тов, ограничивающий возможность проявления деятельного раскаяния стадией оконченного покушения5, по нашему мнению, недооценивает причину, в силу которой преступление не доводится до конца: воля виновного или обстоятельства, не зависящие от него. Поскольку автор допускает возможность деятельного раскаяния и при неоконченном преступлении, именно это обстоятельство, а не стадия предварительной преступной деятельности, имеют решающее значение для отграничения добровольного отказа от деятельного раскаяния.
Таким образом, деятельное раскаяние с присущими ему уголовно-правовыми последствиями может иметь место как после юридически оконченного преступления, так и после фактически оконченного преступления, недоведенного до момента его юри-
дического окончания, по причинам, не зависящим от воли лица, его совершающего.
1 См.: Советское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Г.А.Кригера, Н.Ф.Кузнецовой, Ю.М.Ткачевского. М.,1988. С. 173.
2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002. С. 379.
3 Бриллиантов А.В. Освобождение от уголовной ответственности: с учетом обобщения судебной практики: научно-практическое пособие. М., 2013. С. 19.
4 См., напр.: Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. С. 9; Астахов П. Повинную голову и меч не сечет // ЭЖ-Юрист. 2006. № 32.
5 Бриллиантов А.В. Указ.соч. С. 20-21.
ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ИЛИ ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ В ЦЕЛЯХ СБЫТА
ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА АКИМОВА,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Московского университета МВД России, Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право Научный руководитель: профессор кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент Боровиков В.Б.
Рецензент: доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук Гриневский Р.Г.
E-mail: Sleep02@mail.ru
Аннотация. Рассматривается понятие незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта. Проводится анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота названных предметов. Разграничиваются понятия незаконного оборота и нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих и ядовитых веществ.
Ключевые слова: сильнодействующие вещества, ядовитые вещества, порядок оборота, незаконный оборот, нарушение правил производства, сбыт.
Annotation: This paper is devoted to the concept of illicit trafficking of potent or toxic substances for marketing purposes. The analysis of normative legal acts regulating the procedure mentioned turnover items. Differentiated concepts of illicit trafficking and violation of rules governing the production, acquisition, storage, recording, release, transport or delivery of potent and toxic substances.
Keywords: Potent substances, toxic substances, the procedures for circulation, trafficking, violation of rules governing the production, distribution.
Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта представляет угрозу здоровью населения, чему способствует их относительная доступность по сравнению с наркотическими и психотропными веществами, менее жесткие меры контроля и невысокая цена.
Объективную сторону рассматриваемого престу-
пления составляют различные по своему содержанию деяния: изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сильнодействующих или ядовитых веществ, а так же незаконный оборот оборудования для их изготовления или переработки.
Диспозиция ч. 1 ст. 234 УК РФ незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ опре-
деляет как незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.
По своему содержанию перечисленные деяния тождественны таким же действиям, совершаемым в отношении наркотических средств или психотропных веществ. В ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дается определение оборота наркотических средств, психотропных веществ, под которым понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, согласно этому закону, понимается оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации1. Итак, незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ - это оборот указанных предметов, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Часть 1, ч. 2, ч. 3 ст. 234 УК РФ устанавливают ответственность за собственно незаконный оборот, а именно, изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, либо оборудования для их изготовления или переработки. В ч. 4 данной статьи речь идет об ответственности за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, установленных в сфере законного оборота этого же предмета. Законодатель, разделив понятия законного и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не дифференцировал ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. Это создает определенные сложности в применении данной нормы. В связи с этим, считаем целесообразным разделение ст. 234 УК РФ на две самостоятельные статьи, исключив ч. 4 ст. 234 и дополнив УК РФ ст. 2341. «Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ». Это позволит реально
оценить общественную опасность указанных выше различных форм преступного поведения с учетом признаков субъективной стороны деяния и особенностей личности лиц, их совершивших.
В настоящее время существует огромное количество нормативных актов, регулирующих оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта. К таким нормативным правовым актам относятся как регулирующие оборот названных веществ внутри нашего государства, так и на международном уровне. Однако, четкого определения понятия незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ до сих пор нет. В юридической литературе, а так же в нормативных документах данное определение трактуется по-разному. По нашему мнению, под незаконным оборотом следует понимать оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в нарушение закона и других нормативных актов, регулирующих порядок изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки или пересылки в целях сбыта названных веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.
Объективная сторона исследуемого нами деяния включает несколько альтернативных действий, совершения каждого из которых в отдельности достаточно для признания в содеянном состава преступления. Такое детальное перечисление альтернативных действий одного состава позволяет единообразно толковать закон и более правильно уяснять волю законодателя, который объединил в одном составе несколько схожих по степени и характеру общественной опасности и противоправно-«2
сти деяний2.
Оборот сильнодействующих или ядовитых веществ регулируется различными нормативными правовым актами в зависимости от сферы распространения и их свойств. Например, относятся ли они к медицинским препаратам, лекарственным средствам, химическим веществам и т.д.
Так, деятельность, связанная с оборотом лекарственных средств, в том числе содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества, регулируется ФЗ от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в котором указано, что для каждого препарата необходимо соответствующее лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация экспертизы лекарственных средств, этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения; выдача разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов, ведение реестра выданных разрешений на проведение клинических
исследований лекарственных препаратов; государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств3. Формирование государственного задания на проведение экспертизы лекарственных средств и финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»4.
