ВОПРОСЫ ПОСТАНОВКИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА НА УРОКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИ ВЫБОРЕ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Музыкальное искусство эстрады, благодаря непосредственному воздействию на самые широкие массы зрителей и социальной направленности, играет важную роль в формировании духовного облика личности. Наиболее ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи, где популярная музыка занимает особое место. В настоящее время эстрадный вокал привлекает не только молодёжную, но и детскую аудиторию. В значительной степени это происходит благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам. В статье рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты данной тенденции. Так, среди основных вопросов автором особо отмечена проблема выбора репертуара для концертов и конкурсов, в которых участвуют дети,, даётся краткая характеристика двух основных манер звукоизвлечения, в которых возможны постановка и развитие голоса будущего певца. Акцент в данной статье делается также и на ответственности педагога при выборе для детей песенного репертуара на иностранном языке.
Ключевые слова: эстрадный вокал, музыкальное искусство эстрады, развитие и постановка детского голоса, тип звукоизвлечения, манера исполнения, вокальный репертуар.
125
Summary. Thanks to direct influence and social orientation on the widest audience, musical popular art plays a great role in forming a spiritual aspect of a person. This trend can be seen the best in cultural preferences of young people, where popular music takes a special place. Now popular vocal attracts both young people and children. Mostly it happens thanks to various TV and internet-projects. According to vocal teachers, early musical education effects culture and psychical state of children. For example, for children singing is one of most simple and understandable types of musical art. But together with the advantages there are also some disadvantages that can occur in this connection. In the article both positive and negative aspects of this trend are observed.. So among the basic questions author gives special attention to the choice of repertoire for contests and concerts where children participate and gives a brief characteristics of two basic manners of sound extraction that give opportunities for setting and developing the voice of future singer. The article emphasizes the responsibility of a teacher when choosing repertoire in a foreign language for children.
Keywords: popular music, musical variety art, training and developing children's voice, type of sound extraction, manner of performing, vocal repertoire.
126
Последние десятилетия в нашей стране отмечены постоянно возрастающим интересом к искусству эстрадного вокала. Наиболее ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи, где популярная музыка занимает особое место. Скажем больше: эстрадный вокал в настоящее время весьма привлекателен не только для молодёжной, но и для детской аудитории. В значительной степени это происходит благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам, таким как «Фабрика звёзд», «Народный артист», «Новая волна», «Стань звездой», «Фактор А», «Голос», «Голос. Дети» и другим, имеющим высокие зрительские и интернет-рейтинги. С каждым годом наблюдается появление всё новых эстрадных коллективов и солистов, а также всевозможных конкурсов артистов эстрады разных уровней - от регионального до международного.
Раннее музыкальное образование детей, как известно, оказывает благотворное влияние на их психику и культурный уровень. При этом пение является одним из самых доступных и понятных для ребёнка видов музыкального искусства. Однако, наряду с тем положительным, что несёт в себе всё возрастающий интерес подрастающих поколений к эстрадному вокалу, можно обозначить ряд проблем, которые встают перед педагогами. Так, среди основных вопросов, требующих рассмотрения, можно отметить подбор репертуара для концертов и конкурсов, в которых участвуют дети.
Как отмечают исследователи, очень часто, желая показать результативность своей работы, вокальные педагоги буквально «выжимают» из ребёнка всё, что он может дать на данный момент, не беспокоясь о его будущем; при этом включение в репертуар «взрослых» произведений зачастую требует от исполнителя повышенной эмоциональности. В связи с этим уместно вспомнить высказывание русского композитора и певца А. Варламова: «Важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению» [1, с. 13].
Обучение детей пению имеет вековые традиции, и многие рекомендации по постановке детского голоса не утратили своего значения и в наши дни. Так, например, впервые правила обучения детей пению в России были изложены Н. Дилецким ещё в XVII веке. Среди основных постулатов музыканта - требование понимания ребёнком содержания исполняемого произведения, необходимость заинтересовать детей, обращаясь к их сознанию, а также недопустимость чрезмерного использования голоса учащегося, важность нахождения, по выражению педагога-музыканта, «меру гласа», то есть наиболее удобную динамику голоса для каждого ученика [2, с. 9]. Правомерность такого рода утверждений экспериментально подтверждена многими исследователями, в том числе А. А. Сергеевым, ко-
торый доказал, что чрезмерно громкое пение детей гибельно отражается на их голосах [3, с. 17].
Говоря об эстрадном вокале, мы, как правило, чаще всего подразумеваем лёгкий и доступный массовому слушателю жанр. Однако, по мнению В. И. Коробки [4], при более внимательном рассмотрении становится понятно, что эстрадное пение объединяет в себе несколько направлений вокального искусства, среди которых, прежде всего, следует отметить народное и академическое пение. При этом, как отмечает автор, каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т. д., соответствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске (для данной вокальной культуры) звук. Использующаяся при этом манера звукоизвлечения позволяет наиболее полно отобразить художественные особенности стиля, она возникает на основе более ранней вокальной культуры и совершенствуется вместе со стилем, являясь его характерной особенностью.
