Научная статья на тему 'Вопросы социальной востребованности музейного продукта (на примере Тобольского музея-заповедника)'

Вопросы социальной востребованности музейного продукта (на примере Тобольского музея-заповедника) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЙ ПРОДУКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ / ПОСЕТИТЕЛЬ МУЗЕЯ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / FAMILIARIZING / DEMAND / MUSEUM ACTIVITY / MUSEUM PRODUCT / SOCIAL CATEGORIES / VISITOR OF A MUSEUM / ATTENDANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сидорова Светлана Юрьевна

Проанализирована ситуация приобщения населения к историко-культурному наследию региона и страны, рассмотрены проблемы востребованности музейного продукта на примере Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF SOCIAL DEMAND OF THE MUSEUM PRODUCT (ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK CULTURE PRESERVE)

In the article the attempt was made to analyze a situation of familiarizing the population to historical and cultural heritage of the region and the country. The problems of a museum product demand on the example of the Tobolsk historical and architectural museum are also considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы социальной востребованности музейного продукта (на примере Тобольского музея-заповедника)»

Безразличное 10,4 16,2 14,4 22,9

Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) 1,0 1,7 1,3 7,2

Затрудняюсь ответить 0,3 2,0 2,1 3,3

В последние годы многие писатели, исследователи, политики, представители национальной интеллигенции высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов, это опасение выражает и автор. Одновременно с этим этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где существует взаимодействие между этносами и диалог культур.

В заключение следует отметить, что в дальнейшем число межэтнических браков будет продолжать расти. Межэтнические браки, с одной стороны, будут способствовать этнокультурному сближению, а с другой — углублению ассимиляционных процессов.

Список литературы

1. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1978.

2. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 78 с.

3. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.

4. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. - Казань: Татарск. кн. изд-во, 1993. - 208 с.

Сведения об авторе

Сайфуллин Фаниль Фаемович, ассистент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.: 8(3452)453526

Saifullin A. F., assistant of chair of social sciences, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526

УДК 069

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МУЗЕЙНОГО ПРОДУКТА (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА)

ISSUES OF SOCIAL DEMAND OF THE MUSEUM PRODUCT (ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK CULTURE PRESERVE)

С. Ю. Сидорова

S. Yu. Sidorova

Ключевые слова: приобщение, востребованность, музейная деятельность, музейный продукт, социальные категории,

посетитель музея, посещаемость.

Key words: familiarizing, demand, museum activity, museum product, .social categories, visitor of a museum, attendance

Проанализирована ситуация приобщения населения к историко-культурному наследию региона и страны, рассмотрены проблемы востребованности музейного продукта на примере Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

In the article the attempt was made to analyze a situation of familiarizing the population to historical and cultural heritage of the region and the country. The problems of a museum product demand on the example of the Tobolsk historical and architectural museum are also considered.

Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся проведением административной, бюджетной и социальной реформ, выдвигает требование повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления учреждений и организаций, в том числе и учреждений культуры. Музей как культурная институция пытается адаптировать свои сложившиеся функции к относительно новым для него условиям рынка. Сегодня наблюдается усиливающаяся тенденция развития экономической деятельности культурного учреждения, а стратегия общества направлена на производителей продукта, партнеров и потребителей. Музей остается только производителем специфического продукта, связанного непосредственно с широким пространством досуга.

Музею, обладающему особым продуктом, информационным и эмоциональным, приходится актуализировать его через материальность музейного предмета. Музейный посетитель становится потребителем продукта, лояльным или нелояльным. Выработать в этой сфере свои отличительные черты,

