Научная статья на тему 'Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия)'

Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / СТРАТЕГИИ / CULTURAL APPROACH / HERMENEUTIC APPROACH / TEACHING PRINCIPLES / METATHINGNESS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновская Ирина Витальевна

В статье анализируется состояние современного литературного образования в школе в связи с социокультурными факторами. Автор не просто констатирует то, что сегодня негативно сказывается на восприятии, чтении и изучении классических произведений современными читателями-школьниками, но и задаётся вопросами, что следует пересматривать или менять в преподавании литературы в аспекте соотношения традиций и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Modern Literature Education (Methodological Reflection)

The state of contemporary literature education at school in terms of sociocultural factors is analyzed. The author not only states what factors have negative impact on the perception, reading and studying classic works of modern readers-students nowadays but also wonders what should be reviewed or changed in literature teaching with regard to correlation of tradition and innovations.

Текст научной работы на тему «Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия)»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 372.882

Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия)

И. В. Сосновская

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. в статье анализируется состояние современного литературного образования в школе в связи с социокультурными факторами. Автор не просто констатирует то, что сегодня негативно сказывается на восприятии, чтении и изучении классических произведений современными читателями-школьниками, но и задаётся вопросами, что следует пересматривать или менять в преподавании литературы в аспекте соотношения традиций и инноваций.

Ключевые

слова: культурологический подход, герменевтический подход,

принципы обучения, метапредметность, стратегии.

Литература как учебный предмет во все времена играла исключительную роль в жизни подрастающего человека, в построении ценностных и культурных смыслов сознания школьников. Однако реалии современной социокультурной ситуации, связанные с изменением осознания и осмысления многих ценностных представлений, типов восприятия действительности, иной диалектики познания реальности посредством симулякров, мемов, создающих добавочные смыслы, - всё это затрудняет сегодня реализацию основных функций предмета «литература» и неоднозначно сказывается на содержании и технологиях литературного образования школьника.

Существует целая совокупность причин, породивших тяжёлые тенденции в школьном литературном образовании: смена интеллектуальных технологий освоения знаний (книга как вербальный источник знаний уступает первенство визуальным); смена каналов передачи информации и культуры; смена посредника между книгой и читателем; падение престижа предмета «литература», связанная, прежде всего, со сменой нравственных ориентиров в обществе, постепенным размыванием «кодов русской цивилизации» и, что са-

Уаудпоирог

мое важное, наступившим кризисом читательской культуры. Сегодня мы имеем поколение трёх «Я»: это поколение умеет что-то писать, но ни о чём; это поколение короткого письма, короткого дыхания, короткого действия, торопливого мышления, несконцентрированного внимания и, как результат, поверхностного восприятия. Дети считывают текст, но понять его не могут.

Наиболее трудно решаемой проблемой сегодня является проблема чтения классических произведений. Нельзя не учитывать тот факт, что современный школьник живёт в иной текстовой реальности, которая характеризуется другими способами чтения и другими формами существования текстов. «Экранное чтение» во многом изменило саму природу чтения: с медленного - на беглое, с линейного - на нелинейное, с углублённого - на поверхностное, с целостного - на фрагментарное.

Количество книг, которые должен прочитать сегодня в школе современный ученик, так велико, что он, невольно приспосабливаясь к сложившейся ситуации, бегло просматривает содержание книг при помощи киноверсий, кратких изложений, пересказов и т. п. «Осколочное», «клиповое», «лоскутное» восприятие ребёнка создаёт в его сознании своеобразную модель виртуального мира, включающую различные разрозненные факты, события, отрывки мыслей, впечатлений, осколки идей, знаний, переживаний, полученных «на бегу», «впопыхах». Поверхностное, фрагментарное восприятие книги не только не позволяет читателю-школьнику осознать и понять глубину авторских идей и мыслей, но и освоить тот арсенал литературных знаний, который необходим для анализа и адекватной интерпретации художественного произведения и который формирует читательскую культуру школьника.

Предметное литературное знание сегодня часто либо теряется в общем потоке информации, идущей на школьника, либо существует само по себе, на уровне словарной статьи, в отрыве от самого художественного текста, утрачивая тем самым своё эстетическое и познавательное значение. Таким образом, развивающая функция предмета «литература» ослабевает.

