Научная статья на тему 'Вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации'

Вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ НА СЕЛЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / AGRICULTURAL LAND / LAND REFORM / LAND RESOURCES / LAND SHARE / SOCIAL CONDITIONS IN RURAL AREAS / LAND INVENTORY / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамин Анатолий Евгеньевич, Сергеева Лариса Викторовна

Введение: реформу земельных отношений последнего периода 90-х годов нельзя считать завершенной. Аграрная реформа осуществила большие земельные преобразования в стране, способствовала созданию многоукладной экономики, но, к сожалению, осталось еще много нерешенных вопросов и проблем по использованию земель сельскохозяйственного назначения, которые следует детально проработать. Остро стоит вопрос вовлечения в оборот неиспользованных невостребованных земельных долей, который требует проработки и кардинальных изменений системы земельных отношений. Материалы и методы: в исследовании используются статистические, аналитические и абстрактно-логические методы. Результаты: на основе статистических данных и обобщения действующего законодательства РФ обозначены проблемные вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации, которые в настоящее время также находятся в стадии реформирования. Обсуждения: земельная реформа породила отток населения из сельской местности из-за неразвитости социальной инфраструктуры на селе, ликвидировано большое количество сельскохозяйственных организаций, земельные массивы при отсутствии крепкого хозяина практически не обрабатываются. Заключение: для улучшения земельных отношений в аграрном секторе экономики необходимо в первоочередном порядке провести инвентаризацию земельного фонда страны, чтобы обладать полноценной информацией о земельном ресурсе, а также направить политику государства на сокращение площадей невостребованных земельных участков. Требуется продолжить политику государства в улучшение социальных условий на селе увеличить строительство жилья, автомобильных дорог, детских учреждений и другой социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REFORMING LAND RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: the reform of land relations of the last period of the 90s can not be considered complete. Agrarian reform has carried out large land reforms in the country, contributed to the creation of a multi-economy, but unfortunately there are still many questions on the use of agricultural land. Which should be worked out in detail. Issues of disposal of land shares obtained in the process of reorganization of agricultural organizations and currently require elaboration and creation of a new system of land relations. Materials and methods: the study uses statistical, analytical and abstract-logical methods. Results: on the basis of statistical data and generalization of the current legislation of the Russian Federation, the problematic issues of reforming land relations in the Russian Federation are identified. Discussions: the land reform has generated an outflow of population from rural areas due to the underdevelopment of social infrastructure in rural areas, a large number of agricultural organizations have been liquidated, land masses in the absence of a strong owner are practically not processed. Conclusion: in order to improve land relations in the agricultural sector of the economy, it is necessary to conduct an inventory of the country's land Fund in order to have full information about the land resource, as well as to direct the state policy to reduce the area of unclaimed land. It is also necessary to turn the state policy into improving social conditions in rural areas-to increase the construction of housing, roads, children's institutions, entertainment centers.

Текст научной работы на тему «Вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации»

08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

08.00.05 УДК 332.2

ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2019

Анатолий Евгеньевич Шамин, доктор экономических наук, профессор Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Лариса Викторовна Сергеева, аспирант

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: реформу земельных отношений последнего периода 90-х годов нельзя считать завершенной. Аграрная реформа осуществила большие земельные преобразования в стране, способствовала созданию многоукладной экономики, но, к сожалению, осталось еще много нерешенных вопросов и проблем по использованию земель сельскохозяйственного назначения, которые следует детально проработать. Остро стоит вопрос вовлечения в оборот неиспользованных невостребованных земельных долей, который требует проработки и кардинальных изменений системы земельных отношений.

Материалы и методы: в исследовании используются статистические, аналитические и абстрактно-логические методы.

Результаты: на основе статистических данных и обобщения действующего законодательства РФ обозначены проблемные вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации, которые в настоящее время также находятся в стадии реформирования.

Обсуждения: земельная реформа породила отток населения из сельской местности из-за неразвитости социальной инфраструктуры на селе, ликвидировано большое количество сельскохозяйственных организаций, земельные массивы при отсутствии крепкого хозяина практически не обрабатываются.

Заключение: для улучшения земельных отношений в аграрном секторе экономики необходимо в первоочередном порядке провести инвентаризацию земельного фонда страны, чтобы обладать полноценной информацией о земельном ресурсе, а также направить политику государства на сокращение площадей невостребованных земельных участков. Требуется продолжить политику государства в улучшение социальных условий на селе - увеличить строительство жилья, автомобильных дорог, детских учреждений и другой социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы, земельная доля, земельная реформа, инвентаризация земель, социальные условия на селе, численность населения.

