Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
творческая деятельность / литературное чтение / младшие классы / методы обучения / психология образования.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литинская Нина Анатольевна

в данной статье осуществляется анализ подходов к развитию творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения с позиций психологии. Основное внимание уделяется определению эффективных методов и техник, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, а также выявлению факторов, которые могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на этот процесс. Рассматриваются возможности интеграции различных видов искусства в процесс обучения и роль учителя в организации творческой деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литинская Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Литинская Н.А.

Литинская Нина Анатольевна - филолог, учитель начальных классов, школа № 2009, г. Москва

Аннотация: в данной статье осуществляется анализ подходов к развитию творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения с позиций психологии. Основное внимание уделяется определению эффективных методов и техник, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, а также выявлению факторов, которые могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на этот процесс. Рассматриваются возможности интеграции различных видов искусства в процесс обучения и роль учителя в организации творческой деятельности учащихся. Ключевые слова: творческая деятельность, литературное чтение, младшие классы, методы обучения, психология образования.

В современном образовательном процессе все больше внимания уделяется не только передаче учащимся определенного объема знаний, но и развитию их творческого потенциала. Это особенно актуально в работе с младшими школьниками, чьи когнитивные и творческие способности находятся в стадии активного формирования. Литературное чтение, как один из важнейших компонентов образовательного процесса в начальной школе, предоставляет уникальные возможности для развития творческих способностей детей, стимулируя их воображение, эмоциональную отзывчивость и критическое мышление.

1. Теоретические основы развития творческой деятельности в младшем школьном возрасте

Творческая деятельность является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка, и особое

значение она приобретает в младшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование когнитивных и творческих способностей. Понимание теоретических основ развития творчества в этот период позволяет более эффективно организовать образовательный процесс и создать условия для раскрытия потенциала каждого ребенка. Важной задачей в данной области является выявление факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Психологи и педагоги выделяют несколько ключевых аспектов, влияющих на развитие творчества в детском возрасте. Во-первых, это индивидуальные особенности ребенка, включая его мотивацию, интересы и способности. Во-вторых, важную роль играет образовательная среда, в которой ребенок находится, включая отношения с учителями и сверстниками, а также доступность образовательных ресурсов. В-третьих, значимым фактором является стиль преподавания и методы обучения, применяемые учителем.

Одной из эффективных стратегий развития творческой деятельности учащихся младших классов является интеграция различных видов искусства в образовательный процесс. Это может быть реализовано через включение элементов музыки, живописи, театра и других видов искусства в уроки литературного чтения. Такой подход не только способствует развитию творческих способностей детей, но и обогащает их культурный опыт, способствуя формированию гармоничной и развитой личности.

Особую роль в процессе развития творческой деятельности играет учитель. Его задача — не просто передавать знания, но и создавать условия для самореализации каждого ребенка, поддерживать и стимулировать его творческие инициативы. Для этого учитель должен обладать необходимыми компетенциями, включая знание современных методик и технологий обучения, умение организовывать творческую деятельность учащихся и поддерживать их мотивацию к обучению.

2. Инновационные подходы к развитию творческой деятельности на уроках литературного чтения

Применение инновационных подходов к обучению играет важную роль в развитии творческой

деятельности учащихся младших классов, особенно на уроках литературного чтения. Эти подходы позволяют выйти за рамки традиционного образования и создать обучающую среду, стимулирующую творческое мышление и самовыражение детей. Современные методики и технологии обучения предоставляют учителям широкие возможности для внедрения инновационных практик в процесс обучения.

Одним из таких подходов является проектная деятельность, которая предполагает вовлечение учащихся в разработку и реализацию собственных проектов на основе прочитанных произведений. Это позволяет детям не только глубже понять смысл текста, но и проявить свои творческие способности, научиться работать в команде и принимать самостоятельные решения. Учитель, в свою очередь, выступает в роли наставника и консультанта, предоставляя необходимую поддержку и руководство.

Другим инновационным подходом является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках литературного чтения. Это может включать в себя создание презентаций, аудио -и видеоматериалов, а также использование интерактивных обучающих платформ и приложений. Применение ИКТ способствует повышению мотивации учащихся, делает процесс обучения более наглядным и интересным, а также предоставляет возможности для индивидуализации обучения и оценки достижений каждого ребенка.

3. Управление рисками при внедрении инновационных подходов

В процессе внедрения инновационных подходов в образовательный процесс неизбежно возникают различные риски, которые могут затруднить успешную реализацию нововведений и достижение поставленных целей. Эффективное управление этими рисками является ключевым фактором успешности инновационной деятельности и требует тщательного анализа потенциальных проблем, планирования и внедрения мер по их минимизации или предотвращению.

Один из основных рисков, связанных с внедрением инновационных подходов, - это сопротивление изменениям со стороны как учителей, так и учеников. Люди часто боятся неизвестного и предпочитают придерживаться привычных методов и подходов. Для преодоления этого риска необходимо проводить тщательную подготовку и обучение педагогов, а также создавать условия для постепенного внедрения нововведений, позволяя участникам образовательного процесса адаптироваться к изменениям.

Другой значимый риск связан с недостаточной подготовкой учителей к работе с новыми технологиями и методиками. Для минимизации этого риска необходимо проводить регулярные тренинги и курсы повышения квалификации, а также обеспечивать доступ к необходимым ресурсам и поддержке. Кроме того, важно создать систему менторства и коллегиальной поддержки, в рамках которой более опытные учителя могли бы делиться своим опытом с коллегами.

Технические проблемы и недостаток необходимого оборудования также могут стать серьезным препятствием на пути внедрения инновационных подходов. Для устранения этого риска необходимо заранее провести аудит существующего оборудования, определить потребности и обеспечить школы всем необходимым. Кроме того, важно обеспечить наличие квалифицированных IT-специалистов, которые могли бы оперативно решать возникающие технические проблемы.

В заключение можно отметить, что актуальность темы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения обусловлена необходимостью формирования креативного мышления и творческих способностей с самого раннего возраста. Это в свою очередь способствует более успешной социализации детей, развитию их коммуникативных навыков и общей учебной мотивации.Таким образом, развитие творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения - это важная и актуальная задача, решение которой требует совместных усилий учителей, родителей и образовательной системы в целом. Внедрение инновационных подходов и методов обучения, а также эффективное управление потенциальными рисками позволяют создать условия для полноценного развития творческих способностей каждого ребенка и подготовят его к успешной жизни в обществе 21 века.

Список литературы

1. Чернышова А.А. "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения" Опыт работы учителя начальных классов МБОУ Колодезянской СОШ 2021 -2022 гг.

2. Середина Е.Е. "Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения". Учитель начальных классов МКОУ «Каменская СОШ № 2».

3. Бунякина Е.Н. "Методическая разработка: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения". Учитель начальных классов Котово 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.