Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ЕАЭС / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синицына Валерия Андреевна

В статье анализируется градостроительное законодательство одного из государств - членов Евразийского экономического союза - Республики Беларусь. Упоминаются конституционные основы регулирования градостроительной деятельности, раскрываются предписания о распределении полномочий в соответствующей сфере, исследуются источники правового регулирования отрасли. Также производится изучение институтов планирования и зонирования территорий, выявляется возможное наличие института комплексного развития территорий и анализируется институт участия граждан в принятии градостроительных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REGULATION OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITIES IN THE LAW OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the urban planning legislation of one of the member states of the Eurasian Economic Union - the Republic of Belarus. The constitutional 418 foundations of the regulation of urban development activities are mentioned, the regulations on the distribution of powers in the relevant field are disclosed, the sources of legal regulation of the industry are investigated. The institutes of planning and zoning of territories are also studied, the possible existence of the institute of integrated development of territories is revealed and the institute of citizen participation in urban planning decisions is analyzed

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 349.442

Синицына Валерия Андреевна Уральский государственный юридический университет Институт права и предпринимательства Россия, Екатеринбург sinitsina-lera@mail.ru Sinitsyna Valeria Andreevna Ural State Law University Institute of Law and Entrepreneurship Russia, Ekaterinburg

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Аннотация: в статье анализируется градостроительное законодательство одного из государств - членов Евразийского экономического союза -Республики Беларусь. Упоминаются конституционные основы регулирования градостроительной деятельности, раскрываются предписания о распределении полномочий в соответствующей сфере, исследуются источники правового регулирования отрасли. Также производится изучение институтов планирования и зонирования территорий, выявляется возможное наличие института комплексного развития территорий и анализируется институт участия граждан в принятии градостроительных решений. Ключевые слова: градостроительство, ЕАЭС, градостроительное планирование, зонирование территорий, общественные обсуждения.

ISSUES OF REGULATION OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITIES IN THE LAW OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation: the article analyzes the urban planning legislation of one of the member states of the Eurasian Economic Union - the Republic of Belarus. The constitutional

foundations of the regulation of urban development activities are mentioned, the regulations on the distribution of powers in the relevant field are disclosed, the sources of legal regulation of the industry are investigated. The institutes of planning and zoning of territories are also studied, the possible existence of the institute of integrated development of territories is revealed and the institute of citizen participation in urban planning decisions is analyzed.

Key words: urban planning, the EAEU, urban planning, zoning of territories, public discussions.

Изучение зарубежного опыта представляется важным аспектом научно-исследовательской деятельности в сфере юриспруденции. Одно из направлений такого рода исследований - обращение к опыту правового регулирования той или иной отрасли в рамках государств, входящих в состав различных интеграционных объединений, членом которых является и Россия. В настоящей статье речь пойдет о некоторых вопросах регулирования сферы градостроительства в одном из государств - участнике ЕАЭС - Республике Беларусь.

Автор не делает категоричных выводов о качестве правового регулирования градостроительной деятельности в указанном государстве и пробует выявить в нем не только недостатки, но и отметить позитивные аспекты. Также автор оставляют открытой дискуссию о возможности заимствования каких-либо положений в правовую систему РФ, что объясняется как динамизмом современного законодательства, так и дальнейшим сближением участников ЕАЭС.

1. Конституция и распределение полномочий между публичными

субъектами. Конституция Республики не содержит специальных положений о

градостроительной деятельности [1]. Отметим лишь, что в ней, как и основном

законе всякого государства, содержатся важные для градостроительной отрасли

статутные права - право граждан непосредственно участвовать в решении

государственных дел (статья 37) - в контексте права граждан на участие в принятии градостроительных решений, право на благоприятную окружающую среду (статья 46), право на участие в культурной жизни (статья 51) - с позиции права на охрану объектов культурного наследия и некоторые другие.

Поскольку Беларусь является унитарным государством (статья 1), в ее Конституции не содержатся положения о разграничении предметов ведения между государством и его территориальными единицами. Между тем, в Беларуси установлено два уровня публичной власти - республиканский и местный (в лице местного управления и самоуправления, представляющих собой синкретизм государственной власти и местного самоуправления, существующих в РФ).