Для цитирования: Шамин А. Е., Сергеева Л. В. Вопросы реформирования земельных отношений в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2019. № 12 (103). С. 56-66.

ISSUES OF REFORMING LAND RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2019

Anatoly Evgenievich Shamin, Dr. Sci. (Economy), Professor

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Larisa Viktorovna Sergeeva, graduate student Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the reform of land relations of the last period of the 90s can not be considered complete. Agrarian reform has carried out large land reforms in the country, contributed to the creation of a multi-economy, but unfortunately there are still many questions on the use of agricultural land. Which should be worked out in detail. Issues of disposal of land shares obtained in the process of reorganization of agricultural organizations and currently require elaboration and creation of a new system of land relations.

Materials and methods: the study uses statistical, analytical and abstract-logical methods.

Results: on the basis of statistical data and generalization of the current legislation of the Russian Federation, the problematic issues of reforming land relations in the Russian Federation are identified.

Discussions: the land reform has generated an outflow of population from rural areas due to the underdevelopment of social infrastructure in rural areas, a large number of agricultural organizations have been liquidated, land masses in the absence of a strong owner are practically not processed.

Conclusion: in order to improve land relations in the agricultural sector of the economy, it is necessary to conduct an inventory of the country's land Fund in order to have full information about the land resource, as well as to direct the state policy to reduce the area of unclaimed land. It is also necessary to turn the state policy into improving social conditions in rural areas-to increase the construction of housing, roads, children's institutions, entertainment centers. Keywords: agricultural land, land reform, land resources, land share, land reform, social conditions in rural areas, land inventory, population.

For citation: Shamin A. E., Sergeeva L. V. Issues of reforming land relations in the Russian Federation // Bulletin NGIEI. 2019. № 12 (103). P. 56-66.

Введение

Земельный вопрос является самым насущным в политике и экономике любого государства. Земля в аграрном секторе - основное средство производства и предмет труда, без которого невозможно себе представить экономику сельского хозяйства. Россия имеет в своем потенциале огромные земельные ресурсы. Наша страна обладает 9,5 % мировой пашни, это говорит о том, что имеются колоссальные возможности для самообеспечения продовольствием. Но, несмотря на это, в России не производится достаточного количества продуктов питания, чтобы удовлетворить нужды населения, в свою очередь, уровень жизни населения, а также продовольственная безопасность государства напрямую зависят от результативного использования сельскохозяйственных угодий [1; 2].

Прошло без малого 30 лет с начала последней земельной реформы в Российской Федерации, но про её завершение пока говорить рано. Проблемами земельных отношений последнее время обеспокоены многие российские ученые. По мнению В. Н. Хлыстуна, опасной тенденцией развития земельных отношений является деградация огромной площади сельскохозяйственных земель, растущая дезинформированность органов управления и населения о составе, структуре и динамике изменений состояния земельного фонда страны [3]. Это подчеркивает и Н. В. Комов, он справедливо отмечает, что сегодня огромные территории не имеют объективных данных о количестве и качественном состо-

янии земельных ресурсов [4]. Подводя итоги земельной реформы после 1991 года В. В. Милосер-дов отметил, что «Миллионы гектаров земельных угодий, переданных хозяйствами в фонд перераспределения земель, остаются невостребованными... за годы реформ из хозяйственного оборота вышло 31,4 млн га сельхозугодий... стремительно падает плодородие почв... Россия потеряла продовольственную независимость» [5].

В начале реформирования были поставлены стратегически конкретные цели - преобразование земельных отношений, обеспечивающих эффективность использования земли при многообразии и равенстве форм собственности. Одной из основных целей стояла приватизация земель сельскохозяйственного назначения. В каждом хозяйстве нормативно-правовым актом администрации устанавливалась определенная норма земли, в зависимости от площади ранее используемой колхозом или совхозом земельного массива. При поддержке внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли утверждались списки физических лиц, имеющих право на предоставление бесплатного земельного надела. Земельная реформа 90-х годов XX века носила революционный характер, земля была роздана гражданам, юридическим лицам. Были поставлены конкретные цели по претворению в жизнь стратегии земельной реформы, в связи с чем, как видно из рисунка 1, были установлены следующие основные задачи.

