за себя, и за того парня. Именно такой подход практикуется на Западе. Там строго спрашивают за нарушения. И мы проводим эту политику. У нас не было ни одного несчастного случая

Максим

Акимов

EAST NEWS

\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (97) 2010

65

два года. А в феврале этого года произошел. Некоторые говорят: «Сам человек виноват». Я отвечаю: «Нет, виноваты мы все». Да, предположим, работник не отключил электричество и полез разбирать оборудование. Формально виноват он. Но я считаю, что это мы не создали еще такую систему, при которой работник просто боялся бы нарушить правила. Ведь 95% всех несчастных случаев — это неверные действия персонала, здесь техника ни при чем. Человек обязан выучить до автоматизма: прежде чем совершить ту или иную операцию, он должен обязательно сделать то, что утверждено регламентом. Да и несчастные случаи, и аварии происходят, как правило, из-за накладки одного просчета на другой. Если один недочет, обычно ЧП не бывает, а вот несколько в сумме приводят, к сожалению, к печальным последствиям».

Пошаговая стратегия

Не знаю, знаком ли Виктор Радько близко с книгой Стивена Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», но принимаемые им меры полностью соответствуют рекомендациям гуру международного консалтинга.

В «Боксите Тимана», как и во всей компании «РУСАЛ», принята управленческая доктрина, согласно которой производство должно совершенствоваться непрерывно. Его рассматривают как блок определенных процессов (экскавации, перевозки, бурения и т. д.). Процесс раскладывают на операции. Например, бурение — это подъезд техники, собственно бурение, отбор образцов — все очень подробно расписывают. После этого проводят хронометраж — выясняют, сколько времени занимает каждое действие.

Далее выявляют непроизводственные потери.

В результате очередного исследования, например, выяснилось, что около 20% времени на том же этапе бурения тратится непроизводительно. Затем ставят цель — оптимизировать процесс, за счет чего повышается та же производительность труда.

Одна из основных трудностей становления новой производственной системы, внедряемой во всех

предприятиях компании «РУСАЛ», — то, что непосредственные исполнители: экскаваторщики, бурильщики, водители — не всегда понимают логику действий, конечную цель и задачи. Как ее преодолеть?

Виктор Радько: «Очень важно вовлечь людей в процесс производства. На каждую операцию мы составляем пошаговую карту ее выполнения. В разработке этого документа обязательно принимают участие исполнители: они сами карту делают, сами выдвигают предложения, сами же работают по намеченному плану».

Работает система поощрения сотрудников: оценивается и объем выполненных работ, и их качество. «Раз в неделю я рассматриваю ход внедрения производственной системы, — продолжает управляющий директор. — Руководитель каждой группы отчитывается, что он за неделю сделал, что планирует. Вместе анализируем ситуацию, обращаем внимание на охрану труда. Ну и разумеется, оптимизация должна приносить максимальную прибыль — в денежном измерении».

После выхода ОАО «Боксит Тимана» на проектную мощность его производительность труда будет сопоставима со средними показателями зарубежных предприятий.

ПРЕДПРИЯТИЕ «БОКСИТ ТИМАНА» создано в декабре 1992 года. Входит в состав компании «РУСАЛ». Главная задача — освоение бокситовых месторождений на Среднем Тимане (30% запасов боксита в России). В 1996 году предприятие получило лицензию на разработку бокситов, первая опытно-промышленная партия объемом 12,5 тыс. т успешно прошла технологические испытания на Уральском алюминиевом заводе в г. Каменск-Уральский, началось строительство автодороги от железнодорожной станции Чиньяворык к руднику. В апреле 1997 года в капитал предприятия «Боксит Тимана» вошла Сибирско-Уральская алюминиевая компания, что дало мощный толчок развитию горнорудного производства в Республике Коми.

В 1998-м началось строительство железной дороги на Среднетиманский бокситовый рудник, сдан в эксплуатацию шихтовальный двор. Спустя два года первая в России с 1917 года частная железная дорога протяженностью 158 км пришла на СТБР.

27 марта 2007 года объединились алюминиевые активы трех компаний: «РУСАЛ», «СУАЛ» и в!епсог. «Боксит Тимана» стало частью Объединенной компании «РУСАЛ» — крупнейшего в мире предприятия по производству алюминия и глинозема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.