Научная статья на тему 'Вопросы социализации дошкольников в детской театральной студии'

Вопросы социализации дошкольников в детской театральной студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы социализации дошкольников в детской театральной студии»

С.В. Батуева ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренными и преобразованиями во всех структура общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие социально-адаптивной личности, умеющей адаптироваться к качественно новым условиями жизнедеятельности. Отсюда одной из важнейших функций современных образовательных учреждений в т.ч. и учреждений детского дополнительного образования является поиск новых форм гармоничного развития и способов самоопределения личности учащегося, что находит подтверждение в таких документах, как «Концепция Модернизации Российского Образования на период до 2010 года», «Конвенция ООН о правах ребенка», Президентская программа «Дети России» и др.

В детстве необходимо сформировать установку на активный поиск своего посильного реального участия в делах общества, образовательных институтах, в семье; убеждение в необходимости саморазвития творческих способностей личности ребенка, самоопределения.

Всё это требует серьёзного подхода к социализации дошкольников, как в образовательных институтах, так и в учреждениях дополнительного образования к которым относиться деятельность детской театральной студий.

Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который дошкольник приобретает посредством деятельности. Педагогическая наука, обладая спецификой комплексно-интегративной науки, рассматривает проблему социализации с учетом здоровьесбережения ребенка и организации обучающе-воспитательного процесса. При этом опирается на философскую методологию, использует и модифицирует социальнопсихологические механизмы функционирования человека в обществе. В соответствии с этим выявляет тенденции и перспективы процесса социализации, определяет его принципы, содержание, формы и методы, то есть делает упор на технологической стороне процесса, исследуя его с точки зрения эффективного управления этим процессом.

Современные подходы к проблеме социализации заключаются в помощи и поддержке раз-

витию детей со стороны взрослых. Социализация - процесс непрерывный, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве, когда закладываются все базовые ценности и ориентации, усваиваются основные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности

Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции.

Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и информационные институты, институты которые выпускают социокультурную продукцию для дошкольников: познавательноразвивающие игры, продукция, обеспечивающая материалом (лепки, рисование, шитье, оригами и т.д.) для развития творческой деятельности ребенка и освоения социальных ролей, где особенно важную роль выполняет детская театральная студия.

Вторая функция средств социализации — орга-низационно-регулирующая. Они создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности детей (детский театр, художественная студия, спортивная команда, клуб по интересам), определенные в них правила поведения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника.

Третья функция средств социализации — ре-гулятивно-контролирующая: обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются прежде всего социальные нормы. Они определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения, предписывают ее, облекаясь в нравственные формы. Также эти функции выполняют социальные эталоны, не столько предписывающие границы поведения, сколько влияющие на ценностную ориентацию личности. Это различные художествен-

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Батуева С.В., 2007

ные образы, традиции, стереотипы, идеальные и материальные ценности.

Четвертая функция средств социализации — стимулирующая. Проявляясь на уровнях общения и познания, обеспечивая стимулирование социальной активности личности.

Социализация дошкольника происходит не только в дошкольном образовательном учреждении. Он активно развивается как участник детских объединений путем приобщения к деятельности в различных кружках в клубных объединениях учреждениях дополнительного образования, в том числе в детской театральной студии. Там ему предоставляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески.

Изучая социализирующие возможности культурной среды детской театральной студии, мы выделяем такой фактор как влияние социокультурной деятельности, которая способствует усвоению индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Деятельность детской театральной студии, как объекта системы учреждений дополнительного образования, основана на педагогическом процессе передачи культурных ценностей от поколения к поколению, что происходит во времени и пространстве. Само пространство выступает как социокультурная среда.

Эффективность социализации детей обеспечивается социокультурной адаптацией семьи. Пути реализации данной цели видятся в решении следующих задач: повышение педагогической культуры родителей; приобщение ребенка к культуре средствами социально-культурной деятельности; культурна социализации дошкольников.

Для уточнения понятия «социально-культурная деятельность детской театральной студии» обратимся к анализу современных подходов к социально-культурной деятельности.

По мнению М. А. Г алагузовой, социальнокультурная деятельность всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка решения его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума. Социально-культурная деятельность в отличии от педагогической имеет более широкую сферу применимости.

