Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕЙТИНГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕЙТИНГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивая демократия / открытое правительство / место Республики Узбекистан в международных рейтингах / возможности участия в организации «OGP». / stable democracy / open government / the place of the Republic of Uzbekistan in the international ranking / the opportunity to participate in the OGP organization.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарипова, Зебинисо

Представленная статья является продолжением ранее опубликованных статей автора, исследующих проблематику развития модели устойчивой демократии, взаимовлиянию внешних и внутренних факторов, способствующих развитию политической культуры гражданского типа. В этой статье автор нацелен изучить проблему продвижения устойчивой модели демократии и возможности развития механизмов эффективного государственного управления в Узбекистане во взаимодействии с международными рейтинговыми агентствами и организацией «Open government partnership».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPING A SUSTAINABLE MODEL OF DEMOCRACY IN UZBEKISTAN IN INTERACTION WITH INTERNATIONAL RATING ORGANIZATIONS

The aim of this article is to study the problems of promoting sustainable democracy and developing a model of effective public administration in Uzbekistan in cooperation with international rating agencies. In 2018 Uzbekistan committed to the implementation of the UN SDGs until 2030. The area of policy decision demands to indicate priorities and to develop management models, strategies and to achieve its goals of socio-economic development. There are many international ratings and indices to evaluate the level of development and archiving results of a word’s countries. Our country has delivered dates in 19 international ratings. (See Appendix 1 and 2). Uzbekistan's ranking place in 2022 show that reforms in the country need to be continued. As in many Asian states, in our country big efforts are directed on reforms of the public administration system, in terms of improving the work of state institutions, which should improve the quality of citizens life. In this area, the task of developing a system of efficiency, accountability and the fight against corruption, which hinders the effective implementation of reforms, remains an urgent task. In order to improve our position in international rankings you can deal with international organizations that provide consulting services. We studied the experience of the Republic of Korea. This country has good results dialogue with experts from the Open Government Partnership organization. So now for our country recommendations of international ratings organization in one hand and the attention of civil society institutions on the other hand can provide a certain kind of pressure on the national government to focus on archiving better results.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕЙТИНГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ РЕЙТИНГОВЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

d https://doi.org/10.5281/zenodo.8093781

ЗАРИПОВА Зебинисо

PhD, ТГУВ

АННОТАЦИЯ

Представленная статья является продолжением ранее опубликованных статей автора, исследующих проблематику развития модели устойчивой демократии, взаимовлиянию внешних и внутренних факторов, способствующих развитию политической культуры гражданского типа. В этой статье автор нацелен изучить проблему продвижения устойчивой модели демократии и возможности развития механизмов эффективного государственного управления в Узбекистане во взаимодействии с международными рейтинговыми агентствами и организацией «Open government partnership».

Ключевые слова: устойчивая демократия, открытое правительство, место Республики Узбекистан в международных рейтингах, возможности участия в организации «OGP».

АННОТАЦИЯ

Такдим этилаётган мацола муаллифнинг олдин нашр этилган илмий изланишлари давоми саналиб, барцарор демократия модели ривожланиш мувзусига багишланган. Сиёсий тизим ва фукаролик маданиятни равожланиш жараёнларда ички ва ташци омилларини узаро богликлиги ва таъсири урганилган булиб, Узбекистонда барцарор демократик моделини рагбатлантиришнинг муаммолари ва самарали давлат бошцарув механизмларини яратишда мамлакат институтлари, халцаро рейтинг агентлиглари билан узаро хамкорлиги ва "OGP" ташкилоти билан диалог урнатиш имконитятини тадцик цилишга харакат цилинган.

Калит сузлар: барцарор демократия, очиц хукумат, халцаро рейтингларда Узбекистон Республикасининг урни, "OGP" ташкилотида иштирок этиш имкониялари

ABSTRACT

The aim of this article is to study the problems of promoting sustainable democracy and developing a model of effective public administration in Uzbekistan in cooperation with international rating agencies.

In 2018 Uzbekistan committed to the implementation of the UN SDGs until 2030. The area of policy decision demands to indicate priorities and to develop management models, strategies and to achieve its goals of socio-economic development.

There are many international ratings and indices to evaluate the level of development and archiving results of a word S countries. Our country has delivered dates in 19 international ratings. (See Appendix 1 and 2). Uzbekistan's ranking place in 2022 show that reforms in the country need to be continued.