Создание и переход

к многоукладной экономики / Creation and transition to a multi-layered economy:

- государственное регулирование / state regulation;

- муниципальное регулирование / municipal regulation;

- деятельность юридические и физические лица / activities of legal entities and individuals

Создание частной собственности на землю / Creation of private ownership of land:

- предоставление земельных долей / provision of land shares;

- предоставление земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение / provision of land plots for rent, ownership, permanent (indefinite) use, lifetime inherited ownership

Становление института эффективного регулирования земельных ресурсов / Formation of the Institute of effective regulation

of land resources: - создание Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), выполняющего важные функции / creation of the State Committee on land resources and land management (Ros-komzem), which performs important functions:

1) осуществление землеустройства / implementation of land management;

2) рациональное применение и охрана земельных ресурсов / rational use and protection of land resources;

3) государственный надзор за приватизацией земли / state supervision over the privatization of land;

4) мониторинг состояния земли / .monitoring the state of the earth

Рис. 1. Задачи земельной реформы Fig. 1. Land reform objectives

В целом цели проводимой земельной реформы в основном достигнуты, но не решена главная задача - формирование цивилизованного рынка земельных отношений при рациональном использовании земельных ресурсов. Главным стратегическим направлением проводимой в стране земельной политики являются реформа земельных отношений и повышение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Основную массу земель сельскохозяйственного назначения представляют собой «земельные доли», переданные гражданам в добровольно-обязательном порядке, преимущественно на бумаге, без учета мнения граждан. Недвижимое имущество, которое на местности в земельном массиве совершенно не обозначено, а существует только номинально [6; 7]. В нормативных актах того времени понятие земельной доли отсутствовало. До введения в действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача земельных долей в собственность была довольно

простой, достаточно было заключить договор аренды на земельный участок, без выделения земельного участка на местности и зарегистрировать договор аренды земельной доли в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. В качестве арендной платы, как правило, арендаторы предоставляли зерно, помощь в оказании ритуальных услуг и оплату налога на землю. Только в 2002 году в ст. 15 Закона Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», было дано определение земельной доли, из которой было установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» -«Земельная доля является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» [8]. Права участников долевой собственности на распоряжение без выделения земельного участка в счет земельной доли указаны на рисунке 2.

Права участника долевой собственности на распоряжение без выделения земельного участка в счет земельной доли / The rights of a participant of shared ownership to dispose of a land plot without allocating it to the account of the land share

завещать свою земельную долю / to bequeath their land share

\

отказаться от права собственности на земельную долю / to waive the right of ownership to a

land share ^---/

продать или подарить ее другому участнику долевой собственности / sell or give it to another participant of shared owner-y

передать свою земельную долю в доверительное

управление / transfer your land share to the trust management

внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности / to make it to the authorized (stock) capital of the agricultural organization using the land plot which is in share ownership

Рис. 2. Права участника долевой собственности на распоряжение без выделения земельного участка в счет земельной доли Fig. 2. The rights of a participant of shared ownership to dispose of a land plot without allocating it to the account of the land share

Участник долевой собственности имеет право распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным способом, кроме как обозначено на рисунке 2, исключительно после выделения земельного участка в счет земельной доли. С данного обстоятельства земельная доля приобретает статус - земельный участок, но Верховный суд РФ определением от 19.03.2019 г. № 304-КГ 18-22555 установил, что «Категория земель и целевое назначение конкретного земельного участка не изменяются после его выдела из приватизированного имущества сельхозпредприятия; оборот таких участков регулируется положениями Закона № 101-ФЗ. Доли в праве общей долевой собственности на конкретный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, на которые не распространяется действие названного Закона, по своей правовой природе являются земельными долями», следовательно, статус «земельной доли» сохраняется в дальнейшем и соответственно льготные условия, в т. ч. вернулась письменная форма сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на земельный участок [9].

За прошедшие годы реформы законодательная база постоянно усовершенствуется в пользу правообладателя, но в начале реформы наделенные правом на землю граждане, обладая низкой право-

вой грамотностью, не давали в полной мере формироваться динамичным земельным отношениям. Многие правообладатели земельных наделов не вдавались в тонкости воплощения в жизнь земельных долей, для них важной задачей была возможность обретать материальные блага, такие как получение зерна, пахота усадов и получения денежных средств для платежа земельного налога. Только единицы в начале претворения в жизнь земельной реформы могли сорганизовать работу по образованию и выделению земельных наделов. В свете неожиданного приобретения граждане, не имеющие предпринимательской жилки или желания работать на «своей» земле, не нашли или не искали возможности вовлечь доли в земельных массивах в хозяйственный оборот. Основной проблемой при вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения было и остается формирование земельных ресурсов. Отсутствие финансовой возможности оформить межевание земли, дороговизна самой процедуры отбила желание у правообладателя и, возможно, именно по этим причинам произошла деградация огромной площади земель сельскохозяйственного назначения. Как правило, в хозяйственный оборот вводят наиболее продуктивные земли, расположенные в экономически привлекательных территориях, также имеет место семей-

