Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ НАТА ТЕРНЕРА'

ВОПРОСЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ НАТА ТЕРНЕРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / НАТ ТЕРНЕР / ВОССТАНИЕ В САУТГЕМПТОНЕ / ВИРГИНСКОЕ ВОССТАНИЕ / РАБСТВО / АБОЛИЦИОНИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / МЕТОДИЗМ / БАПТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумаков Андрей Андреевич

Данная статья повествует о жизни знаменитого предводителя Саутгемтонского восстания 1831 года Ната Тернера. В ходе исследования автор анализирует основные вехи его ранней биографии, подробно останавливаясь на проблемах происхождения, получения образования, отношения к религии. В заключительной части автор предлагает собственную версию трактовки мистических откровений, описанных самим Натом Тернером со слов адвоката Томаса Грея, связывая их с ходом подготовки вооруженного мятежа и прослеживая на их основе эволюцию религиозно-политических представлений указанного деятеля, а также выделяя основные причины и предпосылки восстания. Данная работа является первой в отечественной историографии попыткой освещения и критического научного анализа фактов ранней биографии Ната Тернера на основе значительного количества источников и западной научной литературы. В качестве основного метода исследования выступает материалистическая диалектика, позволяющая рассматривать вопросы биографии лидера Саутгемптонского восстания в динамике в соответствии с принципом историзма. В качестве же конкретно исторических методов в данной работе используются нарративный (идеографический), ретроспективный, сравнительный, историко-генетический и историко-типологический методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF EARLY BIOGRAPHY OF NAT TURNER

This article tells about the life of the famous leader of the Southampton uprising of 1831, Nat Turner. In the course of the research, the author analyzes the main milestones of his early biography, dwelling in detail on the problems of origin, education, attitude to religion. In the final part, the author offers his own version of the interpretation of the mystical revelations described by Nat Turner himself from the words of lawyer Thomas Gray, linking them with the preparation of an armed rebellion and tracing on their basis the evolution of religious and political ideas of this figure, as well as highlighting the main causes and prerequisites of the uprising. This work is the first attempt in Russian historiography to highlight and critically analyze the facts of Nat Turner's early biography based on a significant number of sources and Western scientific literature. The main method of research is materialistic dialectics, which allows us to consider the issues of the biography of the leader of the Southampton Uprising in dynamics in accordance with the principle of historicism. Narrative (ideographic), retrospective, comparative, historical-genetic and historical-typological methods are used as specific historical methods in this work.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ НАТА ТЕРНЕРА»

УДК 94 (100)

Шумаков А.А., кандидат исторических наук, доцент, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия)

ВОПРОСЫ РАННЕЙ БИОГРАФИИ НАТА ТЕРНЕРА

Данная статья повествует о жизни знаменитого предводителя Саутгемтонского восстания 1831 года Ната Тернера. В ходе исследования автор анализирует основные вехи его ранней биографии, подробно останавливаясь на проблемах происхождения, получения образования, отношения к религии. В заключительной части автор предлагает собственную версию трактовки мистических откровений, описанных самим Натом Тернером со слов адвоката Томаса Грея, связывая их с ходом подготовки вооруженного мятежа и прослеживая на их основе эволюцию религиозно-политических представлений указанного деятеля, а также выделяя основные причины и предпосылки восстания. Данная работа является первой в отечественной историографии попыткой освещения и критического научного анализа фактов ранней биографии Ната Тернера на основе значительного количества источников и западной научной литературы. В качестве основного метода исследования выступает материалистическая диалектика, позволяющая рассматривать вопросы биографии лидера Саутгемптонского восстания в динамике в соответствии с принципом историзма. В качестве же конкретно исторических методов в данной работе используются нарративный (идеографический), ретроспективный, сравнительный, историко-генетический и ис-торико-типологический методы.

Ключевые слова: черный национализм, Нат Тернер, восстание в Саутгемптоне, Виргинское восстание, рабство, аболиционизм, христианство, методизм, баптизм DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-04-133-144

История рабства насчитывает как минимум пять тысячелетий. Первые письменные упоминания об этом явлении можно встретить еще в шумеро-акадских и древнеегипетских источниках III тыс. до н.э. Разумеется, одновременно с появлением рабства возникает и сопротивление угнетению со стороны невольников, которое нередко приобретало форму вооруженных восстаний. Подобных выступлений в истории человечества было немало, но лишь немногие из них воспринимаются исследователями и обывателями как по-настоящему знаковые и даже поворотные события, и лишь немногие лидеры подобных восстаний признаются общепризнанными символами вооруженной борьбы против рабства.

Самым известным из длинного перечня рабских мятежей является восстание 73-71 года до н.э., о причинах, ходе и последствиях которого написано огромное количество академических, публицистических и научно-популярных трудов. Еще больше работ посвящено непосредственно личности его руководителя - легендарного Спартака. Вторым в указанном списке [ 1] обычно называется восстание Ната Тернера. На Западе этот человек

© Шумаков А. А. © Shumakov A.A.

давно получил репутацию символа борьбы против рабства и угнетения афроамерикан-ского населения. Бунт черных рабов в Саутгемптоне в августе 1831 года сегодня является одной из самых популярных тем обсуждений в США, а самого Ната Тернера нередко называют «черным Спартаком» [2].

В отличие от восстания 73-71 г. до н.э., интерес к этим событиям американской истории в нашей стране начал просыпаться относительно недавно. Он связывается с выходом двух художественных произведений. В 2005 в России издан первый перевод знаменитого романа лауреата Пулитцеровской премии 1968 года Уильяма Стайрона [3] «Признания Ната Тернера». Последний был довольно тепло принят отечественными критиками [4] и получил массу положительных отзывов читателей, многие из которых впервые познакомились с данным произведением и указанным персонажем американской истории. Успех был закреплен выходом в январе 2016 фильма «Рождение нации» режиссера Нэйта Паркера, представляющего собой вольную художественную трактовку биографии лидера негритянского восстания 1831 года.