As in many Asian states, in our country big efforts are directed on reforms of the public administration system, in terms of improving the work of state institutions, which should improve the quality of citizens life. In this area, the task of developing a system of efficiency, accountability and the fight against corruption, which hinders the effective implementation of reforms, remains an urgent task.

In order to improve our position in international rankings you can deal with international organizations that provide consulting services.

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

We studied the experience of the Republic of Korea. This country has good results dialogue with experts from the Open Government Partnership organization.

So now for our country recommendations of international ratings organization in one hand and the attention of civil society institutions on the other hand can provide a certain kind of pressure on the national government to focus on archiving better results.

Key words: stable democracy, open government, the place of the Republic of Uzbekistan in the international ranking, the opportunity to participate in the OGP organization.

ВВЕДЕНИЕ

Параметр устойчивости является целевым в целом в глобальном масштабе, так как большинство стран ООН приняли за основу своего развития до 2030г. программу ЦУР1. Наша страна также взяла на себя обязательства по исполнению этих целей с 2018г.

Понятие «устойчивость» в приложении к общественному развитию, то есть

устойчивость общества (Sustainable Society), имеет три базовых компонента: экономический, социальный, экологический.

Очевидным обстоятельством является то, что для исполнения этих целей востребованной является область политики, так как именно она вырабатывает стратегии и определяет приоритеты. В политическом измерении проблемой сегодняшнего дня всё также остаётся развитие устойчивой модели демократии, где под устойчивостью нужно понимать работающую систему сдержек и противовесов, обеспечение политических свобод, достижение эффективности и прозрачности управления, реальное участие гражданского общества в формировании повестки дня. Именно устойчивые демократические механизмы способны обеспечить приоритет прав и достоинства человека, когда изменения к лучшему должен почувствовать каждый, именно это декларируется в программе ЦУР ООН.

Вопрос развития устойчивого общества и устойчивой модели демократии -это взаимосвязанные, взаимоопределяющие вопросы. Экономическая литература показывает не только то, что демократические страны медленно, но верно растут в долгосрочной перспективе, но и то, что демократизация является именно причиной

1 https ://www.un. org/sustainabledevelopment/ru/sustainable -development-goals

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

роста, а не следствием2. Здесь важно, что в устойчивых демократиях или странах, которые стремятся быть таковыми, бенефициаром не будет только узкий круг олигархов, получающий больше возможностей для развития3.

Как видно на практике, достижение устойчивости - вопрос трудный и требует взаимодействия институтов национального уровня с международными. Как отмечал А. Пшеворский: «Любая демократизация является интернационализацией, стремление открыто воспринимать импульсы и развиваться в ориентации на мировые достижения»4. С. Хантингтон так же связывал развитие процессов демократизации внутри страны с тенденциями, которые происходят в международной среде, указывал на «волны демократизации», которые увеличивали число демократизирующихся стран. Он также отмечал, что процесс демократизации приобретает синусоидный характер, исходя из чего рассматривается возможность реверсивного движения т.е. «обратной волны»5. По оценкам глобального доклада о демократии организации BTI в мире наблюдается рост авторитаризма и отхода от демократии, т.е. наблюдается обратная волна.

Для определения устойчивости развития той или иной страны на глобальном уровне работает система международных рейтингов. Узбекистан является частью международной политической, экономической, правовой системы и представлен в 19 международных рейтингах6. (см. Приложение 1 и 2) Показатели Узбекистана на 2022 г. в международных рейтингах показывают, что реформы в стране нужно продолжать.

Как и во многих государствах Азии в нашей стране акцент в реформах политической системы делается на реформирование системы государственного управления, совершенствование работы государственных институтов, которые должны повысить качество жизни граждан. Известно также, что многие международные организации в оценке качества функций государственных институтов основываются на методике ООН «Good governance», которая имеет 8 характеристик: 1) Participatory (баланс участников политического процесса, в том числе и гендерный), 2) Consensus oriented (ориентация на консенсус), 3) Accountable (подотчетность), 4) Transparent (прозрачность), 5) Responsive (ответственность), 6) Effective (эффективность), 7) Equitable (справедливость), 8) Inclusive (без дискриминаций). Хорошее управление должно быть основано на верховенстве закона7.8.

