Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенова Светлана Рафатовна

В статье рассматриваются вопросы эффективности стратегии противодействия коррупции в системе государственной службы в развитии с момента принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Автор приходит к выводу, что стратегия антикоррупционной политики в Российской Федерации должна быть направлена на изменение отношений в обществе, и видит особым направлением стратегии кадровую политику, направленную на профессиональную подготовку государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION STRATEGY IN THE STATE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the questions of the effectiveness of the strategy for combating corruption in the public service in the development since the adoption of the Federal law of December 25, 2008 No. 273-FZ on combating corruption ". The author comes to the conclusion that the strategy of the anti-corruption policy in the Russian Federation should be aimed at changing attitudes in society, and sees a special direction of the strategy of personnel policy, aimed at training civil servant.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С закавказскими государствами Китай стремится развивать многоаспектные отношения, но Азербайджан интересует его прежде всего с точки зрения энергетики; Армения - как важный геополитически транспортный проект, предоставляющий КНР дополнительный выход на Кавказ; Грузия привлекает своим транзитным статусом. Т.е. специфика китайского проникновения в регион заключается в той самой «ползучести», выраженной в, первую очередь, экономической заинтересованности, прикрытой объективностью законов рыночной экономики.

Объективностью же характеризуется российский подход к формированию политики в отношении закавказских государств, государств зоны Каспия и внерегиональ-ных акторов. Особенностью российской внешней политики в целом и в Каспийско-Кавказском регионе в частности является ее реактивность. Она обусловлена как исторически сложившимися факторами (наличие стратегических региональных интересов), так и современными реалиями (военный и экономический потенциал). Но сегодня в условиях новой «Большой игры» российскую политику следует обогатить элементом проактивности. Уже имеющиеся и потенциальные линии напряжения в зоне Каспия требуют четкой внешнеполитической стратегии, основанной на понятии «национальный интерес». Есть опасность очередной волны обвинений в неоимпериализме, однако события 2014 года еще раз подтвердили, что именно концепция «оборонительного реализма» [7] в итоге позволила в октябре этого года президенту В.В. Путину во второй раз (после Мюнхена-2007) заявить Западу о том, что Россия - один из сильных центров многополярного мира. И как одному из полюсов России необходимо взять на себя организацию системы сдержек и противовесов региональных и внерегиональных игроков, инструментом чего может являться Организация Договора о коллективной безопасности, а также Евразийский экономический союз. Примером такого балансирования может стать набравшее вес положение Армении, являющейся членом ОДКБ и теперь членом ЕврАзЭС [10]. Новая расстановка сил, в свою очередь, внесет коррективы в процесс урегулирования карабахского конфликта, внимание к которому в ближайшем будущем может возрасти в связи с кризисом на Украине - основном транзитере российского газа в Европу. Западу нужна альтернатива «Газпрому» и теоретически газ на запад может поставлять Иран через территорию Армении. Но наличие Нагорно-Карабахского конфликта ставит под сомнение финансирование данного проекта. Соответственно может стать вопрос о его разрешении (конфликта) любым путем. В случае выбора силового варианта на территории Закавказья столкнутся интересы игроков и глобального, и регионального уровней, результатом чего станет выработка новых правил игры. И

задачей России в данном случае является акцент на своем значении регионального арбитра, что полностью соответствует российским геополитическим и геоэкономическим интересам и не выходит за рамки компетенции одной из великих держав.

