Научная статья на тему 'Вопросы ценообразования в гостиничном хозяйстве'

Вопросы ценообразования в гостиничном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Т. Мак, В. Н. Тищук, Е. В. Андросова

Рассмотрены методы определения цены на гостиничные услуги. Исследование проведено на примере гостиничного рынка г. Одесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PRICING IN HOTEL-KEEPING

Methods for price determination at hotel services are examined. The research is carried out on the example of hotel market of Odessa

Текст научной работы на тему «Вопросы ценообразования в гостиничном хозяйстве»

Ссылка на статью_

Мак В.Т. Вопросы ценообразования в гостиничном хозяйстве/ В.Т. Мак, В.Н. Тищук, Е.В. Андросова // УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iM. В.Даля, 2003. - № 4(8).- C.130-138._

УДК 338.484.2

В.Т. Мак, В.Н. Тищук, Е.В. Андросова

ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Рассмотрены методы определения цены на гостиничные услуги. Исследование проведено на примере гостиничного рынка г. Одесса. Рис. 2, табл. 1, ист. 7.

В.Т. Мак, В.М. Тищук, О.В. Андронова

ПИТАННЯ Ц1НОУТВОРЕННЯ В ГОТЕЛЬНОМУ ГОСПОДАРСТВ1

Розглянут методи цЫоутворення на готельн послуги. Робота була виконана на прикладi готельного ринку м. Одеса. Рис. 2, табл. 1, дж. 7.

V.T. Mak, V.N. Tishchuk, Y.V. Androsova QUESTIONS OF PRICING IN HOTEL-KEEPING

Methods for price determination at hotel services are examined. The research is carried out on the example of hotel market of Odessa.

Постановка проблеми в общем виде и анализ последних публикаций.

Туризм - один из главных секторов мировой экономики. Поступления от него в 1999 году составили 445 миллиардов долларов, а в 2002 году по прогнозам ВТО этот показатель может достигнуть двух триллионов долларов. В Украине туристическая отрасль в 1999 году предоставила через предприятия разных секторов национальной экономики услуг в объеме 16,0 млрд. грн. Программа «Украина - 2010» предусматривает, что поступления от туризма через пять лет составит 6,5 а в 2010 году 8 миллиардов долларов [1]. Согласно данных ВТО [2], на долю туризма в 2000 году приходилось около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли почти 10 % мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туризме составляет 192 млн. человек, или 8 % от общих показателей занятости в мире. Туризм стоит на первом месте в мировом экспорте товаров и услуг - 8% от мировой торговли товарами и услугами.

Гостиничная инфраструктура является одной из главных составляющих туристической индустрии Украины. Количество и качество средств размещения в основном определяют реальный туристический потенциал государства. На сегодня в Украине насчитывается более 4,5 тысяч средств размещения туристов и отдыхающих на 620 тысяч мест, при этом модернизацию старых и строительство новых объектов отечественными и иностранными инвесторами в 2001 году вложено более 378 миллионов гривень [3].

Выделение нерешенной ранее части проблемы. Несмотря на вышесказанное, следует отметить, что гостиничное хозяйство и туризм в целом

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

1

находятся в неудовлетворительном состоянии. Виною этому является нечёткость структурирования предприятий гостиничного хозяйства и их соотношение со сферой туризма, требующая серьезной доработки нормативно-правовой базы туристической отрасли, несоответствие средств размещения международным требованиям, отсутствие инновационных проектов и серьёзных научных исследований в области туризма и гостиничного хозяйства, неудовлетворительное состояние туристической, сервисной и информационной инфраструктуры, не отлаженная система налогообложения предприятий гостиничного хозяйства, которые только повышают цену конечного продукта и не дают возможности развиваться, отсутствие государственной поддержки и комплексного подхода к рекламе туристического продукта на внутреннем и международных рынках.

Одним из направлений выхода туристической отрасли из кризисного состояния является оптимальное ценообразование на гостиничные услуги. Однако целенаправленные исследования в этом направлении не проводились. Поэтому целью данной статьи является установление закономерностей рационального ценообразования в гостиничном хозяйстве на основе анализа опроса туристов, посетивших Одессу.