Важным выводом многих исследований в области развития является мысль о том, что «источником бедности на самом деле является не нехватка человеческих ресурсов, природных ресурсов, физического капитала. На самом деле причина в плохом управлении и коррупции. Коррупция является глубоко укоренившимся препятствием на пути развития, которое нужно преодолеть для превращение бедных стран в богатые. Коррупция определяется природой институтов»9 Она препятствует экономическому росту, создаёт экономические потери, препятствует инновациям и увеличивает бедность с точки зрения доходов, доступа к общественным услугам, включая здравоохранение, водоснабжение, образование и доступ к ресурсам. Факты показывают, что

2 Хошимов Б. Демократизация — причина экономического роста. https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/29/democratization/

3Эксперты ВБ считают, что в Узбекистане высок риск формирования олигархии https://kun.uz/ru/news/2022/05/27

4 Пшеворский А. Переходы к демократии. http://read.virmk.ru

5 Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века. М.: РОССПЭН. 368 с.

6 https://www.uzdaily.uz/ru/post/68295

7 What is good governance? https://www.unescap.org

8Учет основных параметров "«Good governance»" предусматривается МВФ, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития, которые продвигают принципы надлежащего государственного управления, и ориентируются на них в предоставлении кредитов на развитие той или иной стране.

9 Ending Institutional Corruption | Francis Fukuyama keynotehttps://www.youtube.com/watch?v=Ch6HOxPP4gc

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

коррупция непропорционально затрагивает женщин, бедных и уязвимые группы населения. Коррупция остается проблемой на всех уровнях развития10.

Для многих реформирующихся стран, в том числе и для Узбекистана, остаётся актуальной задача развития системы управления и борьбы с коррупцией, которая препятствует эффективному осуществлению реформ. В Республике Узбекистан, на самом деле, многое сделано для развития системы эффективного и ответственного управления. Принято много законов, ведётся работа по осуществлению стратегии «Новый Узбекистан». Страна открыта к сотрудничеству с международными институтами. Всё же анализ показателей и индикаторов международных рейтингов и индексов, оценивающих управление и уровень сдерживания коррупции, говорит о том, что нужны большие перемены.

Для того, чтобы улучшить позиции нашей в международных рейтингах и решать проблемы неэффективного управления можно обратиться к международным организациям, которые оказывают в том числе и консалтинговые услуги.

По нашему мнению одной из возможностей получения доступа к международному консалтингу по вопросам в области стратегического управления может быть восстановление возможности взаимодействия нашей страны с относительно новой платформой международного уровня международной организацией «Open Government Partnership». Она официально учреждена в 2011г. с целью утверждения идеалов открытого государства: развития административного профессионализма, открытого гражданскому контролю11. К настоящему времени организация объединяет 77 стран12.

В Open Government Partnership правительства и гражданское общество совместно разрабатывают двухлетние планы действий с конкретными шагами - обязательствами по широкому кругу вопросов. Эта модель позволяет организациям гражданского общества помогать формировать и контролировать правительства.

Чтобы присоединиться к организации члены должны соответствовать критериям приемлемости, определить ведущее министерство, которое должно взять на себя обязательство по созданию планов, содержащих конкретные реформы - в консультации с гражданским обществом. Члены организации должны принять Декларацию открытого правительства13, где определяется приверженность к повышению доступности информации о деятельности правительства, поддержка гражданского участия, внедрение самых высоких стандартов профессиональной честности во всех администрациях, расширение доступа к новым технологиям для обеспечения открытости и подотчетности. «Мы признаём, что открытое правительство - это процесс, который требует постоянной и устойчивой приверженности. Мы обязуемся публично сообщать о действиях, предпринятых для реализации этих принципов, консультироваться с общественностью по вопросам их реализации и обновлять наши обязательства в свете новых задач и возможностей»14. Основными критериями приемлемости страны для участия является оценка эффективности стран в четырех важнейших областях открытого правительства: финансовая прозрачность, доступ к информации, раскрытие информации об активах и вовлечение граждан15.

В 2018г. Узбекистан рассматривал возможность вступления в данную организацию. СМИ опубликовали сообщение: "Правительство Узбекистана готовит предложения по вступлению страны в международное партнерство открытых правительств (Open Government

10 Sustainable development goal 16: focus on public institutions. World public sector report 2019. https://publicadministration.un.org

11 В создании организации участвовали 8 стран: США, Великобритания, Бразилия, Норвегия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР.

