Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В РОССИИ И США'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1008
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЖА / БИРЖЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОНДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ БИРЖА / БИРЖЕВОЙ ТОВАР / ТОРГОВАЯ СДЕЛКА / ДЕРИВАТИВЫ / ФЬЮЧЕРСЫ / ОПЦИОНЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТОРГОВАЯ СИСТЕМА / БИРЖЕВОЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов К. Ю., Ткач Н. Д., Лазарев В. А.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью правового обеспечения прогрессивного развития российской экономики. ᡃЛюбая биржевая деятельность является объектом надзора и контроля со стороны соответствующих государственных органов. Грамотное правовое регулирование деятельности товарных бирж способствует успешному развитию и функционированию финансовых и иных институтов страны. В статье проводится оценка правового статуса организаторов торговли на товарном рынке, которые, как известно, занимают центральное место среди субъектов биржевой деятельности. Произведен анализ как действующего, так предшествующего законодательства России, регулирующего данную сферу, а также особое внимание уделено изучению соответствующего зарубежного опыта. На основе проведенного исследования, направленного на изучение нормативно-правовых актов в сфере организации и регулирования деятельности товарных бирж, сформулированы основные проблемы их функционирования и развития, а также предложены варианты решений этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В РОССИИ И США»

12. Решетов К. Ю. Бухгалтерский финансовый учет и финансовая отчетность (продвинутый уровень). — М., 2015.

13. Решетов К. Ю. Налоговое право. — М., 2013.

14. Решетов К. Ю. Организация налогового учета. — М., 2013.

15. Решетов К. Ю. Учет и анализ банкротств. — М., 2013.

16. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Smirnova O. O., Vysotskaya N. V. etc. Economic profit as indicator of food retailing enterprises performance // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. P. 468-479.

17. Muzalev S. V., Reshetov K. Yu. Food security of Russia: problems and perspectives of sustainable development // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. С. 495-502.

18. Plaskova N. S., Prodanova N. A., etc. Dealing operations as a means of improving the efficiency of the financial management of a production company // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 61-70.

19. Reshetov K. Yu., Khoroshavina N. S., Mysachenko V. I., Komarov V. Yu., Timofeev M. I. State policy in the area of implementation of innovations in industrial production // The Journal of Social Sciences Research. 2018. № S3. P. 271-276.

20. Reshetov K. Yu., Mysachenko V. I., Mikhailova A. S. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 169-175.

Решетов К. Ю.1, Ткач Н. Д.2, Лазарев В. А.3

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В РОССИИ И США

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью правового обеспечения прогрессивного развития российской экономики. Любая биржевая деятельность является объектом надзора и контроля со стороны соответствующих государственных органов. Грамотное правовое регулирование деятельности товарных бирж способствует успешному развитию и функционированию финансовых и иных институтов страны.

В статье проводится оценка правового статуса организаторов торговли на товарном рынке, которые, как известно, занимают центральное место среди субъектов биржевой деятельности. Произведен анализ как действующего, так предшествующего законодательства России, регулирующего данную сферу, а

1 Решетов Константин Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательства, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Ткач Нина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

3 Лазарев Владислав Алесевич, студент 4 курса факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

также особое внимание уделено изучению соответствующего зарубежного опыта.

На основе проведенного исследования, направленного на изучение нормативно-правовых актов в сфере организации и регулирования деятельности товарных бирж, сформулированы основные проблемы их функционирования и развития, а также предложены варианты решений этих проблем.

Ключевые слова: биржа, биржевая деятельность, инвестиции, инвестиционная деятельность, фондовая деятельность, торговля, торговая биржа, биржевой товар, торговая сделка, деривативы, фьючерсы, опционы, правовое регулирование, инфраструктура, торговая система, биржевой фонд.

Товарная биржа прошла долгий путь развития. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, постоянно модифицировались, адаптируясь к потребностям мировой экономики. Возникали новые функции, преобразовывался характер сделок. Развитие биржевой торговли условно может быть ограничено четырьмя этапами:

• биржа наличного товара, возникшая еще в XVI веке;

• биржа реального товара, где осуществлялась торговля реальным товаром по его описанию;

• фьючерсная биржа, которая появилась на рубеже XIX-XX вв. ;

• фьючерсная биржа на современном этапе развития мировой экономики и научно-технического прогресса.