Литература

1. MacDougal James A new stage in US-Caspian Sea Basin relations // Центральная Азия и Кавказ. - 1997. - № 5 (11) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ca-c.org/dataeng/st_04_dougall.shtml

2. Агаджанян М. Китай на Кавказе - экономическая экспансия и политический прагматизм. [Электронный ресурс]. ЦентрАзия. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1358456760

3. Букштейн Л. Соло для трубы нефтью. [Электронный ресурс]. БОСС. Бизнес. Организации. Стратегии. Системы. Режим доступа: http://www.bossmag.ru /archiv/ 2005/boss-08-2005-g/solo-dlya-trubyi-s-neftyu.html

4. Газопровод Пакистан-Иран бросает вызов США. [Электронный ресурс]. Межотраслевое информационное агентство России Экспертпост. Режим доступа: http://www.expertpost.ru/mir/2415-gazopro-vod-pakistan-iran-brosaet-vyzov-ssha.html

5. Гурьев А.А. Геополитический ракурс нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. [Электронный ресурс]. Институт Ближнего Востока. Режим доступа: http:/ /www.iimes.ru/?p=3692

6. Жильцов С.С., Зонн И.С. США в погоне за Каспием. -М.: Международные отношения, 2009.

7. Зевелев И.А. Трансформация национальной идентичности и новая внешнеполитическая доктрина России. [Электронный ресурс]. Россия в глобальной политике. Режим доступа: http://globalaffairs.ru /number/Granitcy-russkogo-mira--16582

8. Князев А. А. Афганистан и Средний Восток на пороге «войны всех против всех». [Электронный ресурс]. Regnum. Режим доступа: http:// www .regnum.ru/news/fd-

abroad/turkmenia/analitics/1738545.html

9. Современные геополитические интересы «ключевых» игроков в Каспийском регионе. [Электронный ресурс]. Аналитический центр «Разумные решения». Режим доступа: http://www.analitika.org /ca/caspian/2041-20051124041328945.html

10. Тарасов C. Готов ли Степанакерт к диалогу с Баку?. [Электронный ресурс]. ИА Regnum. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1862451.html

11. Тарлинский В. Трубопроводы - инструмент геополитики? - М.: МИК. - 2009.

ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Парфенова Светлана Рафатовна

Кандидат юр. наук, доцент кафедры государственного права Института Права, Башкирского

государственного университета, г. Уфа

ANTI-CORRUPTION STRATEGY IN THE STATE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Parfenova Svetlana Rafatovna, Candidate Ure. Sciences, Associate Professor, Department of public law of the Institute of law, Bashkir State University, UFA

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы эффективности стратегии противодействия коррупции в системе государственной службы в развитии с момента принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Автор приходит к выводу, что стратегия антикоррупционной политики в Российской Федерации должна быть направлена на изменение отношений в обществе, и видит особым направлением стратегии кадровую политику, направленную на профессиональную подготовку государственного служащего.

ABSTRACT

The article deals with the questions of the effectiveness of the strategy for combating corruption in the public service in the development since the adoption of the Federal law of December 25, 2008 No. 273-FZ on combating corruption ". The author comes to the conclusion that the strategy of the anti-corruption policy in the Russian Federation should be aimed at changing attitudes in society, and sees a special direction of the strategy of personnel policy, aimed at training civil servant.

Ключевые слова: стратегия противодействия коррупции.

Keywords: anti-corruption strategy.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью дальнейшего изучения хода административной реформы и, в частности, реформы государственной службы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -2015 годы» является подтверждением тому, что принимаемые меры по антикоррупционной деятельности в Российской Федерации, корректируемые каждые два года, являются системными, и, что общественные отношения по поводу противодействия коррупции нуждаются в дальнейшем регулировании. Кроме того, п. 25. Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы рекомендует научным учреждениям на основе анализа антикоррупционного законодательства Российской Федерации и практики его применения активизировать осуществление научных разработок в сфере противодействия коррупции. Это, в свою очередь, требует дополнительных теоретических исследований, создания эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также решения целого ряда социально-экономических проблем. Необходимо отметить, что стержнем развития правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Юридическая энциклопедия под редакцией Б.Н. Топорина определяет коррупцию как прямое или косвенное использование должностными лицами своих служебных возможностей и полномочий для личного обогащения. В документах ООН о международной борьбе с коррупцией она определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Руководство ООН в «Практических мерах борьбы с коррупцией» 1990 относит к коррупции:1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами, 2) злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ), 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной коры-стью»[1,с.463]. В современный период впервые о коррупции было заявлено 4 апреля 1992 года, с выходом Указа Президента Российской Федерации Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Документ стал первым антикоррупционным нормативным правовым актом нового российского законодательства. Однако, данный указ не давал определения коррупции. Указ запрещал чиновникам заниматься

предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление. Национальный антикоррупционный комитет (НАК) был создан 29 сентября 1999 года. В ноябре 2001 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект «О противодействии коррупции» и был принят в первом чтении. Только через два года Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 года был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. Представляется необходимым отметить, что Концепция административной реформы в Российской Федерации (2006), федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также содержали антикоррупционную составляющую. Конвенция ООН против коррупции (2003) (ратифицирована Россией в 2006 году) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) нуждались в предложениях по реализации в российском законодательстве. Для этих целей Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа, а Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией был упразднен. В 2008 году Президент России Дмитрий Медведев своим Указом от 19 мая 2008 года N 815 "О мерах по противодействию коррупции" ознаменовал новый этап в антикоррупционной деятельности государства. С принятием Указа задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы определила основные направления государственной антикоррупционной политики среднесрочной перспективы и этапы ее реализации. План предусматривал развитие нормативной правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных

мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года, тем самым, подтверждая системность деятельности государства в этой сфере, что, безусловно, иллюстрирует долгосрочную перспективу антикоррупционной политики. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы предполагал создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках, а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержал поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, а также указания о проведении проверок ряда ведомств.

Далее, Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы" был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы. В целях решения задач указанного Национального плана Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в пределах своей компетенции дано поручение разработать и представить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, а также проект типового положения о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации, проект типового положения о подразделениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Правительству Российской Федерации также дано поручение осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов, обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах. Среди мер по реализации современной стратегии, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы для Правительства Российской Федерации, следует особо отметить меры по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, и иные меры, связанные с ограничениями государственной службы России. Представляется необходимым обратить внимание на профилактические мероприятия по формированию антикоррупционного типа поведения в молодежной среде. Это задача решается через обеспечение разработки и внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему "Противодействие коррупции" в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", а также типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции. Анализ содержания

стратегии противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации демонстрирует, на наш взгляд, четкую позицию государства о намерениях всемерно противодействовать административными и правовыми средствами коррупционным правонарушениям и проявлениям коррупционного поведения с целью минимизировать воздействие этого социального явления в российском обществе. Стратегия антикоррупционной политики представляет собой политический документ, выполняющий функцию программного документа, указывающего направление, и определяющего возможные методы развития в указанном направлении. Природа коррупции как социального явления обязывает разработчиков стратегии антикоррупционной политики использовать научные средства анализа ее эффективности и видоизменения. Для этого, как показал анализ стратегии, используются политические механизмы, заключающиеся в обеспечении равной степени ответственности всех перед законом, и в случае выявления коррупционных правонарушений привлечении к ответственности вне зависимости от занимаемой должности.

Немаловажную роль при этом отводится взаимодействию с населением и общественными формированиями. Представляется справедливым отметить необходимость совершенствования системы внедрения этических стандартов служебного поведения государственных служащих, а также стабильность административно-правового положения государственного служащего любого вида государственной службы, что, на наш взгляд, является действенными мерами предупреждения коррупционных правонарушений на государственной службе. В правовой сфере помимо правового анализа законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина от коррупции в стратегии необходимо разработать правовой механизм возмещения государству убытков вследствие неправильного применения или невыполнения (ненадлежащего выполнения) норм законодательства представителем власти или государственным служащим.