12 https://www. opengovpartnership.org/

13 https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/open-government-declaration

14 Там же https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/open-government-declaration

15 https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/eligibility-criteria/

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

Partnership), следует из проекта указа президента страны Шавката Мирзиёева. Проект опубликован на портале системы оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ) для общественного обсуждения. Разработчиком постановления является Министерство юстиции Узбекистана16. Прошло пять лет, и мы изучили открытые источники информации, сайты ответственных министерств, но не нашли для исследования данного вопроса достаточного аналитического материала, свидетельствующего о том, как работает Узбекистан над критериями для вступления в данную организацию и на каком этапе находится эта работа. На сайте организации нашей страны нет в списке стран кандидатов, отвечающих требованиям организации17.

Нам было интересно изучить опыт стран, которые вступили в эту организацию, например, опыт Республики Корея18, которая на сегодняшний день показывает значительный прогресс в развитии модели устойчивого социального, экономического развития и устойчивой демократии. Опыт этой страны показывает, что открытость и диалог правительств, гражданского общества, международных экспертов может ускорить процессы реформ и сделать их прозрачными и эффективными. В последнее время благодаря поиску эффективных технологий управления Республика Корея преодолевает эффект усталости от реформ, эффект ожидания результатов и продолжает работать над эффектом сопротивления демократическим изменениям. Причинами эффекта усталости, как отмечалось экспертами, было то, что: «Инновации увеличивали объем работы, встречи, собрания, семинары и другая деятельность по поводу инноваций рассматривались как излишнее, ощущалась чрезмерность в организации соревновательного климата, инновационные задачи воспринимались как не соотносящиеся с реальной политикой, инновации были отделены от каждодневной работы, наблюдалась сложность в оценки процессов изменений, результатом анализа этих эффектов явилось то, что инновационный менеджмент был реорганизован в поддерживающий, автономный, и консультативный. Правительство проводило оценку неудачных решений и результатов и организовывало специальный процесс в виде семинаров, совещаний с участием президента по обсуждению этих неудач. Каждый момент обсуждался детально, т.к. на осуществление проектов были потрачены деньги налогоплательщиков. Эффект ожидания. Важным аспектом имплементации инновационных идей в управлении является также временной фактор. В Корее население ожидало быстрых результатов от проведенных проектов. Задачей правительства было определено, что важно проводить разъяснительную работу, т.к. некоторые проекты требовали определенного времени. Управленцы пришли к выводу, что доверие граждан будет тогда, когда правительство будет отчитываться даже по

"19

промежуточным результатам

Эффект сопротивления изменениям проявляется в коррупции, которую в понимают как преступную связь политиков, бизнесменов и бюрократов20.

16 Узбекистан вступит в международное партнерство "Открытое правительство" 12:40 17.07.2018 https://uz. sputniknews.ru/economy/20180717/8900014/otkrvtoe -pravitelstvo. html

17 https://ru.wikipedia.org

18 https://www.opengovpartnership.org/wp-conten^uploads/2018/09/South-Korea_Action-Plan_2018-2020.pdf

19 FIFTH MEETING OF THE COMMITTEE OF EXPERTS ON PUBLIC ADMINISTRATION United Nations, New York 27-31 March 2006 https://publicadministration.un.org/publications/.../2006%20.

20 Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). https://voxukraine.org/ru/koreva-prichinv-grandioznogo-rosta/

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

Сегодня Республика Корея преодолевает эти трудности и выходит на высокие

результаты. Важным моментом в этой связи является открытость для обсуждения действий

национального правительства на международном уровне в структуре «OGP» с 2011г. Южная

Корея представляет в этом плане пример работы над стереотипами восточно-азиатских

обществ «не потерять лицо». Правительство открыто для диалога и критики. В атласе BTI

можно проследить прогресс показателей Республики Корея в развитии устойчивой 21

демократии21.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях проявляются эффекты сжатия времени и пространства. События, которые происходят в мире имеют высокую динамику, чему способствует глобализация, которая служит быстрому распространению технологий в том числе политических. Эффекты глобализации, информатизации требуют, конечно же, продуманных, эффективных, но в то же времени оперативных решений в соответствии с развитием внутренней и международной политической среды. Во многих странах отход от демократии в сторону авторитаризма вызывает эффект радикализации протестных движений.