Под современным этапом развития фьючерсной биржи понимается период с начала XXI века по сегодняшний день, давший стремительный качественный толчок развитию бирж, что нашло отражение в новых тенденциях, и в динамике показателей. Если говорить о показателях, то, в первую очередь, нужно отметить динамичный рост объемов биржевой торговли — количества сделок с фьючерсами и опционами, совершенных на мировых фьючерсных и опционных рынках. По данным Ассоциации фьючерсной торговли (далее FIA), объем фьючерсной и опционной торговли в целом, измеряемый в количестве заключенных биржевых контрактов, увеличился за период с 2000 по 2019 гг. с 2 022 млн. до 27 254 млн. контрактов, или более чем в 13 раз. Весомые, коренные изменения в развитии и содержании биржевой торговли на современном этапе развития, который обходится рамками двух последних десятилетий, заключаются в следующем:

• глобализация биржевых рынков, консолидация и интеграционные объединения биржевых структур, создание крупных биржевых холдингов;

• использование новых организационно-правовых форм, превращение ряда ведущих бирж из некоммерческих в коммерческие организации;

• динамичное развитие электронной торговли, формирование крупных электронных биржевых систем;

• тенденция к объединению биржевых и внебиржевых рынков;

• рост универсализации бирж, многообразие торгуемых биржевых активов;

• коренные изменения в функциях непосредственно товарной биржи, превращение ее в элемент финансового рынка, рост доли товарных фьючерсов в общем числе заключенных биржевых сделок во втором десятилетии XXI века;

Анализируя модификации, а также факторы, в результате воздействия которых произошли данные нововведения, стоит особо отметить процесс слияний и поглощений, послуживший причиной высокой степени концентрации биржевой торговли и к образованию биржевых структур, которые легко можно назвать биржевыми холдингами. Обсуждая процессы консолидации и создания биржевых объединений, необходимо заметить, что речь здесь и далее идет о биржах международного значения. Их международный уровень определяется тем, что данные биржи обслуживают потребности всего мирового рынка соответствующего товара. Цены, формируемые на площадках указанных бирж, отражают изменения всего мирового рынка какого-либо товара, или финансового инструмента. По сделкам, заключенным в рамках международных бирж, используются свободный валютный, торговый и налоговый режимы. Есть ряд других признаков, характеризующий международный уровень бирж.

Мировой кризис 2008 г. ускорил процесс биржевых слияний, значительно обострил противоречия и подтолкнул многие биржи к объединению. Однако предпосылки для этого возникли гораздо раньше, в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Веским фактором, способствующим и упрощающим процесс консолидации бирж, стало изменение самой организационно-правовой формы биржи — перевоплощение биржи из некоммерческих организаций в коммерческие структуры, деятельность которых нацелена на извлечение прибыли. На рынке США начало этому процессу положила крупнейшая американская биржа — Chicago Mercantile Exchange (CME), которая в 2000 г. была преображена в акционерную коммерческую компанию и в 2002 г. свои акции разместила от-крыто(1РО).

Повторением в современной истории экономических интеграций с участием товарных бирж стало создание и активное развитие Межконтинентальной биржи — Intercontinental Exchange (ICE) — вершина развития которой пришлась на вторую половину 2005-2010 гг. В ходе процесса консолидации ICE, образовался крупнейший в мире биржевой холдинг, который сегодня владеет 23-мя биржевыми площадками.

Эти действия привели к тому, что исключительно биржевой рынок дери-вативов1 с введением финансовых инструментов стал развиваться в двух формах — биржевого и внебиржевого (ОТС) рынков. Конкуренция биржевого и внебиржевого секторов стала дополнительным стимулом к развитию рынка производных инструментов. Создание, наравне со стандартными биржевыми контрактами, рынка внебиржевых контрактов с индивидуальными условиями кардинально расширило возможности участников рынка и финансовых менеджеров по страхованию рисков.

1 Derivatives — устоявшееся в англоязычной литературе обобщающее название финансовых и товарных производных инструментов.

Развитие рынка деривативов во многом определяется происходящими изменениями на рынках базовых активов, изменением их относительной роли. Так, двадцатикратный рост объема торгов на фондовом рынке1 за последние 10 лет повлек за собой столь же бурное развитие рынка стандартных контрактов на акции и фондовые индексы.