Вследствие этого, вопросы разграничения функций в области градостроительной деятельности находят своей отражение в отраслевых законодательных актах. В соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее - Закон о градостроительной деятельности Беларуси), государственное регулирование в соответствующей области осуществляется Президентом, Советом Министров, Министерством архитектуры и строительства, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий (статья 13 Закона о градостроительной деятельности Беларуси) [2].

К полномочиям Президента Республики Беларусь, согласно статье 14 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, относятся вопросы утверждения основных направлений государственной градостроительной политики, утверждения ряда документов общего планирования (государственных схем комплексной территориальной организации Республики и областей, генеральных планов города Минска и областных центров), а также установления иных правил, отличных от Закона о градостроительной деятельности Беларуси.

Совет Министров Республики осуществляет реализацию основных направлений, разрабатывает градостроительную документацию, утверждаемую Президентом, устанавливает порядок создания и ведения градостроительного кадастра, утверждает положение об органах государственного строительного надзора, устанавливает порядок проведения общественных обсуждений, а также выполняет ряд иных полномочий, большинство из которых связаны с принятием подзаконных актов (статья 15 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

Отраслевое министерство Беларуси, согласно статье 16 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, выполняет функции по непосредственному созданию и ведению градостроительного кадастра, разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в сфере градостроительства, в том числе вводит в действие технические акты в области технического нормирования и стандартизации, а также осуществляет иные функции, связанные с прямым регулирование отдельных аспектов градостроительной деятельности.

Органы местного самоуправления (Советы депутатов - представительные государственные органы, подотчетные гражданам (статья 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении») утверждают региональные программы, концепции, планы мероприятий по вопросам жилищного строительства, благоустройства территории, дорожного строительства и осуществляют контроль за выполнением положений этих документов [3].

Органы местного управления (Исполкомы и местные администрации -

исполнительные и распорядительные государственные органы, подотчетные

вышестоящим органам власти (статья 38 Закона «О местном управлении и

самоуправлении») в пределах своей компетенции организуют общественное

обсуждение вопросов планирования и застройки населенных пунктов,

жилищного строительства, утверждают схемы комплексной территориальной

организации административно-территориальных и территориальных единиц,

420

градостроительные проекты специального планирования местного уровня и детального планирования, разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в области градостроительства, действующие на соответствующей территории и реализуют некоторые другие полномочия (статья 17 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

В структуре последних также выделяются территориальные подразделения архитектуры и градостроительства (статья 18 Закона о градостроительной деятельности Беларуси). К их полномочиям отнесены, в частности, вопросы координации работы научно-исследовательских, проектных, изыскательских и иных организаций, рассмотрения и согласования градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обеспечения на определенной территории реализации градостроительной документации и т. п.

В систему органов необходимо также включить совещательные и консультативные органы при Министерстве архитектуры и строительства и территориальных подразделениях Исполкомов - архитектурно-градостроительные советы, обеспечивающие профессиональную обоснованность и гласность процедуры принятия решений в области градостроительства (статья 19 Закона) [4].

2. Система источников, регулирующих градостроительную деятельность. Ключевым законодательным актом в Республике является соответствующий Закон о градостроительной деятельности Беларуси [5]. Он регулирует вопросы, связанные с градостроительным планированием развития территорий, зонированием территорий, разработкой и реализацией предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, проведением государственной экспертизы градостроительных проектов, проведением иных контрольных мероприятий (надзор в области строительной деятельности, технический надзор, авторский надзор за строительством), а также ключевые вопросы, связанные с осуществлением непосредственно строительных работ,

получением разрешительной документации, финансированием и информационным обеспечением соответствующей деятельности.

Законодательство Беларуси дифференцирует отдельные аспекты градостроительной деятельности - единое понятие, свойственное ГрК РФ, подразделяется на архитектурную, градостроительную и строительную деятельность [6]. Первая из них связана с разработкой проектной документации и осуществлением авторского надзора за строительством, градостроительная деятельность направлена на осуществление градостроительного планирования, размещение объектов строительства и застройку территорий, а последняя представляет собой непосредственную работу с объектом строительства (его возведение, реконструкцию, ремонт, снос) и осуществление сопутствующих работ, необходимых для его ввода в эксплуатацию (статья 1 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

Согласно статье 3 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, законодательство о градостроительной деятельности включает в себя, в том числе, Гражданский кодекс Республики [7]. Очевидно, к сфере градостроительства он относится, в частности, в контексте положений о самовольном строительстве (статья 223).

