Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В АРКТИКЕ'

ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / АРКТИКА / «АРКТИЧЕСКАЯ ВОСЬМЕРКА» / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТАЯНИЕ ЛЬДОВ / УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ / МЕТАН / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Влад И.В., Шароватов А.А.

В статье рассмотрены перспективы предотвращения последствий глобального изменения климата в регионе Арктики. Отмечаются такие необратимые тенденции, как быстрый рост приповерхностной температуры, превышающий темпы глобальных изменений, уменьшение протяженности, плотности и глубины морских льдов. Отмечается, что происходящие в Арктике изменения полностью остановить невозможно. Западные специалисты в данной связи говорят о двух векторах мер, принимаемых в отношении сложившейся ситуации - стратегиях митигации и стратегиях адаптации. Определены тенденции в реализации целей ОНУВ национальном уровне вклады в отношении объемов выбросов парниковых газов для крупнейших эмиттеров парниковых газов «Арктической восьмерки». Политика арктических государств в области сокращения выбросов характеризуется автором как недостаточно активная. По мнению автора, недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере. Среди проблемных аспектов, решения которых до сих пор не выработано, следует отметить, во-первых, социальный аспект и нарушение привычной среды обитания и, во-вторых, отсутствие требуемых данных и полномасштабных исследований Арктики, что не позволяет уточнять и корректировать прогнозы, меры, стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PREVENTING THE CONSEQUENCES OF GLOBAL CLIMATE CHANGE IN THE ARCTIC

The article considers the prospects for preventing the consequences of global climate change in the Arctic region. Irreversible trends are being observed, such as a rapid increase in surface temperature, exceeding the rate of global change, and a decrease in the extent, density and depth of sea ice. It is noted that the changes taking place in the Arctic cannot be completely stopped. In this regard, Western experts speak of two vectors of measures taken in relation to the current situation - mitigation strategies - mitigation of consequences and adaptation strategies. Trends in the implementation of the NDC goals at the national level, contributions in relation to the volume of greenhouse gas emissions for the largest emitters of greenhouse gases of the “Arctic 8” were determined. The policy of the Arctic states in the field of emission reduction is characterized by the author as insufficiently active. According to the author, insufficient attention is paid to the problem of methane content in the atmosphere. Among the problematic aspects, the solutions of which have not yet been worked out, it should be noted, firstly, the social aspect and the violation of the habitual habitat and, secondly, the lack of the required data and full-scale studies of the Arctic, which does not allow clarifying and correcting forecasts, measures, strategies.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В АРКТИКЕ»

Вопросы предотвращения последствий глобального изменения климата в Арктике

Влад Игорь Викторович

научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), viv23121963@mail.ru

Шароватов Алексей Андреевич

младший научный сотрудник, ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), sharovatov.a95@mail.ru

В статье рассмотрены перспективы предотвращения последствий глобального изменения климата в регионе Арктики. Отмечаются такие необратимые тенденции, как быстрый рост приповерхностной температуры, превышающий темпы глобальных изменений, уменьшение протяженности, плотности и глубины морских льдов. Отмечается, что происходящие в Арктике изменения полностью остановить невозможно. Западные специалисты в данной связи говорят о двух векторах мер, принимаемых в отношении сложившейся ситуации - стратегиях митигации и стратегиях адаптации. Определены тенденции в реализации целей ОНУВ национальном уровне вклады в отношении объемов выбросов парниковых газов для крупнейших эмиттеров парниковых газов «Арктической восьмерки». Политика арктических государств в области сокращения выбросов характеризуется автором как недостаточно активная. По мнению автора, недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере. Среди проблемных аспектов, решения которых до сих пор не выработано, следует отметить, во-первых, социальный аспект и нарушение привычной среды обитания и, во-вторых, отсутствие требуемых данных и полномасштабных исследований Арктики, что не позволяет уточнять и корректировать прогнозы, меры, стратегии. Ключевые слова: изменение климата, Арктика, «Арктическая восьмерка», устойчивое развитие, таяние льдов, углекислый газ, метан, коренные народы Севера

По данным статистики, собранной метеорологическими службами разных стран, предыдущее десятилетие (2010-2019 гг.) оказалось самым тёплым за всю историю наблюдений. В 2019 г. были зафиксированы рекордные уровни содержания углекислого и других парниковых газов в атмосфере. В 2021-2021 гг. выбросы парниковых газов сократились примерно на 6%, что обусловлено вводом массовых карантинных ограничений, запретов на поездки и приостановлением ряда производств. Тем не менее, данное улучшение является временным, и по мере восстановления мировой экономики и производства объем выбросов, безусловно, вернется к допанде-мийным уровням. Процессы изменения климата не приостановились - они оказывают все большее влияние на экономику стран и жизни людей: наблюдаются изменение погодных условий, рост уровня моря, числа стихийных бедствий и социально-экономических проблем [8/].