Рассматривая вопрос правового регулирования биржевой деятельности в Российской Федерации можно отметить, что в 1990 г. создаются Московская товарная биржа и Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ). Однако, уже в 1991 г. было зарегистрировано 520 бирж. Одновременные попытки некоторых экономистов и правоведов изобразить данную ситуацию в виде вполне обоснованного и рационального развития биржевой торговли вызывают по меньшей мере недоумение: с точки зрения экономики колоссальный рост количества бирж связывался ими с высокой доходностью биржевых операций, с правовой точки зрения — с переходом на частноправовые начала регулирования имущественных отношений. Между тем совершенно справедливым представляется мнение Б. И. Пугинского о том, что первые товарные биржи современной России являлись таковыми лишь по названию, в связи с чем 1990-1991 гг. нельзя считать периодом резкого роста объемов биржевых сделок и реального развития биржевой торговли. Абсолютное большинство так называемых «бирж» представляли собой, по сути, стихийно возникшие в условиях недостаточного правового регулирования центры спекулятивной торговли совершенно разнородным товаром.

Проблемы самого первого этапа возрождения российской биржевой торговли могли быть обусловлены, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Во-первых, биржевая торговля вплоть до 1992 г. регулировалась в большей степени общим гражданским законодательством — в частности, Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Единственным значимым нормативным актом специального характера являлось Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 (далее — Временное положение). Однако Временное положение закрепило лишь самые общие вопросы учреждения и лицензирования товарных бирж, оставив без внимания общее определение биржевой сделки, виды биржевых договоров, порядок их заключения и исполнения. Более того, отдельные нормы Временного положения непосредственным образом способствовали заведомо искаженной реализации вновь создаваемых биржевых институтов. Так, первой из поименованных в п. 2 целей создания товарной биржи было оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок, т.е. биржа на нормативном уровне была признана торговым посредником. Однако п. 7 Временного положения прямо противоречил п. 2, устанавливая, что «сама товарная биржа не осуществляет торгово-посредническую деятельность». Результатом этой внутренней противоречивости единственного специального нормативного акта ста-

1 Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С. 33-40.

ло то, что предприимчивые спекулянты начали во множестве создавать «биржи», осуществлявшие исключительно торгово-посредническую деятельность, т.е. являвшиеся, по сути, обычными комиссионными магазинами. Очевидно, что подобные «биржи» были далеки от биржевой торговли еще в большей степени, чем советские биржи в период НЭПа.

Еще одной причиной несостоятельности российской биржевой торговли на первых этапах ее восстановления можно считать полностью заимствованный характер биржевых институтов, прививать которые предполагалось хаотичному, совершенно несформированному и неурегулированному еще торговому обороту. В этом смысле ситуация начала 1990-х гг. имеет больше общего с реформой Петра I, нежели с политикой советского государства в период НЭПа. Если советские биржи именно «воссоздавались», т.е. восстанавливались хотя и для целей плановой экономики, но с опорой на сравнительно недавний исторический опыт функционирования дореволюционных бирж, то первые настоящие биржи современной России были вынуждены либо заимствовать зарубежный опыт биржевого саморегулирования, либо самостоятельно создавать свои уставы и правила торговли с «чистого листа». С учетом весьма существенных изменений в мировой экономике, многочисленных достижений научно-технического прогресса и соответствующего преобразования биржевой торговли к концу XX в. попытки «реинкарнации» исключительно дореволюционного опыта биржевой торговли уже невозможно было признать целесообразными. В этой связи Т.В. Сойфер отмечает, что российская экономическая и юридическая литература начала 1990-х гг., посвященная вопросам биржевой торговли, «в большинстве случаев носила описательный характер» ввиду почти полного отсутствия какой-либо практики.

В 1992 г. был принят Закон РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее — Закон о товарных биржах), закрепивший понятия товарной биржи, биржевой сделки, биржевого товара, краткое описание основных видов биржевых сделок, а также порядок учреждения и лицензирования товарных бирж. Вместе с тем Закон о товарных биржах:

• ограничился регулированием лишь товарной биржевой торговли;

• установил неопределенность организационно-правовой формы товарной биржи;

• формализовал, по сути, лишь одну функцию товарной биржи — формирование оптового рынка;

• недостаточно полно и во многом не совсем корректно раскрыл содержание основных видов биржевых договоров, что с учетом практически полного отсутствия подзаконного регулирования в определенной степени замедлило развитие российской биржевой торговли.