Одной из главных проблем, с которой сталкивается вокальный педагог в процессе постановки и развития детского голоса на уроках эстрадного вокала, является проблема манеры звукоизвлечения будущего вокалиста. Если обратиться к методическим пособиям прошлых лет, посвящённых данному вопросу, то большинство исследователей даёт на него однозначный ответ: звучание детских голосов должно быть лёгкое и звонкое [5, с. 14], следовательно, постановка детского голоса должна осуществляться в опоре на головное звучание.
В противовес данному утверждению, наблюдения и исследования последних лет показывают, что постанов-
ка и развитие голоса ребёнка в процессе обучения эстрадному вокалу зачастую осуществляются иначе. Выступления детей на всевозможных конкурсах и концертах демонстрируют принципиально противоположное: дети поют в основном или с использованием грудного или микстового регистров, а чистое головное звучание детского голоса в последнее время можно услышать только на концертах и конкурсах академического пения.
Несмотря на то что в эстрадном вокале, в отличие от академического и народного, не существует некоего звукоидеала, в требованиях к исполнению эстрадного песенного репертуара существует ряд определённых стандартов, среди которых особенно следует отметить достаточно плотное единорегистровое звучание преимущественно в микстовом регистре.
В своей практике вокальные педагоги чаще всего встречаются с двумя основными типами детских (а также женских) голосов. В методике обучения эстрадному пению, в которой в отличие от академического пения нет подробной классификации, голоса имеют название «низкий женский» и «высокий женский» голос. Преподаватели вокала часто любят определять такие типы голосов, как «тяжёлый» и «лёгкий». С учётом данного обстоятельства представляется проблематичным осуществлять постановку детского голоса в опоре только на головной регистр.
С этой точки зрения показательна работа А. В. Карягиной «Современный вокал» [6], где автор утверждает, что постановка и развитие голоса певца возможны в двух определённых манерах звукоизвлечения - смешанной и интенсивно-грудной.
127
128
В качестве примера для первой из обозначенных манер звукоизвлечения исследователь приводит голос Барбры Стрейзанд (к данной группе также можно отнести вокал Уитни Хьюстон, Селин Дион и др.).
Голоса вокалистов, использующих такую манеру звукоизвлечения, звучат ярко и при этом легко, имеют довольно большой диапазон (две октавы и более), звучат достаточно ровно на всём протяжении, переходы из регистра в регистр максимально сглажены и незаметны на слух. Голос легко идёт вверх, при этом нижний регистр может звучать довольно плотно.
В качестве примера второй манеры звукоизвлечения А. В. Карягина приводит вокал Лайзы Миннелли (в эту группу, с нашей точки зрения, также попадают Шер, Адель, из отечественных исполнительниц можно отметить Аниту Цой, Лолиту Миляв-скую и многих других певиц с подобным типом голоса). Голосовые складки в таком режиме работы будут плотно смыкаться по всей длине, как при пении в грудном регистре.
Данный тип голоса, как правило, отличается сравнительно небольшим диапазоном (обычно около полутора октав), плотным и сильным единоре-гистровым звучанием, насыщенным грудными обертонами, глубокими нижними, довольно лёгкими средними и обычно напряжёнными верхними нотами. При этом пение в головном регистре (если он есть) звучит тихо и обеднено обертонами, соответственно переход в головной регистр у таких вокалистов легко определяется на слух.
Данная классификация, предложенная А. В. Карягиной, существенно облегчает работу вокального педаго-
га, который в процессе постановки и развития детского голоса может и должен опираться, прежде всего, на природу голоса учащегося.
Как и любой другой, эстрадный вокал предполагает огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но и подать любую песню в необходимом драматическом исполнении. Недаром хороший певец всегда «несёт слово», уделяя при исполнении максимальное внимание содержанию песенного произведения. Немаловажное значение приобретает это обстоятельство при работе вокального педагога с детьми. В этой связи особое значение имеет выбор детского песенного репертуара, и в этом плане очень показательными являются различного рода вокальные конкурсы.
Как правило, дети, участвующие в конкурсах и творческих проектах, часто исполняют песни на английском языке. Сам по себе этот факт можно и даже нужно рассматривать как явление положительное: это и освоение учащимися английского языка, в настоящее время считающегося основным языком международного общения, это также овладение основными артикуляционными особенностями исполняемого вокального произведения, наконец, это расширение репертуара и культурного кругозора учащихся.
Однако в данном процессе намечается весьма тревожная тенденция: признаком особой «крутости» ребёнка-певца в некоторых конкурсах и проектах зачастую считается исполнение очень «взрослой» песни, как по степени её сложности, так и по содержанию. При этом создаётся впечатле-
ние, что никто не задумывается о том, какая именно информация содержится в песенном тексте. Это тем более печально, если учитывать, что на каждом детском конкурсе при проведении мастер-классов и обсуждении конкурсных выступлений члены жюри как мантру повторяют одну и ту же фразу, а именно: «ребёнок должен понимать, о чём он поёт, и выражать это в своём исполнении».
