Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОДНОМУ ИЗ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА'

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОДНОМУ ИЗ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАНТ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ИНОСТРАНЦЫ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ / ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Елена Альбертовна

Уделено внимание исследованию вопросов незаконной миграции и ее влияния на распространение идеологии терроризма. Проанализированы основные тенденции современной миграции, выявлено, что вовлечение незаконных мигрантов в преступную деятельность происходит из-за непоследовательной и непродуманной политики государства. Миграционные процессы носят все более неконтролируемый характер, что не может не отражаться на состоянии преступности. Криминогенный характер незаконной миграции отражается на многих сферах жизни общества. Оказываясь вне рамок правовой защиты и гарантий прав, нелегальные мигранты подвержены воздействию на них террористической пропаганды. Именно незащищенность делает мигрантов легкой добычей для вовлечения в преступную деятельность. Проанализированы факторы, способствующие вовлечению мигрантов в террористическую деятельность. В целях противодействия вовлечения мигрантов в террористическую деятельность необходимы совершенствование мер миграционного контроля и разработка комплекса мер по адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF COMBATING THE CRIMINAL POTENTIAL OF ILLEGAL MIGRATION AS ONE OF THE MEANS OF SPREADING THE IDEOLOGY OF TERRORISM

Attention is paid to the study of illegal migration and its impact on the spread of the ideology of terrorism. Analyzed the basic tendencies of modern migration, it is revealed that involvement of illegal migrants in criminal activity occurs because of inconsistent and ill-considered policy of the state. Migratory processes are more uncontrolled, that reflects on crime state. Criminogenic character of illegal migration reflects on a lot of spheres of life. Illegal migrants are easy influenced by terrorist propaganda, when they don’t have legal defense and guarantee of rights. Insecurity makes migrants easy recruits for criminal activity. Analyzed the factors contributing to the involvement of migrants in terrorist activities. To counteract migrants’ involving into terrorist activity, perfection of migration control measures and development of complex measures and integrity of migrants in Russian society are needed.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОДНОМУ ИЗ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

© Попова Е.А., 2018

УДК 343.9+314.74

DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-5-35-46

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОДНОМУ ИЗ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Е.А. Попова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: elenap2672@yandex.ru

Аннотация. Уделено внимание исследованию вопросов незаконной миграции и ее влияния на распространение идеологии терроризма. Проанализированы основные тенденции современной миграции, выявлено, что вовлечение незаконных мигрантов в преступную деятельность происходит из-за непоследовательной и непродуманной политики государства. Миграционные процессы носят все более неконтролируемый характер, что не может не отражаться на состоянии преступности. Криминогенный характер незаконной миграции отражается на многих сферах жизни общества. Оказываясь вне рамок правовой защиты и гарантий прав, нелегальные мигранты подвержены воздействию на них террористической пропаганды. Именно незащищенность делает мигрантов легкой добычей для вовлечения в преступную деятельность. Проанализированы факторы, способствующие вовлечению мигрантов в террористическую деятельность. В целях противодействия вовлечения мигрантов в террористическую деятельность необходимы совершенствование мер миграционного контроля и разработка комплекса мер по адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.

Ключевые слова: миграция; мигрант; незаконная миграция; иностранцы; терроризм; радикальный ислам; интеграция; адаптация; противодействие незаконной миграции; миграционное законодательство; преступность; меры противодействия

Любое государство в современной системе глобального взаимопроникновения миграционных потоков сталкивается с проблемой соблюдения баланса интересов граждан данного государства и людей, которые по тем или иным причинам вынуждено попали на его территорию. Возросшая в последние годы интенсивность миграционных процессов требует серьезного внимания к контролю соблюдения требований миграционного законодательства.

В настоящее время происходит беспрецедентный рост масштабов и географии мировой миграции. Связано это прежде всего с волной цветных революций, военных конфликтов в различных странах Европы (Украина), Ближнего Востока (Иран, Сирия), Африки (Ливия).

Как отмечают И.А. Алешковский, В.А. Ионцев, основными тенденциями современной миграции являются: «вовлеченность большинства стран мира в миграционные процессы; возрастающее значение мигрантов в решении демографических проблем принимающих стран; трудовая направленность миграции; рост нелегальной миграции; рост вынужденной миграции за счет военных конфликтов, неравномерности экономического развития регионов, экологической обстановки; двойственный характер миграционной политики: с одной стороны, ужесточение, с другой - признание права на перемещение и самоопределение» [1, с. 76].