Данная кинолента вызвала широкий общественный резонанс во всем мире и одно время даже рассматривалась в качестве основного претендента на «Оскар» [5, 6]. Все это повлекло за собой всплеск интереса к указанным событиям и, в особенности, к фигуре самого Ната Тернера.

Статьи о лидере Саутгемптонского восстания стали выходить в нашей стране с завидной регулярностью. Однако проблема в том, что речь идет о почти исключительно публицистических работах, некритично тиражирующих основные мифы о жизни главного афроамериканского бунтаря XIX в., или же о переводах известных американских журналистских статей, также не отличающихся особой критичностью по отношению к событиям почти двухсотлетней давности. В подавляющем большинстве этих работ художественный образ Ната Тернера и реальные факты его биографии настолько тесно переплетаются друг с другом, что отделить одно от другого зачастую бывает практически невозможно.

Серьезных критических исследований на указанную тему в нашей стране не выходило, если не считать переведенной монографии американского историка-марксиста Герберта Аптекера «История афро-американцев в современную эпоху» [7] 1975 г., где восстанию Ната Тернера посвящена отдельная глава, и нескольких статей.

В данной работе автор попытается частично восполнить данный пробел, осветив основные вехи ранней биографии знаменитого афроамериканского бунтаря, проследив процесс становления его идейно-политических воззрений и попробовав отделить реальные факты его биографии от художественного вымысла и предложить собственную их интерпретацию.

Проблема происхождения

По общему убеждению, будущий лидер Саутгемтонского восстания родился 2 октября 1800 года на ферме Бенджамина Тернера в Вирджинии. Эта дата называлась самим Натом в своем знаменитом интервью американскому журналисту Томасу Грею, которое, собственно, и является основным ис-

точником биографических сведений об указанном деятеле. Стоит также отметить, что косвенно данные сведения подтверждаются описанием Тернера в листовках с объявлением награды в 500 долларов за его поимку от имени губернатора Вирджинии Джона Флойда-старшего, распространенные в сентябре 1831 на территории штата. Там в описании разыскиваемого, помимо всего прочего, сообщается, что «на вид Нату Тернеру -от 30 до 35» [8].

Гораздо больше вопросов вызывает происхождение будущего лидера восстания. Так, по мнению подавляющего большинства исследователей, его мать была продана в рабство в возрасте 11-12 лет. По одной версии - ее родиной являлось побережье Западной Африки [9], по другой - «северная часть страны на реке Нил» [10, р. 10-11]. В 1795 она высадилась в Норфолке, а в 1799 была куплена на аукционе Бенджамином Тернером, который даст своей новой рабыне имя - Нэнси [10, р. 11]. На тот момент, по всей видимости, она еще не была крещена, т.к. почти во всех источниках подчеркивается ее необузданный дикий нрав. В то время это могло означать приверженность языческим верованиям. Однако позднее Нэнси стала «доброй христианкой». В частности, американский историк Фрэнк Рой Джонсон, особо подчеркивая ее набожность, утверждал, что мать Ната на ферме Бенджамина Тернера учили читать и писать вместе с другими рабами [11, р. 37].

Об отце будущего руководителя восстания известно еще меньше. Согласно записанным Томасом Греем «Признаниям», он был рабом, который однажды «бежал в другую часть страны» [12]. По мнению историка Стивена Уэтса, произошло это до 1810 года - времени, когда Бенджамин Тернер скончался от тифа. Исследователь делает такой вывод исходя из собранных им данных налоговых списков личного имущества семьи Тернеров за 1797-1810 гг. и завещания ее главы [10, р. 158].

Другой американский историк Кеннет Гринберг, опираясь на придания чернокожей общины Саутгемптона и версию ее авторитетного представителя Джеймса МакГи, при-

ходит к выводу о том, что отцом будущего руководителя восстания вполне мог являться и сам хозяин плантации [13, р.18]. Подобного рода допущение, по его мнению, объясняет и крайнюю скупость сведений по поводу своего родителя, рассказанных Натом в интервью Т. Грею, и отсутствие каких-либо документально зафиксированных подтверждений его существования, и многократно описанный эпизод о желании матери убить своего ребенка при рождении, и странное описание внешности Тернера в выше упомянутой ориентировке губернатора Д. Флойда, где, помимо всего прочего, сообщалось, что у разыскиваемого преступника «довольно светлая кожа, но он не является мулатом» [14, р.84]. Вслед за Д. МакГи К. Гринберг пытался объяснить этим фактом даже происхождение фамилии будущего руководителя восстания [13, р.18]. Впрочем, последнее утверждение, в отличие от предыдущих, сложно принять в качестве аргумента, т.к. практика давать рабам фамилию их хозяев была широко распространена на Юге в то время, что подчеркивал еще первый исследователь восстания - Уильям Дрюри. В частности, он писал о том, что после повторной женитьбы супруги бывшего владельца Тернера Томаса Мура на миссис Саре («Салли») Фрэнсис, матери его несовершеннолетнего сына и владельца Патнема Мура, на Джозефе Трэвисе в октябре 1829 году будущего руководителя восстания часто называли Нат Трэвис [15, р.28].

Еще один американский историк Джозеф Кэрролл, основываясь на все той же устной традиции, выдвинул предположение, что отец Тернера был в числе тех афроамерикан-цев, которые одними из первых эмигрировали в Либерию [16, р.120]. Хотя, по мнению автора этих строк, в отличие от предыдущих версий, эта абсолютно не выдерживает критики. Все-таки нужно учитывать, что первые свободные американские чернокожие поселенцы прибыли в Либерию только в 1822 году, и как среди них мог оказаться беглый раб Б. Тернера, скрывавшийся от преследования столько времени, решительно не ясно.

