УДК 657.22
Кузина Анна Федоровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учетам Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Баталова Наталья Юрьевна
студентка учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Максимова Алина Максимовна
студентка учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета [email protected]
Anna F. Kuzina
Candidate of Economic Sciences, associate professor of accounting Kuban state agricultural university [email protected]
Natalya Yu. Batalova
student of registration and financial faculty Kuban state agricultural university [email protected]
Alina M. Maximova
student of registration and financial faculty Kuban state agricultural university [email protected]
Вопросы постановки
бюджетирования в организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса апк россии
Questions of
budgeting organizations sugar beet sugar industry sub russia apk
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы бюджетирования сахарного подкомплекса агропромышленного комплекса нашей страны. Особенно важным для процесса бюджетирования является и наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом или финансовым комитетом. Если в организации нет подобной структуры, система бюджетирования становится бессмысленной. Прежде всего, в сложных интегрированных формированиях. Первостепенная роль, при этом, отводится именно коллегиальности, т.е. членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов, подразделений (центров ответственности, сегментов бизнеса). Описана необходимость создания бюджетного комитета, как главного подразделения в системе бюджетирования.
Ключевые слова: бюджетирование, интегрированные формирования, должностные инструкции, финансовый директор, бюджетные формы, отчеты.
Annotation. In article topical issues of budgeting of a sugar subcomplex of agro-industrial complex of our country are taken up. Also existence of a collegial administrative organ which can be called the budgetary committee or financial committee is especially important for process of budgeting. If in the organization there is no similar structure, the system of budgeting becomes senseless. First of all, in the difficult integrated formations. The paramount part, at the same time, is assigned to collective nature, i.e. heads of all departments, divisions (the centers of responsibility, business segments) have to be members of the budgetary committee. Need of creation of the budgetary committee as main division in system of budgeting is described.
Keywords: budgeting, integrated form, job description, financial director, budget forms, reports.
В настоящее время концентрация производственных мощностей сахарной промышленности России наблюдается в таких крупных компаниях как «Продимекс», «Доминант», «Ру-сагро», «Разгуляй», «Сюкден» и других. На основе этих интегрированных компаний сформированы агропромышленные холдинги с участием свекловодческих хозяйств и товаропроводящих сетей, что способствует консолидации аграрного
и финансового капитала, позволяетосуществ-лять выработкуконкурентоспособной продукции, получать прибыль или иной экономический эффект и проводить техническое переоснащение сахарных заводов.
Организации сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК России должны предъявлять особые требования и условия к
системе управленческого учета и бюджетирования. Приватизированные организации данной отрасли получили в наследство из бухгалтерской системы советского периода огромный опыт составления документов, не имеющих никакой ценности в условиях рыночной экономики.
Основы бюджетирования деятельности промышленных организаций свеклосахарного подкомплекса агропромышленного комплекса, по сравнению с другими отраслями экономики, имеют свои специфические особенности, которые определены кругооборотом оборотного капитала (финансовым циклом) и движением основного капитала (инвестиционный цикл).
Мы считаем, что в современном контексте развития бизнес-среды организации, в условиях перераспределения собственности, формирование бюджетов должно быть, прежде всего, направлено на удовлетворение потребностей собственников бизнеса. Бюджетирование должно быть ориентировано на результат.
Постановка системы бюджетирования в интегрированных формированиях свеклосахарного по-домплекса строится по принципу холдинговой (дивизиональной) структуры управления.
В промышленных организациях свеклосахарного подкомплекса АПК обязанности по формированию системы бюджетирования рекомендуем вменить финансовому директору. Составление бюджетов предлагаем возложить на финансово-экономический отдел (управленческую бухгалтерию).
Финансовый директор относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом генерального директора, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.
На должность финансового директора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное экономическое (приветствуется юридическое и техническое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях не менее 5 лет. С одной стороны финансовый директор выступает в роли консультанта, знающего технологию производства, владеющего вопросами бухгалтерского учета, планирования, прогнозирования, а с другой - контролером.
Во время отсутствия финансового директора его должностные обязанности выполняет главный бухгалтер, который в полном объеме отвечает за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
Финансовый директор несет ответственность:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действу-
ющим трудовым и гражданским законодательством рФ.
3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Процесс построения системы бюджетирования включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет огромное влияние на конечный результат.
Нами разработан план действий по постановке бюджетирования в организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК, который может включать следующие составляющие:
1. Определение целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии с особенностями деятельности организации данной отрасли.