Отдельные вопросы в данной сфере регулирует также Закон «Об административно-территориальном устройстве» - на его основе устанавливается перечень документов в сфере градостроительного планирования и зонирования для соответствующих частей государства [8].

Между тем, основной массив нормативного регулирования представлен подзаконными актами. В частности, действует ряд указов Президента Республики Беларусь, устанавливающих специальные правила, нежели указанные в Законе о градостроительной деятельности Беларуси [9; 10].

Актами Совета Министров Республики утверждены, в частности, порядки

создания и ведения государственного градостроительного кадастра, проведения

государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и

422

строительных проектов, проведения общественных обсуждений, подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство [11; 12; 13; 14].

В форме постановлений Министерства архитектуры и строительства Беларуси принимаются технические нормативные правовые акты в области градостроительства - так, в настоящее время действуют единые строительные нормы, регламентирующие порядок разработки градостроительных проектов общего, детального и специального планирования [15].

Органы местного управления и самоуправления также принимают акты в пределах своей компетенции в сфере градостроительной деятельности [16, 17].

3. Вопросы планирования и зонирования территорий. В Республике Беларусь установлены два направления государственного регулирования, связанные с территориальной организацией градостроительства -градостроительное планирование и зонирование территорий (статья 12 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

Градостроительное планирование подразумевает под собой подготовку и утверждение государственных и отраслевых программ, градостроительных проектов. Под градостроительным проектом, синонимом к которому выступает также градостроительная документация, статья 1 Закона о градостроительной деятельности Беларуси понимает систему взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющую направления и условия градостроительного развития и использования территорий.

Институт градостроительного планирования Беларуси похож на институт территориального планирования, характерный для РФ. Их назначение состоит в определении каркаса пространственной организации территорий государства и основных направлений ее развития на определенный, достаточно долгосрочный период времени [18, с. 76].

Территория Республики, в соответствии со статьей 6 Закона «Об административно-территориальном устройстве», делится на территорию

423

столицы и территории областей. Последние делятся на районы и города областного подчинения, а районы делятся на сельсоветы, включающие в себя сельские населенные пункты и другие территории, находящиеся в их границах, поселки городского типа и города районного подчинения.

Исходя из этого, в Республике Беларусь, согласно статье 40 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, устанавливаются три уровня градостроительного планирования территорий:

1) Республиканский - для всей территории государства либо двух и более областей;

2) Региональный - для территории области, группы районов;

3) Местный - для территории или части территории района, населенного пункта (города, поселка городского типа или сельского населенного пункта) или его части (с пригородной зоной или без нее).

Также в государстве установлены три вида градостроительного планирования:

1) Общее планирование - носит комплексный характер и осуществляется в отношении территориальных единиц Республики в целях определения основных направлений развития, формирования системы расселения, а также развития социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

2) Детальное планирование - осуществляется на местном уровне применительно к застроенным и незастроенным территориям, их частям (кварталам, микрорайонам, улицам, иным элементам планировочной структуры). В этой части отметим, что проекты детального планирования, по сути, являются аналогом российской документации по планировке территории, предназначенной для уточнения мест размещения и параметров различных объектов и земельных участков, поскольку в них определяются красные линии и линии регулирования застройки, предполагаемые для размещения объекты

строительства и коммунально-дорожной инфраструктуры и т. п. (статья 44 Закона о градостроительной деятельности Беларуси) [18, с. 136].

3) Специальное планирование - используется для обозначения стратегий развития отдельных территорий (например, зон, подвергшихся воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий общего пользования города Минска, городов областного и районного подчинения и районов в них и т. п.).

В рамках общего планирования разрабатываются следующие виды градостроительных проектов (статья 41 Закона о градостроительной деятельности Беларуси):

1) Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь;

2) Схемы комплексной территориальной организации областей и районов;

3) Генеральные планы городов и иных населенных пунктов.

