Научная статья на тему 'Вопросы правового обеспечения дистанционного обучения в системе образования Российской Федерации'

Вопросы правового обеспечения дистанционного обучения в системе образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1907
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыльников В.В., Сумина Е.А.

В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения дистанционного обучения в системе образования Российской Федерации, события, с которыми понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные образовательные технологии» вошли в категорийный аппарат и законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыльников В.В., Сумина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Support Issues of Distance Learning in Russian Educational System

The following article considers legal support issues concerning distance learning in Russian educational system. Moreover such concepts like “distance learning”, “distance education”, “distance educational technologies” were included in category apparatus and legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового обеспечения дистанционного обучения в системе образования Российской Федерации»

в.в. мыльников,

старший инспектор Центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук

е.а. сумина,

старший инспектор отдела кадров УРЛС, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

v.v. mylnikov,

Senior inspector, Centre for Command-Staff Exercise,

Candidate of Law Sciences

E.A. SuMINA,

Senior inspector, Personal section, Department for Human Resources Development,

Candidate of Law Sciences (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 35.088.6

Вопросы правового обеспечения дистанционного обучения

в системе образования российской Федерации

Legal support issues of Distance Learning in Russian Educational system

В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения дистанционного обучения в системе образования Российской Федерации, события, с которыми понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные образовательные технологии» вошли в категорийный аппарат и законодательство Российской Федерации.

Дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии.

The following article considers legal support issues concerning distance learning in Russian educational system. Moreover such concepts like "distance learning", "distance education", "distance educational technologies" were included in category apparatus and legislation of the Russian Federation.

Distance learning, distance education, distance educational technologies.

Современное состояние российского общества, значительное увеличение доли интеллектуального труда требуют реального повышения качества образования, повышения его уровня. Высшее образование становится все более массовым. Однако обучение большого количества учащихся по традиционной системе связано со значительными расходами на оплату труда преподавателей, на содержание учебных площадей, на развитие учебно-материальной базы и т. д., что становится для общества все более обременительной проблемой.

В этих условиях возникает необходимость формирования модели массового обучения с использованием новых образовательных технологий. Поэтому дистанционное обучение весьма перспективно для развития всей современной системы национального образования.

К тому же процесс развития сферы образования в целях реализации и учета всесторонних потребностей общества не может не опираться на достижения других отраслей. Так, развитие компьютерных технологий все больше используется в различных областях. Именно поэтому

к S

I

<

м О 03

н и X

и

а

а и оэ

0 и

S

н

^

с S

И S

1 к

о н

и о и

О 03

н

и

л

<

и

н

$

0

1

о <

П9

9

К S

I

<

м

0 03

н и

1

и

а

а и оэ

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и

н

$

0

1

о

а

<

10

образовательный процесс модернизируется посредством внедрения в него качественно новых элементов, одним из которых, несомненно, является интернетизация образования, использование компьютерной техники, современных образовательных технологий в процессе обучения. В связи с этим в последнее время в научном и практическом употреблении прочно утвердились такие категории, как «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии».

В научных работах, посвященных изучению проблем дистанционного обучения, высказывается мнение о том, что впервые необходимость развития способа организации обучения посредством электронных ресурсов как неотъемлемого элемента международного сотрудничества в сфере высшего профессионального образования была сформулирована в аналитических докладах Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в конце XX столетия. В обобщенном виде полученные результаты были опубликованы указанным институтом в 2001 г. Однако в межправительственных соглашениях РФ и ряда зарубежных стран более раннего периода в числе рекомендаций уже можно увидеть пункты, посвященные развитию процесса получения знаний дистанционно. Так, например, в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования отмечается, что стороны признают в качестве приоритетного направления по созданию информационных сетей и банков данных обмен существующими материалами и разработку новых технологий по дистанционному обучению [1]. Однако на момент возникновения рекомендаций в области развития дистанционного обучения в российском законодательстве не содержалось даже общих положений, касающихся обозначенной категории. Единственным внутренним источником регулирования вопросов дистанционного обучения на тот момент являлось постановление Государственного комитета России по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [12, 13].

Именно поэтому в 2002 г. в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» были внесены изменения [3]. Однако вопрос о том, каким образом законодательно закрепить требуемые положения, остался дискуссионным в части неоднозначного раскрытия понятия «дистанционное обучение». В целях законодательного отражения новых электронных способов передачи знаний было выбрано понятие «дистанционные образова-

тельные технологии». Так, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» (с изменениями и дополнениями) было закреплено следующее определение: дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5]. Способы организации обучения посредством дистанционных образовательных технологий были зафиксированы в приказе Министерства образования России от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» [11].

Внедрение новых элементов в образование РФ связано также с так называемыми болонскими преобразованиями, послужившими признанию вклада «виртуальной мобильности» в международные образовательные обмены и развитие совместных программ обучения. Средствами развития виртуальной мобильности стали дистанционное образование и дистанционное обучение.

Развитие виртуальной мобильности, дистанционного образования и дистанционного обучения должно было способствовать достижению глобальной цели, например, сделать европейское пространство высшего образования открытым, полностью интегрируя в него гибкие пути обучения, которые обеспечиваются посредством дистанционного обучения. Введенные болонской системой категории в российском законодательстве отражения не получили.

