Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования методологии принятия управленческих решений в лесном секторе экономики'

Вопросы совершенствования методологии принятия управленческих решений в лесном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / WORDS: METHODOLOGY OF DECISION MAKING PROCESS / FOREST SECTOR / FOREST POLICY / COMPETITIVENESS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / SYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейнхоф А. Э.

Клейнхоф А.Э. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЛЕСНОМ СКЕТОРЕ ЭКОНОМИКИ. Проведен критический анализ методологии принятия управленческих решений применительно к лесному сектору экономики. Проведен ретроспективный анализ ключевых управленческих решений, дана оценка их социально-экономических последствий. Разработаны предложения по совершенствованию методологии принятия управленческих решений в лесном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhof A.E. IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGY OF DECISSION MAKING PROCESS AS APPLIED THE FOREST SECTOR. This article discusses the main problems of the improvement of decision making process as applied to the forest sector. Retrospective analysis of decision making process in forest sector has been made, their social-economic consequences were estimated. Finally recommendations for the critical use of foreign experience and improvement methodology of decision making process has been elaborated.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования методологии принятия управленческих решений в лесном секторе экономики»

ЭКОНОМИКА

люлозно-бумажных товаров на мировых рынках;

В этой связи следует отметить прежде всего гарантии прав собственности и создание благоприятного инвестиционного климата, определяющие предсказуемость будущего развития экономики, приток инвестиций и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых рынках.

Библиографический список

1. Клейнхоф И.А. Стратегическое управление устойчивым развитием лесного сектора экономики: монография / И.А. Клейнхоф. - М.: МГУЛ, 2009.

2. Петров А.П. Плата за использование лесов - экономическая основа частно-государственного партнерства в лесном секторе / А.П. Петров // Лесной экономический вестник. - 2008. - N° 1(55). -С. 12-20

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ рЕШЕНИЙ В ЛЕСНОМ СКЕТОрЕ ЭКОНОМИКИ

А.Э. КЛЕЙНХОФ, проф. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон. наук

Переход к рыночной экономике потребовал систематического принятия управленческих решений, направленных на создание новых и трансформацию действующих подсистем и элементов институциональной инфраструктуры, формированию рыночных механизмов в лесном секторе экономики. Подобные решения, как правило, в той или иной мере затрагивают социальные интересы большинства населения. Просчеты и ошибки при принятии управленческих решений, как показал опыт 1990-2011 гг. в лесном секторе экономики, приводят к трудно преодолимым социально-экономическим и экологическим последствиям. Проведенные на начальном этапе перестройки институциональные реформы в России во многом усугубили экономические и социальные проблемы, обусловленные наследием директивно планируемой экономики. В качестве примера можно привести непродуманную поспешную приватизацию предприятий лесопромышленного комплекса.

В продолжение подобной политики рубки главного пользования передали убыточным леспромхозам, для субсидирования которых была введена символическая плата за право пользования лесными ресурсами.

«Административное установление ставок платы за использование лесов опасно, прежде всего, непредсказуемостью решений, что имеет место в настоящее время, когда

caf-econvnesh@mgul.ac.ru минимальные ставки платы за древесину устанавливаются и меняются на федеральном уровне» [2, С. 15].

Символическая плата за право пользования лесными ресурсами не отвечает долгосрочным интересам не только государства, но и самих лесопромышленных предприятий. В настоящее время последствия подобной политики уже проявляются в виде обострения дефицита ресурсов экономически доступной высококачественной древесины, на что обращают внимание руководители крупных компаний лесной промышленности.

Убыточность многих леспромхозов была обусловлена объективными причинами: слабо развитой инфраструктурой, недостаточной оснащенностью современной лесозаготовительной техникой; значительными затратами на содержание социальной сферы; отдаленностью от центров потребления лесных товаров и обусловленными этим обстоятельством высокими транспортными расходами. Вышеназванные проблемы лишь отчасти могли быть решены на уровне отдельных предприятий. В процессе перехода к рыночной экономике выявилась порочная практика решения отдельных вопросов реформирования управления лесами и лесным хозяйством без должного учета системных связей. Отрицательный эффект вышеназванных факторов усиливается монополизацией рынков лесных товаров (по данным Федеральной антимоно-

168

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Динамика объемов производства основных видов лесобумажной продукции по РФ

Показатели 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Заготовка древесины, млн м3 * 303,8 167,9 185,0 186,3 206,1 162,1 158,9 175,5 196,7

Вывозка древесины, млн м3 ** 303,8 94,8 124,2 114,5 142,2 113,1 100,1 109,1 111,5

Пиломатериалы, млн м3 75,0 20,0 22,0 22,1 23,2 21,6 19,0 19,0 20,2

Фанера, тыс. м3 1597 1484 2556 2614 2763 2592 2083 2688 3003

Древесно-стружечные плиты, тыс. усл. м3 5568 2335 3830 4717 5261 4974 3940 5430 6634

Древесноволокнистые плиты, млн усл. м2 483,1 292,2 404,9 453,0 493,1 431,9 323,1 397,6 441,6

Целлюлоза по варке, тыс. т 7525 4960 6001 6008 5954 5913 5486,6 7284 7361

Бумага и картон, тыс. т 8325 5312 7126 7434 7559 7670 7331 7581 7602

Источник: Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2011 [2]

Таблица 2

Состояние основного технологического оборудования на фанерных предприятиях

Наименование оборудования Всего оборудования, ед. Доля оборудования, превысившего амортизационные сроки эксплуатации, %