Схемы комплексной территориальной организации Республики и областей, а также генеральные планы города Минска, областных центров и их городов-спутников утверждаются Президентом. Аналогичные схемы районов утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами. Генеральные планы городов областного подчинения утверждаются Советом Министров, а городов районного подчинения и других населенных пунктов -районными Советами.

Порядок разработки данных документов и состав информации в них определяется техническими кодексами установившейся практики. Аналогичные акты приняты и в рамках детального и специального планирования.

Градостроительные проекты детального планирования и специального

планирования местного уровня утверждаются соответствующими

425

Исполкомами. Документы последнего типа, но республиканского уровня утверждаются Советом Министров Республики, однако данное положение содержится ни в тексте Закона, а в Положении о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации [19].

Зонирование территорий весьма схоже с российским институтом градостроительного зонирования.

Зонирование территорий осуществляется в целях установления единого порядка градостроительного освоения земельных участков, создания долгосрочной основы организации среды обитания, планирования инвестиций в строительство и выполняется на основании планов зонирования территорий. В данных планах выделяются виды территориальных зон, определяемые по преимущественному признаку функционального использования территорий и находящихся на них объектов недвижимости, а также устанавливаются градостроительные регламенты на их использование (статья 48 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

При этом указанные планы являются составной частью градостроительных проектов, т. е. установление в отношении определенного пространства территориальных зон с соответствующими правовыми режимами фактически является составным элементом института градостроительного планирования [18, с. 110-111].

Вследствие этого, интересной особенностью градостроительного права Беларуси является установление территориальных зон на двух уровнях градостроительного планирования - в градостроительной документации общего планирования республиканского и регионального уровней и для территорий населенных пунктов.

Согласно статье 49 Закона о градостроительной деятельности Беларуси,

на республиканском и региональном уровнях могут выделяться

территориальные зоны, предназначенные для градостроительного развития

426

населенных пунктов, размещения садоводческих товариществ и дачных кооперативов, а также сельскохозяйственные зоны, лесохозяйственные зоны, природоохранные и рекреационные зоны, зоны специального назначения и иные территориальные зоны, определенные законодательством.

В пределах границ населенных пунктов, в соответствии со статьей 50 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, могут выделяться жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные,

сельскохозяйственные территориальные зоны, а также зоны транспортной, инженерной инфраструктуры, зоны специального назначения и иные территориальные зоны, определенные законодательством. При этом местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны.

Отметим также, что территории общего пользования могут входить в состав различных территориальных зон.

Соответствующие градостроительные проекты, а именно градостроительная документация общего и детального планирования, а также регламенты градостроительного развития и использования территорий, являющиеся составной частью планов зонирования территорий, подлежат учету, т. е. регистрации в государственном градостроительном кадастре Республики Беларусь (статьи 26, 27 Закона о градостроительной деятельности Беларуси).

4. Институт комплексного развития территорий. В градостроительном законодательстве Республики отсутствует институт, аналогичный институту комплексного развития территорий, предусмотренному ГрК РФ. Комплексный подход в Беларуси рассматривается в качестве составной части понятия общего планирования, о котором мы упоминали ранее, а также находит отражение в наименовании документов данного вида градостроительного планирования.

Интересно, что о комплексном развитии территорий Закон о

градостроительной деятельности Беларуси непосредственно упоминает в статье

427

46, говоря о разработке программ социально-экономического развития Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Однако там речь идет о том, что отраслевое экономическое развитие должно соответствовать комплексному развитию территорий, в том числе населенных пунктов. Более детальное регулирование данных положений в законодательстве отсутствует.

5. Особенности обеспечения участия граждан в принятии градостроительных решений. Согласно статье 4 Закона о градостроительной деятельности Беларуси, органы власти различных уровней и компетенции обязаны осуществлять информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной, в том числе посредством проведения общественного обсуждения градостроительных проектов.

Напомним, что порядок их проведения определяется Советом Министров Республики Беларусь. Согласно Положению о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, общественные обсуждения могут проводиться в двух формах [13]:

1) Информирование физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и анализ общественного мнения;

2) Работа комиссии по общественному обсуждению.

