Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ (ОПЫТ 2020-2021 ГГ.)'

ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ (ОПЫТ 2020-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
суд / правосудие / административные правонарушения / миграция.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлов А.И.

Любое правовое государство характеризуется активными миграционными процессами, происходящими на разных этапах существования и развития общества. Поэтому административное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере миграционной безопасности, должно отвечать современным условиям и реалиям сегодняшнего времени, мобильно изменяться в случае возникновения различных потрясений социально-экономического, политического и эпидемиологического характера. Целью данного исследования является рассмотрения вопросов применения административно-правовых норм российскими судами в период действия ограничительных мер, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции. Автор пришел к выводу, что для государства и государственных органов такой правовой опыт является бесценным и может быть реализован в будущем при возникновении подобных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ (ОПЫТ 2020-2021 ГГ.)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-261-265 NIION: 2018-0076-5/22-696 MOSURED: 77/27-023-2022-5-895

СВЕТЛОВ Александр Игоревич,

старший преподаватель кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: svetlov.jur@mail.ru SPIN-код: 5475-3710, AuthorlD: 784242

ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ РОССИЙСКИМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ (ОПЫТ 2020-2021 ГГ.)

Аннотация. Любое правовое государство характеризуется активными миграционными процессами, происходящими на разных этапах существования и развития общества. Поэтому административное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере миграционной безопасности, должно отвечать современным условиям и реалиям сегодняшнего времени, мобильно изменяться в случае возникновения различных потрясений социально-экономического, политического и эпидемиологического характера. Целью данного исследования является рассмотрения вопросов применения административно-правовых норм российскими судами в период действия ограничительных мер, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции. Автор пришел к выводу, что для государства и государственных органов такой правовой опыт является бесценным и может быть реализован в будущем при возникновении подобных ситуаций.

Ключевые слова: суд, правосудие, административные правонарушения, миграция.

SVETLOV Alexandr Igorevich,

Senior Lecturer of the Department of General Theoretical Legal Disciplines of the North-Western Branch of the Russian State University of Justice

ISSUES OF CONSIDERATION OF CASES BY RUSSIAN COURTS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF MIGRATION

(EXPERIENCE OF 2020-2021)

Annotation. Any state governed by the rule of law is characterized by active migration processes taking place at different stages of the existence and development of society. Therefore, the administrative legislation regulating legal relations in the field of migration security should meet modern conditions and realities of today, change rapidly in the event of various shocks of a socio-economic, political and epidemiological nature. The purpose of this study is to consider the application of administrative and legal norms by Russian courts during the period of restrictive measures caused by the pandemic of a new coronavirus infection. The author came to the conclusion that such legal experience is invaluable for the state and state bodies and can be implemented in the future in the event of such situations.

Key words: court, justice, administrative offenses, migration.

Вопросы, связанные с тем или иным видом миграции, всегда остаются актуальными для любого государства в связи с особой значимостью поддержания контактов между гражданами различных государств, деловыми связями юридических лиц. На социально-экономическое развитие страны, несомненно, оказывают влияние как процессы эмиграции, так и

иммиграция. Если выезд за пределы государства граждан, как правило, негативно сказывается на различных сферах жизни общества и государства (убыль населения, снижение обеспеченности различных отраслей промышленности и экономики высококвалифицированными кадрами и т.д.), то обратный процесс можно рассматривать неоднозначно. Иммиграция, несомненно, оказывает вли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

яние на количественные показатели населения государства (в том случае, если превышает количество эмигрирующих), на экономическое развитие государства (приток рабочей силы и иностранного капитала), на культурно-нравственные традиции населяющих конкретное государство народов. Тем не менее, у данного процесса есть и ощутимо отрицательные стороны - перераспределение рабочих мест между гражданами государства и иностранцами, следствием чего является снижение уровня заработной платы, понижение качества выполняемых иностранцами работ в силу их квалификации и заметно отличающимися стандартами выполнения работ и оказания услуг в государстве их принадлежности. В связи с этим, по нашему мнению, задачей любого государства является максимально защищенная миграционная политика, реализуемая посредством эффективного административно-правового регулирования.

В России правовыми основами въезда и выезда из государства, в основном, определяются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [10] и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11]. Разумеется, нормы данных нормативно-правовых актов реализуются с учетом действия различных межгосударственных соглашений, определяющих порядок въезда, пребывания и выезда из России иностранных граждан. Более того, указанный комплект норм дополняется различными постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, а также ведомственными документами.

Ответственность за правонарушения в сфере миграционного законодательства устанавливается главой 18 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в отдельных случаях с учетом тяжести совершенного деяния правила назначения ответственности определяются нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организация незаконной миграции и др.) [8]. С учетом специфики проводимого исследования автор обращается исключительно к значительной категории правонарушений в сфере миграционного законодательства, следствием которых является административное производство.

