Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ОБЪЕДИНЕНИЯХ'

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЭКСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнарев Николай Геннадиевич, Рогожник Николай Николаевич, Цыбульник Людмила Викторовна, Шаматрин Игорь Викторович, Пак Анна Юрьевна

В статье на основе анализа мировых теоретических и практических представлений разработан методологический подход к оценке уровня государственной поддержки промышленности на основе использования комплекса показателей - величина господдержки в ВВП, промышленном производстве, отраслях. Отдельно предлагается подход к оценке уровня господдержки экспорта, с учетом возможности определения объема промышленных субсидий в целях содействия продвижению товаров на внешние рынки. Кроме того, в статье предложен методологический подход к оценке влияния объема промышленных субсидий на отдельные экономические показатели, связанные с целями реализации мер господдержки на основе анализа политики протекций промышленности в региональных интеграционных объединениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кушнарев Николай Геннадиевич, Рогожник Николай Николаевич, Цыбульник Людмила Викторовна, Шаматрин Игорь Викторович, Пак Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF ASSESSING THE LEVEL OF STATE SUPPORT TO INDUSTRY AND ITS IMPACT ON ECONOMIC INDICATORS OF DEVELOPMENT IN REGIONAL INTEGRATION ASSOCIATIONS

In the article, based on the analysis of world theoretical and practical ideas, a methodological approach has been developed to assess the level of state support for industry based on the use of a set of indicators: the amount of state support in GDP, industrial production, and industries. Separately, an approach is proposed to assess the level of state support for exports, taking into account the possibility of determining the volume of industrial subsidies in order to facilitate the promotion of goods to foreign markets. In addition, the article proposes a methodological approach to assessing the impact of the volume of industrial subsidies on certain economic indicators related to the goals of implementing state support measures based on an analysis of the industrial support policy in regional integration associations.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

КУШНАРЕВ Николай Геннадиевич, к.э.н., kushnarev@eecommission.org, Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия

РОГОЖНИК Николай Николаевич, n.rogozhnik@eecommission.org, Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия

ЦЫБУЛЬНИК Людмила Викторовна, tsybulnik@eecommission.org, Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия

ШАМАТРИН Игорь Викторович, shamatrin@eecommission.org, Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия

ПАК Анна Юрьевна, к.э.н., ay.pak@yandex.ru, Российский университет дружбы народов; Евразийская экономическая комиссия, Москва, Россия ОЯСГО: 0000-0003-1726-8591

В статье на основе анализа мировых теоретических и практических представлений разработан методологический подход к оценке уровня государственной поддержки промышленности на основе использования комплекса показателей - величина господдержки в ВВП, промышленном производстве, отраслях. Отдельно предлагается подход к оценке уровня господдержки экспорта, с учетом возможности определения объема промышленных субсидий в целях содействия продвижению товаров на внешние рынки. Кроме того, в статье предложен методологический подход к оценке влияния объема промышленных субсидий на отдельные экономические показатели, связанные с целями реализации мер господдержки на основе анализа политики протекций промышленности в региональных интеграционных объединениях.

Ключевые слова: государственная поддержка, уровень государственной поддержки, поддержка промышленности, экспорт, региональные интеграционные объединения.

DOI: 10.47711/0868-6351-192-16-27.

Практика предоставления государственной поддержки в региональных интеграционных объединениях (далее - РИО) значительно разнится. Широкий спектр мер поддержки может реализовываться как на национальном, так и на наднациональном уровнях. При этом влияние пандемии COVID-19 привело к существенному росту числа мер государственной поддержки, оказываемых странами в целях нивелирования неблагоприятных последствий для экономики в целом и промышленного сектора в частности. Ввиду увеличения бюджетных расходов стран, в том числе, являющихся членами РИО, становится актуальной проблема оценки уровня предоставляемой государственной поддержки промышленности и ее влияния на отдельные экономические показатели развития в целях измерения масштаба возможных экономических искажений. Это предполагает формирование адекватных методологических подходов к оценке уровня государственной поддержки промышленности в рамках РИО.

