Научная статья на тему 'Вопросы регулирования рынка высокотехнологичной продукции в европейском Союзе'

Вопросы регулирования рынка высокотехнологичной продукции в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / THE EUROPEAN UNION / MARKET / REGULATION / HIGH-TECH PRODUCTS / TECHNICAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаченко Татьяна Михайловна

За последние десятилетия в мировой экономике произошли глубокие изменения, связанные с разработкой стратегий новой глобальной политической и экономической конкуренции и изменением роли государства в регулировании экономики.. Позитивный Европейский опыт может быть использован странами СНГ в процессе реализации планов интеграционного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the world economy in the last decades is influenced by the challenges in the global political and economic competition. These developments provide the basis for a significant change of the role of state as a main economic regulator. However, the positive European experience could be used by CIS countries in the realization of their integration plans.

Текст научной работы на тему «Вопросы регулирования рынка высокотехнологичной продукции в европейском Союзе»

Вопросы регулирования рынка высокотехнологичной продукции в Европейском Союзе

Т. М. Исаченко

За последние десятилетия в мировой экономике произошли глубокие изменения, связанные с разработкой стратегий новой глобальной политической и экономической конкуренции и изменением роли государства в регулировании экономики. В условиях глобализации мирового рынка особое значение приобретает доступ к наиболее совершенным методам и средствам производства, а также способам регулирования бизнес-процессов и продвижения товаров. На рубеже XX и XXI вв. в мировой экономике ускорились изменения в технологическом обеспечении производственных процессов, эти изменения происходят на глобальном, континентальном, региональном и национальном уровнях. Именно разработка и внедрение высокотехнологичных товаров объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше, чем во многих других странах.

Европейский Союз традиционно являлся и продолжает оставаться одним из важнейших игроков на рынках высокотехнологичной продукции. В то же время эксперты ЕС утверждают, что для оценки состояния торговли высокотехнологичными товарами можно использовать два подхода. Первый, традиционный, заключается в простом сборе статистической информации по торговле товарами, являющимися результатом высокотехнологичных производств. Другой, секторальный подход, состоит в оценке состояния торговли высокотехнологичных секторов экономики, независимо от того, какими товарами они торгуют. В этом случае сбор статистических данных затруднителен, т.к. необходимо четко определить, какие сектора экономики относятся к секторам

с высоким уровнем технологической активности. Кроме того, следует различать высокотехнологичные и высоконаукоемкие производства. Эксперты ЕС1 и ОЭСР2 (Рабочая группа ОЭСР по статистике международной торговли товарами и услугами) относят к высокотехнологичным секторам те производства, в которых доля затрат на отраслевую науку составляет не менее 4,5-5%, а высоконаукоёмкими отраслями - свыше 10%. Аналогичную классификацию приводит и российский ученый Ю. А. Шишков, который относит к рассматриваемой группе следующие виды производств.3

Другой вывод, к которому пришли европейские исследователи, заключается в том, что менее 50% экспорта высокотехнологичных отраслей составляют высокотехнологичные товары. Наибольший показатель характерен для авиакосмической промышленности, где, в свою очередь, наибольшее значение имеют факторы защиты и продвижения интересов национальных производителей.

Различные данные характеризуют роль малых и средних предприятий (МСП) на рынке высокотехнологичных товаров. Доля МСП в торговле данной группой товаров составляет 15% и 16%4 импорта и экспорта соответственно, что не намного меньше, чем общая доля МСП в торговле в целом. Естественно, легко напрашивается вывод о том, что наименьшую долю этот тип предприятий имеет как раз в области производства авиатехники и космического оборудования. Наибольшая роль МСП принадлежит наиболее крупным экономикам ЕС, таким как Германия и Франция, а также некоторым восточно-европейским странам, в том числе Чехии, Словакии, Венгрии и Эстонии.

Одной из наиболее явных тенденций является появление на данном рынке нового конкурента в лице Китая, где рост данного сектора экономики составляет примерно 29% в год. Что касается ЕС в целом, то его общая доля практически не изменилась, главным образом за счет расширения численного состава группировки. Появление нового конкурента гораздо больше сказалось на позициях США.

Тем не менее, в рамках ЕС вопросам технологического развития уделяется крайне большое внимание. И руководящие органы ЕС, и экономисты, и предприниматели осознают важность этого фактора в дальнейшем обеспечении конкурентоспособных позиций Европы как рынка и стремятся решать проблему технологического отставания и усиления конкурентоспособности за счет самых разных инструментов. В этой связи, в условиях жесткой конкуренции, первоочередной задачей ЕС является переосмысление своей технологической политики.

