Научная статья на тему 'Вопросы применения метода директ-костинг в управленческой системе современных компаний'

Вопросы применения метода директ-костинг в управленческой системе современных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1749
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / ЗАТРАТЫ / COSTS / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / FIXED AND VARIABLE COSTS / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / CALCULATING / ДИРЕКТ-КОСТИНГ / DIRECT-COSTING / ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ / ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ / OPERATING PROFIT / ДОХОД / INCOME / СЕБЕСТОИМОСТЬ / COST PRICE / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / MARGINAL INCOME / PROFITS AND LOSSES REPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узенбаев Р.А., Алишева П.К., Ашырбеков С.Р.

В статье исследованы актуальные вопросы учета затрат и составления калькуляции себестоимости услуг с применением метода директ-костинг. Отражены преимущества метода директ-костинг в учете затрат турфирм, что раскрывает аналитику затрат и повышение возможности управления затратами менеджерами компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узенбаев Р.А., Алишева П.К., Ашырбеков С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF APPLICATION OF THE DIRECT-COSTING METHOD IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE MODERN COMPANIES

Actual issues of cost accounting and calculation of services cost using direct-costing method are investigated in the article. Article shows the advantages of the method of direct-costing in accounting for the costs of travel agencies, which reveals the analytical nature of costs and the increased ability to manage costs by company managers.

Текст научной работы на тему «Вопросы применения метода директ-костинг в управленческой системе современных компаний»

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДИРЕКТ-КОСТИНГ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

Р.А. Узенбаев1, д-р. экон. наук, доцент П.К. Алишева1, аспирант С.Р. Ашырбеков , аспирант 1Ошский технологический университет Международный университет в г. Жалал-Абад 1(Киргизия, г. Ош) 2(Киргизия, г. Жалал-Абад)

Аннотация. В статье исследованы актуальные вопросы учета затрат и составления калькуляции себестоимости услуг с применением метода директ-костинг. Отражены преимущества метода директ-костинг в учете затрат турфирм, что раскрывает аналитику затрат и повышение возможности управления затратами менеджерами компаний.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, затраты, туристические услуги, постоянные и переменные затраты, калькулирование, директ-костинг, отчет о прибылях и убытках, доход, себестоимость, маржинальный доход, операционная прибыль.

Постоянно меняющиеся рыночные условия в современном мире оказывают сильное влияние на экономические субъекты, уменьшая допустимое время принятия решений и ответной реакции на вызовы внешней конкурентной среды. В результате, экономические системы, основанные на принципах свободной конкуренции и самостоятельности отдельных хозяйствующих субъектов, остро нуждаются в достоверных и надежных бухгалтерских данных для принятия своевременных управленческих решений. В связи с этим, в условиях жесткой рыночной экономики затраты и себестоимость продукции становятся важнейшими показателями деятельности компаний и фирм. Поэтому расчет указанных показателей должен производиться с использованием новых методов, адекватных к требованиям современного бизнеса. В отечественной практике в области калькулирования себестоимости используются десятки методов учета затрат, включая такие традиционные методы как нормативный, попроцессный, позаказный и другие [3]. Однако современный бизнес требует расширения методической базы учета затрат и применения альтернативных методов, апробированных в практике западных компаний. К таким наиболее известным методам относятся

метод калькулирования себестоимости с применением полного (абзорпшен-кост) и переменного (директ-кост) распределения затрат. Если метод абзорпшен-костинг в какой-то мере понятен и в плане методики соответствует традиционным методам, то метод директ-костинг требует дополнительного более тщательного изучения [2].

По сути, директ-костинг - это современный метод калькулирования, базирующийся на переменных затратах. В соответствии с применяемыми традиционными методами, основная часть затрат оказывалась отнесенной на запасы, а меньшая - на реализацию. Поэтому компании были вынуждены показывать прибыль и платить налог на прибыль даже при небольших продажах. Отсюда была введена новая система распределения затрат между реализованной продукцией и остатками готовой продукции на складе, получившая название «директ-костинг». Этот метод при значительных остатках готовой продукции позволял снизить налогооблагаемую прибыль.

