Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА'

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / НОРМИРОВАНИЕ / НОРМЫ ТРУДА / НАГРУЗКА / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М.

Представленный материал касается прав и обязанностей государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в вопросах нормирования труда. В нем рассматривается сфера полномочий руководителей указанных учреждений в качестве работодателей по организации нормирования. Со ссылкой на Трудовой кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, посвященные данной тематике, анализируются различные аспекты нормирования труда, в частности, степень полноты охвата нормами труда всех работников медицинских организаций, тождественность показателей нагрузки и норм труда и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES RELATED TO THE POWERS OF STATE (MUNICIPAL) HEALTHCARE INSTITUTIONS IN THE FIELD OF LABOR RATIONING

The presented material concerns the rights and obligations of state (municipal) healthcare institutions in matters of labor rationing. It examines the scope of authority of the heads of these institutions as employers for the organization of rationing.With reference to the Labor Code of the Russian Federation and other normative legal acts devoted to this topic, various aspects of labor rationing are analyzed. In particular, the degree of completeness of the coverage of labor standards of all employees of medical organizations, the identity of load indicators and labor standards, etc.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА»

От редакции:

В последнее время контролирующие органы в рамках проводимых ими проверок все чаще обращают внимание на наличие в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения систем нормирования труда. На вопросы, касающиеся правомерности подобных претензий, прав и обязанностей учреждений иметь разработанную систему нормирования труда и т.д., отвечают наши эксперты в данном номере журнала.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-9-88-92 УДК: 614.2

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

Ф.Н. Кадыров0- b , А.М. Чилиловс

а ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; b ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; c НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия.

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

Представленный материал касается прав и обязанностей государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в вопросах нормирования труда. В нем рассматривается сфера полномочий руководителей указанных учреждений в качестве работодателей по организации нормирования.

Со ссылкой на Трудовой кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, посвященные данной тематике, анализируются различные аспекты нормирования труда, в частности, степень полноты охвата нормами труда всех работников медицинских организаций, тождественность показателей нагрузки и норм труда и т.д.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, нормирование, нормы труда, нагрузка, штатное расписание. Для цитирования: Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М. Вопросы, связанные с полномочиями государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в сфере нормирования труда // Менеджер здравоохранения. 2022; 9: 88-92. DOI: 10.21045/18110185-2022-9-88-92.

Введение

Несмотря на то, что в Трудовом кодексе содержится специальная Глава 22, посвященная нормированию труда, вопросы полномочий работодателя в этой сфере отражены недостаточно полно и конкретно, что часто вызывает споры, конфликты, судебные разбирательства1.

Достаточно указать на тот факт, что в Трудовом кодексе нет прямого предписания иметь в организации систему нормирования труда. Однако это требование опосредованно вытекает из положений статьи 159, в соответствии с которой работникам гарантируются применение систем нормирования труда. То есть обязанность работодателя выводится из прав работников.

1 См., например, Определение Пермского краевого суда от 14 ноября 2018 г. по делу № 33а-12142/2018.

© Кадыров Ф.Н, Чилилов А.М, 2022 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochreneniB 2022

Является ли нормирование труда правом или обязанностью учреждений здравоохранения?

В соответствии с Трудовым кодексом работодателю предоставлено право установления норм труда. Статья 159 Трудового кодекса предусматривает применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Это касается медицинских организаций как государственной, так и частной систем здравоохранения.

Вместе с тем, в отношении государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения (далее - учреждения) Правительство Российской Федерации распоряжением от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» установило, что на уровне учреждений локальными нормативными актами должны быть утверждены с учетом мнения представительного органа работников системы нормирования труда в учреждении.

Таким образом, для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения -нормирование труда является и правом, и обязанностью [1, 2, 3].

\\ По всем ли должностям работников учреждения должны быть разрабо-

таны нормы труда?

таны нормы труда?

Ни трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты, посвященные вопросам нормирования труда, не регламентируют этот вопрос. Поскольку прямого требования иметь нормы труда на все имеющиеся должности нет, то нет и такой обязанности. Впрочем, это не исключает того, что контролирующие органы (Государственная инспекция труда и т. д.) могут придерживаться прямо противоположной позиции исходя из вышеприведенных положений статьи 159 Трудового кодекса. Судебная практика по этому поводу противоречива2.

Однако эти самые указанные выше положения Трудового кодекса можно использовать для того, чтобы ограничиться разработкой норм труда только для ряда должностей.

Статья 159 определяет, что работникам гарантируются «применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором». Поэтому, основываясь на позиции представительного органа работников, или при разработке коллективного договора, можно закрепить в соответствующих документах, например фразы о том, что нормы труда разрабатываются лишь на определенные должности, для которых можно четко определить объемные показатели работы. В таком случае, отсутствие норм для ряда должностей можно объяснить позицией профсоюзов или другого органа, представляющего интересы работников (в том числе, закрепленного в коллективном договоре). А нарушить требование коллективного договора администрация учреждения не вправе.