Читательская культура является частью общей культуры человека. Культу-росозидающая функция литературы как школьного предмета очевидна. Это подтверждает и культурно-ориентированная парадигма образования, заявленная в новых стандартах. По сути, образовательная система определена как посредническая, так как в ней происходит «трансляция культуры». Литературное образование буквально встроено между культуротворцами и культуропотре-бителями и по замыслу должно связывать их. На деле же культура сегодня не переправляется из взрослой жизни в детскую. Мы все пребываем в той самой ситуации, когда трансляция культуры перестала быть автоматизмом и стала проблемой: порвалась связь времён.

Модели поведения современного ребёнка формируют видеокультура и социальные сети низкого уровня. Возникла трудность в переходе («переливе») родового времени («большого времени культуры») во время жизни человека. Непрерывность в культуре обеспечивается традициями, в то время как современный подросток, оторванный «инфосферой» от «семиосферы» культурных знаний, ориентирован не на понимание того, что предлагает ему память культуры, а на игру со смыслами, на создание альтернативных смыслов. Это является одной из причин того, что классическая литература утрачивает для современного школьника функцию передачи культурных и ценностных смыслов. В связи с этим аксиологическая функция предмета «Литература» ставится под сомнение.

Кроме всего прочего, современный ребёнок гиперактивен, он «всё знает», потому особого желания учиться у него нет. «Зачем мне нужна литература? Зачем читать? Какое это имеет отношение ко мне?» - вот вопросы, которые задаёт нам современный школьник и на которые нам приходится отвечать.

Как сделать так, чтобы столь важное и необходимое для литературного образования предметное знание не перекрывалось метапредметным, не становилось для школьника лишней информацией, а было бы эстетически и личностно значимым, осмысленным в контексте художественного целого, присвоенным на уровне глубинного смысла? Какие духовные медиаторы общения с художественным текстом на уроке литературы помогут транслировать культуру не просто в акте репродуктивной передачи, а в акте взаимодействия, сложного си-нергетического действия, в процессе которого ребёнок «заражался» бы идеями творца, проникался бы его мыслями, чувствами, переживаниями, разделял бы его ценностное отношение к миру, научился созидать себя?

В создавшейся достаточно сложной и неоднозначной ситуации с литературным образованием актуальным для методической науки является не только решение вопроса обновления содержания литературного образования, но и обоснование методологических подходов к изучению классических произведений, внедрение наиболее эффективных приёмов, методик и технологий анализа и интерпретации текстов, поиск таких инструментов познания, с помощью которых возможно наиболее оптимальное осознание и освоение литературных знаний.

Сегодня современному учителю важно осознать те подходы и принципы к преподаванию литературы, которые важны на современном этапе: культурологический, аксиологический (ценностный), диалогический (историко-функци-ональный, историко-культурный, диалог культур), герменевтический и др. [1; 2; 3; 6; 8].

Почему так важен, например, историко-функциональный подход? Потому что именно он позволяет показать путь отдельного произведения или героя «во времени», выявляя особенности взаимодействия художника и его произведения с реальным читателем, позволяет соотнести этот грандиозный опыт прочтения классики с собственным восприятием, помогает учащимся увидеть, что литература не является раз и навсегда застывшим явлением, отлитым в бронзу памятником. Только диалог эпох, героев, образов, читателей способен создать объёмное видение предмета, «сферическое восприятие художественного текста, который пропускает через себя события и явления прошлого и современности» [3, с. 18].

Не менее важно разобраться словеснику и с принципами преподавания литературы сегодня. Если они будут осознаны учителем, то определится и многое другое. Историко-методический аспект этой проблемы подробно проанализировала Е. С. Романичева [5]. Все, кто давно работает словесником, помнят те принципы, которым мы следовали в 60-70-х гг. прошлого века: принципы историзма, народности, связи литературного произведения с жизнью, преемственности, реализации воспитательного потенциала предмета и др. Ясно, что некоторые из этих принципов сегодня не работают. Не беря во внимание дидактические и психологические принципы (они известны учителю и сформулированы в новых стандартах), представим собственно методические, выстраивающие литературное образование учащихся:

- принцип соответствия методов, технологий и стратегий обучения природе и специфике литературы как искусству слова;

- принцип осмысления классической литературы в диалоге с современным литературным процессом;

- принцип корректности интерпретации и стремление к полноте понимания художественного произведения с учётом авторской позиции; единство читательской свободы и ответственности;

- принцип связи чтения и осмысления классического произведения с актуальными для современного школьника проблемами;

- принцип актуализации общекультурного и аксиологического контекста литературного образования;

- принцип ориентации на создание системы роста и постепенного усложнения эстетической, читательской и творческой деятельности с целью литературного и общего развития школьника.