Суть системы директ-костинг заключается в том, что переменные затраты обобщают по видам готовых изделий, а косвенные собирают на отдельном счете и относят на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они

возникли. Прибыль по данному виду продукции получают путем вычитания переменных затрат по каждому изделию из суммы выручки. Общую величину прибыли рассчитывают путем сложения прибыли по всем изделиям, и она покрывает общую сумму постоянных затрат. Общеизвестно, что на учет и планирование производственной себестоимости изготовленной и реализованной продукции оказывают влияние только переменные производственные затраты, находящиеся в прямой зависимости от организации технического процесса производства. Незавершенное производство и остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода также оцениваются по переменным расходам.

Постоянные расходы не распределяют по видам продукции и не включают в расчет себестоимости изделий. Их собирают на отдельном счете и, по окончании отчетного периода, списывают на уменьшение прибыли.

Для того, чтобы разделить затраты на постоянную и переменную составляющие, обычно применяют один из следующих методов:

- метод анализа счетов;

- метод наивысшей и наименьшей точки (минимакс или метод абсолютного прироста);

- метод технологического нормирования;

- метод корреляции;

- метод наименьших квадратов.

На современном этапе можно выделить следующие элементы системы учета себестоимости по методу директ-костинг:

1) учет по видам затрат;

2) учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия);

3) учет результатов по носителям затрат;

4) учет по местам возникновения затрат;

5) учет результатов за период.

Указанные элементы используются как

при учете полных, так и переменных затрат, т.е. при любых формах организации учета затрат и результатов. При включении затрат в себестоимость произведенной

продукции, перечисленные элементы могут переноситься частично или оставаться неизменными.

В современных условиях применение директ-костинга актуально при принятии решения об уменьшении или увеличении объемов производства того или иного вида продукции. Причиной принятия положительного решения по поводу производства продукции становится покрытие постоянных затрат маржинальным доходом.

В современной научной литературе можно встретить описание двух разновидностей директ-костинга. Некоторые авторы отдельно выделяют классический ди-рект-костинг как калькулирование себестоимости по прямым (основным) переменным затратам и развитой директ-костинг как калькулирование себестоимости по прямым переменным и прямым постоянным затратам. При этом указывается, что в модели развитого директ-костинга сохраняются все преимущества простого директ-костинга, поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли. Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат. Таким образом, в развитом директ-костинге в себестоимость включаются не только переменные, но и часть постоянных затрат [1].

Процесс учета затрат по методу директ-костинг можно разделить на два этапа. На первом этапе устанавливается зависимость объема производства готовой продукции от прямых (переменных) затрат и отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе постоянные расходы, обобщенные на одном счете, сопоставляются с доходом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результатом является рентабельность производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию.

Как особенность современной системы директ-костинг, можно отметить использование норм и стандартов не только по переменным расходам, но и по постоян-

ным (в частности, по переменной части постоянных накладных расходов).

Деление затрат в системе «директ-костинг» на переменные и постоянные позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

- определение нижней границы цены продукции или заказа (соответствует переменным затратам);

- сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;

- определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

- выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;

- определение запаса финансовой прочности предприятия и точки безубыточности и др.

На наш взгляд, можно выделить следующие преимущества применения системы «директ-костинг»:

- на предприятиях с расширенной номенклатурой продукции финансовый результат как по всему предприятию в целом, так и по отдельным видам производимой продукции не зависит от выбора метода распределения постоянных затрат, что обеспечивает простоту и объективность калькулирования частичной себестоимости;

- на результат сравнения себестоимости различных периодов не оказывают влияния изменение структуры предприятия и связанные с этим изменения постоянных и нерелевантных затрат, и имеется возможность сравнения только в части релевантных, т.е. подконтрольных, затрат;

- в отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, изменение прибыли показывается как следствие изменения переменных расходов, структуры выпускаемой продукции и цен реализации;

- имеется возможность наблюдения динамики затрат в зависимости от объема и принятия оперативных управленческих решений ;

- при применении системы «директ-костинг» появляется возможность выявления изделий с наибольшей рентабельностью, т.к. постоянные затраты не списы-

ваются на себестоимость отдельных изделий и разница между ценой продажи и величиной переменных затрат не скрывается;

- информация, получаемая в системе директ-костинг, позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;

- система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка [4].