Одним из центральных вопросов, связанных с глобальным изменением климата, является увеличение температур в регионе Арктики. Так называемое «полярное усиление» представляет собой совокупность необратимых тенденций, связанных с быстрым ростом приповерхностной температуры, превышающем темпы глобальных изменений, и уменьшением протяженности, плотности и глубины морских льдов [3, с. 447]. Повышение температуры привело к тому, что циклы таяния и замерзания кардинально изменились: дрейф льдов в Арктике начинается раньше, лед отступает быстрее и не успевает восстановиться в течение холодного сезона. На сегодняшний день становится очевидным, что прогностические климатические модели, констатирующие полное исчезновение льда в Арктике к 2050 г., являются достоверными [5].

Согласно данным Национального управления по исследованию океанических и атмосферных явлений (США), представленным на конец 2021 г., динамика сокращения площади арктических льдов за последние четыре десятилетия выглядит следующим образом (Рисунок 1):

«о «ч о «ч

О Ш

т х

<

т о х х

Рисунок 1 - Сокращение поверхности льдов в Арктике, 19812021 гг.

Примечание: разработка автора по данным Национального управления по исследованию океанических и атмосферных явлений (США) [9/].

Следует представить другие факты, свидетельствующие о деструктивном влиянии изменения климата на Арктический регион. Известно, к примеру, период с октября по декабрь 2020 г. стал самой теплой арктической осенью за всю историю наблюдений - с 1900 г. Анализ динамики изменений средней температуры воздуха в Арктике позволяет сделать вывод о том, что данный регион нагревается темпами, превышающими общепланетарные более чем в два раза.

Согласно данным вышеотмеченного ведомства, 15 рекордно минимальных значений площади, занимаемой морским льдом, были зафиксированы за последние 15 лет. Кроме того, данная тенденция запускает ряд иных негативных процессов; к примеру, сокращение поверхности морского льда позволило судоходным и иным промышленным предприятиям осуществлять деятельность круглогодично, что привело к образованию и аккумуляции колоссального объема мусора вдоль берега и в океанических водах. Подобная ситуация, в свою очередь, негативно повлияла на среду обитания и популяцию морских млекопитающих [9].

Международные политики и стратегии в области защиты Арктики от последствий изменения климата

Необходимость принятия оперативных мер, направленных на противодействие последствий изменения климата в Арктике, регулярно акцентируется на международном уровне. Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 1992 г. [7] стала первым документом, где акцентировалось внимание на том, что катаклизмы, обусловленные климатическими сдвигами, представляют собой не локальные проблемы, а «предмет общей озабоченности человечества». Данная формулировка, пожалуй, во многом стимулировала многие страны к тому, чтобы обратить свое внимание на процессы, происходящие в Арктике и влияние, которые они оказывают по всей территории планеты. На данном этапе Арктика впервые стала выступать «предметом общей озабоченности человечества», а Конвенция, таким образом, привела к росту исследовательского и правительственного интереса во многих станах, что в последующем заложило базис для реформирования национальных социально-экономических и экологических политик.

Учитывая тот факт, что исследуемая нами проблема имеет общемировое, а не территориальное значение, международные эксперты говорят о целесообразности всеобъемлющего подхода [6]. Меры, направленные на предотвращение последствий глобального потепления климата в Арктике, утвержденные на уровне межнациональных структур, как правило, встраиваются в глобальные комплексы и стратегии. В частности, многие из программ, направленных на улучшение экологической обстановки в полярном регионе, исходят из 6 векторов, заданных ООН в контексте Целей по устойчивому развитию (Sustainable Development Goals) и рекомендованных национальным правительством (Таблица 1). Во многом перечисленные цели достигаются в контексте исполнения условий Парижского соглашения, принятого в 2015 г. Соглашение призвано усилить глобальное реагирование на изменение климата посредством сдерживания темпов роста глобальной средней температуры.