Задачи и цели литературного образования всегда и во все времена учёные-методисты видели по-разному начиная с XIX в. В каждой авторской программе по литературе (а их сегодня более десяти) цели сформулированы по-своему.

Общим является то, что познание, воспитание и развитие - это три основы, составляющие предмет. Познание следует понимать как литературное знание (предметное и метапредметное), а развитие - именно как литературное развитие (развитие читательских умений и литературных способностей). Сегодня сферу познания (предметного знания) стремятся увести в несколько другую область. От учителя требуют метапредметного контекста, разных универсальных учебных действий, в том числе непременное использование компьютера. И всего этого бывает иногда так много, что возникает ощущение, что предмет размывается. Однако известно, что предметом изучения на уроке литературы является художественный текст как таковой, а качества читателя определяются не количеством видов деятельности на уроке, а качеством восприятия, чтения и анализа художественного произведения, качеством общения с ним и с его автором. Если современный юный читатель так плохо понимает классический текст, потому что он не понимает язык, на котором тот написан, если это действительно так, то нам, наоборот, надо вспомнить традиционные приёмы работы со смыслами текста, активнее осваивать новые стратегии именно в области понимания текста на уроке литературы. В противном случае урок литературы сведётся либо к игре, либо к окололитературной деятельности.

Конечно, ключевые идеи новых стандартов (метапредметность и систем-но-деятельностный подход) прибавили проблем учителю литературы. В течение 45 минут теперь надо сделать и показать многое: почитать текст, поразмышлять над ним, поработать с ним в контексте разных видов деятельности, отрефлексировать свою деятельность, рассказать о писателе, послушать учителя и т. д. Как всё это соотнести, выстроить и ничего при этом не упустить? С этой точки зрения современный учитель должен обладать композиционным мышлением и логикой. При этом не стоит забывать, что сама литература всегда тяготела к метапредметности, ибо художественный текст - это окно в мир и дверь в бытие человеческое. Поэтому говорим ли мы о войне и мире, о смерти и бессмертии, о смысле жизни и пр. - всё это уже составляет метапредметный контекст предмета «литература». И бывает, совсем необязательно создавать искусственные ситуации на уроке с разными, не относящимися к литературе видами деятельности. Сам художественный текст «подскажет» учителю, как в процессе его анализа и интерпретации организовать коммуникацию, как увлечь творчеством, как вывести на размышление и, наконец, как, открывая ценностные смыслы произведения, соотнести их со своими, отрефлексировать

и включить в свой личностный опыт. Если учитель ясно осознаёт точки интенсивности своей работы, точки роста ребёнка и целенаправленно применяет свою методику в этом направлении, то и результаты у него будут положительные.

В связи с освоением новых ФГОС остро встаёт проблема соотношения традиций и инноваций. Понятно, что традиции всегда ценны своей надёжностью. Сквозь уровень времени и пространства они пробиваются и дают бесценный опыт прикосновения к ним. Живая струя мысли есть в любой традиции. Однако есть в ней и догматическое начало, и обновления методики преподавания предмета сегодня нам не избежать. Не потому, что наша традиционная методика слаба или плоха, - просто мир объективно изменился, и мы сегодня имеем другого ребёнка, другого реципиента, другого читателя. Поэтому современный словесник - это прежде всего учитель думающий, ищущий и рефлексирующий.

Например, мы знаем, что деятельность читателя на уроке складывается из 4 составляющих: эмоции, воображение, мышление, творчество. Что сегодня плохо работает или не работает совсем? Что необходимо включать в первую очередь? Какие виды деятельности следует дополнить? Мы также знаем, что процесс изучения художественного произведения складывается из 3 этапов: восприятие, анализ, интерпретация. Какой этап связан с особенными трудностями? Почему? Известны 6 критериев литературного развития школьника, сформулированные В. Г. Маранцманом [4]:

1) начитанность учащихся;

2) умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы;

3) объём историко-литературных знаний;

4) уровень развития разных сторон читательского восприятия;

5) умения, связанные с анализом произведения;

6) способности к литературно-творческой деятельности.

