Слизкова О.П. студент 1 курса магистратуры направление подготовки «Экономика» программа «Учет и финансы организаций» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Прокопьева Ю.В., кандидат экономических наук
доцент
ВОПРОСЫ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается система расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетном учреждении. Раскрывается понятие оплаты труда в бюджетном учреждении, ее регулирование, а также виды и порядок начислений и удержаний. На основе изучения законодательства РФ рассматривается документальное оформление и учет расчетов по оплате труда в бюджетных организациях.
Ключевые слова: оплата труда, расчеты по оплате труда, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение.
Slizkova O.P.
1st year student master's degree in economics program «Accounting and Finance of Organizations»
Chelyabinsk State University Prokopyeva J. V., candidate of economic sciences
associate professor
MATTERS OF PAYMENT FOR LABOR PAYMENT IN BUDGETARY
INSTITUTIONS
Annotation. In this article, the author considers the system of payments settlements with staff on remuneration in a budget institution. The concept of remuneration of labor in a budgetary institution, its regulation, as well as the types and procedure of accruals and deductions are disclosed. Based on a study of the legislation of the Russian Federation, the paperwork and accounting of payroll calculations in budget organizations is considered.
Keywords: remuneration of labor, payroll calculations, accounting, budgetary institution.
Оплата труда работников бюджетных учреждений считается важной частью расходов. Система оплаты труда должна мотивировать
сотрудников учреждений, стимулировать выполнение трудовых обязательств, способствовать повышению квалификации и гарантировать надлежащий объем и качество работы.
В экономической литературе термины «заработная плата» и «оплата труда» имеют одинаковое значение. Заработная плата - доход, который работник получает в обмен за свою работу на предприятии. Оплата труда -регулярная компенсация за произведенные продукты или услуги, включая оплату отпусков, праздничных дней и других нерабочих дней в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами.
Однако, поскольку термин «заработная плата» относится к категории работы, он юридически более точен, поскольку заработная плата - это вознаграждение за работу, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат за работу, выполняемую работником в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре. Другими словами, заработная плата - это заработная плата, отличающаяся от государственных пособий, различных выплат за необработанное время и других видов дохода.
Система оплаты труда в бюджетных учреждениях имеет особые особенности, так как сама бюджетная сфера имеет свои особенности и, прежде всего, характер финансово-экономических отношений. К этим характеристикам должны быть отнесены:
- организация бухгалтерского учета в рамках статей бюджетной классификации;
- контроль за выполнением сметы расходов;
- переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
- распределение в бухгалтерском учете кассовых и фактических расходов;
- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.
Оплата труда в бюджетных учреждениях регулируются Трудовым
кодексом, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановлениями Правительства РФ об оплате труда в бюджетной сфере и расчете среднего заработка, отраслевыми инструкциями о доплатах и надбавках, инструкциями Министерства финансов РФ (Минфин России) по учетной политике, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), прочими законодательными актами.
Оплата труда работников бюджетных учреждений в основном носит временный характер и регулируется на основании заключения вышестоящих органов власти о размере заработной платы, доплат и
надбавок. По результатам аттестации и тарификации каждому работнику устанавливаются ставки и оклады.
В бюджетных учреждениях (федеральных, региональных, муниципальных) оплата труда состоит из двух компонентов, в том числе базовой части, компенсационных выплат и стимулирующих выплат. Для дифференциации заработной платы были утверждены четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой группы базовая зарплата была утверждена Правительством Российской Федерации.
Базовый оклад - это нижний предел заработной платы, ниже которого заработная плата не может быть установлена в профессиональных квалификационных группах. Следующим этапом является установление шести квалификационных уровней. Эти уровни различают заработную плату работников в профессии в зависимости от сложности выполняемой ими работы, учитывая дополнительные критерии квалификации.
