V. >> V., это приведет не только к повышению затрат на постройку или приобретение баржи-накопителя, но и к снижению эксплуатационных затрат по СКПО.
В любом случае количество т СКПО, необходимое для переработки всего количества О загрязнений, которые накапливаются на рассматриваемом участке водных путей за навигационный период Т, должно определяться как М = О/м>(Т — * )р,
г 1 т.п.Г '
где: w.—производительность одной установки для переработки загрязнений на СКПО;
р — количество установок для переработки загрязнений на СКПО;
*тп — общее за навигацию время техно-
университета ШИПИ водных дДДДтдр коммуникации
логических перерывов между включениями установок.
Аналогичным образом могут быть разработаны и исследованы другие технологические схемы внесудовой очистки судовых загрязнений. Выбор технических средств, входящих в состав разрабатываемой технологической схемы внесудовой очистки, определяется конкретными условиями участка водных путей. Рассмотренные в настоящей работе варианты технологий можно считать стандартными, на их примере показана методика выбора и обоснования технологических схем внесудовой переработки судовых загрязнений.
Список литературы
1. Решняк В. И. Экология. Охрана окружающей среды на водном транспорте. — СПб.: СПГУВК, 2010. — 105 с.
2. Зубрилов С. П., Косовский В. И. Охрана окружающей среды на водном транспорте. — М: Транспорт, 1987. — 275 с.
3. РД 152.011.00. Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.
4. Решняк В. И., Решняк К. В. Оптимизация КОФ. — СПб.: СПГУВК, 2010. — 35 с.
5. Решняк В. И. Экологическая безопасность при перегрузке нефти и нефтепродуктов в портах. — СПб.: СПГУВК, 2006. — 233 с.
УДК 629.12-8:502.7 А. С. Курников,
д-р техн. наук, профессор, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;
Д. С. Мизгирев,
канд. техн. наук, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»
ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ГАЗООЧИСТКИ ДЛЯ СУДОВ |
КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ *
(Ш
PROBLEMS OF DESIGNING GAS PURIFICATION SYSTEMS FOR THE SHIPS OF COMPLEX WASTE PRODUCTS TREATMENT
Статья посвящена решению актуальной проблемы снижения эмиссий судовых газовых выбросов. Авторами достаточно подробно рассмотрены применяемые в настоящее время способы снижения ток-
университета ШИПИ водных коммуникации
сичности выбросов. Предложена технология, позволяющая обеспечить требования современной нормативно-технической документации по качеству выбросов.
The article is dedicated to decision of the actual problem of the reduction emission of ship gas surge. The authors consider in details the ways of reduction of surge toxicity. They offered technology, allowing to provide the requirements of modern normative-technical documentation on quality of surge.
Ключевые слова: комплексная переработка, очистка, выпускные газы, циклонно-пенный аппарат. Key words: complex processing, clearing, final gases, cyclone-foam device.
Л
ca
НАСТОЯЩЕЕ время предельную актуальность приобрела проблема сохранения природы и здоровья человека, для чего применяются широкие программы по защите окружающей среды от вредных воздействий техники и транспорта.
Эксплуатация судов неизбежно связана с возникновением и решением проблем охраны окружающей среды и обеспечения соответствия выбросов и сбросов загрязняющих веществ современным нормативным требованиям.
Среди основных выбросов наиболее существенными и вредными составляющими являются выпускные газы судовых энергетических установок (СЭУ).
Несмотря на влияние финансового кризиса, в последние годы наблюдается рост гру-зо- и пассажироперевозок речным флотом, а также использование транзитных судов в качестве стационарных гостиниц, причалов, накопителей, насосных станций и т. п. Судовладельцы используют топлива худшего качества, экономят на комплексном обслуживании флота (КОФ) и ремонтах судов, вынуждены производить несанкционированные сбросы. Указанные причины приводят к повышению эмиссии вредных загрязняющих веществ с судов в окружающую среду.
Кроме этого, отечественные суда, построенные до введения поправок к конвенции МАРПОЛ-73/78 о загрязнении воздуха с судов 18.05.05 № 10.16-1/1007, не допускают захода этих судов во многие европейские порты при использовании собственных главных энергетических установок, что значительно затрудняет торговые отношения.