Следует отметить, что ущерб, нанесенный природной среде на полярных территориях, настолько обширен, что в современных исследованиях речи об абсолютном предотвращении последствий изменения кли-

мата не идет в принципе. В докладах, отчетах и коммюнике международных институтов отмечается, что происходящие в Арктике изменения полностью остановить невозможно. Западные специалисты в данной связи говорят о двух векторах мер, принимаемых в отношении сложившейся ситуации - стратегиях митигации - уменьшения последствий (mitigations strategies/policies) и стратегиях адаптации (adaptation strategies/policies) [4]. Следовательно, меры по снижению последствий, адаптации и развитию сопротивляемости к изменению климата выступают ключевыми целями для Арктического региона.

Таблица 1

Основные направления борьбы с изменением климата в мире в контексте повестки Sustainable Development Goals (ООН) и Парижского соглашения от 2015 г.

Примечание: разработка автора по данным Организации Объединенных Наций [8/].

Комплекс мер Содержание стратегий и тактик

Переход к зеленой экономике Меры по ускорению перехода к менее углеро-доемкой экономике во всех отраслях

Устойчивое развитие сферы занятости Экологизация рабочих мест, устойчивый рост сферы занятости

Функционирование и поддержание зеленой экономики Поддержка меры по обеспечению социально-экономических систем и предпринимательства

Инвестирование в устойчивые решения Прекращение потоков субсидий в производство и потребление ископаемых видов топ-пива и углеродоемких производств; принятие мер по выплатам компенсаций за использование ресурсов окружающей среды.

Разнонаправленные меры по сокращению климатических рисков Учет процессов изменения климата во всех отраслях деятельности человека и корректировка направлений их развития.

Сотрудничество Меры по укреплению трансграничного сотрудничества в борьбе с климатическими рисками.

Помимо вышеперечисленных, одной из важнейших организаций, действующей в исследуемой нами проблемной области, является Межправительственная группа экспертов по изменению климата. МГЭИК подчеркивает роль криосферы в сохранении глобального климата, а Арктика, согласно «Специальному отчету по вопросам проблем океанической среды и криосферы в контексте изменения климата», считается важнейшей частью глобальной климатической системы [15].

Как отмечено выше, изменения, затронувшие Арктический регион, представляют собой глобальную проблему. При этом не вызывает сомнения тот факт, что некоторые государства (Россия, Норвегия, Дания, Канада, Финляндия, Исландия, Швеция и проч.) оказываются затронутыми данной проблемой в большей степени, нежели другие. В Документации ООН в данной связи начали появляться особые классификации государств, разделенных по критерию ответственности за климатические изменения. Концептуальным ядром данной идеи явилось то, что именно развитые страны должны принимать наибольший объем мер по противодействию изменению климата, так как именно они несут большую ответственность за изменение климата и «большее других способствовали накоплению выбросов

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

сч о cs

о ш m

X

<

m О X X

парниковых газов» [11, с. 616]. Специалисты ООН, помимо прочего, постулируют следующее: некоторые страны являются более уязвимыми перед непосредственными последствиями изменения климата, тогда как другие затронуты данной проблемой косвенно, в большей степени экономически.

Вышесказанное обнаруживает существенное противоречие: так называемые «арктические страны», в большей степени страдающие от изменений, происходящих в полярном регионе, при этом, не включены в классификационные группы уязвимых стран и относятся к числу государств, несущих существенную долю ответственности за изменения климата. Вопрос о сопряженности их территорий в Арктикой - одним из самых уязвимых регионов на планете - остается, таким образом, проигнорированным, и по этой причине страны «Арктической восьмерки» не получают субсидий на реализацию мер по предотвращению последствий изменения климата в Арктике. Можно сделать вывод о том, что существующая международная система оставляет вопросы оказания специальной поддержки, отвечающей нуждам Арктического региона, на периферии внимания.

Уменьшение вредных выбросов в атмосферу как первичная мера по борьбе с последствиями изменения климата в Арктике

Согласно промежуточному отчету Арктического Совета от 2013 г., посвященному мерам повышения сопротивляемости изменению климата в Арктическом регионе, «сопротивляемость Арктики в существенной степени зависит от безотлагательных и масштабных мер по сокращению выбросов парниковых газов» [10]. Выбросы парниковых газов, в тексте вышеотмеченного документа, в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и в ряде других последующих документов, признаются самым значительным фактором изменения климатических условий на полярных территориях.