После почти двух десятилетий действия Закона о товарных биржах специалисты отмечали, что законодательное регулирование организованной торговли фрагментарно, правовые нормы «распылены» по нормативным актам различных органов государственной власти, понятийный аппарат не структури-

рован, отдельные понятия биржевой торговли имеют противоречивые определения, общепринятая терминология отсутствует.

В 2007 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен для рассмотрения законопроект «О биржах и организованных торгах», который основывался на принципе единообразия построения и функционирования организованного рынка вне зависимости от предмета обращения. Среди обозначенных инициаторами законопроекта целей в качестве важнейших следует отметить создание единого понятийного аппарата в правовом регулировании всех видов бирж и установление порядка заключения договоров на организованных торгах, однако данный законопроект не был принят.

Позднее в 2011 г. был принят уже в новой редакции Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 325-Ф3 «Об организованных торгах». В соответствии с Законом об организованных торгах биржа понимается в качестве коммерческой организации, осуществляющей деятельность по проведению торгов, проводимых на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом закон не зафиксировал ни принципы осуществления биржевой торговли, ни общие цели и задачи, которые определяют место бирж в современном гражданском обороте. Количество правовых норм, посвященных непосредственно биржевым сделкам, свелось к абсолютному минимуму. Тем не менее представляется достаточно обоснованным мнение О. М. Шевченко, указывающего на то, что Закон об организованных торгах «является первым этапом правотворческой деятельности в этой области», предполагающим принятие значительного количества подзаконных нормативных правовых актов, «от качества которых во многом будет зависеть эффективность правоприменительной практики, а следовательно, и престиж российского организованного рынка»1.

Вышеизложенные замечания позволяют сделать вывод о том, что развитие российской биржевой торговли на всех исторических этапах почти всегда инициировалось и определялось государством, а не самими участниками торгового оборота. Постоянное несоответствие заимствованных биржевых институтов фактическим экономическим отношениям во многом предопределяло, по нашему мнению, не только медленное развитие правового регулирования, но и, что самое важное, невостребованность инструментов биржевой торговли. Не стоит недооценивать значение Закона об организованных торгах, Федерального закона от 07.02.2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», новых подзаконных актов Банка России, однако возможность их позитивного регулирующего воздействия во многом зависит от заинтересованности участников гражданского оборота в использовании биржевых договоров в качестве средств достижения хозяйственных целей.

1 Шевченко О. М. Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2.

Следует отметить, что эволюция российского биржевого законодательства убедительно доказывает тезис о зависимости эффективности правового регулирования от реальных потребностей хозяйствующих субъектов и уровня развития регулируемых экономических отношений. В этой связи представляется, что новый этап правового регулирования биржевой торговли в России должен предполагать не только реализуемую в настоящее время формализацию современного (прежде всего зарубежного) опыта организованной торговли (унификацию регулирования для различных видов бирж, совершенствование рынка деривативов, внедрение клиринговых процедур и др.), но и ряд других направлений в нормотворческой деятельности. Среди них можно отметить, в частности:

1) активное привлечение бизнеса (прежде всего, представителей реального сектора экономики) для обсуждения и разработки актуальных правовых мер, позволяющих значительно повысить привлекательность и востребованность биржевых инструментов при осуществлении хозяйственной деятельности — нормативное закрепление новых видов биржевых сделок, регламентация инфраструктуры и функционального разделения участников организованной торговли (поощрение хеджирования и ограничение спекуляции) и др.;

2) устранение несогласованности между законодательным и подзаконным уровнями регулирования, приводящей к существенным лагам Банка России в принятии важнейших актов, имеющих ключевое значение для биржевой торговли.

В зависимости от роли в торговле тем или иным товаром можно выделить биржи международного значения, региональные и национальные биржи.

Международные биржи обслуживают мировые торговые, финансовые и валютные рынки. В работе таких бирж могут участвовать представители деловых кругов разных стран. Международный характер товарных бирж определяется несколькими критериями. Прежде всего это должны быть центры, обслуживающие потребности всего мирового рынка соответствующего товара, цены на которых отражают колебания спроса и предложения. При этом сам товар должен быть предметом активной торговли.

По этому критерию не являются международными многие японские биржи, ведущие операции с такими экзотическими товарами, как каракатицы или красные бобы. Небольшой объем операций и ограниченность участников также лишают биржи международного статуса. В качестве примера можно привести рынок зерновых английской биржи «Болтик эксчейндж» или рынки кофе и какао-бобов на Парижской бирже МАТИФ.

Международный статус биржи предполагает также свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует участию в биржевой торговле иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям с другими рынками.