Основной материал исследования. Настоящее исследование базируется на примере гостиничного рынка г. Одесса. В августе 2001 года был проведен опорос иногородних и иностранных туристов, посетивших Одессу. Опрошено 160 туристов возрастной категории от 20 до 50 лет.

Исключительно важным вопросом для Украины на сегодня является развитие материальной базы туризма, то есть строительство новых гостини, реконструкция и техническое обновление старых. Для реализации данного вопроса необходимы инвесторы, которые согласятся вложить в эту сферу деньги. В свою очередь для инвесторов важны такие показатели, как рентабельность гостиницы, период окупаемости, ЫРУ и т.д. Многие западные инвесторы заинтересованы в строительстве новых фешенебельных гостиниц с аккредитацией в четыре - пять звёзд. В основном это связано с тем, что в Украине до 2000 года не было ни одной гостиницы, соответствующей данному уровню обслуживания (в 2000г. появилась первая в нашей стране гостиница «Кемпински-Одесса»), поэтому этот сегмент рынка достаточно свободен. Тем не менее, ощущается острая нехватка туристических гостиниц с уровнем аккредитации в 1-3 звезды, так как на данный сегмент рынка в Украине распространяется самый большой спрос. Результаты нашего опроса выявили следующие тенденции.

Распределение клиентов гостиниц различной категории показало, что чем выше категория, тем меньше клиентов пользуется её услугами. Это значит, что туристические гостиницы будут более востребованы, чем фешенебельные отели, поскольку у них более обширный рынок сбыта своих услуг. Для инвесторов данные виды средств размещения интересны тем, что затраты на их строительство или реконструкция намного ниже чем при строительстве фешенебельного отеля. Также необходимо отметить, что расходы на содержание гостиниц туристического класса намного ниже, при этом качество сервиса, предоставляемого в этих гостиницах не должно существенно отличаться от сервиса в фешенебельных гостиницах.

На сегодня в Одессе действует 15 сертифицированных гостиниц, одна пятизвёздочная, две четырёх- и трёхзвёздочные гостиницы, семь двухзвёздочных и три гостиницы категории одна звезда, номерной фонд составляет 1600 номеров, а еще 10 лет назад в Одессе их было двадцать три

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

гостиницы на 6800 мест. Для примера в г.Киев действует около 95 предприятий гостиничного хозяйства, номерной фонд которых составляет 7637 номеров. При этом Одесская область занимает второе место по приёму внутренних туристов (9,66% от общего числа внутренних туристов) и третье место по приёму иностранных туристов (17,65% от общего числа иностранных туристов посетивших Украину) [4]. По данным мэрии в сезон Одессу посещает до 500 тысяч человек ежемесячно, и эти показатели имеют тенденцию к росту [5]. Данный анализ показывает, что Одесса и Одесская область являются перспективным регионом для привлечения инвестиций в гостиничное хозяйство.

Рис. 1. Стоимость стандартного двухместного номера в одесской гостинице, долларов

США/сутки

Рассмотрим теперь стоимость двухместных номеров на примере гостиниц г. Одесса (рис.1). Из рисунка видно, что ценовая ситуация в одесских гостиницах характеризуется рядом особенностей. Так, по уровню цен трёхзвёздочная гостиница «Красная» опережает четырёхзвёздочную гостиницу «Моцарт», а среди данной категории отелей разность в ценах за стандартный двухместный номер составляет порядка 40 долларов в сутки. Для двухзвёздочных гостиниц характерна цена 11-12 долларов в сутки, исключением является гостиница «Виктория», в которой за двухместный номер необходимо уплатить 25 долларов, хотя при размещении в этом номере одного человека цена составит 12,5 доллара. Как видно, цена зависит не только от категории гостиницы. Здесь существуют и такие факторы, как месторасположение, номерной фонд, площадь номерного фонда, оснащение номеров, дополнительные услуги для постояльцев. Разница в ценах также определяется и иными факторами. Например, у гостиницы «Красная» имеются свои постоянные клиенты, а гостиница «Моцарт», открывшаяся менее чем полгода назад, должна еще завоевать клиентов, что стимулирует ее к снижению цен. Более низкие цены и комфортные номера, а также удобное месторасположение в самом центре города привлекают не только клиентов трёхзвёздочных гостиниц, но и туристов, ориентирующихся на четырёх- и пятизвёздочные гостиницы.