или точнее сказать, свою индивидуальность трудно, ибо производителей развлекательного продукта достаточно много. Актуальным становится расширение форм музейных услуг, формирование программно-целевой политики учреждения как неотъемлемой части создания нового имиджа музея. Если для крупных производственных компаний формирование миссии — это, прежде всего, формирование благотворительного имиджа, то для музеев — это расширение сферы деятельности за счет уникальных и специфических проектов и разработок. Таким образом, социальная эффективность музея-заповедника — это текущая оценка выполнения миссии учреждения. Именно, музей может и должен стать центром процесса непрерывного образования и коммуникативного познания для всех категорий населения. Музей -заповедник как особый тип учреждений музейной категории может и обязан являться еще и центром формирования и сохранения историко-культурной среды, сосредоточия культурного пространства региона. Приобщение — это воздействие музея-заповедника на социум путем интеграции, способствующей общественной сплоченности и социальной ответственности. Известно, что объединение вокруг одной цели дает людям понимание ее важности для других людей, социальных групп, единств и общества в целом. Посетители и работники историко-архитектурного музейного комплекса сплочены общей целью — познания, сохранения истории и культуры, географии и природы своего края, а патриотизм — чувство, соединяющее их. Когда музей-заповедник посещают жители других регионов, то связывающая идея — интерес к той или иной местности, ее природе и культуре — интегрирует людей и в социальные группы. Ценностное обобщение сплачивает, когда оно функционально внедряется в сознание граждан в процессе воспитания социально-значимых основ уважения устоев государственности. Развивающая функция интеграции проявляется в музейной направленности на развитие интеллектуальной, органичной личности, обучающейся в процессе познания, решения научно-исследовательских задач, ориентации в своей потребности в познаниях, оценке личностного интеллектуального потенциала в процессе погружения в фактологическую условность, направленную на социализацию и просвещение личности, постоянного потребителя, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Центральная идея Хадсона, представленная во всех его работах (в том числе, и во введении к «Социальной истории музеев»), состоит в том, что «музей существует для общества, работает для людей и благодаря им, поэтому здесь очень важна содержательно-функциональная взаимосвязь общественного института и человека» [1]. Следовательно, время нацеливает нас на переоценку уровня качества услуг, мобилизует на мониторинговые схемы выявления причин низкой культурно-досуговой активности, а составление социального портрета аудитории, позволяет проследить динамику формирования уровня востребованности музейного продукта.

В 2011 году сотрудниками ГАУК ТО «ТИАМЗ» предпринята попытка исследовать проблемы востребованности музейного продукта посредством анализа мнений гостей города и региона, посетителей музея-заповедника, туристов и паломников из различных городов Тюменской области и страны. Концептуальная программа исследования письменных оценок в книгах отзывов за 2009-2011 годы на объектах музея-заповедника имела цели: 1) выяснить мотивы посещения, степень удовлетворенности им; 2) определить оценки состояния современного музейного дела в регионе, следствия его модернизации; 3) выявить уровень соответствия запросов посетителя уровню предоставляемых музейных услуг. В исследовании проанализировали 500 откликов посетителей в книгах отзывов, находящихся на административных стойках двух крупных объектов Тобольского музея-заповедника (Дворец наместника, Губернский музей). Из них выборочная совокупность респондентов — местные и иногородние посетители. Социальные категории: частные лица (мужчины, женщины), дети, студенты и учащиеся, семьи и туристские группы (табл.1).

Таблица 1

Социальные категории посетителей музея-заповедника (2009-2011 годы)

Губернский музей

Год Муж. Жен. дети Студенты Семьи Группы

2009 (с 3 квартала) 13 11 11 8 11 11

2010 15 34 8 14 19 19

2011 13 13 6 6 3 15

Всего 41 48 25 28 33 45

Дворец Наместника

2009 (со 2 квартала) 21 11 6 8 27 7

2010 14 15 15 14 16 19

2011 17 21 17 19 18 14

Всего 52 50 36 41 61 40

Рассмотрим анализ культурно-познавательных интересов посетителей Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, проведенный методом мониторинга записей посетителей в книгах отзывов объектов учреждения.

Записи из книг отзывов посетителей Тобольского музея-заповедника (2010-2011 гг.).

Семья Тимофеевых (г. Нижневартовск, г. Покачи): «Мы наполнили свои души прекрасным!». Пенсионеры (Москва): «Сверхинтереснейший музей своими (подлинными) документами и экспонатами уникальными!». Б. Шулинин писатель (г. Омск): «Увидели прекрасную историю Тобольска-Сибири-России. Увиденное впечатляет!». А. Битюков (г. Тюмень): «Двигаясь в таком направлении, Россия станет могучей и великой державой!». Профессор, д. с. н. Л. Скульмовская (г. Нижневартовск): «Тобольск по праву считается Духовной столицей Сибири! У этого города не только замечательное прошлое, но будущее, и в первую очередь оно должно быть связано с туризмом». Без подписи (г. Владивосток): «Мы просто в восторге! Давно ничего подобного не встречали в музейном направлении». Н. Никулина, Минкультуры России (г. Москва): «Прекрасные экспонаты и профессиональный экскурсовод позволяют погрузиться в глубь истории Сибири». А. Скворцов летчик-космонавт РФ (Москва): «Огромное спасибо за интересную экскурсию и умение с огромным уважением относиться к нашей истории и хранить ее!». А. Иванов (г. Оренбург): «Спасибо за увлекательное погружение в старину!».