1 Имеется в виду Методистская церковь

И наконец, согласно более поздней версии Роя Джонсона, никакого бегства не было. Отца Ната Тернера тайно вывезли из округа и продали другому владельцу, как это часто бывало в то время [11, р.50]. В ряде источников можно даже найти его предполагаемое имя - Авраам [9], но опять же, прямых подтверждений нет.

Что касается бабушки Тернера, упомянутой лидером восстания в том же интервью Т. Грею, то ее происхождение также взывает ряд вопросов. В «Признаниях Ната Тернера» говорится: «Моя бабушка была очень религиозной и крайне привязанной к моему господину, который принадлежал к церкви» [12].1 Из чего почти все исследователи делают вывод о чрезвычайном влиянии этой женщины на формирование у молодого человека христианского провиденциалистского мировосприятия, которое впоследствии самым решительным образом повлияет на его дальнейшую судьбу. При этом, как и в случае с родителями, Тернер не упоминает ее имени. Долгое время она так и оставалась безымянной, пока Ф.Р. Джонсон на основе анализа некоторых источников ни предположил, что звали ее Старая Бриджит [11, р.37]. Эту версию приняли почти все исследователи. Сохранилась даже семейная легенда, согласно которой бабушка Тернера была «короманти» - так называли порабощенных народа аканов с территории современной Ганы [17], но прямых подтверждений данной гипотезы обнаружить не удалось. Тем не менее, это не мешает некоторым ганским журналистам и политикам представлять Ната Тернера едва ли не как национального героя этой африканской страны.

Таким образом, вопрос происхождения Ната Тернера остается открытым. Даже упомянутая в «Признаниях» дата рождения принимается далеко не всеми исследователями. То же самое можно сказать и о самом имени будущего руководителя восстания - было ли имя Нат сокращением от Натаниэль - ответить очень сложно. Единственное, в чем можно быть абсолютно уверенным, это в том, что родился он рабом на ферме Бенджамина

Тернера в Роуз Свэмп в округе Саунгемптон недалеко от Иерусалима примерно на рубеже XVIII и XIX вв.

Проблема получения образования

Здесь мы переходим к еще более важному вопросу - вопросу получения образования. Дело в том, что хорошо образованный раб на Юге в то время был достаточно редким и необычным явлением, а в данном случае, по общему утверждению, речь идет не просто о грамотном чернокожем невольнике, а о настоящем вундеркинде [13, р.130] или как минимум человеке с незаурядными интеллектуальными способностями, которые признавались даже его оппонентами. Следовательно, вопрос о том, как будущий лидер восстания получил свое образование, несомненно, будет иметь определяющее значение в рассмотрении биографии Ната Тернера.

В своем интервью Т. Грею Тернер объяснял свою необычайную грамотность божественным провидением: «Способ, которым я научился читать и писать, оказал большое влияние на мой разум. Поскольку я приобрел эти навыки с небывалой легкостью, настолько, что совершенно не помню, что вообще когда-либо учил алфавит. К изумлению моей семьи, однажды, когда мне показали книгу, чтобы я не плакал, я начал писать названия различных вещей. Это вызвало удивление всех наших соседей, особенно чернокожих. И в дальнейшем мои навыки постоянно совершенствовались» [12].

Конечно, принять подобное объяснение достаточно сложно, поэтому многие исследователи в разное время выдвигали более логичные и рациональные объяснения произошедшего.

Автор первого научного труда, посвященного Саутгемптонскому восстанию, Уильям Дрюри делал особый акцент на системе обучения грамоте рабов на белом Юге как главном источнике высоких интеллектуальных способностей Ната Тернера. Именно последние, по мнению историка, и стали причиной формирования его особого религиозно-теологического мировосприятия, чувства внутреннего превосходства и даже мессиан-

ского комплекса. Что же касается непосредственно источника получения образования, то Дрюри пишет, что обучению юного раба при содействии родителей, в частности, активно способствовал второй сын Бенджамина - Джон Кларк [15, р.28]. При этом исследователь настаивает, что практика обучения рабов их хозяевами вообще была широко распространена на Юге в то время, особенно среди тех рабовладельцев, кто, как и Тернеры, состоял в протестантских христианских общинах. Стоит отметить, что Дрюри впоследствии будет часто подвергаться критике за столь неприкрытую идеализацию рабовладельческих порядков белого Юга.

Стивен Уэтс утверждает, что основным инициатором обучения Ната выступал непосредственно его хозяин Бенджамин, который часто хвалился своим необычайно одаренным рабом перед гостями [10, р.12-13].

Знаменитый историк-марксист Герберт Аптекер же вообще ставит под сомнение особый вклад семейства Тернеров в обучение молодого Ната, равно как и его «необычайный интеллект», считая это преувеличением, т.к. сам процесс обучения в вечерней школе, если и имел место, то носил по большей части формальный характер [18, р.37]. А вот если кто и мог способствовать интеллектуальному развитию молодого раба, то это его родители. Однако данная версия не объясняет того, откуда они сами получили такие знания. Ведь с момента приобретения Бенджамином Тернером «дикой рабыни» в 1799 прошло всего лишь несколько лет и едва ли можно говорить, что за это время она могла достигнуть серьезных высот в обучении.

Более поздние исследования Кеннета Гринберга и Патрика Брина не дают однозначного ответа на этот вопрос, принимая во внимание все три версии. Брин, в частности, пишет: «Хотя в детстве Тернера обучение раба чтению и не было противозаконным, это выглядело весьма необычным. Потому грамотный Тернер и подчеркнул особый способ, которым он научился. Большинство рабов в то время либо обучались набожными хозяевами или хозяйками, озабоченными спасением душ своих рабов, либо рабы усердно трудились, чтобы получить знания тайно»»

[13, р.106]. Последнее объясняет, почему Тернер упорно не желал раскрывать реальный источник своего образования и изложил версию божественной помощи.

