Научная статья на тему 'Вопросы реализации принципа равного избирательного права'

Вопросы реализации принципа равного избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1051
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП РАВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РФ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таровик С. С.

Статья посвящена проблемам реализации избирательных прав российских граждан. Автор затрагивает лишь их некоторые аспекты, в частности вопросы реализации принципа равного избирательного права. Тема статьи актуальна, потому что наше общество постоянно сталкивается с данными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of Russian citizens' electoral rights realization. The author touches upon only some aspects, in particular, questions of realization of the equality suffrage principle. The theme of the article is relevant because our society is continually facing these issues.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации принципа равного избирательного права»

С. С. Таровик

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО

ПРАВА

Работа представлена кафедрой государственного и международного права Северо-Западной академии государственной службы.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, кандидат технических наук,

профессор В. А. Овчинников

Статья посвящена проблемам реализации избирательных прав российских граждан. Автор затрагивает лишь их некоторые аспекты, в частности вопросы реализации принципа равного избирательного права. Тема статьи актуальна, потому что наше общество постоянно сталкивается с данными проблемами.

Ключевые слова: принцип, избирательное право, равенство, реализация, права, Россия.

The article is devoted to the issues of Russian citizens’ electoral rights realization. The author touches upon only some aspects, in particular, questions of realization of the equality suffrage principle. The theme of the article is relevant because our society is continually facing these issues.

Key words: principle, suffrage, equality, realization, rights, Russia.

Реализация принципа равенства в сфере избирательного права РФ основана на ст. 6, ч. 1-2; ст. 13, ч. 4; ст. 19 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.1, Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ст. 3, п. 1-2; ст. 5, п. 1)2, Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966 г. (ст. 25, п. «Ь»)3. Здесь необходимо уточнить, что Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. не содержит отдельной главы, регламентирующей принципы ее избирательной системы. Однако этот пробел частично восполнен положениями ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., установившими, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»4. Таким образом, можно считать принцип равного избирательного права отражением одной из главных основ российской демократической избирательной системы.

Здесь необходимо уточить, что в избирательном законодательстве РФ под равным активным избирательным правом принято понимать:

• наделение каждого избирателя равным количеством голосов с остальными избирателями;

• наличие равного «веса», т. е. юридической значимости каждого голоса в смысле его отражения в результатах проведения выборов;

• равенство правовых условий для реализации субъективного избирательного права на всех этапах избирательного процесса5 .

Условие равного количества голосов в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня

2002 г. № 67-ФЗ6 (ст. 5, п. 2) предполагает, что все избиратели имеют одинаковое количество голосов. Исходя из обозначенных правил в Федеральном законе РФ «Об ос-

новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в ходе избирательного процесса каждый избиратель обладает определенным количеством голосов, которое зависит от вида избирательной системы, применяемой в процессе выборов в какой-либо орган государственной власти или орган местного самоуправления. Таким образом, возможны варианты:

• выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе, т. е. каждому вопросу соответствует один голос избирателя (Федеральный Конституционный закон РФ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ; ст. 70, п. 2-3; ст. 74, п. 6-9)7;

• выборы проводятся по мажоритарнопропорциональной избирательной системе, т. е. каждый избиратель обладает чаще двумя голосами (Областной закон Ленинградской области «О выборах депутатов законодательного собрания Ленинградской области» от 01 августа 2006 г. № 77-оз; ст. 3, п. 3; ст. 39, 43-44)8;

• выборы проводятся в одномандатном избирательном округе по мажоритарной избирательной системе, т. е. каждому избирателю предоставляется для голосования один голос (Федеральный Закон РФ «О выборах президента РФ» от 10 января

2003 г. № 19-ФЗ)9;

• выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, т. е. каждый избиратель обычно получает количество голосов в зависимости от количества мандатов в конкретном округе (Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муни-ципальных советов в Санкт-Петербурге» от 19 декабря 2003 г. № 734-110; ст. 6; ст. 52; ст. 58, п. 4)10.

