Issues of Agglomeration Identity Policy in Statements of Russian Regional Politicians: Discourse Analysis of the Social Network "Vkontakte" Materials
Olga V. Popova1 & Nikolai V. Grishin2
Saint Petersburg State University. Saint Petersburg, Russia
Received: 12 December 2023 | Revised: 15 July 2024 | Accepted: 20 August 2024
Abstract
The article examines how issues of identity construction in Russian urban agglomerations are reflected in the Russian regional politicians' discourse in mass media. The study concerns theoretical problems of identity construction and the role of regional government bodies in shaping the territo -rial identity of the population. The specificity of the Russian situation is the absence of governing bodies related to the agglomeration level in most urban agglomerations. The empirical basis of the study is the texts of subnational politicians posted on the official websites of regional government bodies: websites of governors and regional governments, official pages in the mass media. The empirical information on identity policy were collected from the Internet sources (official portals of regional executive authorities, media reports). Discourse analysis was carried out after monitoring social media materials (VKontakte web-pages of regional leaders). The article reflects five cases out of sixteen Russian ones related to the Ural and Siberian agglomerations with a megalopolis core. The empirical data cover the period from December 2022 to the end of 2023. The choice of the time period for analysis is determined by the fact that by this period the most significant factors influencing the policy of our state at present (the pandemic and the Special military operation) have already manifested themselves in full. It has been confirmed that the problems of agglomeration development in the public official subfederal discourse in most cases are reduced to economic problems; first of all, it concerns the development of industry, science (high technology), transport, and waste disposal. In all analyzed cases, insufficient attention was found out, paid to the role of the implemented socio-cultural projects of subfederal identity policy, and also distancing from the discussion of the problems of integration of labor migrants in the public space. Insignificant number of messages from representatives of the regional political and administrative elite about the socio-cultural meanings of the formed agglomerations can become a significant limitation of information support for the agglomeration development of modern contemporary Russia.
Keywords
Urban Agglomerations; Identity Policy; Territorial Identity; Identity in Agglomerations; Identity Construction; Discourse Analysis; New Media
This work is
icensed under a Creative Commons "Attribution" 4.0 International License
1 Email: pov_64[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0701-7767
2 Email: nvgrishin[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0850-7581
Вопросы политики идентичности агломераций в высказываниях российских региональных политиков: дискурс-анализ материалов «ВКонтакте»
Попова Ольга Валентиновна1, Гришин Николай Владимирович2
Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Россия
Рукопись получена: 12 декабря 2023 | Пересмотрена: 15 июля 2024 | Принята: 20 августа 2024
Аннотация
В статье исследуется, как вопросы конструирования идентичности в российских городских агломерациях с ядром-мегаполисом находят отражение в дискурсе российских региональных политиков в масс медиа. Исследование касается теоретических проблем конструирования идентичности и роли региональных органов государственной власти в формировании территориальной идентичности населения. Спецификой российской ситуации является отсутствие в большинстве городских агломераций органов управления, относящихся к уровню агломераций. Эмпирическая основа исследования — тексты политиков субнационального уровня, размещенные на официальных сайтах региональных органов власти: сайтах и порталах губернаторов и региональных правительств, а также на личных страницах в масс медиа. Сбор информации о направлениях территориальной политики идентичности проведен из интернет-пространства (официальные порталы органов исполнительной власти регионов, сообщения СМИ), а дискурс-анализ текстов осуществлен после мониторинга материалов социальных сетей (страниц глав регионов в «ВКонтакте»). В статье нашли отражение пять связанных с уральскими и сибирскими агломерациями с ядром-мегаполисом кейсов из шестнадцати российских. Эмпирические данные охватывают период с декабря 2022 по конец 2023 года. Выбор временного отрезка для анализа определен тем, что к этому периоду самые значимые факторы, влияющие на политику нашего государства в настоящее время (пандемия и СВО), проявились в полной мере. Подтверждено, что проблематика развития агломераций в публичном официальном субфедеральном дискурсе в большинстве случаев сводится к экономической проблематике; прежде всего, она касается развития промышленности, науки (высоких технологий), транспорта и утилизации отходов. Во всех анализируемых случаях зафиксировано недостаточное внимание к роли реализуемых социально-культурных проектов субфедеральной политики идентичности и дистанцирование от обсуждения в публичном пространстве проблем интеграции трудовых мигрантов. Незначительное число сообщений представителей региональной политико-административной элиты об образах и социокультурных смыслах формируемых агломераций может стать существенным ограничением информационного обеспечения агломерационного развития современной России.
Ключевые слова
городские агломерации; политика идентичности; территориальная идентичность; идентичность населения в агломерациях; конструирование идентичности; дискурс-анализ; новые медиа
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная
1 Email: pov_64[at]mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0701-7767
2 Email: nvgrishm[at]maiLru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0850-7581
Введение
Политика идентичности в городских агломерациях является одним из относительно малоизученных направлений исследований в современной политологии. Формирование городских агломераций, которые по своим масштабам обычно занимают промежуточное положение между традиционными городским и региональным уровнем, создает множество уникальных проблем и вызовов. В западной науке начиная с 2010-х годов изучаются вопросы формирования идентичности в рамках крупных городских агломераций (Lidström, 2013; Lidström & Schaap, 2018; Camaj, 2014).
Особенностью российской модели развития агломераций является активная доминирующая роль органов государственной власти федерального и регионального уровней (Строев & Кузнецов, 2023). Цели государства в отношении развития агломераций отражаются не только в официальных и нормативных актах, но и в публичных выступлениях, содержание которых распространяется по каналам СМИ, через официальные сайты органов власти и в социальных сетях на страницах представителей политико-административной элиты. Вопросы формирования идентичности в российских городских агломерациях вплоть до последнего времени не были предметом научного или экспертного рассмотрения. Однако процессы развития агломераций и политика государства по развитию этих типов населенных пунктов оказываются фактором, значимым не только для экономики, но и для политики идентичности государства в целом.
Цель данной статьи заключается в выявлении позиций глав российских регионов, на территории которых расположены агломерации с центрами в городах-мегаполисах, по вопросам политики идентичности агломераций на основе текстов их выступлений в социальных сетях и на официальных веб-сайтах. Следует обратить внимание на то, что Федеральный Закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ обязывает госорганы создавать и вести официальные страницы в социальных сетях («ВКонтакте» и / или «Одноклассники»)1. Многие главы регионов до опубликования этих нормативных актов уже вели свои странички в соцсетях, поскольку идея коммуникации региональных политиков с жителями субъектов Российской Федерации в интернет-пространстве достаточно активно поддерживалась на самом высшем уровне уже с начала 2010-х годов. Как показывает эмпирический анализ, большинство представителей субфедеральной политической элиты предпочли создать свои страницы и вести их именно в «ВКонтакте», вероятно, учитывая количество
1 Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и статью 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"» // https://base.garant.ru/404992163/: Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2022 г. N 2523-р. https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1564136/
пользователей и различия социально-демографических характеристик аудитории соцсетей.
В статье представлены результаты анализа дискурсивных практик по субфедеральной политике идентичности глав двух уральских (Свердловская и Челябинская области) и трех сибирских регионов (Красноярский край, Новосибирская и Омская области), в которых формируются городские агломерации на основе ядра-мегаполиса. Этот выбор обоснован соображениями резкого повышения значимости этих субъектов Российской Федерации и особыми темпами развития данных агломераций в современных условиях.