Эффекты, которые указаны выше, также актуальны и для нашей страны. Взаимодействие с международными рейтинговыми платформами приносит ощутимые результаты и является стимулом к продвижению комплексного подхода к достижению более высокого уровня социально-экономического развития определенными обязательствами ЦУР ООН до 2030г. Участие в рейтинговых платформах и международных организациях создают конкурентную среду, их рекомендации и анализ показателей создаёт определенного рода давление на правительство, а внимание гражданского общества способствует нацеленности на результат.

Диалог и участие нашей страны в организации «OGP», участие в диалоге с международными экспертами поднимет имидж нашего государства даст возможность принятию всесторонне продуманных управленческих решений.

Важным измерением эффекта ожидания в Узбекистане является восприятие молодёжи, т.к. эта социальная группа наиболее мобильна и чутко реагирует на глобальный контент, именно они и изучают рейтинги. Они считают, что нужны эффективные прогрессивные изменения. И именно это должно быть стимулом развивать устойчивую демократию.

На сегодняшнем этапе реформ остаётся востребованным всесторонний анализ усилий Узбекистана по продвижению устойчивой модели развития как со стороны государственных структур, так и со стороны независимых аналитических центров.

Приложение 1. Место Узбекистана в рейтингах, отражающих уровень

Уп равления социальной с( >ерой

№ Название индекса Главные характеристики показателей Место Республики Узбекистан

1 Индекс устойчивого развития (Sustainable development Index)2022 Имеется ввиду, как осуществляется достижение 17 целей по осуществлению программы ЦУР ООН до 2030г. Узбекистан занимает 77 место из 163 22 стран22

2 Индекс человеческого развития (Human Development Учитывает продолжительность жизни, средняя длительность обучения, объём валового Узбекистан на 101 место из 191 страны23 Объём валового

21 https://atlas.bti-project.org/l*2022*CV:CTC:SELKOR*CAT*KOR*REG:TAB 22https://dashboards.sdgindex.org/profiles/uzbekistan 23 https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

Index)2022 национального продукта на душу населения национального продукта на душу населения 2021г. составлял 1.800 долл. США24.

3. Индекс социального прогресса (Social Progress Index) 2022 Комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их социального развития Узбекистан 91 место из 97 стран25 Процент бедного населения в Узбекистане на 2020г. - 12-15 %, или 4-5 миллионов 26 . По данным на апрель 2022г. в Узбекистане 2,2 млн. человек нуждаются в 27 социальной помощи27.

4. Индекс человеческого капитала (Human Capital Index) Индекс измеряет уровень развития человеческого капитала следующего поколения, который определяется как объём человеческого капитала, который родившийся в той или иной стране ребёнок может рассчитывать накопить к своему совершеннолетию. Узбекистан в 2020г. занимает 57 место из 174 стран28. В UNDP приветствуют, что в результате реформ, проведенных за последние пять лет, уровень охвата высшим образованием увеличился с 9% до 29%, количество высших учебных заведений в 2022г. увеличилось вдвое с 72 до 141.

Показатели Узбекистана в рейтингах, отражающих уровень управления

№ Название индекса Главные характеристики Место Республики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Узбекистане ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 71 год и 7 месяцев (рост на 5 лет и 2 месяца в период с 1990 по 2019 годы); средняя продолжительность обучения населения — 11 лет и 8 месяцев (рост на 2 года и 7 месяцев) и ожидаемая длительность обучения — 12 лет и 1 месяц (рост на 8 месяцев); https://uz.sputniknews.ru. ВНП на душу населения 1.800 долл. https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-гапк^

25 https://www.socialprogress.org/global-index-2022-results

26 Центр экономических исследований преобразован в Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан. https://www.cer.uz/ru/post/publication/bednost-v-uzbekistane-2

27 29.04.2022. Названо количество граждан, нуждающихся в социальной помощи. https://upl.uz

28 https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

показателей Узбекистан

1 Индексе Данный индекс отражает В 2021 году -

статистического статистический потенциал страны, Узбекистан поднялся

потенциала ее достижения и результаты на 67 место среди 154

Всемирного банка. проводимых реформ по развитию Национальной статистической системы. стран. С марта 2015 г. открыт портал открытых данных https://data.egov.uz/rus/ new.