2. Разработка принципов бюджетирования.
3. Рассмотрение вопросов методологии бюджетирования.
4. Анализ организационной и финансовой структуры.
5. Определение и утверждение видов бюджетов.
6. Определение и утверждение бюджетных форматов.
7. Разработка и утверждение бюджетного регламента.
8. Распределение функций в аппарате управления.
9. Составление и утверждение графика документооборота.
10. Автоматизация процесса бюджетирования.
Каждый представленный этап требует особенного внимания и тщательного изучения. Эффективность системы бюджетирования начинает формироваться с момента организации бюджетного процесса.
Прежде чем приступить к разработке бюджетной системы, необходимо решить вопросы организационного характера и четко определить все аспекты планирования деятельности организации.
Очень важным, и не только для процесса бюджетирования, является определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб. Ситуация, когда интересы служб пересекаются, а полномочия дублируются, не приводит к положительным результатам.
Обобщим основные требования к формированию процесса бюджетирования в организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК:
- документально утвержденный регламент бюджетного процесса;
- построение бюджетного комитета;
- обеспечение жесткой финансовой дисциплины;
- четкое разграничение полномочий и ответственности отделов, подразделений (центров ответственности, сегментов бизнеса).
Все это будет возможно только при условии, если руководство осознает всю важность и необходимость финансового планирования. Следовательно, самым главным в организации процесса является участие в нем руководства организации.
На наш взгляд, для получения наилучшего результата от бюджетирования в организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК необходимо четко разграничить сферу деятельности, степень ответственности и порядок работы по составлению системы бюджетов.
Взаимоотношения между сотрудниками организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК мы рекомендуем выстраивать в иерархическом порядке:
- администраторы бюджета - финансисты, работающие в главном офисе компании и отвечающие за бюджетный процесс, в целом;
- консолидаторы - финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и центров ответственности;
- планировщики - рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирования.
Составление бюджета в иерархической организационной среде может производиться при помощи двух основных подходов - сверху вниз (исходя из целевых параметров, намеченных руководством) и снизу вверх (при формировании подразделениями своих планов).
Считаем, что ворганизациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК
Литература:
1. Дегальцева Ж.В. Развитие бюджетного планирования в агрохолдингах. Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса // Материалы XI Международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 146-154.
2. Ермакова Н.А. Бюджетирование в системе управленческого учета. М. : Экономистъ, 2004. 187 с.
3. Хромова И.Н. Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности в сельскохозяйственных организация // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 179-182.
целесообразнее применять комбинированный подход: когда, прежде всего, определяется стратегия, общие цели (сверху вниз), а после чего-формируется реальный бюджет (снизу вверх).
Успешность и своевременность составления бюджетов зависит от того, в какой программной среде они будут разрабатываться.
В случае управления большими объемами информации, следуетиспользовать возможности программного обеспечения со следующими характеристиками:
- комплексный контроль версий, обеспечивающий каждому пользователю работу с правильной версией. Руководитель должен иметь возможность в любой момент заблокировать работу с одной версией и перейти к использованию другой;
- возможность связи с другими системами при помощи мощного механизма интеграции данных. Эта возможность позволяет извлекать данные, при необходимости группировать их, а затем загружать в базу данных;
- возможность постоянного отслеживания динамики поступления данных;
- встроенная проверка правильности, сообщающая пользователям, соответствуют ли их данные требованиям руководства.
При этом, постановку бюджетирования следует начинать не с закупки дорогостоящих программ, а с разработки собственной, специализированной компьютерной программы, используя возможности Excel и Access. При необходимости со временем можно будет быстро и легко внести в нее соответствующие коррективы.
После того как решены все организационные и технологические вопросы применения бюджетирования, можно переходить непосредственно к разработке конкретных индивидуальных бюджетных форм, планов и смет, необходимых для бюджетного регулирования в организациях сахарной промышленности свеклосахарного подкомплекса АПК.
Literature:
1. Degaltseva Zh.V. Development of budget planning in Agroholdings. Economic development of the country: various aspects of a question // Materials Ximezhdunarodnoy of scientific and practical conference. Moscow, 2G14. P. 14б-1б4.
2. Ermakova N.A. Budgeting in system of management accounting. M. : Экономистъ, 2GG4. 1B? p.
3. Khromova I.N. Budgeting and control of expenses on the centers of responsibility in the agricultural organizations. // Theory and practice of social development. 2G13. № б. P. 179-1B2.