Сокращение газовых выбросов в атмосферу планеты является одной из наиболее трудных позиций, включенных в спектр климатических мер. Более того, как отмечает Н. С. Куделькин, текущие усилия мировой общественности, направленные на сокращение парниковых газов, практически безрезультатны [2, с. 1]. Меры, принимаемые правительствами развитых стран, не приводят к замедлению динамики изменений климата; более того, наблюдения последних лет показывают, что большинству стран, включая страны «Арктической восьмерки», не удается даже сдерживать рост атмосферной концентрации парниковых газов.

Согласно данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уровень концентрации СО2 на полярных широтах, измеряемый российскими станциями, ежегодно растет (в среднем масса газовых выбросов составляет 2,26 млн ежегодно [2, с. 4]); допандемийный 2019 г. стал в данном плане рекордным. Фактически можно сказать, что попытки уменьшить количество парниковых газов в атмосфере оказываются в большей степени неудачными, в связи с чем усилия следует направлять на адаптацию к новым реалиям.

Рассматривая проблему эмиссии парниковых газов в атмосферу, следует вернуться к условиям вышеотмеченного Парижского соглашения. Данный документ, помимо прочего, внедрил новый целевой адаптивный по-

казатель, достижение которого является ответственностью каждой страны - ОНУВ (Определяемые на национальном уровне вклады / Nationally Determined Contributions). Соглашение не фиксирует определенный объем вклада в борьбу с изменениями климата за каждой страной, однако, предписывает каждому государству демонстрировать «как можно более высокую амбициозность». Особенно важным для Арктики является сокращение выбросов в индустриальных странах, территории которых прилегают к данному региону. В данной связи следует обратиться к данным по некоторым «арктическим государствам», которые представляют ОНУВ; отметим также, что Норвегия, Дания и Россия используют в качестве контрольной точки 1990 г., Канада и США - 2005 г. (Таблица 2):

Как показывают данные Таблицы 2, цели Норвегии являются более амбициозными, чем, к примеру, цели Дании (на их достижение Норвегия закладывает на 20 лет меньше). Кроме того, по оценкам экспертов, вероятность достижения Россией целей ОНУВ в сегменте эмиссии газов крайне высока - прежде всего, по причине их изначальной мягкости и отсутствия четких целевых показателей [5]. Непоследовательность мер, принимаемых США и попытки выйти из Парижского соглашения по причине «несправедливой экономической нагрузки» на американских налогоплательщиков, а также сокращение объемов финансирования, выделяемого из федерального бюджета на реализации стратегии в области изменения климата, привели к увеличению выбросов и отдалению США от климатических целей, [1].

Таблица 2

Определяемые на национальном уровне вклады в отношении объемов выбросов парниковых газов - крупнейшие эмиттеры парниковых газов «Арктической восьмерки» Примечание: разработка автора по данным Организации Объединенных Наций [13/].

Государство ОНУВ в области выбросов парниковых газов

Дания Сокращение выбросов на 80-95% к 2050 г. в сравнении с уровнем 2005 г.

Норвегия Сокращение выбросов на 50-55% к 2030 г. с сравнении с уровнем 1990 г.

Канада Сокращение выбросов на 30% к 2030 г. в сравнении с уровнем 2005 г.

США (1) При администрации Б. Обамы: сокращение выбросов на 80% к 2050 г. в сравнении с уровнем 2005 г.,. промежуточная цель - сокращение выбросов на 26-28% к 2025 г. (2) При администрации Д. Трампа (с 2017 г.) -намерение выйти из Парижского соглашения, отмена политик следования ОНУВ. (3) При администрации Д. Байдена (с 2021 г.) возврат к следованию целям ОНУВ; скорректированные цели: сокращение выбросов на 50-52% к 2030 г. в сравнении с уровнем 2005 г.

Россия Сокращение выбросов до показателей ниже уровня 1990 г. к 2030 г., отсутствие четких пороговых уровней и количественных задач.

Россия, принявшая обязательства в отношении ОНУВ в 2019 г., столкнулась с проблемой массивных лесных пожаров, приведших к выбросам больших объемов парниковых газов, что также не позволяет на данный момент констатировать положительную динамику в отношении достижения поставленных климатических целей [5]. В целом, по мнению международных экспертов, политика арктических государств в области

сокращения выбросов характеризуется как недостаточно активная, особенно с учетом позиций России и решения США.