По мнению автора этой статьи, несмотря на очевидные ораторские и организаторские таланты, а также несомненную способность к обучению, все же не стоит преувеличивать «незаурядный интеллект» молодого Ната Тернера. Не сохранилось ни одного документа, написанных, непосредственно, его рукой, по которым можно было бы судить о степени его грамотности, эрудиции и глубине познаний в тех или иных сферах. Единственными отсылками в упомянутом интервью являются отсылки к библейским сюжетам, что говорит о близком знакомстве Тернера с этой книгой. Будучи проповедником, он, несомненно, обладал даром убеждения, но при этом нужно учитывать, что его паствой в основном являлись безграмотные или полуграмотные рабы, на которых подобные речи своего черного собрата, несомненно, производили сильное впечатление. Собственно именно этим, во многом, и объясняются высокий авторитет Ната в общине и его «незаурядные» организаторские способности. Высокая оценка талантов темнокожего мальчика со стороны семейства Тернеров и их гостей также может проистекать из этого обстоятельства, т.к. они выделяли Ната исключительно на фоне остальных рабов. Отсюда и такие высокие оценки его способностей.

Кроме того, У. Дрюри выдвигает версию о том, что Тернер находился на особом положении, а именно был надсмотрщиком за рабами. В то время как Ульрих Филлипс утверждает, что Нат являлся прорабом [18, р.37]. Но источники сведений обоих авторов неизвестны. В любом случае, это также может служить объяснением получения опыта организационной работы, который впоследствии так пригодился в процессе подготовки восстания.

Проблема религиозности

Тернер вряд ли имел какое-то специализированное религиозное образование, хотя, как говорилось выше, хозяева явно поощряли изучение молодым рабом Святого

писания, а, возможно, и иной религиозной литературы.

Даже статус баптистского проповедника, упоминаемый в первом исследовании Дрюри [15, р.27], многими ставится под сомнение. Так, например, Ульрих Филлипс называет его не проповедником, а «баптистским увещевателем» [19, р.480]. Вывод о принадлежности Ната Тернера к баптистской церкви, как правило, делается на основе эпизода интервью Томасу Грею, в котором он рассказывает о том, как крестил белого человека и сам принял крещение. «Дух снова явился мне и сказал: «Как Спаситель был крещен, так и мы должны креститься». И когда белые люди не позволили нам креститься в церкви, мы пошли и спустились в воду на глазах у многих, злословящих на нас, и крестились Духом - после этого я возрадовался и воздал славу Господу» [12]. Кроме того, некоторые исследователи на основе анализа ряда источников указывают на то, что Тернер выступал и пел на баптистских собраниях чернокожих [13, р.83]. Также известно, что после подавления восстания белая баптистская община подверглась ожесточенной критике со стороны консерваторов. Например, главный исследователь данного вопроса Рэндольф Фергюсон Скалли пишет о том, что мятеж рабов 1831 окончательно разделил белую и черную баптистские общины Юга [20, р.232]. Исходя из этого, некоторые представители данной церкви и исследователи постарались откреститься от такого «единоверца» и поспешили заявить, что Тернер никогда не являлся баптистским проповедником [21].

Так или иначе, приходится констатировать, что, несмотря на обилие работ по указанной теме, о религиозных воззрениях Ната Тернера известно совсем немного, что впрочем, никогда не мешало некоторым исследователям на основе отдельных упоминаний в «Признаниях» выстраивать сложные философско-богословские концепции и приписывать их, непосредственно, лидеру Саутгемптонского восстания. Например, Карл Лэмпли в своей докторской диссертации, посвященной теологии Ната Тернера, проходит к выводу, что она сочетала в себе элементы Южного еванге-лизма, черных интерпретаций христианства,

народной мудрости и африканских верований [21, р.43]. Однако подобные утверждения весьма умозрительны, т.к. строятся на существенных допущениях и ничем не подкрепленных предположениях. По всей видимости, сам Тернер не относил себя к какой-либо церкви, искренне считая или убеждая всех в том, что является истинным пророком и Святой дух обращается к нему напрямую.

Тем не менее, ни в коем случае нельзя упускать из внимания тот факт, что проповеди его в основном предназначались афро-американской баптистской общине. Этот факт, к слову, косвенно свидетельствует в пользу версии об особой роли родителей в его образовании. Все-таки не стоит забывать, что семейство рабовладельцев Тернеров принадлежало к Методистской церкви и, как указывает ряд свидетельств, стремилось приобщить к собственной вере, в том числе, и своих рабов [10, р.8]. Однако Нат Тернер, по всей видимости, не стал апологетом этой церкви, хотя посещал богослужения. Возможно, все дело в методистских проповедях среди черных, которые постулировали преданность своим хозяевам и отказ от насилия, с чем Тернер, конечно же, не мог согласиться, а возможно, путь в эту церковь был изначально закрыт для него из-за расовых предрассудков. Описанный в «Признаниях» инцидент с запретом на крещение как раз служит подтверждением данной версии.

Проблема интерпретации мистических откровений

Наконец, мы подходим к самому важному вопросу нашего исследования, когда именно Нат Тернер обратился к идее вооруженного восстания?

В «Признаниях» он называет конкретную дату 12 мая 1828 года - в этот день Тернер принял очередное откровение: «Дух сказал, что Христос снял иго, которое он нес за грехи человеческие, и что я должен принять его и сразиться со Змеем, потому что скоро придет время, когда первые станут последними, а последние - первыми» [12]. При этом стоит отметить, что подобного рода откровения посещали Тернера и раньше. Так что, по мнению автора, не совсем верно назвать этот

момент переломным. Все указывает на то, что Нат долгое время вынашивал мысли о восстании, прежде чем сообщить об этом необычном видении и начать подготовку к вооруженному выступлению.

На этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Прежде чем продолжить рассмотрение, нам предстоит определиться с тем, как интерпретировать откровения Тернера. Очевидно, мы не можем принимать их с позиции веры истории о чудесных знамениях и обращении Святого духа, а значит, должны выделить в них некое рациональное зерно и определить последовательность, которые позволят выявить логику поведения будущего руководителя восстания. Разумеется, это ни в коем случае не отрицает того, что сам Нат Тернер вполне мог искренне считать себя пророком и пребывать в полной уверенности в реальности своих видений.

Если верить «Признаниям», то Святой Дух с ранних лет готовил Тернера к некой великой миссии. Особую роль в укреплении веры молодого человека в свою избранность сыграли родители. Вот, что говорится по этому поводу в «Признаниях»: «Играя с другими детьми, когда мне было три или четыре года, я им что-то рассказывал, и моя мать это подслушала и сказала, что все это произошло еще до моего рождения. Я, однако, сильно зациклился на данной истории и рассказал еще кое-что, когда мы пошли к другим людям, чтобы подтвердить мои слова. Они были сильно удивлены, зная, что все эти вещи действительно произошли на самом деле. Все это заставило их сказать в моем присутствии, что я непременно стану пророком, поскольку Господь открыл мне то, что произошло до моего рождения. Мои отец и мать укрепили меня в этом моем первом впечатлении, говоря в моем присутствии, что я предназначен для какой-то великой цели, о чем они всегда знали по определенным отметкам на моей голове и груди» [12]. Если принять во внимание эту историю, то можно прийти к однозначному выводу о том, что Тернер с детства имел гипертрофированное представление о собственной персоне и своей роли в истории, которое зало-

жили в нем родители и ближайшее окружение. Дальнейшие успехи в учебе стали для молодого человека наглядным подтверждением его непохожести на других темнокожих невольников. В самом начале «Признаний» Нат дважды повторяет, что всегда находил себя слишком разумным для роли обычного раба [12]. Именно эта особенность заставила его придерживаться строгих правил и «окутывать себя тайной»[12], что впоследствии также сыграет свою роль.

К какой великой цели мог готовить себя раб со столь необычайно завышенной самооценкой? По мнению автора, ответ более чем очевиден - только к духовному и физическому освобождению. Что могло служить источником вдохновения? Естественно, Библия. Тернер и сам на это указывает, отмечая, что наибольшее впечатление на него произвел отрывок из Святого писания «Ищите Царство Небесное, и воздастся вам», о котором он постоянно размышлял. Потом якобы в точности эти самые слова Нат лично услышал непосредственно от Святого Духа [12]. Тернер воспринял это как обещание воздаяния, о чем постоянно напоминал всем [12]. Вскоре Нат получил откровение о том, что выбран Всевышним для какой-то великой цели. К слову, У. Дрюри усматривает в этом определенный намек соплеменникам на грядущее восстание [15, р.31]. Данную точку зрения можно было бы принять, если бы не последующее развитие событий.

Несомненно, особое впечатление на раба произвел побег его отца. Примерно в 1821 Нат и сам последовал его примеру. С. Уэтс предполагает, что произошло это после того, как он был выпорот новым надсмотрщиком [10, р.28]. В признаниях говорится, что скитания Тернера по болотистым лесам Саутгемптона продолжались 30 дней, после чего он сам вернулся на ферму, сообщив, что Дух явился к нему и сказал, что выбранный путь не верен, т.к. «желания Ната направлены на вещи этого мира, а не на Царство Небесное, и что он должен вернуться во служение моему земному господину» [12]. Беглец даже процитировал строчку из Евангелия от Луки: «Ибо тот, кто знает волю своего господина, и не исполнит ее, будет поражен

множеством ран» [12].

Как отмечает сам Тернер в интервью, рабы на плантации восприняли добровольное возвращение беглого проповедника и объяснение произошедшего крайне негативно. Очевидно, что подобная риторика и поведение шли вразрез с его предыдущими речами и действиями, что, конечно же, не могло не вызвать негодования у некоторых представителей чернокожей общины, по всей видимости, считавших его способным указать путь к освобождению. Поиск Царства Небесного привел Ната обратно на плантацию хозяина.

По мнению автора, этот эпизод имеет важнейшее значение в вопросе изучения ранней биографии и составлении характеристики будущего лидера Саутгемптонского восстания. Дело в том, что именно он показывает именно рациональную составляющую в действиях Тернера, разбивая доводы о его необычайном религиозном фанатизме и твердости суждений. Как мы можем видеть, по возвращении Нат проявил невероятную гибкость, изменив риторику фактически на прямо противоположную.

Причин вернуться, по мнению автора, у беглого раба могло быть только две. Первая -самая очевидная - заключалась в том, что он просто не выдержал тяжелых испытаний дикой жизни в лесу. Вторая же - предполагает, что Нат вернулся как раз с целью поднять восстание и привести свой народ к освобождению. И тот, и другой вариант полностью исключают исступленный религиозный фанатизм, приписываемый Тернеру едва ли не во всех исследованиях. С. Уэтс предположил, что возможной причиной возвращения стала страсть к рабыне Черри, с которой они вскоре поженились [10, р.29]. Однако эта версия выглядит не слишком логичной, поскольку совершенно не объясняет мотивов побега, равно как и все последующие действия Тернера. К слову, в той же книге сам Уэтс пишет, что мы совершенно ничего не знаем об их отношениях [10, р.28].

По всей видимости, именно после своего возвращения Тернер, наблюдая реакцию своих соплеменников, окончательно утвердился во мнении, что единственным выходом

из сложившейся ситуации является вооруженное восстание. Обладая такой прозорливостью, подкрепленной к тому же опытом 30-дневного проживания в лесу, он просто не мог не понимать, что одиночные побеги ни к чему не приведут, в то время как захват нескольких населенных пунктов мог спровоцировать массовый мятеж рабов и свободных негров по всему Югу.