Обзор литературы. Теоретические и практические представления об оценке уровня государственной поддержки промышленности и ее влияния формируются международным и отечественным научным сообществами, а также международными экономическими организациями.

Вопросы оценки уровня государственной поддержки в большей мере рассматриваются в рамках разработки подходов к формированию обзоров бюджетных расходов. Так, в трудах зарубежных ученых M. Robinson [1; 2], C. Vandierendonck [3] анализ размеров бюджетных расходов рассматривается с точки зрения эффективности/неэффективности на основе

определенных критериев. Подходы к оценке уровня государственной поддержки в региональных интеграционных объединениях разрабатываются в Европейском Союзе (далее -ЕС) в рамках формирования Европейской комиссией (далее - ЕК) ежегодных Отчетов о предоставлении государственной помощи'. В таких отчетах содержится анализ предоставляемой поддержки в странах ЕС - абсолютные и относительные показатели объемов помощи, общее число реализованных мер, целевое распределение выделенных сумм, расходы каждого государства по крупнейшим схемам госпомощи по целям, и т.д. [4-7].

Проблематика оценки уровня государственной поддержки в работах отечественных ученых также представлена в рамках обзоров бюджетных расходов в отечественной литературе в трудах Рыковой И.Н. [8], Богачевой О.В., Смородиновой О.В. [9; 10]. Однако большее внимание в указанных работах уделяется вопросам повышения эффективности бюджетных расходов и проблемам, связанным с их использованием, на основе анализа реализации государственных программ развития реального сектора экономики.

В части влияния мер поддержки ряд стран ЕС регулярно проводят соответствующую оценку, однако чаще всего она направлена на мониторинг расходов, а не на полноценную оценку воздействия реализуемых мер. Так, например, в Финляндии2 инновационное агентство ТЕКЕБ проводит комплексную оценку, начиная от индивидуальных проектов до крупномасштабных схем. Она показывает, что, например, на каждый евро, вложенный ТЕКЕБ, компании увеличивают свои расходы на НИОКР на 2 евро, и что поддерживаемые малые и средние предприятия (МСП) имеют на 20% больший прирост оборота и на 17% больший рост занятости, чем контрольная группа МСП, а годовой рост оборота молодых инновационных компаний составляет 150%.

Проблематикой оценки искажений рынка вследствие предоставления государственной поддержки занимается также Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). В ОЭСР разработана Система оценки поддержки производителей и потребителей в рамках мониторинга и оценки сельскохозяйственной политики5. ОЭСР ведет базу данных по различным аспектам государственной поддержки сельского хозяйства, а также публикует ежегодный доклад о мониторинге и оценке сельскохозяйственной политики, в котором рассматриваются происходящие изменения и приводятся обновленные данные по странам ОЭСР и Европейского союза в целом, а также ключевым странам с формирующейся рыночной экономикой.

Следует отметить, что ОЭСР ведет активную работу по формированию подходов к оценке искажений международного рынка отдельных отраслей, связанных с предоставлением государственной поддержки, например, добывающих отраслей и субсидий на ископаемое топливо, рыболовства и рыболовных субсидий, алюминиевого сектора [11-15]. Так, в 2019 г. был выпущен отчет об оценке искажений, связанных с субсидированием алюминия - «Оценка искажений на международных рынках: цепочка создания стоимости алюминия»4. Результаты указанного отчета подтверждают, что субсидии в секторе алюминиевой промышленности предоставляются на всех этапах создания добавленной стоимости, и что значительная поддержка осуществляется в Китае и странах Персидского залива. В отчете отмечается, что. рыночные искажения в рассматриваемом секторе являются проблемой для глобальной конкуренции и регулирования сферы предоставления государственной помощи. Таким образом, на международном уровне в настоящее время обозначается необходимость создания системы оценки влияния субсидирования отраслей на потенциальное искажение рынка и конкуренцию.

'State Aid Scoreboard 2019. https://ec.europa.eu/competition/state_aid/scoreboard/state_aid_scoreboard_2019.pdf.