Отметим также, что на сегодняшний день недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере. Усилия мировой общественности и национальных правительств сконцентрированы в большей степени на углекислом газе; метан, в свою очередь, остается в атмосфере примерно 12 лет и поэтому классифицируется как недолговечный климатический фактор. Тем не менее, метан оказывает гораздо более сильное влияние на климатические изменения. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса СО2. Концентрация метана в атмосфере в настоящее время примерно на 150 процентов выше доиндустриального уровня, что обусловлено антропогенными факторами; выбросы метана увеличились на 47% с 1970 г. Кроме того, ожидается, что глобальные выбросы метана увеличатся на 25% к 2030 г. в случае отсутствия дополнительных мер соответствующего характера.

Сокращение выбросов метана международные эксперты называют главным рычагом для защиты климата Арктики. Несмотря на то, что метан равномерно распределяется по всему земному шару, вне зависимости от локации его эмиссии, влияние сокращения выбросов метана на региональные показатели приземного потепления крайне неодинаково. По результатам исследования, проведенного Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, меры по сокращению выбросов метана способны снизить потепление в Арктике на 0,7°С к 2040 г., что, в свою очередь, говорит о возможности следования наиболее оптимистичному сценарию потепления климата, в рамках которого темпы потепления снизятся на 67% в сравнении со стандартными прогнозами [12].

Открытые вопросы предотвращения последствий изменения климата в Арктике

Среди проблемных аспектов, в отношении которых международная общественность до сих пор не выработала решения, следует отметить, во-первых, социальный аспект и нарушение привычной среды обитания и, во-вторых, отсутствие требуемых данных и полномасштабных исследований Арктики, что не позволяет уточнять и корректировать прогнозы, меры, стратегии.

Таяние поверхностных льдов, уменьшения глубины слоя вечной мерзлоты, береговая эрозия, изменение биосферных условий в полярных регионах - все это оказывает деструктивное воздействие на среду обитания традиционных поселений местных сообществ. В частности, жилища инувиалуитов, проживающих на севере Канады, переносятся из-за размытия берегового ландшафта. Жители г. Уткиагвик (США, штат Аляска) вынуждены выстраивать искусственные заграждения, так как город находится под угрозой исчезновения; аналогичные процессы протекают по всему побережью Арктики. Стремительные процессы изменения климата меняют традиционный уклад жизни оленеводов, охотников и рыбаков. Таяние вечной мерзлоты на Шпицбергене приводит к высокому риску разрушения традиционных дере-вяных жилищ в г. Лонгйир [5]. В ряде стран встает во-

прос об изменении законодательного массива, регулирующего проживание коренных малочисленных народов [2, с. 14]. Таким образом, климатические изменения ставят под вопрос самобытность множества арктических сообществ и их выживаемость в принципе.

Вторым из открытых вопросов мы считаем наличие существенных пробелов в прикладных исследованиях и измерениях, проводимых в арктическом регионе. Исследования, безусловно, выступают базисом для принятия важнейших решений по вопросам Арктики, отсутствие достоверных массивов данных решения, принимаемые национальными правительствами и международными институциями, приводят к неэффективным климатическим мерам, основанных на предположениях и догадках. Анализ процессов, происходящих в морских льдах, выступает наиболее значительным недостатком существующих климатических моделей, требующим устранения [14, с. 22-24]. Более того, к настоящему моменту актуализировался вопрос об исследованиях по оценке стабильности полярного фронта у о. Шпицберген; необходимы также исследования, направленные на понимания механизмов крупномасштабного ветрового режима в Арктике. В современной науке наблюдается отсутствие понимания роли облачности в Арктике и ее эволюции в результате изменения температуры. Не изучено воздействие аэрозольных частиц на образование облаков в Арктике.

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

1. увеличение температур в регионе Арктики - один из центральных вопросов, связанных с глобальным изменением климата. «Полярное усиление» как совокупность необратимых климатических тенденций, проявляет себя в двух основных формах: (1) динамичный рост приповерхностной температуры, темпы которого превышают динамику глобальных изменений температуры, и (2) уменьшение протяженности, плотности и глубины морских льдов.