ственность. Для проведения более детального анализа земельной реформы 90-х годов ХХ века рассмотрим итоги реформирования земельных отношений на примере одного из типичных сельских районов Нижегородской области - Княгининского муниципального района. Исследуя реформирование колхозов и совхозов Княгининского района, было установлено, что вследствие проведения земельной реформы на территории Княгининского района было реорганизовано 14 хозяйств. Земля сельскохозяйственного назначения согласно нормативных актов по каждому хозяйству перешла в частные руки, перед собственниками встал вопрос - каким образом распорядиться землей? Передать её в уставной капитал хозяйства, в аренду либо выделить в натуре? Основная масса собственников передала земельные доли в аренду обрабатывающим её

ранее организациям, нашлись граждане, которые зарегистрировали крестьянские (фермерские) хозяйства и начали работать на «себя» и лишь члены одного совхоза «Правда» в Княгининском районе приняли решение передать земельные доли в уставной капитал, сохранив на тот момент землю в неделимом состоянии. В настоящее время, как следует из таблицы 1, в основной массе обрабатываются земельные массивы, где имеет место крепкая семейственность. Из общего количества зарегистрированных в 90-х годах 74 крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Княгининского района в настоящее время осуществляют свою производственную деятельность только 18, за эти годы прекратили свою деятельность 56 крестьянских (фермерских) хозяйства.

Таблица 1. Динамика изменения посевных площадей в Княгининском район с 1999 по 2019 гг. Table 1. Dynamics of changes in acreage in Knyagininsky district from 1999 to 2019

Общая Посевная Действующая организация, Посевная

площадь площадь в обрабатывающая площадь

хозяйства в хозяйстве в земельный массив в хозяйстве

1999 г., га / 1999 г., га / в настоящее время / в 2019 г., га /

Total area Acreage The current organization Acreage in

of the farm in the farm that processes the land the farm

in 1999, ha in 1999, ha mass at the present time in 2019, ha

Организация, обрабатывающая земельный массив в 1999 г. / Organization that processes land in 1999

%

От посевной площади 1999 г. / From the sown area of 1999

От общей площади хозяйства 1999 г. / Of the total area of the farm in 1999

«Соловьевский»

«Красная Звезда»

«Победитель»

«Троицкий»

«Вперед

к Победе»

«Покровский»

«Ургинский»

«Шишковерд-

ский»

«Белкинский»

4 721

3 580

4 106

3 416

2 668

4 055 2 615

2 665 4 395

3 633

2 930

3 220 2 645

2 105

3 318 2 138

2 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 213

Итого / Total 52 239 40 821

Колхоз «Соловьевский» + ООО АП «Соловьевское» ООО «Новая Звезда» + КФХ «Павлинов» КФХ Арабян + КФХ «Тихонов» ООО «Покровская слобода» + КФХ «Медведков» ООО «МетаКом» + КФХ «Сердюк» ООО «Покровская слобода» АФ «Нижегородская» ООО «Новый Век» + КФХ «Свистунов» ООО «Новый Век» + КФХ «Свистунов»

3 550

2 900

1 364

2 300

405

3 300 1 500

1 850

2 700

28 091

97,7

99

42.4 87

19,2

99.5 70,2

86,7 84

70,35

75,2

81

33.2

67.3

15,2

81.4 57,4

69,4 61,4

37,9 33,9 86,5 32,1 54,9

Проводя анализ по вовлечению в оборот сельскохозяйственных угодий, установлено, что основная масса крестьянских (фермерских) хозяйств в

настоящий момент уже не ведут хозяйственную деятельность, но земельные участки они оставили за собой. Определенные крепкие хозяйства, имеющие

возможности и денежные средства, которые изначально выкупили основную площадь земельного массива определенного хозяйства у граждан, в настоящее время продолжают стабильно обрабатывать площадь своих земельных массивов. Но и у «крепких» сельхозпроизводителей проблемы существуют и в настоящее время. Один из руководителей сельскохозяйственной организации в своем интервью отметил, что «Мы все подняли, начали работать. Но чтобы оформить землю в собственность, нужно много средств. Сделать это мы не успели... В один момент пришло другое предприятие и скупило паи и земля ушла... Если нет земли, где выращивать корма?» [10]. Труднее обстоит дело с землей сельскохозяйственного назначения, земельные доли которой граждане передали в уставной капитал сельскохозяйственной организации. При частой смене руководства хозяйство было доведено до банкротства. В процессе проведения процедуры банкротства имущество, в том числе земельные ресурсы предприятия, были проданы с торгов. В результате люди, передавшие свои земельные доли в уставной капитал, получили лишь небольшие денежные выплаты и лишились своей земли в натуре. Все это говорит о том, что стабильность и правовая информированность граждан в период развития земельных отношений отсутствовала изначально, в первом случае граждане, не имея финансовой поддержки, организаторских способностей и сплоченной команды для объединения, потеряли свою землю и прекратили свою деятельность, и во втором случае, где основная масса правообладателей земли для стабильного развития организации передали земельные доли в уставной капитал, сохраняя средства производства, но в итоге бездарного и безответственного управления хозяйством собственность граждан опять была потеряна [6].

