Безразличное 10,4 16,2 14,4 22,9
Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) 1,0 1,7 1,3 7,2
Затрудняюсь ответить 0,3 2,0 2,1 3,3
В последние годы многие писатели, исследователи, политики, представители национальной интеллигенции высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов, это опасение выражает и автор. Одновременно с этим этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где существует взаимодействие между этносами и диалог культур.
В заключение следует отметить, что в дальнейшем число межэтнических браков будет продолжать расти. Межэтнические браки, с одной стороны, будут способствовать этнокультурному сближению, а с другой — углублению ассимиляционных процессов.
Список литературы
1. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1978.
2. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 78 с.
3. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.
4. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. - Казань: Татарск. кн. изд-во, 1993. - 208 с.
Сведения об авторе
Сайфуллин Фаниль Фаемович, ассистент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.: 8(3452)453526
Saifullin A. F., assistant of chair of social sciences, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526
УДК 069
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МУЗЕЙНОГО ПРОДУКТА (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА)
ISSUES OF SOCIAL DEMAND OF THE MUSEUM PRODUCT (ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK CULTURE PRESERVE)
С. Ю. Сидорова
S. Yu. Sidorova
Ключевые слова: приобщение, востребованность, музейная деятельность, музейный продукт, социальные категории,
посетитель музея, посещаемость.
Key words: familiarizing, demand, museum activity, museum product, .social categories, visitor of a museum, attendance
Проанализирована ситуация приобщения населения к историко-культурному наследию региона и страны, рассмотрены проблемы востребованности музейного продукта на примере Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
In the article the attempt was made to analyze a situation of familiarizing the population to historical and cultural heritage of the region and the country. The problems of a museum product demand on the example of the Tobolsk historical and architectural museum are also considered.
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся проведением административной, бюджетной и социальной реформ, выдвигает требование повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления учреждений и организаций, в том числе и учреждений культуры. Музей как культурная институция пытается адаптировать свои сложившиеся функции к относительно новым для него условиям рынка. Сегодня наблюдается усиливающаяся тенденция развития экономической деятельности культурного учреждения, а стратегия общества направлена на производителей продукта, партнеров и потребителей. Музей остается только производителем специфического продукта, связанного непосредственно с широким пространством досуга.
Музею, обладающему особым продуктом, информационным и эмоциональным, приходится актуализировать его через материальность музейного предмета. Музейный посетитель становится потребителем продукта, лояльным или нелояльным. Выработать в этой сфере свои отличительные черты,
или точнее сказать, свою индивидуальность трудно, ибо производителей развлекательного продукта достаточно много. Актуальным становится расширение форм музейных услуг, формирование программно-целевой политики учреждения как неотъемлемой части создания нового имиджа музея. Если для крупных производственных компаний формирование миссии — это, прежде всего, формирование благотворительного имиджа, то для музеев — это расширение сферы деятельности за счет уникальных и специфических проектов и разработок. Таким образом, социальная эффективность музея-заповедника — это текущая оценка выполнения миссии учреждения. Именно, музей может и должен стать центром процесса непрерывного образования и коммуникативного познания для всех категорий населения. Музей -заповедник как особый тип учреждений музейной категории может и обязан являться еще и центром формирования и сохранения историко-культурной среды, сосредоточия культурного пространства региона. Приобщение — это воздействие музея-заповедника на социум путем интеграции, способствующей общественной сплоченности и социальной ответственности. Известно, что объединение вокруг одной цели дает людям понимание ее важности для других людей, социальных групп, единств и общества в целом. Посетители и работники историко-архитектурного музейного комплекса сплочены общей целью — познания, сохранения истории и культуры, географии и природы своего края, а патриотизм — чувство, соединяющее их. Когда музей-заповедник посещают жители других регионов, то связывающая идея — интерес к той или иной местности, ее природе и культуре — интегрирует людей и в социальные группы. Ценностное обобщение сплачивает, когда оно функционально внедряется в сознание граждан в процессе воспитания социально-значимых основ уважения устоев государственности. Развивающая функция интеграции проявляется в музейной направленности на развитие интеллектуальной, органичной личности, обучающейся в процессе познания, решения научно-исследовательских задач, ориентации в своей потребности в познаниях, оценке личностного интеллектуального потенциала в процессе погружения в фактологическую условность, направленную на социализацию и просвещение личности, постоянного потребителя, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Центральная идея Хадсона, представленная во всех его работах (в том числе, и во введении к «Социальной истории музеев»), состоит в том, что «музей существует для общества, работает для людей и благодаря им, поэтому здесь очень важна содержательно-функциональная взаимосвязь общественного института и человека» [1]. Следовательно, время нацеливает нас на переоценку уровня качества услуг, мобилизует на мониторинговые схемы выявления причин низкой культурно-досуговой активности, а составление социального портрета аудитории, позволяет проследить динамику формирования уровня востребованности музейного продукта.
