УДК 351.74:324(094.1)(470 + 571) Аккаева Халимат Алиевна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специально-технической подготовки
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ В МВД РОССИИ
Akkaeva Khalimat Aliyevna
PhD in Law, Professor, Special Technical Training Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
CONCERNING THE INDEPENDENT ANTICORRUPTION EXAMINATION OF LEGAL ACTS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Резюме:
Согласно положениям федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ и Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, обязано проводить антикоррупционную экспертизу издаваемых нор-мативно-правовых актов (их проектов). Порядок проведения антикоррупционной экспертизы выглядит следующим образом: подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, представляет текст проекта вместе с сопроводительным письмом на электронном носителе в УОС (Уполномоченную организацию субъекта) МВД России для размещения на официальном сайте МВД России. Сопроводительное письмо содержит в себе в основном сведения контактного характера, а именно почтовый и электронный адреса, номер факсимильной связи подразделения МВД России (для отправки экспертных заключений), контактный телефон должностного лица, ответственного за разработку проекта, даты начала и окончания приема заключений, дату размещения проекта на сайте. Полученные заключения должны быть рассмотрены в подразделении в течение 30 дней со дня по-ступления. По каждому из заключений должен быть дан мотивированный ответ, за исключением заключений, не содержащих в себе предложения по устранению найденных нарушений. Положения проекта, которые по результатам независимой антикоррупционной экспертизы признаны коррупционными, подлежат устранению, после чего проект нормативно-правового акта должен быть повторно представлен в ДПД (Договорно-правовой департамент) МВД России с приложением поступивших заключений.
Ключевые слова:
антикоррупционная экспертиза, коррупция, кор-рупциогенные факторы, Министерство внутренних дел России, нормативно-правовые акты.
Summary:
Under the provisions of the Federal Law dated 17.07.2009 № 172-03 and the Regulations on the preparation of normative legal acts of federal executive bodies and their state registration, the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia as a federal executive body is obliged to carry out an anti-corruption examination of issued legal acts (their projects). The procedure of anti-corruption examination is carried out in the following way: a MIA division, being the head executive body, introduces a project together with a cover letter in electronic format to the authorized regional organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia to be posted on the official website of the MIA. The cover letter includes mainly the contact information: postal and email addresses, fax number of the MIA division (for sending expert's report), telephone number of the official responsible for the development of the project, start and end dates of the reports' submission, the date of project's posting on the website. The examination reports should be considered in the MIA agency within 30 days from the date when such a report is received. For each conclusion the agency should give a reasoned response, except those opinions that do not propose to eliminate the violations found.
Those theses of the draft, which the independent anticorruption examination recognizes as corruptive, must be removed, after which the draft of the normative act should be re-submitted to the Treaty and Law Department of the MIA of Russia with attachment of the received examination reports.
Keywords:
anticorruption expertise, corruption, corruption factors, the Ministry of Internal Affairs of Russia, normative legal acts.
В соответствии с принятым федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность по назначению и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в порядке, установленном нормативно-правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и согласно методике [2], определенной Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 172-ФЗ).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации [3] предусматривают обязательное проведение правовой экспертизы при подготовке нормативного правового акта, а также антикоррупционной экспертизы в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Правительством РФ (п. 5 Правил).
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти обязано в соответствии с приведенными выше законодательными актами проводить антикоррупционную экспертизу издаваемых им нормативных правовых актов (проектов) [4].
Согласно Положению об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, подготавливаемые МВД России, а также проекты нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат независимой антикоррупционной экспертизе, которая проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, представляет с сопроводительным письмом текст проекта нормативного правового акта на электронном носителе в УОС МВД России для размещения его на официальном сайте МВД России в сети Интернет. В сопроводительном письме подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, указывает дату, когда проект нормативного правового акта должен быть размещен на официальном сайте МВД России в сети Интернет.
При размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте МВД России в сети Интернет должны быть указаны информация о подразделении МВД России, являющемся головным исполнителем, почтовый адрес, номер телефона факсимильной связи и адрес электронной почты, на которые необходимо направлять экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, контактные телефоны должностного лица, ответственного за разработку нормативного правового акта (кроме оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений МВД России) и даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Весьма важной стороной рассматриваемого вопроса является проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и учет ее результатов государственными органами [5].
Для организации этой работы должно быть обеспечено главное условие - доступ независимых экспертов к информации о разрабатываемых государственными органами проектах правовых актов. В этих целях предусматривается размещение проектов правовых актов на интернет-сайтах соответствующих государственных органов.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подразделение, являющееся головным исполнителем, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в ДПД МВД России, размещает эти проекты на официальном сайте МВД России в сети Интернет. Заключения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие по электронной почте в УОС МВД России, передаются в подразделение, являющееся головным исполнителем.
Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, подлежащих независимой антикоррупционной экспертизе, проводится ДПД МВД России в порядке, установленном приказом МВД России от 27.06.2003 № 484 (ред. от 08.11.2011) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России». Подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем, в тридцатидневный срок с момента получения рассматриваются заключения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие от независимых экспертов, аккредитованных в порядке, установленном Минюстом России. По результатам
рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, подлежат устранению подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем. После устранения замечаний и учета предложений, изложенных в заключениях правовой экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы, подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, повторно представляет проект нормативного правового акта на рассмотрение в ДПД МВД России с приложением заключений, поступивших от независимой антикоррупционной экспертизы. Повторное рассмотрение проекта нормативного правового акта в ДПД МВД России осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, и включает в себя проведение повторной антикоррупционной экспертизы, а также рассмотрение поступивших заключений независимой антикоррупционной экспертизы, оценку полноты учета содержащихся в них рекомендаций.
Ссылки:
1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : федер. закон РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
2. Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проведения коррупции : постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1240 (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084).
3. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
4. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 27.06.2003 № 484 (в ред. приказов МВД России от 18.12.2003 № 1004, от 20.09.2006 № 742, от 11.08.2009 № 631, от 19.04.2010 № 294, от 08.11.2011 № 1125, от 04.07.2012 № 676) // СПС «Консультант Плюс». 11Р1_: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150508/ (дата обращения: 05.10.2014).
5. Аккаева Х.А. Проблемы организации проведения органами внутренних дел антикоррупционной экспертизы // Наука и бизнес: пути развития. М., 2013. № 10 (28). С. 156-161.