Научная статья на тему 'Вопросы практики формирования экстремальной субкультуры пограничников'

Вопросы практики формирования экстремальной субкультуры пограничников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ПОГРАНИЧНИКОВ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМАНДИР / НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / QUALITIES OF FRONTIER GUARDS / EXTREME SITUATION / EXTREME CULTURE / COMMANDER / INFORMAL LEADER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свировский Дмитрий Николаевич

В статье изложены вопросы практического формирования качеств пограничников в условиях боевых экстремальных ситуаций. Такими качествами являются способность к адекватным действиям в условиях внезапного боя, готовность к нему и другие. Качества пограничников вырастают из сложившейся экстремальной субкультуры и являются ее основанием. Они формируются путем целенаправленного влияния на личность в период профессиональной подготовки пограничников и в реальных условиях повседневной службы. В статье подчеркиваются важность социального влияния и роль формального и неформального лидера пограничных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свировский Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF FORMATION OF FRONTIER GUARDS’ EXTREME SUBCULTURE

The paper describes practical formation of qualities of frontier guards in the extreme fighting situations. Such quality is the ability to adequate actions in the conditions of sudden fight, readiness for it and others. Qualities of frontier guards grow from the developed extreme subculture and are its basis. They are formed by purposeful influence on the personality during vocational training of frontier guards and in actual practice of daily service. The publication emphasizes importance of social influence and the role of the formal and informal leader of frontier divisions.

Текст научной работы на тему «Вопросы практики формирования экстремальной субкультуры пограничников»

УДК 355.1:614.8

ББК 60.561.38

С 24

Д.Н. Свировский,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп, тел.: +79631723607, e-mail: son-kmv@mail.ru

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ПОГРАНИЧНИКОВ

( Рецензирована)

Аннотация. В статье изложены вопросы практического формирования качеств пограничников в условиях боевых экстремальных ситуаций. Такими качествами являются способность к адекватным действиям в условиях внезапного боя, готовность к нему и другие. Качества пограничников вырастают из сложившейся экстремальной субкультуры и являются ее основанием. Они формируются путем целенаправленного влияния на личность в период профессиональной подготовки пограничников и в реальных условиях повседневной службы. В статье подчеркиваются важность социального влияния и роль формального и неформального лидера пограничных подразделений.

Ключевые слова: качества пограничников, экстремальная ситуация, экстремальная культура, командир, неформальный лидер.

D.N. Svirovsky,

Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe

State University, Maikop, ph.: +79631723607, e-mail: son-kmv@mail.ru

PRACTICE OF FORMATION OF FRONTIER GUARDS' EXTREME SUBCULTURE

Abstract. The paper describes practical formation of qualities of frontier guards in the extreme fighting situations. Such quality is the ability to adequate actions in the conditions of sudden fight, readiness for it and others. Qualities of frontier guards grow from the developed extreme subculture and are its basis. They are formed by purposeful influence on the personality during vocational training of frontier guards and in actual practice of daily service. The publication emphasizes importance of social influence and the role of the formal and informal leader of frontier divisions.

Keywords: Qualities of frontier guards, extreme situation, extreme culture, commander, informal leader.

экстремальность неизбежно присутствует в различных формах воинской службы. В пограничных войсках солдаты и офицеры устойчиво подвергаются разнообразным опасностям, причем в мирное время. Нарушение государственной границы РФ незаконными

вооруженными формированиями, расширение наркотрафика и других организованных противоправных действий влекут увеличение трудностей и напряжения всех сил и возможностей российских пограничников. В этих условиях складывается и целенаправленно

формируется их базовая ценность - безопасность государства и его граждан, и вместе с этой ценностью - основная норма их деятельности - институционализированное вооруженное насилие по отношению к нарушителям, утверждающее человеческую жизнь на грани собственной жизни и смерти. Эти и подобные им ценности и нормы представляют собой основу субкультуры пограничных войск и неизбежно приобретают экстремальный характер.

В связи с этим правомерным является вопрос: в каком направлении следует совершенствовать командно-управленческую деятельность в целях безусловного выполнения адекватных действий военнослужащих пограничных войск в экстремальных ситуациях?

