Научная статья на тему 'Вопросы предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними'

Вопросы предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
636
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

Рассмотрены дискуссионные вопросы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних. Особое внимание уделено проблеме преступности среди несовершеннолетних женского пол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними»

Е. В, Кунц

ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Рассмотрены дискуссионные вопросы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних. Особое внимание уделено проблеме преступности среди несовершеннолетних женского пола.

Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности среди молодежи, повышение степени ее общественной опасности» появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью убедительно свидетельствуют о том, что общество и государство все еще далеко не полно используют имеющиеся возможности и резервы для активизации борьбы с этим видом преступлений и достижения здесь позитивных количественных и качественных изменений1.

Современная концепция предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, закреплена в документах международного сообщества. Ряд важнейших положений, имеющих профилактическое значение, содержится и в ратифицированной Российской Федерсщией Конвенции ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

В законодательстве Российской Федерации уделяется немало внимания вопросам правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, в связи с чем вполне объяснимо обновление российского законодательства. Вместе с тем следует признать то, что дестабилизацион-ные процессы в политической и социальной сферах оказывают негативное влияние на подростков. Регистрируется рост насилия в семьях, растерт количество нездоровых детей. Издавна на Руси было принято, что родителям принадлежит власть над детьми, но начиная с XVIII в. права родителей постепенно стали ограничиваться государством.

Меры общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних направлены главным образом на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков, реализации их прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное и нравственное развитие личности. В связи с этим необходимо особое внимание уделять поддержке материнства и детства, борьбе с безнадзорностью и маргинализацией детей и подростков, сокращению молодежной и подростковой безработицы, нравственному воспитанию молодежи, противодействию алкоголизации и наркотизации подростков, пропаганде здорового образа жизни.

Субъектами общесоциального предупреждения преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества. В первую очередь к ним

относятся учреждения образования, органы опоки и попечительства» органы здравоохранения, занятости, учреждения культуры, средства массовой информации.

Деятельность правоохранительных органов, общественных организаций по предупреждению преступлений не может быть осуществлена без согласованных действий этих органов.

Одной из причин преступности несовершеннолетних лиц женского пола являются неблагополучная семья, нарушения прав детей в области образования, оздоровления. '

Принципиально иное отношение к женщинам и детям, понимание того, что они достойны лучших условий существования возникло еще в прошлом веке. Первая мировая война, гражданская война, голод и разруха — таковы главные ■ вехи на пути построения социалистического государства, повлекшие за собой массовую беспризорность детей. Все это происходило на фоне установок о бесполезности семьи. В 1924 г. Лигой наций была принята так называемая Женевская декларация, призывающая мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.

После окончания Второй мировой войны в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН, в 1948 г. она принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства. Кроме того, п. 2 ст. 25 указанной Декларации посвящается праву на особое попечение в отношении материнства и младенчества2. Здесь же сказано, что дети, родившиеся как в браке, так и вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

В 1966 г. был принят международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества ■ и государства. Ст. 24 этого пакта адресована всем детям, имеющим право на такие меры защиты, которые требуются в их положении со стороны семьи, общества и государства3.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 г., не только повторял ранее закрепленные положения, но и обращал внимание на «несамостоятельных детей и их воспитание»4,

В 1959 г, ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. Одним из достоинств указанного нормативного акта является установление равенства прав всех без исключения детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. В указанном акте в качестве самостоятельного положения выделялся вопрос воспитания ребенка в семье: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности»5. ^

В 1989 г, была принята Конвенция ООН «О правах ребенка». Данный международный правовой акт предусматривает перечень всех прав ребенка. Такой

широкий спектр прав и способов.их реализации обеспечивает в полной мере под-поденное развитие ребенка и создание всех условий для его воспитания.

Развитие негативных процессов и явлений, интенсивно проявляющихся в молодежной среде, было предопределено предыдущими этапами развития общества и государства, прежде всего крупными просчетами в формировании и реализации политики по отношению к семье, молодежным проблемам, бытовой сфере. Эти просчеты в свою очередь послужили базой для воспроизводства негативных процессов и явлений в других сферах жизни общества. Это выражалось, например, в том, что многие годы приоритетными считались обязанности семьи и гражданина перед государством. Воспитание в семье считалось менее значимым и эффективным, чем воспитание в учебных заведениях6.

Уровень образования, культуры, занятость в общественном труде являются основными факторами, влияющими на формирование круга интересов, системы ценностей, системы потребностей человека. «Потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего числа их индивид испытывает затруднения как личность»7.

Нравственное оздоровление общества, безусловно, начинается с семьи. Проблема воспитания детей становится особенно сложной, когда дети вступают в подростковый период. Это актуализирует и конкретизирует задачу их подготовки к выполнению основных социальных ролей, в частности профессиональной ориентации, которая включает в себя не только ориентацию на конкретный вид деятельности, но и подготовку к выполнению физического или умственного труда. Исследование, проведенное в муниципальных образовательных учреждениях Челябинска, показало следующие результаты: с родителями планы на будущее подростки обсуждают чаще, чем со сверстниками — 61 %, со взрослыми посторонними людьми — 25%, а с отцом эти планы обсуждаются гораздо реже -г-26,7 %, с матерью — 67,2 %8.