Для решения проблемы обеспечения экологической безопасности судоходного участка при всех видах КОФ можно рекомендовать применение современных авто-
номных СКПО, отличающихся комплексным подходом к утилизации судовых отходов. Это обеспечит максимальный экономический эффект у потребителя при минимальных эксплуатационных затратах. Применение их актуально и сможет устранить основные недостатки существующей системы, а мобильность, обслуживание любого судоходного участка, максимальная эффективность не требуют постройки капитальных сооружений, также невелики затраты на строительство и эксплуатацию. Применяемые системы переработки отдельных видов отходов, объединенные в комплексы, смогут обеспечивать высокое качество очистки, отвечая не только существующим, но и перспективным требованиям природоохранного законодательства.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что в 95 % всех видов судовых отходов имеется «скрытая» энергия в виде теплоты при сгорании, которая до сих пор не получила широкого применения.
Обозначенные проблемы можно комплексно решить посредством переработки вредных загрязняющих сточных (СВ), нефте-содержащих вод (НВ) и мусора в полезную тепловую энергию посредством генерации перспективного вида топлива — биогаза и сжигания его с прочими отходами на судах СКПО. Авторами разработана технология, обеспечивающая не переработку, а утилизацию отходов. Так, нефтепродукты, сухой бытовой и производственный мусор, шламы СВ и НВ утилизируются сжиганием. Перспективно использование альтернативного вида топлива — биогаза, генерируемого из осадка СВ и пищевых отходов. Получаемую теплоту целесообразно использовать для нужд самого судна: производства тепловой и электрической энергий, пропульсивного комплекса и т. п.; избыточная энергия может передаваться внеш-
ним потребителям. В результате реализации технологии на СКПО будут скапливаться небольшое количество неперерабатываемого мусора и сухой зольный остаток, которые необходимо сдавать на береговые предприятия.
Отмеченные выше преимущества и особенности работы СКПО налагают соответствующие требования и на СЭУ. В зависимости от условий эксплуатации СКПО должны быть обеспечены надежные режимы энергоснабжения перерабатывающего и движительного комплексов, выдачи энергии внешним и внутренним потребителям, переходные режимы.
Решением указанной задачи является применение комбинированной СЭУ, имеющей в своем составе современные электрогенераторные установки, использующие как нефтяное топливо, так и «скрытую» энергию отходов. В качестве последних целесообразно применение агрегатов с приводными паровыми турбинами или поршневыми машинами.
Для решения поставленной задачи в настоящее время уже разработан поршневой паровой бесшатунный двигатель двойного
„ 90x220 ~
расширения . Он спроектирован на
высоком уровне и по ряду показателей уже не уступает совершенным дизельным двигателям, что позволит применить его в составе СЭУ СКПО (патент РФ № 2359134).
Однако здесь следует отметить, что при подобном разнообразии видов топлива, сжигаемых в котлоагрегате СКПО, возникает опасность загрязнения атмосферы различными продуктами сгорания. Данный вопрос актуален еще и потому, что их эксплуатация возможна также на судоходных участках в границах населенных пунктов, что вносит дополнительные ограничения на качество выпускаемых дымовых газов. В связи с этим при реализации процесса термической утилизации эксплуатационных судовых отходов и продуктов их переработки необходимо применение системы газоочистки, обеспечивающей выполнение требований ГОСТ 17.2.3.01-76 «Охрана природы. Атмосфера. Контроль качества воздуха населенных пунктов».
Ниже на схеме приведены основные методы очистки газов и аэрозолей, которые разделены по нескольким признакам: по принципу действия средств очистки, по конструкции, по степени очистки и т. п.
Среди самых малозатратных мероприятий по снижению токсичности выбросов СЭУ распространены: применение водотопливной эмульсии, очистка газов и их рециркуляция.
Наличие ряда специфических требований к судовым способам очистки, а также сравнительно небольшое возможное разно-
п г а
Гш|
л са
ПзГ
образие применяемых методов обработки приводят к тому, что для практического использования может быть рекомендован ограниченный ряд методов: фильтрация, сорбция, нейтрализация и инерционные жидкостные аппараты. Три последних относятся к «мокрым» методам очистки, и это вполне объяснимо, поскольку у судна для этого имеется неограниченный объем рабочей среды — воды. Кроме этого, они соответствуют судовым условиям по массогабаритным характеристикам, возможностью работать на переменных режимах СЭУ, малым гидравлическим сопротивлением, минимальным запасом реагентов, низким удельным энергопотреблением и пожаробезопасны. И последнее: после очистки и нейтрализации используемую для обработки газа воду из ЦПА с рН = 2-3 (кислая) целесообразно направлять в цистерну исходных СВ, где она будет частично их обеззараживать.
