Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ'

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / ДРАМАТУРГ / СПЕКТАКЛЬ / АКТЕР / ОБРАЗ / КОНФЛИКТ / ПЕРСОНАЖ / РЕЖИССЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурматова Б.А.

в данной статье проводится анализ ряда спектаклей, поставленных в узбекских драматических театрах в годы независимости, а также драматургов, создавших образцы современной драматургии для сцены драматических театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMAGE CREATION IN DRAMA THEATERS

this article analyzes a number of performances staged in Uzbek drama theaters during the years of independence, as well as playwrights who created samples of modern drama for the stage of drama theaters.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ»

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ

Нурманова Б.А.

Нурманова Барно Ахмаджон кизи - докторант, специальность: театральное искусство, преподаватель,

кафедра искусства музыкального, драматического театра и кино, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье проводится анализ ряда спектаклей, поставленных в узбекских драматических театрах в годы независимости, а также драматургов, создавших образцы современной драматургии для сцены драматических театров.

Ключевые слова: драма, драматург, спектакль, актер, образ, конфликт, персонаж, режиссер.

ISSUES OF IMAGE CREATION IN DRAMA THEATERS

Nurmanova B.A.

Nurmanova Barno Ahmadjon qizi - PhD Candidate, SPECIALTY: THEATER ARTS, Lecturer,

DEPARTMENT OF ART OF MUSICAL, DRAMATIC THEATRE AND CINEMA, UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes a number of performances staged in Uzbek drama theaters during the years of independence, as well as playwrights who created samples of modern drama for the stage of drama theaters. Keywords: drama, playwright, performance, actor, image, conflict, character, director.

УДК 792.0 (KBK) 85.334

В период независимости были осуществлены театральные постановки ряда произведений, которые отвечали требованиям современного театра. Важную роль в привлечении зрителей в театры сыграли спектакли, созданные на современную тему в жанрах комедии, музыкальной комедии и драмы. Исследования и созданные в последние годы образцы творческих работ, характерные для нового периода, оказали положительное влияние на развитие узбекской драматургии, и в театральном искусстве стали проявляться новые подходы, новые решения в изображении нашего современника. В результате во всех театрах Узбекистана были осуществлены постановки целого ряда спектаклей, где главной темой стали национальные ценности и традиции. Помимо национальных произведений, в репертуар театров входят произведения европейских и зарубежных драматургов, соответствующие духу времени. Новые веяния и новые подходы в раскрытии характера образов стали привлекать зрителей на спектакли театров столицы.

Новые изыскания в формировании драматургии в годы независимости дали толчок к открытию специфических сторон драматургов с творческим потенциалом. Понимая, что события жизни, характер людей, которые действуют целенаправленно в современном мире, претерпевают существенные изменения, драматурги стали изобретать новые формы выразительности в своих произведениях, что обеспечило успех сценических постановок.

По мере развития событий, в соответствии с законами рыночной экономики, посещаемость театров уменьшилась. Для того, чтобы привлечь их в театр, нужны были динамичные, злободневные пьесы. Зная предрасположенность нашего народа и наших зрителей к бытовым комедиям, было решено уделить внимание именно этому направлению. В результате внимание к драматическим произведениям уменьшилось.

За годы независимости репертуар театра пополнился новыми спектаклями. Спектакли в национальном, современном и историческом духе смогли привлечь публику. Драматурги стали основывать свои произведения на национальных традициях и обычаях, судьбах исторических личностей, простоте и искренности в жизни людей. Образ современных героев также стал одной из ведущих тем современного театра.

Из истории драматургии известно, что любая резкая социальная перемена и новый образ жизни во все времена давали достаточно информации и материала для создания драматических произведений. Борьба за перемены и обновления в Узбекистане также должна была стать краеугольным для произведений, создаваемых драматургами. Хафиз Абдусаматов, обращаясь к жанру драмы, говорит: «В работе Ш. Бошбекова «Безвредные ежи (Ежи без иголок)», события жизни, неприглядные поступки и ошибки,

совершенные в прошлом, проникают в сердца молодых людей, и их сердца становятся полем битвы. В результате, переживания выражаются в виде конфликтов между родителями и их детьми. Здесь отражается внутренняя диалектика героев» [1. С. 30].

Узбекским театром в период обновления были осуществлены ряд изысканий. В результате, произведения на драматические, исторические, социальные и современные темы, отличные друг от друга в жанровом отношении, привели к рождению нового видения театральных художников. В этом отношении выделяется драматург Усмон Азим, завоевавший сцену узбекского театра своими сильными, остросоциальными произведениями. Театральные критики его произведения характеризуют таким образом: «Особенность пьес Усмана Азима заключаются в том, что жизнь и череда событий не показаны в одном потоке, а подобраны такие события, герои, ситуации, в которых жизнь отражается в приподнятом духе. Язык его главных героев выражает высокую поэтичность, целеустремленность, ярко отображает волну эмоций, что помогает в полной мере раскрыть их внутренний мир» [2. С. 103].

