Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 1741 УК РФ)'

Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 1741 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кругликов Лев Леонидович, Соловьев Олег Геннадьевич

В статье представлен анализ норм об ответственности за легализацию имущества, приобретенного преступным путем с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 162-ФЗ. В работе делается акцент на необходимости введения в основной состав указания на крупный размер совершения деяния и расширения пределов санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of enhancement of the rules of liability for legalization of criminal proceeds (Articles 174 and 1741, Criminal Code of the RF)

The article analyzes the norms concerning responsibility for legalizing criminally acquired property in view of the amendments introduced by Federal Act No. 162-FZ. The emphasis is laid on the necessity to include the indication of the large scale of the act in corpus delicti and to broaden the extent of sanction.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 1741 УК РФ)»

Петров С.В. Легализация преступно нажитых доходов: специфические причины и условия

правленной на предупреждение преступных деяний, выраженных в легализации преступных доходов, что, в свою очередь, позволит добиться положительных результатов в сфере борьбы с указанными преступными деяниями.

Примечания

1. См.: Овчинский С.С. Борьба с мафией в России. — М., 1993. — С. 30—34.

2. См.: Шебунов А.А. Борьба с легализацией незаконно полученных доходов по уголовному праву ФРГ // Государство и право. — 1998. — № 6. — С. 79—87.

3. См.: Статья 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 года № 115 // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33. — Ч. 1. — Ст. 3418.

4. См.: Юридическая практика. — СПб., 2007. — № 3. — С. 87.

Л.Л. Кругликов, О.Г. Соловьев

Кругликов Лев Леонидович — заведующий кафедрой уголовного права и процесса Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, доктор юридических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Соловьев Олег Геннадьевич — доцент кафедры уголовного права и процесса Ярославского государственного

университета им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов

(ст. 174 и 1741 УК РФ)

В статье представлен анализ норм об ответственности за легализацию имущества, приобретенного преступным путем с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 162-ФЗ. В работе делается акцент на необходимости введения в основной состав указания на крупный размер совершения деяния и расширения пределов санкций.

The article analyzes the norms concerning responsibility for legalizing criminally acquired property in view of the amendments introduced by Federal Act No. 162-FZ. The emphasis is laid on the necessity to include the indication of the large scale of the act in corpus delicti and to broaden the extent of sanction.

Нестабильность уголовно-правового регулирования вопросов ответственности за легализацию имущества, приобретенного преступным путем, выражается, в частности, в том, что статьи Особенной части УК РФ, упомянутые нами в заголовке, уже трижды за короткий промежуток времени — в 2001, 2003 и 2004 годах — подвергались корректировке. Однако уровень регламентации уголовной ответственности за легализацию преступных доходов по настоящее время не может быть признан удовлетворительным. Остановимся в этой связи на ряде дискуссионных моментов.

1. Изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом 2003 года № 162-ФЗ, из диспозиций ч. 1 ст. 174 и 1741 исключен какой-либо стоимостный порог отмываемого имущества, начиная с которого было бы возможно привлечение лица к уголовной ответственности. Отрицательный эф-

фект, который оказывают эти изменения на правоприменительную практику, подробно отражен в юридической литературе1.

В настоящее время состав отмывания в уголовном законе — формальный, и совершение любой сделки с предметом преступления оказывается уголовно наказуемым. Вряд ли такой законодательный подход оправдан, ведь в законодательном акте должны четко определяться признаки смежных деяний, включаемых в различные отрасли законодательства. Наличие разграничительных линий выступает непременным условием осуществления межотраслевой дифференциации, а отсутствие их порождает проблемы в теории и на практике.

Так, легализация (отмывание) грязных денег ввиду незначительности суммы может в конкретном случае не обладать характерным для преступлений уровнем общественной опасности (ч. 2

ст. 14 УК РФ). Какие правовые средства в данной ситуации можно использовать? Для обеспечения согласованности двух отраслей законодательства, думается, КоАП РФ необходимо дополнить нормой, которая позволяла бы при отсутствии у правонарушения, запрещенного уголовным законом, признака общественной опасности применять санкцию сходной или особой нормы административного законодательства. Сейчас же, по сути дела, деяние, более вредоносное по сравнению с административным правонарушением, не может влечь административно-правового реагирования. Ныне административная ответственность установлена ст. 15.27 КоАП РФ лишь за прикосновенность к легализации, а именно за нарушение законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Думается, необходимо установление минимальной границы поведения, признаваемого преступным и влекущим уголовную ответственность за легализацию преступных доходов, путем введения в ч. 1 ст. 174(и 1741) УК РФ криминообразующего признака «крупный размер». В русле межотраслевой дифференциации совершение легализации в меньшем размере обязательно должно влечь административную ответственность.

