Научная статья на тему 'Вопросы строительства благоустроенного жилья и ликвидации бараков в деятельности комитета народного контроля СССР в 1980-е годы'

Вопросы строительства благоустроенного жилья и ликвидации бараков в деятельности комитета народного контроля СССР в 1980-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / BUILDING / БАРАК / ПОДВАЛ / BASEMENT / КАЗАРМА / ПРОЕКТ / PROJECT / СМЕТА / ЖИЛЬЕ / КОНТРОЛЬ / CONTROL / BARRACK / BARRACK-ROOM / ESTIMATE / HABITATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бызов А. Ю.

В статье на основе архивных материалов рассматривается проблема ликвидации бараков и жилых помещений в подвалах и строительства благоустроенного жилья для переселения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF BUILDING OF THE ARRANGED WELL HABITATION AND LIQUIDATIONS OF BARRACKS IN ACTIVITY OF COMMITTEE OF NATIONAL CONTROL OF THE USSR IN 1980 TH YEARS

In the article on the basis of aгchival materials the problem of liquidation of barracks and dwellings apartments in basements and building of the arranged well habitation for resettlement of citizens is considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы строительства благоустроенного жилья и ликвидации бараков в деятельности комитета народного контроля СССР в 1980-е годы»

4./2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ

ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БЛАГОУСТРОЕННОГО ЖИЛЬЯ И ЛИКВИДАЦИИ БАРАКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ СССР В 1980-Е ГОДЫ

QUESTIONS OF BUILDING OF THE ARRANGED WELL HABITATION AND LIQUIDATIONS OF BARRACKS IN ACTIVITY OF COMMITTEE OF NATIONAL CONTROL OF THE USSR IN 1980 TH

YEARS

А.Ю. Вызов A.Yu. Byzov

ГОУ ВПО РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

В статье на основе архивных материалов рассматривается проблема ликвидации бараков и жилых помещений в подвалах и строительства благоустроенного жилья для переселения граждан.

In the article on the basis of archival materials the problem of liquidation of barracks and dwellings apartments in basements and building of the arranged well habitation for resettlement of citizens is considered.

Наличие значительного фонда ветхого жилья и использование в качестве жилых помещений бараков, казарм и подвалов представляло серьезную социально-экономическую проблему Союза ССР на протяжении всей его истории.

К середине 1970-х гг. Советское государство накопило весомый потенциал средств, что сделало возможным постановку задачи по кардинальному улучшению жилищных условий советских людей и ликвидации жилых помещений в бараках и подвалах.

Постановление СМ СССР от 21 октября 1976 г. «О Государственном пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.» обязало Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства в 1980 г. завершить переселение граждан в благоустроенные жилые дома, ликвидировать бараки, за исключением 512 тыс. кв. м., срок ликвидации которых был перенесен на 1981 г.

Постановлением СМ СССР №850 от 30 сентября 1980 г. были установлены задания по ликвидации в 1981 г. бараков и жилых помещений в подвалах, а Постановлением СМ СССР №962 от 31 октября 1980 г. была поставлена задача по ликвидации казарм, используемых под жилье. Всем гражданам, проживавшим в бараках, казармах и подвалах должны были предоставить благоустроенное жилье.

Контроль за выполнением указанных постановлений был поручен КНК СССР. Комитет народного контроля СССР был образован 9 декабря 1965 г. и ликвидирован 16 мая 1991 г. Все эти годы в его структуре существовал Отдел строительства и строительной индустрии, который и осуществлял контроль за выполнением Постановлений СМ СССР по ликвидации бараков, казарм и жилых помещений в подвалах.

За 1976-1980 гг. в целом по стране были ликвидированы бараки общей площадью 8,3 млн.кв.м. По данным ЦСУ СССР на 1 января 1980 г. числилось 6983 тыс.кв.м. бараков, в которых проживало 705312 чел. В 1980 г. намечалось ликвидировать 3404 тыс.кв.м. бараков и подвальных помещений. Фактически за год было ликвидировано бараков общей площадью 1774,3 тыс.кв.м., что составляло 52% от плана. На 1 января 1981 г. в городах и рабочих поселках оставалось бараков общей площадью 5208,7 тыс.кв.м., которых проживало 520324 чел.

