Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования расходных обязательств'

Вопросы правового регулирования расходных обязательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1133
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EXPENDITURE OBLIGATIONS / BUDGET / INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева Валентина Васильевна, Дугарова Эльвира Владимировна

Подчеркивается, что в условиях дотационности актуальным является вопрос о справедливом и обоснованном формировании расходов бюджета. Указывается, что для обеспечения достаточности правового регулирования исполнения расходных обязательств должны быть определены обязательные требования к оформлению законодательных и (или) нормативных правовых актов, договоров и соглашений, устанавливающих расходные обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF EXPENDITURE OBLIGATIONS

Under the conditions of receiving dotations the problem of justified and well-grounded set the budget expenses is a topical one. In the article it is underlined that essential requirements for the drawing up of legislation and regulatory legal acts, contracts and agreements which determine expenditure obligations should be defined to provide sufficiency in the legal regulation of expenditure obligations.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования расходных обязательств»

УДК 346.62 В.В. ДОРЖИЕВА

ББК 65.261.3:67.402 кандидат экономических наук, доцент

Восточно-Сибирского государственного технологического университета, советник по финансам ООО «Байкалэнерго», г. Улан-Удэ

e-mail: vv2006uu@yandex.ru

Э.В. ДУГАРОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: dudara@yandex.ru

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Подчеркивается, что в условиях дотационное™ актуальным является вопрос о справедливом и обоснованном формировании расходов бюджета. Указывается, что для обеспечения достаточности правового регулирования исполнения расходных обязательств должны быть определены обязательные требования к оформлению законодательных и (или) нормативных правовых актов, договоров и соглашений, устанавливающих расходные обязательства.

Ключевые слова: расходные обязательства, бюджет, межбюджетные отношения.

Одним из направлений реформирования межбюджетных отношений стало законодательное разграничение полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых должно осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов. Под этим подразумевался переход при формировании расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы от нормативного метода, основанного на минимальных государственных социальных стандартах, к принципу учета в бюджете соответствующих расходных обязательств, которые подлежат исполнению в очередном финансовом году.

Таким образом, в бюджетное законодательство Российской Федерации впервые было введено фундаментальное понятие «расходные обязательства», под которыми понимаются «обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам

местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда)»1.

Помимо этого введение в бюджетное законодательство Российской Федерации понятия «расходные обязательства» наполнило конкретным смыслом использовавшееся ранее, но законодательно не закрепленное понятие «бюджетные обязательства». Теперь под бюджетными обязательствами понимаются «расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год»2.

Поскольку подавляющее количество расходных обязательств носят длящийся характер, без ограничения времени их действия, либо имеют конкретные сроки их исполнения (особенно в части долговых обязательств), то это создало возможность для осуществления бюджетного планирования не только на один финансовый год, но и на несколько лет вперед.

© В.В. Доржиева, Э.В. Дугарова, 2009

В.В. ДОРЖИЕВА, Э.В. ДУГАРОВА

Отметим, что, заменив понятие «минимальные государственные социальные стандарты» понятием «расходные обязательства», законодатель не определил метода расчета объема средств, необходимых для реализации расходного полномочия. В связи с этим на субфедеральном уровне возникают сложности не только с определением объемов средств, требующихся для исполнения расходных обязательств в рамках соответствующего бюджета, но и с правовым регулированием исполнения таких обязательств.

Например, Республика Бурятия в силу как объективных, так и субъективных факторов является дотационным регионом. В связи с недостаточностью собственной доходной базы ситуация по финансовому обеспечению своих расходных обязательств складывается особенно остро. При этом главной целью является поддержание сбалансированности республиканского бюджета, для чего необходимо решить такую трудную и важную задачу, как справедливое и рациональное распределение бюджетных ресурсов, не обеспеченных доходными возможностями бюджета, в соответствии с выбранными приоритетами развития.