Записи свидетельствуют о ценностно-ориентированных мотивах, культурно-познавательных интересах гостей и туристов, об их стремлении постоянно пополнять свой духовный багаж. Если при рассмотрении данных оценок посетителей музея-заповедника выделить основные фразы в записях, то несмотря на то, что культура посещения учреждений содержательного досуга сегодня переживает время обновления как концептуально-идеологического, так и функционально-технологического, люди неравнодушны, заинтересованы и патриотичны, позитивны в большинстве случаев. Стержневые слова многих написавших отзывы: «впечатление», «благодарность», «удовольствие», «восхищение». Примечательны узловые фразы в этих текстах: «интересная экскурсия», «Великая история», «уникальный музей», «хотелось бы вернуться еще раз сюда». Вместе с тем, при анализе отзывов выявляются определенные контексты, свидетельствующие о субъективно-оценочной позиции посетителя, и как следствие, неоднозначном восприятии музейного продукта. Среди них низкие оценки увиденного, минорные мотивы прихода в музей, определенный уровень образования и культуры посетителей и др. Отметим, что из общего числа интервьюируемых и авторов записей 2,7 % не удовлетворены посещением, 4,6 % сделали замечания (из 500 отзывов 23 с замечаниями). Из этих 23 отзывов 3 замечания, имеющие четкую идейную критику и предметные предложения по конкретным темам, здесь показателен следующий текст: «Очень не понравилось! Старая экспозиция была интересней. Хотелось прийти раньше снова, а сейчас не охота второй раз смотреть. Неинтересно, скучно. Верните старые фонды в экспозицию, и захочется прийти снова и снова. Не обижайтесь, но это правда, обидеть не хотел». 7 негативных отзывов сделано жителями Тобольска, концептуально не принявшим обновленные экспозиции. Приведем выдержки из этих записей. З. Юдина: «В музее побывали спустя много лет, я удивлена, что он стал таким бедным. Да он красив, но пустой. Музей стал просто другим. Верните наши богатые экспонаты!».

3 отзыва — это анонимные отрицательные и неаргументированные отклики: «Музей - ерунда!»; «Нам не понравилось!»; «Хорошее здание! А где же огромное количество экспонатов? Нет зрелищности». 10 замечаний из 23, как выяснилось при анализе, имеют субъективную оценку, поскольку они написаны бывшими сотрудниками Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, ушедшими из музея во время конструктивных перемен и идеологических изменений. Из общего числа позитивные отзывы — 97,3 %

Записи из книг отзывов посетителей Тобольского музея-заповедника (2011-2012 гг.).

Г. Набокова (г. Сургут): «После посещения Вашего музея чувства восхищения просто переполняют! Очень интересные экспонаты и для повышения своего кругозора много нового. Обещаю вернуться!»; д. с. н. профессор Л. Скульмовская (г. Нижневартовск): «Я поняла насколько, уникальна история города Тобольска, как она многослойна, многообразна. Здесь представлены различные эпохи истории страны»; Б. Шулинин писатель (г. Омск): «Как историк, писатель восхищен Вашей работой и Вашими планами!»; Л. Юсупова (Москва): «Потрясает документальная история Сибири, ее освоение, строительство, заселение. Вопрос: исследовался ли состав найденного археологами кирпича и передана ли та технология современному производству кирпича?».

