ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МОЛОДЕЖИ
Турдиева Луиза Артыковна Преподаватель Ташкентский университет прикладных наук
https://doi.org/10.5281/zenodo.10673815
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 09th February 2024 Accepted: 13th February 2024 Published: 17th February 2024 KEYWORDS
социально-культурная компетенция, молодёжь, формирование, современное образование, подход.
В данной статье рассмотрено совершенствование системы формирования социально-культурных компетенций у учащихся. А также раскрыты основные подходы к реализации компетентностного подхода в условиях современного образования на основе идеи ученых педагогов и методистов.
В настоящее время общество переживает сложный этап переоценки социальных и нравственных норм жизни. Данный процесс протекает сложно, нередко сопровождаясь деформацией ценностных ориентиров, серьезным искажением социокультурных компетенций, представлений о престижности образования, профессионализма, культуры.
Каждое поколение выстраивает собственную модель жизнедеятельности -социокультурное пространство, состоящее из определенных значений ведущих понятий, системы символов, системы ценностей, социокультурных компетенций и норм. Именно в данном пространстве происходит идентификация личности, как социального субъекта и профессионала. Плотность, охват культурно значимых смыслов в деятельности и отношениях людей мы называем социокультурным пространством. Оно характеризуется насыщенностью любого социального объекта социокультурной компетентностью и смысловым содержанием с точки зрения его соответствия культуре данного общества.
В условиях стремительно набирающего обороты процесса мировой интеграции выдвигаются новые требования к личности, главным достоянием которой должна стать общая культура и общечеловеческие ценности, способность и желание самостоятельно совершенствоваться в своей деятельности и участвовать в формировании социокультурной компетентности.
Однако, актуальные социокультурные процессы настолько динамичны, что их констатация, а тем более детальное рассмотрение, требуют выработки новых взглядов на изучение социокультурных компетенций.
Компетенция и компетентность - понятия сравнительно новые, а следовательно, обуславливают необходимость конкретизации и уточнений. Последние годы в научной
CENTRAL ASIAN JOURNAL OF MULTIDISCIPLINARY RESEARCH AND MANAGEMENT STUDIES A
литературе появилось большое количество работ, в которых содержатся различные определения компетентности. Круг данных определений настолько широк и порой противоречив, что можно смело утверждать перед современной наукой стоят задачи, связанные с определением, выделением и обоснованием компетенций и их структуры, разработкой подходов к их оценке как результату образования.
Так, Л.М.Митина подчеркивает: «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности».
По утверждению А.В. Хуторского, компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Исследователем определен перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе. Автор выделяет семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социальнотрудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова природа компетентности является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающегося своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно - ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
В условиях социокультурного пространства все данные выше определения делают акцент на деятельностный подход к компетенциям. Однако обратимся к анализу сущности ценностного подхода. Так, французский философ М.Дюфрен в своем, как он назвал, «инвентарном описании природных категорий» выделил три класса ценностей: ♦♦♦ блага, обращенные к обладанию-приятное, полезное и прекрасное; ♦♦♦ блага, обращенные к познанию - истинное;
♦♦♦ блага, обращенные к уважению - священное, гуманное, справедливое. О.Г. Дробинский и В.П. Тугаринов подразделяют ценности на две группы:
Ценности жизни
г • жизнь, здоровье, ^^ радость жизни, общение ^^^^ с людьми и т.д Ценности культуры материальные
• техника, жилище, пища, одежда и пр.
г
Однако, необходимо отметить, что ценности создаются обществом в процессе его развития, они же за тем и определяют развитие этого общества, и жизнь социума начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Таким образом, ценностные ориентации являются ориентирами человеческой деятельности, побуждающими к выполнению социально значимых целей и имеющими в своей основе формирование мышления и мировоззрения.
Ценности находятся в обществе, так как ценности - это общественное бытие предмета, явления и т.д. Поэтому процесс переоценки ценностей происходит постоянно, вместе с развитием общества и индивида. Ценностный подход позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации школьника на ценности и социокультурную компетентность. В определении А.Ю. Поленовой социокультурная компетентность определяется как способность личности сознательно и продуктивно действовать в ситуации неопределенности. Позитивно решать жизненно важные задачи социума, субъективно осмысливая возможности вариантов ответного поведения всех, вступая с ней в социальное взаимодействие, принимая различные формы культурного самовыражения и творчества позитивно ориентированных социальных групп и отдельных индивидов при освоении ими социального пространства.