В 2011 году сотрудниками ГАУК ТО «ТИАМЗ» предпринята попытка исследовать проблемы востребованности музейного продукта посредством анализа мнений гостей города и региона, посетителей музея-заповедника, туристов и паломников из различных городов Тюменской области и страны. Концептуальная программа исследования письменных оценок в книгах отзывов за 2009-2011 годы на объектах музея-заповедника имела цели: 1) выяснить мотивы посещения, степень удовлетворенности им; 2) определить оценки состояния современного музейного дела в регионе, следствия его модернизации; 3) выявить уровень соответствия запросов посетителя уровню предоставляемых музейных услуг. В исследовании проанализировали 500 откликов посетителей в книгах отзывов, находящихся на административных стойках двух крупных объектов Тобольского музея-заповедника (Дворец наместника, Губернский музей). Из них выборочная совокупность респондентов — местные и иногородние посетители. Социальные категории: частные лица (мужчины, женщины), дети, студенты и учащиеся, семьи и туристские группы (табл.1).
Таблица 1
Социальные категории посетителей музея-заповедника (2009-2011 годы)
Губернский музей
Год Муж. Жен. дети Студенты Семьи Группы
2009 (с 3 квартала) 13 11 11 8 11 11
2010 15 34 8 14 19 19
2011 13 13 6 6 3 15
Всего 41 48 25 28 33 45
Дворец Наместника
2009 (со 2 квартала) 21 11 6 8 27 7
2010 14 15 15 14 16 19
2011 17 21 17 19 18 14
Всего 52 50 36 41 61 40
Рассмотрим анализ культурно-познавательных интересов посетителей Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, проведенный методом мониторинга записей посетителей в книгах отзывов объектов учреждения.
Записи из книг отзывов посетителей Тобольского музея-заповедника (2010-2011 гг.).
Семья Тимофеевых (г. Нижневартовск, г. Покачи): «Мы наполнили свои души прекрасным!». Пенсионеры (Москва): «Сверхинтереснейший музей своими (подлинными) документами и экспонатами уникальными!». Б. Шулинин писатель (г. Омск): «Увидели прекрасную историю Тобольска-Сибири-России. Увиденное впечатляет!». А. Битюков (г. Тюмень): «Двигаясь в таком направлении, Россия станет могучей и великой державой!». Профессор, д. с. н. Л. Скульмовская (г. Нижневартовск): «Тобольск по праву считается Духовной столицей Сибири! У этого города не только замечательное прошлое, но будущее, и в первую очередь оно должно быть связано с туризмом». Без подписи (г. Владивосток): «Мы просто в восторге! Давно ничего подобного не встречали в музейном направлении». Н. Никулина, Минкультуры России (г. Москва): «Прекрасные экспонаты и профессиональный экскурсовод позволяют погрузиться в глубь истории Сибири». А. Скворцов летчик-космонавт РФ (Москва): «Огромное спасибо за интересную экскурсию и умение с огромным уважением относиться к нашей истории и хранить ее!». А. Иванов (г. Оренбург): «Спасибо за увлекательное погружение в старину!».