Несмотря на активную разъяснительную работу по приватизации земли, собственники земельных долей в большей части не знали, как правильно распорядиться своей земельной долей и о рисках ее потери при нерачительном хозяйствовании сельскохозяйственные организации лишились основного средства производства - земли, в результате чего сельскохозяйственным организациям необходимо было вкладывать свои денежные средства или инвестиции в покупку или аренду земли, что тормозило рыночный оборот земли и сдерживало экономическое развитие сельскохозяйственного производства [11; 21].

В последнее время граждане, не имеющие возможности обрабатывать земельные участки и не способные нести бремя налоговых платежей, актив-

но отказываются от земельных участков, и тогда бремя ответственности за них ложится на субъект Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с п. 4 ст. 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Регистрация права собственности в данном случае проводится без заявления органа местного самоуправления [12].

Проводя данное исследование, было установлено, что основная масса площадей в Российской Федерации из числа земель сельскохозяйственного назначения сосредоточена в государственной и муниципальной собственности (66,66 %) [13]. Не просто идет процесс разграничения собственности на землю, казалось бы, применение п. 5.1. ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дает преимущества сельскохозяйственным организациям или членам КФХ, использующим земельный участок, выделенный органом местного самоуправления в счет земельных долей, приобрести его в собственность или аренду без торгов, если пользователь обратился в течение 6 месяцев с момента возникновения права собственности муниципального образования на него [8]. Казалось бы, все определено, только осталось определить, какой документ должен предоставляться в качестве подтверждения права пользования земельным участком? Часто в источниках встречаются как подтверждающие право пользования такие документы, как структура севооборота полей общества, опись документов бухгалтерского учета на посев и обработку полей, письмо главы муниципального образования, акт осмотра земельных участков [14]. Но все вышеуказанные документы также подтверждают самовольное занятие земельного участка без правоустанавливающих документов, что подпадает под действие ст. 7.1 КоАП РФ, а это состав административного правонарушения [15].

Трудоемким и финансово затратным является и процесс выдела земельного участка в счет земельной доли. И по настоящее время у многих собственников земельные доли не выделены, а права сельскохозяйственных организаций, обрабатывающих земельные участки, не оформлены надлежащим образом [3; 6; 21]. Несмотря на то, что площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеет тенденцию к убыванию, огромные площади не обрабатываются, и заросли мелколесьем. Имеет место снижение плодородия и деградация почв. В настоящее время скопилось достаточное количество земельных долей у собственников, которые не ведут хозяйственную деятельность на приобретенных ими земельных

участках. В связи с тем, что основная масса земель сельскохозяйственного назначения не вовлечена в хозяйственный оборот, считаем необходимым обратить государственную политику в сфере земельных отношений в части стимулирования рационального использования земельных ресурсов. Для проведения в жизнь мероприятий завершения этапа современной реформы земельных отношений необходимо вернуть государственный учет земель сельскохозяйственного назначения, особое внимание уделив земельным долям, а также в целом системе управления земельными ресурсами проведя всероссийскую инвентаризацию земельных ресурсов.

I

о

ш

S

п

Z

Также установлен факт уменьшения в Княги-нинском районе численности сельского населения с 2000 года, возможно, это связано с тем, что в результате реформирования земельных отношений в сельском хозяйстве не все колхозы, которые реорганизовались уже в новой правовой форме смогли обеспечить сельское население постоянной работой и достойной заработной платой. Немалую роль играет обеспеченность населения, особенно молодежи, жильем, отсутствие в сельской местности должного медицинского обслуживания, недостаточный уровень образования на селе и отсутствие необходимого количества объектов социальной инфраструктуры [17]. Необходимо, чтобы государство осознало потребность измениния социальной политики в части изменения инфраструктуры сельских поселений, обратив внимание на социальную защищенность сельских тружеников - строительство дорог, школ, детских садов, наличие общественного автотранспорта, фельдшерско-акушерских пунктов [18].

