Д.Ю. Федорович
Вопросы совершенствования межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности
В статье рассмотрены отдельные правовые и организационные вопросы межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, и предложения по его совершенствованию.
Ключевые слова: конвенционные преступления, посягающие на свободу личности, торговля людьми, использование рабского труда, похищение человека, межгосударственное сотрудничество.
В современных условиях, характеризующихся консолидацией международной преступности, наличием схожих политических и социально-экономических проблем, вопросы международной интеграции как в сфере политической, экономической, так и правоохранительной деятельности, актуальны как никогда раньше. Это свидетельствует о том, что жизненно важные проблемы человечества настолько взаимосвязаны, что уже не могут успешно решаться отдельным государством, а требуют объединения их усилий на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
В связи со значительным ростом вызовов и угроз безопасности личности в современном мире на первый план в последние годы выдвигаются задачи совместной борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, затрагивающими интересы многих государств, в силу их общественной опасности и значительной распространенности. При этом к конвенционным относятся преступления, составы которых предусмотрены международными договорами (соглашениями, конвенциями, обязывающими участвующие в них государства ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право. Среди преступлений, посягающих на свободу личности, конвенционными являются похищение человека, торговля людьми и использование рабского труда.
Вопрос межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с конвенционными
преступлениями, посягающими на свободу личности, является одним из наиболее актуальных, поскольку похищение и торговля людьми, использование рабского труда представляют реальную угрозу национальной безопасности не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловленная мировым финансовым кризисом и характеризующаяся ростом числа безработных, позволяет прогнозировать негативное развитие криминальной ситуации в этой сфере, в том числе дальнейшее увеличение количества фактов похищения и торговли людьми, использования рабского труда, и требует от мирового сообщества принятия адекватных и результативных мер противодействия этому преступному бизнесу.
Международным сообществом признано, что для принятия эффективных мер борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, необходимо как минимум сотрудничество правоохранительных органов стран происхождения, транзита и назначения, включающее скоординированные меры предупреждения указанных преступлений, защиты их жертв, уголовного преследования и наказания преступников.
В борьбе с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, уже достигнут существенный прогресс, и многие государства придают ей достаточно серьезное значение и уделяют прио-
ритетное внимание. Мировое сообщество приняло множество международных соглашений, которые призваны защищать права и свободы человека и противостоять рассматриваемым преступлениям.
Так, ретроспективный анализ возникновения и развития международного сотрудничества в сфере борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, позволяет сделать вывод о том, что оно прошло длительный и сложный путь становления от двусторонней договорно-правовой формы до комплексной (многосторонней) деятельности, которая предопределяет современное состояние и тенденции развития взаимодействия правоохранительных органов различных государств по борьбе с рассматриваемыми преступлениями. Положения, направленные на борьбу с рабством и работорговлей, содержатся во многих соглашениях, которые начали заключаться в начале XIX века. Исследования в данной области свидетельствуют о том, что только в период с 1815 по 1957 год в целях искоренения рабства было заключено порядка 300 двусторонних и многосторонних международных соглашений. [1] А в настоящий момент количество многосторонних и двусторонних соглашений в указанной сфере с трудом поддается точному исчислению.
Вполне очевидно, что конвенционные преступления, посягающие на свободу личности, продолжают оставаться серьезным вызовом и для государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество), большинство из которых являются странами происхождения и транзита жертв похищения и торговли людьми, использования рабского труда, некоторые - странами происхождения, транзита и назначения. К факторам, определяющим интенсификацию конвенционных преступлений, посягающих на свободу личности, в этом регионе относятся и фактическая открытость границ между государствами, и единство криминального пространства, и усиление миграционных процессов.
Особенности сотрудничества стран Содружества в борьбе с преступностью обу-
словлены как близостью правовых систем и относительным сходством правоприменительной практики, наличием обширной договорно-правовой базы и совместных организационных структур, так и сохранением опыта и традиций профессиональных связей сотрудников правоохранительных органов, которые имеют место, несмотря на негативные последствия распада бывшего единого союзного государства. [8]
В рамках СНГ также был принят ряд документов, в которых государства - участники выразили свои намерения по объединению усилий всех государственных органов, общественных и иных организаций, а также граждан для достижения максимально эффективных результатов в противодействии конвенционным преступлениям, посягающим на свободу личности, а также выработке согласованной стратегии и принятию комплексных совместных мер правового, социально-экономического, информационного и иного характера в борьбе с ними.