Теоретическая рамка и методология исследования
В современных исследованиях доминирует теоретическая установка, согласно которой идентичность агломераций в XXI в. развивается не столько спонтанным образом, сколько является результатом целенаправленного планомерного конструирования (Van Houtum & Lagendijk, 2001, p. 755). Формирование идентичности агломераций рассматривается именно в контексте конструирования идентичности. Идентичность агломераций является тем направлением, в котором исследователями в качестве основных субъектов конструирования идентичности признаются политики и административные элиты. Однако слабой стороной современных теоретических знаний остаются пробелы в изучении способов, форм, механизмов конструирования идентичности (Гришин, 2020, c. 235; Попова & Гришин, 2023).
Масс-медиа следует признать одним из важнейших средств, которые могут использоваться в современной политике конструирования идентичности (Ceron, 2015, p. 495). Сложность и противоречивость информации, которая транслируется субъектами конструирования идентичности, обеспечивает перспективность применения дискурс-анализа.
В современных российских исследованиях дискурс-анализ активно применяется для изучения политики идентичности на трех уровнях: федеральном, региональном городском и локальном (Евгеньева, 2015; Русакова, 2020). Отметим, что в ряде случаев авторы смешивают городской и локальный уровень, что корректно только для очень мелких населенных пунктов. В проведенном исследовании содержатся результаты дискурс-анализа публичных выступлений должностных лиц российских мегаполисов не только с целью выявления символических оснований для реконструкции образа агломерации и образа «мы»-сообщества, но прежде всего для выяснения, насколько в сознании субфедеральной элиты присутствует осознание того, что важнейшие задачи роста агломераций, рассчитанные на синергетический эффект промышленного, научного и транспортного развития (Павлов, Королева & Лабзин, 2018, с. 582), должны сочетаться с грамотной политикой идентичности. В современном мире проживающий в агломерации индивид не должен относиться к этой территории как к только обеспечивающей ему
кров и пропитание. Осознание этого обстоятельства должно отражаться в дискурсе политико-административной элиты. По справедливому замечанию О. Ю. Малиновой, речевые стратегии спикеров неразрывно связаны с практико-ориентированной деятельностью, направленной, в частности, на решение задач конструирования границ сообщества (Малинова, 2019, с. 99).
Изученные нами материалы выступлений и комментариев политиков в соцсетях охватывают период с декабря 2022 по конец 2023 года. Дискурсивный анализ информационного пространства агломераций проводился с фокусом на реализуемую политику идентичности на данных территориях в контексте межрегиональных сравнений.
В эмпирическом исследовании акцент сделан прежде всего на качественные методы. Следуя за С. Харди, в данной статье цель дискурс-анализа определяется как выявление конструктивных эффектов дискурса в ходе структурированного и систематичного анализа текстов. В связи с этим задачами нашего исследования были: формирование критериев отбора текстов; определение (при их наличии) базовых символических оснований «мы»-образа; выявление типичных фрагментов дискурса; выявление общих и специфических черт дискурса в разных регионах; определение значимости развития агломераций в общем массиве данных (Hardy, 2001).
Методологический подход базируется на теоретическом подходе Н. Фэркло, где дискурс определяется как один из множества аспектов социальной практики (Fairclough, 2013). По мнению этого ученого, дискурс и социальные структуры — взаимно обусловливающие друг друга феномены (тип их связи — функциональное взаимодействие), поскольку социальные институты провоцируют дискурсивные события, формирующие устойчивые дискурсивные практики, что в итоге и создает политическую реальность. Фактически реальным стало не только информационное пространство, являющееся частью политической действительности (М. Кастельс), но и сам по себе интернет все больше приобретает черты политического института (Никипорец-Такигава, 2023); соответственно, формирующиеся в нем дискурсивные практики заслуживают самого пристального внимания исследователей, поскольку также могут интерпретироваться как отражение системы контролирующих властных отношений (Т. ван Дейк).
В настоящее время стало практически общепризнанным утверждение, что «возможности сетевого общения переводят отношения «политик - народ» в горизонтальную плоскость, демонстрируя принципиальную открытость и готовность к «диалогу на равных», а не с высокой позиции официальной власти» (Чудинов & Никифорова, 2023, с. 200). Существенно значимым исходным тезисом нашего анализа является положение о доминировании инициативы органов власти в установлении повестки дня в коммуникации с населением на страницах глав регионов (Попова & Лагутин, 2019). Вопреки расхожему тезису о «горизонтальном», неиерархически выстроенном стиле
общения в интернет-пространстве на страницах ряда глав регионов, в которых развиваются агломерации с городами-миллионниками, мы видим использование стратегии информирования, «доведения до сведения», но отнюдь не равноправной дискуссии. Поскольку в реальной политической практике глава региона несет ответственность прежде всего перед вышестоящими органами власти, то и устанавливаемая ими на своих страничках в социальных сетях «повестка дня» также подчиняется этой логике. Специально отметим, что ограничение объема журнальной статьи не позволяет включить результаты проведенного анализа всех шестнадцати проанализированных кейсов или реакции аудитории на содержание страниц глав регионов в социальных сетях, хотя этот материал представляется нам также важным и будет обнародован в других научных публикациях.
Конструирование идентичности в городских агломерациях: реальная или вымышленная задача?
Органы государственной власти являются основным инициатором формирования и реализации политики идентичности в стране на различных уровнях управления. В отношении политики идентичности в агломерациях в России существует специфическая ситуация. Если за рубежом во многих случаях агломерации имеют собственные органы управления, возникшие, в частности, в результате объединения муниципалитетов или достижения соглашений между муниципалитетами, входящими в состав агломерации, то в нашей стране, хотя объективно эти формы территориальных объединений сложились десятилетия назад, целенаправленная политика развития агломераций, точнее, развития России за счет сетевого принципа их совершенствования была заявлена на рубеже нулевых - десятых годов этого столетия. До сих пор главы регионов, в которых существуют агломерации, склонны говорить о начальных этапах их развития. Показательна тема выступления губернатора Челябинской области А. Л. Текслера на панельной сессии Петербургского международного экономического форума 2023 г. «Агломерации: точки роста в эпоху турбулентности», в котором он заявил о необходимости развития межагломерационных связей для успешного экономического роста страны, четко обозначив исключительно экономические показатели успешного развития агломерации:
«Приоритетными направлениями развития Челябинской агломерации является усиление транспортного каркаса, градостроительное планирование в рамках концепции "20-минутного города", строительство межуниверситетского кампуса, создание современной культурной и социальной инфраструктуры, улучшение экологии... Рост туризма, промышленная кооперация, обмен сельхозпродукцией и другими товарами — от межрегиональной агломерации 1
выигрывают все».
1 Меттус Д. Развитие агломераций и «выращивание» IT-специалистов: итоги второго дня работы Алексея Текслера на ПМЭФ. https://fedpress.ru/artide/3249497
Высказывания руководителей мегаполиса-ядра агломерации традиционно акцентируют возможность получения определенной взаимной пользы субъекта федерации и его центра. Очень типично в этом плане высказывание мэра Челябинска Н. П. Котовой о необходимости «сотрудничества с правительством региона в рамках Челябинской агломерации для развития города и региона в целом» в выступлении перед СМИ 30 марта 2023 г.
