Научная статья на тему 'Вопросы религиозно-правового просвещения населения Российской империи в трудах К. П. Победоносцева, Н. И. Ильминского, С. А. Рачинского'

Вопросы религиозно-правового просвещения населения Российской империи в трудах К. П. Победоносцева, Н. И. Ильминского, С. А. Рачинского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
89
17
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Левин B. Ф.

Автором рассматриваются идеи относительно религиозно-правового просвещения населения, высказанные крупными общественными деятелями второй половины XIX в. К. П. Победоносцевым, Н. И. Ильминским, С. А. Рачинским

Religious and Legal Enlightenment of Russian Empire's Population in Works of K. P. Pobedonostsev, N. I. Ilminskiy, S. A. Rachinskiy

The author considers the concepts regarding religious and legal enlightenment of the population expressed by the great public figures of the second half of the XIX century of K. P. Pobedonostsev, N. I. Ilminskiy, and S. A. Rachinskiy.

Текст научной работы на тему «Вопросы религиозно-правового просвещения населения Российской империи в трудах К. П. Победоносцева, Н. И. Ильминского, С. А. Рачинского»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ТРУДАХ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА, Н. И. ИЛЬМИНСКОГО, С. А. РАЧИНСКОГО

В. Ф. Левин, декан юридического факультета МГУ им. 77. 77. Огарева,

доцент

Автором рассматриваются идеи относительно религиозно-правового просвещения населения, высказанные крупными общественными деятелями второй половины XIX в. К. II. Победоносцевым, Н. И. Ильминским, С. А. Рачинским.

Во второй половине XIX в. правовые основы взаимоотношений государственной власти и неправославных конфессий подверглись преобразованиям. Это было связано в первую очередь с отменой крепостного права при Александре II. Наибольший вклад в развитие правовых основ указанных взаимоотношений внесли такие религиозные и общественные деятели, как К. П. Победоносцев, Н. И. Ильминский, С. А. Рачинский и др.

Обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи Константин Петрович Победоносцев (1827—1907), проанализировав причины неудач сдерживания в стране увеличения числа иноверцев, пришел к выводу о том, что эта деятельность должна быть подвергнута серьезному переосмыслению и перестройке. Он крайне негативно отнесся к реформам в сфере образования, проведенным в период правления Александра II, считая, что они создали целое «зараженное поколение»; «...развили особый дух непокорности и своеволия... породили увлечение безверием и материализмом, с одной стороны, и самым крайним социализмом — с другой»1.

Чувствуя приближение надвигающейся революции, К. П. Победоносцев видел в числе главных приоритетов деятельности по ее предотвращению всемерное усиление воздействующей роли государства на религиозно-нравственное воспитание масс. В этой связи он отмечал: «...сначала необходимо просветить дух народный, углубить в нем идею, очистить и обогатить нравственный и умственный

быт его, тогда и идея будет спасена, и насилия народной жизни не будет, и грубая форма сама собой перельется в новую»2.

Обер-прокурор разработал и основные направления религиозно-правового воспитания, направленные на единение народных масс и государства. Его суть должна была состоять в «утверждении власти государства не на чем ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной»3»

Профессор Казанской духовной академии Николай Иванович Ильминский (1822—1891) считал, что в регионах империи, где проживает значительный процент так называемого инородческого населения, образование может быть только «религиозно-воспитательной, православно-христианской направленности», быть по существу миссионерским. В противном случае в результате роста антиправославных настроений немедленно наберет силу процесс отпадения крещеных инородцев, что представляет опасность для национальной безопасности государства.

Н. И. Ильминский указывал, что во второй половине XIX в. развернулась широкая пропаганда других конфессий. Их представители вели работу антирусской направленности среди народов Поволжья, в частности башкир, черемисов, чувашей, вотяков и др. Опасным, по мнению ученого, был рост различных тоталитарных религиозных сект, наставлявших своих прихожан на неправедный путь.

© В. Ф. Левин, 2006

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Если этим тенденциям не противостоять, в «условиях полной бездуховности подавляющей части населения края» оно легко станет жертвой различных тоталитарных сект4.

Исходя из сложившихся этических и других условий, определенной отдаленности Поволжья от других государственных центров, а также неустойчивой религиозной ситуации в крае Н. И. Ильмин-ский считал, что образование в крае может быть только православным рели-гиозно-воспитателъным. Оно должно иметь исключительно антисектантскую направленность, всячески препятствовать отпадению крещеных инородцев, учитывать наличие огромного количества населения из числа так называемых некрещеных язычников, противостоять растущей бездуховности подавляющей массы населения края, что было исключительно опасно для государственных интересов России.