Социальные проблемы, поднятые в драматургии Усмана Азима, привлекают внимание его поклонников философским содержанием, умелым пользованием искусством слова, силой цельных художественных характеров. Писатель, с помощью сцены, действующего лица пьесы, передает дух времени. Стремление сделать общество свободным от грязи, нечистоплотности является основной задачей его творчества.

Первая пьеса Усмона Азима «Всего один шаг» была поставлена Омоном Абдураззаковым в 1985 году в качестве дипломного спектакля в музыкально-драматическом курсе Ташкентского театрально-художественного института. Роль Отца, который всю жизнь мучился от неисполнения заветного желания, исполнил студент, игравший на тамбуре. «Всего один шаг - это жизненный путь, между рождением и смертью. Достаточно этого одного шага, чтобы человек занял место в сердцах своего народа. Старик, сделавший этот последний шаг и дошедший до конца своей жизни... оказывается вообще не видел Самарканда, находящегося под боком. Он мечтал и стремился всю свою жизнь, но у него никогда не было шанса. Теперь он хочет это сделать. Шакир, богатый мальчик из города, хочет сводить своего отца на большое городское представление. Однако двух-трехдневный период до достижения цели настолько напряженный, настолько тревожный, что в итоге приходится снова отложить поездку. По истечении этих дней, в предвкушении исполнения заветного желания, он расстается с жизнью [3]. Это и является фабулой его первого драматического произведения «Всего один шаг», написанного в 1980-х годах. Драма автора «Путь в один шаг» несколько раз перерабатывалась. Ознакомившись с произведением, Озод Шарофиддинов публикует драму в журнале «Жахон адабияти (Мировая литература)». После этого, Валиджону Умарову удалось поставить ее в Театре им. Хамзы. В спектакле, талантливые актеры Национального театра, мастерски исполняют свои роли. Эта драма уже много лет находится в репертуаре прославленного театра.

Произведение писателя «В стороне, где восходит солнце» состоит из легенд о личностях, которые свои жизни посвятили народу. Драма посвящена таким вопросам, как национальное самосознание, мужество, отвага, честь, борьба за нацию, жертвенность за народ, любовь к детям, а также судьба народа и нации, долг перед ней, любовь к ней. Эту пьесу в Национальном театре поставил один из молодых режиссеров Аскар Холмуминов. В драме причина возникновения конфликта и продвигаемая идея гармонировали между собой и дополняли друг друга, что послужило понимание зрителем национального самосознания.

В театрах, где служат творцы и единомышленники, драматургия любимых народом спектаклей будет бессмертной независимо от того, когда спектакли были написаны, если, конечно, они отвечают требованиям современности, зрелищности, художественности и передают атмосферу времени. Г.Товстогонов говорит так об этом - "Современность — главная проблема искусства, и естественно, что решить ее не под силу одному человеку. Естественно, что исчерпать ее невозможно самой лучшей статьей, самым лучшим спектаклем. Современный театр — это соединение современной пьесы, современной режиссуры, современных актеров, современных зрителей. Современный театр — это современная идея, выраженная современной формой. Современный театр — это театр, наиболее полно и глубоко отражающий жизнь" [1. С. 52]. Это самое верное определение проблемы современного изображения жизни общества.

В заключение следует отметить, что известный литературовед Шухрат Ризаев называет общественно-исторические и биографические произведения Усмона Азима «Нескончаемые ночи», «Жизнь писателя» и «Абдулла Каххор» своеобразной литературной трилогией. Эти произведения Усмана Азима также имеют большое значение в воспитании молодежи в духе патриотизма, знакомства с историей и литературой. Хотя эти произведения Усмана Азима были созданы во времена прежнего режима, в годы независимости они с успехом ставились в театрах страны. Пьесы обрели свою ценность тем, что они были пропитаны национальными традициями, обычаями и узбекскими характерами.

На сегодняшний день тенденции создания образа в узбекской драматургии за годы независимости отдельно не изучались, и ее научный анализ обеспечит целостность науки театроведения.

Список литературы /References

1. Абдуусаматов X Драма назарияси. (Теория драмы). Т:. Адабиёт ва санъат., 2000. С. 30-31.

2. Баяндиев Т., Икромов Х., Ахмаджонова М. Узбек театрида миллий гоя тал^ини. (Интерпретация национальной идеи в узбекском театре). Т:. Фан ва технология,2009. С. 103.

3. Шщрат Ризо. Усмон Азим ижодий портретига чизгилар. (Штрихи к творческому портрету Усмана

Азима). https://kh-davron.uz/kutubxona/ uzbek/usmon-azim-ijodi.html/

4. Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т. 1. Лен.: Искусство, 1984. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.