Обозначенное условие равного веса каждого голоса в ст. 18, п. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ закрепляет примерное равенство одномандатных округов по количеству избирателей либо примерное равенство ко-

личества избирателей по отношению к одному депутатскому мандату в многомандатных избирательных округах11 . Целью этого регулирования является получение точных результатов голосования. В качестве оснований для отклонения от средней нормы представительства Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установил в ст. 18, п. 4, п.п. «а»,«б»: труднодоступность, отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов на определенной местности12. Здесь будет уместно уточнить, что «спорным является не принцип равенства, а скорее его безоговорочное применение, точнее говоря, допустимость ограничения»13. Таким образом, допустимым отступлением от принципа равного избирательного права является закрепление в полном объеме прав коренных малочисленных народов на представительство в законодательных органах государственной власти, а также местного самоуправления. Однако невозможно не согласиться с выводом Г. Н. Комковой о том, что «квотирование мест в парламенте для определенных групп граждан (коренные малочисленные народы, женщины и др.), при определенных условиях, может оказать благоприятное воздействие на систему народного представительства, но это всегда будет отступлением от принципа равенства избирательных прав граждан»14. Однако, согласно Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, все-таки возможны серьезные отклонения от приблизительного равенства округов: эти требования не соблюдаются в ст. 18 об обязательном образовании не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ на выборах депутатов Государственной Думы РФ, в том числе и избирательного округа, имеющего количество избирателей меньше еди-

ной нормы представительства в округе15. Также отступление от принципа равного избирательного права предусмотрено в ст. 18, п. 6 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ16 и в отношении выборов в одну из палат законодательного органа субъекта РФ, по результатам которых по региональному законодатель -ству возможно представительство от административно-территориальных единиц или муниципальных образований в одной из палат представительного органа субъекта РФ. Отступление от принципа равного избирательного права было допущено также в региональном законодательстве, несмотря на прямой конституционный запрет (ст. 55, ч. 2, 3)17.

Соблюдение принципа равенства можно восстановить в ходе судопроизводства в Конституционном суде РФ в виде правовой позиции Конституционного суда РФ. Несмотря на указанные отступления от принципа равного избирательного права, этот принцип последовательно отражен в ст. 4; ст. 17, п. 2, ст. 17, п. 4, п. 10; ст. 18, п. 4, п.п. «в»; ст. 4; 32; 39; 40 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, регламентирующих процессуальный порядок реализации избирательных прав граждан РФ18. Однако в указанных законом ог-раничениях пассивного избирательного права невозможно усматривать нарушение принципа равного избирательного права, поскольку именно эти ограничения, установленные в равной мере для всех кандидатов, представляют собой способ осуществления равноправия в отношении всех кандидатов.

В заключение нужно отметить, что принцип равенства выборов невозможно реализовать в полном объеме (поскольку равенство выборов является не только принципом, но и правом, которое возмож-

45 1

но ограничить в определенных случаях). ления от рассматриваемого принципа.

Также принципы всеобщности, свободы и Однако в целях реализации этого принци-

равенства взаимно ограничивают друг дру- па необходимо его конституционное закреп-

га, поэтому являются допустимыми отступ- ление в рамках отдельной статьи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237. С. 5-10.

2 Российская газета. 2002. 15 июня. № 106. С. 7.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291. С. 21.

4 Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237. С. 9.

5 Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Юридический центр пресс, 2003. С. 80.

6 Российская газета. 2002. 15 июня. № 106. С. 7.

7 Российская газета. 2004. 30 июня. № 137-д. С. 4.

8 Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2006. 30 октября. Вып. 15. С.11.

9 Российская газета. 2003. 16 января. № 6. С. 3.

10 Вестник Законодательного Собрания СПб. 2004. 19 февраля. № 2. С. 5.

11 Российская газета. 2002. 15 июня. № 106. С. 20.

12 Там же.

13 Топорнин Б. Н. Государственное право Германии. Т. 1. С. 136.

14 Комкова Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в

РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.

15 Российская газета. 2002 от 15 июня. № 106. С. 20.

16 Там же.

17 Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237. С. 20.

18 Российская газета. 2002. 15 июня. № 106. С. 3-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.