Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ В ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ'

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ В ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прозрачность / финансовый контроль / доверие / эффективность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темиров Мухаммадали Хамидович

Аннотация: В исследовании акцентируется на значимости открытости в процессах финансового контроля, подчеркивая ее весомость в усилении доверия населения в государственный аппарат и в ограничении коррупционных проявлений. Также исследуются ведущие элементы, показывающие, как прозрачность способствует повышению результативности управления ресурсами и стимулирует социально-экономический прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ В ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ»

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ В ФИНАНСОВОМ

КОНТРОЛЕ

Темиров Мухаммадали Хамидович

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Международный университет Кимё в Ташкенте

Аннотация: В исследовании акцентируется на значимости открытости в процессах финансового контроля, подчеркивая ее весомость в усилении доверия населения в государственный аппарат и в ограничении коррупционных проявлений. Также исследуются ведущие элементы, показывающие, как прозрачность способствует повышению результативности управления ресурсами и стимулирует социально-экономический прогресс.

Ключевые слова: прозрачность, финансовый контроль, доверие, эффективность.

Введение. Прозрачность играет ключевую роль в обеспечении эффективности и подотчетности финансового контроля. Открытость и доступность информации о бюджетных расходах, доходах и деятельности органов власти являются основополагающими принципами демократического управления и доверия общества к власти. В этой статье мы рассмотрим важность прозрачности в контексте государственного финансового контроля, ее роль в предотвращении коррупции, повышении эффективности использования государственных ресурсов и стимулировании экономического развития. Также будут обсуждены основные принципы и механизмы обеспечения прозрачности государственного финансового контроля, а также проблемы и перспективы развития этой сферы в современном мире.

Литературный обзор. Важность прозрачности финансового контроля все больше признается в управлении финансовыми ресурсами организаций. Исследования подчеркивают решающую роль финансового контроля в обеспечении прозрачности, эффективности и подотчетности.

Прозрачность финансовой отчетности играет ключевую роль в смягчении межведомственных конфликтов, связанных с управлением, между заинтересованными сторонами. Это исследование подчеркивает эндогенный характер долговых контрактов и механизмов управления, касающихся информационной асимметрии, подчеркивая важность прозрачности финансовой отчетности в содействии неформальным многопериодным контрактам между различными сторонами.

В исследовании Вишваната и Кауфмана обсуждаются более широкие последствия прозрачности финансового сектора, связывая ее с прозрачностью управления в целом, последствиями прозрачности для благосостояния и ее ролью в разжигании дебатов о финансовых реформах и реформах управления, особенно после финансовых кризисов. Авторы утверждают, что прозрачность в

финансовом секторе является основополагающим элементом для обеспечения прозрачности в управлении на всех уровнях. Открытый доступ к финансовой информации позволяет гражданам, регуляторам и политикам лучше понимать экономические процессы и принимать обоснованные решения.

Захаркина и Чухно углубляются в теоретические принципы обеспечения прозрачности финансовых отношений на разных уровнях экономической структуры. Их анализ охватывает сущность и содержание понятия прозрачности, его роль в финансовой безопасности, а также законодательную базу, поддерживающую прозрачность в Украине. Исследование, проведенное авторами, представляет собой глубокий анализ теоретических оснований прозрачности финансовых отношений на различных уровнях экономической системы. Работа этих ученых значительно обогащает понимание прозрачности как ключевого элемента в обеспечении финансовой стабильности и безопасности.

Всесторонний анализ, проведенный Битти, Макиннесом и Фернли, представляет методологию анализа и оценки повествований в годовых отчетах, предлагая показатели качества раскрытия информации. Это исследование способствует пониманию того, как расширение модели деловой отчетности за счет включения описательной информации может удовлетворить меняющиеся информационные потребности рынка, тем самым повышая корпоративную прозрачность и подотчетность.

Будущие исследовании в данном направлении должны дополнительно изучить механизмы, с помощью которых можно эффективно обеспечить прозрачность управлении финансами.