Вопросы регулирования рынков высокотехнологичных товаров на всех рынках, в том числе и на рынке ЕС, связаны с регулированием процесса передачи технологии. Рынок знаний характеризуется несовершенной конкуренцией и, соответственно, не дает существенной мотивации к инвестициям в науку. В этом случае возможны три способа активизации инновационного процесса и процесса создания знания как продукта. На такие сектора, как биотехнология, создание новых материалов и информационных технологий, приходится 70% кооперационных соглашений. Третий метод связан с усилением защиты интеллектуальной собственности на основе всех международных конвенций и инструментов, предусмотренных Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Использование этих методов стимулирования экономического роста на основе инновационного прогресса обусловлено спецификой рынка ЕС. Важной характерной чертой европейского рынка является создание сети партнерств непосредственно между европейскими компаниями, и зачастую их деятельность спонсируется непосредственно из европейских фондов. Имеющиеся данные, однако, позволяют утверждать, что в отдельных сегментах рынка высоких технологий внутрирегиональное сотрудничество уступает внешнему сотрудничеству.

Именно технологическая политика ЕС является вторым фактором, обусловливающим специфику развития и регулирования рынка высокотехнологичных товаров в ЕС. Технологическое сотрудничество стран ЕС началось в 1980-е годы и продолжается до сих пор. Одна из современных целей Единой технологической политики ЕС предполагает, что именно технологическое развитие должно стать решающим фактором обеспечения конкурентных позиций Европы. Несмотря на то что вопросы НИОКР и развития инноваций остаются в компетенции национальных правительств, на общеевропейском уровне регулируются вопросы координации и финансирования проектов, а также поддержка технологического сотрудничества различных структур. Особое внимание уделяется стимулированию инновационной активности малых и средних предприятий (МСП).

Еще одной важной характерной чертой рынка ЕС, серьезно влияющей на формирование системы регулирования, является стандартизация и разработка единых европейских стандартов. С одной стороны, наличие четких стандартов обеспечивает четкую и ясную информацию для субъектов рынка, обозначая его важные характеристики и параметры, с другой стороны, наличие большого числа сложных и строгих стандартов может затруднять проникновение на те или иные рынки. Стандарты также имеют важное значение с точки зрения защиты здоровья населения, безопасности и окружающей среды. Правильное, недискриминационное и предсказуемое использование технических норм и стандартов как инструмента регулирования рынка позволяет извлекать преимущества из процессов глобализации и интернационализации производства. Использование новых стандартов и повышение требований к техническому уровню, с одной стороны, является результатом активного инновационного развития, а с другой, мотивирует производителей к технологическому совершенствованию производства.

Как и во всех сферах торговой политики ЕС, в области технического регулирования необходимо выделить два аспекта. Первый связан с обращением европейских товаров на рынке ЕС, т.е. функционирование внутреннего рынка ЕС. Второй, внешний аспект, связан с использованием мер технического регулирования для защиты рынка ЕС от импорта товаров, не отве-

чающих строгим нормам и высоким требованиям ЕС к качеству. Оба аспекта важны для анализа проблемы, поскольку позволяют оценить возможности поступления и обращения товаров на европейском рынке, будь то импортированные на рынок ЕС товары или произведенные внутри этого рынка.

До сих пор меры технического регулирования и процедуры соответствия не гармонизированы во всех секторах экономики и часть из них относится к компетенции государств-членов ЕС на основе Принципов взаимного признания. Согласно этим принципам, товар, который был произведен на законных основаниях, должным образом проверен и маркирован на основе законодательства стран ЕС, может быть выпущен в свободное обращение на всей территории Единого рынка без дополнительных сертификатов соответствия. Исключение из этого принципа могут составлять некоторые санитарные стандарты и соображения национальной безопасности, однако это является предметом отдельного рассмотрения. В соответствии со ст. 95 Договора о ЕС, Еврокомиссия вправе предлагать любые меры, направленные на сближение законодательства, а также оценивает эффективность. В отношении промышленных товаров существуют два вида регулирования: устанавливающие специфические технические требования (так называемые директивы «старого типа») и устанавливающие базовые технические требования (директивы «нового типа»), касающиеся безопасности и соответствия экологическим нормам. Технические характеристики товара указывают на то, какие требования должны быть соблюдены, определены в стандартах, утверждаемых специальными комитетами и на основе положений европейских организаций, занимающихся стандартизацией.

Аккредитация органов и организаций, уполномоченных заниматься стандартизацией и оценкой соответствия, также относится к национальной компетенции, что обусловливает серьезные различия в национальных системах. В 2008 г. был принят новый Регламент, целью которого стало установление общих правил и определение структур, занимающихся оценкой соответствия и контролем за качеством с целью облегчения функционирования внутреннего рынка. Этот Регламент вступил в силу с 1

июля 2010 г. В мае 2009 г. была введена в действие система, в соответствии с которой страны ЕС должны создавать Центры информации по товарам, где можно было бы получить все необходимые сведения по вопросам национального технического регулирования.

Что касается внешнего аспекта использования технического регулирования, то эта проблема решается в основном путем заключения двусторонних соглашений о взаимном признании стандартов. Как член ВТО, ЕС применяет все нормы и правила Соглашения по техническим барьерам в торговле при соблюдении принципа нотификации. Только в 2008 г. в ВТО было нотифицировано 139 мер, их соотношение по разным странам существенно различалось.