При решении вопросов разграничения доходных источников и расходных полномочий актуальной становится проблема реальности и обоснованности формирования расходной части бюджета, а именно достаточности правового регулирования исполнения расходных обязательств на всех уровнях власти.

С целью учета расходных обязательств и определения необходимого для их исполнения объема средств бюджета ведется реестр расходных обязательств. Данные предварительного реестра используются при разработке республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Уточненный реестр расходных обязательств составляется после принятия закона о республиканском бюджете и нормативных правовых актов, заключения договоров, соглашений, обусловливающих возникновение расходных обязательств, для отражения в реестре расходных обязательств всех вновь принятых обязательств.

В программе социально-экономического развития Республики Бурятия в области

государственных финансов установлен показатель — полнота исполнения расходных обязательств Республики Бурятия. Для полного обеспечения исполнения расходных обязательств программными мероприятиями предусмотрены:

- инвентаризация республиканских нормативных правовых актов на предмет соответствия расходных обязательств Республики Бурятия полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия;

- приведение расходных обязательств в соответствие с доходами, принятие новых расходных обязательств с учетом возможности их финансового обеспечения в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития.

Проведенный анализ реестра расходных обязательств Республики Бурятия выявил следующее:

1. Объем расходных обязательств, определенный согласно нормативным правовым актам и заключенным договорам и соглашениям, превышает объем расходов, утвержденных в бюджете. Неполнота обеспечения финансовыми средствами некоторых расходных обязательств связана в основном с тем, что они рассчитаны по минимальным государственным социальным и финансовым нормативам. В связи с этим требуется внесение изменений в указанные нормативы (либо их отмена) или определение объема бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств методом, отличным от нормативного.

2. Объем расходов, утвержденных в бюджете, превышает объем расходных обязательств, рассчитанный согласно нормативным правовым актам и заключенным договорам и соглашениям. Кроме того, не учитываются в реестре расходных обязательств расходы, не имеющие правового основания (нет нормативного правового акта, договора и соглашения, предусматривающих возникновение расходных обязательств). По таким расходным обязательствам необходимо разработать и утвердить соответствующие нормативные правовые акты, заключить необходимые договоры и соглашения.

Кроме того, при формировании реестра расходных обязательств Республики Бурятия появляются следующие проблемы:

Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66)

- недостатки в оформлении законодательных и нормативных правовых актов, соглашений, договоров публичного образования, обусловливающих возникновение расходных обязательств, ввиду отсутствия представлений о содержании расходного обязательства;

- сложность распределения бюджетных расходов по конкретным полномочиям;

- формальный подход к составлению реестра расходных обязательств: исходя из предусматриваемых в бюджете объемов финансирования, а не из существующей правовой базы.

Анализ всего массива законодательных и нормативных правовых актов, договоров и соглашений, которые обусловливают возникновение расходных обязательств (даже на федеральном уровне), говорит о недостаточности определения расходного обязательства, его введения и (или) установления, в некоторых случаях — об отсутствии правил расчета объемов финансирования соответствующих бюджетных обязательств.

В большинстве случаев предусмотренные в бюджете расходы распределяются в реестре расходных обязательств, а затем к ним подбираются правовые акты. В связи с этим реестр расходных обязательств не выполняет в полной мере свои функции. Такой реестр может играть предписанную ему роль только в том случае, если имеется четкое понимание состава правовых актов, соглашений, договоров публичного образования, обусловливающих возникновение расходных обязательств.

Нормативное правовое регулирование расходных обязательств состоит в установлении посредством законодательных и иных нормативных правовых актов целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование производится в форме введения или установления расходных обязательств.

Под введением расходных обязательств понимается определение функций и задач органов публичной власти, требующих осуществления бюджетных расходов, а также общих принципов финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств.

Под установлением расходных обязательств понимается:

- определение целей, направлений, объема бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов публичной власти;

- определение мероприятий, программ и проектов, категорий получателей бюджетных средств, связанных с выполнением органами публичной власти соответствующих задач и функций;

- установление различных нормативов или определение конкретного порядка финансового обеспечения исполнения расходных обязательств.