2. особое беспокойство вызывает изменение циклов таяния и замерзания: дрейф льдов начинается раньше, лед не успевает восстановиться в течение холодного сезона. Весьма показательна в этом плане динамика сокращения площади арктических льдов за последние 40 лет.

3. стратегии по принятию мер, направленных на противодействие последствий изменения климата в Арктике, вводятся, как правило, на международном уровне и адаптируются национальными правительствами с учетом актуальных реалий и ресурсов.

4. ключевым тезисом, постулируемым международными институтами, является то, что происходящие в Арктике изменения необратимы, в связи с чем в научных и медийный массивы вошли категории «стратегия мити-гации» (mitigations strategy/policy) и «стратегия адаптации» (adaptation strategy/policy).

5. политика арктических государств в области сокращения выбросов характеризуется как недостаточно активная, особенно с учетом позиций России и США. вклады в отношении объемов выбросов парниковых газов неравномерны, а стратегии, принимаемые многими государствами - непоследовательны.

6. внимание мировой общественности сфокусировано на проблеме эмиссии углекислого газа, но, при этом, недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере (тогда как сокращение

X X

о

го А

с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

сч о cs

о ш m

X

<

m О X X

выбросов метана - ключевой инструмент для защиты климата Арктики).

7. следует отметить также ряд открытых вопросов: социальный аспект и нарушение привычной среды обитания, отсутствие требуемых данных и полномасштабных исследований Арктики.

Литература

1. Выбросы парниковых газов в США выросли в 2022 г., отдалив страну от климатических целей // Interfax. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/880349 Дата доступа: 16.01.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Куделькин, Н. С. Арктика и глобальное потепление: адаптация к изменению климата и охрана окружающей среды / Н. С. Куделькин // Юридические исследования. - 2022. - № 1. - С. 1-16.

3. Мохов, И. И. Особенности современных изменений климата в Арктике и их последствий / И. И. Мохов // Проблемы Арктики и Антарктики. - 2020. - №66(4). - С. 446-462.

4. Никитина, Е. Н. Изменение климата в Арктике: адаптация в ответ на новые вызовы / Е. Н. Никитина // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2019. - №5. - С. 177-200.

5. Норкина, Е. Сопротивляемость к изменению климата в Арктике / Е. С. Норкина // Российский Совет по международным делам. - 2020 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/soprotivlyaemost-k-izmeneniyu-klimata-v-arktike/. - Дата доступа: 16.01.2023.

6. Порфирьев, Б. Н. Последствия изменений климата для экономического роста и развития отдельных секторов экономики российской Арктики / Б. Н. Порфи-рьев, С. А. Воронина, В. В. Семикашев // Арктика: экология и экономика. - 2017. - № 4 (28). - С. 4-17.

7. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата Принята 9 мая 1992 года // UNO. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cli mate_framework_conv.shtml. Дата доступа: 16.01.2023.

8. Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями // Организация Объединенных Наций. - 2022 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/. - Дата доступа: 16.01.2023.

9. Arctic Report Card: Climate change transforming Arctic into dramatically different state' // National Oceanic and Atmospheric Administration. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.noaa.gov/news-release/arctic-report-card-climate-change-transforming-arctic-into-dramatically-different-state. - Дата доступа: 16.01.2023.

10. Arctic Resilience. Interim Report 2013 // Arctic Council. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1628. Дата доступа: 16.01.2023.

11. Bodansky, D. Arctic Climate Interventions / D. Bodansky, H. Hunt // The International Journal of Marine and Coastal Law. - 2020. - №35(3). - С. 596-617.

12. How to Slow Near-Term Arctic and Global Warming The Case for Addressing Methane Emissions through the Arctic Council // The Center for American Progress . - 2022.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.americanprogress.org/article/how-to-slow-near-term-arctic-and-global-warming/. - Дата доступа: 16.01.2023.

13. NDC Registry // United Nations Climate Change. -2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unfccc.int/NDCREG. - Дата доступа: 16.01.2023.

14. NorACIA Norwegian Arctic Climate Impact Assessment. Оценка последствий изменения климата в норвежском секторе Арктики. Резюме пяти докладов и сводный доклад. - Troms0: Норвежский полярный институт, 2020. - 42 с.

15. Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate // IPCC. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.ipcc.ch/srocc/. - Да \та доступа: 16.01.2023.