О том, что создание агломераций на основе мегаполисов требует значительных организационных усилий, свидетельствует пример «Большого Екатеринбурга»1: в 2010 было начато обсуждение развития этой агломерации при активном противодействии глав городов-спутников, в декабре 2015 г. свердловскими муниципалитетами было подписано соглашение по формированию агломерации «Большой Екатеринбург»2, а институционализация Координационного совета Екатеринбургской городской агломерации, включающей 14 округов, произошла только весной 2021 г. Примечательно, что вел мероприятие глава Екатеринбурга А. В. Орлов, но на мероприятии присутствовал первый заместитель губернатора Свердловской области. Фактически это — декларация того, что задачи по развитию агломерации в равной степени являются целью и региональной власти, и руководства ее ядра — мегаполиса. В июле 2022 г. в рамках промышленной выставки «Иннопром-2022» состоялось заседание Координационного совета Екатеринбургской городской агломерации по оценке ее развития с отчетом за год. Заявленная цель развития Екатеринбургской агломерации — улучшение качества жизни населения, а основная ответственность за решение этой задачи возложена на муниципалитеты. Оценка результатов при этом проводится по показателям развития экономики и транспортной инфраструктуры входящих в агломерацию населенных пунктов; планируется реализация проектов «Умная агломерация», ТЛЦ «Екатеринбург Седельниково», развитие туристического кластера, обустройство объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами, отдых детей из агломерации в муниципальных лагерях Екатеринбурга, благоустройство рекреационной зоны на реке Чусовой и поддержка приюта для бездомных животных; важнейшей задачей считается избегание маятниковой миграции3. Екатеринбургская агломерация — особый случай, поскольку многие процессы в городе в 2010-х годах находились под влиянием жесткого противостояния губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева и мэра Екатеринбурга Е. В. Ройзмана4.
1 В настоящее время включает в себя наряду с Екатеринбургом Арамиль, Верхнюю Пышму, Березовский и Среднеуральск, однако еще в 2019 г. губернатор Свердловской области заявил о создании еще трех агломераций в регионе.
2 Екатеринбург приближают к агломерации. https://www.kommersant.ru/doc/2852123? узсМ=Ь?ММх9т880071244
3 Екатеринбургская агломерация: Алексей Орлов подвёл первые итоги работы и рассказал о планах. https:^//екатеринбург.рф/news/88188-ekaterinburgskaya-aglomeratsiya-aleksey-orlov-podvyol-pervye-itogi-rabo1y-i-rasskazal-o-plamkh?ysclid=lzkc0rjqaq272268601
4 С ноября 2022 г. Е.В. Ройзман включён Минюстом в список иноагентов.
Нынешний глава Красноярского края М. М. Котюков в бытность главой Министерства науки и высшего образования РФ в 2019 г. заявлял, что университетские кампусы — драйверы развития агломераций1, однако в должности руководителя уже субъекта федерации им была одобрена итоговая редакция стратегического мастер-плана развития Красноярской агломерации до 2035 г. по шести основным направлениям:
«Транспорт и мобильность, жилая и общественно-деловая застройка, общественные пространства и природные территории, экология и системы жизнеобеспечения, туризм, общество»2.
Безусловным достоинством этого плана стал учет предложений красно-ярцев, которые были получены благодаря работе цифровой платформы «Чего хочет Красноярск». Необходимость постоянного контроля развития ситуации нашла отражение во введении М. М. Котюковым в конце августа 2023 г. должности заместителя главы Красноярска по развитию этой агломерации3.
А. Л. Бурков, возглавлявший Омскую область в 2017-2023 г.4, в своих публичных речах проблему развития Томской агломерации не обсуждал, однако это не означает, что работа не велась совсем. Тем не менее, весьма показательно, что сменивший его на посту главы Омской области В. П. Хоценко заявил в октябре 2023 г. лишь о разработке мастер-планов Омской агломерации и Тары, подчеркнув, что работа на тот момент касалась только определения территориального расположения объектов до 2035 г.5
Безусловно стратегически дальновидной является позиция губернатора Челябинской области А. Л. Текслера, который в выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2023 г., обсуждая на панельной сессии «Агломерации: точки роста в эпоху турбулентности» тему развития Южно-Уральской агломерации, акцентировал острейшую необходимость усиления связей двух крупнейших уральских агломераций — Челябинской и Екатеринбургской, отдав предпочтение развитию прежде всего транспортных связей6. Кроме этого аспекта, фокус внимания челябинского губернатора в развитии агломерации концентрируется на строительстве социальных объектов. Нельзя сказать, что тема консолидации городских агломе-
1 Котюков: кампусы вузов должны создавать стандарты городской среды. https:^//news.ru/society/kotyukov-kampusy-vuzov-dolzhny-sozdavat-standarty-gorodskoj-sredy/
2 Красноярская агломерация будет развиваться по шести направлениям. https://ria.ru/20230713/krasnoyarsk-1884034739.html?ysdid=lzkexqbqrk106793306
3 Михаил Котюков и Владислав Логинов обсудили проблемы красноярского Солнечного. https://gomovosti.ru/news/107494/?ysdid=lzkf63aszt855418702
4 А.Л. Бурков был временно исполняющим обязанности губернатора Омской области с 9 октября 2017 по 14 сентября 2018 г., а затем уже в ранге избранного губернатора трудился на этом посту с 14 сентября 2018 по 29 марта 2023 г.
5 Губернатор Хоценко заявил о создании мастер-планов Омской агломерации и Тары. https:^//omsk.mk.ru/social/2023/10/04/gubemator-khocenko-zayavil-o-sozdanii-masterplanov-omskoy-aglomeracii-i-tary.html?ysdid=lzkfn2ibvk458559623
6 Алексей Текслер: Челябинская область активно развивает межрегиональные агломерационные связи. https:^//gubemator74.ru/news/aleksey-teksler-chelyabinskaya-oblast-aktivno-razvivaet-mezhregionalnye-aglomeracionnye-svyazi
раций является новацией исключительно последнего времени. Так, например, губернатор Новосибирской области А. А. Травников в феврале 2018 г., обосновывая необходимость усиления транспортного каркаса Новосибирской агломерации, прямо заявлял, что она уже «стала центром сибирской конурбации -зоны тесной экономической кооперации Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Новосибирска и Томска»1.
Несомненно, что в настоящий момент руководители регионов осознают неравномерность развития агломераций в различных субъектах федерации. Основными спикерами, озвучивающими позицию государственной власти по вопросам развития агломераций в России на субфедеральном уровне, являются прежде всего губернаторы и некоторые другие представители власти субъектов федерации, в частности, главы исполнительной власти мегаполисов. Государственная политика идентичности как набор закрепленных в юридических документах практик и инструментов формирования и развития заданной системы политических взглядов и политических ценностных ориентиров основной массы населения (Попова, 2020) в целом направлена на создание заданного «мы»-образа проживающей на определенной территории населения и образа относящихся к ней населенных пунктов.
Публичный политический дискурс официальных лиц, относящихся к политическому классу, остается важнейшим средством реализации государственной политики идентичности. Недостаточен сам факт проведения серии мероприятий, обеспечивающих символическую и эмоциональную «привязку» населения к определенной территории, необходима вербальная маркировка этого вектора развития политического курса. Политика идентичности, реализуемая региональной политико-административной элитой, является государственной, однако включает не только гражданско-национальный компонент, но и региональную, часто городскую и / или локальную специфику. По мнению некоторых отечественных исследователей (Левшенко, 2012, с. 113), логическая аргументация и то, что можно назвать «доказательной базой» эффективности реализуемого политического курса, отнюдь не обязательно присутствуют в посвященном различных аспектам символической политики публичном дискурсе; эмоциональность высказываний политиков с использованием различных приемов (риторических вопросов, позитивно окрашенной лексики, тактики прогнозирования образа будущего, соответствия информации ожиданиям аудитории) с лихвой обеспечивает необходимое впечатление о желанных или уже достигнутых результатах.