Миграционные процессы затрагивают в настоящее время практически все страны мира, но легальных каналов для перемещения между государствами по-прежнему очень мало. Это «вынуждает людей искать нелегальные, а значит, и незаконные возможности для пресечения границ государств и нахождения на их территории. В этом случае они оказываются вне рамок правовой защиты и гарантий их прав» [2, с. 159].

Разные страны по-разному проводят свою миграционную политику и обеспечивают национальную безопасность. Международное сообщество также не остается в стороне от решения данных проблем. Об этом свидетельствуют меры, принимаемые в последнее время в формате ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, а также других международных организаций. Для государства важно контролировать миграционные потоки, не допускать стихийной и незаконной экономической и трудовой миграции, обособления мигрантов. Нежелание большей части мигрантов интегрироваться в государство-реципиент, принять его традиции и культуру становится неизбежной проблемой, выход из которой пока не нашло ни одно государство.

Особенность геополитического положения, большая протяженность государственной границы, сложная экономическая, социальная, демографическая обстановка внутри страны обусловливают неизбежность особого интереса к проблемам миграции в России. Из закрытой (во времена СССР) страны Россия в последние годы превратилась в одного из активных участников международных миграционных процессов и является одним из лидирующих по привлекательности для мигрантов государств.

Правовое регулирование миграции в Российской Федерации не имеет четко выраженной системы, потому что нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы, разрозненны, практически не консолидированы, вследствие этого данная сфера правового регулирования менее стабильна. В стране отсутствует четко сформулированная и последовательно проводимая миграционная политика. Нет точных сведений о количестве граждан, находящихся на территории России без законных оснований. Также называются разные цифры экономического ущерба от незаконной миграции. На сегодняшний день ни один государственный орган России не может определить, какое количество незаконных иностранных мигрантов находится на территории России [3]. Называются цифры до 20 и более миллионов, основную часть которых составляют молодые мужчины призывного возраста.

Изучение миграционных процессов на современной территории России позволяет определить, что незаконная миграция приобрела характер регулярно действующего фактора, негативно воздействующего на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в стране.

Миграция входит в число наиболее значимых факторов, детерминирующих преступность. Известно, что именно незаконная миграция связана с различными видами преступной деятельности: торговлей людьми и рабством, контрабандой, наркобизнесом, браконьерством, часто незаконные мигранты становятся объектом пристального внимания экстремистских или террористических организаций, пополняют ряды незаконных вооруженных формирований и т. п.

Увеличение уровня криминальной активности незаконных мигрантов не может не отражаться на внутригосударственной обстановке -многие такие преступления имеют широкий общественный резонанс, влияют на распространение ксенофобии, отношений нетерпимости, зачастую - конфликтов на национальной почве.

На обострение криминогенной ситуации, безусловно, влияет и отсутствие четкой системы учета и регистрации иностранных граждан, в том числе и граждан СНГ, въехавших на территорию Российской Федерации, а также недостаточный контроль за передвижением этих лиц со стороны органов внутренних дел. Как отмечает О.А. Чех, «низкое количество выявленных преступлений, предусмотренных статьей 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», указывает на неэффективную деятельность правоохранительных органов Российской Федерации в рамках пресечения деятельности организованных преступных

групп, занимающихся незаконным ввозом и легализацией иммигрантов, происходящую в условиях декларирования необходимости ужесточения контроля в данном секторе со стороны государства. Как результат в стране действуют десятки структур, оказывающих незаконные, зачастую мошеннические посреднические услуги по легализации незаконно въехавших или пребывающих на российской территории иностранцев, в том числе и для совершения преступлений» [4, с. 147].

Большая часть мигрантов не стремится интегрироваться в принимающее общество, живет замкнутыми анклавами, существует вне культурного и правового поля принимающей их страны. С криминологической точки зрения, по мнению Р.Р. Абдулганеева, наиболее проблематичным является «процесс адаптации иностранного мигранта к новым условиям и обстоятельствам жизни, который по объективным причинам отличается особой сложностью. Возникающие в новых условиях трудноразрешимые проблемы воздействуют на людей самым негативным образом, зачастую изменяя их ценностные ориентации и установки. Все это обусловливает повышенную криминогенность и виктимогенность лиц данной категории» [5, с. 41]. Именно незащищенность делает мигрантов легкой добычей для вовлечения в преступную деятельность.