2 Международный Оценивает охват и открытость В 2020/21г. в реестре

реестр открытых официальной статистики для Узбекистан занял 45

данных (ODI), выявления пробелов, продвижения политики открытых данных, улучшения доступа и поощрения диалога между национальными статистическими управлениями (НСУ) и пользователями данных. место. из 187 стран29.

3 Развития Оценивает готовность и В 2022г. Узбекистан

электронного возможности национальных занимает 69 место,

правительства (E- государственных структур в 190 место из 193 стран30.

Government странах в использовании (87место -2020г.)

Development Index). информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг.

4 Индекс восприятия Глобальное исследование В 2021г. Узбекистан

коррупции (Corruption и сопровождающий его рейтинг занимает 140 место -

Perceptions Index) стран мира по показателю 180 стран.

Transparency распространённости коррупции В 2021г. Узбекистан

International. в государственном секторе. занимает 140 место -180 стран31. (157место (2017г.), 158 место (2018г.), 159место (2019г.), 146 место (2020г.)

5 Индекс демократии Рейтинг стран мира по показателю В 2020г. Узбекистан -

стран мира уровня демократии. 150 место из 167 (+2

(Democracy Index) Избирательный процесс и плюрализм; деятельность правительства; политическое участие; политическая культура; гражданские свободы. позиции).

29 https://odin. opendatawatch. com/Report/countryProfileUpdated/UZB ?year=2020

30 https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index

31 https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

6. Рейтинг Свободы прессы по версии международной организации «Репортёры без границ» Позиция страны в рейтинге зависит от того, насколько свободны журналисты и СМИ в целом, и от того, какие меры принимаются властями страны для создания комфортных условий для работы прессы. В 2021 г. Узбекистан занял 157-место из 180. В рейтинге от 4 мая 2022г. Узбекистан занял 133-е место из 180 стран (+ 24 позиции) 32.

7 Индекс экономической свободы Комбинированный показатель и сопровождающий его рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира Узбекистан занял 117 место из 177 33 34 стран33.34

8 Индекс верховенства права WJP (WJP Rule of Law Index) Система оценки верховенства права охватывает восемь факторов: ограничения полномочий правительства, отсутствие коррупции, открытое правление, основные права человека, правопорядок и безопасность, правоприменительная практика, гражданское судопроизводство и уголовное судопроизводство. Узбекистан в 2021г. занял 85-е место из 139 стран (+ 14 позиций) 35.

9 Организация BTI 36 (Index transformation) Индекс направлен на выявление успешных стратегий управления в переходных демократиях. Оцениваются 137 государств. В рейтинге 2022г. Democracy Status Узбекистан занимает 102 место из 137 стран. В рейтинге Governanсе Index Узбекистан занимает 104 место из 137 37 стран37.

10 The Worldwide Governance Indicators (The World Bank) 1. Учет мнения населения и подотчётность государственных органов.2022г. Узбекистан занимает 182 место. (+12 позиций) 2. Политическая стабильность и отсутствие насилия. 2022г. Узбекистан занимает 130 место. (+

32 https://www.gazeta.uz/ru/2022/05/04/press-freedom

33 https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom

34 В разрезе соответствующих индикаторов результат за счет либерализации деятельности судебной системы, внедрения в нее информационных систем, роста добавленной стоимости, создаваемой каждым работником, улучшения индикатора свободы бизнеса, где отмечено усиление прав миноритарных инвесторов при принятии важных корпоративных решений и улучшения корпоративной прозрачности https://mineconomy.uz/ru/info/4024

35 https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/factors/2022/Uzbekistan/

36 https://atlas.bti-proj ect.org

37 https://atlas.bti-project.org/1*2022*CV:CTC:SELKOR*CAT*KOR*REG:TAB

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

19 позиций) 3. Эффективность работы правительства. 2022г. Узбекистан занял 116-е место среди 208 стран (+ 22 позиции)38. 4. Качество законодательства. По итогам 2021 года страна поднялась 144 место (+33 позиции). 5. Верховенство закона. 2022г. Узбекистан занял 78 место из 140 39 стран мира39. 6. Сдерживание коррупции. 2022г. Узбекистан занял 161 место (+15)40

REFERENCES

1. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals

2. Хошимов Б. Демократизация — причина экономического роста. https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/29/democratization/

3. Эксперты ВБ считают, что в Узбекистане высок риск формирования олигархии https://kun.uz/ru/news/2022/05/27

4. Пшеворский А. Переходы к демократии. http://read.virmk.ru

5. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века. М.: РОССПЭН. 368 с.