Особого внимания заслуживает новый Регламент, регулирующий обращение химических товаров на рынке ЕС и действующий с 2007 г. Еще в 1992 г. под эгидой ООН представители стран совместно с международными экологическими организациями приняли решение о необходимости разработки законодательства, обеспечивающего безопасность использования химических веществ. Этот регламент получил название REACH - Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemical substances.

Для реализации данного Регламента было создано Европейское химическое агентство, в компетенцию которого входит управление в технической, научной и административной сферах. Страны ЕС должны определить один или несколько национальных органов для осуществления взаимодействия с Агентством. Введение Регламента вызвало некоторые опасения Комитета ВТО по техническим барьерам в торговле. В основном, они касаются сложности процедуры и ее обременительности, прежде всего, для малых и средних предприятий и поставщиков из развивающихся стран, с точки зрения: высокого уровня требований; отсутствия содействия со стороны ЕС; высокой стоимости регистрационных сборов. Все это может привести к тому, что поставщики из стран, не входящих в состав ЕС, будут поставлены в более сложные условия по сравнению с производителями ЕС. Кроме того, могут возникать различия в практике применения норм Регламента отдельными странами ЕС.

При экспорте своей продукции ЕС также сталкивается с проблемой стандартов в силу несоответствия своих крайне детализированных стандартов международным стандартам или стандартам других стран. Примером может служить протест Европейской ассоциации автопроизводителей против условий ЗСТ ЕС -Южная Корея. Доступ иностранной продукции на корейский автомобильный рынок сильно ограничен нетарифными барьерами. Кроме того, Южная Корея не в полной мере признает международные стандарты и использует свои собственные уникальные правила. Автомобиль, испытанный и сертифицированный в ЕС, не может быть продан в Южной Корее поскольку требуются дорогостоящие доработки. В результате, южнокорейские автопроизводители контролируют более 94% своего рынка. Это самый низкий уровень проникновения импорта среди всех развитых стран. Некоторые барьеры все еще существуют и между самими странами ЕС, чему, однако, уделяется большое внимание европейских органов управления. Полная отмена взаимных торговых барьеров требует полной унификации соответствующего режима.

В последние годы, однако, выявилась тенденция к подрыву монополии европейских органов управления в области стандартизации, главным образом, в области информационных технологий и оборудования. Это объясняется следующими факторами: динамичное развитие сектора информационных технологий (ИТ) и компьютерного оборудования, ведущее к увеличению числа стандартов и усилению роли организаций; появление значительного числа новых организаций, разрабатывающих стандарты в области информационно-технологического оборудования и услуг; усиление активности в области разработки стандартов в новых индустриальных странах Азии; разработка стандартов производителями информационно-технологических и компьютерных продуктов и технологий.

Учитывая глобальный характер отрасли, стандарты, формируемые на уровне региона или страны, не соответствуют требованиям рынка. Поскольку европейские стандарты ориентированы главным образом на европейских производителей, необходимо интегрировать их в глобальные системы. Глобальные организации в ИТ-секторе вполне могут взять на себя

многие функции европейских органов стандартизации, главным образом в специфических сегментах ИТ. К таким организациям следует отнести, прежде всего, IFTF (Internet Engineering Task Force)5, которая является Рабочей группой по вопросам технических решений в области Интернет и представляет собой независимую неправительственную некоммерческую саморегулирующуюся организацию, объединяющую технических специалистов, производителей оборудования, поставщиков услуг и исследователей в области Интернет и осуществляющая разработку технических стандартов функционирования сети Интернет, а также W3C - Консорциум Всемирной паутины6. Помимо стандартов важное значения для повышения конкурентоспособности европейского рынка играет межфирменное сотрудничество как в рамках ЕС, так и вне европейского пространства.

Все эти вопросы имеют важное значение с точки зрения развития интеграционных процессов на пост-советском пространстве, главным образом в условиях формирующегося Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Не секрет, что из всех трех участников Россия имеет самый высокий уровень развития технологических производств, что предопределяет значение технического регулирования и проведения совместных НИОКР. Позиции стран-участниц ТС изначально различались и по условиям доступа на рынок, что отразилось в их тарифных обязательствах. Существенно отличается и доля высокотехнологичных товаров в импорте партнеров по ТС. Большие проблемы возникают и в связи с тем, что все страны ТС осуществляют интеграцию и строят планы по ее углублению параллельно с ведением переговоров о присоединении к ВТО. Особое значение имеет вопрос о согласовании технических регламентов, который еще не получил окончательного решения. Это в значительной степени ограничивает принятие решений по регулированию рынка в целом и высокотехнологичных товаров в частности. В этой связи необходимо детальное изучение опыта наиболее успешных региональных объединении по согласованию отдельных инструментов регулирования отдельных товарных рынков с целью выявления наиболее оптимальной формы регионального взаимодействия и выработки совместных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.