Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХX ВЕКА'

ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Принудительное переселение / уголовно-исполнительная система / Главное тюремное управление / община / арестанты. / Нouses of arrest / penal enforcement system / General Prison Administration / prison / prisoners.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вольский М. В.

В статье рассматривается исторический опыт, связанный с организацией такого вида административного наказания, как принудительное переселение крестьян из общины на новое место жительства. Часто такое наказание применялось в начале ХХ в. в отношении лиц, нарушавших общественный порядок и имевших недоимки по отдельным выплатам. Члены общины могли быть приговорены к высылке мировыми и уездными съездами, мировыми или городскими судьями и земскими начальниками. Обобщение указанного опыта в исторической ретроспективе в России в начале XX в. представляет несомненный интерес для исследования, так как позволяет моделировать данную практику в применении к современным условиям деятельности уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вольский М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ORGANIZATION OF DETENTION HOUSES IN THE VORONEZH PROVINCE IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

The article examines the historical experience associated with the organization of arrest houses – institutions for the detention of persons sentenced to arrest by county members of the district court, magistrates and county congresses, magistrates or city judges and zemstvo chiefs, as well as for the detention of accused persons subjected to pre-trial detention, according to the decisions of the aforementioned judicial authorities. The generalization of this experience in historical retrospect in Russia, at the turn of the XIX – XX centuries, is of undoubted interest to the researcher, since it allows modeling this practice in application to modern conditions of the penal system in our country.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХX ВЕКА»

УДК 359:947.08

ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КАТЕГОРИЙ ЛИЦ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХX ВЕКА

© 2024 М. В. Вольский

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социально-политических дисциплин e-mail: mv1973@bk.ru

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

В статье рассматривается исторический опыт, связанный с организацией такого вида административного наказания, как принудительное переселение крестьян из общины на новое место жительства. Часто такое наказание применялось в начале ХХ в. в отношении лиц, нарушавших общественный порядок и имевших недоимки по отдельным выплатам. Члены общины могли быть приговорены к высылке мировыми и уездными съездами, мировыми или городскими судьями и земскими начальниками.

Обобщение указанного опыта в исторической ретроспективе в России в начале XX в. представляет несомненный интерес для исследования, так как позволяет моделировать данную практику в применении к современным условиям деятельности уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

Ключевые слова: принудительное переселение, уголовно-исполнительная система, Главное тюремное управление, община, арестанты.

ISSUES OF ORGANIZATION OF DETENTION HOUSES IN THE VORONEZH PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

© 2024 M. V. Volski

Candidate of Historical Sciences e-mail: mv1973@bk.ru

Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter the great

The article examines the historical experience associated with the organization of arrest houses - institutions for the detention of persons sentenced to arrest by county members of the district court, magistrates and county congresses, magistrates or city judges and zemstvo chiefs, as well as for the detention of accused persons subjected to pre-trial detention, according to the decisions of the aforementioned judicial authorities. The generalization of this experience in historical retrospect in Russia, at the turn of the XIX - XX centuries, is of undoubted interest to the researcher, since it allows modeling this practice in application to modern conditions of the penal system in our country.

Keywords: houses of arrest, penal enforcement system, General Prison Administration, prison, prisoners.

Проблематика истории уголовно-исполнительной системы в Российской империи в начале XX в. представляет несомненный интерес для отечественных и зарубежных исследователей [1, с. 15].

Необходимо указать, что в данный исторический период тюремная система в нашей стране находилась в процессе реформирования. В 1879 г. было создано Главное тюремное управление в составе Министерства внутренних дел (с 1895 г. -в составе Министерства юстиции Российской империи), которое возглавил бывший саратовский губернатор М.Н. Галкин-Врасский. Он довольно долго, с 1864 по 1878 г., изучал состояние российских мест заключения и входил в комиссию по их преобразованию.

Изменения также коснулись и системы организации наказаний в Российской империи. Так, например, в 1886 г. был опубликован обновленный нормативно-правовой акт «Устав о содержащихся под стражею», который с определенными изменениями действовал в России до Октябрьской революции 1917 г. Этот документ, кроме прочего, регламентировал основы организации деятельности арестных домов в губерниях страны [2, с. 143].

