Научная статья на тему 'Вопросы социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением'

Вопросы социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / THE SELF-DETERMINATION / THE LIFE-CYCLE STRATEGY / THE DEVIANT TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цубина Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Приведен анализ опыта внедрения модели социально-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of social and pedagogical support in professional self-determination of teenagers with deviant behaviour

The article is devoted to the social and pedagogical support in the professional self-determination of adolescents with behavioral problems. The analysis of the experience of implementing the model of social and pedagogical support is carried out.

Текст научной работы на тему «Вопросы социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением»

Контактная информация: sport_sgmu@mail.ru

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Татьяна Викторовна Цубина, соискатель,

Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ)

Аннотация

Статья посвящена проблеме социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Приведен анализ опыта внедрения модели социально-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, профессиональное

самоопределение, жизненный план, девиантный подросток.

THE QUESTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS WITH DEVIANT

BEHAVIOUR

Tatyana Viktorovna Tsubina, the competitor Moscow Humanitarian Pedagogical Institute

Annotation

The article is devoted to the social and pedagogical support in the professional selfdetermination of adolescents with behavioral problems. The analysis of the experience of implementing the model of social and pedagogical support is carried out.

Key words: the social and pedagogical support, the self-determination, the life-cycle strategy, the deviant teenager.

Сегодня проблема социально-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность. В практике работы педагоги и психологи школы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора профессиональной деятельности. Понимание того, что навыки профессионального планирования должны формироваться уже в школе, привело педагогов школы к созданию программы по предпрофильной подготовке [2]. Важной задачей педагогов является предоставление учащимся подробной информации о социальноэкономической ситуации на рынке труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, принципах адаптивного поведения на рынке труда, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска. В этой связи весьма актуальна проблема поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению, их особенностей.

Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебно-воспитательного комплекса мер.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов [1]. Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

В настоящее время перед педагогами встает вопрос об условиях эффективности социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Ведется активный поиск эффективных форм и методов работы в данном направлении.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель социальнопедагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением.

Стратегическая идея разработанной модели деятельности педагогического коллектива заключалась в позитивной социализации каждого учащегося, его духовнонравственном становлении, воспитании детей гражданами России, способными реализовывать свой потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих ценностей [1].

Социально-педагогическое сопровождение в профессиональном

самоопределении подростков с девиантным поведением проходило по следующим направлениям:

1. Научно-теоретическое обоснование социально-педагогического

сопровождения и реабилитации каждого учащегося в профориентационной деятельности образовательного учреждения открытого типа.

2. Мониторинг качества социально-педагогического сопровождения и реабилитации в профессиональном самоопределении каждого учащегося в условиях образовательного учреждения открытого типа.

3. Проектирование инновационного содержания, форм, способов, средств социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в профессиональном самоопределении.

4. Формирование профессиональной компетентности классных воспитателей по социально-педагогическому сопровождению и реабилитации в профессиональном самоопределении каждого учащегося.

5. Формирование правовой и этико-коммуникативной культуры каждого учащегося через содержание предметной подготовки и внеклассной деятельности.

6. Проектирование индивидуального маршрута учащегося в образовательном процессе как условие формирования «самости» (самоопределения, самоактуализации, самооценки и др.).

7. Проектирование игровых технологий как условия социальнопедагогического сопровождения и реабилитации в профессиональном самоопределении каждого учащегося.

8. Проектирование социально-педагогического сопровождения в

профессиональном самоопределении каждого учащегося на основе взаимодействия школы и семьи.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере. Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата. Лишь только после специально проведенных занятий юноши и девушки смогли сделать осознанный выбор в пользу определенной профессии.

Так, в начале эксперимента сфера профессиональных интересов совпала с личностными интересами лишь в 5% случаев. По данным контрольного этапа, совпадение интересов и направлением будущей профессии выявлено в 60% (табл. 1).

Это свидетельствует о том, что в ходе реализации модели социальнопедагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростки смогли определить свои предпочтения и интересы и осуществляли выбор профессии с учетом своих интересов.

Таблица 1

Совпадение п рофессиональных и личностных интересов

Группа подростков Сфера профессиональных интересов (констатирующий эксперимент) Сфера профессиональных интересов (контрольный эксперимент)

Интерес направлен на общение, взаимодействие с окружающими людьми (15%) - Работа с людьми (психолог, учитель, воспитатель, социальный работник)-10%

Интерес к аналитической деятельности (15%) - Исследовательская деятельность - 10%

Интерес к практической деятельности (50%) Работа на производстве 5% Работа на производстве -35%

Интерес к творчеству (15%) - Профессии, связанные с творчеством - 5%

Интерес к экстриму (10%) - -

На констатирующем этапе исследования мы выявили тот факт, что профессиональные интересы в большинстве случаев не совпадают со склонностями школьников (табл. 2). Это, в свою очередь, указывает на преобладание внешних факторов выбора профессии над внутренними.