Ответ напрашивается сам за себя - необходимо каждого из пограничников и пограничные заставы устойчиво поддерживать в экстремальной субкультуре. Благодаря этому обеспечивается формирование и функционирование субъекта субкультуры пограничных войск, имеющего качества, обеспечивающие его способность включаться и действовать в экстремальных ситуациях.

Известно, что вся система боевой подготовки предназначена для того, чтобы решать соответствующие задачи. Она включает освоение различных видов оружия и стрельбы, подготовку к действиям на различных видах местности, налаживание взаимодействия между отдельными участниками боевых действий и многое другое.

Однако, кроме того, необходимо также и осуществление целого комплекса мер, направленных на формирование у пограничников восприятия и понимания конкретных действий, обусловленных внезапностью и неопределенностью их выполнения в различных экстремальных ситуациях. Специальная подготовка должна включать

целенаправленный процесс формирования ценностей и норм как собственных качеств каждого пограничника, обеспечивающих устойчивость необходимых элементов деятельности в различных боевых ситуациях. Чтобы победить противника, недостаточно уметь пользоваться оружием и боевой техникой, недостаточно знать тактику ведения боевых действий. эти знания и навыки надо уметь применять в боевой обстановке высокого уровня внезапности. Способность качественно выполнять профессиональную деятельность в реальных экстремальных условиях, где постоянно сохраняется и усиливается угроза жизни и здоровью, является основным качеством солдата и офицера, одной из главных ценностей индивидуального воина и всего подразделения пограничной службы. Такая способность позволяет личности каждого пограничника интериоризировать ценность жизни в условиях угрозы ее безопасности и нормы выполнения боевых заданий по противодействию вооруженному противнику. Способность включаться в экстремальную ситуацию и адекватно действовать в создаваемых ею условиях выступает ценностью второго уровня, вытекающей из базовой ценности пограничника - ценности жизни. Она является необходимым условием интерио-ризации экстремальных ценностей и норм и, вместе с тем, порождается самими этими ценностями.

Для утверждения такой способности в процессе профессиональной подготовки необходимо добиваться стирания граней между учебно-боевыми занятиями и даже повседневной бытовой жизнью, с одной стороны, и реальной боевой деятельностью - с другой. Процесс обучения должен быть максимально приближен к боевым условиям с помощью применения в учебном процессе множества элементов боевой обстановки, например, путем имитации внешних признаков боя

(разрывы, шумы, дымы) и моделирования ландшафта и опасных действий [1; 206]. В условиях действительного боя это позволяет сохранять устойчивость навыков владения оружием, оперативной ориентации и взаимодействия с товарищами, умения действовать как сознательно, так и бессознательно, автоматически в условиях боя и др. При этом мотивы самосохранения, не теряя своего значения, присутствуют в меньшей степени. Такая способность выражается в различных социальных и психологических процессах и явлениях, и прежде всего - в готовности пограничника к вступлению в неожиданные боевые действия. Благодаря способности к адекватным действиям в экстремальной ситуации создается и воспроизводится субкультура пограничников.

Предпосылкой и одновременно результатом движения рассмот-

Как видно из таблицы, оценки готовности значительно ниже, чем других качеств.

К важному средству формирования готовности относится постоянное насыщение восприятия и представлений пограничников о боевых действиях реальными вариантами экстремальных ситуаций и возможными действиями в

ренной способности является другая ценность, также органически вырастающая из базовой ценности субкультуры пограничников. Она заключается в постоянном пребывании в состоянии боевой готовности. В виде нормы она выступает в немедленном действии в ответ на внезапные действия противника.

Чтобы интериоризировать ценности и нормы субкультуры пограничников и, тем самым, сформировать готовность к экстремальным действиям и вести бой, необходимо в процессе стационарной подготовки и подготовки в условиях самой пограничной службы решить ряд задач. К такому выводу приводят результаты проведенного автором экспертного опроса профессиональных пограничников Северного Кавказа, где наряду с другими проблемами исследовались качества пограничников, необходимые в экстремальных ситуациях (табл. 1).