Записи свидетельствуют о ценностно-ориентированных мотивах, культурно-познавательных интересах гостей и туристов, об их стремлении постоянно пополнять свой духовный багаж. Если при рассмотрении данных оценок посетителей музея-заповедника выделить основные фразы в записях, то несмотря на то, что культура посещения учреждений содержательного досуга сегодня переживает время обновления как концептуально-идеологического, так и функционально-технологического, люди неравнодушны, заинтересованы и патриотичны, позитивны в большинстве случаев. Стержневые слова многих написавших отзывы: «впечатление», «благодарность», «удовольствие», «восхищение». Примечательны узловые фразы в этих текстах: «интересная экскурсия», «Великая история», «уникальный музей», «хотелось бы вернуться еще раз сюда». Вместе с тем, при анализе отзывов выявляются определенные контексты, свидетельствующие о субъективно-оценочной позиции посетителя, и как следствие, неоднозначном восприятии музейного продукта. Среди них низкие оценки увиденного, минорные мотивы прихода в музей, определенный уровень образования и культуры посетителей и др. Отметим, что из общего числа интервьюируемых и авторов записей 2,7 % не удовлетворены посещением, 4,6 % сделали замечания (из 500 отзывов 23 с замечаниями). Из этих 23 отзывов 3 замечания, имеющие четкую идейную критику и предметные предложения по конкретным темам, здесь показателен следующий текст: «Очень не понравилось! Старая экспозиция была интересней. Хотелось прийти раньше снова, а сейчас не охота второй раз смотреть. Неинтересно, скучно. Верните старые фонды в экспозицию, и захочется прийти снова и снова. Не обижайтесь, но это правда, обидеть не хотел». 7 негативных отзывов сделано жителями Тобольска, концептуально не принявшим обновленные экспозиции. Приведем выдержки из этих записей. З. Юдина: «В музее побывали спустя много лет, я удивлена, что он стал таким бедным. Да он красив, но пустой. Музей стал просто другим. Верните наши богатые экспонаты!».
3 отзыва — это анонимные отрицательные и неаргументированные отклики: «Музей - ерунда!»; «Нам не понравилось!»; «Хорошее здание! А где же огромное количество экспонатов? Нет зрелищности». 10 замечаний из 23, как выяснилось при анализе, имеют субъективную оценку, поскольку они написаны бывшими сотрудниками Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, ушедшими из музея во время конструктивных перемен и идеологических изменений. Из общего числа позитивные отзывы — 97,3 %
Записи из книг отзывов посетителей Тобольского музея-заповедника (2011-2012 гг.).
Г. Набокова (г. Сургут): «После посещения Вашего музея чувства восхищения просто переполняют! Очень интересные экспонаты и для повышения своего кругозора много нового. Обещаю вернуться!»; д. с. н. профессор Л. Скульмовская (г. Нижневартовск): «Я поняла насколько, уникальна история города Тобольска, как она многослойна, многообразна. Здесь представлены различные эпохи истории страны»; Б. Шулинин писатель (г. Омск): «Как историк, писатель восхищен Вашей работой и Вашими планами!»; Л. Юсупова (Москва): «Потрясает документальная история Сибири, ее освоение, строительство, заселение. Вопрос: исследовался ли состав найденного археологами кирпича и передана ли та технология современному производству кирпича?».