Л. А. Беляева, М.А. Беляева рассматривают социально-культурную деятельность как способ

гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды, с другой.

Деятельность детской театральной студии является одним из видов социокультурной деятельности и выполняет следующие функции: гоминизации (педагоги студии обучают самостоятельному творчеству и способам моделирования собственной жизни; воспитывает уверенную в собственных силах личность); инкультурации (способствует изучению культурного наследия); индивидуализации (основывается изучении и удовлетворении индивидуальных интересов личности младшего подростка).

В условиях детской театральной студии художественный руководитель, реализует социокультурные функции. Он формирует культуру ребенка средствами театральной студии тем самым обогащает и насыщает воспитательное пространство культурой взаимоотношений, культурой усвоения знаний, культурой родного языка, культурой эмоциональных отношений. В то же время в социуме художественный руководитель представляет интересы детей выступает духовным наставником. Выполняет ряд профессиональных функций:

- диагностическая предполагает постановку «социального диагноза». С этой целью проводится изучение личностных особенностей личности ребенка его здоровье, физическое, психическое и нравственное состояние, а также социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявляются позитивные и негативные влияния, и различные проблемы;

- образовательно-воспитательная отвечает за обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, за содействие участников педагогического процесса, включая деятельность различных социальных институтов, в том числе семью, образовательные учреждения, средств массовой информации, реализуя их воспитательный потенциал средства и возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

- организаторскую, которая заключается в организации общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и художественных руководителей, в решении задач социально воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.

В исследованиях Р. А. Литвак дана следующая характеристика деятельности руководителя теат-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

51

ральной студии: «Он способен ставить социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности детей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения в условиях их жизни, выявляет положительные и отрицательные факторы социализации личности ребенка, психологические, медицинские, правовые, экономические проблемы».

Социокультурная деятельность в учреждениях дополнительного образования представляет собой творческий процесс, как для педагога, так и для ребенка, который выходит за рамки конкретного содержания, определяемого соответствующими учебными программами, поддерживает его социокультурную значимость.

Учеными выделены позитивные направления занятий детей в театральной студии: внешней и внутренней социализации ребенка; помогает ему легко входить в коллективную работу; освободиться от внутренних зажимов; вырабатывает чувство партнерства и товарищества; развивает волю, целеустремленность, толерантность и другие личностные качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности ребенка, (он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и музыкального оформления); расширяет спектр социальных ролей; при помощи театральной образности расширяет и стимулирует творческое прогностическое мышление.

В задачу детской театральной студии входит

поиск адекватных форм реагирования на формирование необходимых качеств личности ребенка, его социальной адаптации, основанной на закономерностях развития ребенка.

Таким образом, социализация ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как процесс взаимодействия детей с системой социальных ценностей и освоения социальных ролей средствами социокультурной деятельности в детской театральной студии в соответствии с потребностями и интересами дошкольников.

Библиографический список

1. Кипнис М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М, 2002. - с. 120.

2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (становление теории). // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV. Культурные смыслы и личностно-ориентированные технологии воспитания. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ - 2004. - С.З-12

3. Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра фи-лос. наук / Л.А. Беляева. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.

4. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен / Г.И.Гайсина. - М.: МИГУ; Уфа: БГПУ 2000. - 148 с.

5. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. - 201 с.

С.В. Кис

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Первоначальное музыкальное воспитание, которое нужно начинать с 4 или 5 лет, должно пробудить у ребенка любовь к музыке. Основные элементы музыки (моторика, слух, эмоциональность, интеллект) заложены в ребенке, и речь идет не о том, чтобы привнести их ребенку извне, а о том, чтобы высвободить его творческие силы.

В течение последнего времени наблюдается процесс обновления, и углубления методической мысли в области обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования. Появление ряда серьезных исследований, статей, методических пособий, программ убедительно сви-

детельствует о том, что фортепианная исполнительская культура, поднимаясь на качественно иной уровень, характеризуется стремлением глубже осмыслить истоки и традиции фортепианного исполнительства, существенные вопросы музыкальной педагогики.

В предлагаемой статье мы обращаемся к важному и достаточно сложному на наш взгляд вопросу изучения особенностей возрастной физиологии и психологии учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. В известной мере эта тема нашла освещение в ранее изданных работах А.Алексеева, Е.Тимакина, Л.Баренбой-

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Кис С.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.