Заметим, что до 1 февраля 2002 года «крупный размер» был оценочным, особо квалифицирующим признаком. Затем законодатель, как известно, перевел его из разряда особо квалифицирующих признаков в криминообразующие, сделав его минимальной границей наступления уголовной ответственности за легализацию. Получается, что первоначально типовая общественная опасность «крупного размера» (как особо квалифицирующего обстоятельства) расценивалась законодателем наравне с такой традиционно опасной формой отклоняющегося поведения, как совершение преступления организованной группой (оба указанных обстоятельства были размещены в ч. 3 ст. 174 УК РФ). С 1 февраля 2002 года опасность легализации, совершенной в крупном размере, в представлении законодателя снизилась настолько, что «крупный размер» был переведен им в ч. 1 ст. 174(1741) УКРФ и стал лишькриминообразую-щим признаком легализации. Тем самым законодатель нарушил устойчивость сочетаний квалифи-цирующихпризнаков легализации как по горизонтали, так и по вертикали.

Не устранили данный недостаток и последующие изменения в уголовном законе. «Крупный размер» стал квалифицирующим признаком, «перекочевав» из ч. 1 в ч. 2 ст. 174 (1741), однако его количественное выражение стало превышать

1 млн рублей. Таким образом, менее чем за два года «крупный размер» успел побывать в роли и особо квалифицирующего признака (оценочного), и криминообразующего (при сумме свыше 2 тысяч МРОТ), и, наконец, квалифицирующего признака (при сумме свыше 1 млн. рублей).

Введение в основной состав легализации указания на крупный размер совершения деяния позволит четко отграничить преступную легализацию от непреступной и исключить факты возбуждения уголовных дел в случае легализации (отмывания) доходов, приобретенных в результате совершения преступления, в небольших размерах. Как следствие, в статистике правоохранительных органов найдет отражение действительное состояние борьбы с легализацией доходов, приобретенных преступным путем.

Актуальна также проблема уменьшения крупного размера с 1 млн. рублей до 250 тыс. рублей, что позволило бы сохранить единую концепцию главы 22 УК РФ, отраженную в примечании к ст.169, сточки зрения определения крупного размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере. Это дало бы возможность исключить из УК РФ ныне действующее примечание к ст. 174, а содержание крупного размера определять в соответствии с положениями примечания к ст. 169 УК РФ.

Уместно напомнить здесь, как, в зависимости от размера денежныхсредств или имущества, полученных преступным путем, дифференцируется уголовная ответственность за легализацию в законодательстве США. В соответствии с пп. 1 п. «е» ст. 34.02 УК штата Техас фелонией третьей степени является деяние, если размер денежных средств составляет от 3 тыс. до 20 тыс. долларов США (примерно от 75 до 500 тыс. рублей); пп. 2 п. «е» ст. 34.02 фелонией второй степени признает деяние, если размер денежныхсредств составляет от 20 тыс. до 100 тыс. долларов США (примерно от 500 тыс. до 2 млн. 500 тыс. рублей); подп. 3 п. «е» ст. 34.02 фелонию первой степени усматривает, если размер денежных средств составляет 100 тыс. и более долларов США (свыше

2 млн. 500 тыс. рублей).

На основании п. «а» ст. 186.10 УК Калифорнии преступной является легализация денежных средств или имущества на сумму, превышающую 5 тыс. долларов США (примерно 125 тыс. рублей). Аналогичные стоимостные критерии установлены в УК Огайо, Джорджии и т. п.2 Таким образом, криминообразующий порог в рассмотренных нормах варьируется в границах 75—125 тыс. рублей.

Из сказанного следует, что определение в диспозиции статьи УК РФ о преступной легализации стоимостного порога в 250 тыс. рублей вполне «вписывается» в законодательные идеи главы 22 УКРФ.

2. Заслуживает особого разговора проблема дифференциации наказуемости легализации с помощью квалифицирующих обстоятельств и вида санкции. В действующей редакции ст. 174и 1741 УК РФ система квалифицирующих признаков выглядит следующим образом: крупный размер легализуемого имущества (ч. 2); группа лиц по предварительному сговору и легализация лицом с ис-

Кругликов Л.Л., Соловьев О.Г. Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 1741 УК РФ)

Ф

Р

УК

в

о

доходо

д

X

ь

а

I

и

м

и

кри

ю

и

ц

а

з

и

г

е

с

о

I

I

е

в

е

е

о

б

о

ор

I

ия

I

а

в

о

тво

с

I

е

3

р

е

в

о

с

с

о

про

£§

.Г.