Далее рассмотрим правовые основы биржевой деятельности в США.

Правовое регулирование биржевой деятельности и торговли США формировалось в течение длительного времени.

Так, на протяжении почти полувека после своего появления биржевые рынки в США не имели федерального законодательства, а каждая биржа устанавливала свои правила. После Гражданской войны (1861-1865 гг.) наступил период падения цен на сырьевые товары, в котором производители обвинили спекулянтов и биржевые рынки (фьючерсные). Некоторые штаты приняли законы, которые полностью запрещали фьючерсную торговлю. Штат Иллинойс был первым, кто ввел такой закон в 1867 году, и этот закон запрещал продажу товара на срок, которого не было в наличии у продавца. Закон 1867 года практически не применялся, но несмотря на это были арестованы семь членов Чикагской торговой палаты за операцию по продаже товаров на срок. Данный инцидент вызвал сильные волнения на биржевом рынке, однако вскоре члены торговой палаты были отпущены. В следующем году закон был отменен. Несмотря на то, что в период до Первой мировой войны между Правительством США и биржевыми (фьючерсным) рынками существовало перемирие, все попытки ввести регулирование этих рынков проваливались. Первым шагом по созданию федеральных нормативных актов в рассматриваемой сфере стало принятие в 1916 г. закона о фьючерсной торговле хлопком.

В 1921 г. был разработан и принят закон о фьючерсной торговле, однако вскоре он был признан неконституционным. Вскоре текст закона был переработан и уже в 1922 г. был принят Закон «О зерновой фьючерсной торговле». Закон впервые содержал определение контрактного рынка (официальное название фьючерсной биржи), также предполагал существование администрации по зерновым фьючерсным контрактам в рамках департамента сельского хозяйства. Помимо фьючерсной торговли на Чикагской торговой бирже этот закон регулировал торговлю еще на девяти других зерновых биржах, существовавших в то время. Администрация была наделена правом осуществлять надзор за торговлей, собирать данные об активности рынка и проверять книги и счета членов биржи.

В течение следующего десятилетия Конгресс США ввел различные изменения в этот закон, однако лишь кризис 1939 г. и депрессия 1930-х годов привели к его пересмотру. Принятый в 1936 г. Закон о товарных биржах распространил регулирование на другие биржевые рынки и ввел новые понятия. Так законом устанавливались лимиты позиций по спекулятивным операциям, а также предусматривалась обязательная регистрация брокеров и комиссионных купцов. Закон 1936 г. запрещал торговлю опционами на фьючерсные контракты, этот запрет сохранялся вплоть до 1982 г.

Закон 1936 г. предусматривал создание Комиссии по товарным биржам которая в 1947 г. была переименована в Администрацию по товарным биржам. Со временем были выявлены два существенных недостатка этой организации: ее власть не распространялась на весь спектр биржевой торговли, поскольку она занималась в основном сельскохозяйственными товарами, и ее полномочия не соответствовали периоду бурного развития фьючерсного рынка в 1970-е годы.

В 1974 г. был принят Закон «О Комиссии по товарной фьючерсной торговле». В соответствии с данным законом был создан новый орган регулирования — Комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ). Эта структура яв-

ляется независимым регулирующим органом, который назначается и подчиняется Конгрессу. Комиссия состоит из членов, каждый назначается Президентом США и утверждается конгрессом на пятилетний срок.

Законом устанавливалось, что фьючерсные контракты могут заключаться только на фьючерсных биржах, а КТФТ — это единственный орган, обладающий правом регистрации фьючерсных бирж (или контрактных рынков). Право регистрации — это важный инструмент, учитывая тот факт, что отдельной регистрации подлежит каждый фьючерсный контракт.

КТФТ разработала ряд требований для фьючерсных бирж, которые касаются как предоставления подробного обоснования для предлагаемых фьючерсных контрактов, так и установления правил ведения торговли. В соответствии с новыми требованиями фьючерсные биржи должны получать одобрение в КТФТ по каждому новому правилу или изменению в правилах.

При необходимости, в целях поддержания порядка на рынке, комиссия может изменить или дополнить правила ведения торговли. В исключительных случаях, КТФТ может отменить регистрацию контракта и остановить торговлю конкретным контрактом либо биржи в целом.

КТФТ, как и национальная фьючерсная ассоциация осуществляет регистрацию различных категорий профессиональных участников фьючерсной торговли. Процесс регистрации включает снятие отпечатков пальцев и предоставление полной информации об участнике.

