Научная статья на тему 'Вопросы сенсорного воспитания в эпоху Возрождения'

Вопросы сенсорного воспитания в эпоху Возрождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / SENSORY DEVELOPMENT OF THE CHILD / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SENSORY EDUCATION / ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ / SENSORY PERCEPTION OF THINGS AND PHENOMENA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Мария Ивановна

Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты сенсорного воспитания, особенно это касается детей дошкольного возраста. Но при всем многообразии исследуемых проблем малоизученным остается исторический аспект в педагогическом наследии зарубежной педагогики. Научная новизна заключается в том, что концептуально представлена историко-педагогическая оценка заслуг видных педагогов в зарубежной педагогике, изучено ценное педагогическое наследие по вопросам сенсорного воспитания в эпоху Возрождения, в высказываниях Ф. Рабле, Л. Вивеса, Т. Кампанеллы, Т. Мора и др. Их ценные замечания, книги и рекомендации имеют теоретическое и практическое значение для современных родителей и педагогов в воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SENSORY EDUCATION IN RENAISSANCE

Relevance of cases is caused by that in pedagogical science various aspects of sensory education are discussed, especially it concerns children of preschool age. But at all variety of the studied problems low-studied is a historical aspect in pedagogical heritage of foreign pedagogics. Scientific novelty lies in the fact that the historical and pedagogical assessment of merits of prominent teachers in foreign pedagogics is conceptually presented, there is studied the valuable pedagogical heritage concerning sensory education in Renaissance, in the statements F. Rabelais, L. Vives, T. Kampanella’s, T. Mora. Their valuable remarks, books and recommendations have theoretical and practical value for modern parents and teachers in education of children.

Текст научной работы на тему «Вопросы сенсорного воспитания в эпоху Возрождения»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Богомолова М.И.

ВОПРОСЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сенсорное развитие и воспитание детей на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики была и остается одной из ведущих проблем. Важность её в теории и практике воспитания обусловлена тем, что сенсорные процессы (ощущение, восприятия, представления) составляют основу не только чувственного, эмпирического познания, но и для логического, абстрактного мышления.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для детей в истории развития дошкольной педагогики создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных подходов, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного восприятия, соответствующие этим закономерностям.

Многие выдающиеся мыслители обращали пристальное внимание на вопросы сенсорного воспитания. Первые ценные идеи мы находим в высказываниях древних мыслителей.

В наше время для развития положительного опыта не менее значимы его истори-ко-педагогические корни и та культурная почва, на которой он вырастает. В наши дни восстановление прерванных связей, традиций - задача общекультурная. Педагогика здесь не составляет исключения. Теория сенсорного воспитания имеет корни, уходящие вглубь веков.

С развитием гуманистического направления в педагогике в эпоху Возрождения появились новые точки зрения на проблему сенсорного воспитания.

Франсуа Рабле (1494-1553) - один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения.

С развитием общества изменяются взгляды на воспитание подрастающего поколения.

Ф. Рабле выступил защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Так, например, чтобы Гаргантюа лучше запоминал прочитанные ему произведения, сначала их читали, а затем клали на стол книги прочитанных авторов. «... И все что с такой силой врезалось в память Гаргантюа и запечатлевалось в ней, что не было в то время врача, который знал хотя бы половину того, что знал он.» («Гаргантюа и Пантагрюэль»).

Ф. Рабле выступал с требованием гармонического развития детей, которое может

быть достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в сочетании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Как видим, отдельные педагоги-гуманисты уделяли внимание вопросам сенсорного воспитания. Так испанский педагог-гуманист Людовик (Хуан Луис) Вивес (1492-1540) в отдельных своих сочинениях и особенно в таких, как: «Спутник души или символы, обозначающие наилучшие начала воспитания», памфлете «Против псевдодиалектиков» (1519) в плотную подошел к обоснованию теоретической значимости сенсорного воспитания, увязывая это с природой и практикой.