О.

в

е

ь

в

о

§

С

в

ков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Кру

пользованием своего служебного положения (ч. 3); организованная группа (ч. 4).

Прежде всего считаем необходимым выделение такого особо квалифицирующего признака, как особо крупный размер легализации.

На наш взгляд, если размер имущества, ставшего предметом хищения, отнесен законодателем к категории «особо крупного», то последующая легализация этого имущества также должна признаваться «особо крупной» с соответствующей санкцией. Именно в этом должна заключаться невыгодность совершения легализации в особо крупном размере. В противном случае превентивное значение норм об ответственности за нее будет ничтожным. Особо квалифицирующий признак «особо крупный размер» легализации, на наш взгляд, должен быть помещен в один блок с признаком организованной группы, и размер ее должен составлять свыше 1 млн. рублей по аналогии с примечанием к ст. 169 УК РФ. Этот признак будет в несколько раз превышать предлагаемый нами в качестве криминообразующего признака «крупный размер» (свыше 250 тыс. рублей) и свидетельствовать о существенном перепаде в уровне общественной опасности содеянного.

Что касается установления пределов наказуемости за совершение квалифицированного преступления, оно в первую очередь подчинено общим правилам конструирования уголовно-правовых санкций. Если выразить данные правила кратко, санкция должна соответствовать диспозиции. Вопрос о соразмерности наказания очень сложный, ибо общественная опасность — явление трудноизмеримое. Иногда законодатель определяет наказуемость, что называется, на глазок. Основным критерием оценки в этом случае может выступать судебная практика. Тяготение назначенного наказания к верхнему или нижнему пределам санкции, частое применение ст. 64, 73 УК РФ — существенные сигналы, свидетельствующие о несоразмерности рассматриваемых явлений.

Санкция и диспозиция должны также соответствовать друг другу по широте. Это значит, что «чем выше формализованность диспозиции,тем меньше должен быть интервал между минимумом и максимумом санкции и наоборот»3. Данное положение более подробно раскрывается А.И. Коробеевым: «Пределы санкции должны быть прямо пропорциональны конкретности и точности состава, описанного в диспозиции. Чем определеннее и конкретнее описана объективная сторона преступления, тем уже могут быть минимальные и максимальные пределы санкции. Если же уголовно-правовая норма сформулирована так, что имеет разные градации степени общественной опасности в силу ли употребления оценочных понятий, или большого разнообразия могущих наступить последствий, то и пределы санкции должны быть широкими»4. М.И. Ковалев

небезосновательно утверждает, что главным критерием оценки должен выступать реальный или возможный ущерб, а во вторую очередь нужно учитывать форму вины, особенности мотивов и целей, способа совершения, а также характеристику личности субъекта5.

В то же время санкция не должна быть как чрезмерно «просторной» (например, от 5 до 20 лет лишения свободы), поскольку в этом случае происходит неоправданное расширение судейского усмотрения, так и слишком «тесной» (например, от 3 до 4 лет или абсолютно определенной), поскольку это снижает возможности индивидуализации наказания или сводят эти возможности к нулю.

В соответствии с ч. 1 ст. 174 УКРФ за легализацию преступных доходов максимальное наказание, которое может быть назначено, — штраф в 120 тыс. рублей. На наш взгляд, санкция более чем «тесная». Кроме того, в силу ч. 5 ст. 46 УК РФ, «в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределахсанкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Но дело в том, что никакого другого вида наказания санкции ч. 1 ст. 174 и 1741 УКРФ не предусматривают. Получается, что осужденный может позволить себе не платить даже штраф, и ничего с этим нельзя поделать.

Отсутствие логики в действиях законодателя очевидно, ведь в редакции ст. 174 УКРФ до 1 февраля 2002 года санкция за легализацию незаконных доходов, куда включались доходы не только от преступлений, но и от гражданских, административных и иных правонарушений, предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы до четырех лет со штрафом или без такового.

В этой связи мы предлагаем дополнить санкцию ч. 1 ст. 174 УКРФ наказанием в виде лишения свободы со штрафом или без такового.

Закон не определяет соотношения с лишением свободы таких могущих быть основными наказаниями, как штраф и лишение права занимать определенные должность или заниматься определенной деятельностью. Данный факт можно объяснить трудностями выработки соответствующих критериев, однако это не означает невозможности их определения в принципе6.