Кроме того, в XX в., согласно Уставу о ссыльных (по изданию 1890 г. и 1906 г.) с разъяснениями Правительствующего сената, действовал порядок административной ссылки. В ряде случаев допускалось принудительное переселение в Сибирь и другие определенные к тому местности «в порядкеадминистративном». Основанием для этого служили нормы Устава о предупреждении и пресечении преступлений, Положения о сельском состоянии и другие нормативные документы.

Среди подобных рескриптов активно применялись и «Правила об удалении вредных и порочных членов из общества сельских обывателей, а также из казачьих и инородческих обществ», предусматривавшие, что только после 5 лет ссылки (при достойном поведении) сосланные могли вернуться - правда, как правило, не на родину.

Указанные категории граждан направлялись преимущественно в Енисейскую и Иркутскую губернии. Интересен тот факт, что ссыльные из этих губерний, а также из весьма суровых по условиям жизни и климату Амурской, Забайкальской, Приморской, острова Сахалин направлялись в ссылку в Якутскую область. Жители последней отбывали ссылку «дома» [3].

Также во внесудебном порядке - по приговорам крестьянских обществ «за порочное поведение» - ссылка осуществлялась из губерний Европейской России -в Архангельскую, Астраханскую, Вологодскую, Вятскую, Олонецкую, Пермскую, Оренбургскую губернии, в Тургайскую область, а также в Томскую и Тобольскую губернии. Из сибирских губерний ссылка осуществлялась в Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства.

Согласно циркуляру Министерства юстиции от 8 января 1901 г. №749, определение более конкретного места ссылки зависело от «учреждений, приводящих приговор в исполнение» (например, Главное тюремное управление, губернаторы и пр.). Кстати, в этом смысле губернаторы обладали довольно большими правами. В определенных полномочиях они были вправе уточнять и изменять правила для отдельных ссыльных. Кроме того, в организации участи ссыльных участвовали и другие ведомства. Например, Военное министерство обеспечивало этапирование ссыльных и конвой, а Министерство внутренних дел осуществляло повседневный надзор за ними.

Кроме того, Главное тюремное управление Министерства юстиции Российской империи в циркулярном письме № 4 от 16 января 1904 г. «О ссылке» рассматривало вопрос о порядке удовлетворения кормовыми деньгами лиц, принудительно

переселяемых в порядке административном, по «правилам об удалении вредных и порочных членов из общества сельских обывателей, а также из казачьих и инородческих обществ» [3].

Местным начальством был возбужден вопрос о том, на какой источник следует относить необходимый для этой цели расход, а также по какому сметному подразделению надлежит зачислить деньги, взыскиваемые на основании ст. 12 и 13 упомянутых выше правил, с подлежащих обществ.

Состоявшимся по сему предмету соглашением с Министерством внутренних дел, Министерством Финансов и Государственным контролем было признано, что все деньги, взыскиваемые с названных обществ как на путевые расходы, так и на кормовое довольствие принудительно удаляемых из их среды вредных и порочных членов, подлежат обращению в доход казны по § 32 ст. 7 сметы Министерства юстиции по тюремной части, а расход на выдачу в местах нового водворения кормовых денег в случаях, предусмотренных ст. 13 указанных правил, следует относить на ассигнуемый в распоряжение местного губернского начальства кредит по § 5 ст. 1 той же сметы. В будущем означенный расход надлежало включать в ежегодные сметные предложения.

В качестве примеров, характеризующих указанное положение дел по высылке принудительно удаляемых, можно привести сведения, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (далее ГА РФ) в фонде 122 «Главное тюремное управление».

Так, например, в решении Вологодского губернского правления от 8 января 1903 г. за № 408 на рассмотрение губернатора Вологодской губернии было направлено прошение административно высланных по приговору общества на водворение в Вологодскую губернию крестьян Харьковской губернии Сергея Жмуренко и Ивана Кривошея о пособии. Крестьяне просили «указанное ходатайство удовлетворить и деньги кормовые выдать» [4, л. 57].