2 http://www.tekes.fi/en/tekes/results-and-impact.

3 http://www.oecd.org/agriculture/topics/agricultural-policy-monitoring-and-evaluation/.

4 https://www. oecd-ilibrary. org/docserver/c82911ab-en.pdf?expires=1617785048&id=id&accname=guest&checksum=4E79

A8B5E3590CC2AE4B558515859092.

Вместе с тем, поскольку страны, входящие в состав РИО, отличаются по объему экономик и возможностям бюджетов, возникает необходимость оценки уровня господдержки промышленности и ее влияния, учитывающей указанные особенности в рамках функционирования региональных интеграционных объединений.

Методология оценки уровня государственной поддержки промышленности в региональных интеграционных объединениях. Первичной информацией для проведения оценки уровня государственной поддержки являются данные об:

- общих объемах государственной поддержки в странах РИО;

- объемах государственной поддержки развития экспорта стран РИО;

- предоставлении поддержки на государственном и (при наличии) региональном уровнях;

- объемах ВВП стран РИО;

- объемах промышленного производства, в том числе в отраслевом разрезе стран РИО;

- объемах внешней и взаимной торговли стран РИО.

Проведение оценки уровня государственной поддержки промышленности осуществляется на основе алгоритма, представленного на рис. 1.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОСПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Оценка уровня господдержки всей Оценка уровня господдержки в отраслевом _промышленности разрезе_

1. Оценка объемов предоставленной господдержки Динамика в абсолютных значениях в каждом государстве Ранжирование государств по объемам и в целом в региональном интеграционном объединении предоставленной господдержки

2. Расчет уровня господдержки к объему ВВП

Динамика уровня в каждом государстве и в целом в региональном интеграционном объединении Ранжирование п° ур°вню к ВВП

3. Расчет уровня господдержки к объему промышленного производства

Динамика уровня в каждом государстве и в целом Ранжирование по уровню к промышленному в региональном интеграционном объединении производству

4. Расчет уровня господдержки экспорта Расчет объемов Динамика Динамика уровня господдержки Доля господдержки экспорта

господдержки объемов экспорта к совокупному экспорту в общем объеме

экспорта господдержки промтоваров господдержки

5. Расчет доли господдержки в расходах бюджетов

6. Отраслевая оценка уровня господдержки

Рис. 1. Алгоритм оценки уровня государственной поддержки промышленности регионального интеграционного объединения

В соответствии с рис. 1 оценка уровня государственной поддержки включает:

- оценку уровня господдержки всей промышленности каждой страны РИО и интеграционного объединения в целом;

- отраслевую оценку уровня господдержки каждой страны РИО и интеграционного объединения в целом.

Оценивая уровень господдержки всей промышленности, производятся следующие расчеты:

1. Оценка объемов предоставленной господдержки промышленности:

1.1. Расчет объемов предоставленной государственной поддержки промышленным предприятиям в абсолютных значениях каждой страны РИО.

1.2. Определение динамики предоставления государственной поддержки в странах РИО и в целом по РИО.

2. Расчет уровня государственной поддержки к объему ВВП:

2.1. Расчет уровня господдержки к объему ВВП в разрезе каждой страны РИО по следующей формуле:

где к1 - уровень господдержки к ВВП в стране ¿; - объем предоставленных промышленных субсидий в стране ¿; С; - объем валового внутреннего продукта страны ¿. 2.2. Расчет уровня государственной поддержки к общему объему ВВП в целом в РИО по следующей формуле:

где кд - уровень господдержки к ВВП в РИО в целом; п - общее количество стран РИО. 2.3. Ранжирование государств-членов РИО, предоставляющих государственную поддержку промышленным предприятиям, по уровню государственной поддержки к общему объему ВВП. 3. Расчет уровня господдержки промышленности к объему промышленного про-

3.1. Расчет уровня государственной поддержки промышленности к объему промышленного производства в разрезе каждой страны РИО по следующей формуле:

где - уровень господдержки в промышленном производстве в стране ¿; /( - объем промышленного производства в стоимостном выражении в стране ¿.