Таким образом, введение и установление расходных обязательств предполагает, что должны быть приняты законодательные и (или) нормативные правовые акты, устанавливающие:

- цели и направления исполнения расходного обязательства (куда, кому и на что предоставляются средства республиканского бюджета: те нормы и положения, которые указывают на обязанность выделить тем или иным субъектам средства из республиканского бюджета, оказать определенные услуги, предоставить движимое или недвижимое имущество);

- объемы, структуру бюджетных расходов, необходимых для решения каждого вопроса; методики и нормативы, по которым должно рассчитываться соответствующее бюджетное обязательство.

Учитывая, что данные реестра расходных обязательств используются при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, необходимо обеспечить качественное составление и ведение реестра расходных обязательств главного распорядителя средств республиканского бюджета. До начала осуществления планирования республиканского бюджета весь пакет нормативных правовых актов по расходным обязательствам должен быть сформирован. Поэтому на первом этапе следует провести анализ нормативных правовых актов, договоров, соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, на предмет установления ими расходного обязательства, его цели и направления, возможности оценки объема

Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66)

Д.А. АЛЕКСЕЕВ

бюджетных ассигнований прямым методом или другими методами расчета объема ассигнований и внести в них необходимые изменения.

Таким образом, реестр расходных обязательств — основополагающий документ при формировании республиканского бюджета, позволяющий проводить бюджетную политику в условиях сбалансированности действующих расходных обязательств с реальными

финансовыми возможностями бюджета. Ведь сбалансированность бюджета — это залог финансовой стабильности, безусловного исполнения принятых расходных обязательств и снижения зависимости от внешних факторов.

Примечания

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2 Там же.

УДК 336.6 Д.А. АЛЕКСЕЕВ

ББК 65.261.91 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: denaleks@yandex.ru

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ

Дана трактовка капитализации как процесса роста стоимости компании. Поставлена проблема необходимости изучения и разработки механизмов обеспечения такого процесса. Предложены некоторые инструменты для повышения стоимости компании в условиях финансового кризиса.

Ключевые слова: капитализация, эффективность, финансовые инструменты.

Термин «капитализация» чаще всего в литературе употребляется для обозначения рыночной стоимости компании. При этом он употребляется в связке с предикатом — «рыночная капитализация». Определяется рыночная капитализация обычно как произведение «рыночной стоимости обыкновенной акции АО на количество обыкновенных акций данного общества, находящихся в обращении»1. Нетрудно понять, что понятие «капитализация» в таком смысле характеризует статичное состояние компании в момент времени, на который производится расчет рыночной стоимости ее акций.

Например, рейтинговое агентство «Эксперт» ежегодно публикует данные о величине рыночной капитализации 400 крупнейших компаний России.

Однако еще К. Маркс вкладывал в понятие «капитализация» другой смысл. В «Капитале» говорится о капитализации прибавочной стоимости как о превращении прибавочной стоимости в капитал. «Капитальная стоимость была первоначально авансирована в денежной форме; напротив, прибавочная

стоимость вначале существует как стоимость определенной части валового продукта. Если этот последний продается, превращается в деньги, то капитальная стоимость снова приобретает свою первоначальную форму, а прибавочная стоимость изменяет свою первоначальную форму бытия»2.

Прибавочная стоимость в денежной форме может быть потрачена на нужды капиталиста, а может быть пущена на увеличение действующего капитала. «Для того чтобы накоплять, необходимо часть прибавочного продукта превращать в капитал»3. Добавочный капитал, увеличивающий первоначальный капитал, — это «капитализированная прибавочная стоимость»4.

Другими словами, понятие «капитализация» можно рассматривать как «процесс»: процесс превращения богатства (потребительных стоимостей) в капитал, т.е. самовозрастающую стоимость. Капитализация богатства происходит тогда, когда оно начинает увеличивать свою стоимость.

Два смысла, присущие понятию «капитализация», тесно связаны между собой. В

© ДА. Алексеев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.