Диагностики учащихся последних лет показывают, что первый из этих критериев «не работает». Школьники не могут выполнить тест на соответствие: соотнести 20 авторов и 20 произведений.

И наконец, кому не известны методы преподавания литературы в школе? В методике обучения литературе существует 6 классификаций методов [4]. Какие из них не работают? Какие нуждаются в пересмотре? В этом же контексте совершенно неоднозначной представляется проблема применения на уроках литературы разных образовательных технологий. Действительно, современный ребёнок не созерцатель, а деятель. Он, что называется, «заточен» под активную деятельность. Новые стандарты усилили деятельностный аспект образования, который реализуется с помощью технологий. И сегодня словеснику предлагается много разных педагогических и образовательных технологий, которые можно переносить на свой предмет. Но давайте подумаем над тем, действительно ли литература с её специфическими особенностями (эмоционально-образным, эстетическим, ценностным, рефлексивным опытом) пропускает любую технологию и насколько та или иная технология соотносится с восприятием литературы как искусства слова? Сегодня словеснику важно осознать грань между природой искусства и технологизацией процесса его восприятия. Разумеется, есть технологии, которые позволяют эту грань успешно перейти и не нарушить: это педагогические мастерские, рефлексивные, диалоговые и некоторые игровые технологии, герменевтические техники понимания текста. «Если учитель творческий, он и сам может сконструировать ту технологию,

Уаудпоирог

от которой наш предмет не только ничего не потеряет, но и обретёт новое звучание» [6, с. 25].

Сегодня многие думают: как учить и как научить, однако самый главный вопрос - зачем учить. Современный школьник нам его задаёт и хочет понять, зачем он идёт на урок литературы. Сегодня перед ребёнком необходимо ставить конкретные цели и конкретные задачи, предлагать понятные и в то же время интересные и сложные задания, содержащие проблему, конфликт, парадокс, чтобы он учился искать, находить, размышлять, открывая на уроках литературы смыслы, жизненно важные для себя.

Список литературы

1. Богин, Г. И. Филологическая герменевтика : учеб. пособие / Г. И. Богин. - Кали-нин : Изд-во КГУ, 1982. - 85 с.

2. Доманский, В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе / В. А. Доманский. - Томск : ТГУ, 2000. - 471 с.

3. Зинин, С. А. Историко-функциональный аспект изучения русской литературной классики в школе / С. А. Зинин // Литературное образование в современном мире: про-блемы и решения. XX Голубковские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 15-16 марта 2012 г. - М., 2013. - С. 12-18.

4. Методика преподавания литературы : учеб. для пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч. 1. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

5. Романичева, Е. С. К вопросу о принципах обучения литературе / Е. С. Романичева // Учён. зап. Московского гуманитарного педагогического института. В 5 т. Т. 5. - М. : МГПИ, 2007. - С. 302-313.

6. Сосновская, И. В. Технологии образования и литература как искусство слова: приглашение к дискуссии /... // Гуманизация и гуманитаризация образования : материалы 10-й Междунар. науч.-метод. конф. памяти И. Н. Ульянова «Гуманизация и гу-манитариза-ция образования XXI века», 16-17 октября 2009 г. / УлГПУ - Ульяновск, 2009. - С. 20-27.

7. Сосновская, И. В. Подход к обучению / И. В. Сосновская // Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык и литература). Опыт построения терминоси-стемы. - СПб. : Своё изд-во, 2015. - С. 230-232.

8. Терентьева, Н. П. Концепция аксиологического литературного образования : мо-нография / Н. П. Терентьева. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. -352 с.

Some Problems of Modern Literature Education (Methodological Reflection)

I. V. Sosnovskaya

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The state of contemporary literature education at school in terms of sociocultural factors is analyzed. The author not only states what factors have negative impact on the perception, reading and studying classic works of modern readers-students nowadays but also wonders what should be reviewed or changed in literature teaching with regard to correlation of tradition and innovations.

Keywords: cultural approach, hermeneutic approach, teaching principles, meta-thingness, strategy.

Сосновская Ирина Витальевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры филологии и методики

Иркутский государственный университет

664011, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6 тел.: 8(3952)241097 e-mail: sosnoirina@yandex.ru

Sosnovskaya Irina Vitalievna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Philology and Methodology

Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011

tel.: 8(3952)241097 e-mail: sosnoirina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.