Лущильные станки 190 86,3

Сушильные станки 169 92,3

Клеильные прессы 138 92,8

Шлифовальные станки 39 84,6

Источник: данные Минпромторга России

польной службы России сегодня в регионах три, четыре фирмы контролируют основную долю лесопромышленного производства, а в целом по стране контроль такого уровня обеспечивает всего 13,5 % компаний). В результате мы имеем не соответствующую принципам рыночной экономики институциональную инфраструктуру; весьма неэффективный экономический механизм управления лесами; лесопромышленный комплекс, неспособный конкурировать с мировыми лидерами в области производства изделий из древесины с высокой добавленной стоимостью. В качестве обратной связи наблюдается технологическое отставание отечественного лесопромышленного комплекса от мировых лидеров, что находит отражение в низких темпах роста производства конкурентоспособных на мировых рынках изделий из древесины с высокой добавленной стоимостью. Объемы продаж отечественных изделий из древесины падают, тогда как импорт лесных товаров с высокой добавленной стоимостью даже в кризисный 2009 г. существенно вырос. В 2011 г. только применительно к фанерному производству

превзойден уровень 1990 г., тогда как объемы заготовки древесины по отношению составили 64,7 %, по вывозке древесины - 36,7 %, по производству пиломатериалов только 26,9 % от уровня 1990 г., табл.1.

В 2011 г. основное технологическое оборудование достигло почти полного износа, табл. 2.

Результатом этого является снижение производительности на предприятиях, увеличение времени простоя оборудования, снижение качества продукции. Темпы технологического обновления в целлюлозно-бумажной промышленности России в несколько раз меньше по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности отечественных лесобумажных товаров и причиной утраты ими конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Мировой экономический кризис показал бесперспективность сырьевой модели развития лесного сектора экономики. В 2009 г. вследствие существенного спада объемов производства и экспорта пиломатериалов,

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2012

169

ЭКОНОМИКА

фанеры и других изделий из древесины деревообрабатывающая промышленность, вслед за лесозаготовительной промышленностью Российской Федерации, стала убыточной.

Вследствие несовершенной структуры производства и неудовлетворительного качества изделий из древесины в настоящее время Россия производит в 7-9 раз меньше добавленной стоимости в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья в сравнении с Финляндией, США, Канадой, Австрией, Швецией, Германией, Японией. В вышеназванных странах действует эффективная система управления качеством, включающая сертификацию продукции лесного сектора экономики, а также национальная инновационная система, которая стимулирует повышение качества изделий и создания новых продуктов.

Отсутствие должного учета системных связей и долговременных последствий принимаемых управленческих решений применительно к лесному сектору экономики имеет место и в настоящее время.

В целях преодоления сырьевой направленности российского экспорта лесных товаров и повышения инвестиционной активности компаний лесной промышленности Правительством Российской Федерации в 2005 г. было принято решение о существенном повышении вывозных таможенных пошлин. (№ 41 от октября 2005 г.). В передовой статье Российской лесной газеты отмечалось, что по замыслу Правительства, повышение экспортных пошлин вернет круглые лесоматериалы отечественным лесопромышленникам и повысит их инвестиционную активность. Однако «беда России не в том, что она экспортирует круглый лес, а в том, что доходы от этого экспорта не превращаются в будущие инвестиции для развития деревообработки» [3]. Таможенные пошлины являются всего лишь одним из инструментов социально-экономической политики, направленной на инновационное развитие лесного сектора экономики. Имеется целый ряд факторов и условий, определяющих успех в решении данной проблемы, таких как борьба с коррупцией; защита прав собственности на

лесные ресурсы, включая борьбу с незаконными рубками леса; создание благоприятного инвестиционного климата; модернизация производства; совершенствование лесного законодательства; формирование конкурентных рынков лесных товаров и лесных ресурсов; совершенствование налоговой системы; создание правовой и экономической базы для развития малого и среднего бизнеса. Повышение таможенных пошлин вызвало острые дискуссии с участием лесопромышленников, лесоводов, представителей негосударственных организаций. Ключевое значение для решения данной проблемы имеет строительство новых мощностей по производству конкурентоспособных на мировых рынках изделий из древесины с высокой добавленной стоимостью. Повышение таможенных пошлин в условиях острой нехватки мощностей по производству конкурентоспособных на мировых рынках изделий из древесины может привести к резкому сокращению экспорта круглых лесоматериалов. В условиях слабого развития производства лесных товаров с высокой добавленной стоимостью повышение вывозных таможенных пошлин на круглые лесоматериалы стало одной из основных причин начавшегося в 2008 г. спада объемов лесозаготовок, производства пиломатериалов и фанеры. Сокращение объемов лесозаготовок, а соответственно и числа рабочих мест, не случайно произошло главным образом в центрах экспорта лесных товаров РФ. В Северо-Западном Федеральном округе объем заготовки древесины в 2008 г. упал, в сравнении с 2007 г., на 21 %, а в Хабаровском крае - на 21,4 %. Следовательно, повышение вывозных таможенных пошлин без должного учета системных связей с другими элементами стратегического управления, не только не обеспечило защиту национальных интересов, а привело к отрицательным социальным и экономическим последствиям. В этих условиях в 2009 г. решение о повышении таможенных пошлин было приостановлено. В 2010 г. в процессе ведения переговоров со странами ЕС о вступлении России в ВТО было достигнуто соглашение о постепенном снижении Россией вывозных пошлин на круглые лесоматериалы.

170

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.