Стоит отметить, что вопросы незаконной миграции являются довольно актуальными для любого государства, в связи с этим объясняется и жесткость проводимой политики отдельными группами государств по установлению достаточного

количества критериев, призванных сдержать поток граждан третьих государств. С учетом развития общественных отношений, значительного изменения международно-правовой ситуации такие правила нередко пересматриваются правительствами тех или иных стран. Исключением не является и Российская Федерация.

Временные рамки изучения данного вопроса ограничены периодом 2020 и 2021 годов в связи с тем, что миграционные правила пребывания иностранцев в Российской Федерации были существенно ужесточены в силу осложнения эпидемиологической обстановки в мире, вызванной пандемией коронавирусной инфекции. В контексте сложившейся обстановки в марте 2020 г. были приняты Распоряжение Правительства РФ от «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» [4] и Распоряжение Правительства РФ «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы» [5]. Данные нормативно-правовые акты существенно ограничили миграционную активность не только граждан Российской Федерации, но и иностранцев, фактически обнулив возможность пересечения государственной границы. С точки зрения миграционного статуса иностранных граждан в Российской Федерации такая ситуация становилась правовым феноменом в новейшей истории, нуждающейся в дальнейшем нормативном регулировании. Его основной задачей являлось создание правовых основ для пребывания иностранцев, тем самым определив их «новый» миграционный статус. В противном случае административный закон вынужден был установить ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства (речь идет, прежде всего, о применении норм ст. 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» и ст. 18.9 КоАП РФ «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства») [1].

Устранение правовых препятствий для иностранных граждан и лиц без гражданства в период действия эпидемиологических ограничений, а также определение административно-правового режима указанных лиц было реализовано посредством принятия Указа Президента РФ «О временных мерах по урегулированию правового положе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ния иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVЮ-19)» [9]. В целом, положения данного нормативного акта приостановили течение сроков действия разрешительных документов для иностранных граждан и лиц без гражданства на срок до двух месяцев (до 15 июня 2020 г.), что устраняло основания для привлечения их к административной ответственности. Более того, пролонгация указанных мер в дальнейшем проходила неоднократно с учетом стремительного распространения коронавирусной инфекции и развития пандемии. К настоящему времени данные нормы утратили свою силу, в связи с чем гражданам иностранных государств необходимо было оформить необходимые разрешительные документы, на основании которых пребывание (или проживание) для них становится легальным.

Стоит отметить, что согласно административному законодательству ответственность за правонарушения в сфере миграции может устанавливаться как должностными лицами, так и судебными органами. В силу этого правила часть дел была рассмотрена досудебными органами с последующим вынесением предупреждения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

По данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, в 2020-м году количество административных дел, ответчиками по которым являлись иностранные граждане и лица без гражданства, составляло 10873 и 4267 соответственно. При этом количество административных споров по вопросу нарушения миграционного учета составляло 2922, в том числе по вопросу нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации - 422 [6]. По нашему мнению, данное количество объясняется не только введением специального Указа Президента РФ, но и тем фактом, что годовая статистика содержит, в том числе, определенное количество вынесенных судебных постановлений по правонарушениям, совершенным за первые 2,5 месяца 2020 г.

Анализируя статистику Судебного департамента Верховного Суда РФ относительно рассмотрения аналогичных административных дел в 2021 году, то можно смело утверждать, что их количество значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Так, по правонарушениям, предусмотренным главой 18 «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федера-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ции» было рассмотрено 11307 дел по жалобам и протестам. В подавляющем большинстве случаев (10587 дел) иностранному гражданину и лицу без гражданства был назначен административный штраф. При этом максимальное наказание по данной статье - административное выдворение за пределы территории Российской Федерации было назначено 80 раз как основное наказание и 3170 раз в качестве дополнительной меры [7]. Тем не менее, в ряде случаев суд подходил достаточно лояльно к ответчику, исключая из решения нижестоящего суда в апелляционном порядке меру наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.

Так, например, 10 декабря 2021 г. Ярославский областной суд, рассмотрев жалобу иностранного гражданина, нарушавшего правила пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ), отменил меру в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, принуждая в резолютивной части постановления оплатить только административный штраф [2]. Аналогичных дел, сходных по субъективным и объективным признакам состава административного правонарушения, достаточно много.

Исходя из представленных официальных статистических данных, можно сделать вывод о том, что постепенно правоприменитель возвращался к «доковидным» правилам по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вместе с тем, при наличии весомых смягчающих обстоятельств, санкция административно-правовой нормы применялась в более щадящей для ответчика форме (как правило, в виде административного штрафа). При анализе аналогичных дел по данной категории проступков учитывалось социально-экономическое положение ответчика, степень потенциальной невозможности его возвращения в государство принадлежности.