Анализ. Концепция прозрачности в контрольной деятельности подчеркивает важность обеспечения свободного доступа к информации о процедурах, методологии и результатах осуществляемого контроля для всех заинтересованных сторон, включая гражданский сектор, государственные учреждения, предпринимательские круги, а также другие группы общества. Этот подход направлен на следующие аспекты:

• Открытость процессов контроля: Это означает, что процедуры, методы и критерии, используемые в рамках контрольных мероприятий, должны быть прозрачными и понятными для всех участников общественной жизни. Такая открытость позволяет обеспечить коллективное понимание и оценку контрольных процессов, способствуя их оптимизации и совершенствованию.

• Доступность информации: Основывается на принципе, что результаты контрольных проверок, включая соответствующие данные, отчеты и выводы, должны быть открыты для общественного доступа. Такая практика предполагает не только публикацию результатов в удобном для понимания формате, но и гарантирует, что эта информация распространяется в соответствии с нормами законодательства и политикой прозрачности, учитывая право граждан на информацию.

• Объективность и независимость: Принцип прозрачности предполагает, что контрольные механизмы и процедуры должны осуществляться объективно и независимо. Это значит, что контроль выполняется без предвзятости и влияния со стороны контролируемых субъектов, что важно для поддержания доверия к процессам контроля и их результатам.

• Систематичность и регулярность: Прозрачность в контрольной деятельности также включает в себя регулярное и систематическое выполнение контрольных процедур. Это обеспечивает постоянный мониторинг и соблюдение установленных правил и стандартов, способствуя предотвращению нарушений и улучшению качества контролируемых процессов и услуг.

Реализация принципов прозрачности в контрольной деятельности способствует созданию более открытого и ответственного управления, укрепляет доверие общества к государственным институтам и способствует формированию более справедливого и эффективного общественного порядка. Это связано с несколькими важными аспектами. Прежде всего, прозрачность помогает предотвратить коррупцию. Когда финансовые операции государственных учреждений открыты для общественного контроля, это создает более сильные механизмы борьбы с коррупцией, поскольку они становятся более уязвимыми для наблюдения.

Кроме того, прозрачность помогает повысить доверие общества к правительству. Граждане могут оценить, как используются налоги и какие финансовые решения принимаются, что укрепляет их доверие к государственным органам. Наличие четкого представления о том, как расходуются государственные средства, помогает выявить неэффективные расходы и направить ресурсы туда, где они могут принести наибольшую пользу обществу. Наконец, прозрачность повышает подотчетность и ответственность государственных учреждений перед обществом. Предоставление доступа к информации о финансовых операциях побуждает их более тщательно проводить финансовые процессы. В целом, прозрачность государственного финансового контроля является предпосылкой демократического управления, эффективного использования ресурсов и укрепления доверия к государственным институтам.

Существует несколько методов, которые можно использовать для обеспечения прозрачности государственного финансового контроля, таких как публикация отчетов и документов, открытые данные, проведение аудитов и проверок, участие и мониторинг общественности, обучение и информация и другие. Все они эффективны, важно знать, что и когда использовать.

Прозрачность - это общественная ценность, которая требует, чтобы граждане были информированы о том, как и почему принимаются решения, включая процедуры, критерии, применяемые государственными органами, принимающими решения, доказательства, используемые для принятия решений, и результаты. Часто прозрачность подразумевает доступ к информации.

Открытые данные являются мощным инструментом обеспечения прозрачности и открытости государственного финансового контроля. Предоставление доступа к данным финансовых транзакций через специализированные онлайн-порталы или базы данных позволяет гражданам, активистам, исследователям и другим заинтересованным сторонам самостоятельно анализировать информацию и контролировать использование государственных средств. Более широкое использование открытых данных может быть достигнуто за счет расширения спектра доступной информации, включая данные о контрактах, затратах, доходах и налоговых вычетах. Повышение доступности и удобства использования данных также важно, поскольку чем проще пользователям получать доступ к данным и работать с ними, тем эффективнее можно контролировать финансовые операции.