Как показали проверки, невыполнение правительственного задания объяснялось прежде всего отсутствием должного контроля со стороны Советов Министров союзных республик и руководителей Министерств и ведомств за практическим исполнением заданий по ликвидации барачного жилого фонда. Ежегодные планы сноса бараков, как правило, не соответствовали сумме годовых планов подведомственных предприятий и организаций. Так, в планах на 1980 г. предусматривалось ликвидировать бараки общей площадью 3404 тыс.кв.м., а по сумме планов предприятий и организаций -3184,8 тыс.кв.м., или меньше на 6%, в т.ч. по предприятиям и организациям, подчиненным Совету Министров РСФСР - на 16%. Так, на начало 1981 г. по подведомственным Совету Министров РСФСР организациям числилось более 1 млн.кв.м. бараков. Однако, в планах многих министерств и ведомств РСФСР на 1981 г. предусматривалась лишь частичная ликвидация барачного фонда, а в Сахалинской и Магаданской областях она вообще не планировалась.

Минпромстрой СССР за 5 лет выполнил задание по сносу бараков и переселению граждан в благоустроенные жилые дома всего на 57%. Как показала проверка, в министерстве отсутствовал контроль за использованием капитальных вложений, выделяемых целевым назначением под снос бараков. В результате в 1980 г. при значительном перевыполнении плана ввода в действие собственного жилья задание по ликвидации бараков было выполнено только на 58%, хотя министерству на эти цели было дополнительно выделено 15 млн. руб. По состоянию на 1 января 1981 г. в строительных организациях министерства оставалось бараков и подвальных помещений площадью 341 тыс.кв.м., в которых проживало более 32 тыс. чел. Приказом министра всем подведомственным предприятиям и организациям были установлены задания по ликвидации в 1981 г. бараков общей площадью 263 тыс.кв.м., т.е. меньше, чем требовалось на 78 тыс.кв.м. Министерством не были полностью решены вопросы финансирования и обеспечения строительства жилых домов технической документацией. Например, Главприокскстрою на 1981 г. было установлено задание по ликвидации бараков в количестве 130 тыс.кв.м., а планом жилищного строительства предусматривался ввод жилых домов общей площадью 80 тыс.кв.м. Более того, в городах Новомосковске, Ки-реевске, Богородицке, Донском, Кимовске и на ст.Кашира, где имелось 113 бараков площадью около 50 тыс.кв.м., на 1981 г. из-за отсутствия проектно-сметной документации вообще не было предусмотрено строительство жилых домов.

Минтяжстроем СССР за 10-ю пятилетку из 850 тыс.кв.м. барачного фонда было ликвидировано всего 697 тыс.кв.м., или 82%. В министерстве в течение 5 лет вопрос о ликвидации бараков рассматривался на коллегии только 1 раз.

Минстройматериалов СССР задание на 10-ю пятилетку по ликвидации бараков площадью 466 тыс.кв.м. выполнило лишь на 46%, хотя за этот период им было построено и введено в эксплуатацию жилых домов площадью около 3,9 млн.кв.м. Приказом по министерству подведомственным предприятиям и организациям были установлены задания по ликвидации в 1981 г. всех бараков и переселению граждан в благоус-

4/2011 ВЕСТНИК _4/20ТТ_МГСУ

троенные жнлые дома. Однако, как показала проверка, это задание не было подкреплено необходимыми капитальными вложениями и лимитами подрядных работ.

Минстроем СССР пятилетний план ликвидации бараков был выполнен лишь на 60%. Значительное отставание в ликвидации бараков было допущено в 1980 г., при плане 80 тыс. кв.м. фактически было ликвидировано только 28 тыс.кв.м., и на начало 1981 г. оставалось еще 110 тыс.кв.м.

KHK СССР считал необходимым обязать министерства и ведомства, Советы Министров союзных республик незамедлительно рассмотреть по каждому предприятию и строительной организации положение дел с переселением граждан из бараков и подвальных помещений в благоустроенные жилые дома. [1, 132]. Президиум СМ СССР на заседании 11 марта 1981 г. постановил рассмотреть в июле 1981 г. на своем заседании объяснения министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик по результатам проверки KHK СССР.