Только в 2005 г. Министерством образования и науки РФ был издан приказ № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», которым устанавливались правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования. Согласно данному приказу дистанционные образовательные технологии — это средство, применяемое при реализации основных и дополнительных образовательных программ всех уровней образовательной системы вне зависимости от формы получения образования [10].

В 2007 г. между Российской Федерацией и государствами — участниками Содружества Независимых Государств было заключено Соглашение «О координации работ в области информатизации систем образования государств — участников Содружества Независимых Государств», предусматривающее следующие основные этапы развития дистанционного обучения в странах-участницах:

— развитие сотрудничества образовательных организаций государств — участников СНГ и обмен опытом применения дистанционных образовательных технологий;

— согласование и гармонизация нормативных правовых актов государств — участников СНГ, обеспечивающих реализацию образовательных программ на основе применения дистанционных образовательных технологий;

— формирование социально-экономических и организационно-управленческих механизмов сотрудничества государств — участников СНГ в области применения дистанционных образовательных технологий [2].

Таким образом, посредством принятия основных условий болонской системы, межправительственных соглашений разного периода о необходимости сотрудничества в области высшего профессионального образования и модернизации традиционной системы образования с использованием внедрения в нее электронных, компьютерных технологий в категориальный аппарат образовательного права вошли такие понятия, как «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии». И если в отношении правовой природы и сущности последнего понятия вопросов не возникает, то иные указанные нами категории нередко становятся предметом дискуссии.

К примеру, В.И. Овсянников, используя дословный анализ спорных категорий с учетом их иностранного происхождения, приходит к выводу о том, что понятие «distance education» (дистанционное образование), охватывая и обучение, и изучение, оказывается более емким и адекватным для обозначения дистанционного образования как целого образовательного явления, чем «distance learning» (дистанционное обучение) [14].

Вывод о том, что дистанционное образование шире дистанционного обучения, вытекает также из анализа российского законодательства. Так, под образованием согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также

совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4]. Таким образом, можно еще раз подтвердить вывод о том, что дистанционное образование — более широкая категория по сравнению с дистанционным обучением. Однако дистанционное образование не может существовать без дистанционного обучения как неотъемлемой формы получения знаний посредством электронных сетей, которое должно внедряться в традиционный образовательный процесс в качестве самостоятельного элемента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На настоящий момент развитие дистанционного обучения в РФ является приоритетным направлением государственной политики. Начиная с апреля 2014 г. реализуется государственная программа «Развитие образования» (с

2013 до 2020 г.), утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013—2020 годы"». При этом основная цель реализации программы заключается в повышении образовательных результатов обучаемых за счет эффективного встраивания электронных интернет-ресурсов в образовательный процесс и его качественного изменения [7].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 3 февраля 2014 г.) содержит ст. 16, посвященную общим требованиям к организации образовательного процесса, где определены общие для РФ правовые нормы в области реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [4].

Актуальность внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательные организации России обозначена также в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и постановлении Правительства РФ от 15 апреля

2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011—2020 годы)"» [8, 6].

Одновременно следует отметить, что в порядке реализации требований законодательных и правовых актов федерального уровня Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации был издан ряд подзаконных актов о применении в образовательной деятельности дистанционных образовательных технологий.

к S

X

<

м О вэ н и X и

а

а и вэ

О и

S

н

^

с S

И

5 X К

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и

н

$

о X

о

а

<

11

К S

I

<

аз

0 03

н и

1

и

а

а и аз

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и

н

$

0

1

о

а

<

12

Анализируя вышеперечисленные акты, можно сделать вывод о том, что ни в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни в других актах не содержится отдельной статьи, посвященной дистанционному обучению, не говоря уже о дистанционном образовании. Данный термин используется лишь в научном и практическом употреблении, что, на наш взгляд, неверно.

Также необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации не дает определения понятия «форма получения образования», его можно найти лишь в доктрине образования, где говорится, что форма получения образования представляет собой способ организации образовательного процесса или особый способ организации деятельности обучающегося по освоению образовательных программ и

Список литературы

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования от 27 июля 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.

2. Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств — участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. № 5.

3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС КонсультанПлюс.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ (утратил силу) // СПС Гарант.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // СПС КонсультантПлюс.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // СПС КонсультантПлюс.

приобретению по его итогам определенного образовательного уровня [9].

В настоящее время государственная политика основывается на признании, уважении и соблюдении прав граждан на образование в соответствии с гл. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Это представляется нам единственно верной формулой реализации прав граждан на образование, тем более лицам с ограниченными возможностями, поэтому дистанционное обучение и образование должны быть отмечены в законодательстве РФ. Таким образом, дистанционное обучение органично войдет в образовательную систему России, ее инфраструктуру, в том числе в образовательные организации системы МВД России, что будет свидетельствовать о социальной значимости дистанционного образования в нашей стране.

8. О лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 // СПС Кон-сультантПлюс.

9. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 (утратило силу) // СПС Гарант.

10. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс.

11. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: приказ Министерства образования России от 18 декабря 2002 г. № 4452 // СПС КонсультантПлюс.

12. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России: постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. № 6 // СПС Консультант-Плюс.

13. Бочков В.Е. Проблемы формирования институционной и правовой среды для развития дистанционного обучения в условиях реформирования системы образования. М., 2013.

14. Овсянников В.И. Развитие дистанционного образования в России. М., 2001.

Тел.: 8 (499) 150-45-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.