Впрочем, есть и другой вариант. То, какие нормы устанавливать, определяет работодатель с отражением в указанных выше документах. Среди этих норм труда могут быть и нормы численности. Фактически, это количество должностей по штатному расписанию. Таким образом, для ряда должностей (для которых невозможно или нецелесообразно устанавливать объемные показатели) могут устанавливаться нормы численности.

«КС

2 Определение Пермского краевого суда от 14 ноября 2018 г. по делу № 33а-12142/2018; Определение Тамбовского областного суда от 26 декабря 2011 г. № 33-4038.

№9 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Тождественны ли показатели нагрузки, утвержденные приказом руководителя, или штатные должности нормам труда?

Достаточно часто встречаются ситуации, когда на претензии контролирующих организаций по поводу отсутствия в организации норм труда, работодатель ссылается на наличие приказов, устанавливающих нагрузку на врачей или на штатное расписание, в котором отражены все должности, и которое характеризует нормы численности.

Однако такие аргументы чаще всего не срабатывают, если указанные документы «не вписаны» в систему нормирования труда. Так, Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11 марта 2015 г. устанавливает: «Отсутствие локального нормативного акта учреждения, определяющего систему нормирования труда, или соответствующего раздела коллективного договора является нарушением трудовых прав работников»3.

Проще говоря, наличие в учреждении системы нормирования труда предполагает, как минимум, следующее:

- наличие положения о нормировании труда, утвержденное в установленном порядке или закрепление вопросов нормирования труда в коллективном договоре;

- определение того, какие виды норм труда устанавливаются для тех или иных должностей;

- определение количественного значения этих норм;

- доведение утвержденных норм до работников не менее, чем за два месяца до вступления их в силу [3].

Поэтому приказ руководителя, определяющий нагрузку на врачей (тем более, без упоминания того, что это нормы труда, а не просто показатели нагрузки), не может рассматриваться в качестве нормы труда, если не выполнены другие указанные выше требования [4, 5].

Что же касается штатного расписания в качестве документа, отражающего нормы труда (нормы численности), то тождественность штатной численности штатного расписания нормам труда должна быть прописана в положении о нормировании или коллективном договоре с соответствующим уведомлением работников.

Основания для установления норм труда

Основной методический документ, касающийся вопросов нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях - это Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

Методические рекомендации, утвержденные данным приказом, устанавливают, что в положении о нормировании или в коллективном договоре должны быть указаны применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.

Зачастую полагают, что для установления норм труда обязательно нужно провести хронометраж. А поскольку проведение хронометражных наблюдений требует больших затрат времени, специальной подготовки и т.д., то начало целенаправленной работы по нормированию пытаются оттянуть насколько это возможно.

Действительно, в основе определения норм труда может лежать нормирование труда с применением хронометражных наблюдений. Но это не единственный метод нормирования труда. Основными методами нормирования труда являются аналитический и суммарный.

Аналитически-расчетный метод, являющийся разновидностью аналитического метода, как раз и предполагает проведение хронометражных наблюдений (в качестве одного из вариантов).

Суммарный же метод не предусматривает измерения затрат труда на отдельные составляющие трудового процесса в процессе проведения хронометражных наблюдений и т. д.

' Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11 марта 2015 г. по делу № 12-279/2015.

—3 90

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №9

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

При этом методе определяются затраты труда на фактически выполненные работы по применяемой в учреждении технологии. Разновидностями суммарного метода являются:

1) Сравнительное нормирование. Оно применяется в том случае, если технология проведения конкретной работы аналогична той, на которую уже имеются нормы по труду.

2) Экспертный (опытный) метод нормирования труда, где показатели устанавливаются на основе прошлого опыта разработчика норматива.

3) Статистический метод применяется при наличии статистических данных об объеме работы, например, числе посещений или определенных процедур, исследований и численности персонала, фактически выполняющего эту работу4.

Разновидности суммарного метода проще для применения на практике, и поэтому на них стоит обратить особое внимание.

Но можно вообще не прибегать к самостоятельному расчету норм труда, а использовать уже готовые, разработанные нормы. Речь идет о типовых нормах труда5, утвержденных Минздравом России, которые могут применяться как в неизменном виде, так и в адаптированном с учетом конкретных условий оказания медицинской помощи.

Наконец, можно использовать и показатели затрат времени, нагрузки и т.д., установленные в нормативных правовых актах (в том числе - утративших силу), и которые не являются по статусу типовыми нормами труда. Правовой основой их применения является отнесение подобного способа выбора норм труда к экспертному (опытному) методу нормирования труда, как разновидности суммарного метода нормирования. Это должно быть четко зафиксировано в Положении о нормировании, в локальных нормативных актах, посвященных нормированию труда, или в коллективном договоре.