В последние годы предпринимаются отдельные попытки анализа результатов реализации политики идентичности посредством изучения дискурса региональных политиков, выявления того, «какие элементы идентичности наделяются ценностным смыслом в дискурсе представителей власти»
1 Врио губернатора Новосибирской области: Наша агломерация должна стать центром для четырех сибирских городов. https://gt-tomsk.ru/news/vrlo-gubernatora-novosibirskoj-oblasti-nasha-aglomeraciya-dolzhna-stat-centrom-dlya-chetyrex-sibirskix-gorodov/?ysclid=m0au2ehqb528207339
(Чудинов & Никифорова, 2023, с. 199). В частности, на примере изучения дискурса публичных политиков Урала исследователи приходят к выводу о предпочтении как в сознании политиков, так и в массовом представлении населения пан-регионального образа «большого Урала», который включает административно относящиеся в настоящее время к Приволжскому федеральному округу Оренбургскую область и Пермский край. Подспудно в представлениях жителей этих территорий сохраняются представления о некой конкуренции Свердловской, Челябинской областей и Пермского края и областных центров этих территорий. В дискурсе СМИ образы «большого Екатеринбурга» и «большого Челябинска» присутствуют, однако нет оснований для обоснованного утверждения, что они закрепляются в границах именно агломераций.
Информация о политике идентичности в агломерациях на страницах глав регионов в социальных сетях
В нашем исследовании был осуществлен анализ страниц глав регионов во всех 16 российских агломерациях с ядром в городе-миллионнике, но в данной статье представлен иллюстративный цитатный материал личных страниц губернаторов в «ВКонтакте» пяти субъектов Российской Федерации: двух уральских (Свердловская и Челябинская области) и трех сибирских (Красноярский край, Новосибирская и Омская области). Предварительно в рамках анализа интернет-пространства была изучена новостная информация за период 2019-2023 гг., которая позволила выявить устойчивые практики реализации политики идентичности на субфедеральном уровне, которые достаточно часто воспринимаются населением как привычная, обыденная, подчас рутинная сторона жизни их населенного пункта, района, области, края или республики, но на самом деле являются очень важными составными частями формирования психологической «привязки» людей, формирования территориальной идентичности.
Было выявлено, что наиболее типичны следующие мероприятия и проекты: связанные с историей населенного пункта, прилежащей территории, региона праздничные и памятные дни, культурно-массовые события (от весенних субботников до ярмарок); временные выставки и музейные экспозиции, театральные постановки; установка и поддержание посвященных историческим событиям в крае или уроженцам населенного пункта / прилегающей территории / региона памятников; топонимика (наименование улиц, школ, организаций и т.д.) с соответствующими информационными разъясняющими табличками; связанные с городом или регионом учебные курсы или отдельные темы в учебных предметах в школах, лицеях, колледжах; краеведение (научные изыскания, связанные с местной историей, с последующим широким распространением информации). Кроме того, анализ показал, что очень важным является привлечение органами власти активных граждан к обсуждению и решению экологических проблем территории (формы разнообразны:
от раздельного сбора мусора, своевременного его вывоза, до информирования жителей, например, о розе ветров в промышленных районах города).
Наконец, есть еще очень важное направление территориальной политики идентичности — интеграция мигрантов из других регионов страны и трудовых мигрантов из иных государств. Если с конца нулевых вплоть до конца 2010-х годов политика нашего государства была направлена на формирование толерантного отношения местного населения к мигрантам, то сейчас пришло осознание, что эти люди должны вписываться в принимающее сообщество, сохраняя свои традиции ровно в той мере, в какой не разрушают жизнь и правила местных жителей. Камертон политики в отношении мигрантов нормативными документами задается на федеральном уровне, однако реальное осуществление этой политики ложится на плечи региональных, городских и местных властей, прежде всего агломераций с ядром-мегаполисом, поскольку они являются максимально привлекательными вследствие наличия рабочих мест и высоких зарплат. С учетом того, что часто мигранты приезжают с семьями, дополнительно возникает социальная нагрузка на образовательные и медицинские учреждения.
Типична стратегия информирования о работе главы региона через официальный портал и возможность коммуникации населения с ним или теми людьми, которые ведут соответствующую работу, в одной (реже двух) социальных сетях. Так, глава исполнительной власти Красноярского края М. М. Котюков информирует население о своей работе через официальный портал «Красноярский край»1, включая телефоны горячей линии и свою страницу в «ВКонтакте»2.
Ушедший в отставку в конце марта 2023 г. губернатор Омской области А. Л. Бурков вел свою страницу в «ВКонтакте» до 23 мая 2023 г.3 Сменивший его на этом посту в качестве ВРИО 29 марта 2023 г., а затем избранный на должность губернатора Омской области 10 сентября 2023 г. В. П. Хоценко ведет страницу и в «ВКонтакте»4, и в «Одноклассниках»5. Кроме того, на официальном портале Омской области есть страница губернатора6.
Безусловно, интересный (особый) случай представляет стратегия присутствия в социальных медиа губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева. В 2022 г. он закрыл свою страничку в зарубежной социальной сети, принадлежащей признанной в нашей стране экстремистской организации Meta, и заявил о создании персональных страниц в социальных сетях «ВКонтакте»7,
1 Губернатор Красноярского края. http://www.krskstate.ru/govemor
2 Губернатор Красноярского края. https://vk.com/mkotyukov?ysclid=lzfpbaduqc688484850
3 Александр Бурков. Своих не бросаем. https://vk.com/burkov al?ysclid=lzfpknwa9r263712058
4 Виталий Хоценко. Официальная страница Губернатора Омской области. https://vk.com/vkhotsenko? ysclid=lzfpovmuq400028810
5 Виталий Хоценко. https://ok.ru/profile/597983040524
6 Хоценко В. Над экологической повесткой нашей области. https://vk.com/wall789290592 92440: Портал Правительства Омской области // https:,//omskportaLш (Дата обращения 18.10.2023)
7 Евгений Куйвашев. https://vk.com/evgenykuyvashev
«Одноклассники», а также в мессенджере "Telegram". Губернатор Свердловской области воспринял эти интернет-каналы как площадку для распространения информации о себе и, начав достаточно активно размещать в них посты, очень быстро их забросил после губернаторских выборов в сентябре 2022 г. Первый пост был размещен Е. В. Куйвашевым в «ВКонтакте» 11 марта 2022 г., а последний пост — 22 сентября 2022 г.; аналогична ситуация и с последним постом в тг-канале. Таким образом, совершенно очевидно, что эти страницы в масс медиа Е. В. Куйвашев воспринимал как средство повышения интереса к своей персоне и возможность сплочения своих сторонников в интернет-пространстве перед сентябрьскими губернаторскими выборами 2022 г.
В начале февраля 2023 г. в интернет-СМИ было заявлено о разработке нормативного документа с рабочим названием «Об обеспечении доступа к информации о деятельности губернатора Свердловской области, размещаемой в информационно телекоммуникационной сети "Интернет"»1; информация о работе губернатора должна была размещаться на официальном сайте с доменным именем http://gubernator96.ru и на официальных страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Однако никаких следов официального вступления данного документа в силу в интернет-пространстве не было обнаружено. Вся информация о работе правительства этого уральского региона отражается на сайте «Информационный портал Свердловской области»2, который отражает стратегию Web1.0, не предполагающую возможность обратной связи с аудиторией, а сведения о деятельности губернатора вверенного его заботам субъекта федерации отражаются в «ВКонтакте» на странице «Свердловская область»3, которая имеет маркировку «Официальный канал» и очень активно заполняется PR-командой губернатора. Эта страница работает в соответствии со стратегией Web 2.0. В большинстве случаев содержательно информация отражает мнение управленческого корпуса региональной исполнительной власти. У нас нет оснований считать, что позиция команды губернатора и главы региона не совпадают, поэтому эта группа в «ВКонтакте» была включена в анализ.