Также принудительно удаленные по приговору общества на житие в Вологодскую губернию крестьяне Нижегородской губернии Никита Тихонов, Василий Шлыков и Павел Кувыкин прошениями, поданными первыми двумя на имя губернатора, а последним в губернское правление, ходатайствовали о выдаче пособия на кормовое довольствие за счет удаливших их обществ.

Пытаясь решить эти и подобные вопросы Вологодское губернское правление подготовило запрос. Так, в отношении от 12 Ноября 1903 г. за № 30480 земский отдел, ввиду того, что взыскиваемые с подлежащих обществ деньги на продовольствие удаленных в места ссылки за земельные их наделы, перешедшие в распоряжение обществ, не надлежаще вносятся в доход казны, просил губернатора сообщить Главному тюремному управлению списки лиц, кормовое довольствие которых, внесенное в местное казначейство, не выдано им по принадлежности, на предмет перечисления означенных сумм из сметы Тюремного управления в распоряжение подлежащего губернского правления.

Согласно указанному запросу в Главное тюремное управление местной канцелярией были подготовлены необходимые списки на принудительно переселенных крестьян и иные сословия общим числом 12 душ и в их числе, например, также переселенных на Вологодчину из Харьковской, Новгородской и Воронежской губерний.

По документам Харьковской губернской тюремной инспекции от 16 и 23 декабря 1903 г. за № 12825 и 13177 соответственно, на содержание принудительно удаленных из Харьковской губернии 4 человек, в том числе Жмуренко и Кривошея,

взыскано в счет причитающейся с подлежащих обществ суммы 3066 руб. 624 руб. 2 коп., которые и внесены в казну [4, л. 58].

По документам нНижегородского губернского правления (отношение от 7 января 1903 г. за №40) известно, о чем было сообщено в Вологодское губернское правление, что земельные наделы крестьян Тихонова, Шлыкова и Кувыкина перешли в распоряжение удаливших их сельских обществ и что внесенные последними на содержание названных ссыльных деньги хранятся в нижегородском казначействе, в депозитах нижегородского губернского присутствия. Впоследствии Вологодское губернское правление в отношении от 16 Января за №369 просило Нижегородское губернское правление о переводе на вологодское казначейство денег, взысканных на содержание крестьян Тихонова, Шлыкова и Кувыкина [4, л. 59].

Ввиду вышеизложенного в резолюциях от 22, 24 и 28 января 1904 г. было заключено необходимым со стороны Вологодского губернского правления:

а) просить харьковского губернатора распорядиться о скорейшем взыскании с подлежащих обществ остальных денежных сумм, следующих на кормовое довольствие переселенных в Вологодскую губернию крестьян Харьковской губернии в числе 4 чел., поименованных в отношениях Харьковской губернской тюремной инспекции от 16 и 23 декабря 1903 г. за № 12825 и 13177, и о настоящем распоряжении дать знать соответственно в Вологодскую губернскую тюремную инспекцию, и далее для объявления крестьянам Жмуренко и Кривошею; сообщить в Главное тюремное управление о ненадлежащей выплате на содержание указанной категории крестьян и ненадлежащем внесении в казну средств;

б) подготовить соответствующее письмо по указанному вопросу в отношении Новгородского губернского правления о необходимости распоряжения по поводу перевода на Вологодское казначейство денег, взысканных на содержание крестьян Тихонова и Шлыкова, с тем чтобы дать последним ответ на их запрос для объявления просителям, предложив им при этом разъяснить, что пособие им будет выдано тот час же по получении денежных средств из Нижегородского губернского правления.

Кроме того, по сообщению воронежского губернского правления от 11 июля 1904 г. (подобные запросы имели место также 9 декабря 1902 г. и 18 марта 1903 г. за № 2672, 3927 и 1713 соответственно), земельные наделы принудительно удаленных по общественным приговорам крестьян в Вологодскую губернию были успешно проданы. Из сумм продажи были взысканы деньги для перечисления на содержание ссыльных [4, л. 60].