Заключение

В завершение краткого рассмотрения полномочий государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в вопросах нормирования труда необходимо отметить, что нормирование труда

является как правом, так и обязанностью работодателя. Более того, нормирование труда должно стать осознанной необходимостью в качестве одного из эффективных инструментов управления медицинской организацией [6].

1. Основы нормирования труда в медицинских организациях: учебник / И.М. Сон, М.А. Иванова, Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова и др.; под общ. ред. В.И. Стародубова. - М., 2017. - 796 с.

2. Кадыров Ф.Н, Стародубов В.И. Совершенствование трудовых компетенций в сфере здравоохранения (аккредитация, аттестация, нормирование, профессиональные стандарты и др.). -М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2018. - 336 с.

3. Методические рекомендации по организации системы управления нормированием труда в медицинской организации / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, И.М. Сон; под ред. В.И. Стародубова. - М., 2017. - 44 с.

4. Кадыров Ф.Н. Порядок разработки положения о системе нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения // Менеджер здравоохранения. -2014. - № 9. - С. 55-72.

5. Кадыров Ф.Н. Практические аспекты нормировании труда в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 9. - C. 72-80.

6. Кадыров Ф.Н, Иванова М.А, Чилилов А.М. Нормирование труда как один из эффективных инструментов управления медицинской организацией // Менеджер здравоохранения, 2021. -№ 9. - C.88-93.

4 Методика разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала / ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. М., 2013.

5 Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда», приказ Минтруда России от 31 мая 2013 года № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда».

№ 3 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

S

зЯо

о

ORIGINAL PAPER

ISSUES RELATED TO THE POWERS OF STATE (MUNICIPAL) HEALTHCARE INSTITUTIONS IN THE FIELD OF LABOR RATIONING

F.N. Kadyrova- b , A.M. Chililov c

a Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;

b North-Western State Medical University I.I. Mechnikov, St.-Petersburg, Russia; c National Medical Research Center of Surgery named after Vishnevsky, Moscow, Russia.

H Corresponding author: Kadyrov F.N.

ANNOTATION

The presented material concerns the rights and obligations of state (municipal) healthcare institutions in matters of labor rationing. It examines the scope of authority of the heads of these institutions as employers for the organization of rationing. With reference to the Labor Code of the Russian Federation and other normative legal acts devoted to this topic, various aspects of labor rationing are analyzed. In particular, the degree of completeness of the coverage of labor standards of all employees of medical organizations, the identity of load indicators and labor standards, etc. Keywords: state (municipal) institutions, rationing, labor standards, workload, staffing.

For citation: Kadyrov F.N., Chililov A.M. Issues related to the powers of state (municipal) healthcare institutions in the field of labor rationing // Manager Zdravoohranenia. 2022; 9: 88-92. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-9-88-92.

REFERENCES

1. Fundamentals of labor rationing in medical organizations: textbook / I.M. Son, M.A. Ivanova, F.N. Kadyrov, O.V. Obukhova, etc.; under the general editorship of V.I. Starodubov. - M., 2017. - 796 p

2. Kadyrov F.N., Starodubov V.I. Improvement of labor competencies in the field of health care (accreditation, certification, rationing, professional standards, etc.). - M.: Publishing house "Manager zdravoochranenia", 2018. - 336 p.

3. Methodological recommendations on the organization of the labor rationing management system in a medical organization / V. I . Starodubov, F.N. Kadyrov, I.M. Son; edited by V.I. Starodubov. - M., 2017. - 44 p.

4. Kadyrov F.N. The procedure for developing regulations on the labor rationing system in a state (municipal) healthcare institution // Manager zdravoochranenia. - 2014. - No. 9. - P. 55-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kadyrov F.N. Practical aspects of labor rationing in state (municipal) healthcare institutions // Manager zdravoochranenia. - 2017. - № 9. - C. 72-80.

6. Kadyrov F.N., Ivanova M.A., Chililov A.M. Labor rationing as one of the effective management tools of a medical organization // Manager zdravoochranenia. - 2021. - No. 9. - C.88-93.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Кадыров Фарит Накипович - советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; профессор ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия.

Farit N. Kadyrov - Advisor to the Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Professor, North-Western State Medical University. I.I. Mechnikov, St.-Petersburg, Russia.

E-mail: kadyrov@mednet.ru, https://orcid.org/0000-0003-4327-44l8

Чилилов Абдула Магомедович - научный сотрудник НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия. Abdula M. Chililov - Senior Researcher of the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. E-mail: chililov@mail.ru. https://orcid.org/0000-000l-9638-7833

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.