3.2. Расчет уровня государственной поддержки промышленности к общему объему промышленного производства в целом РИО по следующей формуле:

где И.д - уровень господдержки к промышленному производству в РИО в целом. 3.3. Ранжирование каждой страны РИО, предоставляющей государственную поддержку промышленным предприятиям, по доле государственной поддержки в общем объеме промышленного производства. 4. Расчет уровня господдержки экспорта к совокупному объему экспорта промышленных товаров:

4.1. Расчет объемов государственной поддержки экспорта на основе статистических данных/актов об исполнении бюджетов стран РИО, скорректированных

к1 х100%, С,-

изводства:

= х100%,

с учетом доли промышленных товаров в объеме совокупного экспорта (внутрирегионального и внешнего).

4.2. Расчет уровня государственной поддержки экспорта к совокупному экспорту промышленных товаров каждой страны РИО по следующей формуле:

А

11 х100%,

где - уровень господдержки экспорта к совокупному объему экспорта страны ¿; ,0; -объем выделенных бюджетных средств на поддержку экспорта в стране ¿; - совокупный объем экспорта промышленных товаров страны I.

4.3. Расчет уровня государственной поддержки экспорта к совокупному экспорту

промышленных товаров РИО по следующей формуле:

*1001%

где 1д - уровень государственной поддержки экспорта РИО.

4.4. Расчет доли господдержки экспорта в общем объеме господдержки в каждой стране РИО по следующей формуле:

А

г£ = х100%,

где г^ - доля господдержки экспорта в общем объеме господдержки страны ¿.

5. Расчет объема предоставленных субсидий в общем объеме расходов бюджета:

5.1. Расчет объема предоставленных субсидий в объеме расходов бюджета каждой страны РИО по следующей формуле:

х100%,

где ]I - доля господдержки в расходной части бюджета страны I; В£ - объем расходов государственного бюджета страны ¿.

5.2. Расчет объема предоставленных субсидий в общем объеме расходов бюджета РИО в целом по следующей формуле:

]д=Ъ§т х100%,

и1=1

где ]д - доля господдержки в расходной части бюджета РИО.

6. Отраслевая оценка уровня господдержки в региональном интеграционном объединении производится на основании следующих расчетов:

6.1. Расчет уровня государственной поддержки в общем объеме промышленного производства отдельно взятой отрасли каждой страны РИО по следующей формуле:

/£ = -=т х100%, ' (

где /£ - уровень господдержки отдельно взятой отрасли в стране ¿; Wi - объем предоставленных субсидий на поддержку отдельно взятой отрасли страны ¿; Т^ - объем промышленного производства отдельно взятой отрасли в стране ¿.

6.2. Расчет уровня государственной поддержки в общем объеме промышленного производства отдельно взятой отрасли в целом РИО по следующей формуле:

¡=1

где - уровень господдержки в общем объеме промышленного производства отдельно взятой отрасли в РИО.

6.3. Ранжирование отраслей промышленности стран по уровню предоставленной господдержки в каждой стране и в целом по региональному интеграционному объединению.

Методология оценки влияния государственной поддержки на отдельные экономические показатели развития. Основной задачей оценки влияния господдержки является определение того, были ли достигнуты и в какой степени первоначально поставленные ею цели, а также, повлияла ли она на общий рынок РИО. На рис. 2. представлена схема этапов проведения оценки влияния поддержки.

Рис. 2. Схема проведения оценки влияния государственной поддержки

В соответствии с первым этапом авторами был проанализирован мировой опыт предоставления государственной поддержки промышленности в РИО, который выявил, что основными целями предоставления поддержки чаще всего являются:

- развитие отечественного производства;

- стимулирование экспорта;

- привлечение иностранных инвестиций;

- стимулирование создания инновационных производств;

- создание рабочих мест;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка малых и средних предприятий.

В данной связи на втором этапе обобщенную оценку достижения указанных целей можно провести на основе показателей, представленных на рис. 3.

