ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Литинская Н.А.
Литинская Нина Анатольевна - филолог, учитель начальных классов, школа № 2009, г. Москва
Аннотация: в данной статье осуществляется анализ подходов к развитию творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения с позиций психологии. Основное внимание уделяется определению эффективных методов и техник, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, а также выявлению факторов, которые могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на этот процесс. Рассматриваются возможности интеграции различных видов искусства в процесс обучения и роль учителя в организации творческой деятельности учащихся. Ключевые слова: творческая деятельность, литературное чтение, младшие классы, методы обучения, психология образования.
В современном образовательном процессе все больше внимания уделяется не только передаче учащимся определенного объема знаний, но и развитию их творческого потенциала. Это особенно актуально в работе с младшими школьниками, чьи когнитивные и творческие способности находятся в стадии активного формирования. Литературное чтение, как один из важнейших компонентов образовательного процесса в начальной школе, предоставляет уникальные возможности для развития творческих способностей детей, стимулируя их воображение, эмоциональную отзывчивость и критическое мышление.
1. Теоретические основы развития творческой деятельности в младшем школьном возрасте
Творческая деятельность является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка, и особое
значение она приобретает в младшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование когнитивных и творческих способностей. Понимание теоретических основ развития творчества в этот период позволяет более эффективно организовать образовательный процесс и создать условия для раскрытия потенциала каждого ребенка. Важной задачей в данной области является выявление факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих развитию творческих способностей учащихся младших классов.
Психологи и педагоги выделяют несколько ключевых аспектов, влияющих на развитие творчества в детском возрасте. Во-первых, это индивидуальные особенности ребенка, включая его мотивацию, интересы и способности. Во-вторых, важную роль играет образовательная среда, в которой ребенок находится, включая отношения с учителями и сверстниками, а также доступность образовательных ресурсов. В-третьих, значимым фактором является стиль преподавания и методы обучения, применяемые учителем.
Одной из эффективных стратегий развития творческой деятельности учащихся младших классов является интеграция различных видов искусства в образовательный процесс. Это может быть реализовано через включение элементов музыки, живописи, театра и других видов искусства в уроки литературного чтения. Такой подход не только способствует развитию творческих способностей детей, но и обогащает их культурный опыт, способствуя формированию гармоничной и развитой личности.
Особую роль в процессе развития творческой деятельности играет учитель. Его задача — не просто передавать знания, но и создавать условия для самореализации каждого ребенка, поддерживать и стимулировать его творческие инициативы. Для этого учитель должен обладать необходимыми компетенциями, включая знание современных методик и технологий обучения, умение организовывать творческую деятельность учащихся и поддерживать их мотивацию к обучению.
2. Инновационные подходы к развитию творческой деятельности на уроках литературного чтения
Применение инновационных подходов к обучению играет важную роль в развитии творческой
деятельности учащихся младших классов, особенно на уроках литературного чтения. Эти подходы позволяют выйти за рамки традиционного образования и создать обучающую среду, стимулирующую творческое мышление и самовыражение детей. Современные методики и технологии обучения предоставляют учителям широкие возможности для внедрения инновационных практик в процесс обучения.
Одним из таких подходов является проектная деятельность, которая предполагает вовлечение учащихся в разработку и реализацию собственных проектов на основе прочитанных произведений. Это позволяет детям не только глубже понять смысл текста, но и проявить свои творческие способности, научиться работать в команде и принимать самостоятельные решения. Учитель, в свою очередь, выступает в роли наставника и консультанта, предоставляя необходимую поддержку и руководство.
Другим инновационным подходом является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках литературного чтения. Это может включать в себя создание презентаций, аудио -и видеоматериалов, а также использование интерактивных обучающих платформ и приложений. Применение ИКТ способствует повышению мотивации учащихся, делает процесс обучения более наглядным и интересным, а также предоставляет возможности для индивидуализации обучения и оценки достижений каждого ребенка.
3. Управление рисками при внедрении инновационных подходов
В процессе внедрения инновационных подходов в образовательный процесс неизбежно возникают различные риски, которые могут затруднить успешную реализацию нововведений и достижение поставленных целей. Эффективное управление этими рисками является ключевым фактором успешности инновационной деятельности и требует тщательного анализа потенциальных проблем, планирования и внедрения мер по их минимизации или предотвращению.
Один из основных рисков, связанных с внедрением инновационных подходов, - это сопротивление изменениям со стороны как учителей, так и учеников. Люди часто боятся неизвестного и предпочитают придерживаться привычных методов и подходов. Для преодоления этого риска необходимо проводить тщательную подготовку и обучение педагогов, а также создавать условия для постепенного внедрения нововведений, позволяя участникам образовательного процесса адаптироваться к изменениям.
Другой значимый риск связан с недостаточной подготовкой учителей к работе с новыми технологиями и методиками. Для минимизации этого риска необходимо проводить регулярные тренинги и курсы повышения квалификации, а также обеспечивать доступ к необходимым ресурсам и поддержке. Кроме того, важно создать систему менторства и коллегиальной поддержки, в рамках которой более опытные учителя могли бы делиться своим опытом с коллегами.
Технические проблемы и недостаток необходимого оборудования также могут стать серьезным препятствием на пути внедрения инновационных подходов. Для устранения этого риска необходимо заранее провести аудит существующего оборудования, определить потребности и обеспечить школы всем необходимым. Кроме того, важно обеспечить наличие квалифицированных IT-специалистов, которые могли бы оперативно решать возникающие технические проблемы.
В заключение можно отметить, что актуальность темы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения обусловлена необходимостью формирования креативного мышления и творческих способностей с самого раннего возраста. Это в свою очередь способствует более успешной социализации детей, развитию их коммуникативных навыков и общей учебной мотивации.Таким образом, развитие творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения - это важная и актуальная задача, решение которой требует совместных усилий учителей, родителей и образовательной системы в целом. Внедрение инновационных подходов и методов обучения, а также эффективное управление потенциальными рисками позволяют создать условия для полноценного развития творческих способностей каждого ребенка и подготовят его к успешной жизни в обществе 21 века.
Список литературы
1. Чернышова А.А. "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения" Опыт работы учителя начальных классов МБОУ Колодезянской СОШ 2021 -2022 гг.
2. Середина Е.Е. "Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения". Учитель начальных классов МКОУ «Каменская СОШ № 2».
3. Бунякина Е.Н. "Методическая разработка: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения". Учитель начальных классов Котово 2021.