В своих исследованиях М. С. Каган отметил, произошедшие в ХХ веке катаклизмы показали, что только организация совместных действий народов может позволить сохраниться человеческому роду. И именно по этой причине сегодня начинают выкристаллизовываться новые системы ценностей, с новой иерархией их взаимодействий и новой доминантой. Высшее место в этой иерархии должны занять экзистенциальные ценности, которые, в свою очередь, определяют смысло - жизненные позиции.
Основываясь на взглядах Т.В. Боровиковой, А.Ю. Поленовой, М.С. Кагана сформулируем определение социокультурной компетентности. Социокультурная компетентность, по нашему мнению, — это интеграция знаний, умений, навыков, способствующих самореализации старших школьников в определении смысло-жизненных позиций, обеспечивающих формирование нравственной устойчивости личности: противостоять жизненным испытаниям в условиях освоения ими социокультурного пространства. Социокультурная компетентность определяется как способность и готовность к
CENTRAL ASIAN JOURNAL OF MULTIDISCIPLINARY RESEARCH AND MANAGEMENT STUDIES À
реализации знаний, умений, навыков, практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.
Ориентированность процесса обучения на развитие социокультурной компетенции учащихся, совершенствование их самообразовательной деятельности, а также развитие общей культуры должны рассматриваться сегодня в качестве общей стратегии образования (ценностно смысловых, ценностно-уставных, ценностно-ориентированных компетенций). Социокультурная компетенция выступает как цель и результат подготовки обучающегося к социокультурному взаимодействию с обществом.
Современные социокультурные условия актуализируют необходимость воспитания у современных обучающихся социокультурных компетенций и системы ценностных отношений к своей Родине, ее духовной самобытности. У современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почёт, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализма, коллективизма и др., присущим советскому периоду. Система социокультурной компетентности, как и всякая другая система, успешно развивается и функционирует лишь при определенных условиях.
Данными условиями нами рассматриваются пути и способы взаимодействия комплекса мер учебно-воспитательного процесса, направленного на становление социокультурной компетентности. Рассмотрев современные социокультурные условия, в которых осуществляется воспитание компетенций обучающихся и, выделив факторы, детерминирующие данный процесс, мы пришли к ряду выводов, связанных с учетом выявленных обстоятельств в воспитании компетенций молодежи:
- воспитание компетенций в образовательном процессе обусловлено сложившимися в обществе социокультурными условиями и факторами;
- воспитание социокультурных компетенций обучающихся должно соответствовать «духу» нового тысячелетия, для которого характерно осознание человечеством необходимости единства и выработки единого ценностного сознания, что обусловлено теми угрозами, которые появились для человечества в новом тысячелетии. В связи с этим приоритетными должны стать: воспитание у молодежи ценностного отношения к человечеству, человеку, к Отчизне, дому, природе; воспитание способности к сотрудничеству и диалогу.
Ученые подчеркивают нестабильность современного социального мира, которая во многом ослабила традиции современного узбекского патриотического воспитания. Однако именно в патриотизме всегда выражена гордость за своих предков, за историю своей страны, нации, народа. Именно он выражает народный дух, готовность к преодолению тех препятствий, которые ставит история перед народом и обществом. Таким образом, главной задачей при формировании социокультурной компетентности учащихся остается формирование нравственной устойчивости личности: противостоять жизненным испытаниям в условиях освоения ими социокультурного пространства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Bo'riyeva, G. (2022). INGLIZ TILI O 'RGANUVCHILARNING ESHITISH QOBILIYATINI BAHOLASH XUSUSIYATLARI. Наука и технология в современном мире, 1(7), 41-43.
2. Rasulmukhamedova, U., Saidova, Z., Urunov, B., & Burieva, G. (2020). Analyzing
implicitness in the text with legal terms. Journal of Critical Reviews, 7(5), 453-455.
3. Taxirovna, A. S. (2024). COLLABORATIVE LEARNING: FOCUSING ON
TECHNIQUES THAT PROMOTE TEAMWORK AND SHARED KNOWLEDGE AMONG
STUDENTS. SO NGIILMIY TADQIQOTLAR NAZARIYASI, 7(1), 118-123.
