Научная статья на тему 'Вопросы сервисного обслуживания зарубежного спасательного оборудования в системе МЧС России'

Вопросы сервисного обслуживания зарубежного спасательного оборудования в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, их развития и ликвидация их последствий»

CC BY
185
55
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Ребик А. И., Потапов В. П.

О необходимости создания сервисного центра. Проблемы технического обслуживания и ремонта аварийно-спасательного оборудования и техники.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Ребик А.И., Потапов В.П.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Вопросы сервисного обслуживания зарубежного спасательного оборудования в системе МЧС России»

УДК 614.8

А.И. Ребик, В.П. Потапов (отряд «Центроспас»)

ВОПРОСЫ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО СПАСАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

О необходимости создания сервисного центра. Проблемы технического обслуживания и ремонта аварийно - спасательного оборудования и техники

А.И. Ребик

В.П. Потапов

В этом году отряд «Центроспас» отмечает 15-летие со дня создания. Реальный повод для подведения итогов уже пройденного пути, определения перспектив, возможностей и задач на будущее при наличии накопленного опыта работы. В первую очередь это касается технического потенциала отряда. Ведь все поисковые и спасательные работы ведутся с применением того или иного аварийно-спасательного оборудования или инструмента, а любой инструмент в процессе применения имеет свойство изнашиваться и даже ломаться. Естественно, его надо обслуживать и ремонтировать, а для этого, в свою очередь, нужны квалифицированные кадры.

В силу вышесказанного, по мере оснащения отряда техникой, как правило, достаточно современной, начали возникать проблемы с обслуживанием и ремонтом, потому, что как бы ни был хорош, например, инструмент зарубежного производства, но и он иногда создавал проблемы. Эти проблемы — проблемы ремонта и сервисного обслуживания — в основном замыкаются на службе инженерно-технического обеспечения поисковоспасательных работ (служба ИТО СР). Во время становления отряда — в течение 90-х годов — происходило насыщение отряда импортным оборудованием различных фирм. МЧС России было закуплено значительное количество спасательного оборудования различных зарубежных фирм, которое требовало соответствующей квалифицированной эксплуатации, ремонта и обслуживания. Для работы с ним в отряд привлекались специалисты, которые, имея опыт работы с самой современной техникой в других областях, занялись новым для себя делом, причем очень успешно. Они интенсивно накапливали опыт обслуживания, а также, при необходимости, и ремонта, в том числе и в полевых условиях. Причем ряд сотрудников службы ИТО СР прошел обучение на соответствующих фирмах — производителях, в том числе и за рубежом. Это позволило специалистам службы детально изучить характеристики того или иного инструмента, средств индивидуальной защиты. Выдавались рекомендации для закупки спасательного оборудования и инструмента для регионов. Количество единиц техники росло, росла и потребность в обслуживании и ремонте. Зная, что в отряде этим занимаются, причем на высоком профессиональном уровне, к специалистам службы ИТОСР начали обращаться представители поисково-спасательных подразделений всех регионов страны с просьбой отремонтировать то или иное оборудование. Зачастую, ревизуя его, специалисты отряда убеждались в том, что владельцы сами пытались произвести ремонт, не имея на то ни навыков, ни соответствующих запчастей. Итог работы привел к логичному заключению: оптимальный вариант — направлять на ремонт инструмент и оборудование сразу к инженерам отряда «Центроспас», нежели делать что-то самим, и тем самым окончательно выводить из строя имеющуюся технику и оборудование.

Эти обстоятельства предшествовали организации и созданию сервисного Центра.

В 2001 году прошло заседание Коллегии МЧС России по основным направлениям развития отряда «Центроспас» на последующие годы. На основании уникального опыта, накопленного в отряде, было принято постановление о создании на базе отряда в 2001—2003 годах отраслевого сервисного Центра по техническому обслуживанию и ремонту аварийно

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

-спасательного оборудования и инструмента зарубежного производства в системе МЧС России. Его организация позволила в дальнейшем поднять на качественно новый уровень и оптимизировать систему подготовки квалифицированных специалистов, совершенствовать техническое оснащение и, наконец, в определенной мере решать имеющуюся в отрасли проблему технического обслуживания и ремонта спасательного оборудования и техники, продления сроков их службы.

С этой же целью был подготовлен и реализован контракт на закупку запасных частей с учетом работ по ремонту и обслуживанию в Центре спасательного оборудования и инструмента производства фирм «Холматро», «Ауэр», «Амкус» и др. Подготовлены и направлены в соответствующие департаменты МЧС России предложения по оснащению Центра, а также техническое задание на приобретение технологического оборудования. Через соответствующие подразделения министерства разослана информация в региональные центры и организации МЧС России о порядке взаимодействия при направлении инструмента и оборудования в ремонт.

Изначально специалисты службы ИТО СР в основном работали с инструментом известной голландской фирмы «Холматро». Пока еще есть достаточное количество запасных частей, инструмента, в свое время закупленных на этой фирме и квалифицированных специалистов, прошедших обучение на фирме.