Также важно поощрять активное использование открытых данных, например, посредством конкурсов или других мероприятий, которые стимулируют разработку инновационных приложений и аналитических инструментов на основе этих данных. Вовлечение общественности в процесс создания и улучшения данных также может способствовать повышению их качества и полноты. Публикация контекстной информации, объясняющей данные и контекст их использования, дополняет открытые данные и облегчает их понимание и интерпретацию.

Наконец, создание механизмов обратной связи позволяет гражданам сообщать об ошибках или неточностях в предоставленных данных, а также предлагать улучшения или дополнения. Это помогает сделать открытые данные более полезными и надежными инструментами общественного контроля и мониторинга государственных финансовых операций.

Подчеркивая роль открытых данных, анализ показывает, что обеспечение доступа к финансовым данным через онлайн-порталы значительно повышает прозрачность. Такой подход расширяет возможности независимого анализа и способствует инновациям посредством разработки приложений и инструментов, предназначенных для тщательного изучения государственных расходов. Кроме того, вовлечение общественности в процессы создания и улучшения данных обеспечивает качество и актуальность данных, делая открытые данные более надежным ресурсом для надзора.

Заключение. Прозрачность в государственном финансовом контроле выходит за рамки обычных процедурных норм и является фундаментальным компонентом для развития здорового и демократичного общества. Она играет ключевую роль в укреплении доверия между государством и гражданами, способствует снижению уровня коррупции и обеспечивает более эффективное и целесообразное использование общественных ресурсов в интересах общественного благополучия. Для достижения высокого уровня прозрачности необходимо применять комплексный подход, который объединяет в себе передовые технологические разработки, активное участие гражданского

общества и неукоснительное соблюдение принципов открытого и ответственного управления.

Так, правительствам становится жизненно необходимым постоянно искать пути к улучшению прозрачности финансовых механизмов и операций. Это не только способствует укреплению подотчетности государственных структур перед обществом, но и стимулирует гражданскую активность, повышая тем самым общую эффективность и результативность государственного управления. В этом контексте, прозрачность превращается в критически важный инструмент, который позволяет достигать высоких стандартов демократии и обеспечивать наилучшее возможное служение интересам граждан.

Для реализации этих целей важно внедрять инновационные технологии, такие как блокчейн и искусственный интеллект, которые могут существенно повысить прозрачность и отслеживаемость государственных финансовых потоков. Кроме того, необходимо обеспечить широкий доступ к финансовой информации через публичные платформы и базы данных, что позволит гражданам и экспертным сообществам осуществлять эффективный контроль за расходованием бюджетных средств. Это, в свою очередь, требует от правительств не только технической оснащенности, но и культурного сдвига в сторону прозрачности, открытости и ответственности перед своими гражданами.

В конечном итоге, стремление к прозрачности в государственном финансовом контроле должно стать неотъемлемой частью стратегии развития каждого демократического общества, поскольку оно лежит в основе достижения справедливости, эффективности и общественного доверия.

Литературы

1. Armstrong, C., Guay, W., & Weber, J. (2010). The Role of Information and Financial Reporting in Corporate Governance and Debt Contracting. Financial Accounting eJournal.

2. Vishwanath, T., & Kaufmann, D. (1999). Towards Transparency in Finance and Governance. Development Economics eJournal.

3. Zakharkina, L., & Chukhno, R. (2022). Theoretical Principles Of Ensuring The Transparency Of Financial Relations At Different Levels Of The Economic Structure. Visnik Sums'kogo derzavnogo universitetu.

4. Beattie, V., McInnes, B., & Fearnley, S. (2004). A methodology for analysing and evaluating narratives in annual reports: a comprehensive descriptive profile and metrics for disclosure quality attributes. Accounting Forum, 28, 205 - 236.

5. Vian T. (2023) Anti-corruption, transparency and accountability in health: concepts, frameworks, and approaches. Glob Health Action. 13(sup1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.