Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования оценки угольной продукции'

Вопросы совершенствования оценки угольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования оценки угольной продукции»

ЭКОНОМИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Т.Ю. Кекух, 2001

УДК 622-16.

Т.Ю. Кекух

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ УГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Н

а рынке угольной продукции система ее оценки является одной из важнейших составляющих его функционирования. Она должна отражать все сложности взаимосвязей, действующих в экономическом пространстве: с одной стороны, установление цены на основе затрат на ее производство и прибыли, необходимой для дальнейшего функционирования предприятия; с другой стороны, установление оптовой цены на основе качества продукции.

Как известно, цены отражают экономические, политические и социальные проблемы, решаемые на данный момент в обществе. В то же время система цен, как экономический инструмент, способна влиять на процессы функционирования хозяйственного механизма.

Цены на уголь, продукты обогащения и брикеты на протяжении многих лет устанавливались в централизованном порядке и утверждались Государственным комитетом цен. Стабильные плановые цены не менялись на протяжении длительного периода.

Базисной нормой качества в прейскурантах служила зольность. Необходимо учитывать, что только в период установления новых цен на уголь базисная зольность отражала фактическое положение дел, затем происходило значительное отклонение фактической зольности от базисной. После длительного периода времени цены переставали отражать и затраты на производство продукции, отставание становилось значи-

тельным, что приводило к убыточности предприятий.

Если проводимые пересмотры цен, в основном, сводились к внесению количественных изменений в действующие цены, то последний централизованный пересмотр цен, произведенный в 1988-1990 гг. ставил перед собой задачу создания качественно новой системы цен, ориентированной на интенсификацию общественного производства, широкое использование экономических методов управления, придания ценам противозатратного характера. При изменении условий производства меняются стоимость продукции и цены. Следовательно, движение цен, в первую очередь, определяется законом стоимости.

Реструктуризация угольной отрасли представляет собой процесс не только обновления структуры отрасли как системы, но и совершенствования ее составных элементов и механизмов их функционирования. В период перехода к рыночным отношениям система ценообразования в угольной промышленности должна гибко сочетать в себе государственное регулирование цен и рыночный механизм ценообразования.

Следует учитывать, что цены должны строиться с учетом стратегической значимости углей для энергетики России. Геологические запасы углей существенно превышают такие основные энергоносители, как нефть и природный газ. Уже в ближайшей перспективе уголь должен вернуть себе лидирующее положение в качестве основного энергоносителя.

Поэтому для поддержания и развития в необходимых объемах и

пропорциях добывающей отрасли необходимо создать систему ценообразования, реализующую с одной стороны принципы конкуренции и колебания цен под воздействием рынка, а с другой стороны, управляемую государством через механизмы прямого и косвенного регулирования цен: налогообложение, оплату труда, кредитную политику, через установление ограничений на верхний предел цены.

Также следует учитывать, что на уровень цены влияют такие факторы, как колебания спроса и предложения, инфляция, тип рынка, на котором участвуют производители продукции.

Очевидно, что назрел вопрос совершенствования системы ценообразования на угольную продукцию, обеспечивающего конкурентоспособность угольной продукции на рынках топливно-энергетичес-ких ресурсов.

Важнейшим фактором, во многом определяющим конкурентоспособность продукции угольной промышленности, является соотношение цен на топливноэнергетические ресурсы.

В связи с окончанием газовой паузы возникла настоятельная потребность в определении рациональных, теоретически обоснованных соотношений на энергоресурсы, подкрепленных данными о разведанных и прогнозируемых запасах топливных ресурсов.

В настоящее время рыночные отношения в отраслях ТЭК’а развиваются разными темпами, что приводит к несопоставимым уровням цен.

В связи с этим необходимо решать вопросы определения соотношения цен на энергоносители с целью их наиболее эффективного применения, создавать условия для развития топливных отраслей, стимулировать улучшение структуры потребления топливных ресурсов.

От обоснованности цен на энергоресурсы, которые являются базой для отраслей промышленности, в конечном итоге зависят цены на продукцию потребителей энергоресурсов.

Система ценообразования на продукцию ТЭК’а должна учитывать ряд факторов:

• различные горно-геологические условия залегания полезных ископаемых, которые приводят к большим колебаниям издержек производства;

• географическое местоположение месторождения, оказывающее существенное влияние на дальность перевозок и, как следствие на цену;

• взаимозаменяемость различных видов энергоносителей;

• специфическую особенность топлива минерального происхождения - его ограниченность и невозоб-новляемость, что в условиях роста народонаселения и неуклонного развития промышленности ставит задачу экономного расходования ре-

сурсов, а также неустанного поиска и освоения новых источников топливно-сырьевых товаров.