Несколько иная стратегия коммуникации с населением в онлайн-пространстве у губернатора Челябинской области. Функционирует информирующий о работе главы региона официальный сайт «Челябинская область»4, однако в «ВКонтакте» у него ведется работа на личной странице «Губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер»5. Он (или его команда) активно ведет страницу в «Одноклассниках», фокусируя внимание аудитории
1 Команда свердловского губернатора определяется с его «пропиской» в соцсетях. https://eanews.ru/news/komanda-sverdlovskogo-gubernatora-opredelyayetsya-s-yego-propiskoy-v-sotssetyakh 07-02-2023?ysdid=lzfllw87ux164954782
2 Информационный портал Свердловской области. https: /шшжсве.рф/
3 Свердловская область. https:/vk.com/svo196?ysdid=lzfmpi1wbx799524117
4 Губернатор Челябинской области. https://gubernator74.ru
5 Алексей Текслер. Губернатор Челябинской области. https://vk.com/alexeytexler.official
на проблемах региона и личном участии губернатора в их решении1. Кроме того, в мессенджере Telegram также есть канал губернатора Челябинской области, куда предлагается писать жалобы и личные обращения2. Подобная поливариантность каналов коммуникации, безусловно, способствует формированию образа открытой власти.
Нужно признать, что, несмотря на высокие показатели использования интернета населением Урала и Сибири в целом, лишь относительно небольшая группа жителей этих регионов регулярно знакомится с работой главы региона. Например, среди подписчиков страницы в «ВКонтакте» губернатора Новосибирской области А. А. Травникова 33 тыс. человек3, а официальной группы «Новосибирская область» — 81 тыс. человек4.
Проведенный анализ социальных сетей показал, что в дискурсе глав уральских и сибирских регионов доминируют темы экономического развития с акцентом на специализацию и уникальность производства:
«У нас тысячи предприятий в этой сфере, десятки успешных локальных брендов. Всегда говорю, что один из первых примеров нашей креативной индустрии — из XIX века, это златоустовская гравюра на стали»5;
«Мы гордимся Челябинской областью — местом, где живут талантливые и трудолюбивые люди. Хотим, чтобы о красотах и успехах Челябинской области знали по всей нашей стране!»6;
«Грандиозные достижения Красноярского края в космической отрасли»7;
«Наш регион - один из ключевых в стране, мы должны постоянно обеспечивать рост экономики»8;
«Красноярский край традиционно лидирует по многим показателям среди всех российских регионов» .
Заметно стремление глав регионов к информированию населения в социальных сетях о позиционировании региона на федеральном уровне. Это эффективная стратегия. Прекрасным поводом стала открывшаяся на ВДНХ 4 ноября 2023 г. выставка «Россия». На страницах губернаторов значительное
1 Алексей Текслер. Губернатор Челябинской области. https://ok.ru/alexeytexler.official
2 Алексей Текслер @alexeytexler_chat
3 Андрей Травников. https://vk.com/andreytravnikov nso?ysclid=lzfpflmnlo581347393
4 Официальная страница Правительства Новосибирской области. https://vk.com/nso? ysclid=lzfphmvsrb596788995
5 Текслер А. Челябинск не случайно выбрали местом проведения форума «Российская креативная неделя - Урал». https://vk.com/wall548020729 210815
6 Текслер А. Сегодня день Челябинской области на выставке «Россия». https://vk.com/wall548020729 189893
7 Котюков М. 12 апреля - особенный день для нашей страны и нашего региона. https://vk.com/wall797285502 32099
8 Котюков М. Сегодня на заседании Президиума Правительства обсудили. https://vk.com/wall797285502 15702
9 Котюков М. Сегодня на выставке «Россия» в Москве День Красноярского края. https://vk.com/wall797285502 20162
количество сообщений в первой декаде ноября 2023 г. было посвящено обсуждению того, как был представлен регион:
«Стенд Свердловской области на выставке "Россия" оформлен в стиле "Демидовский лофт": заводские стены, бетон, медь, чугун сочетаются с современными
мультимедийными технологиями, благодаря которым посетители могут почув-
•-» 1 ствовать жар доменной печи или одним взмахом руки возвести здание» ;
«Сегодня день Челябинской области на выставке "Россия". Представляем наш регион, рассказываем о достижениях, планах на будущее. Поддержать родную область на выставку приехали наши именитые земляки, молодые ребята и
девушки из "Движения Первых". У нас замечательный стенд, интересная
2
программа наших творческих коллективов» ;
«Выставка и наша экспозиция — большой шаг, чтобы разрушить устаревшие стереотипы о регионе»3; «Открыли стенд Красноярского края на Международной выставке "Россия" в Москве ... Краю есть, что показать: от живописной природы до технических достижений. Специально к выставке красноярская команда разработала интерактивные конструкции, благодаря которым даже
4
на расстоянии чувствуешь красоту и мощь региона» ;
«Сегодня на площадке ВДНХ в рамках выставки "Россия" проходит День Новоси -бирской области! Наш регион представил свои достижения в области науки, культуры, образования, информационных технологий, промышленности... Масштабы выставки впечатляют. Она заставляет еще раз задуматься, насколько многообразная, сильная, великая наша страна. Насколько она богата культурой, экономическим потенциалом, историей, своим будущим. И Новосибирская область - такая же, очень разная»5;
«Наш Президент Владимир Владимирович Путин посетил стенд Омской области на выставке "Россия" на ВДНХ. Омск — ты просто космос!»6.
В соцсетях на страницах глав регионов в равной степени активно представлена информация, связанная с политикой идентичности и региона, и непосредственно областного центра-мегаполиса; при этом мероприятия подобного типа на уровне агломерации не упоминаются. Темы, связанные с мегаполисом, касаются преимущественно праздников и юбилейных дат:
«Екатеринбург - это место силы для тех, кто умеет мечтать и любит трудиться, кто готов ставить перед собой великие цели и не пасует перед трудностями, кто стремится изменить мир, сделать его лучше, добрее и справедливее. С праздником, дорогие друзья! С юбилеем, любимый Екатеринбург!»7.
1 Свердловская область. Победитель ралли-марафона «Дакар». https://vk.com/wall-146815974 213109
2 Текслер А. Сегодня день Челябинской области на выставке «Россия». https://vk.com/wall548020729 189893
3 Текслер А. В Москве, на ВДНХ, начала работу выставка «Россия». https://vk.com/wall548020729 188877
4 Котюков М. Открыли стенд Красноярского края на Международной выставке «Россия». https://vk.com/wall797285502 19546
5 Травников А. Сегодня на площадке ВДНХ в рамках выставки «Россия» проходит День Новосибирской области. https://vk.com/wall-166427977 28191
6 Хоценко В. Наш Президент посетил стенд Омской области. https://vk.com/wall789290592 104572
7 Свердловская область. Праздник официально стартовал. https://vk.com/wall-146815974 200008
Акцентируется образ «единого мы», в котором горожане солидарны с региональными и городскими властями:
«Свой трёхсотый день рождения мегаполис встречает полным сил, обновлённым, красивым, успешным. За время подготовки к юбилею совместно с администрацией города Екатеринбурга мы многое сделали, чтобы упрочить его позиции, укрепить добрую славу, повысить качество жизни людей... главной движущей силой являются екатеринбуржцы - люди, преданно любящие город»1.