KHK СССР с участием местных органов вторично проверил выполнение заданий по ликвидации в 1981 г. бараков. Проверка показала, что в планах на 1981 г. полную ликвидацию бараков и жилых подвалов предусмотрели только 13 из 54 союзных, союзно-республиканских министерств и ведомств, учитываемых ЦСУ СССР.

Так, СМ РСФСР установил Ростовскому облисполкому задание по ликвидации в 1980 г. 72 тыс.кв.м. барачного фонда, принадлежавшего местным Советам. Облисполкомом было доведено до исполкомов местных Советов задание по сносу только 24 тыс.кв.м. Однако и это уменьшенное задание не было выполнено.

В строительных организациях Минтяжстроя СССР на 1 января 1981 г. числилось бараков более 242 тыс.кв.м. Как показала проверка, во многих городах не была разработана техническая документация и не отведены земельные участки под строительство домов. Так в Красноярском крае и Челябинской области, где было сосредоточено основное количество бараков, по этой причине не было начато строительство жилых домов площадью 12,7 тыс.кв.м.

Минстрой СССР, как показала проверка, располагал всеми возможностями для того, чтобы в 1981 г. ликвидировать весь барачный фонд, т.к. получил более 900 тыс.кв.м. жилья и дополнительно на жилищное строительство 15 млн. руб. Однако министерство не приняло должных мер по ускорению строительства жилья. Имели место факты, когда освобождавшиеся бараки вовремя не сносились, а повторно заселялись. Так, охинский горисполком Сахалинской области повторно вселил 53 семьи в бараки, освобожденные организациями Мингазпрома. [2,112].

Вопрос о ходе ликвидации бараков и жилых помещений в подвалах был рассмотрен на заседании Президиума СМ СССР 31 марта 1982 г. KHK СССР было поручено продолжить контроль.

На 1 января 1982 г. в городах и поселках оставалось бараков общей площадью 3645 тыс.кв.м., на которой проживало 367 тыс.чел.

Предприятиями и организациями, подведомственными СМ РСФСР, в 1981 г. было ликвидировано 293,2 тыс.кв.м. бараков, или 27% от их общего количества. Это было на 44,6 тыс.кв.м. меньше, чем в 1980 г. На 1 января 1982 г. оставалось более 779 тыс.кв.м. бараков и жилых подвалов, в которых проживало 77,6 тыс.чел.

В организациях Минпромстроя СССР на 1 января 1982 г. оставалось бараков 324,6 тыс.кв.м., в которых проживало 28,4 тыс.чел. За год было переселено в благоустроенные дома 8,7 тыс.чел., ликвидировано бараков около 93 тыс.кв.м., или 29%. Из 12 главных управлений, имевших бараки, только 2 обеспечили их полную ликвидацию.

Минтяжстроем СССР из имевшегося на 1 января 1981 г. 259 тыс.кв.м. барачного фонда за год было ликвидировано 110 тыс.кв.м., или 43%. Министерство имело возможность полностью завершить переселение граждан в благоустроенное жилье, т.к. в 1981 г. им было построено для своих организаций жилых домов общей площадью 723 тыс.кв.м. Однако, установленное задание не было выполнено.

Минстроем СССР в 1981 г. было введено 756 тыс.кв.м. собственного жилья, а ликвидировано бараков 24,8 тыс.кв.м., или 23%.

Минстройматериалов СССР, установив подведомственным учреждениям задания по ликвидации в 1981 г. бараков площадью 205 тыс.кв.м., не обеспечило их технической документацией, капитальными вложениями, лимитами подрядных работ. В результате за год было ликвидировано лишь 62 тыс. кв.м., или 30%. Многие министерства перенесли ликвидацию бараков на 1984-1985 гг.

В Минуглепроме СССР за 1981 г. было ликвидировано бараков и жилья в подвалах площадью 31,8 тыс.кв.м. В докладе министерства Совету Министров СССР 12 февраля 1982 г. было указано, что на 1 января 1982 г. на предприятиях отрасли оставалось 125,7 тыс.кв.м. бараков, из которых 123,6 тыс. в объединении «Сахалинуголь» и 2 барака в Подмосковном угольном бассейне. При этом руководители производственных объединений «Тулауголь» и «Новомосковскуголь» вместо конкретных мер по ускорению строительства и переселению граждан в благоустроенные жилые дома, во многих бараках произвели частичную перепланировку и 951 барак перевели в категорию малоценного жилья, а перед министерством и ЦСУ СССР они отчитались о полной ликвидации бараков.