Так, например, борьбе с рабством и использованием рабского труда посвящена статья 4 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 1995 г., которая определила, что «никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии», а также «принуждаться к принудительному или обязательному труду» (заключена в Минске 26 мая 1995 года. Ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 года № 163-Ф3. Конвенция вступила в силу для России 11 августа 1998 года).[5]
Намерение осуществлять сотрудничество в сфере борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, а также с преступными посягательствами на свободу личности государства - участники СНГ подтвердили в заключенном в 1998 году Соглашении о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, в котором определены формы такого сотрудничества.[1] Одним из важнейших и наиболее полных документов Содружества, направленных на повышение эффективности межгосудар-
ственного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, является Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека.[6] Среди его особенностей и новшеств необходимо отметить несущественное изменение содержания понятия эксплуатации как цели торговли людьми. Так, вместо такого вида эксплуатации, как извлечение органов, указанного в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, наказании за нее, в рассматриваемом Соглашении содержится новый вид эксплуатации - извлечение органов и тканей человека в целях их продажи. В целом Соглашение содержит ряд положений, направленных на организацию взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми, органами и тканями человека, практическую значимость которых нельзя недооценивать. К ним, прежде всего, необходимо отнести положение о закреплении основных форм сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми:
• обмен оперативной, криминалистической, статистической и иной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных преступлениях, легализации доходов от этих деяний и о причастных к ним физических или юридических лицах;
• исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
• планирование и осуществление скоординированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий;
• обмен нормативными правовыми актами, публикациями и научно-методическими материалами;
• обмен опытом работы, проведение рабочих встреч, консультаций, совещаний, практических конференций и семинаров, а также совместных научных исследований;
• разработка и осуществление согласованных мер предупреждения и пресечения использования сети Интернет в целях торговли людьми;
• обмен опытом внедрения информационных систем паспортно-визового контро-
ля, включая использование биометрических данных;
• оказание содействия в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов;
• разработка и внедрение новых методов социальной и медицинской реабилитации жертв торговли людьми, особенно женщин и детей.
Кроме того, Соглашение содержит ряд норм, регулирующих порядок оформления и исполнения запроса об оказании содействия в борьбе с торговлей людьми, а также использования его результатов, и предусматривает создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах, юридических и физических лицах, причастных к торговле людьми, а также об исчезнувших лицах, которые, вероятно, стали жертвами торговли людьми.
В целях активизации взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств, совершенствования деятельности его уставных органов и органов отраслевого сотрудничества в борьбе с торговлей людьми в рамках Содружества регулярно принимается Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, предусматривающая расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества; совершенствование и гармонизацию национального законодательства; проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; последовательная реализация положений основополагающих документов ООН в данной области; сотрудничество в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов.
Предусмотренные Программой сотрудничества совместные комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции регулярно проводятся на территории государств - участников СНГ, что позволяет выявить несколько сотен преступлений, посягающих на свободу личности.[7]
Необходимо отметить, что государства-
ми - участниками СНГ проделана огромная работа по сближению национальных законодательств в сфере борьбы с торговлей людьми, поскольку различия в них являлись существенным препятствием для уголовного преследования лиц, занимающихся транснациональной торговлей людьми. И напротив, схожесть уголовно-правовых норм различных стран в отношении определения торговли людьми является основой для сотрудничества в этой области и позволяет вырабатывать общие принципы борьбы. В связи с этим в 2008 году Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ разработано и принято два модельных закона: «О противодействии торговле людьми»[4] и «Об оказании помощи жертвам торговли людьми»[4], а также Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в данной сфере.[4]
Однако на фоне дальнейшего распространения рассматриваемых преступлений на первый план для государств - участников СНГ выходит дальнейшее развитие международных контактов в противодействии этим угрозам.
Очевидна необходимость наращивания усилий правоохранительных органов, спецслужб и других задействованных ведомств в поиске новых подходов и принятии соответствующих межгосударственных решений в этой сфере, в связи с тем что модели и методы этого преступного бизнеса постоянно развиваются и адаптируются к изменяющейся правовой среде и действиям правоохранительных органов.
К факторам, провоцирующим или стимулирующим торговлю людьми и использование рабского труда, относится также неэффективность межгосударственного сотрудничества, обусловленная несовершенством его правовой основы.
Прежде всего, следует отметить, что законодательства стран Содружества в сфере борьбы с торговлей людьми порой отличаются друг от друга. Зачастую в них имеется множество пробелов, не позволяющих обеспечить адекватные меры межгосударственного взаимодействия.
Так, несмотря на то, что в большинстве стран предусмотрена уголовная ответственность за торговлю людьми, в законодательстве некоторых из них по-прежнему существуют нормы, препятствующие обеспечению защиты жертв указанных преступлений и санкционирующие их судебное преследование за незаконную миграцию или нарушение трудового законодательства. (Например, статья 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для иностранных граждан или лиц без гражданства за нарушение ими правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а статья 18.10 - за незаконное осуществление ими трудовой деятельности в Российской Федерации. При этом освобождение от административного наказания за указанные правонарушения для лиц, оказавшихся жертвами торговли людьми, не предусмотрено.) Не во всех странах приняты национальные программы по противодействию торговле людьми и законы о защите жертв этих преступных посягательств. Например, в Российской Федерации до настоящего времени не приняты Федеральный закон «О противодействии торговле людьми», проект которого разработан ГД ФС РФ 18 марта 2003 года, и национальная программа по противодействию торговле людьми. [3] Вместе с тем отсутствие подобных законов или задержка в их принятии являются препятствиями для эффективной борьбы с торговлей людьми.
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным странам Содружества активизировать разработку и принятие законов, содержащих положения о мерах по поддержке, защите и реинтеграции (под реинтеграцией здесь понимается социальная реабилитация жертвы, восстановление ее в правах, оказание ей помощи в трудоустройстве и получении жилья, а в необходимых случаях - в возвращении на родину) жертв, включая выдачу им разрешений на временное пребывание и возмещение ущерба.