И.Я. Козаченко небезосновательно считает, что более мягкие меры ответственности могут быть установлены альтернативно лишению свободы при максимуме этого наказания, равному5 годам. По мере снижения этого срока должно увеличи-ватьсячислоальтернативныхнаказаний7. А В.И. Зубкова справедливо утверждает, что широкая альтернатива видов наказаний может устанавливаться лишь за преступления небольшой тяжести. Что касается преступлений средней тяжести, то здесь допустимо применение только 2-3 его видов, за тяжкие — лишь лишения свободы и крупного

штрафа, за особо тяжкие — исключительно лишения свободы8.

Применительно к квалифицированным составам приведенные выше правила означают, что одноименные признаки должны одинаково повышать ответственность в родственных преступлениях (ст. 171, 172,174, 1741, 175), а признаки, по-разному изменяющие общественную опасность, должны располагаться в разных частях статьи. Причем на широту пределов санкции влияет не только степень выраженности каждого квалифицирующего признака, но и их количество, возможное в одном преступлении9.

Кроме того, можно выделить правила, относящиеся только к конструированию санкций за совершение квалифицированных преступлений. Поскольку наличие квалифицирующего признака предполагает качественный скачок уровня общественной опасности, санкции ч.1 и 2 (3, 4) статьи не должны полностью или в большей части поглощаться одна другой. В частности, не должно быть единых минимальных (как это можно наблюдать в ч. 1 и 2 ст. 109 УК РФ) или максимальных пределов наказуемости для разновидностей одного преступления. Пересечение в значительной части санкций ч. 1, 2и 3 ст. 131, ч. 2 и 3 ст. 162 УКРФ справедливо критикуется А.И. Коробеевым. В то же время его предложение внедрить в закон такую конструкцию, при которой высший предел наказания за менее опасное преступление будет одновременно низшим пределом наказания за его квалифицированный вид10, представляется не совсем оправданным.

Санкции запреступления, предусмотренные ч. 1 и 2 (3,4) одной статьи Особенной части, все-таки должны — пусть в незначительной мере — пересекаться между собой. Поскольку презумпция резкого повышения общественной опасности содеянного и личности виновного при совершении преступления с квалифицирующими обстоятельствами является неопровержимой11, пересечение санкций позволитне учитывать квалифицирующий признак в случае его незначительности.

Примечания

1. См.: Рыхлое О.А. Оптимизация диспозиций уголовно-правовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. — 2006. — № 10. — С. 23.

2. See: Dressier J. Understanding criminal law. 3d ed. — N.Y, 2001. — Р. 234.

3. КозлоеА.П. Уголовно-правовые санкции. — Красноярск, 1989. — С. 32.

4. Российское уголовное право: Курс лекций / Под ред. А.И. Коробеева. — Владивосток, 1999. — Т. 1: Преступление. — С. 106.

5. См.: Коеалее М.И. Советское уголовное право: Курс лекций. — Свердловск, 1974. — Вып. 2: Советский уголовный закон. — С. 212.

6. Например, в случае незаконного задержания, ареста, лишения свободы суд может определить истцу компенсацию его психических и физических страданий.

7. См.: Козаченко И.Я. Санкции за преступления против жизни и здоровья: обусловленность, структура, функции, виды. — Томск, 1987. — С. 198—199.

8. См.: Зубкоеа В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: законодательство, теория, практика: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. — Рязань, 2002. — С. 38. Поддержав автора, оговоримся лишь, что за особо тяжкие преступления допустимо применять также пожизненное лишение свободы и смертную казнь.

9. Так, Пленум Верховного Суда РФ в п. 17 своего постановления от 27 января 1999 года № 1 разъясняет, что при назначении наказания по ч. 2 ст. 105 УК РФ судам необходимо учитывать количество квалифицирующих признаков (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1999. — № 3).

10. См.: Российское уголовное право: Курс лекций / Под ред. А.И. Коробеева. — Т. 1. — С. 105.

11. Подробнее об этом см.: КругликоеЛ.Л. Презумпции в уголовном праве (в сфере ответственности за экономические и иные преступления) / Л.Л. Кругликов, Ю.Г.Зуев. — Ярославль, 2000. — С. 151.

Кругликов Л.Л., Соловьев О.Г. Вопросы совершенствования норм об ответственности за легализацию криминальных доходов (ст. 174 и 1741 УК РФ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.