В рамках первой формы предполагается, что организатор обсуждений (ими являются Исполкомы и местные администрации) публикует на официальном сайте в сети Интернет, информационных стендах и в печатных СМИ извещение о проведении общественных обсуждений, а далее в течение 25 календарных дней аккумулирует поступающие замечания и предложения и в 5-дневный срок со дня получения каждого из них направляет их в архитектурно -градостроительный совет, который в 5-дневный срок со дня их получения составляет протокол рассмотрения.

Информирование и анализ используются для выявления общественного мнения по градостроительным проектам общего и специального планирования, детального планирования для территорий, свободных от застройки или с застройкой, подлежащей сносу, а также по архитектурно-планировочным концепциям объектов строительства (при отсутствии проектов детального планирования). Последний документ является эскизом, обеспечивающим наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства, который разрабатывается до начала подготовки проектной документации.

Работа комиссии предполагается в случаях подготовки градостроительных проектов детального планирования частей населенных пунктов, разрабатываемых на территории существующих микрорайонов и кварталов жилой застройки, подлежащих реконструкции. В состав данной комиссии включаются:

1) Депутат местного Совета депутатов (с его согласия);

2) Представители Исполкомов и местных администраций, курирующие вопросы архитектуры, градостроительства и строительства, гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (количество таких лиц не указано);

3) Представитель заказчика проекта;

4) Представители инициативных групп (физических лиц и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей (не более 3 от каждой группы).

В аналогичный 25-дневный срок организатор аккумулирует поступающие замечания и предложения от участников общественных обсуждений и в 5-дневный срок со дня поступления каждого из них готовит аргументированные ответы на них и предоставляет их в комиссию, которая по итогам рассмотрения замечаний и предложений участников в 10-дневный срок после завершения обсуждений составляется протокол рассмотрения.

Замечания и предложения участников могут служить основанием для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внесения изменений или дополнений в проекты лишь в том случае, если они

429

соответствуют нормативным правовым актам и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, а также уровню и виду градостроительной документации. В связи с этим также упомянем, что участники обсуждений наделены правом проведения профессиональных независимых экспертиз в целях независимой оценки соответствия проектных решений законодательным актам, результаты которых учитываются при подготовке заключений по проектам [20].

Таким образом, относительно вопросов регулирования градостроительной деятельности в праве Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:

1) Унитарный характер государственного устройства Республики, тем не менее, предполагает распределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами власти различных уровней (республиканского и местного) и компетенции (общей и отраслевой).

2) В систему нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность, входят как законодательные, так и подзаконные акты, принимаемые органами различных уровней власти. Аналогом российского ГрК РФ выступает Закон о градостроительной деятельности Беларуси, который регулирует схожее количество институций градостроительного права.

3) В РФ существует три вида градостроительной деятельности, связанные с документальным оформлением порядка использования территорий -территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории. В Республике Беларусь данные институции объединены в рамках единого института градостроительного планирования, поскольку планы зонирования территорий являются составными частями градостроительных проектов общего планирования, а уточнение мест размещения и параметров объектов строительства и земельных участков производится проектами детального планирования.

Такой подход, с одной стороны, обладает некоторыми позитивными чертами. В частности, это комплексный характер проектов общего планирования, когда совместно с перспективами развития определяется и порядок текущего использования территорий, а в рамках детального планирования - это фиксация в соответствующем документе выдержек из документов общего планирования в целях уточнения параметров будущей застройки [21; 17].

Однако, с другой стороны, наблюдается некое смешение институтов, а, следовательно, и дублирование информации в рамках различных градостроительных документов. Также доминирующим является институт планирования, в связи с чем в определенной степени уменьшается внимание к текущему использованию территорий.

4) В градостроительном законодательстве Беларуси отсутствует институт комплексного развития территорий по аналогии с предусмотренным главой 10 ГрК РФ. Здесь также отметим, что можно предусмотреть стандарты комплексного подхода к развитию территорий в рамках классических постулатов градостроительства, а, следовательно, обойтись и без закрепления некоего специального института. Однако комплексное развитие территорий -это весьма распространенная мировая практика, в связи с чем для законодательства Республики есть перспективы для совершенствования [22, с. 359-361].

5) Порядок проведения общественных обсуждений в Республике Беларусь не позволяет говорить о передовом характере способов выявления общественного мнения по проектам градостроительных решений. Информирование и анализ общественного мнения являются аналогией общественным обсуждениям, предусмотренным законодательством РФ, а работа комиссии хоть и не известна российскому правопорядку, но, на наш взгляд, обладает небольшим потенциалом для рецепции.