Таким образом, на третьем этапе, применяя метод корреляционного анализа, выявляется наличие и плотность взаимосвязи между объемом господдержки (объемом господдержки экспорта) и выявленными переменными величинами, рассчитываются значения соответствующих линейных коэффициентов парной корреляции. Вместе с тем следует отметить, что предоставление промышленных субсидий может иметь отложенный эффект. Так, предоставление субсидий в текущем году может иметь больший эффект в последующие годы, и никак не влиять на экономические показатели года нынешнего.

Развитие отечественного производства

Объем промышленного производства, тыс. долл. США

Стимулирование экспорта

Объем экспорта промышленных товаров в рамках взаимной торговли, тыс. долл. США Объем экспорта промышленных товаров в рамках торговли с третьими странами, тыс. долл. США

Привлечение иностранных инвестиций

Объем прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность страны, тыс. долл. США

Стимулирование создания инновационных производств

Объем производства инновационных товаров и услуг, тыс. долл. США

Создание рабочих мест

Численность занятого населения, тыс. чел.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Количество малых предприятий в обрабатывающем производстве, единиц

Рис. 3. Показатели для проведения оценки достижения целей предоставления государственной поддержки

Апробация предложенной методологии оценки уровня государственной поддержки промышленности в региональных интеграционных объединениях. Применяя предложенную методологию, исследован уровень государственной поддержки в двух региональных интеграционных объединениях - Зоне свободной торговли между Соединенными Штатами, Мексикой и Канадой (United States-Mexico-Canada Agreement, далее - ЮСМКА) и ЕС. Вместе с тем, ввиду отсутствия в открытых источниках информации об объемах субсидий, направленных на поддержку экспорта, будет произведен расчет уровня господдержки без расчета уровня поддержки экспорта. В таблице представлены необходимые статистические данные для проведения оценки.

Таблица

Показатель ЮСМКА ЕС

Объем государственной поддержки, млрд. долл. 2016 г. 83 101

2017 г. 84 131

2018 г. 90 142

2019 г. 101 154

Объем ВВП, млрд. долл. 2016 г. 21 351 13 885

2017 г. 22 351 14 734

2018 г. 23 556 15 971

2019 г. 24 444 15 689

Объем промышленного производства, млрд. долл. 2016 г. 4 061 3 164

2017 г. 4 314 3 262

2018 г. 4 600 3 331

2019 г. 4 683 3 357

Объем расходов бюджета, млрд. долл. 2016 г. 7 584 5 942

2017 г. 7 848 6 105

2018 г. 8 235 6 295

2019 г. 8 633 6 520

Источник: рассчитано авторами на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда и Евростата.

В период с 2016 по 2019 г. в странах ЮСМКА объем государственных субсидий5 увеличился почти на 21% (наибольший объем предоставляется в США). Что касается уровня господдержки к ВВП, то в исследуемый период в странах ЮСМКА он практически не изменялся и не превышал 0,41% (рис. 4). Уровень господдержки к промышленному производству также достаточно стабилен и составил не более 2,16% в 2019 г. Доля государственных субсидий в расходах бюджетов в исследуемый период примерно одинакова и составляла не более 1,17%.

%

Уровень к ВВП

Уровень к промпроизводству

1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 +

0,0

0,89 0,8

I |

¡^^■■■■Ч Год

2016 2017 2018 2019

5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

ш

I

2016 2017 2018 2019

Год

%

%

2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

Доля в расходах бюджетов

1,07

ш.

2016

2017

2018

2019

Год

Рис. 4. Уровень господдержки к объему ВВП, объему промышленного производства и доля господдержки в расходах бюджетов, %: ЕЗ ЮСМКА; ЕЗ ЕС

Следует отметить, что в странах ЮСМКА регулирование предоставления государственной поддержки осуществляется на национальном уровне. В соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли ЮСМКА стороны при предоставлении государственной поддержки руководствуются положениями Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам Всемирной торговой организации (далее - ССКМ ВТО), а также проводят консультации по возможности разработки более эффективных правил и норм, касающихся использования государственных субсидий. На национальном уровне в США, Канаде и Мексике действуют развитые системы государственной поддержки.