Таким образом, для того, чтобы привлечь клиента, гостиница должна обладать каким-то преимуществом. Чаще всего, это дополнительные услуги, которые может получить клиент. В большинстве случаев предложение новых услуг существенно увеличивает количество клиентов. Привлечение новых услуг должно давать не только увеличение потока туристов, но и приносить

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

3

дополнительную прибыль инвесторам. В этом случае преимуществом обладает гостиница, имеющая свободные площади или обладающая большим земельным участком. Тогда на этой территории можно разместить боулинг, диско-клуб, теннисные корты, автостоянку, плавательные бассейны и др. Если же гостиница не обладает такими территориями, то можно разместить бильярдную, сауну, зал игровых автоматов, интернет-клуб, банкомат и др. Некоторые из этих услуг могут быть включены в стоимость номера и предлагаться как бесплатные. Так как реалии сегодняшней жизни требуют максимум комфорта в номерах, то телевизор является неотъемлемой частью любого гостиничного номера. Если гостиница имеет более 50 номеров с телевiзорами, то включение цены данной услуги в стоимость номера существенно не отразится на последней, а клиент будет доволен.

Услуги сети Интернет всё шире используются различными категориями туристов. Оборудование и обслуживание зала с компьютерами не слишком затратно для гостиниц, но при этом кроме клиентов гостиницы, данное помещение могут использовать при проведении конференций и съездов сторонние организации. Перспективным является использование банкоматов, которые можно разместить при входе в гостиницу. Однако для этого гостиница должна быть, как минимум, на людном месте, для того чтобы банк бесплатно установил его. Хотя это и не принесет гостинице прибыль, но количество клиентов может повысится из-за дополнительной услуги.

Учитывая специфику города Одесса как морского курорта, можно предоставлять услуги проката инвентаря и снаряжения для отдыха на море или, если есть возможность, взять в аренду часть пляжа и предоставить своим клиентам чистый ухоженный пляж с полным снаряжением оборудования для отдыха. Гостиница получит не только дополнительную прибыль, но и дополнительных клиентов, которыми могут стать и жители Одессы, желающие отдыхать на чистом пляже.

В Одессе и одесском регионе сложилась типичная ситуация, характерная для курортных регионов. В летний период загрузка гостиниц и других средств размещения составляет порядка 100% (в июле - августе), а в зимний период около 20 % (январь, февраль). Подобную ситуацию можно изменить путём предложения более низких цен в межсезонье. Но данная практика применяется только частными средствами размещения и на базах отдыха, но ни одна гостиница в Одессе еще не имеет такой практики. Отметим, что данная практика применяется на большинстве мировых курортов. К примеру, в Турции в межсезонье можно снять номер в пятизвёздочной гостинице за 10-20 долларов, хотя в сезон данный номер может стоить 60-100 долларов. У нас эта проблема решается иногда простой консервацией части гостиничных номеров.

Существенным недостатком в системе гостиничного ценообразования Украины является ситуация двойной, а то и тройной цены с так называемым «коэффициентом для граждан СНГ» и «коэффициентом для иностранцев». Операторы гостиничного бизнеса аргументируют это тем, что уровень платёжеспособности иностранного клиента намного выше, чем украинского, и основную долю прибыли получают гостиницы в основном за счёт иностранцев, а цены для внутреннего туриста находятся на уровне себестоимости услуг. В конце сентября 2001 года на совещании, посвященном этой проблеме, председатель Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма В.И. Цыбух четко высказался за необходимость окончательного урегулирования вопроса. Большинство участников совещания, среди которых были директора крупнейших отелей, представители других центральных органов

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

исполнительной власти, руководители профессиональных ассоциаций, сошлись во мнении, что с 1 января 2002 года следует по всей стране ввести практику одинаковых цен на гостиничные услуги, независимо от гражданства, во всех предприятиях любой формы собственности [6]. По истечении практически одного года в Одессе только пять гостиниц имеют цену одинаковую как для украинских, так и для иностранных туристов. Это свидетельствует о непонимании операторами стратегической перспективности данного шага и не желание изменять сложившееся положение, хотя это неизбежно приведёт к уменьшению объема иностранных туристов в данных средствах размещения.