6. https://www.uzdaily.uz/ru/post/68295

7. What is good governance? https://www.unescap.org

8. Учет основных параметров "«Good governance»" предусматривается МВФ, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития, которые продвигают принципы надлежащего государственного управления, и ориентируются на них в предоставлении кредитов на развитие той или иной стране.

9. Ending Institutional Corruption | Francis Fukuyama keynotehttps://www.youtube.com/watch?v=Ch6HOxPP4gc

10. Sustainable development goal 16: focus on public institutions. World public sector report 2019. https://publicadministration.un.org

11. В создании организации участвовали 8 стран: США, Великобритания, Бразилия, Норвегия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР.

12. https://www.opengovpartnership.org/

13. https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/open-government-declaration

14. Там же https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/open-government-declaration

15. https://www.opengovpartnership.org/process/joining-ogp/eligibility-criteria/

16. Узбекистан вступит в международное партнерство "Открытое правительство" 12:40 17.07.2018 https://uz.sputniknews.ru/economy/20180717/8900014/otkrytoe-pravitelstvo.html

17. https://ru.wikipedia.org

18. https://www.opengovpartnership.org/wp-content/uploads/2018/09/South-Korea_Action-Plan_2018-2020.pdf

19. FIFTH MEETING OF THE COMMITTEE OF EXPERTS ON PUBLIC ADMINISTRATION United Nations, New York 27-31 March 2006 https://publicadministration.un.org/publications/.../2006%20.

38 https://www.gazeta.uz/ru/2022/10/04/wgi/

39 https://yuz.uz/ru/news/uzbekistan-vnov-uluchshil-svoi-pokazateli-v-indekse-verxovenstva-zakona

40 Индекс качества госуправления в Узбекистане улучшился, но расти есть куда https://www.gazeta.uz/ru/2022/10/04/wgi

"Turfa madaniyatlar, millat, tillarni qiyosiy-tipologik tadqiqotlar orqali anglash 2" 15-xalqaro ilmiy anjuman

3(20), March, 2023

20. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). https://voxukraine.org/ru/koreya-prichiny-grandioznogo-rosta/

21. https://atlas.bti-project.org/1*2022*CV:CTC:SELK0R*CAT*K0R*REG:TAB

22. https://dashboards.sdgindex.org/profiles/uzbekistan

23. https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index

24. В Узбекистане ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 71 год и 7 месяцев (рост на 5 лет и 2 месяца в период с 1990 по 2019 годы); средняя продолжительность обучения населения — 11 лет и 8 месяцев (рост на 2 года и 7 месяцев) и ожидаемая длительность обучения — 12 лет и 1 месяц (рост на 8 месяцев); https://uz.sputniknews.ru. ВНП на душу населения 1.800 долл. https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-ranking

25. https://www.socialprogress.org/global-index-2022-results

26. Центр экономических исследований преобразован в Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан. https://www.cer.uz/ru/post/publication/bednost-v-uzbekistane-2

27. 29.04.2022. Названо количество граждан, нуждающихся в социальной помощи. https://upl.uz

28. https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index

29. https://odin.opendatawatch.com/Report/countryProfileUpdated/UZB?year=2020

30. https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index

31. https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index

32. https://www.gazeta.uz/ru/2022/05/04/press-freedom

33. https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom

34. В разрезе соответствующих индикаторов результат за счет либерализации деятельности судебной системы, внедрения в нее информационных систем, роста добавленной стоимости, создаваемой каждым работником, улучшения индикатора свободы бизнеса, где отмечено усиление прав миноритарных инвесторов при принятии важных корпоративных решений и улучшения корпоративной прозрачности https://mineconomy.uz/ru/info/4024

35. https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/factors/2022/Uzbekistan/

36. https://atlas.bti-project.org

37. https://atlas.bti-project.org/1*2022*CV:CTC:SELK0R*CAT*K0R*REG:TAB

38. https://www.gazeta.uz/ru/2022/10/04/wgi/

39. https://yuz.uz/ru/news/uzbekistan-vnov-uluchshil-svoi-pokazateli-v-indekse-verxovenstva-zakona

40. Индекс качества госуправления в Узбекистане улучшился, но расти есть куда https://www.gazeta.uz/ru/2022/ 10/04/wgi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.