Для исполнения этого решения были также переведены из § 5 ст. 1 тюремной сметы 1904 г. на уездное казначейство по месту водворения всех перечисленных ссыльных суммы в распоряжение подлежащих исправников. При этом с препровождением подробных списков о ссыльных, имеющих право на получение пособий, было предложено исправникам выдавать ассигнуемые пособия ссыльным деньгами ежемесячно.

В продолжение темы необходимо отметить, что 16 января 1904 г. Вологодским губернским правлением, к ведению которого относился вопрос по ссыльным, был получен циркуляр Главного тюремного управления за №1, из которого было видно, что по состоявшимся соглашениям с Министерством внутренних дел, Министерством финансов и Государственным контролем было признано, что все деньги, взыскиваемые на основании ст. 12 и 13 «Правил об удалении вредных и порочных членов из общества сельских обывателей, а также из казачьих и инородческих обществ» как на путевые расходы, так и на кормовое довольствие принудительно удаленных из среды вредных и порочных членов, подлежали обращению в доход казны по § 32 ст. 7 сметы Министерства юстиции по тюремной части, а расходы на выдачу в местах нового

водворения кормовых денег в случаях, предусмотренных ст. 13 указанных правил, следовало относить на ассигнуемый в распоряжение местного губернского начальства кредит [6].

Вследствие отношений от 27 августа и 28 ноября 1903 г. за № 4447 и 6134, а также от 13 и 21 января 1904 г. за № 267 532 Главное тюремное управление уведомляло губернаторов на местах, что ввиду циркуляра министра юстиции от 16 января 1904 г. за №1 всем принудительно переселяемым в отдаленные губернии крестьянам, поименованным в упомянутых предписаниях, должны быть выданы кормовые деньги из имеющихся в распоряжении губернского начальства кредита по § 5 ст. 1 сметы Министерства юстиции по тюремной части на 1904 г. [7].

Ввиду затруднений, нередко возникающих при выдаче кормовых денег крестьянам трудоустроенным, только переселяемым в порядке административного переселения, согласно списку административного переселения, приложенному к ст. 205 Устава о ссыльных, и иных документов, предлагалось удовлетворение кормовыми деньгами и средствами на переселение из расчета сумм, выделенных из продажи земельных наделов последних.

В целях установления в указанном вопросе единообразного порядка Главным тюремным управлением предписывалось губернским властям на местах не отказывать в удовлетворении кормовыми деньгами и за счет местных казначейств, с тем чтобы в дальнейшем указанные суммы были возвращены из предусмотренных решениями судов тех мест, откуда крестьяне выдворялись.

Таким образом, в Вологодской губернии, равно как и в других местах государства, Главным тюремным управлением Российской империи предпринимался комплекс мер, направленный на систематизацию и регламентацию управления вопросами, связанными с принудительным переселением отдельных категорий населения, подвергнутых наказаниям. Организованная практика принудительного переселения в отдельные отдаленные губернии из центральных и южных регионов во многом способствовала должной постановке дела в уголовно-исполнительной системе среди тюремного населения. Данный опыт, на наш взгляд, может быть экстраполирован и в настоящее время, где во многом применим в организации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России.

Библиографический список

1. Вольский, М. В. Государственная деятельность по организации кадрового обеспечения российского тюремного ведомства в XIX - начале XX в.: диссертация ... кандидата исторических наук / М. В. Вольский; ФГБОУ ВО «Курский госуниверситет». - Курск, 2019. - 256 с.

2. Детков, М. Г. Наказание в Царской России. Система его исполнения / М. Г. Детков. - Москва: Наука. 1994. - 356 с.

3. Гернет, М. Н. История царской тюрьмы. Том 3 / М. Н. Гернет. - Москва: Госиздат, 1962. - 403 с.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. 122. - Оп. 1. -Д. 520. Документы, циркуляры, переписка.

5. Тюремный вестник. Циркуляры Главного тюремного управления. - 1904. -

№ 5.

6. Полное собрание законов Российской Империи. (ПСЗ). - Собрание третье. -1907. - Отделение I. - №20. - Ст.186.

7. Устав о ссыльных (Т. XIV Свод Законов Российской Империи. По изданию 1890 г. и прод. 1906 г.) с разъяснениями Правительствующего Сената / составление Л. И. Марколля. - Иркутск, 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.