Такие факторы, как уровень образования, место жительства способствуют формированию системы ценностей, связанной с количеством детей в семье. Такие же показатели, как доход семьи, жилищные условия, отношения между супругами, помощь со стороны родителей, особенности профессиональной деятельности женщины являются факторами, влияющими на характер реализации уже сформированной системы ценностей при определенных условиях. Иными словами, условия воспитания и условия жизни формируют представления о желаемом числе детей. Однако под влиянием различных обстоятельств эти представления будут реализованы лишь в той или иной степени. Данное положение позволяет сделать два вывода: во-первых, оказание помощи и предоставление широкого круга услуг семье (изменение жилищных условий,, совершенствование сферы обслуживания) будут способствовать приближению желаемого числа детей к идеальному; во-вторых, воздействие на социально-экономические факторы может быть эффективным у тех групп семей, у которых существует различие между желаемым и реально ожидаемым числом детей. '

Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.9 в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи преду-

смотрены следующие мероприятия: создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.

При всейзначимости улучшения бытанесовершеннолетнихне меньшее значение приобретают вопросы укрепления семьи. Если складывающиеся в семье контакты между родителями и детьми слабые, то вполне возможно состояние повышенной тревожности подростков, неуверенности в себе. Такие ситуации могут иметь криминогенное значение. Из 123 несовершеннолетних 85 ответили, что совершение преступлений послужило средством преодоления тревожности10. В этой связи возникает вопрос о принципиальной возможности переориентации государственной политики и рыночной экономики на интересы несовершеннолетних.

Исследования социологов подтверждаются результатами исследования автора, которые заключаются в том* что семья — это социальная группа, в которой совершается больше всего насилия. Жизненные тяготы, становящиеся неизменным атрибутом современной жизни, ожесточают людей, многие вымещают свои обиды на самых близких и слабых.

Следует признать, что все большее значение в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола, стала играть церковь.

Религия — явление многоплановое и многозначное, она порождена специфическими закономерностями развития общества. Сегодня при всей уязвленности идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм» в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание высоко.

В системе ценностей любой современной религии, претендующей на влияние, все более важные позиции занимают общечеловеческие ценности, в частности права человека. Религия, которая противопоставляет одних людей другим, не имеет будущего. На будущее может рассчитывать лишь религия общечеловеческой направленности. В наше время любая универсальная религия не может не исходить из того, что мирный порядок представляет собой главную ценность общества и государства. Религия формирует в сознании верующих представление

о должном характере мирового порядка и тем самым служит важным фактором

его созидания и поддержания. .

К сожалению, сегодня религия не всегда выполняет примиряющую роль в семейных отношениях.

Для истории нашего государства характерен длительный период борьбы с любой религией. Проповедование ненасилия, любви к ближнему и прощение высмеивались. Необходимо время, для того чтобы вылечить нравственное нездоровье

нашего общества.

Большой вклад в предупреждение преступлений несовершеннолетних могли

бы внести также общественные организации.

Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами

женского пола, невозможно без всестороннего правильного изучения предупреж-

дения правонарушений среда несовершеннолетних, что в свою очередь требует дифференцированного подхода к профилактической работе в этом направлении. Вопросами антиобщественного поведения несовершеннолетних лиц занимались криминологи, психологи, педагоги.

Существует особое мнение о том, что вопросы предупреждения преступлений несовершеннолетних женского пола должны быть предметом специального изучения в целях обеспечения борьбы не только с их уголовно наказуемыми деяниями, но и с аморальными поступками11. Не утратило силу высказывание А. С. Макаренко и в настоящее время: «В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек». Педагоги подчеркивают, что влияние отрицательных факторов, оказываемое на мальчиков, является более поверхностным, непродолжительным по сравнению с тем, какое влияние указанные факторы оказывают на девочек, у которых они затрагивают более глубокую сферу духовной жизни.

Объективно следует признать, что такое поведение несовершеннолетних лиц женского пола вызывает тревогу, поскольку это представляет серьезную социальную опасность как по характеру, так и по тяжести последствий. Такое поведение девушек является источником их виктимного поведения. Следует признать и, это считается очевидным, что все более возрастает роль матери в воспитании детей, формировании их правомерного поведения. Следовательно, предупреждая антиобщественное поведение несовершеннолетних правонарушительниц, мы преследуем сразу несколько целей: во-первых, корректируется сама личность, во-вторых, она активно включается в социальную жизнь, в-третьих, формируется нормальный семейный климат и понимание в семье.

Примечания

1 Бабаев М. М, КрутерМ. С. Молодежная преступность. М., 2006. С. 293.

2 Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 43.

3 Там же. С. 24

4 Там же. С. 45.

5 Там же. С. 49.

6 Ревин В. П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сферах семейно-бытовых и досуговых отношений: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 3.

7 Антонов А. И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи //Научноеуправление обществом. М., 1976. С. 262.

8 Автор приводит результаты личного исследования, проведенного в марте 2007 г.

9 Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2001 г. // Собр. законодательства РФ 2001

■№40. Ст. 3873. . ' '

10 Здесь приводятся данные, полученные автором в ходе исследования, проводимого в исправительной колонии общего режима ЯВ 48/5 г. Челябинска в августе 2006 г.

11 Усманова Л. Ф. Криминологические проблемы изучения преступности среди несовершеннолетних женского пола // Актуальные вопросы .советского права: Теория и практика. Казань, 1985. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.