4. Aripova, S. (2024). LINGUISTIC AND CULTURAL CHARACTERISTICS OF THE
TRANSLATION OF STORIES IN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES. Modern Science and Research, 3(1), 98-101.
5. Taxirovna, A. S. (2023). Lingua-cultural aspects of the translation of English and Uzbek stories. Current Issues of Bio Economics and Digitalization in the Sustainable Development of Regions (Germany), 536-540.
6. Tohirovna, A. S. (2023). ENHANCING INDEPENDENT LEARNING STRATEGIES IN TEACHING ENGLISH THROUGH CASE STUDIES. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 11(11), 651-652.
7. Aripova, S. T. (2023). INGLIZ TILI DARSLARIDA TALABALARNING IJODIY MUSTAQILLIGINI SHAKLLANTIRISH. Educational Research in Universal Sciences, 2(10), 259-263.
8. Aripova, S. (2023). LINGUISTIC AND CULTURAL CHARACTERISTICS IN THE TRANSLATION OF STORIES BETWEEN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES: A COMPREHENSIVE ANALYSIS. Science and innovation, 2(C12), 37-42. ¡^
9. Avliyaqulov, T. (2023). KASB HUNARGA YO'NALTIRISHDA UMUMIY O'RTA TA'LIMNING O'ZIGA XOS XUSUSIYATLARI. Interpretation and researches, 2(1).
10. Avliyaqulov, T., & Axmedova, G. (2023). JAMOADA BOLALARNI TARBIYALAS HDA OILA, MAHALLA, TA'LIM MUASSASASINING TUTGAN O'RNI. Interpretation and researches, 2(1).
11. Tolib, A. (2023) . MEHNAT VA KASBIY TAYYORGARLIK TIZIMI. TISU ilmiy
tadqiqotlari xabarnomasi, 1(2), 136-139.
12. Kholmurodovich, A. T. (2021). Educating Students About Their Interest in the
Profession-as A Pedagogical Problem. International Journal on Integrated
Education, 4(10), 31-33.
13. Чариев, И. Т., & Авлиякулов, Т. Х. (2020). Перспективы развития
профессионально-педагогической подготовки специалиста. Педагогическое образование и наука, (1), 113-116.
14. Xolmurodovich, A. T. Theoretical Basis for Improving the Interest of Secondary School Students in the Profession. JournalNX, 34-37.
15. Kadyrovna, B. M. (2021). The Role of Ethnopedagogy in the Process of Improving the National Education System. Academicia Globe, 2(10), 18-21.
16. Бозорова, М. К. (2018). Этнические ценности-возрождение атрибутов кочевой жизни в воспитании потомков. Гуманитарный трактат, (25), 117-120.
17. Kadyrovna, B. M. (2023). THE ROLE OF THE ORAL CREATIVE RESOURCES OF THE PEOPLE IN THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM AND ITS PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE. Science and innovation, 2(B4), 510-514.
18. Toshqulova, L., & Bozorova, M. (2022). PIRLS ASSESSMENT SYSTEM CRITERIA. Академические исследования в современной науке, 1(18), 25-27.
19. Kodirovna, B. M. (2022). Ethnic Values-Revival of Attributes of Nomad Life in Education of Descendants. International Journal on Integrated Education, 5(6), 373-376.
20. Xolov, O. C. (2023). MILLIY QADRIYATLARNI SHAKLLANTIRISHDA XALQ OG 'ZAKI IJODINING O'ZIGA XOS XUSUSIYATLARI. Academic research in educational sciences, 5(NUU conference 3), 85-89.
21. Холов, О. Ч. (2018). Активность в стимулировании учебной деятельности. Вопросы педагогики, (2), 112-113.
22. Холов, О. Ч. (2018). ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В СИСТЕМЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Вопросы педагогики, (2), 113-115.
23. Xolov, O. C. (2021). XALQ OG 'ZAKI IJODI VOSITASIDA O 'QUVCHILARDA AKSIOLOGIK ONGNI SHAKILLANTIRISHNING ILMIY NAZARIY ASOSLARI. Oriental
renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(8), 498-508.
24. Chorshamiyevich, X. O. (2023). AKSIOLOGIK TARBIYANI SHAKLLANTIRISHNING
TARIXIY ASOSLARI. Journal of Universal Science Research, 1(10), 11-16.