Оценка регионального состояния сферы сохранения и представления историко-культурного наследия, даваемая респондентами, обозначена здесь довольно четко. Прежде всего, выясняется географическая особенность восприятия и оценки увиденного посетителями. По исследованным отзывам представителей других территорий, это не только богатый историей регион, но и край с грамотной стратегией развития, со сформировавшейся концептуальной идеологией. По сравнению с другими регионами возможностей здесь больше. Именно приезжими из других областей России и стран отмечается высокий уровень культуры Тюменской области. По мнению интервьюированных, видны положительные изменения во внешних факторах (реставрация памятников архитектуры и благоустройство территорий) и

во внутренних — открытие новых многочисленных объектов музейного показа, реставрация раритетов, представление ранее не транслируемых шедевров, расширение перечня услуг, предлагаемых музеем-заповедником» [2]. Все это влияет на ментальность локальной культуры. Чувства патриотизма и гордости за исторический опыт присущи жителям, но особенность ситуации состоит в том, что возрождающиеся традиции воспринимаются горожанами как должное развитие края, а не как возможность личностного познавательного продвижения. Статистика показывает, что жители Тобольска посещают музей-заповедник менее активно (29,3 %), чем гости города (70,7 %) (табл. 2).

Таблица 2

Показатели посещения музейных объектов иногородними и местными посетителями за 9 месяцев 2012 года

Категории Количество, чел. Местные жители Гости города

чел. % чел. %

Всего за период 65 732 19 256 29,3 46 476 70,7

Взрослые 34 893 7 890 22,6 27 003 77,4

Студенты 4 917 1 419 28,9 3 498 71,1

Школьники 18 966 8 593 45,3 10 373 54,7

Пенсионеры 3406 965 28,3 2 441 71,7

Дошкольники 3550 389 11,0 3 161 89,0

Из записей посетителей, проживающих в Тобольске становится очевидным кризисное положение духовной культуры мегаполиса, отсутствие целенаправленного формирования нравственных и других социально значимых ценностей, а также единой концепции развития культуры.

Особый интерес представляют мнения респондентов о модернизации музейного пространства с учетом сравнительного мнения опрашиваемых относительно посещения демонтированных экспозиций. Ниже приводятся их суждения по поводу открытия новых объектов музея-заповедника, использования инновационных технологий и т.д.

Л. Новикова, Н. Патликова (Тобольск): «Хорошее времяпровождение! Но нет экспонатов из старого музея. Желаем, чтобы все вернулось ...»; группа из 8 жителей Тобольска: «Сравнивая музей с музеем в Архиерейском доме, понимаешь, что здесь не стало души, одни деньги!».

Вместе с тем, судя по записям, респонденты видят направления развития и модернизации сферы культуры: возрождение культурных традиций; доступность пользования культурными благами для любого жителя; развитие ценностных ориентиров и воспитательная работа с молодежью, ее патриотическое формирование; модернизация ресурсной базы досуговой сферы; проведение мониторингов; тесная связь образования, науки и культуры. Однако из общего числа откликов Тоболяков 18 % отзываются не столько критически, сколько негативно о работе музея-заповедника. В этом и состоит особенность местной субкультуры — нигилизм модернизации, отторжение инноваций, постепенное принятие обновлений. Провинциальный субъективный круг культуры и невозможность сравнения с объективными факторами изменения сферы формируют настороженность и неоднозначность в оценке событий. А отсутствие опыта путешествий и, следовательно, объективного анализа формирует пассивность или пониженную инициативность посетителей.

Данный анализ выявил существующий уровень социальной востребованности, выражающийся в соответствии запросов населения качеству предоставляемой услуги. Сегодня посетитель воспринимает предложенный музейный продукт в соответствии с уровнем воспитания, системой его отношения к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а, следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности.

Список литературы

1. Hudson K. A Social History of Museums: What the visitors thought. London, 1975. Перевод А. Г. Лещенко

2. Сидорова, С. Ю. Проблемы формирования устойчивого интереса посетителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 10. - С. 68.

Сведения об авторе

Сидорова Светлана Юрьевна, директор Государственного автономного учреждения Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник», г. Тобольск тел.: 89026247030, е-mail: sez-lana@yandex.ru

Sidorova S. Yu., director of State Autonomous Establishment of Tyumen region «Tobolsk historical and architectural museum», phone: 89026247030 e-mail: sez-lana@yandex.ru

УДК 316.444

ПОЖИЛЫЕ РОССИЯНЕ: ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ

ELDERLY RUSSIANS: TRAITS TO THE SOCIAL PORTRAIT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.