Оценка регионального состояния сферы сохранения и представления историко-культурного наследия, даваемая респондентами, обозначена здесь довольно четко. Прежде всего, выясняется географическая особенность восприятия и оценки увиденного посетителями. По исследованным отзывам представителей других территорий, это не только богатый историей регион, но и край с грамотной стратегией развития, со сформировавшейся концептуальной идеологией. По сравнению с другими регионами возможностей здесь больше. Именно приезжими из других областей России и стран отмечается высокий уровень культуры Тюменской области. По мнению интервьюированных, видны положительные изменения во внешних факторах (реставрация памятников архитектуры и благоустройство территорий) и
во внутренних — открытие новых многочисленных объектов музейного показа, реставрация раритетов, представление ранее не транслируемых шедевров, расширение перечня услуг, предлагаемых музеем-заповедником» [2]. Все это влияет на ментальность локальной культуры. Чувства патриотизма и гордости за исторический опыт присущи жителям, но особенность ситуации состоит в том, что возрождающиеся традиции воспринимаются горожанами как должное развитие края, а не как возможность личностного познавательного продвижения. Статистика показывает, что жители Тобольска посещают музей-заповедник менее активно (29,3 %), чем гости города (70,7 %) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели посещения музейных объектов иногородними и местными посетителями за 9 месяцев 2012 года
Категории Количество, чел. Местные жители Гости города
чел. % чел. %
Всего за период 65 732 19 256 29,3 46 476 70,7
Взрослые 34 893 7 890 22,6 27 003 77,4
Студенты 4 917 1 419 28,9 3 498 71,1
Школьники 18 966 8 593 45,3 10 373 54,7
Пенсионеры 3406 965 28,3 2 441 71,7
Дошкольники 3550 389 11,0 3 161 89,0
Из записей посетителей, проживающих в Тобольске становится очевидным кризисное положение духовной культуры мегаполиса, отсутствие целенаправленного формирования нравственных и других социально значимых ценностей, а также единой концепции развития культуры.
Особый интерес представляют мнения респондентов о модернизации музейного пространства с учетом сравнительного мнения опрашиваемых относительно посещения демонтированных экспозиций. Ниже приводятся их суждения по поводу открытия новых объектов музея-заповедника, использования инновационных технологий и т.д.
Л. Новикова, Н. Патликова (Тобольск): «Хорошее времяпровождение! Но нет экспонатов из старого музея. Желаем, чтобы все вернулось ...»; группа из 8 жителей Тобольска: «Сравнивая музей с музеем в Архиерейском доме, понимаешь, что здесь не стало души, одни деньги!».
Вместе с тем, судя по записям, респонденты видят направления развития и модернизации сферы культуры: возрождение культурных традиций; доступность пользования культурными благами для любого жителя; развитие ценностных ориентиров и воспитательная работа с молодежью, ее патриотическое формирование; модернизация ресурсной базы досуговой сферы; проведение мониторингов; тесная связь образования, науки и культуры. Однако из общего числа откликов Тоболяков 18 % отзываются не столько критически, сколько негативно о работе музея-заповедника. В этом и состоит особенность местной субкультуры — нигилизм модернизации, отторжение инноваций, постепенное принятие обновлений. Провинциальный субъективный круг культуры и невозможность сравнения с объективными факторами изменения сферы формируют настороженность и неоднозначность в оценке событий. А отсутствие опыта путешествий и, следовательно, объективного анализа формирует пассивность или пониженную инициативность посетителей.
Данный анализ выявил существующий уровень социальной востребованности, выражающийся в соответствии запросов населения качеству предоставляемой услуги. Сегодня посетитель воспринимает предложенный музейный продукт в соответствии с уровнем воспитания, системой его отношения к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а, следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности.
Список литературы
1. Hudson K. A Social History of Museums: What the visitors thought. London, 1975. Перевод А. Г. Лещенко
2. Сидорова, С. Ю. Проблемы формирования устойчивого интереса посетителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 10. - С. 68.
Сведения об авторе
Сидорова Светлана Юрьевна, директор Государственного автономного учреждения Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник», г. Тобольск тел.: 89026247030, е-mail: sez-lana@yandex.ru
Sidorova S. Yu., director of State Autonomous Establishment of Tyumen region «Tobolsk historical and architectural museum», phone: 89026247030 e-mail: sez-lana@yandex.ru
УДК 316.444
ПОЖИЛЫЕ РОССИЯНЕ: ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ
ELDERLY RUSSIANS: TRAITS TO THE SOCIAL PORTRAIT