В 1822 Сэмюель Тернер умирает от неизвестной болезни и Нат вместе с другими рабами переходит в собственность его второй жены Элизабет Уильямсон Тернер. Последняя приняла решение о распродаже имущества, включая 20 рабов, среди которых были Нат и его жена Черри. Проданы они были разным хозяевам. Нат оказался на ферме Томаса Мура, а Черри - неподалеку, на небольшой ферме Джайлза Риза. Какое-то время они продолжали видеться, о чем свидетельствует наличие двух или трех общих детей [10, р.30]. Неизвестно как на Тернера повлияла эта история, т.к. о своей семье в интервью Грею он не упоминает вовсе. Но, по всей видимости, этот внезапный поворот, а также то, что Мур, в отличие от Тернеров, не обращал никакого внимания на таланты своего раба и использовал его как обычного рабочего на хлопковой плантации, утвердил Ната в необходимости поиска нового пути освобождения.

Следующее известное откровение, датированное 1825 г., наглядно свидетельствует о существенной радикализации его взглядов: «И увидел я белых духов и черных духов, сражающихся в битве друг с другом, и солнце померкло - гром гремел в небесах, и кровь текла ручьями - и услышал я голос, говоривший: «Такова твоя судьба, это ты призван видеть, и пусть она придет грубой или гладкой, ты должен беспрекословно следовать ей» [12]. Данные слова однозначно можно интерпретировать как предсказание грядущей расовой войны. Разумеется, точно так же интерпретировали это видение своего проповедника и чернокожие единоверцы на плантации. Это позволило Тернеру в такой иносказательной форме впервые донести свою мысль о грядущем выступлении до широкого круга соплеменников, не вызвав особых подозрений у белых.

Однако ожидание могло затянуться. Поэтому нужно было определиться с конкретным местом начала решающей битвы или Судного дня. По словам Тернера, вскоре он услышал голос Духа и увидел очередное небесное знамение в виде многочисленных огней, представляющих собой руки распятого Спасителя, протянутые с Востока на Запад. А через какое-то время, работая в поле, Нат обнаружил капли крови на кукурузе, как будто это была роса небес, а после на листьях в лесу - странные иероглифические символы и числа с фигурами людей, подобные тем, что он ранее видел на небесах, о чем сообщил «как черным, так и белым» [12]. Таким образом, здесь мы видим очередное завуалированное послание к своим братьям, что Судный день грядет, и начнется это освобождение именно здесь - в Саутгемптоне. Чтобы не ни у кого не возникло никаких сомнений в правильности толкования подобного рода знаков, вскоре Тернер получает новое откровение: «И теперь Святой дух открылся мне и объяснил чудеса, которые показал мне - и как кровь была пролита на этой земле, когда вознесся он на небеса для спасения грешников, и теперь снова возвращается на землю в виде росы, - и как листья на земле деревья производили впечатление фигур, которые я видел в небе. Мне стало ясно, что Спаситель собирается сбросить иго, которое понес за грехи человеческие, и великий судный день был близок» [12]. Что касается белых, то Тернеру едва ли стоило опасаться их реакции и подозрений в готовящемся мятеже, т.к. подобного рода проповеди о грядущем конце света были довольно распространенным явлением в то время.

Определившись с местом, нужно было определиться со временем выступления. Истории о чудесном исцелении и крещении белого человека Этельреда Брантли, несомненно, повысили Нат авторитет среди негритянской общины, а видение 12 мая 1828 не оставило никаких сомнений в выборе пути.

Но Тернер по каким-то причинам медлил с началом непосредственной подготовки к выступлению, ожидая очередного небесного знамения. Логично предположить, что

это было связано с очередной сменой хозяина. В 1829 году Томас Мур умирает, и Тернер вместе с другими рабами становится собственностью его жены, которая вскоре повторно выходит замуж за Джозефа Трэвиса. О последнем хозяине у Тернера сохранились достаточно теплые личные воспоминания, несмотря на то, что именно он стал первой жертвой восстания. Последнее можно интерпретировать, что планы вооруженного мятежа вынашивались Натом довольно долго, и дело было не в личной мести.

Новое знамение посетило Тернера в виде солнечного затмения 12 февраля 1831 года, которое Нат трактовал как небесный знак и приступил к непосредственной подготовке восстания, посвятив в свои планы четырех рабов.

Таким образом, даже на основе анализа «Признаний» мы можем сделать вывод о том, что как минимум начиная с 1825, а возможно, и раньше, Тернер планомерно готовил своих собратьев к грядущему выступлению. Скорее всего, ключевую роль в этом сыграл его побег и смена хозяина.

Автор настаивает, что выводы Тернера об успехе восстания были основаны отнюдь не только на вере в предопределенность. На тот момент в Саутгемптоне наблюдался стремительный рост количества рабов, особенно в сельских районах. Уже в 1810 году их количество превысило число белых, и в последующие десятилетия этот разрыв только увеличивался [18, р.22]. Сам Тернер едва ли располагал какими-либо статистическими данными, но однозначно мог видеть, что белых господ гораздо меньше, чем его черных братьев.

Кроме того, период с 1825 по 1830 был временем стремительного падения цен на хлопок, землю и, соответственно, рабов в Южных штатах, что привело к резкому росту числа последних и усилению их эксплуатации, а также разорению части землевладельцев. Это совпадает со временем радикализации взглядов Ната Тернера, который наблюдал происходящее, что называется воочию. Он, несомненно, понимал направление изменений и нарастающее недовольство своих собратьев, слышал о выступлениях рабов. Это укрепляло его убежденность в том, что в случае чего восстание будет поддержано во многих частях страны.

Еще одной причиной могло стать принятие многочисленных ограничений для негритянского населения - как свободных, так и рабов. 7 апреля в Вирджинии был принят закон о запрете на обучение свободных негров и мулатов грамоте.