Уровень цен на энергетические ресурсы должен стимулировать массовое внедрение ресурсосберегающей технологии, которые способствовали бы снижению материало- и энергоемкости производства.

Для примера, в настоящее время на территории Ростовской области разрабатываются проекты по строительству ТЭС, использующие отвальные породы терриконов, шламы и необогащенный штыб.

Необходимо построить такую систему цен, которая в полной мере содействовала бы рациональному потреблению топливных ресурсов, оказывая сдерживающее воздействие на потребление дефицитных видов топлива, стимулировала бы инвестирование пред-

приятий, которые обеспечивают энергетическую безопасность и технологическую независимость страны на долгосрочный период.

Систему цен необходимо выстроить таким образом, чтобы ориентировать производителей на первоочередное удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

Анализ методов установления цен на добываемое сырье и, в частности, на уголь в России в последние годы, показывает что, цены зависят в основном от уровня издержек и размера государственной дотации предприятию. Цены часто носят сиюминутный характер, учитывающий текущие интересы и не отражающей реальной стоимости продукции.

Согласно Энергетической стратегии России ценовая и налоговая политика ориентированы на то, чтобы по мере развития рыночных отношений и интеграции страны в мировое сообщество происходил постепенный переход к мировым соотношениям цен на товары и услуги.

В настоящее время существование на газ более низкой цены, чем на уголь, способствует широкому использованию газа в наименее эффективной для его применения сфере - на электростанциях и газовых котельных.

Проведенные исследования показывают, что существующее соотношение цен на уголь - газ - мазут существенно отклоняется от рационального уровня. В плановой экономике соотношение цен на уголь - газ

- мазут устанавливались на уровне народного хозяйства, из-за чего на региональном уровне происходили отклонения оптовых цен от рационального соотношения ввиду различной транспортной составляющей в оптовых ценах.

Практика использования энергоносителей на мировом рынке установила соотношение на уголь - газ 1:1,50, в России в настоящее время на большей территории соотношение носит характер 1:0,83+0,53 .

В условиях формирования регулируемых отношений необходимо разработать обоснованное соотношение цен на уголь - газ - мазут, способствующее их комплексному и рациональному потреблению с учетом сложившихся тенденций на мировом рынке на энергоносители.

Сейчас в структуре топливного баланса России природный газ занимает 63 %, нефть и нефтепродукты - чуть более 8,5 %, уголь - менее 28,5 %. Это означает, что газ более чем на половину обеспечивает потребности российских тепловых электростанций. Но уже в обозримом будущем запасы газа и нефти окажутся в целом исчерпаны.

На первый план выходит уголь, который до конца 50-х был главным энергоносителем. Геологические запасы угля на территории России измеряются 3 трлн т: при текущей добыче (265 млн т) запасов хватит более чем на тысячу лет.

Динамика добычи топливноэнергетических ресурсов представлена на графике 1 (источник «Росуг-лесбыт»).

Предполагалось, что на пятнадцать-двадцать пять лет будет взята газовая пауза. За это время энергетическую безопасность страны планировалось обеспечивать за счет преимущественного развития атомной энергетики и разработки новых технологий экологически чистого и высокоэффективного сжигания углей. Перевод энергетики с угля на газ начался во времена СССР и продолжался на протяжении последних десяти лет. Хотя сейчас Минатом планирует

рост выработки на АЭС в структуре энергобаланса, этой энергии не хватит для восполнения потерь, вызванных сокращением поставок газа на внутренний рынок.

Срок "газовой" паузы истекает в 2000-2005 годах. Месторождения исчерпываются. Разработка новых месторождений (например, Штокмановского на шельфе Баренцева моря) требует инвестиций в размере 30-40 млрд долларов до 2020 года. Ясно, что дефицит газа, поставляемого на внутренний рынок, будет нарастать .

Динамика добычи топливно-энергетических ресурсов в России

---Уголь, млн.т —Газ, млрд.м3 — Нефть, млн.т

На фоне дефицита газа существуют проблемы и с добычей энергетического угля, который сжигается электростанциями для выработки тепла и энергии.

Во времена СССР в целях повышения эффективности производства топливные электростанции строились вблизи разреза или шахты и проектировались под конкретные марки угля. Иначе говоря, некоторые энергетические мощности оказались прямо завязаны на угольные предприятия.

Например, огромная Березовская ГРЭС стоит прямо на борту угольного разреза и может работать только на этом угле. После приватизации угольных компаний и шахт возникла ситуация, что нормальная работа де-сятка-полтора региональных энергокомпаний оказалась зависящей от стабильной поставки топлива с близ расположенных угольных предприятий.