В последнее время участились случаи мошенничества в отношении мигрантов (особенно граждан СНГ), которые пытались оформить патент на трудовую деятельность в нашей стране. Незнание правовых основ получения такого патента, желание ускорить его получение «приводит» мигрантов в сомнительные фирмы, обещающие оформить документы в кратчайший срок по «упрощенной программе». При этом действия таких фирм связаны с так называемой системной предоплатой. Лицо, обращающееся в данную фирму, заранее оплачивает стоимость «услуг». После получения оплаты со стороны лица данные фирмы не выполняют свои обязательства, находя какие-либо причины для этого (отсутствие «необходимых документов» у заявителя, в частности, сертификата о прохождении теста на знание русского языка, и т. д.). Полученные от мигрантов денежные средства фирмы не возвращают, предлагая мигрантам обращаться в суды.

По нашему мнению, деятельность таких фирм в должной мере не пресекается государством, что в свою очередь порождает недоверие лиц к государственной системе поддержки мигрантов.

Само положение мигранта в такой ситуации, где, с одной стороны, он выступает в качестве жертвы, а с другой - в качестве лица, которое

пыталось получить не вполне законным способом патент на трудовую деятельность, приводит к тому, что большинство из таких обманутых лиц не пытаются законным способом вернуть свои денежные средства, а следовательно, не обращаются ни в суды, ни в правоохранительные органы. Такое положение не может не влиять на социально-экономическую и духовно-нравственную уязвимость мигрантов. В результате они становятся «питательной почвой для радикальных религиозных течений и международного терроризма» [6, с. 38]. Проблемы в легализации своего положения, невозможность найти работу приводят к массовой маргинализации таких мигрантов. Именно незащищенность делает мигрантов легкой добычей для вовлечения в преступную деятельность.

Одной из острых остается проблема противодействия преступному потенциалу незаконной миграции как одному из средств распространения идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Значительное число мигрантов, как легальных, так и нелегальных, прибывают к нам из стран мусульманского мира, и не секрет, что среди них встречаются представители радикальных исламских организаций. Отличить мирного мусульманина от радикала порой очень затруднительно, и определенная часть исламских радикалов с потоком мигрантов попадает в Российскую Федерацию [7, с. 79]. В последние годы участились случаи задержания сотрудниками правоохранительных органов незаконных мигрантов, готовивших террористические акты в России.

Борьба с нелегальной миграцией фактически перерастает в борьбу с транснациональной преступностью и терроризмом.

Вербовщики терроризма ориентируются в своей деятельности, прежде всего, на маргинальные слои общества. И для этого есть объективные причины. Маргинальность в данном контексте означает «дезориентацию личности, которая выражается в кризисе самоидентификации. Такой личностью проще управлять, навязывая ей любые идеологические, политические установки. Особую активность в отношении этих групп проявляют крайние радикальные силы и экстремистские объединения. Действуют они примитивно: объявляют их ведущей социально-политической силой, обещают немедленное изменение их статуса, а маргинальная масса с восторгом идентифицирует себя с тем местом и ролью, которые ей предлагают» [8, с. 143]. Представляется, что отказ от обычной иерархии ценностей, разрыв с традиционным образом жизни и реализация иной альтернативной культуры часто находят отклик у значительной части мигрантов.

Идеологические аргументы террористической и экстремисткой идеологии срабатывают только тогда, когда они созвучны с вопросами, волнующими мигрантов в первую очередь.

Факторы, способствующие радикализации мигрантов, можно свести к следующим основным моментам.

Экономические факторы. Из-за нехватки денежных средств иностранцы не спешат узаконить свой статус на территории принимающей стороны. Действительно, процедура постановки на учет требует серьезной денежной суммы в отсутствие еще реального заработка. И поэтому многие откладывают решение этого вопроса на «лучшие» времена. Не последнюю роль играет и отсутствие информированности о предоставляемой услуге.

Социальные факторы. В отсутствие поддержки возникает ощущение «социальной» несправедливости. Ситуацию усложняют проблемы реинтеграции на правовом, административном и экономическом уровне. Социальная изоляция и отчуждение снижают способность к самостоятельному преодолению трудностей. Социальные факторы уязвимости являются следствием практически исключительного использования неформальных сетей друзей и знакомств при выработке стратегий жизни и работы за границей, что снижает потенциал эффективной защиты мигрантов. Такие переселенцы часто пользуются социальными сетями для обеспечения информационного обмена и социальных связей. Но такие контакты не могут обеспечить поддержку и защиту от дискриминации, ущемления прав, неурегулированного статуса, домогательств.