США отличается наиболее развитой и комплексной системой поддержки промышленности. Основной чертой государственной поддержки является повышение конкурентоспособности национальной промышленности и стимулирование опережающего развития новейших отраслей и производств промышленности (ядерная

5 Рассчитано на основе данных Международного валютного фонда. Согласно Руководству МВФ по статистике государственных финансов к субсидиям относятся текущие безвозмездные трансферты, которые государственные органы предоставляют предприятиям на основе уровня их производственной деятельности, либо количества, либо стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, экспортируют или импортируют.

энергетика, электроника, биотехнологии, новейшие материалы, возобновляемые энергоресурсы и энергосбережение, технические средства связи и др.). Применяются различные формы поддержки - гранты, государственные гарантии, льготные кредиты и др. Распространено предоставление государственной поддержки как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В соответствии с уведомлением США, направленном в ВТО6, на уровне штатов предоставляются налоговые льготы, гранты, смешанное финансирование, льготные кредиты и др.

В Канаде государственная поддержка предоставляется в различных формах. Значительный объем поддержки реализуется на региональном уровне. Широко используются меры поддержки МСП в форме7 грантов, льготных кредитов, финансирования суперкластеров, государственных гарантий и др. В соответствии с уведомлением Канады, направленным в ВТО5, действует программа поддержки предпринимательства коренных канадцев с целью развития конкурентоспособных предприятий, в соответствии с которой предоставляются дотации и кредиты на льготных условиях. Кроме того, действует программа развития бизнеса для предприятий в целях увеличения их числа и роста их конкурентоспособности (субсидии предоставляются в виде возвратных, условно возвратных и невозвратных ссуд). Распространена практика поддержки через институты развития. Так, например, инновационная деятельность субсидируется через Атлантический инновационный фонд (АСОА).

В Мексике реализуются специальные программы поддержки перспективных отраслей промышленности, например, действует программа развития авиакосмической отрасли. Кроме того, уделяется много внимания стимулированию инновационных отраслей экономики и развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Широко распространена практика поддержки предприятий малого и среднего бизнеса: государство предоставляет льготные кредиты и гранты на обучение, некоторые программы помощи малым и средним предприятиям направлены на стимулирование расширения их деятельности на внешнем рынке.

В период с 2016 по 2019 г. в странах ЕС объем государственной помощи9 увеличился на 52,4% и уровень господдержки к объему ВВП вырос с 0,73% в 2016 г. до 0,99% в 2019 г. (см. рис. 4). Уровень господдержки к объему промышленного производства увеличился с 3,22% в 2016 г. до 4,61% в 2019 г., а доля господдержки в расходах бюджетов стабильно растет и в 2019 г. составила 2,37%, что свидетельствует о значительной роли государств в поддержке промышленного развития.

Характеризуя систему государственной поддержки в ЕС, следует отметить, что там существуют собственные общие правила предоставления государственной поддержки. Основы правового регулирования заложены в Договоре о функционировании Европейского Союза 1957 г. (ст. 107-109). Центральным условием предоставления государственной помощи в странах ЕС является соответствие общеевропейским интересам (защита окружающей среды и энергосбережение, исследования, разработки и инновации, региональное развитие, отраслевое развитие). Вместе с тем, они могут дополнять друг друга и совпадать с национальными интересами субсидирования. Так, например, национальные схемы государственной помощи могут предусматривать поддержку исключительно малых и средних предприятий, расположенных в государстве. Среди стран-членов ЕС велика доля расходов на защиту окружающей среды и энергосбережения, лидерами такой

6 https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/d¡rectdoc.aspx?f¡lename=q:/G/SCM/N315USA.pdf&Open=True.

7 https://www.canada.ca/en/services/business/grants.html.

8 https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/d¡rectdoc.aspx?f¡lename=q:/G/SCM/N343CAN.pdf&Open=True.

