УДК 333
ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ
Ахмедзаде Парвиз Эйваз оглы
*
Научный руководитель - И. А. Мисинева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: imisineva@mail.ru
Представлены различные аспекты обеспечения успешной социализации студентов, обучающихся по направлениям подготовки в области бизнес-образования. Приоритетами организации процессов обучения и социализации определены требования современных получателей, как работодателей, так и студентов.
Ключевые слова: социализация студентов, бизнес-образование, образовательные технологии, учебный процесс, ориентированность на студента.
QUESTIONS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS IN BUSINESS EDUCATION
Ahmadzadeh Parviz Eyvaz oglu Scientific supervisor - I. A. Miicneva*
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
*E-mail: imisineva@mail.ru
This article presents various issues to ensure successful students socialization in business education. The priorities identified by the demands of modern beneficiaries: employers and students.
Keywords: socialization of students, business-education, educational technology, the learning process, focus on student.
В современной ситуации, с учетом перспектив развития российского и зарубежного рынка образовательных услуг, международного рынка труда актуализируется необходимость проведения изменений в организации учебного процесса, реализуемых образовательных технологиях, внедрении инноваций, включая использование лучшего российского и международного опыта, для эффективного решения вопросов социализации студентов и выпускников вузов.
Современная образовательная деятельность, в сфере подготовки менеджеров, экономистов, маркетологов, логистов и в других направлениях бизнес-образования, должна обеспечивать создание образовательного продукта такого качества, которое способно полностью удовлетворить, и даже предвосхитить, требования современных получателей, как работодателей, так и студентов. Организация обучения включает и реализацию процесса успешной социализации студентов, решает вопросы развития личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения необходимых для успешной работы в бизнесе, руководства компаниями, в условиях современной управленческой парадигмы. Уровень полученных знаний, умений, навыков в области решения различных бизнес-задач, должен отвечать существующим требованиям не только российского, но и глобального рынка труда, с учетом тенденций развития.
Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
Выпускники бакалавриата и магистратуры должны быть готовы и к выполнению различных социальных ролей, менять образцы поведения и формировать новые навыки и умения, соответствующие трансформирующимся требованиям работодателя, условиям развития бизнеса в глобальной экономике.
Реализация данной многоаспектной задачи требует развития, изменений в используемых образовательных технологиях, формах организации учебного процесса. Специалисты отмечают, что для студентов особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур, играют ее социальное взаимодействие, общение и деятельность [1]. Это определяет необходимость поиска новых возможностей, форм, методов преподавания дисциплин, внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, которые направлены на то, чтобы сделать учебный процесс обеспечивающим успешную социализацию, продуктивную познавательную деятельность студентов. Поэтому требуемые изменения должны касаться различных вопросов организации образовательной деятельности. В числе таких вопросов: 1) дистанционная поддержка самостоятельной и научно-исследовательской работы студента, которая обеспечивает доступ к различным учебным и научным материалам, возможность пройти контрольные мероприятия, получить консультацию преподавателя и возможности общения с другими студентами, например на специальном форуме [2]; 2) использование современных технических средств и возможностей при проведении учебных занятий, в числе которых цифровые образовательные ресурсы, специальные программные продукты и др.; 3) проведение полного курса или части занятий по дисциплине на иностранном языке, что позволит привлечь профессорско-преподавательский состав не только базового учебного заведения, но и зарубежных вузов-партнеров, привлекать для совместного обучения с российскими бакалаврами и магистрами иностранных студентов, более активно развивать программы обмена студентов. Изучение опыта работы зарубежных вузов показывает, что работа в данных направлениях способствует эффективной социализации студентов, с учетом современных требований рынка.
Успешной социализации студентов будет способствовать и дифференциация содержания рабочих учебных планов в основных образовательных программах, введение большего числа элективных курсов, которые выбираются лично студентами в зависимости от их интересов, способностей, профессиональных планов. Элективные курсы позволят удовлетворить потребности студентов, как в актуальных профессиональных компетенциях, так и сделать более успешным процесс социализации в начале трудовой деятельности, развивать коммуникативные навыки [3].
В решении вопросов повышения эффективности социализации обучающихся необходимо использовать и возможности внутренней мобильности студентов (изучение дисциплин, читаемых студентам других факультетов университета), а также возможности внешней мобильности студентов (обучение в течение определенного числа семестров в других вузах РФ и зарубежных стран, участие в различных международных, сетевых, межвузовских проектах и других вариантах сотрудничества).
Одним из важнейших условий в обеспечении условий эффективной социализации студентов, обучающимся по направлениям в сфере бизнес-образования, является изменение существующих, внедрение новых форм взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения. Требует нового развития использование активных и интерактивных методов обучения. А это, в свою очередь, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям профессорско-преподавательского состава.
При выборе педагогических технологий преподаватель обязательно должен ориентироваться на особенности конкретной студенческой группы, уровню ее готовности к освоению предмета и участию в процессе получения знаний. Изменения в образовательных технологиях, направленные на успешную социализацию студентов, должны делать учебный процесс в большей степени ориентированным на студента, более гибким.
Библиографические ссылки
1. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. / Гуревич П.С. - М.: 2019. - 560 с.
2. Мисинева И.А., Соколова Е.Л., Багдасарьян П.С. Возможности использования современных образовательных технологий в подготовке студентов с учетом международной практики / Международный менеджмент и маркетинг в вузе. Развитие в условиях кризиса: Материалы IV Меджународ. науч.-практ. конф. (21-23 октября 2009, г.Красноярск) / под.общ.ред. В.А. Курешова; Сиб.гос. аэрокосмич. ун-т. Вып.4.- Красноярск, 2009. - 416с., С.177-179
3. Мисинева И.А., Соколова Е.Л. Подходы к организации обучения магистров и бакалавров в современных условиях/ Повышение качества высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской. науч.-метод. конф. : в 2 ч. 4.2 / науч. ред. В.И. Колмаков; отв. за вып. С.А. Подлесный. - Красноярск: СФУ, 2018. - 355с., С.163-167.
© Ахмедзаде П. Э., 2020