На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство США о товарных биржах несет в себе идею правового регулирования, направленного против монополизации. Государство тщательно контролирует деятельность товарных бирж на предмет выполнения правил и положений о порядке проведения торгов, а также финансовую деятельность бирж. Колебание цен на сырьевые товары в связи с низкой эластичностью спроса и предложения неизбежно, а это в свою очередь делает полное управление ценами невозможным.

Несмотря на существование единого закона о товарных биржах в законодательстве США о биржевой деятельности сохраняется фрагментарность законодательного регулирования, «распыленность» правовых норм по документам различных ведомств, неструктурированность понятийного аппарата, наличие не соответствующих друг другу определений одних и тех же понятий, отсутствие общепринятой терминологии. Унификация законодательства, регулирующего деятельность по организации торговли на различных видах рынков, может способствовать устранению данных недостатков.

В результате рассмотрения вышеуказанных нормативных правовых актов можно утверждать, что законодательные органы США сделали еще один шаг по упорядочению предпринимательской деятельности в сфере биржевой торговли. С одной стороны, происходит ограничение прав и возможностей предпринимателей прежде всего, за счет расширения списка необходимых документов и ужесточения требований к стартовой цене. Но, с другой стороны, такое же ужесточение произошло и по отношению к соответствующим государствен-

ным органам, ограничив их свободу маневра при оценке соответствия соискателей лицензионным требованиям.

Необходимо сделать вывод о том, что недобросовестная торговля является достаточно угрожающим фактором для развития и совершенствования биржевой торговли, которому стоит уделять больше внимания. Регулирование в данной сфере должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивать равный доступ инвесторов к рынку в целом и ценовой информации в частности. В условиях эффективного рынка распространение существенной информации носит своевременный характер и отражается на формировании цен. Регулирование должно способствовать росту эффективности рынка путем создания условий для максимально свободного распространения ценовой информации. Например, впервые вопросы регулирования инсайдерской торговли нашли свое отражение в Законе о фондовых биржах 1934 году в США. Что касается российского законодательства, то самые существенные пробелы законодательства касаются меры ответственности за нарушение положений о торговле с использованием инсайдерской информации.

Резюмируя, необходимо сказать, что в современных условиях крайне важно реализовать:

• эффективный надзор за рынком ценных бумаг и выявление факта инсайдерской торговли на фондовых биржах;

• создание и развитие международного финансового центра в Российской Федерации;

• законодательное обеспечение прозрачности ценообразования на организованных торгах;

• определение правовых особенностей функционирования бирж реального товара.

На основе проведенного исследования можно сделать обоснованные выводы об особенностях правового регулирования биржевой деятельности, исходя из которых считается целесообразным внесение следующих изменений в законодательство :

1. Систематизация и совершенствование законодательства. В качестве общих подходов к совершенствованию законодательства об организаторах торгового оборота и усилению их воздействия на эффективность торговли представляется целесообразным систематизировать законодательство, устранить противоречия и избыточное регулирование неструктурированного объема нормативного правового материала о деятельности товарных бирж, ТИП, ассоциаций содействия торговле, оптовых рынков, ярмарок, выставок и других организаторов торговли. Аргументируется целесообразность принятия специальных законодательных актов, регулирующих отдельные виды организаторов торгового оборота; регулирование отношений, возникающих с участием организаторов торгового оборота, кодифицированными законами общего характера с

установлением общих принципов деятельности, определением понятия данных субъектов, их построения и содержания деятельности.

Также предлагается разработать специальный федеральный закон «Об оптовых продовольственных рынках», а также государственную и региональные программы, содействующие организации и развитию оптовых рынков, базирующихся на передовом зарубежном и отечественном опыте, ориентированных на развитие принципов свободной торговли и конкуренции, установление стандартов качества продовольственной продукции.

2. Изменение функционала внутренних подразделений бирж. Для товарной биржи характерно наличие в ее структуре внутренних подразделений, через которые выполняются основные функции. Например, комиссии, отделы, службы. Отмечается, что правовой статус внутренних структурных подразделений товарной биржи отличается от правового статуса внешне обособленных подразделений юридического лица (филиалов и представительств). Внешне обособленное подразделение юридического лица всегда обладает признаками территориальной, организационной, функциональной и имущественной обособленности, тогда как внутреннее структурное подразделение товарной биржи характеризуется наличием двух признаков — организационная и функциональная обособленность. Считаем целесообразным наделить внутренние подразделения бирж большими полномочиями в сфере контроля.