Особый интерес вызывают метод нейтрализации жидкостной пленкой и инерционный метод, осуществляемый в скрубберах и циклонно-пенных аппаратах (ЦПА). Произведя сравнительный анализ этих двух методов, следует отдать предпочтение инерционному по следующим причинам:
— при качке и вибрации может быть нарушена целостность пленки жидкости, тем самым нарушится технологический процесс очистки газов;
— удельная площадь межфазной поверхности (газ и вода) значительно (на порядок) больше у второго метода;
— скруббер и ЦПА дополнительно выполняют роль глушителя;
— «мокрый» инерционный метод дает более высокие результаты по снижению концентраций вредных веществ и твердых включений в газе, чем нейтрализация жидкостной пленкой.
Следовательно, для очистки выпускных газов СЭУ на СКПО наиболее рационально применение «мокрого» инерционного метода ■ с использованием ЦПА.
Кроме этого, в настоящее время опубликованы положительные результаты исследований по снижению токсичности промышленных выбросов котельных (прежде всего N0 , 80 ) путем введения в продукты сгора-
ния в зоне дожигания котла водных растворов азотистых соединений (аммиачной воды).
Описанный принцип также целесообразно применить в системе газоочистки СКПО исходя из следующих соображений:
1. Способ наиболее надежен при внедрении его на установках, содержащих котлы средней и большой мощности. На СКПО в составе СЭУ целесообразно применение котлоагрегатов. Судовые автономные котло-агрегаты отличаются высокой надежностью и простотой конструкции, в связи с чем могут быть без больших капитальных вложений дооборудованы системой впрыска аммиачной воды в зону дожигания.
2. Для реализации технологии требуется специально приготовленный раствор химических соединений. В технологическом процессе очистки СВ как один из продуктов переработки образуются соединения аммонийного азота, которые легко преобразовать в необходимую нам аммиачную воду.
3. Котлоагрегат СЭУ СКПО будет работать в стабильном, практически постоянном режиме, что позволит обеспечить полное протекание необходимых химических реакций.
4. Впрыск аммиачной воды позволит снизить температуру уходящих газов, что снизит теплонапряженность деталей котла и газохода, а также обеспечит устойчивую работу ЦПА.
5. В комплексе с ЦПА описанная техно -логия очистки уходящих газов позволит обеспечить соответствие выбросов самым строгим требованиям нормативной документации.
Таким образом, дымовые газы перед выходом в атмосферу целесообразно пропустить через установку газоочистки с улавливанием твердой и связыванием части газообразной фазы.
В современных условиях перед речным флотом стоит задача получения максимальной прибыли, для этого необходимо увеличить объем перевозок грузов и пассажиров при снижении затрат на обслуживание флота. Следовательно, необходимо обновить речной флот, оснащая его экономичными, экологичными и комфортабельными судами, а также обеспечить его инфраструктуру, чему и способствует разработка предлагаемого проекта.
Список литературы
1. Константинова С. А. Эти «кислые» дожди... // Изобретатель и рационализатор. — 2006. — 2. — С. 32.
2. Лебедева Е. А., Лощилова Е. В. Совершенствование методов очистки выбросов промышленных котельных // Приволжский научный журнал. — 2010. — № 2. — 270 с.
3. Охрана природы. Атмосфера. Контроль качества воздуха населенных пунктов: ГОСТ 17.2.3.01-76. — Введ. 22.09.1976. — М: Изд-во стандартов, 1976. — 12 с.
4. Патент на полезную модель № 2009104258/22, МПК С02П1/00. Комплекс систем для мобильной станции переработки эксплуатационных судовых отходов с целью их последующей рекуперации / Курников А. С., Мизгирев Д. С.; заявитель и патентообладатель ФГОУ «ВПО «ВГАВТ». — № 2009104258/22 (05658); заявл. 09.02.2009. — 5 с.
5. Патент на изобретение № 2007119837/15, МПК С02И1/00. Мобильная станция комплексной переработки эксплуатационных судовых отходов с целью их последующей рекуперации / Курников А. С., Мизгирев Д. С.; заявитель и патентообладатель ФГОУ «ВПО «ВГАВТ». — № 2007119837/15 (021615); заявл. 28.05.2007. — 8 с.
00