С помощью стимулирующих выплат работодатель создает стимулы для работы, вырабатывает у работника желание работать более эффективно, а компенсационные выплаты (отсюда и название «компенсационные выплаты») заменяют потенциальные потери работников. Но, можно сказать, что как стимулирующие платежи, так и компенсационные платежи направлены на повышение эффективности и производительности труда. Особенности функционирования организации в большей степени влияют на стимулирующие платежи, чем на компенсационные платежи. Стимулирующие выплаты являются показателем качества и количества работы, но если работодатель слишком заинтересован в таких платежах, это может привести к негативным последствиям.
Удержания из заработной платы работника бюджетного учреждения заключаются в следующем:
1)НДФЛ - в соответствии с российским законодательством этот налог удерживается работодателем, если доход работника служит заработной платой;
2)размер членских взносов в профсоюзы - возможности удержания: заявление работника или в соответствии с договором профсоюзной организации с администрацией учреждения;
3)размер страховых взносов по договорам добровольного страхования (по заявлению работника);
4)вычеты на основании исполнительных документов (алименты, возмещение ущерба пострадавшим, компенсационные выплаты и т. д.);
5)за безналичный перевод сумм на банковские счета (по требованию работника - пополнение банковских вкладов; погашение кредитов и процентных платежей; оплата коммунальных услуг и т.д.).
Бухгалтерия занимается расчетом, исчислением и выплатой заработной платы. Бухгалтерия помимо расчета заработной платы, также занимается расчетом пособий и различных социальных пособий. Бухгалтер по заработной плате также обязан взимать налоги и страховые взносы, а также различные виды вычетов по заработной плате.
Расчет и начисление заработной платы осуществляется в соответствии с положениями главы 21 Трудового кодекса Российской Федерации.
Расчет заработной платы включает в себя несколько этапов:
1)анализ информации, содержащейся в первичных документах по учету и оплате труда, которые составляются по унифицированным формам;
2)расчет заработной платы и других выплат работникам, работающим полный рабочий день, а также лицам, оказывающим услуги организации в рамках гражданско-правовых договоров;
3)расчет и удержание налога на прибыль в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет других отчислений на заработную плату (по заявлениям работников или по решениям государственных органов);
4)начисление страховых взносов во внебюджетные фонды РФ (ФФОМС, ФСС, ПФР);
5)оформление документов на выплату заработной платы.
Согласно п.1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, все
хозяйственные операции, осуществляемые учреждением, осуществляются с использованием оправдательных документов. То же самое касается выставления счетов, расчета и выплаты заработной платы.
При формировании первичных документов по кадровому учету и оплате труда, следует учитывать положения п.2 ст.9 закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с настоящим пунктом первичные бухгалтерские документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной бухгалтерской документации.
Помимо унифицированных форм, существует еще документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной документации. Форма этих документов разрабатывается каждым отдельным учреждением и закрепляется в их учетной политике.
Основными задачами учета труда и его оплаты являются:
1)точный учет личного состава работников;
2)точный учет времени, затраченного работниками, и объема работы;
3)правильный расчет заработной платы и отчислений;
4)учет расчетов с работниками учреждений, бюджетов, органов социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ;
5)контроль рационального использования рабочей силы и фонда заработной платы.
Таким образом, при исчислении и выплате сумм заработной платы необходимо соблюдать законы и нормативные акты, установленные трудовым, налоговым и гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, при расчете заработной платы необходимо опираться на локальные нормативные акты и трудовые договора, заключенные с работниками бюджетного учреждения.
Точность оформления первичных документов, которые служат основой для начисления, расчета и выплаты заработной платы в государственных учреждениях так же необходима, как и точность расчетов.
Использованные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019).
3. Беликова Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса: [практ. курс] / Т.Н. Беликова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 239 с.
4. Беспалов, М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях / М.В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - № 6. - С. 10-13.
5. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2017. - 601 с.
6. Минёва, О.К. Оплата труда персонала: учебник / О.К. Минёва. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014. - 192 с.
7. Савченко, А.Н. Особенности расчетов по оплате труда с сотрудниками бюджетных образовательных учреждений / А.Н. Савченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. -2016. - С. 214-217.