них. Это позволяет пограничнику представлять условия выполнения боевых задач, предусматривать возможные варианты развития экстремальной обстановки и, тем самым, формировать свою готовность и совершать адекватные действия. Тренировки в соответствующих условиях позволяют частично снять шокирующее воздействие фактора

Таблица 1

Экспертные оценки качеств пограничников

Вопрос эксперту: Насколько ясно и отчетливо качества, необходимые в боевых действиях, были выражены у большинства пограничников в наиболее трудный период Вашей службы?

Уровень экстремальности ситуаций, 0-10 и более баллов Распределение баллов экспертных оценок

смелость боеспособность психологическая готовность взаимодействие

0-1 неэкстремальная 0 0 4 4

2-4 5 6 9 2

5-6 6 13 7 12

7-9 26 17 22 18

10-11 высокоэкстремальная 5 6 0 6

Средний балл 7,4 7,0 5,7 7,3

неопределенности и стресса, развивать ситуативное мышление и т.п.

Не менее значительным для формирования готовности является формирование и регулирование эмоциональной устойчивости и воли, исходя из которых совершаются адекватные действия в условиях угрозы со стороны противника. эти качества позволяют также поддерживать и, вместе с тем, самостоятельно регулировать состояние боевой напряженности в зависимости от ситуации и степени ее экстремальности. В таких случаях излишняя напряженность препятствует освоению норм выполнения действий в экстремальной ситуации и не способствует пониманию значения каждого компонента экстремальной культуры, а на практике - успешному ведению боевых действий.

Целенаправленное формирование способности действовать в экстремальной обстановке проводится, прежде всего, в процессе обучения начинающих пограничников. Для этого следует найти источник такого формирования в реальных условиях самой пограничной службы. Он заключается в коллективном влиянии на индивидуального пограничника и вслед за этим - влиянии на формирование такой способности у группы в целом. Требуемое влияние проводится, прежде всего, командиром, а вместе с тем - и неформальным лидером боевого подразделения. Роль последнего может быть очень велика в решении задач формирования рассматриваемой способности под влиянием коллектива и в ее превращения в ценность экстремальной культуры пограничников. Две фигуры - формального командира и неформального лидера, часто воплощенные в одной - в командире подразделения, представляют собой детерминанты способности солдат и офицеров к деятельности в экстремальных ситуациях. В этом случае происходит социальное воздействие на

участников экстремальных ситуаций, образующих коллектив, каждый член которого является опорой для другого бойца и средством взаимного развития требуемых боевых качеств. Такая детерминанта различным образом складывается у формального и неформального лидеров. В первом случае она представляет собой формально организованный процесс, основанный на личном влиянии командира, во втором - этот процесс организован лишь частично и не является обязательным, но, тем не менее, по общему правилу в силу авторитетности лидера охватывает всех или подавляющее большинство бойцов.

Командир подразделения, сотрудничающий с неформальным лидером, в занятиях по решению различных экстремально-ситуативных задач неизбежно не ограничивается теоретическим обучением и уделяет значительное внимание практическим навыкам. это способствует тому, что к формированию способности выполнять экстремальные действия проводится комплексный подход, охватывающий как освоение необходимых знаний, так и морально-психологическую подготовку. Практическое решение ситуативных задач способствуют тому, что пограничники в процессе обучения осваивают приемы оперативного мышления и принятия решений, формируют быстроту реакции на непредвиденные воздействия и пр.

Таким образом, субкультура пограничников предполагает формирование личных качеств, необходимых для включения в экстремальную ситуацию и адекватных действий в ее условиях. Такие качества формируются как в повседневной службе, так и в процессе специального обучения, в котором должный акцент делается не только на теоретическом изучении предмета, но и прежде всего - на практическом формировании указанной способности. Значительную роль в формировании ценностей

и норм субкультуры играет не только командир подразделения, но и его неформальный лидер. Качества пограничников, сформированные

теоретически и практически,

складываются в специфической

субкультуре и, вместе с тем, воспроизводят ее.

Примечания:

1. Лобжа М.Т. Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих. СПб: ВИФК, 1996.

References:

1. Lobzha M.T. Formation of emotional, strong-willed resilience of servicemen. SPb.: VIFK, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.