В результате реструктуризации угольной отрасли произошло падение добычи примерно на 50 млн т в год. Закрытие в европейской части страны большого количества угольных предприятий привело к тому, что рынок энергетических углей стал более дефицитным, спрос превысил предложение.

Для примера, в ОАО «Ростов-

уголь» за годы реструктуризации (с 1995 г.) прекратили производственную деятельность и сегодня находятся в стадии ликвидации 17 шахт. Закрыто 3 обогатительные фабрики, 4 ремонтно-механи-ческих завода, ряд вспомогательных предприятий. В настоящее время действующими являются 12 шахт, 6 обогатительных фабрик и ряд вспомогательных предприятий (уголь-ное машиностроение, связь, стройиндустрия, транспортные перевозки).

Либерализация цен в российской экономике, проведенная в начале 1992 года, не коснулась цен на уголь, которые продолжали регулироваться государством. Решение об их освобождении было принято только через 1,5 года — в июле 1993 года. Однако к тому времени рост цен на железнодорожные перевозки и электроэнергию более чем в 3 раза

превысил рост цен на уголь, что поставило угольную отрасль в заведомо неравнозначные стартовые условия по сравнению с другими отраслями промышленности.

Перед всеми предприятиями, организациями встает вопрос правильности определения цены на свои товары и услуги. От правильности установления цен во многом зависят финансовое состояние предприятия, рентабельность предприятия, объем реализации продукции. Соизмерение рыночной цены угольной продукции с затратами на ее производство и транспортировку показывает насколько эффективна деятельность данного предприятия.

Необходимо создать такую систему оценки угольной продукции, которая бы основывалась на сбалансированности экономических интересов производителя и потребителя, учитывала комплексный характер цены, как экономической категории.

В процессе формирования цен на угольную продукцию в условиях рыночной экономики решается ряд задач. Необходимо установить нормативные качественные показатели, на которые должны рассчитываться номинальные цены на уголь. Расчетный средний уровень номинальной цены по акционерному обществу должен учитывать необходимые издержки производства с учетом перспективы разработки. Цена по каждой марке и сорту (классу) угля строится с учетом их потребительских свойств и качества.

В условиях действия рыночных отношений формирование цены на угольную продукцию должно учитывать все характеристики и свойства товара и строиться на основе системного подхода, с учетом всего множества взаимосвязей в рыночном пространстве.

В ОАО «Ростовуголь», в основном, добывается антрацит (А), основным потребителем которого является энергетика (61 %). Наибольшие объемы потребления угля для производства тепла и электроэнергии связаны с использованием антрацита в виде пылевидного сжигания. При этом такие важнейшие характеристики, как теплота сгорания, размолоспособность, теснейшим об-

разом связаны с петрографическим и химическим составом углей.

Ввиду того, что антрацит является источником тепловой энергии, основными показателями качества для энергетического угля кроме зольности, влажности, содержания серы, должна стать теплота сгорания, которая наиболее полно отражает его теплотворную способность

- потребительскую ценность товара.

Эффективность пылевидного сжигания находится в обратной зависимости от содержания фюзенизированных микрокомпонентов. Если оно превышает 50 %, то такие угли в обычных топках сжигать неэффективно. Для антрацитов Донбасса характерно содержание фюзенизированных микрокомпонентов не выше 15 %. Средние и крупные классы служат в качестве бездымного топлива в коммунально-быто-вом секторе народного хозяйства.

В настоящий момент действует система скидок (надбавок) к оптовым ценам за превышение (снижение) нормативных показателей качества угля. Во взаимоотношениях ОАО «Ростов-уголь» с потребителями такими расчетными (нормативными) показателями являются зольность и влажность. В тех случаях, когда фактическая зольность и массовая доля влаги не соответствуют указанным нормам, к оптовым ценам применяются скидки (надбавки) в следующих размерах:

л ё ^

• по зольности А - за каждый процент превышения или снижения зольности в рядовых и рассортированных углях, продуктах обогащения - 2,5 % от номинальной цены;

• по массовой доле влаги Wrt -за каждый процент превышения или снижения влаги -1,3 %.

Однако эти показатели не дают полного представления о потребительской ценности углей, так как эффективность их сжигания зависит еще и от таких показателей, как низшая теплота сгорания, размер кусков, их однородность. На эффективность использования углей влияют также их спекаемость, механическая и термическая стойкость и некоторые другие свойства.

Поэтому, заслуживает внимания решение вопроса построения цен на основе энергетической ценности

сортов угля по низшей теплоте сго- ценах должен найти отражение эко- ния углей у основных потребителей-

рания рабочего топлива, при этом в номический эффект от использова- энергетиков.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Кекух Татьяна Юрьевна — начальник планово-экономического отдела, Управление горно-проходческих работ ОАО «Ростовуголь».

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.