На рост масштабов торговли людьми негативно влияет также несогласованность
уголовно-правовых норм и понятийного аппарата в законодательстве различных государств. Так, среди стран, входящих в Содружество, отсутствует единообразный подход к пониманию и законодательному определению торговли людьми и преступлений, связанных с ней. Большинство стран ограничивает указанную сферу только торговлей людьми либо использованием рабского труда, другие включают в данный перечень преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией жертв торговли людьми.
Однако, согласно международным стандартам, к числу преступлений, связанных с торговлей людьми, относятся и такие уголовно-наказуемые деяния, как:
► принуждение лица к изъятию органов или тканей, а также их незаконный оборот для трансплантации;
► применение к человеку институтов и обычаев, сходных с рабством;
► вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность в целях их эксплуатации;
► вовлечение несовершеннолетних в незаконные вооруженные формирования и их использование в вооруженных конфликтах;
► организация незаконной миграции в целях эксплуатации человека.
В связи с этим нуждаются в унификации подходы к определению понятия «торговля людьми» государств - участников СНГ.
Кроме того, уголовным законодательством отдельных стран не предусмотрена ответственность за использование рабского труда (например, в Уголовном кодексе Украины). Указанная статья отсутствует и в Модельном Уголовном кодексе для государств - участников СНГ, что, на наш взгляд, является существенным пробелом в борьбе с преступлениями, посягающими на свободу личности.
В связи с этим представляются вполне своевременными и необходимыми разработка и внесение дополнений в модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми в виде статей «Торговля людьми» и «Использование рабского труда».
Ключевым моментом в борьбе с конвенционными преступлениями, посягающими
на свободу личности, является создание максимально гармонизированных правовых основ его регулирования, поэтому государствам - участникам СНГ целесообразно продолжить работу по сближению национальных законодательств в этой сфере путем доработки существующих модельных законодательных актов и разработки рекомендаций по гармонизации национальных законодательств, так как различия в них являются существенным препятствием для уголовного преследования лиц, занимающихся транснациональной торговлей людьми и использованием рабского труда. И напротив, схожесть уголовно-правовых норм различных стран в отношении определения указанных преступлений является основой для сотрудничества в этой области и позволяет вырабатывать общие принципы борьбы.
На наш взгляд, целесообразно изучить возможность создания на территории одного из государств - членов СНГ информационного и аналитического центра для обобщения информации о ситуации в сфере борьбы с похищением и торговлей людьми, использованием рабского труда, отслеживания ее основных тенденций и выработки необходимых рекомендаций, а также для обмена информацией между государствами - участниками о фактах задержания торговцев людьми, сведений об их личности и характеристике личности жертв.
Подводя итог вышеизложенному, в целях совершенствования правовых и организационных основ сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями, посягающими на свободу личности, считаем целесообразными следующие меры:
• ускорение процесса принятия национальных законов о борьбе с торговлей людьми, предусматривающих комплекс эффективных правовых и организационных мер защиты потерпевших от судебного преследования за нарушения в миграционной, трудовой и иных сферах, связанные со статусом жертвы торговли людьми;
• создание единого информационного центра для обмена сведениями о ситуации в сфере борьбы с конвенционными престу-
активная работа по его совершенствованию, а также повышение внимания к этой проблеме со стороны межгосударственных и государственных организаций позволяют надеяться, что в скором времени проблема борьбы с похищением и торговлей людьми, использованием рабского труда во всем мире будет решаться более слаженно и эффективно, в том числе благодаря совместным усилиям в этом направлении государств - участников Содружества Независимых Государств.
плениями, посягающими на свободу личности, и передовым опытом в этой области;
• совершенствование межгосударственной правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ в указанной сфере путем дальнейшей унификации и гармонизации национальных законодательств.
В целом, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия, на недостаточную эффективность законодательства, касающегося борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности,
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюллетень международных договоров, 2000. № 3.
2. Вайсброт Д. Упразднение рабства и его современных форм. Нью-Йорк и Женева: ООН, 2002. С.9.
3. Выступление Председателя Государственной Думы ФС РФ Б. Грызлова на открытии Пятой встречи руководителей парламентов стран «Группы восьми» (16 сентября 2006 г.). URL: http:// www.duma.gov.ru/news/274/56227/?sphrase_id=1313804 (дата обращения: 03.06.2014).
4. Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Санкт-Петербург, 2008. № 42. С.301, 354, 390.
5. О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека: Федер. закон Российской Федерации от 04.11.1995 № 163-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4239.
6. О подписании Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека: расп. Правительства РФ от 24.11.2005 № 2019-р // Собрание законодательства РФ. 2005. № 49. Ст. 5234.
7. Совершенствование взаимодействия органов отраслевого сотрудничества государств -участников СНГ в противодействии организованной преступности и торговле людьми: материалы научно-практического семинара (Москва, 29-30 сентября 2010 г.). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 2.
8. Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. ... док. юрид. наук. М., 2001. С.15.