Факторы уязвимости, связанные с правами и законодательством, заключаются в низком уровне осведомленности мигрантов о своих правах человека, а также в недоверии к государству и негосударственным учреждениям и в недостаточной информированности об их роли в обеспечении защиты и оказании помощи.

Вербовщики не упускают возможности в такой ситуации войти в доверие и, не видя человека, предложить ему свою помощь. В случаях удачной вербовки привлечь их к ответственности бывает чрезвычайно сложно.

Все эти факторы повышают риски оказаться в принимающей стране с неурегулированным статусом. Имея ограниченное знание соответствующих требований закона и процедур, мигранты зачастую не выполняют их и тем самым ставят себя в уязвимое положение без разрешения на работу и письменного трудового договора и фактически не

могут отстаивать свои права на рабочем месте (например, продолжительность рабочего времени). Кроме того, возрастает вероятность оказаться в зависимости от недобросовестных посредников, услугами которых вынуждены пользоваться такие мигранты.

В целях противодействия вовлечения мигрантов в террористическую деятельность необходимо сосредоточиться на следующих направлениях.

1. Создание отлаженного механизма миграционного контроля как на приграничных территориях, так и в наиболее проблемных регионах страны. Такой контроль должен обеспечиваться новейшими достижениями развития технических средств, в том числе должна быть организована электронная идентификация мигрантов путем сканирования папиллярных узоров пальцев рук при пересечении государственной границы Российской Федерации. Это позволит противодействовать незаконному статусу пребывания гражданина, контролировать его время пребывания на территории России, облегчит розыск лиц, преступивших закон.

Административная статистика по учету мигрантов, которую вела до 2016 г. ФМС России, а в настоящее время Главное управление по вопросам миграции МВД России1, отражает результаты работы этой службы, но не миграционную ситуацию. Зачастую данные по деятельности миграционной службы не позволяют определить реальную численность мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, эффективность их использования.

Экспертному сообществу не доступна миграционная статистика о численности работающих трудовых мигрантах, о сферах приложения их труда, о государствах их исхода, их половозрастном составе как в целом по Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В условиях ограниченной доступности миграционной статистики до экспертного сообщества невозможно провести и экспертную оценку ситуации в миграционной сфере и эффективность проводимой миграционной политики.

В этом аспекте необходимо рассмотреть решение ключевого для выполнения миграционного законодательства в России правила о необходимости регистрации по месту пребывания или месту проживания. Отсутствие регистрации иностранцев в том или ином жилом помещении само по себе предопределяет их нелегальное, а следователь-

1 Статистические данные по миграционной ситуации. URL: https://мвд.рф/Delja-telnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 07.09.2017).

но, уязвимое положение, предполагающее последующую дискриминацию (поборы, взятки, угрозы административных наказаний и т. п.).

Сохраняя идею о необходимости наличия информации о местах временного пребывания и проживания иностранных граждан, необходимо пересмотреть требование законодательства о привязке этой информации к жилому помещению. Единственный выход, существующий во многих странах, - это регистрация в органах местной власти. Порядок должен быть прост и понятен для всех жителей.

2. Развитие мер по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. Эти меры позволят снизить психологическую, экономическую нагрузку на пребывающих лиц, преодолеть страхи и неуверенность, связанные, в частности, с языковыми барьерами, утратой привычных партнеров по общению, непривычностью атмосферы взаимодействия с различными службами и учреждениями. Особо важное значение в таких условиях приобретает политика государства, направленная на интеграцию населения и культур. Однако проводимые здесь мероприятия отличаются непоследовательностью и непродуманностью.

В связи с этим возрастает роль мигрантского сообщества в смягчении негативных последствий кризиса и административных санкций и, как следствие, в предотвращении, косвенным путем, появления и распространения радикальных идей среди уязвимых категорий мигрантов. Отчуждение от официальных институтов (государственных учреждений, неправительственных организаций) и общинных сетей поддержки является основным определяющим фактором радикализации, подпитывающим чувство негодования из-за пониженного социально-экономического статуса. Более того, как показывает практика, вербовщики религиозных экстремистских организаций выбирают своей мишенью среди мигрантов именно таких отчужденных индивидуумов с целью вовлечения их в свои собственные социальные сети. Такая хорошо организованная система вербовки зачастую проникает в мигрантские общины через посредников - бывших мигрантов. Так как существенным барьером для получения помощи оказывается недоверие, становится очевидным, что для установления контакта с уязвимыми мигрантами и их поддержки правительствам и международным донорам необходимо привлекать к сотрудничеству лидеров мигрантских общин, пользующихся доверием целевой группы мигрантов. Их участие играет ключевую роль в работе по повышению осведомленности мигрантов, распространению информации о признаках и рисках радикализации, а также в религиозном и этическом образовании.