Существует специальный порядок ввоза на территорию Российской Федерации и порядок вывоза с территории Российской Федерации лекарственных средств. При этом Министерство здравоохранения Российской Федерации обязано предоставить в распоряжение Федеральной таможенной службы государственный реестр лекарственных средств, а также информацию о выданных разрешениях на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента5.
Кроме того, оборот сильнодействующих и ядовитых веществ регламентируется большим количеством нормативных правовых актов. Например, осуществление оборота таких лекарственных средств, как алпразолам, барбитал, бромазепам, бротизо-лам, диазепам, золпидем, клоназепам, лоразепам, медазепам, мезокарб, мепробамат, мидазолам, ни-тразепам, оксазепам, темазепам, тетразепам, фенобарбитал, флунитразепам, флуразепам, хлордиазе-поксид, эстазолам должно осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, с указанием видов работ (услуг), выполняемых (осуществляемых) по обороту соответствующих видов веществ6. Хранение сильнодействующих веществ, находящихся под международным контролем, осуществляется в помещениях, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (которыми являются сильнодействующие вещества, находящиеся под международным контролем), выписываются на аналогичных формах рецептурных бланков7. Требования к охране помещений установлены только для помещений хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня нар-
котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации8. К охране помещений хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, находящихся под международным контролем, могут быть привлечены подразделения вневедомственной охраны МВД России, ведомственная охрана или организации, имеющие лицензию на частную охранную деятельность9.
Не менее распространенной является реализация биологических активных добавок (БАД), содержащих в своем составе сильнодействующие и ядовитые вещества. В связи с увеличением ассортимента производимых и реализуемых БАД, расширением контингентов их потребителей и с учетом накопленного опыта в настоящее время возникла необходимость внесения изменений в методические документы по рекомендуемым уровням потребления биологически активных веществ, список запрещенных при производстве БАД компонентов, внедрения в практику новых методов их определения, ужесточение требований к сырью, повышения эффективности государственного надзора за указанной продукцией10.
В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»11 и ФЗ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»12 биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов не должны содержать сильнодействующие и ядовитые вещества.
Оборот биологических активных добавок должен осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», устанавливающими гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте биологических активных добавок13. Перечень основных биологически активных веществ и допустимые величины их суточного потребления для взрослых в составе биологически активных добавок к пище установлены Приложением 5 к разделу Единых санитарных требований14.
Оборот биологических активных добавок, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества, образует состав преступления, предусмотренный ст. 234 УК РФ.
На наш взгляд, в связи с наличием большого количества нормативных правовых актов, регулирующих оборот биологических активных добавок, содержащих сильнодействующие и ядовитые веще-
ства, возникают проблемы, требующие совершенствования нормативной базы и правоприменительной практики.
Таким образом, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, а именно незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка, а так же сбыт данных веществ представляют значительную угрозу здоровью населения, как и нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки этих предметов. Применение уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 234 УК РФ, в ряде случаев сопряжено со сложностями, связанными с установлением предмета этого преступления, наличием бланкетной диспозиции, противоречивостью правовой основы, регламентирующей оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в нашей стране. Устранение этих сложностей, в частности, совершенствование правовой базы, определяющей специфику регулирования отношений в сфере обращения с названными выше предметами, является важнейшим направлением в борьбе с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ.
1 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // «Собрание законодательства РФ», 12 января 1998 г., № 2, ст. 219.
2 См.: Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений : закон, теория, практика. М.: Центр ЮрИнфор, 2010.
3 Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // «Собрание законодательства РФ», 19 апреля 2010 г., № 16, ст. 1815.
4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Собрание законодательства РФ», 15 января 1996 г., № 3, ст. 145.
5 Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 59 «О предоставлении информации о ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации и вывозе лекарственных средств с территории Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 14 февраля 2011 г., № 7, ст. 990.
6 <Письмо> Минздрава России от 28 мая 2013 г. № 25-4/10/23714 <Об изменении требований к обороту некоторых сильнодействующих веществ> // Интернет ресурс Консультант плюс.
7 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2006 г. № 7353) // «Бюлле-
тень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 5, 30 января 2006 г.
8 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров») // «Собрание законодательства РФ». 2010. 25 января. № 4. ст. 394.
9 <Письмо> Минздрава России от 17 декабря 2012 г. № 2182796/25-4 <О хранении сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств> // Интернет ресурс консультант плюс.
10 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2007 г. № 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2007 г. № 9267) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 18, 30 апреля 2007 г.
11 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // «Собрание законодательства РФ», 5 апреля 1999 г., № 14, ст. 1650, Изменения, внесенные Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2013 г.).
12 Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // «Собрание законодательства РФ», 10 января 2000 г., № 2, ст. 150. Изменения, внесенные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ, вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете». 2011. 22 июля).
13 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.3.2.107801. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2002 г. № 3326) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 22, 3 июня 2002 г. Изменения, внесенные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июля 2011 г. № 90 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 2012. 30 января.
14 Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http:// www.tsouz.ru/, 28 июня 2010 г.