Первоначальная дата выступления - 4 июля - также была выбрана не случайно. Тернер не мог не понимать, что главный национальный праздник США является самым удобным моментом для начала восстания, успех которого заключается в эффекте внезапности. Кроме того, для многих это имело и символическое значение. Вполне возможно, Тернер даже рассчитывал на поддержку белых аболиционистов, апеллируя к духу Декларации независимости. Любопытно, что сам Тернер в «Признаниях» никак не комментирует свой выбор, что можно объяснить желанием скрыть его рациональные основания.

Общий вывод

Как видим, изучив вопросы ранней биографии и приняв во внимание подобного рода рациональную интерпретацию мистических откровений, бунт Ната Тернера 21-22 августа 1831 уже не выглядит столь «бессмысленным и беспощадным», как это часто подается в журналистских материалах, художественных произведениях и некоторых исследованиях. Очевидно, что он не являлся обычной личной вендеттой, актом возмездия угнетателям или жестом отчаяния. Выступлению предшествовало довольно длительная подготовка. Восстание в Саутгемптоне воспринималось его организаторами как вполне реальный путь к освобождению черных рабов на Юге, а возможно, и всего афроамериканского населения в США.

Нат Тернер, несомненно, был его главным лидером и вдохновителем, проделавшим основную работу по подготовке августовского восстания. Нам сложно судить о конкретных источниках его мотивации и вдохновения. Предположения о знакомстве Ната Тернера с текстом знаменитого «Призыва» Дэвида Уокера [23, р.217-218], аболиционистской и даже военной литературой [14, р.39], выдвигаемые рядом авторов, не находят своего подтверждения, равно как и по-

пытки объяснить влиянием гаитянской революции, завершившейся в 1803. Зато мы можем практически безошибочно предположить, что черный проповедник был знаком с библейской легендой об Исходе. Нельзя не заметить, что его божественные откровения во многом напоминают откровения Моисея. Проблема лишь в том, что Тернер выбрал иной путь к освобождению своего народа -

путь вооруженного сопротивления. В этом отношении он был более последователен, чем легендарный Спартак, чей побег из школы гладиаторов в Капуе явно являлся спонтанным действием и едва ли изначально имел целью подъем всеобщего восстания.

Таким образом, несмотря на всю неоднозначность, фигура Ната Тернера, безусловно, заслуживает внимания.

Список литературы

1. Andrews E. 7 Famous Slave Revolts. [Электронный ресурс] URL: https://www.his-tory.com/news/7-famous-slave-revolts.

2. Conliffe C. Nat Turner, the Bloody American Spartacus. [Электронный ресурс] URL: https://headstufF.org/culture/history/terrible-people-from-history/nat-tumer-bloody-american-spartacus.

3. Стайрон У. Признания Ната Тернера / Пер. с англ. В. Бошняка. - СПб.: Лимбус Пресс, 2005. 528 с.

4. Мельников Н. Бунтующий человек Уильяма Стайрона. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2006/4/buntuyushhij-chelovek-uilyama-stajrona.html.

5. Володина О. Оскар: «Рождение нации», или хроники сбитого лётчика. [Электронный ресурс] URL: https://www.cinemafia.ru/posts/709/.

6. Мильчин К. Скандальное "Рождение нации": что не так с претендентом на "Оскар". [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/opinions/3957624.

7. Аптекер Г. История афро-американцев в современную эпоху. - М., 1975. 277 с.

8. The National Intelligencer, Washington, Sept. 24, 1831

9. Fanto Deetz К. Finding the Bones of Nat Turner, American Rebel. [Электронный ресурс] URL: https://www.nationalgeographic.com/history/history-magazine/article/nat-turner-slave-rebel-lion-southampton-virginia.

10. Oates S. The Fires of Jubilee: Nat Turner's Fierce Rebellion. - New York: Harper & Row, 1975. 187 p.

11. Johnson F.R. The Nat Turner Story. - Murfreesboro, NC: Johnson Publishing, 1970. 248 p.

12. The Confessions of Nat Turner, the leader of the late insurrection in Southampton, Va., as fully and voluntarily made to Thomas R. Gray, in the prison where he was confined, and acknowledged by him to be such when read before the Court of Southampton; with the certificate, under seal of the Court convened at Jerusalem, Nov. 5, 1831, for his trial. Also, an authentic account of the whole insurrection, with lists of the whites who were murdered, and of the negroes brought before the Court of Southampton, and there sentenced, etc. Baltimore: published by Thomas F. Gray, Lucas & Deaver, 1831.

13. Greenberg K.S., ed. Nat Turner: A Slave Rebellion in History and Memory. - New York: Oxford University Press, 2003. 289 p.

14. Breen P.H. The Land Shall Be Deluged in Blood: A New History of the Nat Turner Revolt. - New York: Oxford University Press, 2015. 320 p.

15. Drewry W.S. The Southampton Insurrection. - Washington, D.C.: The Neale Company, 1900. 240 p.

16. Carroll J.C. Slave Insurrections in the United States, 1800-1865. - New York: Negro University Press, 1968. 453 p.

17. Ghanaian Historical Figures: Nat Turner (A Coromantee Hero & Icon). [Электронный ресурс] URL: http://ghanarising.blogspot.com/2013/03/ghanaian-historical-figures-nat-turner.html

18. Aptheker H. Nat Turner's Slave Rebellion: Including the 1831 «Confessions». - New York: Humanities Press, 1966. 152 p.

19. Phillips U.B. American Negro Slavery: A Survey of the Supply, Employment and Control of

Negro Labor as Determined by the Plantation Regime. -Louisiana State University Press, 1918. 546 p.