вопросы российской юстиции выпуск № 20

К числу позитивных моментов стоит отнести институцию профессиональной независимой экспертизы, которую могут инициировать участники общественных обсуждений, а также возможность включения в состав комиссии представителей физических лиц, а также субъектов предпринимательской деятельности.

Однако негативной чертой является аналогичная с РФ природа общественных обсуждений - они призваны лишь информировать граждан и организации об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Также негативно стоить оценить, в частности, отсутствие указания на конкретное число представителей органов местного управления, которые могут входить в состав комиссии (между тем, для остальных ее участников такое число определено), а также факт рассмотрения всех поступающих замечаний и предложений в текущем режиме, а не по итогам всей процедуры (исходя из буквального толкования правовых норм).

Вызывает вопросы также следующая формулировка - «замечания и (или) предложения участников <...>, соответствующие нормативным правовым актам <...>, служат основанием для внесения изменений и (или) дополнений в проекты». Иными словами - если подобные обращения граждан соответствуют законодательству, это значит, что они должны быть внесены в обсуждаемые проекты? Очевидно, нет, если обращаться к природе общественных обсуждений, но также и да, если буквально толковать норму подзаконного акта.

Список литературы:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 и 27.02.2022) // URL: https://clck.ru/rbPEn (дата обращения: 20.06.2022).

2. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» // URL: https://clck.ru/rbPFu (дата обращения: 20.06.2022).

3. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // URL: https://clck.ru/rbPG7 (дата обращения: 20.06.2022).

4. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2011 № 39 «Об утверждении Положения об архитектурно-градостроительных советах» // URL: https://clck.ru/rbP4X (дата обращения: 20.06.2022).

5. Хижняк А. Н. Проблемные вопросы нормативного правового регулирования градостроительной деятельности в Республике Беларусь // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 182185.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // URL: https://clck.ru/DJ7B2 (дата обращения: 20.06.2022).

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 // URL: https://clck.ru/rbPGk (дата обращения: 20.06.2022).

8. Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-3 «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» // URL: https://clck.ru/rbPGt (дата обращения: 20.06.2022).

9. Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» // URL: https://clck.ru/rbPH8 (дата обращения: 20.06.2022).

10. Указ Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности» // URL: https://clck.ru/rbP6t (дата обращения: 20.06.2022).

11. Положение о порядке создания и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687) // URL: https://clck.ru/rbNz7 (дата обращения: 20.06.2022).

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации» // URL: https://clck.ru/rbPHo (дата обращения: 20.06.2022).

13. Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687) (в редакции Постановления от 22.04.2019 № 256) // URL: https://clck.ru/rbNz7 (дата обращения: 20.06.2022).

14. Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223) // URL: https://clck.ru/rbPLD (дата обращения: 20.06.2022).

15. Строительные нормы Республики Беларусь СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования» (утверждены Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.11.2020 № 87) // URL: https://clck.ru/rbPd4 (дата обращения: 20.06.2022).

16. Решение Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 252 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания города Минска» // URL: https://clck.ru/rbPjs (дата обращения: 20.06.2022).

17. Решение Минского городского исполнительного комитета от 21.10.2021 № 3108 «Об утверждении градостроительного проекта детального планирования» // URL: https://clck.ru/rbPyC (дата обращения: 20.06.2022).

18. Болтанова Е. С., Романова О. А., Бандорин Л. Е. Градостроительное право: учебник. - Москва: Проспект. 2021. 312 с.

434

вопросы российской юстиции выпуск № 20

19. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476) (в редакции Постановления от 01.06.2011 № 687) // URL: https://clck.ru/rbQ4M (дата обращения: 20.06.2022).

20. Хижняк А. Н. Особенности общественного обсуждения градостроительных проектов в Республике Беларусь // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11. С. 213-215.

21. Генеральный план города Минска (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (в редакции Указа от 15.09.2016 № 344) // URL: https://clck.ru/rbYAd (дата обращения: 20.06.2022).

22. Киль Ю. Э. Сравнительно-правовая характеристика комплексного развития территории в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германия // Вопросы российской юстиции. 2022. № 18. С. 357-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.