Помимо этого, специалисты отряда прошли обучение и на других зарубежных фирмах-производи-телях средств индивидуальной защиты, например, Ауэр, а также спасательного оборудования: генераторов, отрезных машинок, лодочных моторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт, накопленный при эксплуатации спасательного оборудования отряда, уже на сегодняшний день позволяет выполнять работы, связанные с костюмами химической защиты, дыхательными аппаратами, водолазными гидрокостюмами и водолазными дыхательными аппаратами, двигателями внутреннего сгорания приводов гидронасосов, электрогенераторами, бензопилами, бензорезами, мотопомпами, компрессорами. Но это еще не все. Специалисты службы способны осуществить ремонт и обслуживание гидравлических инструментов, электроустановок, лодочных моторов и т.д. различных зарубежных фирм, например таких, как «Ауэр», «Треллеборг», «Хонда», «Джонсон», «Робин», ^СВ», «Стэнли», «Холматро», «Вебер», «Лукас», «Олеомаг» и других.

Штатных сотрудников в Центре нет. Он организован, как ранее отмечалось, на базе службы инженерно-технического обеспечения спасательных работ отряда Центроспас, где есть группы технических экспертов, ведущих специалистов и отделы по направлениям, созданные опять-таки на базе отделов службы. Специалисты сознательно пошли на этот шаг. Как квалифицированным инженерам им жалко, когда хороший, импортный инструмент просто калечат из-за отсутствия опыта

Сейчас ни у кого уже нет сомнений. Центр нужен,

Рис. 1. Разборкарезака-комби.

Центр есть, Центр работает.

Специалисты центра произвели ремонт и обслуживание 49 единиц аварийно-спасательного оборудования и инструмента, по годам:

— 2003 г. — 15 единиц аварийно-спасательного оборудования и инструмента, (ЮРПСО, г. Сочи);

— 2004 г. — 4 единицы аварийно-спасательного оборудования и инструмента, (ЮРПСО, г. Сочи);

— 2005 г. — 14 единиц аварийно-спасательного оборудования и инструмента, (СЗРЦ РПСО, 294 ЦСООР);

— 2006 г. — 16 единиц аварийно-спасательного оборудования и инструмента, (АГЗ).

Рекламаций нет, зато есть некоторые проблемы.

Очень долго приказ об организации Центра доводился до регионов. Вызывает некоторую озабоченность транспортировка оборудования и техники до места ремонта и обратно. Например, из ближайших городов его доставляют самостоятельно. А вот из дальних регионов пока ничего в ремонт не поступало. По-видимому — дорого везти, но не надо забывать, о том, что попытки ремонта собственными силами могут полностью вывести из строя дорогостоящее оборудование и технику. Ведь инструмент приходит с самыми разнообразными дефектами, в том числе следами самостоятельного ремонта. Деформированные, сколотые лезвия, изогнутые штоки (которые даже специально изогнуть практически невозможно), серьги с овальными отверстиями вместо круглых, и даже приваренные к центральным болтам гайки. Интересно, что все эти инструменты продолжали работать, а в сервисный центр направлялись не в категории «ремонт», а в категории «обслуживание». Это говорит, как это ни прискорбно, о не высокой квалификации тех, кто этим инструментом работал.

Особенно критично состояние гидронасосных станций, ремонт и регулировка которых без специального технологического оборудования и инструмента просто опасна. Такое тестовое оборудование и инструмент есть только в сервисном центре. Хотелось бы обратить на это особое внимание представителей региональных центров и Управление поисково-спасательных служб. Решить этот вопрос можно, например, путем организации еще одного сервисного центра между Уралом и Дальним Востоком. Первоначальное обучение специалистов можно провести в отряде «Центроспас» с последующей стажировкой на фирмах-производителях. При заключении общего контракта на приобретение запасных частей и технологического оборудования также можно использовать опыт работы сервисного центра отряда «Центроспас».

Есть еще один организационный вопрос к Департаменту тыла и вооружения — вопрос дефицита запасных частей для нормальной работы сервисного Центра. Акты — отчеты по результатам деятельности Центра в соответствии с приказом МЧС России от 24.12.2001 № 546 регулярно направлялись в Департамент тыла и вооружения на утверждение. Но, к сожалению, целевые средства на восполнение запасных частей и расходных материалов не выделяются до сих пор.

Могут уже в обозримом будущем возникнуть проблемы с фирмой «Холматро» и другими иностранными фирмами, оборудование которых специалисты отряда обслуживают через сервисный Центр. Первые и последние централизованные поставки запасных частей были сделаны в 2001. Из 61 номенклатурной позиции контракта 18 наиболее востребованных сегодня находятся в дефиците, что, конечно же, нас не устраивает и в целом это не нормально. Необходимо возобновить работу по восполнению запасных частей и расходных материалов для отраслевого сервисного Центра МЧС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Будни сервисного Центра

Не формируются в Департаменте тыла и вооружения годовые заявки на ремонт в сервисном центре, вследствие чего поступление инструмента в ремонт является неожиданностью, причем не всегда приятной.

Остается отметить, что эти проблемы могут быть сняты по мере развития производства отечественного аварийно — спасательного инструмента и оборудования с характеристиками, степенью надежности и качеством изготовления не уступающими лучшим зарубежным образцам. И сервисный центр, созданный для обслуживания и ремонта аварийно — спасательного инструмента и оборудования зарубежного производства станет просто не нужен. Но это в будущем, а пока сервисный центр готов принять на обслуживание и в ремонт весь ассортимент импортного оборудования и инструмента, указанного в Приложении к приказу МЧС России от 27 декабря 2001 г №546 и находящего на эксплуатации в любой организации системы МЧС.

Рис. 3. Ремонт гидравлической станции сотрудниками сервисного Центра.

Научно-технические разработки