Особенно отрадно, что правительство Нижегородской области принимает дополнительные меры для привлечения молодых кадров в сельское хозяй-

Первые шаги 90-х годов земельной реформы дали негативные результаты, темпы производства упали, сельское хозяйство пришло в упадок и люди массово начали уезжать из села. И в настоящее время идет тенденция на уменьшение численности сельского населения, которая была всегда, т. к., например, такое направление сельского хозяйства, как растениеводство, в отличие от животноводства, имеет сезонный характер. Из рассмотренных данных видна динамика уменьшения численности населения как в целом по району, так и число сельского населения [16].

ство путем разработки дополнительных мер стимулирования, разрабатывая законодательную базу. С вступлением в силу с 01.01.2019 г. закона Нижегородской области «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области» в Нижегородской области, начиная с обучения в высших и средних специальных учебных заведениях по наиболее востребованным сельскохозяйственным специальностям, будут получать «аграрную» стипендию от 3 до 4 тысяч рублей. Молодым специалистам большим стимулом будут «подъемные» пособия в размере от 70 до 100 тыс. рублей ежегодно, в течение первых трех лет работы, в зависимости от степени образования. Данные пособия можно альтернативно получить разово, через год после трудоустройства, но следует учесть, что пособия носят целевой характер - на строительство, покупку жилья либо на погашение жилищного кредита. Для «целевиков» вышеуказанным законом предусмотрены и льготы для молодых работников таких профессий, как тракторист машинист сель-хозпроизводства, оператор по искусственному осеменению, оператор машинного доения, но имеется и

Рис. 3. Динамика численности населения Княгининского района (тыс. чел.) Fig. 3. Dynamics of the population of Knyagininsky district (thousand people)

обязательство - отработать 10 лет в установленном соглашением хозяйстве [19; 20].

Время не стоит на месте, постоянно реализо-вываются новые государственные программы для поддержания сельскохозяйственных товаропроизводителей, но проблемы существуют и на сегодняшний день, поэтому на настоящий момент необходимо проработать вопросы совершенство-

вания земельных отношений в аграрном секторе экономики, упорядочения механизма проведения землеустроительных работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также выработки четкой политики государства в отношении сельскохозяйственной земли. Основные проблемы в проведении земельной реформы на селе показаны на рис. 4.

Проблемы / Problems

- недостаточное государственное регулирование земельных отношений / insufficient state regulation of land holdings;

- недостаточная работа органов местного самоуправления по оформлению невостребованных долей/ insufficient work of local self-government bodies on registration of non-demanded shares

I

- как следствие земельной реформы / as a consequence of land reform:

1) отток населения из сельской местности / outflow of population from rural areas;

2) ликвидировано сотни тысяч сельскохозяйственных организаций / hundreds of thousands of agricultural organizations have been liquidated;

3) неразвита, социальная инфраструктура на селе/ undeveloped social infrastructure in rural areas

1) отсутствие информации о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов / lack of information about the quantitative and qualitative state of land resources;

2) заброшенные невостребованные земельные доли / abandoned unclaimed land shares

1. Ситуация с землями сельскохозяйственного назначения показала, что необходимо создать отдельное ведомство, наделенное полномочиями по изучению, направлению и воплощению вопросов рационального использования земель сельскохозяйственного назначения / The situation with agricultural land has shown that it is necessary to create a separate Agency with the authority to study, direct and implement issues of rational use of agricultural land

Рис. 4. Проблемы проведения земельной реформы Fig. 4. Problems of land reform

Внимательно изучив выделенные проблемы можно сделать выводы, что только необходимое государственное регулирование земельных отношений даст устойчивые результаты.

В целях решения проблем, возникших при проведении земельной реформы считаем целесообразным:

- упростить процедуру выдела земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных долей для органов местного самоуправления, минуя процедуру согласования границ земельных участков, ввиду того, что накопилось очень много невостребованных долей, которые сосредоточены у органов местного самоуправления, но процесс выделения земельных участков на общих основаниях является очень затратным как по време-

ни, так и в финансовом плане. Кто имел намерение выделить свои земельные участки, тот это сделал, но остается актуальной проблема отыскать на карте и на местности свободные для выдела на местности земельные участки;

- создать специализированное ведомство, наделенное полномочиями исследованию земельного ресурса, в том числе по оценке состояния земли;

- наполнить базу Единого государственного реестра недвижимости актуальными данными о картографической основе каждого земельного участка, чтобы государство обладало полноценной информацией о качестве и количестве земли, но всего этого претворить в жизнь невозможно без полной инвентаризации земли, что и необходимо провести в первоочередном порядке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Burlankov S. P., AnanevM. A., Sedova N. V., Ananeva O. M., Burlankov P. S. Forecasting the parameters of the food market: a case study of its problem sectors // International Journal of Civil Engineering and Technology.