25. Chorshamiyevich, X. O. (2023). O 'QUVCHI YOSHLARDA AKSIOLOGIK ONGNI
SHAKLLANTIRISH PEDAGOGIK MUAMMO SIFATIDA. MODELS AND METHODS FOR
INCREASING THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE RESEARCH, 2(20), 45-51
26. Panjiyevich, X. I. (2023). IJTIMOIY HAMKORLIK DOIRASIDA TA'LIM JARAYONINI
TASHKIL ETISH METODIKASI. Наука и технологии, 1(2).
27. Хурамов, И. (2023). PROFESSIONAL TA'LIM TIZIMINI TAKOMILLASHTIRISH
YUZASIDAN ISLOHOTLARNI JADALLASHTIRISH VA KASBIY KO 'NIKMALARNI
RIVOJLANTIRISH. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб
муаммолари/Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук/Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 3(7), 288-292.
28. Хурамов, И. (2023). Kasbiy tayyоrgarlik jarayоnida ijtimоiy ham^di^ amalga оshirish imkоniyatlari. Общество и инновации, 4(5/S), 255-258.
29. Urinov, U. A. (2020). Social psychological priorities of social cooperation. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(2), 62.
30. Panjiyevich, X. I. (2023). PROFESSIONAL TA'LIMDA IJTIMOIY HAMKORLIK DOIRASIDA TA'LIM JARAYONINI TASHKIL ETISH USULLARI. TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILIONLAYN ILMIY JURNALI, 3(4), 173-176.
31. Panjiyevich, K. I. (2022). HISTORY, ESSENCE, DEVELOPMENT OF SOCIAL COOPERATION AND ITS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS. EUROPEAN JOURNAL OF MODERN MEDICINE AND PRACTICE, 2(12), 12-15.
32. Саидов, Н. В. (2019). Значение гражданской авиации в современной России. Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 3, 559-561.
33. Тухтабаев, А. (2023). УзССРда тиббиёт авиацияси тарихи. Общество и инновации, 4(6/S), 117-120.
34. Sharipkhojaevich, T. A. (2022). HISTORY OF MEDICAL AVIATION IN THE UZBEKISTAN SSR. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 6, 27-29.
35. Saydaliyeva, N., & Nazirov, M. (2018). Features of the state youth policy in Uzbekistan. Paradigmata poznani, (4), 117-120.
36. Saydalieva, N. Z. (2021). Implementation of State Youth Policy at a New Stage of Development of Uzbekistan. International Journal of Multicultural and Multireligious Understanding, 8(4), 592-599.
37. Saydalieva, N. (2023). XITOY TILINI O 'QITISHDA KOMMUNIKATIV YONDASHUV VA MODUL TEXNOLOGIYASIDAN FOYDALANGAN HOLDA MASHQLAR TIZIMINI ISHLAB CHIQISH. Журнал иностранных языков и лингвистики, 5(5).
38. Saydaliyeva, N. Z. (2022). CONTINUITY AS A MECHANISM LINKING THE HISTORICAL PAST AND THE PRESENT: UZBEKISTAN AND CHINA. Frontline Social Sciences and History Journal, 2(11), 08-13.
39. Saydalieva, N. Z. (2022). ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR PUBLIC CONTROL IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT. International Journal of Advance Scientific Research, 2(06), 100-106.
40. Saydalieva, N. F. (2021). TALABALARDA YOZMA TARJIMA KOMPETENSIYASINI SHAKLLANTIRISH JARAYONIDA MODUL TEXNOLOGIYASINING O 'RNI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (Special Issue 1), 426432. ^^^ ^^^ ^^^
41. Ravshanova, M. (2021). Transformation of the modern national identity of the peoples of Japan and Uzbekistan. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 10(3), 491-494.
42. RAVSHANOVA, M. PROBLEM OF THE CONCEPT OF PERSONALITY AND PERSON IN JAPANESE CULTURE. UNIVERSITETIXABARLARI, 2019,[1/1] ISSN 2181-7324.
43. Islom o'g A. M. R., & Baxirovich, N. S. (2023). THE LINGUOCULTURAL APPROACH TO THE STUDY OF LINGUISTIC PHENOMENA. American Journal of Research in Humanities and Social Sciences, 11, 132-137.
44. Абдужалилов, М. (2024). АССОЦИИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ, ВЫРАЖАЮЩИХ ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Академические исследования в современной науке, 3(2), 55-66.