20. Scully R.F. Religion and the Making of Nat Turner's Virginia: Baptist Community and Conflict, 1740-1840. - Charlottesville: University of Virginia Press, 2008. 303 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Higginson T.W. Nat Turner's Insurrection \ The Atlantic Monthly. August 1861.

22. Lampley K.W. A Theological Account of Nat Turner: Christianity, Violence, and Theology. - New York: Palgrave Macmillan, 2013. 212 p.

23. Hart A.B. Slavery and Abolition 1831-1841 (Vol. 16 of the American Nation series, edited by A. B. Hart). - N.Y. & London, 1906. 360 p.

QUESTIONS OF EARLY BIOGRAPHY OF NAT TURNER

This article tells about the life of the famous leader of the Southampton uprising of 1831, Nat Turner. In the course of the research, the author analyzes the main milestones of his early biography, dwelling in detail on the problems of origin, education, attitude to religion. In the final part, the author offers his own version of the interpretation of the mystical revelations described by Nat Turner himself from the words of lawyer Thomas Gray, linking them with the preparation of an armed rebellion and tracing on their basis the evolution of religious and political ideas of this figure, as well as highlighting the main causes and prerequisites of the uprising. This work is the first attempt in Russian historiography to highlight and critically analyze the facts of Nat Turner's early biography based on a significant number of sources and Western scientific literature. The main method of research is materialistic dialectics, which allows us to consider the issues of the biography of the leader of the Southampton Uprising in dynamics in accordance with the principle of histor-icism. Narrative (ideographic), retrospective, comparative, historical-genetic and historical-typological methods are used as specific historical methods in this work.

Keywords: black nationalism, Nat Turner, The Southampton Insurrection, Virginia Uprising, slavery, abolitionism, Christianity, Methodism, Baptism

References

1. Andrews E. 7 Famous Slave Revolts. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.his-tory.com/news/7-famous-slave-revolts.

2. Conliffe C. Nat Turner, the Bloody American Spartacus. [Elektronnyj resurs] URL: https://head-stufF.org/culture/history/terrible-people-from-history/nat-turner-bloody-american-spartacus.

3. Stajron U. Priznaniya Nata Ternera / Per. s angl. V. Boshnyaka. - SPb.: Limbus Press, 2005. 528 s.

4. Mel'nikov N. Buntuyushchij chelovek Uil'yama Stajrona. [Elektronnyj resurs] URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2006/4/buntuyushhij-chelovek-uilyama-stajrona.html.

5. Volodina O. Oskar: «Rozhdenie nacii», ili hroniki sbitogo lyotchika. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.cinemafia.ru/posts/709/.

6. Mil'chin K. Skandal'noe "Rozhdenie nacii": chto ne tak s pretendentom na "Oskar". [Elektronnyj resurs] URL: https://tass.ru/opinions/3957624.

7. Apteker G. Istoriya afro-amerikancev v sovremennuyu epohu. - M., 1975. 277 s.

8. The National Intelligencer, Washington, Sept. 24, 1831

9. Fanto Deetz K. Finding the Bones of Nat Turner, American Rebel. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.nationalgeographic.com/history/history-magazine/article/nat-turner-slave-rebellion-southampton-virginia.

10. Oates S. The Fires of Jubilee: Nat Turner's Fierce Rebellion. - New York: Harper & Row, 1975. 187 p.

11. Johnson F.R. The Nat Turner Story. - Murfreesboro, NC: Johnson Publishing, 1970. 248 p.

12. The Confessions of Nat Turner, the leader of the late insurrection in Southampton, Va., as fully and voluntarily made to Thomas R. Gray, in the prison where he was confined, and acknowledged by him to be such when read before the Court of Southampton; with the certificate, under seal of the Court convened at Jerusalem, Nov. 5, 1831, for his trial. Also, an authentic account of the whole insurrection, with lists of the whites who were murdered, and of the negroes brought before the Court of Southampton, and there sentenced, etc. Baltimore: published by Thomas F. Gray, Lucas & Deaver, 1831.

13. Greenberg K.S., ed. Nat Turner: A Slave Rebellion in History and Memory / Ed. by Kenneth S. Greenberg. - New York: Oxford University Press, 2003. 289 p.

14. Breen P.H. The Land Shall Be Deluged in Blood: A New History of the Nat Turner Revolt.

- New York: Oxford University Press, 2015. 320 p.

15. Drewry W.S. The Southampton Insurrection. - Washington, D.C.: The Neale Company, 1900. 240 p.

16. Carroll J.C. Slave Insurrections in the United States, 1800-1865. - New York: Negro University Press, 1968. 453 p.

17. Ghanaian Historical Figures: Nat Turner (A Coromantee Hero & Icon). [Elektronnyj resurs] URL: http://ghanarising.blogspot.com/2013/03/ghanaian-historical-figures-nat-turner.html

18. Aptheker H. Nat Turner's Slave Rebellion: Including the 1831 «Confessions». - New York: Humanities Press, 1966. 152 p.

19. Phillips U.B. American Negro Slavery: A Survey of the Supply, Employment and Control of Negro Labor as Determined by the Plantation Regime. -Louisiana State University Press, 1918. 546 p.

20. Scully R.F. Religion and the Making of Nat Turner's Virginia: Baptist Community and Conflict, 1740-1840. - Charlottesville: University of Virginia Press, 2008. 303 p.

21. Higginson T.W. Nat Turner's Insurrection \ The Atlantic Monthly. August 1861.

22. Lampley K.W. A Theological Account of Nat Turner: Christianity, Violence, and Theology.

- New York: Palgrave Macmillan, 2013. 212 p.

23. Hart A.B. Slavery and Abolition 1831-1841 (Vol. 16 of the American Nation series, edited by A. B. Hart). - N.Y. & London, 1906. 360 p.

Об авторе

Шумаков Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия), E-mail: takamori@rambler.ru

Shumakov Andrey Andreevich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Tula Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (Russia), E-mail: takamori@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.