Опрос также показал, что Одессу в основном посещают украинские (около 62%), российские (17%) и белорусские (16%) туристы. Это связано с тем, что в Одессе туристы из этих стран могут позволить себе отдохнуть при небольших затратах. Поэтому целесообразно ориентироваться именно на данную группу туристов. Особенностью данной группы туристов является то, что украинский турист тратит в процессе отдыха в среднем 15 долларов в сутки на весь перечень услуг, а российские и белорусские туристы - в среднем по 30 долларов в сутки на проживание и 15 на суточное питание [7].

Анализ платёжеспособности1 гостей г. Одесса (рис.2) показывает, что около половины респондентов, а именно 48%, готовы платить от 10 до 30 долларов в сутки, что свидетельствует о высоком спросе на недорогие средства размещения. Такую цену могут предоставить гостиницы, имеющие аккредитацию в 1-2 звезды, что поможет привлечь менее платёжеспособного украинского клиента в Одессу. Без сомнения, проблемы ценообразования в гостиничном деле являются самыми основными для ведения успешной хозяйственной деятельности.

т о

IX ф

ч

X

о

К 10

е;

а 5

20-30 30-40 40-50 50-100

платёжеспособность респондентов, долларов США

не пользуются услугам и гостиниц

Рис. 2. Платёжеспособность туристов, посещающих Одессу

Анализ данных опроса свидетельствует о том, что цены на гостиничные номера в одно - двухзвёздочных гостиницах могут быть подняты в 1,5-2 раза.

35

30

25

20

5

0

1 Сумма денег, которую готов уплатить турист за проживание в гостиничном номере с

семьей/друзьями из 3-х человек_

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

5

В мире существует более десятка методов расчёта цены на товары и услуги, хотелось бы их выделить в несколько групп.

Первая группа предоставляет собой методику определения цены, ориентированной на себестоимость и затраты. Сюда входят такие методы, как метод «затраты плюс», метод коэффициентов, метод «точки безубыточности», метод актуальной себестоимости.

Вторая группа методов представляет собой методы, связанные с получением прибыли: метод целевой нормы прибыли, метод базисной цены, метод маргинальных цен.

Заслуживают также особого внимания методы ценообразования, ориентированные на сбыт, и учитывающие разнообразные специфические особенности рынков сбыта: методы, ориентированные на сбыт, метод престижной цены, метод цены-приманки, метод психологических цен.

Особенностью обслуживания туристов в Одесском регионе является широкое предоставление услуг размещения в частном секторе, что создаёт жесткую конкурентную среду для гостиничного хозяйства. Поэтому в вопросах ценообразования необходимо учитывать и данный фактор. Сильной стороной гостиниц является возможность предоставления широкого спектра услуг в отличие от частных средств размещения. Учитывая это основным фактором при определении цены является конкурентная среда. Общепризнанным является тот факт, что операторы гостиничного рынка используют в идеале не один, а сразу несколько методов ценообразования, это помогает им быть более эластичными и чётко реагировать на изменения в конкурентной и экономической среде. Операторы рынка гостиничных услуг в основном предпочитают методы, ориентированные на получение прибыли. Методы, ориентированные на себестоимость, лучше всего использовать в гостинице в точках общественного питання, поскольку в этой среде затраты и себестоимость составляют наибольшую часть в совокупном доходе.

Рассмотрим процесс ценообразования для гостиницы туристического класса, предоставляющей услуги проживания по ценам, соотносимым с данными опроса.

Для начала рассмотрим затраты, какие несёт гостиница в процессе своей жизнедеятельности. Это необходимо для того, чтобы гостиница могла действовать безубыточно.