Особым направлением стратегии необходимо, на наш взгляд, признать кадровую политику, направленную на профессиональную подготовку государственного служащего, уже обладающего организаторскими способностями, обладающими принципиальностью, преданностью делу, непримиримому к любому нарушению закона, способного решать задачи защиты прав человека, интересов государства и общества, исходя из права, а не указаний руководства и целесообразности момента. Анализ исторического опыта противодействию коррупции в России позволяет сделать вывод о том, что успешная реализация стратегии антикоррупционной политики возможна при участии институтов гражданского общества в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции. В связи с этим, необходимо разработать правовой механизм защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы. Борьба с коррупцией не должна сводиться к кадровым перестановкам чиновников, замешанных в коррупционных правонарушениях, стратегия антикоррупционной политики должна быть направлена на изменение отношений в обществе. Согласованные действия всех субъектов антикоррупционной политики позволит создать действенную систему государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ);

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 30.09.2013 N 261-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ);

3. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №16. Ст. 1875;

4. Указ Президента РФ от 31 июля 2008 г. Пр-1568 «Национальный план противодействия корруп-ции»//«Российская газета" от 5 августа 2008 г. N 164;

5. Юридическая энциклопедия/Отв. ред. Б.Н. Топор-нин. - Юристъ, 2001.-1272 с. С. 463;

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАНАДЫ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Треглазова Екатерина Васильевна

аспирантка кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права (ПГЛУ)

COMMUNIST PARTY OF CANADA: KEY ELEMENTS OF THE PARTY POLICY

Treglazova Ekaterina, graduate student of the Department of International Relations, World Economy and International Law (PSLU)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается политический и предвыборный настрой Коммунистической партии Канады. Значительное внимание уделяется непосредственно задачам и целям партии. ABSTRACT

The article discusses the political and electoral attitude of the Communist Party of Canada. Considerable attention is paid directly to the goals and objectives of the party.

Ключевые слова: Коммунистическая партия, рабочий класс, выборы, голосование, партии большого бизнеса, рабочие партии.

Keywords: the Communist Party, the working class, election, vote, party of big business, workers' parties.

В настоящий момент в Канаде одной из оппозиционных партий Либералов и Консерваторов является Коммунистическая партия, которая является марксистско-Ленинской партией рабочего класса, преданному социалистическому делу. Партия основана в 1921 году под названием Рабочая партия Канады. В 1924 году приняла название Коммунистической партии Канады, главной которой с 1992 года является Мигель Фигерон1. Это добровольная организация единомышленников, которая стремиться объединить в своих рядах наиболее передовых и политически активных представителей рабочего класса и другие слои населения, которые готовы работать для достижения рабочим классом государственной власти и построения социалистической Канады. Коммунистическая партия Канады не имеет никаких других интересов, отдельных от интересов рабочего класса. Их поддержка и работа является основной задачей партии.

Мульти - национальный символ Канады находит свое выражение в Коммунистической партии, организационные принципы которой определяются ее политическими целями. Что проявляется в том, что партия должна быть основана на твердом идеологическом, политическом и организационном единстве, а также на непрерыв-

ной организационной деятельности своих членов в тесном контакте с работающими людьми, учитывая их взгляды и потребности и способность объяснить «политику партии». Демократический централизм - это организационный принцип, который обеспечивает идеологическое и политическое единство. Он включает в себя всестороннее обсуждение необходимых для достижения целей программы партии, всеми ее членами. Это позволяет партии действовать как единое целое в любых условиях борьбы. Все члены партии обязаны выполнять партийные задачи, меньшинство должно подчиняться большинству и подведомственные организации должны выполнять решения вышестоящих. Это и есть основные принципы демократического централизма, которые являются обязательными для всех членов Коммунистической партии Канады.

Представитель Коммунистической партии Дэррел Ранкин, накануне предвыборного года дал свою оценку сложившейся ситуации и предоставил график, который показывает что у партий большого бизнеса в Канаде большие проблемы. Преобладающий политический климат все еще нестабилен, а это верный знак того, что в прокор-поративном канадском управлении все еще возможны

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммvнистическая партия Ка-

нады

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.