9 Рассчитано на основе данных Европейской Комиссии. К государственной помощи относятся все виды поддержки, подпадающие под действие ст. 107 (1) Договора о функционировании Европейского Союза (все существующие меры государственной помощи в интересах отраслей промышленности и услуг, включая сельское хозяйство и рыболовство).

помощи являются Германия, Дания и Чехия. Исследования, разработки и инновации больше всех поддерживаются в Финляндии, Венгрии, Бельгии, Чехии и Польше [4].

Применяемые формы государственной помощи в ЕС достаточно разнообразны: гранты, налоговые льготы (освобождения, отсрочки, сниженные ставки), льготные кредиты, авансы, гарантирование, вклады в уставный капитал. При этом следует отметить, что в странах ЕС применяемый арсенал инструментов разнится. Например, в Хорватии около 45% расходов приходится на государственные гарантии, в Дании около 65% приходится на налоговые льготы. В ЕС также активно субсидируются так называемые софинансируемые проекты (финансирование национальными правительствами и европейскими структурными и инвестиционными фондами).

Следует отметить, что ЕК активно совершенствует правила предоставления государственной помощи. Так, например, в связи с пандемией COVID-19 ЕК были временно скорректированы отдельные правила предоставления государственной поддержки. Ввиду того, что коронавирус рассматривается как необычное событие, находящееся вне контроля правительств, ЕК приняты временные изъятия из правил предоставления государственной поддержки.

Разработанная методология оценки уровня государственной поддержки промышленности позволяет определить уровень помощи этому сектору странами, входящими в РИО, уровень содействия в продвижении экспорта, а также поддержки отраслей. Расчет указанных показателей позволит оценить политику стран и РИО в отношении промышленности, а также вырабатывать общие подходы к направлениям сближения мер государственной поддержки промышленности в целом и отдельных отраслей в частности.

Методология оценки влияния предоставленной государственной поддержки промышленности на отдельные экономические показатели позволяет определить положительные и отрицательные эффекты предоставленных мер и обеспечить условия для применения на наднациональном и национальном уровнях обоснованных решений в части выработки комплекса инструментов и объема государственной помощи, а также косвенно оценить, отражается ли она на рынке.

Предложенная в статье методология применима в рамках любых интеграционных объединений при наличии необходимой информации, доступ к которой может быть ограничен полномочиями органов РИО. Кроме того, методология универсальна и в зависимости от исходных данных может быть использована для оценки любых форм государственной поддержки.

Литература / References

1. Robinson M. Spending reviews // OECD Journal on Budgeting. 2013. № 2. Рр. 81-122. DOI: 10.1787/budget-13-5jz14bz8p2hd.

2. Robinson M. The Role of Evaluation in Spending Review // Canadian Journal of Program Evaluation. 2018. № 3. Рр. 305-315. DOI: 10.3138/cjpe.43177.

3. Vandierendonck C. Public Spending Reviews: design, conduct, implementation //European Commission. Economic Papers. No. 525. July 2014. http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/economic_paper/2014/pdf/ecp525_ en.pdf.

4. State Aid Scoreboard 2019. https://ec.europa.eu/competition/state_aid/scoreboard/state_aid_scoreboard_2019.pdf

5. State Aid Scoreboard 2020. https://ec.europa.eu/competition-policy/state-aid/scoreboard_en

6. The Green Book. Central Government Guidance and Evaluation. London, HM Treasury. 2018. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/685903/The_Green_Book.pdf

7. The Positive Effect of Public Investment on Potential Growth //Economics Department Working Papers. 2016. No. 1347. https://www.oecd.org/economy/public-finance/The-positive-effect-of-public-investment-on-potential-growth.pdf

8. Рыкова ИН., Рыков Г.К Обзор бюджетных расходов как инструмент повышения эффективности // Креативная экономика. 2021. Т. 15. №4. С. 1275-1294. DOI: 10.18334/ce.15.4.111971. [RykovaIN., Rykov, GK. Overview ofВudgetary Еxpenditure as a Тж1 to Increase the Effectiveness //Kreativnaya ekonomika, 2021. Vol. 15. No. 4. Pp 1275-1294. DOI: 10.18334/ce.15.4.111971. (InRuss.)].