К постоянным издержкам относятся: зарплата персонала, плата за землю, амортизация зданий, ремонтный фонд и др., к переменным издержкам относятся все эксплуатационные материалы, электроэнергия отчисления во всевозможные фонды. Операторы гостиничного рынка часто пользуются методом «точки безубыточности» для того, чтобы определить тот объем предоставляемых услуг, при котором они выходят на уровень прибыльности бизнеса.

Итак, рассмотрим, сколько тратит типовая гостиница в две звезды на своё содержание. Под типовой гостиницей усматривается функционирующая гости ница, имеющее порядка 200 номеров. Зарплата является одной из наиболее затратных статей в постоянных затратах отеля. Например, штатное расписание двухзвёздочного отеля следующее:

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

Таблица 1

Штатное расписание 2-х звездочного отеля 1пап

№ п.п. Должность К-во чел. Месячный оклад Итого за месяц Итого за год

1 Директор 1 250 250 3000

2 Зам. директора по ком. вопросам 1 200 200 2400

3 Главный бухгалтер 1 200 200 2400

4 Бухгалтер-кассир 1 150 150 1800

5 Старший администратор 1 150 150 1800

6 Администратор-кассир 4 120 480 5760

7 Швейцар 4 100 400 4800

7 Горничная 12 100 1200 14400

8 Завхоз 1 150 150 1800

9 Слюсар-са нтехн ик 4 100 400 4800

10 Уборщики служебных помещений 2 60 120 1440

11 Дворник 2 60 120 1440

12 Начальник службы охраны 1 150 150 1800

13 Охранник 4 100 100 1200

14 Итого 4070 48840

Амортизация типового отеля составляет порядка 80 тысяч долларов в год. Ремонтный фонд каждая гостиница определяет сама, и в Одессе это в основном порядка 1 гривни в человеко-день. Что касается расходов на маркетинг, то они определяются самостоятельно руководством гостиницы и зависят от ее стратегии. К постоянным издержкам также относятся затраты на пожарную сигнализацию (в Одессе они составляют порядка 1300 гривень в месяц или порядка 3000 долларов в год), затраты на охрану здания, которую могут осуществлять как правоохранительные органы, так и частные охранные фирмы, затраты по обслуживанию лифтов, если таковые имеются.

Следующим важным затратным разделом для гостиницы является плата за коммунальные услуги, предоставляемые ей. Это плата за воду, газ, отопление, если, конечно, не имеется собственной котельной. В среднем потребление воды

в гостинице составляет порядка 0,5 м в человеко-день. Потребление электроэнергии составляет около 9 кВт час /человеко-день. Стирка белья тоже является немаловажной статьей расходов. Так, постирать 1 килограмм белья стоит порядка 1,5 гривни, а комплект белья для одного постояльца составляет порядка 3 килограмм.

Согласно Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» размер расходов на рекламу, которые относятся к валовым расходам, определён в размере 2 % от суммы налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчётный период. Данная сумма расходов на рекламную кампанию может существенно влиять на доход предприятия, поскольку ситуация на рынке гостиничных услуг достаточно нестабильна.

Рассчитав по вышеприведенной формуле критический объем предоставляемых услуг, мы получили данные, что при цене в 10 долларов США за номер в сутки гостиница должна предоставлять минимум 26959 номеров в год или же её среднегодовая загрузка должна равняться 36,5%. Данные показатели загрузки говорят о том, что предоставление данного объема услуг по данной

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цене позволят гостинице работать безубыточно, а если учесть, что в Одессе средняя годовая загрузка равна около 50 %, то это говорит о том, что гостиница будет прибыльной.

Определив себестоимость гостиничного номера, операторы гостиничных услуг, как правило, определяют цену по состоянию рынка, т.е. по конкурентной среде. В связи с этим максимизация прибыли находится в области минимизации издержек. Особой статьей в издержках средств размещения является гостиничный сбор, который составляет 20% от стоимости номера. В то же время санатории освобождены от такой выплаты. Вот почему в Одессе многие санатории перешли на режим гостиниц, не утрачивая при этом своего санаторного статуса. Они составляют, во-первых, конкуренцию гостиницам, а во-вторых, могут привлечь клиентов более низкими ценами при том же уровне сервиса, что и в гостинице. Эта проблема актуальна не только для Одесского региона, но и для Украины в целом. Так, в апреле 2002 года тогдашний премьер-министр Украины А. Кинах дал задание Государственной туристической администрации подготовить предложение по оптимизации данного налога. Против его полной отмены выступили Министерство финансов и Государственная налоговая администрация но в проект нового налогового кодекса депутаты внесли ставку данного налога на уровне 5 %.