Законопроект «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», разработанный Федеральным агентством по делам национальностей, активно обсуждавшийся общественностью в 2014 г., так до сих пор и не принят. Как предполагалось, закон должен был установить правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере2.

Россия явно недостаточно перенимает опыт зарубежных стран по более активному включению местной власти, гражданского общества, населения и церкви в вопросы адаптации и интеграции мигрантов на основе передачи им части полномочий госструктур. Особое внимание здесь следует уделить деятельности религиозных организаций. Не секрет, что большинство мигрантов проповедуют ислам.

3. Осуществление просветительской и консультационной помощи. В настоящее время информацию о правовом положении, гарантиях своих прав мигранты могут получить на официальных сайтах государственных органов либо на специальных интернет-страницах. Но никто не гарантирует, что в случае обращения на интернет-ресурс мигранту будет оказана реальная помощь и он не станет жертвой мошеннических действий. Навигация по таким сайтам также не совсем проста. И даже такая возможность получить информацию не доступна большинству мигрантов из-за отсутствия у них доступа к Интернету.

Следует начинать правовое и культурное просвещение еще в стране исхода. Так как большинство иностранных граждан прибывает к нам из стран СНГ, возможно наладить сотрудничество по предоставлению помощи еще на стадии подготовки к переезду в другую страну.

Необходимо помнить, что предупреждение преступности мигрантов, а особенно профилактика вовлечения их в террористическую деятельность требуют совместных усилий как государства, так и общества в целом. Не последнюю роль в предупреждении преступности мигрантов может сыграть воспитание российского общества в духе толерантности по отношению к людям другой национальности, культурного

2 О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации: Проект Федерального закона (подготовлен ФАДН России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.05.2017). Доступ из СПС Консуль-тантПлюс.

воспитания, религиозного мировоззрения. Необходимо осознать, что миграционные потоки в современном мире не остановить. Простая изоляция мигрантов, нерешение насущных для них проблем в конечном итоге порождает напряжение в любом обществе и влечет за собою негативные последствия.

Список литературы

1. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1. С. 75-87.

2. Мамедов Н.Ф. Глобальные процессы и факторы, влияющие на миграцию в Каспийском регионе в современных условиях // Известия СПбГЭУ. 2016. № 5 (101). С. 158-163.

3. Щуров А.П. Современные миграционные процессы как фактор возникновения «негосударственной миграции» в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 257-260.

4. Чех О.А. Криминологические аспекты преступности мигрантов в России в условиях глобализации // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 1 (43). С. 146153.

5. Абдулганеев Р.Р. Некоторые аспекты противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма в условиях реализации Федерального закона от 6 июня 2016 г. № 374-Ф3 («Закона И.А. Яровой») // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4 (26). С. 40-43.

6. Пантин В.И. Социально-демографические и цивилизационные сдвиги в современном мире: причины и следствия // История и современность. 2014. № 1. С. 3445.

7. Шелегов Ю.В. Миграционная ситуация в Российской Федерации и проблема роста преступности среди мигрантов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 1 (68). С. 77-81.

8. Алымбеков Б.М. Криминологическая характеристика международного экстремизма // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 142-144.

Поступила в редакцию 09.10.2017 г. Отрецензирована 15.01.2018 г. Принята в печать 26.02.2018 г.

Информация об авторе

Попова Елена Альбертовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: elenap2672@yandex.ru

Для цитирования

Попова Е.А. Вопросы противодействия преступному потенциалу незаконной миграции как одному из средств распространения идеологии терроризма // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 5. С. 35-46. DOI: 10.20310/2587-93402018-2-5-35-46.

DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-5-35-46

ISSUES OF COMBATING THE CRIMINAL POTENTIAL OF ILLEGAL MIGRATION AS ONE OF THE MEANS OF SPREADING THE IDEOLOGY OF TERRORISM

E.A. Popova

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

E-mail: elenap2672@yandex.ru

Abstract. Attention is paid to the study of illegal migration and its impact on the spread of the ideology of terrorism. Analyzed the basic tendencies of modern migration, it is revealed that involvement of illegal migrants in criminal activity occurs because of inconsistent and ill-considered policy of the state. Migratory processes are more uncontrolled, that reflects on crime state. Criminogenic character of illegal migration reflects on a lot of spheres of life. Illegal migrants are easy influenced by terrorist propaganda, when they don't have legal defense and guarantee of rights. Insecurity makes migrants easy recruits for criminal activity. Analyzed the factors contributing to the involvement of migrants in terrorist activities. To counteract migrants' involving into terrorist activity, perfection of migration control measures and development of complex measures and integrity of migrants in Russian society are needed.

Keywords: migration; migrant; illegal migration; foreigners; terrorism; radical Islam; integration; adaptation; combating illegal migration; the migration legislation; crime; measures of opposition

References

1. Aleshkovskiy I.A., Iontsev V.A. Upravlenie mezhdunarodnoy migratsiey v usloviyakh globalizatsii [Rulership international migration in a globalizing world]. Vekglobalizatsii -Age of Globalization, 2015, no. 1, pp. 75-87. (In Russian).

2. Mamedov N.F. Global'nye protsessy i faktory, vliyayushchie na migratsiyu v kaspiyskom regione v sovremennykh usloviyakh [Global processes and factors affecting the migration of the Caspian region in modern conditions]. Izvestiya Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saint-Petersburg State University of Economics], 2016, no. 5 (101), pp. 158-163. (In Russian).

3. Shchurov A.P. Sovremennye migratsionnye protsessy kak faktor vozniknoveniya «negosudarstvennoy migratsii» v Rossiyskoy Federatsii [Modern migration processes as emergence factor of "non-state migration" in the Russian Federation]. Vestnik Tam-bovskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 257-260. (In Russian).

4. Chekh O.A. Kriminologicheskie aspekty prestupnosti migrantov v Rossii v usloviyakh globalizatsii [Criminological aspects of migrants criminality in Russia in the context of globalization]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal - Leningrad Law Journal, 2016, no. 1 (43), pp. 146-153. (In Russian).

5. Abdulganeev R.R. Nekotorye aspekty protivodeystviya proyavleniyam religioznogo ek-stremizma i terrorizma v usloviyakh realizatsii Federal'nogo zakona ot 6 iyunya 2016 g. № 374-FZ («Zakona I.A. Yarovoy») [Some aspects of combating manifestations of religious extremism and terrorism in the context of the implementation of the Federal law of June 6, 2016 № 374-FZ ("The Law of I.A. Yarovaya")]. Vestnik Kazanskogo yuridi-cheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA Russia, 2016, no. 4 (26), pp. 40-43. (In Russian).

6. Pantin V.I. Sotsial'no-demograficheskie i tsivilizatsionnye sdvigi v sovremennom mire: prichiny i sledstviya [Social-demographic and civilizational changes in the modern world: causes and effects]. Istoriya i sovremennost' [History and Modernity], 2014, no. 1, pp. 34-45. (In Russian).

7. Shelegov Y.V. Migratsionnaya situatsiya v Rossiyskoy Federatsii i problema rosta pres-tupnosti sredi migrantov [The migratory situation in the Russian Federation and the problem of increase in crime among the migrants]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo insti-tuta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of MIA of Russia], 2014, no. 1 (68), pp. 77-81. (In Russian).

8. Alymbekov B.M. Kriminologicheskaya kharakteristika mezhdunarodnogo ekstremizma [Criminological characteristics of international extremism]. Biznes v zakone. Ekonomi-ko-yuridicheskiy zhurnal - Business in Law. Economic and Legal Journal, 2011, no. 1, pp. 142-144. (In Russian).

Received 9 October 2017 Reviewed 15 January 2018 Accepted for press 26 February 2018

Information about the author

Popova Elena Albertovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Criminal Law and Process Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: elenap2672@yandex.ru

For citation

Popova E.A. Voprosy protivodeystviya prestupnomu potentsialu nezakonnoy migratsii kak odnomu iz sredstv rasprostraneniya ideologii terrorizma [Issues of combating the criminal potential of illegal migration as one of the means of spreading the ideology of terrorism]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 5, pp. 35-46. DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-5-35-46. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.