Однако, особенности, присущие системе директ-костинг, влекут за собой ряд проблем в организации управленческого учета, и, как основные недостатки этой системы, можно выделить следующие моменты:

- при разделении расходов на постоянные и переменные возникают трудности, поскольку чисто постоянные или чисто переменные расходы встречаются крайне редко;

- система директ-костинг не позволяет определить полную себестоимость произведенной продукции, поскольку постоянные расходы, участвующие в процессе ее производства, не учитываются. Возникает потребность в дополнительном распределении условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;

- цены на произведенную продукцию должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем покрытие всех издержек организации.

- отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству. Размер действительной себестоимости произведенной продукции не соответствует показателю усеченной себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;

- происходит искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства и готовой продукции оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;

- результаты финансового учета не совпадают с результатами управленческого

учета, что приводит к снижению доверия к руководству фирмы со стороны контролирующих органов (налогового, финансового управления) и влечет за собой негативные последствия;

- оказывается заниженной себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции.

Метод директ-костинг, с одной стороны, рассматривается как метод учета затрат. С другой стороны, он позиционируется как метод калькулирования. На наш взгляд, обе эти точки зрения не полностью раскрывают его сущность, и директ-костинг следует изучать как систему управленческого учета, поскольку, помимо калькулирования и учета, директ-костинг включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.

При определении себестоимости тур-продуктов после классификации затрат на постоянные и переменные мы также рекомендуем применить методы калькулирования себестоимости с полным распределением затрат (абзорпшен-кост) и калькулирование себестоимости с переменным затратам (директ-кост).

Применение двух методов имеет свои преимущества и недостатки в туризме. Подход, присущий системе «абзорпшен-

костинг», в определенном смысле размывает понятие себестоимости и прибыли, ведь эти величины будут разными в зависимости от того, пропорционально какому именно показателю распределялись косвенные расходы. Как следствие, отчеты о прибылях и убытках, построенные по методу «абзорпшен-костинг», зачастую не позволяют нам делать правильные выводы в отношении того, как поведут себя затраты и прибыль при изменении объемов продаж.

Преимущества использования директ-костинга в учете затрат:

- упрощение и точность исчисления себестоимости, так как в расчет берутся только производственные затраты;

- отсутствие процедур распределения затрат между видами продукций;

- повышение аналитичности данных и возможность определения точки безубыточности в целом, и по каждой продукции;

- раздельный анализ переменных и постоянных затрат позволяет строго контролировать их в отчетном периоде.

Поэтому с целью управления производственными затратами рекомендуется составление отчета о прибылях и убытках по методу «директ-костинг», что позволяет оценить результаты производственной деятельности в краткосрочном периоде.

Библиографический список

1. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. Учебник пер с англ. // Под ред. Я.В. Соколова. - 2-е изд. М.: Финансы и статистика», 1994.

- 496 с.

2. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ.

- М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Арзыбаев А.А. и др. Международные стандарты финансовой отчетности. Бишкек: Изд. Макспринт. - 2016.

4. www.costmanagement.com

THE QUESTIONS OF APPLICATION OF THE DIRECT-COSTING METHOD IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE MODERN COMPANIES

R.A. Uzenbaev1, doctor of economics sciences, associate professor

PC. Alisheva1, graduate student

S.R. Ashyrbekov , graduate student

1Osh technological university 2

Jalal-Abad international university

1(Kyrgyzstan, Osh)

2

2(Kirghizia, Jalal-Abad)

Abstract. Actual issues of cost accounting and calculation of services cost using direct-costing method are investigated in the article. Article shows the advantages of the method of direct-costing in accounting for the costs of travel agencies, which reveals the analytical nature of costs and the increased ability to manage costs by company managers.

Keywords: accounting, costs, tourist services, fixed and variable costs, calculating, direct-costing, profits and losses report, income, cost price, marginal income, operating profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.