Литературное наследие Л. Вивеса очень велико и разнообразно. Но большую часть его сочинений составляют произведения специально педагогические, в них он излагал свою педагогическую систему, много внимания он уделял изучению природы. В 1519 году он издал свой памфлет «Против псевдодиалектиков». Это был своего рода манифест молодого ученого, выступившего против схоластики. Л. Вивес заявлял, что в схоластических хитросплетениях слов нет никакой науки. Только изучение природы, чувственное восприятие вещей и явлений способно доставить нам очевидные и реальные знания.

Л. Вивес считал, что обучение идёт тем успешнее, чем больше чувств ученика включается в учебный процесс. Так, читать обязательно надо вслух, потому что «при громком чтении два органа чувств служат проводниками к душе - зрение и слух». Он рекомендовал учителям пользоваться наглядными пособиями (например, моделями при изучении человеческого тела, разрезной и др.), все это вытекало из его сенсуалистического взгляда на познание: «чувства служат проводниками к душе», «... чувства - первые наставники, в которых как бы заключается понимание».

Л. Вивес был дуалистом. Мир, как он думал, разделен на две субстанции - материальную и идеальную, он (мир) создан богом. Однако Л. Вивес признавал, что объектом познания является реальный, независимо от нас существующий мир. «В природе вещей люди увидели науку», - писал он. «То, что мы сейчас имеем в науке, было прежде всего в действительности, как жемчуг в раковине, как драгоценные камни в руде».

Наука, согласно Л. Вивесу, - опыт человечества. Описывая, например, зарождение медицины, он указывал, что необходимость заставляет человека экспериментировать, а эксперимент становится источником науки. В основе науки лежит чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Для этого человек имеет соответствующие органы чувств, на которые действуют внешние объекты. Объект и орган объединяются соответствующей средой. Для слуха - это воздух, приводимый в колебание звучащим предметом, для зрения - свет, отражаемый освещенным предметом и т.д. Показание органов чувств и есть опыт, который накапливается и систематизируется разумом.

Признание чувственного восприятия основой познания и выдвижение на первое место опытной науки было сильным ударом по религии. Опытные науки всегда были враждебны религии. Они, во-первых, были просто не нужны для спасения души, во-вторых, будучи зависимыми от чувств, они одним этим фактом умаляли ценность откровения.

В теории познания он далеко не был свободен от античной философии. Например, он придерживался взгляда Платона на критерий истинности познания, который виден «во врожденных предварениях истинного».

Важной стороной мировоззрения Л. Вивеса являлось убеждение, воспринятое им

от предшественников, опиравшихся на авторитет Аристотеля, что человек должен жить в соответствии с законами природы. Эта идея античности была возрождена гуманистами потому, что служила им орудием в борьбе против церковной догмы о греховности человека от рождения.

Одной из модификаций был призыв Л. Вивеса к «познанию бога» (требуется «откровение», «глаз души» по Августину), заимствованный им у Августина. Но у Л. Вивеса он совершается через познание сначала природы, затем человека и только после этого - бога. Причем главное место занимает у него не августиновский «глаз души», а чувственное восприятие явлений и предметов окружающего мира. Следствием нового подхода к познанию мира являлся призыв Л. Вивеса изучать в школе природу, вещи и явления реального мира, а не слова о них. Он широко раздвинул круг школьных дисциплин. Обучение в школе должно начинаться с изучения языков. Чтение должно сопровождаться наблюдениями над природой.

Историк природы должен сопровождать, наблюдать свойства вещей в горах и полях, и в лесу, под дождем и при ярком солнце. Все это - самостоятельная работа учеников. В школе после краткого и поверхностного описания вещей, с которыми они познакомились на первой ступени обучения, должно быть преподано более скрытое движение природы

- начала философии, то есть исследование связи вещей и всех функций, вытекающих из существа природы.