Оценка политической ситуации показывает, что в настоящее время высокий уровень противостояния региональной и городской власти середины 2010-х годов минимизирован, в значительной степени ослаблены протестные настроения жителей Екатеринбурга, особенно его молодёжного сегмента, конца 2010-х - начала 2020-х годов. Демонстрация лояльности населения отнюдь не означает в целом формирования единства масс и политической субфедеральной элиты, тем не менее праздничные мероприятия, акцентирование такой значимой даты, как 300-летие Екатеринбурга и активного развития Среднего Урала как промышленного «опорного края державы» способствует консолидации населения и в целом повышает показатели институционального и персонифицированного политического доверия.
За избыточно частым апеллированием к тому, что в регионе проживают «хорошие люди»2 без конкретизации наблюдается некоторая непроработанность образов «мы»; губернаторы с большим удовольствием пишут о том, что именно в их области или крае «лучшие люди», «талантливые, созидающие люди»3:
«Наша областная столица - современный и гостеприимный город, который преображается буквально на глазах. А его главное богатство - люди! Новосибирцы всегда отличались усердием, радушием, гостеприимством, любовью
...... 4
к своей малой родине» .
Прекрасная характеристика, но она — типовая; так можно описать жителей любой территории, любого населенного пункта.
Гораздо большей убедительностью обладают посты с указанием конкретных людей и их достижений, победителей городских и региональных проектов, поскольку успех этих людей воспринимается как обобщённая характеристика жителей города или региона:
«Победитель ралли-марафона «Дакар» Сергей Карякин... Знаменитый уральский гонщик рассказал о развитии мотоспорта в Свердловской области»5;
1 Свердловская область. Главной движущей силой в развитии Екатеринбурга. https://vk.com/wall-146815974 199932
2 Свердловская область. Праздник официально стартовал. https://vk.com/wall-146815974 200008
3 Текслер А. В Москве, на ВДНХ, начала работу выставка «Россия». https://vk.com/wall548020729 188877
4 Травников А. Сегодня Новосибирск отмечает свое 131-летие. https://vk.com/wall-166427977 36657
5 Свердловская область. Победитель ралли-марафона «Дакар» Сергей Карякин. https://vk.com/wall-146815974 213109
«Учитель из Екатеринбурга Оксана Крумина стала лучшим педагогом начальных классов России. Преподаватель гимназии №104 из Екатеринбурга стала победителем конкурса "Первый учитель"»1;
«Историк, археолог, преподаватель Уральского федерального университета Андрей Ермоленко вошел в число номинантов шорт-листа просветительской премии "Знание" - 2022. Из более чем шести тысяч заявок в число финалистов пробились 68 лекторов и восемь компаний из 18 регионов»2;
«Сегодня вручили награды победителям конкурса «Хрустальное сердце Омска -2022». Это те люди, которые бескорыстно помогают окружающим... В очередной раз убеждаюсь, что наши люди, как никто другой, могут объединяться перед лицом беды»3.
При внешней схожести информационных стратегий коммуникации глав регионов на страницах социальных сетей наблюдаются определенные тематические отличия и стремление акцентировать уникальность событий, истории, артефактов и т. д. Например, глава Свердловской области упоминает об уникальном культурно-историческом артефакте («Большой Шигирский идол, обнаруженный в Свердловской области, - самая древняя монументальная деревянная скульптура в мире. У нее нет аналогов ни в более ранних, ни в более поздних археологических эпохах. Шигирская скульптура продолжает оставаться одной из самых загадочных и интересных находок археологии. Увидеть уникальный экспонат можно в Свердловском областном краеведческом музее»)4, открытии «приуроченной к 105-й годовщине гибели семьи Романовых и 155-летию со дня рождения Императора Николая II» новой экспозиции «Дом Романовых и Урал» в краеведческом музее5, установке памятника «Учителю - источнику знаний»6, ставшем уже традиционным музыкальном
фестивале «Безумные дни»7, об уникальной выставке в Музее истории камне-
8 «-» резного и ювелирного искусства , о введении ежегодных премий для молодежных проектов в номинациях «Рассказываю о важном», «Сохраняю традиции», «Делаю жизнь лучше», «Оказываю помощь», «Лидер молодежи»9.
Губернатор Челябинской области подчеркивает историческое значение Челябинской области в годы Великой Отечественной войны и в период развертывания «холодной войны», декларируя в общем плане повышение значения региона в стране в самых разных направлениях в настоящее время:
1 Свердловская область. Учитель из Екатеринбурга Оксана Крумина. https://vk.com/wall-146815974 204381
2 Свердловская область. Историк, археолог, преподаватель. https://vk.com/wall-146815974 166717
3 Бурков А. Сегодня вручили награды. https://vk.com/wall680721566 23610
4 Свердловская область. Знакомим с еще одним объектом Свердловской области. https://vk.com/wall-146815974 207257
5 Губернатор Евгений Куйвашев принял участие. https://vk.com/wall-146815974 196784
6 Свердловская область. Первый памятник учителю появился в Екатеринбурге. https://vk.com/wall-146815974 206348
7 Свердловская область. Музыкальный фестиваль «Безумные дни». https://vk.com/wall-146815974 205174
8 Свердловская область. В качестве подарка на 300-летие любимого города. https://vk.com/wall-146815974 200789
9 Свердловская область. Премии для авторов молодёжных проектов учредили в Свердловской области. https://vk.com/wall-146815974 206331
«В годы Великой Отечественной войны наша область снабжала армию новой техникой, оружием, боеприпасами. Именно тогда Челябинск стал легендарным Танкоградом. На Южном Урале, благодаря нашему великому земляку Игорю Курчатову был построен первый в стране промышленный ядерный реактор, создан ядерный щит страны» ,
«Челябинская область и по сей день остается надежной опорой страны. Там развивают науку и технологии, промышленность и сельское хозяйство, культуру и образование, спорт и туризм».
Исключительно важные темы сообщений в сетях губернатора Красноярского края в контексте реализации политики идентичности — открытие посвященных истории освоения Сибири художественных выставок, единство многочисленных народностей и этносов, умеющих мирно соседствовать друг с другом на одной территории, общая историческая память, уважение к павшим героям в контексте патриотического воспитания молодежи:
«В Красноярск впервые привезли знакомую многим с детства картину Василия Ивановича Сурикова "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем". Стены Русского музея картина покинула впервые за 84 года. Кроме того, в Красноярск приехали и другие знаменитые полотна нашего великого земляка из фондов Русского музея и Третьяковки. Большая выставка будет работать с 11 мая и до 9 июля в Музейном центре "Площадь Мира"»2,
«Красноярский край — многонациональный регион России. С уважением к традициям друг друга здесь живут 159 народов. Именно в единстве заключа-
3
ется наша сила» ;
«Победителям краевого фестиваля школьных музеев и патриотических клубов передали копии знамён воинских соединений и частей, сформированных в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны . Хорошая традиция, которая позволяет формировать у ребят интерес к изучению истории этих формирований и гордость за своих прадедов»4.
Губернатор Новосибирской области подчеркивает в своих постах значение военно-патриотического воспитания школьников, работу с молодежью в регионе в целом, поиск новых форм музеефикации острых политических событий:
«Сегодня в нашей области работают почти 600 военно-патриотических клубов и объединений с детьми и молодёжью благодаря энтузиастам в системе образования, ветеранам боевых действий, общественникам. Они объединяют более 16 тысяч юных сибиряков»5,
1 Текслер А. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер рассказал о крепости духа. https://vk.com/wall548020729 186524
2 Котюков М. Сегодня днем принял участие в уникальном событии. https://vk.com/wall797285502 3097
3 Котюков М. Красноярский край — многонациональный регион. https://vk.com/wall797285502 19526
4 Котюков М. Победителям краевого фестиваля школьных музеев. https://vk.com/wall797285502 3587
5 Травников А. В Новосибирской области прошел первый форум. https://vk.com/wall-166427977 29318
«С удовольствием пообщался с молодежью на форуме "^Орегион" Все ребята открытые, заряжают своей энергией. Этот форум мы проводим ежегодно, чтобы помочь молодежи проявить свои таланты и реализовать инициативы»6,
«Побывал в Историческом парке "Россия - моя история". Это музей нового поколения ... Есть здесь и "живые" экспонаты, причем не только отражающие наше прошлое, но и проливающие свет на многие события настоящего»2.