Таблица 2

Совпадение склонности к профессии и выбора профессии_________________

Тип профессии Выбор профессии

«человек - техника» - 55% Работа на производстве - 45%

«человек - человек» - 20% Работа с людьми - 10%

«человек - художественный образ» -10% Творческие профессии - 10%

«человек - знак» - 15% Исследовательская деятельность -15%

Данные методики «Професьянс» указывают на то, что наиболее часто испытуемые выбирают по целям деятельность, связанную с преобразованием человеческого сознания (50%), творчеством (20%), исследованием (10%) (табл. 3).

Выбранные цели в основном соответствуют средствам, предмету, условиям и особенностям работы. Полученные данные занесены в сводную таблицу 3.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что выбор профессий у испытуемых на завершающем этапе эксперимента носит неслучайный характер. При выборе профессий учащиеся руководствуются знаниями особенностей этой профессии, условиям труда и средствами.

Таким образом, становится очевидно, что работа, направленная на развитие самосознания, самоанализа подростка, позволяет ему узнать свои возможности, склонности и потребности. Информированность о различного рода профессиях, возможность попробовать свои силы в различных видах профессиональной деятельности позволяют осуществить выбор профессии осознанно и тем самым повысить престиж этой профессии в собственных глазах и приложить усилия к тому, чтобы получить в дальнейшем работу по выбранной специальности.

Результаты исследования подтвердили связь сознательного выбора профессии и личностного развития подростка с девиантным поведением. Субъекты, сделавшие свой определенный профессиональный выбор и уверенные в его правильности, более осведомлены о выбранной профессии, лучше успевают в учебной деятельности, воспринимаются учителями как более зрелые личности по сравнению с теми, кто еще профессионально не определился. Выбор старшими подростками 15-17 лет своего профессионального пути делается более самостоятельно, без заметного влияния окружающих их значимых людей (родителей, учителей, одноклассников и друзей и др.).

Таблица 3

Цели, предмет, средства, условия и особенности выбранных профессий

Наиболее часто выбираемая карточка 1 2 3

Цель Преобразование человеческого сознания Творчество Исследования

Предмет Дети (дошкольники и школьники) Взрослые люди Художественный образ

Средства Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным) Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух и т.д.) Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи)

Условия Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория) Относительная самостоятельность (самому за все отвечать) Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и т.п.)

Особенности Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей) Работа преимущественно сидячая Приключения, риск, азарт

Программа психологического сопровождения была направлена на профессиональное самоопределение, которое начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания старшеклассников, а учебная деятельность в результате приобретает нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что после формирующего эксперимента происходили изменения в профессиональных предпочтениях при выборе профессии старшеклассников, т.е. можно говорить о начале формирования внутреннего плана самоопределения.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному самоопределению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.

Социально-педагогического сопровождение подростков с девиантным

поведением в профессиональном самоопределении в школе открытого типа будет эффективным, если:

- будет изучена система социально-педагогической поддержки девиантных подростков;

- разработана концептуальная модель социально-педагогической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

- разработана технология социально-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении девиантных подростков;

- разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения девиантных подростков;

- определены условия социально-педагогической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

- разработаны методические рекомендации (программа) социально-

педагогической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Научно-методическое проектирование социально-педагогического

сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений. Составители: Сергеева В.И., Нестерова О.А. - М.: Перспектива, 2009. - 228 с.

2. Сергеева, В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя / В.П. Сергеева // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 53-66.

Контактная информация: nka1975@mail.ru

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Дмитрий Валентинович Шевченко, аспирант,

Юрий Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук,

доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры» (ВГАФК)

Аннотация

В статье анализируется проблема совершенствования технико-тактического мастерства дзюдоистов высокой квалификации.

Ключевые слова: дзюдо, эффективность соревновательной деятельности, модельные характеристики, дзюдоисты высокой квалификации, спортивная техника.

THE DYNAMICS OF INDICATORS OF COMPETITIVE ACTIVITIES OF ELITE

JUDO ATHLETES

Dmitry Valentinovich Shevchenko, the post-graduate student,

Yuri Alexandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer.

The Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article analysis the problem of improvement the sport technique and tactic skills of top judo athletes.

Key words: the judo, the efficiency of competition activity, the model parameters, the elite judo athletes, the sports technique.

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшее совершенствование системы подготовки в спортивных единоборствах требует кардиального изменения ее концептуальной основы. Учитывая современную тенденцию развития дзюдо, концепция тренировки дзюдоистов должна основываться на принципе соревновательной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методологический подход, основанный на утверждении о том, что, прежде чем готовить спортсмена к демонстрации максимального спортивного результата, необходимо иметь наиболее полную информацию о природе соревновательной деятельности, о ее динамике влияния в целом на организм спортсмена, базируется на фундаментальных положениях теории системно-структурного подхода.

Это положение имеет весьма большое методологическое значение, потому что соревнование является тем стресс-фактором среды, вызывающим предельное напряжение физических, двигательных вегетативных и психофизиологических функций организма.

Однако в практике подготовки дзюдоистов высокой квалификации применение данного подхода затруднено в связи с недостаточной изученностью особенностей протекания соревновательной деятельности дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.