2018. Т. 9. № 8. С. 1674-1680.

2. Chernegov N. Yu., Tatochenko A. L., Tatochenko I. M. Economic aspects of technological modernization of the grain subcomplex of the aic as the most important raw materials for the domestic food industry // Modern Science.

2019. № 3. С. 41-48.

3. Хлыстун В. Н. Состояние и тенденции развития земельных отношений в сельском хозяйстве России // Аналитический вестник. № 37 (480) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www .council .gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25937

4. Комов Н. В. Роль земельных ресурсов в устойчивом развитии России // Экономика и экология территориальных образований. № 4. 2015. С. 7-13.

5. Мелосердов В. В. Земельные отношения: необходимость смены курса // Наш Современник. 2001. № 1. С. 210-214.

6. Дугина Т. А. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России // Российское предпринимательство. 2014. № 2 (248). С. 78-85.

7. Буздалов И. Н. Земельные отношения: тернистый путь реформирования // Экономическая наука современной России. № 3 (58). 2012. С. 99-116.

8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

9. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.03.2019 № 304-КГ18-22555 по делу № А70-13041/2017.

10. Маршрут через ферму - призрак // Еженедельная областная газета «Земля Нижегородская». № 16 (1472). 26.04.2019 г.

11. Закшевский В. Г. Финансовые аспекты развития земельных отношений в сельском хозяйстве : монография. Воронеж : ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2016. 244 с.

12. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

13. Левитская И. А., Александрова М. В., Аничкина О. А. Направления совершенствования системы управления и экономического развития предприятий зернопродуктового комплекса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41). С. 764-768.

14. Определение ВС РФ от 08.06.2017 г. № 310-КГ 16 - 21437.

15. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2019).

16. Население субъектов Российской Федерации / Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_субъектов_Российской_ Феде-рации#cite_note

17. Яни А. В., Азизов В. А. Перспективы институциональных преобразований в аграрном секторе России // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2017. С. 1189-1190.

18. Постановление от 28 марта 2002 года № 588 «Об утверждении Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года».

19. Закон Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области»

20. Материалы официального сайта администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admknyaginino.ru/1-yanvarya-2019-goda-vstupil-v-silu-zakon-nizhegorodskoj-oblasti-ot-26-dekabrya-2018-g-n-158-z-o-merakh-po-razvitiyu-kadrovogo-potenciala-selskokhozyaj stvennogo-proizvodstva-nizhegorodskoj -oblasti/

21. Голышев М. Е. Проблемы и перспективы использования земель сельскохозяйственного назначения // Издательство НГИЭИ, 2009.

Дата поступления статьи в редакцию 12.09.2019, принята к публикации 14.10.2019.

Информация об авторе: Шамин Анатолий Евгеньевич, д.э.н., профессор

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: ngiei-126@mail.ru Spin-код: 4772-3987

Сергеева Лариса Викторовна, аспирант

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино,

ул. Октябрьская, 22а

E-mail: sergeevalv2308@yandex.ru

Заявленный вклад авторов: Шамин Анатолий Евгеньевич: формулирование основной концепции исследования, проведение критического анализа материалов и формирование выводов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сергеева Лариса Викторовна: проведение анализа и подготовка первоначальных выводов, подготовка первоначального варианта текста.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Burlankov S. P., Ananev M. A., Sedova N. V., Ananeva O. M., Burlankov P. S. Forecasting the parameters of the food market: a case study of its problem sectors, International Journal of Civil Engineering and Technology, 2018, Vol. 9, No. 8, pp. 1674-1680.

2. Chernegov N. Yu., Tatochenko A. L., Tatochenko I. M. Economic aspects of technological modernization of the grain subcomplex of the aic as the most important raw materials for the domestic food industry, Modern Science. 2019, No. 3, pp. 41-48.

3. Hlystun V. N. Sostoyanie i tendencii razvitiya zemel'nyh otnoshenij v sel'skom hozyajstve Rossii [State and tendencies of development of land relations in agriculture of Russia], Analiticheskij vestnik [Analytical Bulletin], No. 37 (480) [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/ 25937

4. Komov N. V. Rol' zemel'nyh resursov v ustojchivom razvitii Rossii [The role of land resources in sustainable development of Russia], Ekonomika i ekologiya territorial'nyh obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], No. 4. 2015. pp. 7-13.

5. Meloserdov V. V. Zemel'nye otnosheniya: neobhodimost' smeny kursa [Land relations: the need to change course], Nash Sovremennik [Our Contemporar], 2001. No. 1. pp. 210-214.

6. Dugina T. A. Razvitie zemel'nyh otnoshenij v sel'skom hozyajstve Rossii [Development of land relations in agriculture of Russia], Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2014. No. 2 (248). pp. 78-85.