Важное направление — поддержка творческих коллективов субрегионального, городского уровня:
«Новое здание Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева открылось! Событие приурочено не только к старту театральной жизни в новом доме, но и к юбилею Театра - коллективу исполняется 35 лет!»3.
В постах главы Омской области особую смысловую значимость имеет информация об учете мнений жителей о памятниках, связанных с историей этого мегаполиса:
«В канун Дня работника культуры побывал в творческой мастерской, где сейчас работают над памятником основателю первой Омской крепости Ивану Бухгольцу ... Городу с более чем трёхвековой историей просто необходимо увековечить память его основателя . Создатели монумента и городские власти прислушались к жителям — совместными усилиями выбрали видовое место для новой скульптуры»4,
«В 2023 году исполняется 100 лет выдающемуся руководителю Омской области — Сергею Иосифовичу Манякину. Первый секретарь Омского обкома КПСС руководил нашим регионом более четверти века — с 1961 по 1987 годы. .Считаю, что в год знакового юбилея мы должны отметить вклад Сергея Иосифовича»5.
Это объективно острая тема для региона, в котором и спустя столетие сохраняется разное отношение к А. В. Колчаку и истории «белого» Омска. Безусловно перспективной и имеющей пролонгированный позитивный эффект дает в Омской области и программа
«модернизации сферы культуры . В регионе капитально отремонтировали более 50 сельских ДК, в 150 ДК провели текущие ремонты и обновили оборудование ... привели в порядок половину детских школ искусств и ряд библиотек. Эта работа непрерывно продолжается. Первостепенная задача — сделать учреждения культуры доступными, привлекательными и комфортными для жителей»6.
6 Травников А. С удовольствием пообщался с молодежью на форуме «PROрегион». https://vk.com/wall-166427977 26469
2 Травников А. Стараюсь не пропускать ежегодную акцию «Ночь музеев>>.https://vk.com/wall-166427977 19977
3 Травников А. Новое здание Новосибирского городского драматического театра. https://vk.com/wall-166427977 17500
4 Бурков А. В канун Дня работника культуры. https://vk.com/wall680721566 29573
5 Бурков А. В 2023 году исполняется 100 лет выдающемуся руководителю. https://vk.com/wall680721566 29353
6 Бурков А. Поздравляю с профессиональным праздником работников культуры. https://vk.com/wall680721566 29611
Упоминание о ряде направлений реально осуществляемой политики идентичности субфедерального уровня на страницах губернаторов в социальных сетях в проанализированный период времени отсутствует. Это касается политики топонимики и развития проектов краеведения. Главы регионов предпочитают использовать иные, чем собственные страницы в социальных сетях, каналы информирования жителей и обсуждения с ними ряда важных вопросов, которые влияют на восприятие территории проживания как «своей». Это касается экологической политики. Исключением стала только страница в «ВКонтакте» главы Омской области; ставка сделана на использование федеральных ресурсов с прицелом на воспитание экологической культуры детей и молодежи:
«Над экологической повесткой нашей области будем работать совместно с национальным Фондом "Компас". На полях выставки "Россия" подписали соглашение с руководителем Фонда Татьяной Валерьевной Ковалевой. Большую работу запланировали с подрастающим поколением. Важно приобщать к экологическому образованию и экологической культуре с юных лет»1.
Аналогичная ситуация — с представленностью на официальных страницах глав регионов в соцсетях вопросов интеграции мигрантов из других регионов страны, а также трудовых мигрантов из других государств. На наш взгляд, это не следует оценивать как «стратегию избегания»; сложившаяся практика связана, скорее, с тем, что обсуждение ряда проблемных вопросов в публичном пространстве отводится специализированным управленческим структурам.
Выводы
Позиция представителей органов государственной власти по вопросам развития агломераций в России является важнейшим фактором, влияющим как на развитие этого типа территориальных образований, так и на политику идентичности в них (Попова, 2020, с. 91). Приведенные в статье материалы дискурсивных практик глав пяти уральских и сибирских регионов (Новосибирская, Омская, Томская Свердловская, Челябинская области, Красноярский край) показывают несколько ограниченное отражение реализуемых программ.
Можно констатировать, что в России, как и в других странах мира, основные проблемы развития агломераций рассматриваются преимущественно в связи с такими направлениями, как промышленность, наука, транспорт и утилизация отходов (Калашникова, 2022, с. 37). Специфика российской ситуации заключается в том, что эти тематические блоки вопросов почти полностью покрывают содержательное поле публичного дискурса о развитии городских агломераций. Вопросы общественного, социального, культурного внутриагломерационного развития поднимаются достаточно редко. Собственно тематика политики идентичности внутри агломераций представи-
1 Хоценко В. Над экологической повесткой нашей области. https://vk.com/wall789290592 92440
телями субфедеральных органов власти в России почти не затрагивается; главы регионов полагают, что политика идентичности на уровне субъекта федерации или ядра-мегаполиса агломерации решает задачу символической «привязки» населения к «своей территории».
Низкая степень готовности официальных должностных лиц обсуждать вопросы идентичности в условиях агломераций может быть оценена в качестве сдерживающего фактора для их развития. Фокус только на экономических показателях препятствует более глубокому исследованию процессов интеграции агломерационных образований, оставляя за скобками вопросы доверия жителей к разным уровням управления территориальным образованием. Отсутствие на официальных интернет-ресурсах органов государственной власти содержательных сообщений об образах и социокультурных смыслах формируемых агломераций может стать серьезной проблемой в информационном обеспечении агломерационного развития.
Совершенно очевидно, что тип управления агломерациями (в настоящее время применительно к России выделяют четыре модели: одноуровневый, двухуровневый муниципальный, региональный, договорной), который традиционно оценивают как существенный фактор успешного их развития, со стратегией политики идентичности в них в настоящее время не связан; характер развития последней может быть определен как, скорее, следствие пресловутой «политической воли» госуправленцев.
Результаты проведенного исследования обладают существенным практическим значением. Деятельность по территориальному развитию и решение задач по формированию агломераций невозможны без учета применяемых информационно-коммуникативных стратегий и формирования образов новых агломераций в информационном пространстве.
Благодарности
Исследование выполнено в СПбГУ при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00933 «Политика идентичности в российских агломерациях в контексте международного опыта».
Список литературы
Camaj, L. (2014). Media Use and Political Trust in an Emerging Democracy: Setting the Institutional Trust Agenda in Kosovo. International Journal of Communication, 8, 187-209.
Ceron, A. (2015). Internet, News, and Political Trust: The Difference Between Social Media and Online Media Outlets. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(5), 487-503. https://doi.org/10.1111/jcc4.12129
Fairclough, N. (2013). Critical discourse analysis: The critical study of language. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315834368
Hardy, C. (2001). Researching Organizational Discourse. International Studies of Management & Organization, 31(3), 25-47. https://doi.org/10.1080/00208825.2001.11656819
Lidstrom, A. (2013). Citizens in the City-Regions: Political Orientations Across Municipal Borders. Urban Affairs Review, 49(2), 282-306. https://doi.org/10.1177/1078087412457549
Lidstrom, A., & Schaap, L. (2018). The citizen in city-regions: Patterns and variations. Journal of Urban Affairs, 40(1), 1-12. https://doi.org/10.1080/07352166.2017.1355668
Van Houtum, H., & Lagendijk, A. (2001). Contextualising Regional Identity and Imagination
in the Construction of Polycentric Urban Regions: The Cases of the Ruhr Area and the Basque Country. Urban Studies, 38(4), 747-767. https://doi . org/10.1080/00420980120035321
Гришин, Н. В. (2020). Государственная политика идентичности: Новая ставка в политической
борьбе? Вестник Томского университета. Серия: Философия. Социология. Политология, 55, 231-239. https://doi.org/10.17223/1998863X/55/23
Евгеньева, Т. В. (2015). Образно-символические репрезентации советского прошлого в современной политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 11(3), 16-31.