3. Создание новых товарных бирж. Оценка развития биржевой торговли приводит к выводу о стабилизирующем значении специализации бирж в области хозяйственных связей и формировании единого общенационального рынка. Предлагаем, например, создать специализированную торговую Алмазную биржу, для чего необходимо, прежде всего, выработать товарные стандарты. Формирование единого нормативно-правового поля, стандартизация условий проведения торговых сделок с алмазами и бриллиантами и расширение количества участников позволит всем предприятиям России стать полноправными членами мирового алмазного бизнеса, расширить географию своей деятельности, полноценно развиваться в рамках мирового масштаба.

4. Объединение бирж. Целесообразно объединять региональные товарные биржи в одну специализированную биржу с выделением в ней товарных секций с учетом региональной специфики.

5. Повышение финансовой и правовой грамотности населения в части участия в биржевой деятельности. Финансовая и правовая грамотность населения, основанная на развитии системы институтов инвестирования (включая образовательные и научные центры), будет способствовать улучшению ситуации в экономике Российской Федерации и как следствие это приведет к увеличению уровня жизни простого гражданина.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1), введенный Федеральным законом РФ от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2), введенный Федеральным законом РФ от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. Ст. 961.

5. Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 29.12.1995. № 248.

6. Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1918.

7. Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. № 28. Ст. 2790.

8. Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4859.

9. Положение о лицензировании биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3982.

10. Амуржуев О. В., Дороговцев А. Е., Иващенко А. А. Товарная биржа: Как ее создать? Как организовать работу? Как участвовать в биржевых торгах? — М.: Экономика, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Биржа правовые основы организации и деятельности: создание, структура, функционирование, прекращение деятельности / Под ред. Савили-на И. В., Козырь О. М. — М.: Экономика и право, 1991.

12. Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи: практическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991.

13. Галкин В. В. История бирж в России. Воронеж: Воронежская государственная технологическая академия, 1998.

14. Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С. 33-40.

15. Полтева Т. В., Мингалев Н. В. Анализ финансовых инструментов инвестирования: соотношение риска и доходности // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 33-36.

16. Шеленкова Н. Б. Правовая природа биржевых опционных операций: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — М., 1994.

17. Шевченко О. М. Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2.

18. Яковлев В. А. Пути повышения эффективности системы бытового обслуживания населения (на примере Краснодарского края): Автореф. канд экон. наук. — Ростов-на-Дону, 1995.

19. Официальный сайт Нью-Йоркской фондовой биржи // URL: https://nyse.nyx.com/ (Дата обращения: 10.11.2020).

Мысаченко В. И.1, Тимофеев М. И.2, Шматова Н. И.3,

СИСТЕМНАЯ БЕССИСТЕМНОСТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Статья посвящена количественному и качественному исследованию взаимоотношений работодателей/руководителей и работников в коммерческих структурах РФ. Исследовались взаимные претензии топ-менеджеров и низовых исполнителей. Сделаны выводы о крайне низком уровне менеджмента и слабой подготовленности трудовых ресурсов. На многих предприятиях как будто ничего и не слышали о таких понятиях, как научная организация труда, мотивации/стимулирование, игнорируется не только Трудовой Кодекс РФ, но и элементарные нормы цивилизованного общества.

Ключевые слова: отзывы работодателей, отзывы работников, нарушения

Трудового Кодекса РФ, взаимные претензии, мотивации/стимулирование, отзывы в соц. сетях, нарушение Конституционных прав трудящихся.

Авторы данной статьи являются преподавателями экономических дисциплин. Поэтому нас и наших коллег не может не волновать, в частности, истинное положение менеджмента в отечественном бизнесе. Интернет и социальные сети извергают раскаленные потоки возмущений сферой трудовых отношений между предпринимателями и работниками. Вот одна из оценок: «Зачастую эффективность работы команды тормозит некомпетентность российского менеджмента, нежелание топов хоть немного децентрализовать принятие решений и страх перед новым форматом работы [1].

Поэтому авторы поставили себе целью провести количественное исследование.

1 Мысаченко Виктор Иванович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры актуальных проблем экономики и предпринимательства АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Тимофеев Михаил Иванович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры актуальных проблем экономики и предпринимательства АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

3 Шматова Наталья Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.