Затем ученик приступает к овладению второй частью диалектики - учения о доказательствах и после этого начинает изучение стиля (красноречия), который Л. Вивес считал важнейшей дисциплиной, т.к. «речь имеет, а также влияет во всех областях человеческой деятельности огромную силу.». Однако, признавая значение красноречия в общественной жизни, Л. Вивес не ставил его на первое место в образовании, как это делали ранние гуманисты.

Л. Вивес считал, что в основе обучения лежат закономерности процесса познания. «Ход учения», - писал он, - направляется от чувств к воображению (под воображением понимается образование понятий) и от него к разуму, как это происходит в жизни и в природе. Так идет процесс обучения: от простого к общему. затем разум индуцирует общее из единичного и снова возвращается от первого к последнему. Поэтому чувства

- это первые наставники, в которых как бы заключается понимание («О преподавании учебных дисциплин).

Л. Вивес не указывает прямо на обучение с помощью игр, но он высказывает мысль о последовательности в обучении, в частности, по сенсорному воспитанию - «.пусть учитель начнет как бы играя. Постепенно пусть он продвинется к более трудному».

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) - один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма.

В его знаменитом сочинении «Город Солнца» (1602, опубликовано в 1623 году) значительное место занимает описание воспитания детей. Образование начинается очень рано и ведется на основах наглядности. Мысли Т. Капанеллы по этому поводу обличены в очень оригинальную форму. Все стены «Города Солнца» (а он состоит из 7 концентрических кругов), «расписаны живописью, в удивительно стройной последовательности, отображающей все науки».

Так на стене первого круга изображены математические фигуры с объяснительными надписями. Стены следующих четырех кругов посвящены естественным наукам: здесь можно видеть изображения и образцы (с пояснительными надписями) различных минералов, растений, животных. На стенах шестого круга изображены все ремесла с их орудиями и изобретателями, далее идут учёные и законодатели, исторические деятели и т.д. Таким образом, дети получают первоначальное знакомство с науками при помощи этих наглядных изображений под руководством специальных наставников. Все первоначальное обучение детей в городе Солнца основано на наглядности, которую сенсуалист Т. Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания об окружающем и из области наук во время прогулок, рассматривая расписанные стены города, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда и т.п.

В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы широко представлена наглядность, впоследствии многие просветители и педагоги будут говорить о необходимости сенсорного воспитания с самых ранних лет.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Томаса Мора (1478- 1535) об использовании наглядности в обучении. Разумеется, здесь еще не идёт речь о системе сенсорного воспитания, затрагиваются лишь отдельные его элементы.

Для современной педагогики многие идеи, высказывания представляют интерес и приемлемы в современном воспитании и обучении детей:

1. Только изучение природы, чувственное восприятие вещей и явлений способно доставить нам очевидные и реальные знания.

2. В основе познания лежит чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Для этого человек имеет соответствующие органы чувств, на которые действуют внешние объекты. Объект и орган объединяются соответствующей средой. Для слуха - это воздух, приводимый в колебание звучащим предметом, для зрения - свет, отражаемый освещенным предметом. Показания органов чувств и есть опыт, который накапливается и систематизируется разумом (Л. Вивес).

3. Процесс обучения идёт от простого к общему. затем разум индуцирует общее из единичного и снова возвращается от первого к последнему. Поэтому чувства - это первые наставники, в которых как бы заключается понимание (Л. Вивес).

4. Все первоначальное обучение детей должно быть основано на наглядности (Т. Кампанелла).

5. Тема сенсорного воспитания актуальна на сегодняшний день: нет ничего важнее развития органов чувств. Чувственное восприятие жизни в маленьком возрасте дает высокие результаты работы ума в последующие годы.

6. История зарубежного педагогического наследия богата различными гуманистическими идеями по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста. Среди теоретических и эмпирических рассуждений важное место отводится выявлению значимости сенсорного воспитания и развития детей.

В представленной статье мы попытались показать ценные поиски, педагогические находки, высказывания и опыт выдающихся людей эпохи Возрождения по сенсорному воспитанию, их теоретическую и практическую значимость для современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.