По мнению автора, сложно не согласиться с Ю.Б. Носовой в том, что «такие отчеты о деятельности судов общей юрисдикции являются малоинформативными и не демонстрируют наглядно динамику отдельных категорий дел, возникающих из административных отношений» [3] в силу того, что количество нарушений подобных административных норм является завуалированным в силу возможности латентности данного вида проступков, а также возможности досудебного решения спора.

Анализируя вопросы применения миграционного законодательства к миграционным правоотношениям, которые возникли в период 20202021 гг., следует отметить что правоприменетелем были реализованы достаточно эффективные

меры, направленные на деэскалацию возникшей социально-экономической напряженности,

вызванной санитарно-эпидемиологическими ограничениями. Это подтверждают и количественные показатели рассмотрения судебными органами административных дел, вытекающих из нарушения правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такой положительный правовой опыт, несомненно, целесообразно использовать при возникновении подобных событий в будущем.

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022). // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34661/535af3a253c472402638b7696485e896a7866 е5а/ (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[2] Материалы судебной практики по делам, вытекающим из ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. https://sudact.ru/practice/inostrannye-grazhdane/. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[3] Носова Ю.Б. Обзор судебной статистики рассмотрения административных дел судами общей юрисдикции за 2020 год. Журнал административного судопроизводства. 2021 № 3. [Электронный доступ] https://cyberleni nka.ru/article/n/ obzor-sudebnoy-statistiki-rassmotreniya-administrativnyh-del-sudami-obschey-yurisdiktsii-za-2020-god/viewer. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[4] Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 14.06.2022) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений». СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_347693/. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[5] Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р (ред. от 28.06.2022) «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы» // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348748/. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[6] Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. Официальный интернет-портал Судебного департамента при

Верховном Суде Российской Федерации. http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[7] Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2021 год. Официальный интернет-портал Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022). СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[9] Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_387279/. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[10] Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). СПС Консультант Плюс. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

[11] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция). СПС Консультант Плюс. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_37868/. (Дата обращения: 01.07.2022 г.).

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 11.06.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2022). // SPS Konsul'tant Plyus. http://www. consultant.ru/docume nt/cons_doc_ LAW_34661/535af3a253c472402638b7696485e-896a7866e5a/ (Data obrashcheniya: 01.07.2022 g.).

[2] Materialy sudebnoj praktiki po delam, vytekayushchim iz st. 18.8 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah. https:// sudact.ru/practice/inostrannye-grazhdane/. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 g.).

[3] Nosova YU.B. Obzor sudebnoj statistiki rassmotreniya administrativnyh del sudami obshchej yurisdikcii za 2020 god. ZHurnal administrativnogo sudoproizvodstva. 2021 № 3. [Elektronnyj dostup] https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sudeb-noy-statistiki-rassmotreniya-administrativnyh-del-su-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

dami-obschey-yurisdiktsii-za-2020-god/viewer. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 16.03.2020 N 635-г (red. ot 14.06.2022) «О vremen-пот ogranichenii у^йа V Rossijskuyu Federaciyu inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva i уге-теппот priostanovlenii oformleniya i vydachi viz i priglashenij». SPS Konsul'tant Plyus. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_347693/. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.03.2020 N 763-г (гей. ot 28.06.2022) «О угете^ nom ogranichenii dvizheniya ^е^ avtomobil'nye, zheleznodorozhnye, peshekhodnye, rechnye i sme-shannye punkty propuska ^е^ gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii, а takzhe cherez suhoputnyj uchastok rossijsko-belorusskoj gosu-darstvennoj granicy» // SPS Konsul'tant Plyus. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ Ь^_348748/. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[6] Svodnye statisticheskie svedeniya o deya-tel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2020 god. Oficial'nyj internet-portal Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5671. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[7] Svodnye statisticheskie svedeniya o deya-tel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2021 god. Oficial'nyj internet-portal

Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6120. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[8] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63^ (red. ot 25.03.2022). SPS ^п-sul'tant Plyus. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[9] Ukaz Prezidenta RF ot 15.06.2021 N 364 "О vremennyh merah po uregulirovaniyu pravovogo polozheniya inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdan-stva V Rossijskoj Federacii V period preodoleniya posledstvij rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)" // SPS Konsul'tantPlyus. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_387279/. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

[10] Federal'nyj zakon "О poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda V Rossijskuyu Feder-aciyu" ot 15.08.1996 N 114^ (poslednyaya redak-ciya). SPS Konsul'tant Plyus. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (Data obrash-cheniya: 01.07.2022 д.).

[11] Federal'nyj zakon "О pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan V Rossijskoj Federacii" ot 25.07.2002 N 115-FZ (poslednyaya redakciya). SPS Konsul'tant Plyus. http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_37868/. (Data obrashcheniya: 01.07.2022 д.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.