Далеко за примерами ходить не придётся: в мегапопулярном в настоящее время телешоу «Голос. Дети» за два сезона их накопилось достаточно. Так, песню Jessie J. "Domino" исполняли в обоих сезонах: в первом песня была исполнена участницей Сюзанной М. (14 лет) [7], а во втором - Полиной Р. (12 лет) [8]. При этом, видимо, никому не приходила в голову мысль, понимают ли дети, о чём они поют («Мы можем делать это всю ночь! Детка, давай! Натяни меня, как барабан» - это слова из песни).
Не менее удивляет выбор песни "Kiss" 12-летним участником первого сезона Ильей П. [9] или 10-летним участником второго сезона Ильей Б. [10] («Тебе не нужно быть красивой, чтобы возбудить меня, мне просто нужно твоё тело, детка...»).
Участник второго сезона Георгий Д. (12 лет) [11] на «слепых» прослушиваниях исполнил песню "Chandelier", в которой есть такие слова: «Раз, два, три - пей! Мой стакан не будет пустовать до самого утра».
Поражает только одно: многоуважаемые звёздные наставники без тени смущения бодро подпевали участникам (хотя в ходе шоу наставники неоднократно демонстрировали хорошее знание английского языка), при этом ни разу не поинтересовавшись
у детей, понимают ли они, о чем эта песня. Контрастом на этом фоне выглядело выступление Михаила С. (11 лет), который спел песню "Ben", безусловно детскую по содержанию, и наставники умиленно заявили, что это восхитительно, когда исполнитель понимает, о чем он поет.
В наш век информационных технологий, интернета и всеобщей компьютерной грамотности не составляет проблемы найти перевод той или иной песни. Основываясь на собственном многолетнем опыте преподавания, могу с уверенностью утверждать, что дети сейчас очень любознательны и просто любопытны, и им не составит труда справиться с этой проблемой самостоятельно. Удивляет одно: как в данных обстоятельствах педагоги, наставники, редакторы главного федерального канала страны допустили исполнение детьми песен с почти порнографическими тестами? И что обо всем этом думают сами дети: то, что взрослые образованные люди не знают английского языка или, если знают, но позволяют им петь это, то кто они, эти взрослые люди? Более того, в данной ситуации не очень понятна позиция и родителей: или им безразлично, о чем поет их ребенок, или они готовы на все, лишь бы их чадо «засветилось» в эфире Первого канала, да еще и в прайм-тайме.
Замечу, что я без лишних иллюзий отношусь к текстам популярных песен на иностранных языках: как правило, они не отличаются особенной глубиной содержания и цель их в основном развлекательная. Между тем даже в западном мире наметилась положительная тенденция в данном вопросе. В качестве примера можно привести из-
129
вестную всем песню в исполнении Тома Джонса "Delilah" [12], текст которой повествует о том, как мужчина убивает женщину ножом из ревности. В течение долгих лет эта песня являлась гимном валлийских регбийных фанатов, и только совсем недавно болельщики осознали, что песня пропагандирует домашнее насилие и преподносит убийство женщины как нечто обыденное, что подвергает сомнению её использование в качестве гимна, пусть и неофициального. Однако, оставаясь приверженцем старых убеждений, сам исполнитель песни, Том Джонс призывает не вдумываться в содержание песни, а просто наслаждаться красотой её мелодии!
В заключение хочу добавить, что я не ханжа, мне нравятся все эти песни, и я не имею ничего против, если их исполняют взрослые люди, в конце концов, это их личное дело, о чём петь, но причём здесь дети?
130
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варламов, А. Е. Полная школа пения [Текст, ноты] / А. Е. Варламов. - СПб. : Лань, 2008. - 120 с.
2. Детский голос. Экспериментальные исследования [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой. - М. : Педагогика, 1970. - 230 с.
3. Сергеев, А. А. Воспитание детского голоса [Текст] / А. А. Сергеев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 111 с.
4. Коробка, В. И. Вокал в популярной музыке [Текст] / В. И. Коробка. - М. : Рекорд, 1989. - 44 с.
5. Развитие детского голоса: сборник статей [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 344 с.
6. Карягина, А. В. Современный вокал [Текст] / А. В. Карягина. - СПб. : Композитор, 2012. - 50 с.
7. Голос. Дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=C9uemI4c39I
8. Голос. Дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=t7SOdrCHLns
9. Голос. Дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=3mJzPrm-54Y
10. Голос. Дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=yuvNjcV9858
11. Голос. Дети [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=pVl61CILiBQ
12. Tom Jones - Delilah [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. youtube.com/watch?v=CQIK3Te9Coo