Issues of preventing the consequences of global climate change in the Arctic

Vlad I.V., Sharovatov A.A.

FGBU VNII GOChS(FTs)

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article considers the prospects for preventing the consequences of global climate change in the Arctic region. Irreversible trends are being observed, such as a rapid increase in surface temperature, exceeding the rate of global change, and a decrease in the extent, density and depth of sea ice. It is noted that the changes taking place in the Arctic cannot be completely stopped. In this regard, Western experts speak of two vectors of measures taken in relation to the current situation - mitigation strategies - mitigation of consequences and adaptation strategies. Trends in the implementation of the NDC goals at the national level, contributions in relation to the volume of greenhouse gas emissions for the largest emitters of greenhouse gases of the "Arctic 8" were determined. The policy of the Arctic states in the field of emission reduction is characterized by the author as insufficiently active. According to the author, insufficient attention is paid to the problem of methane content in the atmosphere. Among the problematic aspects, the solutions of which have not yet been worked out, it should be noted, firstly, the social aspect and the violation of the habitual habitat and, secondly, the lack of the required data and full-scale studies of the Arctic, which does not allow clarifying and correcting forecasts, measures, strategies.

Keywords: climate change, Arctic, Arctic G8, sustainable development, ice

melt, carbon dioxide, methane, indigenous peoples of the North References

1. U.S. greenhouse gas emissions rise in 2022, moving the country away from

climate targets // Interfax. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.interfax.ru/world/880349 Access date: 01/16/2023.

2. Kudelkin, N. S. The Arctic and global warming: adaptation to climate

change and environmental protection / N. S. Kudelkin // Legal research. - 2022. - No. 1. - P. 1-16.

3. Mokhov, I. I. Features of modern climate change in the Arctic and their

consequences / I. I. Mokhov // Problems of the Arctic and Antarctic. -2020. - No. 66(4). - S. 446-462.

4. Nikitina, E. N. Climate change in the Arctic: adaptation in response to new

challenges / E. N. Nikitina // Outlines of global transformations: politics, economics, law. - 2019. - No. 5. - S. 177-200.

5. Norkina, E. Resilience to climate change in the Arctic / E. S. Norkina //

Russian International Affairs Council. - 2020 [Electronic resource]. -Access mode: https://russiancouncil.ru/analytics-and-

comments/analytics/soprotivlyaemost-k-izmeneniyu-klimata-v-arktike/. -Access date: 01/16/2023.

6. Porfiriev, B. N., Voronina S. A., Semikashev V. V. The consequences of

climate change for economic growth and development of individual sectors of the economy of the Russian Arctic // Arktika: ecology and economy. - 2017. - No. 4 (28). - P. 4-17.

7. United Nations Framework Convention on Climate Change Adopted on

May 9, 1992 // UNO. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_frame work_conv.shtml. Access date: 01/16/2023.

8. Goal 13: Take urgent action to combat climate change and its impacts //

United Nations. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/. -Access date: 01/16/2023.

9. Arctic Report Card: Climate change transforming Arctic into dramatically

different state' // National Oceanic and Atmospheric Administration. -2022. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.noaa.gov/news-release/arctic-report-card-climate-change-

transforming-arctic-into-dramatically-different-state. - Access date: 01/16/2023.

10 Arctic Resilience. Interim Report 2013 // Arctic Council. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: - 2022. [Electronic resource]. - Mode of access: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1628. Access date: 01/16/2023.

11. Bodansky, D. Arctic Climate Interventions / D. Bodansky, H. Hunt // The International Journal of Marine and Coastal Law. - 2020. - No. 35 (3). -S. 596-617.

12. How to Slow Near-Term Arctic and Global Warming The Case for Addressing Methane Emissions through the Arctic Council // The Center for American Progress. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.americanprogress.org/article/how-to-slow-near-term-arctic-and-global-warming/. - Access date: 01/16/2023.

13. NDC Registry // United Nations Climate Change. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://unfccc.int/NDCREG. - Access date: 01/16/2023.

14. NorACIA Norwegian Arctic Climate Impact Assessment. Assessing the effects of climate change in the Norwegian sector of the Arctic. Summary of five reports and a synthesis report. - Troms0: Norwegian Polar Institute, 2020. - 42 p.

15. Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate // IPCC. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ipcc.ch/srocc/. - Yes \ta access: 01/16/2023.

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.