Калашникова, С. К. (2022). Критерии оценки эффективности символической политики
в контексте изучения практик региональной политики идентичности. Южно-российский журнал социальных наук, 23(3), 33-47. https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-33-47
Левшенко, Ю. И. (2012). Политический дискурс в СМИ и легитимация власти в контексте социально-политических изменений. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 3-1, 111-115.
Малинова, О. Ю. (2019). Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг.
В либеральном дискурсе 2000-х гг. Южно-российский журнал социальных наук, 20(3), 91-105. https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105
Никипорец-Такигава, Г. Ю. (2023). Интернет как полиический институт в новых политических реалиях. В Политические институты в современном мире: Коллапс или перезагрузка? (сс. 217-219). Скифия Принт.
Павлов, Ю. В., Королева, Е. Н., & Лабзин, А. В. (2018). Органы управления городской агломерацией: Проектирование состава и способов формирования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 17(4), 576-610. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.405
Попова, О. В. (2020). О нерешенных проблемах теории государственной политики идентичности в российской политологии. Политическая наука, 4, 86-110. https://doi.org/10.31249/poln/2020.04.05
Попова, О. В., & Гришин, Н. В. (2023). Политическое доверие российской молодежи сквозь
призму выбора информационно-коммуникативных стратегий. Galactica Media: Journal of Media Studies, 5(3), 79-101. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.362
Попова, О. В., & Лагутин, О. В. (2019). Политические настроения молодежи: Лояльность или
протест? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 21(4), 599-619. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-4-599-619
Русакова, О. Ф. (2020). Структурный дискурс-анализ статьи президента РФ В. Путина «75 лет
Великой Победы: Общая ответственность перед историей и будущим». Дискурс-Пи, 17(4), 10-25. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10401
Строев, П. В., & Кузнецов, Ю. Г. (2023). Особенности развития городских агломераций России: Ретроспективный анализ. Экономика, предпринимательство и право, 13(12), 6341-6362. https://doi.org/10.18334/epp.13.12.119992
Чудинов, А. П., & Никифорова, М. В. (2023). Вербализация идентичности в сетевом дискурсе
региональных политиков: Большой Урал - Урал - УрФО - Свердловская область - Екатеринбург. В Е. В. Попов & Т. Е. Зерчанинова (Ред.), Государство. Политика. Социум. Материалы всероссийского симпозиума по комплексному развитию территорий (сс. 199-207).
References
Camaj, L. (2014). Media Use and Political Trust in an Emerging Democracy: Setting the Institutional Trust Agenda in Kosovo. International Journal of Communication, 8, 187-209.
Ceron, A. (2015). Internet, News, and Political Trust: The Difference Between Social Media and Online Media Outlets. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(5), 487-503. https://doi.org/10.im/jcc4.12129
Chudinov, A. P., & Nikiforova, M. V. (2023). Verbalizatsiya identichnosti v setevom diskurse regionalnikh politikov: Bolshoy Ural - Ural - UrFO - Sverdlovskaya oblast - Ekaterinburg. In E. V. Popov & T. E. Zerchaninova (Eds.), Gosudarstvo. Politika. Sotsium. Materiali vserossiyskogo simpoziuma po kompleksnomu razvitiyu territoriy (pp. 199-207). (In Russian).
Evgenieva, T. V. (2015). Figurative and Symbolic Representation of the Soviet Past in Contemporary Politics. Political Expertise: POLITEX, 11(3), 16-31. (In Russian).
Fairclough, N. (2013). Critical discourse analysis: The critical study of language. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315834368
Grishin, N. V. (2020). The State Identity Policy: A New Bet in the Political Struggle? Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filosofiya, Sotsiologiya, Politologiya, 55, 231-239. https://doi.org/10.17223/1998863X/55/23 (In Russian).
Hardy, C. (2001). Researching Organizational Discourse. International Studies of Management & Organization, 31(3), 25-47. https://doi.org/10.1080/00208825.2001.11656819
Kalashnikova, S. K. (2022). Criteria for Assessing the Effectiveness of Symbolic Politics in the Context of the Study of Regional Identity Politics Practices. South Russian Journal of Social Sciences, 23(3), 33-47. https://doi.org/10.31429/26190567-23-3-33-47 (In Russian).
Levshenko, Yu. I. (2012). Political Discourse in Mass Media and Power Legitimization in Social-Political Changes Context. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 3-1, 111-115. (In Russian).
Lidstrom, A. (2013). Citizens in the City-Regions: Political Orientations Across Municipal Borders. Urban Affairs Review, 49(2), 282-306. https: //doi.org/10.1177/1078087412457549
Lidstrom, A., & Schaap, L. (2018). The citizen in city-regions: Patterns and variations. Journal of Urban Affairs, 40(1), 1-12. https://doi.org/10.1080/07352166.2017.1355668
Malinova, O. Yu. (2019). Framing Memory about the Reforms of the 1990s in the Liberal Discourse in the 2000s. South-Russian Journal of Social Sciences, 20(3), 91-105. https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105 (In Russian).
Nikiporets-Takigava, G. Yu. (2023). Internet kak poliicheskiy institut v novikh politicheskikh realiyakh. In Politicheskie instituti v sovremennom mire: Kollaps ili perezagruzka? (pp. 217-219). Skifiya Print. (In Russian).
Pavlov, Yu. V., Koroleva, E. N., & Labzin, A. V. (2018). Metropolitan area governance body: Composition and methods of formation. Vestnik of Saint Petersburg University Management, 17(4), 576-610. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.405 (In Russian).
Popova, O. (2020). Unresolved problems in the theory of state identity policy in Russian political science. Political Science (RU), 4, 86-110. https://doi.org/10.31249/poln/2020.04.05 (In Russian).
Popova, O. V., & Grishin, N. V. (2023). Political Trust of the Russian Youth Through the Prism of
Communication Strategies Choice. Galactica Media: Journal of Media Studies, 5(3), 79-101. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.362 (In Russian).
Popova, O. V., & Lagutin, O. V. (2019). Political Views of the Youth: Loyalty or Protest? RUDN Journal of Political Science, 21(4), 599-619. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-4-599-619 (In Russian).
Rusakova, O. F. (2020). Structural Discourse Analysis of the Article by the President of the Russian Federation V. Putin "75 Years of the Great Victory: Shared Responsibility to History and the Future". Discourse-P, 17(4), 10-25. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10401 (In Russian).
Stroev, P. V., & Kuznetsov, Yu. G. (2023). Characteristics of developing urban agglomerations in Russia: A retrospective analysis. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 13(12), 6341-6362. https://doi.org/10.18334/epp.13.12.119992 (In Russian).
Van Houtum, H., & Lagendijk, A. (2001). Contextualising Regional Identity and Imagination
in the Construction of Polycentric Urban Regions: The Cases of the Ruhr Area and the Basque Country. Urban Studies, 38(4), 747-767. https://doi.org/10.1080/00420980120035321