Очень поучителен опыт Киева, где сессия горсовета установила следующие тарифы гостиничного сбора: одно- и двухзвёздочные гостиницы - 10%, трёхзвёздочные гостиницы - 15%, а четырёх- и пятизвёздочные гостиницы -20%. Эти тарифы не оптимальны, так как гостиницы тогда не будут заинтересованы в повышении своей категорийности, но всё же менее категорийные гостиницы смогут устанавливать более приемлемые тарифы на проживание, а соответственно привлекать клиента, который до этого селился в частном секторе.

Выводы по результатам проведенного исследования. Одесса занимает хорошее географическое, рекреационное, экономическое положение, но для привлечения в неё как простих, так и бизнес-туристов необходимо улучшить сложившуюся ситуацию на рынке средств размещения. Должна быть оптимизирована цена на услуги одесских гостини. Так, в Одессу прибывает больше всего туристов готовых платить до 30 долларов в сутки за номер, причём, подавляющее большинство туристов могут заплатить от 10 до 20 долларов, но гостини, готовых принять такого клиента и обеспечить его всеми необходимыми благами, в Одессе не много, а соответствующие данным требованиям гостиницы предлагают номера по более высокой цене.

В Украине на гостиницы давит непосильный налоговый пресс. Поэтому на законодательном уровне необходимо оптимизировать уровень налогов и сделать, его единим для всех средств размещения. Что же касается гостиничного сбора, то его необходимо сделать гибким и изменяющимся в зависимости от прибыли гостиницы, сезонности, уровня загрузки и т.д.

Операторам украинского рынка гостиничных услуг следует работать, используя западный опыт, в частности, устанавливая цены на номера, необходимо ориентироваться не только на категорию отеля, а и на реальный спрос на данный отель. Так, в межсезонье можно существенно снижать цены для привлечения бизнес-туристов и простых отдыхающих, а не просто консервировать на этот период часть своего номерного фонда.

Снижению цены гостиничного номера могут также помочь снижение постоянных и переменных издержек. Следует использовать энергосберегающие технологии, перспективные территории Одесского региона. Использование

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

энергии моря и катакомб может не только обеспечить гостиницу постоянным отоплением и кондиционированием, но и горячей водой, при этом окупаясь за период в год-полтора и делая гостиницу автономной и независимой от городских коммунальных служб.

Хотя и бытует мнение, что в Украине выгодно строить фешенебельные отели со стоимостью проживания от 50 до 100 долларов, данное исследование показало, что в Одесском регионе будущее за гостиницами, предлагающими максимум услуг по низким ценам, и ориентация данного рынка должна быть в первую очередь на отечественного клиента. ЛИТЕРАТУРА

1. Пазенюк В. Феномен туризма // Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2001. - №1 (4). -С. 21.

2. Алексеев А. Перспективы развития туризма в России // Отель. - 2002. - №2. - С. 66.

3. План развития туризма до 2010 года. Постанова КМУ от 29/04/2002 №583 // Гостиничный и ресторанный бiзнес. - 2002. - № 5. - С.8.

4. http://www.utis.com.ua/dpt_u/prev/sb.pdf: Туризм в УкраТн - 2000 рк. Статистичний бюлетень. - КиТв, 2001 - ^25-26.

5. http://www.sudohodstvo.com/news/index.php3?cat=1 &date=2002-02-13.

6. Самарцев Е. Методика ценообразования в гостиничном и ресторанном бизнесе// Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2001. - №7. - С.17.

7. http://www.utis.com.ua/dpt_u/prev/sb.pdf: Туризм в УкраТн - 2000 рк. Статистичний бюлетень. - КиТв, 2001. - а 38.

Стаття надмшла до редакцп 03.12.2003 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 4(8)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.