Следует отметить, что переоборудование бараков в так называемые «дома квартирного типа» осуществлялось повсеместно в соответствии с приказами министра угольной промышленности от 4 февраля 1971 г. и 20 февраля 1973 г. В основном такое переоборудование сводилось к работам по устройству газобаллонного отопления и подводке в барак водопровода без устройства канализации. В общих коридорах, нередко с помощью жильцов, возводились разделительные перегородки, прорубались дополнительные жилые проемы и пристраивались холодные тамбуры. [3,164].

Распоряжением СМ СССР от 22 июня 1982 г. министерствам и ведомствам было установлено задание на 1982 г. по ликвидации бараков и подвальных помещений площадью 1700 тыс.кв.м. По данным ЦСУ СССР, за 1982 г. было ликвидировано всего 1264,1 тыс.кв.м. бараков, переселено в благоустроенное жилье около 114 тыс. чел.

На территории РСФСР по состоянию на 1 января 1982 г. имелось 684 тыс.кв.м. бараков и подвальных помещений, принадлежавших местным Советам. Президиум СМ РСФСР решением от 22 апреля 1982 г. обязал подведомственные организации, кроме Магаданского и Сахалинского облисполкомов, обеспечить в 1982 г. полную ликвидацию бараков. За 1982 г. в городах и поселках Российской Федерации было построено и введено в эксплуатацию 23714 тыс.кв.м. жилых домов. Однако, задание по сносу бараков, было выполнено всего на 38 %. На 1 января 1983 г. было ликвидировано бараков и жилья в подвалах общей площадью 184,5 тыс.кв.м.

Минпромстрой СССР в 1982 г. задание по ликвидации бараков выполнил на 78%. Из 138 тыс.кв.м. было снесено 108 тыс.кв.м. бараков.

Минстрой СССР должен был в 1982 г. полностью ликвидировать барачный фонд в количестве 82,4 тыс.кв.м., однако по сумме планов предприятий и организаций намечался снос только 68,5 тыс.кв.м., а фактически было ликвидировано лишь 48,5 тыс.кв.м. бараков, или 59%. Между тем за год организациями министерства были введены в эксплуатацию жилые дома площадью 753 тыс.кв.м. [4, 220].

4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

По данным ЦСУ СССР, за 1983 г. было ликвидировано всего 795,2 тыс.кв.м. бараков, или 76% от плана, благоустроенное жилье получили 107 тыс. чел.

Подведомственными СМ РСФСР предприятиями и организациями в 1983 г. было ликвидировано бараков и жилых помещений в подвалах 126,6 тыс.кв.м., или 51% от установленного задания. Это почти в 2 раза меньше, чем за 1982 г. На 1 января 1984 г. оставалось бараков 280,6 тыс.кв.м., из них в местных Советах - 259,7 тыс.кв.м.

Так, Производственное объединение им. М.В.Фрунзе отчиталось о ликвидации в 1983 г. в г.Пензе трех бараков площадью 3,1 тыс. кв.м. Однако, проверкой КНК СССР 6 февраля 1984 г. было установлено, что в них продолжала проживать часть людей. Например, из барака №14 по ул.Фрунзе была переселена в благоустроенные квартиры лишь половина граждан, а остальным - 32 одиноким престарелым женщинам, новое жилье не было предоставлено, причем руководители объединения необоснованно представили барак общежитием.

Минтяжстрой СССР задание на 1983 г. по ликвидации 35 тыс. кв.м. бараков выполнил на 75 %, хотя для своих организаций построил 672 тыс.кв.м. нового жилья.

Минпромстрой СССР перевыполнил установленное ему задание на 1983 г. по ликвидации барачного фонда, однако, как показала проверка, отдельные его организации допускали приписки в отчетности по сносу бараков, повторное их заселение, невыполнение планов строительства жилых домов для предприятий других министерств, что приводило к срыву выполнения заданий по ликвидации бараков.