Главная идея, выдвинутая II. И. Иль-минским, состояла в том, чтобы приобщить народы Поволжья к православию, причем не формально, а глубоко. Он считал, что государство должно повернуться к Православной церкви «лицом». Деятельность государственных органов должна быть нацелена на то, чтобы усилить в образовании православно-духовный стержень.

Наиболее непримиримо Н. И. Иль-минский выступил против усиленного насаждения светского образования, считая это дело преждевременным и «чрезвычайно опасным». Он отмечал, что в условиях роста антиправительственных настроений и бездуховности «...православное образование и воспитание должно носить только миссионерский характер»5. Его чрезвычайно беспокоило «антибожие», атеизм, идущий из либеральных кругов, правительства и даже Министерства народного просвещения.

Оправдывая свои подходы, Н. И. Иль-минский указывал, что во все времена истории Руси и Российской империи русское население, оседая по мере продви-

жения в восточных районах страны, всегда выступало носителем православия по отношению к другим народам. Именно православие являлось проводником русской государственности. Поэтому Н. И. Ильминский справедливо полагал, что утверждавшееся в период реформ Александра II безбожие чрезвычайно вредно для общего воспитания населения России, особенно нерусского, в верноподданическом духе.

Немалый вклад в правовое обоснование повышения роли государства в противосектантской деятельности внес и профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский (1833—1902). В работе «Заметки о сельских школах» ученый подверг критике деятельность правительства и Министерства народного просвещения в области религиозно-правового воспитания. Среди недостатков такой деятельности он назвал слабое внимание к этим проблемам со стороны ответственных лиц и государственных структур,отсутствие скоординированной политики епархиального и государственного руководства к проблемам религиозно-правового воспитания, что в конечном счете ведет к росту нигилизма в школах и деревнях. По мнению С. А. Рачинского, Министерство народного просвещения заботится о ре-лигиозно-нравственном воспитании только на словах, но не на деле.

Профессор разработал концепцию о нравственно-религиозных задатках русского народа, которые необходимо учитывать в деятельности по противостоянию наступления сектантства. Он считал, что у представителей русского народа имеется огромный духовно-нравственный потенциал, выражающийся в безусловности нравственного идеала, который делает русский народ христианским по существу (по преимуществу). Русский человек — это спокойная и сильная натура, способная совершить настоящий подвиг. Это страстная натура, которая постоянно стремится к духовному исканию, а зна-

чит, ее легко повернуть на путь заблуждения. Это натура, обладающая преувеличенным сознанием, что имеет следствием неожиданное отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами. Важным духовным качеством представителя русского народа является способность любого человека к необъяснимому, внезапному падению, которое обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде6.

Таким образом, усилиями выдающихся православных педагогов во второй половине XIX в. в России была сформирована идеология наступательного религиозно-правового воздействия на население страны. Ее главной целью было воспитание населения страны в духе уважения к православной вере, поддержки правящего самодержавного режима и государственного патриотизма. Одними из наиболее важных направлений, сформулированных основоположни-

ками религиозно-нравственного воспитания, были борьба за нравственность народа и противодействие религиозному влиянию со стороны представителей старообрядчества, а также язычников и сектантов.

Практическое осуществление вышеназванных подходов в процессе организованной религиозно-правовой деятельности подтвердило их полную обоснованность и эффективность в условиях Среднего Поволжья.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русский биографический словарь. М., 1908. Т. 1. С, 233.

2 Победоносцев К. П. Московский сборник / К. П. Победоносцев ; перепад, под ред. С. JI. Фир-сова. СПб., 1896. С. 6.

3 Там же. С. 80.

4 См.: Ильминскчй Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Н. И. Ильминский. СПб., 1886. С. 5.

5 Там же. С. 6.

6 См.: Рачинекий С. А. Заметки о сельских школах / С. А. Рачинекий. СПб., 1883. С. 19.

Поступила 28.08.06.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЧУВАШИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

А. Л. Ефимова, аспирант кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

В статье представлен анализ работы Чувашского института образования по изучению, обобщению опыта и повышению квалификации учителей в республике и чувашской диаспоре. Описаны проблемы, с которыми столкнулась система переподготовки учителей в исследуемый период.

Трудоемкая и многогранная учебно-воспитательная деятельность требует от учителей регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Причем в этом нуждаются не только молодые, начинающие, но и опытные педагоги, проработавшие в школе много лет. Ведь учитель всегда должен удовлетворять растущим запросам школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в обучении и воспитании детей, если надеяться только на ранее заученные пе-

дагогические правила и методические приемы.

Бесспорно, важными формами повышения квалификации являются самообразование, участие в работе методических объединений учителей и, конечно же, переподготовка и повышение квалификации путем прохождения соответствующих курсов.

Важную роль в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта учителей Чувашии в ис-© А. Л. Ефимова, 2006