9. Богачева О.В., Смородинов О.В. Обзоры бюджетных расходов: опыт стран ОЭСР и перспективы для России //Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 3. C. 59-67. DOI: 10.20542/0131-22272019-63-3-59-67. [Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Obzory byudzhetnykh raskhodov: opyt stran OESR i perspektivy dlyaRossii//Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 2019. № 3. Pp. 59-67. (InRuss.)].

10. Богачева О.В., Смородинов О.В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1(47). С. 21-33. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-1-21-33. [Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Formirovaniye uslovii dlyaprovedeniya obzo-rov raskhodov vRossii//Nauchno-issledovatel'skii finansovyii institute. Finansovyii zhurnal. 2019. № 1(47). Рр. 21-33. (In Russ.)].

11. Bloch D. and J. Fournier. The deterioration of the public spending mix during the global financial crisis: Insights from new indicators // OECD Economics Department Working Papers. 2018. No. 1465. OECD Publishing, Paris. https://doi. org/10.1787/2f6d2e8f-en

12. Lau E. Proposal for Analysis of Spending Reviews. 7th Annual meeting of SBO Network on Performance & Results. OECD, 2011. http://www.oecd.org/gov/budgeting/49041813.pdf

13. OECD. Measuring distortions in international markets: the aluminium value chain // OECD Trade Policy Papers. 2019. No. 218. OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/c82911ab-en

14. OECD. Quality ofpublic expenditures: Budgeting for performance, results and value-for-money, in Budgeting andPublic Expenditures in OECD Countries 2019. OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/7e7e0624-en

15. OECD. Government at a Glance 2021. OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/1c258f55-en

Статья поступила 14.12.2021; Статья принята к публикации 11.01.2022

Для цитирования: Н.Г. Кушнарев, Н.Н. Рогожник, Л.В. Цыбульник, И.В. Шаматрин, А.Ю. Пак. Вопросы оценки уровня государственной поддержки промышленности и ее влияния на экономические показатели развития в региональных интеграционных объединениях // Проблемы прогнозирования. 2022. № 3(192). С. 16-27. БО1: 10.47711/0868-6351-192-16-27.

Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

QUESTIONS OF ASSESSING THE LEVEL OF STATE SUPPORT TO INDUSTRY AND ITS IMPACT ON ECONOMIC INDICATORS OF DEVELOPMENT IN REGIONAL INTEGRATION ASSOCIATIONS

N.G. KUSHNAREV, Cand. Sci. (Econ.), kushnarev@eecommission.org, Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia

N.N. ROGOZHNIK, n.rogozhnik@eecommission.org, Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia

L.V. TSYBULNIK, tsybulnik@eecommission.org, Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia I.V. SHAMATRIN, shamatrin@eecommission.org, Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia A.Yu. PAK, Cand. Sci. (Econ.), ay.pak@yandex.ru, RUDN University; Eurasian Economic Commission, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1726-8591

Abstract: In the article, based on the analysis of world theoretical and practical ideas, a methodological approach has been developed to assess the level of state support for industry based on the use of a set of indicators: the amount of state support in GDP, industrial production, and industries. Separately, an approach is proposed to assess the level of state support for exports, taking into account the possibility of determining the volume of industrial subsidies in order to facilitate the promotion of goods to foreign markets. In addition, the article proposes a methodological approach to assessing the impact of the volume of industrial subsidies on certain economic indicators related to the goals of implementing state support measures based on an analysis of the industrial support policy in regional integration associations.

Keywords: state support, level of state support, industry support, export, regional integration associations.

Received 14.12.2021. Accepted 11.01.2022.

For citation: N.G. Kushnarev, N.N. Rogozhnik, L.V. Tsybulnik, I.V. Shamatrin, and A.Yu. Pak. Questions of Assessing the Level of State Support to Industry and Its Impact on Economic Indicators of Development in Regional Integration Associations // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33. No. 3. Pp. 249-256. DOI: 10.1134/S107570072203008X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.