Минстрой СССР должен был ликвидировать барачный фонд еще в 1982 г., однако, на начало 1984 г. в подведомственных ему организациях числились бараки площадью 7 тыс.кв.м. Кроме того, проверкой было установлено, что Пензенское территориальное управление строительства длительное время не показывало в отчетности 3 барака в 2,9 тыс.кв.м. [5, 139].

Проверки КНК СССР 1984-1985 гг. показали, что ряд министерств систематически не выполнял задания по ликвидации барачного фонда и переселению граждан в благоустроенные квартиры, не предусматривал необходимых объемов жилищного строительства, допускал списание бараков путем перевода их в малоценное жилье и повторное заселение, не осуществлял должного контроля за достоверностью отчетности. Так, Минстройматериалов СССР должно было в 1983 г. полностью ликвидировать бараки в количестве 75,7 тыс. кв. м., фактически был обеспечен снос лишь 30,5 тыс.кв.м. или 40%. Минстройматериалов РСФСР в 1983-1984 гг. не предусматривало ввод жилья в ПО «Туластройматериалы», в то время как на балансе этого объединения были 4,2 тыс.кв.м. бараков.

По данным ЦСУ СССР на 1 января 1985 г. на предприятиях Минлесбумпрома СССР, расположенных на территории РСФСР, числилось бараков общей площадью 97,4 тыс.кв.м., в которых проживало 8983 чел. За январь-июнь 1985 г. было ликвидировано 17 тыс.кв.м. барачного фонда, или всего 17,3%. Во многих городах и поселках ликвидация бараков была самовольно перенесена на более поздний срок.

КНК СССР считал необходимым направить записку по данному вопросу руководителям Минлесбумпрома СССР для рассмотрения и принятия мер по ускорению переселения граждан из бараков в благоустроенное жилье.

В результате принятых мер министерство выполнило задание по ликвидации бараков в объеме 57 тыс.кв.м., 5512 чел. (1826 семей) было переселено в благоустроенные квартиры. Планы на 1986 и на 1987 гг. также включали ликвидацию бараков. Для полного переселения граждан министерству было необходимо построить не менее 21

тыс.кв.м. жилья. Был поставлен вопрос о разрешении малоэтажного строительства для завершения переселения из бараков в 1987 г. [7, 101].

Проверки работы Минлегпрома СССР, Минтекстильпрома РСФСР по выполнению постановления СМ СССР от 31 октября 1980 г. о ликвидации жилых домов казарменного типа в Московской области показали, что за 1984-1985 гг. были переселены в благоустроенные дома жильцы из 5 казарм. Отселение жильцов еще из 8 казарм было предусмотрено в 1986 г. Для этих целей за 2 года (1985-1986) Минтекстильпрому РСФСР было выделено в счет долевой передачи средств 71,8 тыс.кв.м. общей площади жилых домов. [6, 62].

Однако, начавшиеся кардинальные преобразования периода «перестройки» и распад СССР, не позволили решить задачу ликвидации бараков, казарм и жилых помещений в подвалах и переселения из них граждан в благоустроенное жилье.

И сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, эта проблема продолжает оставаться актуальной для нашей страны.

Литература

1. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.6639.

2. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.6640.

3. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.6641.

4. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.7397.

5. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.7398.

6. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.8193.

7. ГАРФ. Ф.9527. Оп.1. Д.8230.

Literature

1. GARF.

2. GARF.

3. GARF.

4. GARF.

5. GARF.

6. GARF.

7. GARF.

F.9527. Op F.9527, Op F.9527, Op F.9527, Op F.9527, Op F.9527, Op F.9527. Op

1. D.6639. 1. D.6640. 1. D.6641. 1. D.7397. 1. D.7398. 1. D.8193. 1. D.8230.

Ключевые слова: строительство, барак, подвал, казарма, проект, смета, жилье, контроль

Key words: building, barrack, basement, barrack-room, project, estimate, habitation, control

Телефон/факс автора: 8(916)466-51-34.

e-mail автора: [email protected].

Рецензент: Алексеев Георгий Михайлович, доктор исторических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.