7. Buzdalov I. N. Zemel'nye otnosheniya: ternistyj put' reformirovaniya [Land relations: the thorny path of reform], Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii [Economic science of modern Russia], No. 3 (58). 2012. pp. 99-116.

8. Federal'nyj zakon ot 24.07.2002 No. 101-FZ (red. ot 06.06.2019) «Ob oborote zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya» [Federal law № 101-FZ of 24.07.2002 (ed. of 06.06.2019) «On turnover of agricultural land»].

9. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ekonomicheskim sporam Verhovnogo Suda RF [Definition of Judicial Board on economic disputes of the Supreme Court of the Russian Federation],19.03.2019 No. 304-KG18-22555 po delu No. A70-13041/2017.

10. Marshrut cherez fermu - prizrak [Route through the farm-Ghost], Ezhenedel'naya oblastnaya gazeta «Zem-lya Nizhegorodskaya» [Weekly regional newspaper «Land of Nizhny Novgorod»], No. 16 (1472). 26.04.2019 g.

11. Zakshevskij V. G. Finansovye aspekty razvitiya zemel'nyh otnoshenij v sel'skom hozyajstve [Financial aspects of the development of land relations in agriculture], monografiya. Voronezh : FGBNU NIIEOAPK CCHR Ros-sii, 2016. 244 p.

12. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 No. 218-FZ «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» [Federal law № 218-FZ of 13.07.2015 «On state registration of real estate»].

13 Levitskaya I. A., Aleksandrova M. V., Anichkina O. A. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy uprav-leniya i ekonomicheskogo razvitiya predpriyatij zernoproduktovogo kompleksa [Directions of improvement of the management system and economic development of enterprises of grain production complex], Ekonomika i predprini-matel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2013, No. 12-2 (41), pp. 764-768.

14. Opredelenie VS RF ot 08.06.2017 g. No. 310-KG 16 - 21437.

15. Kodeks Rossijskoj Federacii «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Code of the Russian Federation «On administrative offences»], 30.12.2001 No. 195-FZ (red. ot 03.07.2019).

16. Naselenie sub"ektov Rossijskoj Federacii [Population of subjects of the Russian Federation], Material iz Vi-kipedii - svobodnoj enciklopedii [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Nasele-nie_sub"ektov_Rossij skoj_ Federacii#cite_note

17. Yani A. V., Azizov V. A. Perspektivy institucional'nyh preobrazovanij v agrarnom sektore Rossii [Prospects of institutional transformations in the agricultural sector of Russia], Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo kompleksa [Scientific support of the agro-industrial complex], 2017. pp. 1189-1190.

18. Postanovlenie ot 28 marta 2002 goda No. 588 «Ob utverzhdenii Programmy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Nizhegorodskoj oblasti do 2005 goda» [Resolution № 588 of 28 March 2002 «On approval Of the programme for the development of the agro-industrial complex of the Nizhny Novgorod region until 2005»].

19. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 26 dekabrya 2018 g. No. 158-Z «O merah po razvitiyu kadrovogo potenciala sel'skohozyajstvennogo proizvodstva Nizhegorodskoj oblasti» [The law of the Nizhny Novgorod region dated December 26, 2018 No. 158-Z «On measures for the development of human resources of agricultural production of the Nizhny Novgorod region»].

20. Materialy oficial'nogo sajta administracii Knyagininskogo municipal'nogo rajona Nizhegorodskoj oblasti [Materials of the official website of the administration of Knyagininsky municipal district of Nizhny Novgorod region] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://admknyaginino.ru/1-yanvarya-2019-goda-vstupil-v-silu-zakon-nizhegorodskoj -oblasti-ot-26-dekabrya-2018-g-n- 158-z-o-merakh-po-razvitiyu-kadrovogo-potenciala-selskokhozyaj stvennogo-proizvodstva-nizhegorodskoj -oblasti/

21. Golyshev M. E. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya // Iz-datel'stvo NGIEI, 2009.

Submitted 12.09.2019; revised 14.10.2019.

About the author: Anatoly E. Shamin, Dr. Sci. (Economics), professor

Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: ngiei-126@mail.ru Spin-code: 4772-3987

Sergeeva Larisa Viktorovna, the post-graduate student

Address: Nizhny Novgorod state engineering-economics university, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a

E-mail: sergeevalv2308@yandex.ru Contribution of the authors:

Anatoly E. Shamin: developed the theoretical framework, critical analysis of materials; formulated conclusions. Sergeeva Larisa Viktorovna: analysis and preparation of the initial ideas, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.