УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)
© Фомина Ж.В., Кулакова А.Б.
ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ФОМИНА ЖАННА ВАСИЛЬЕВНА
младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
В представленной статье анализируется проблема оценки уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательном процессе, дано обоснование актуальности и значимости данной проблемы. Авторами приведены существующие теоретические подходы к определению понятия «профессиональная компетентность». Показано, что современные требования в области подготовки работников образования нацелены на развитие их компетентности. Представлен перечень необходимых теоретических и практических умений, которыми должен обладать компетентный педагог, а также описан механизм оценки качества преподавания, который помогает определить уровень сформированности профессиональной компетентности.
Развитие педагога как профессионала осуществляется не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. К таковым относится и Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, в котором проводится оценивание профессиональной компетентности педагогов через оценку качества преподавания профильных, элективных и специальных курсов. В статье подробно представлены структура и особенности работы по выявлению качественных показателей преподавательской деятельности. Показаны перспективы повышения профессиональной компетентности педагогов научно-образовательного центра. Сделан вывод о том, что в Институте социально-экономического развития
территорий Российской академии наук сложилась продуктивная система работы с преподавателями научно-образовательного центра, которая направлена на развитие их профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность, компетентностный подход, образовательная среда, качество преподавания, научно-образовательный центр.
Система российского образования на современном этапе развития общества существенно меняется. В связи со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в сентябре 2013 года основой школьной ступени обучения становится компетентностный подход, целью которого является ориентация на практическую составляющую содержания образовательного процесса, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (формирование набора компетенций) [1, с. 21].
Нововведения в образовательной среде касаются не только деятельности учащегося, направленной на овладение им набором различных компетенций, но и педагога, который является основной фигурой при реализации на практике основных изменений. Для успешного внедрения образовательных инноваций учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности - главной составляющей профессионализма.
Вопросы профессиональной компетентности активно изучаются учеными-исследователями различных областей знаний: педагогики, социологии, психологии, философии, менеджмента и т. д.
Все большую актуальность приобретают исследования ученых-психологов
(Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, С.А. Дружилова и др.).
В отечественной и зарубежной научной практике существуют различные подходы к определению профессиональной компетентности, например. Некоторые из них представлены в таблице 1.
Исходя из трактовок зарубежных и отечественных ученых определения понятия «профессиональная компетентность», мы понимаем его как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессиональная компетентность педагога зависит от зрелости человека в преподавательской деятельности, в его общении, в становлении личности специалиста, его индивидуальности. На основании этого ученые выделяют различные виды профессиональной компетентности.
Наиболее содержательной, на наш взгляд, является классификация А.К. Марковой (рисунок).
Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты. Так, специальная компетентность характеризуется способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная
Таблица 1. Подходы к определению понятия «профессиональная компетентность»
Авторы трактовки Определение
Зарубежные ученые (G.K. Britell, W.E. Blank) Углубленное знание, состояние адекватного выполнения задачи, способность к актуальному выполнению деятельности.
Отечественные ученые (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова) Характеристика качества подготовки специалиста, а также потенциала эффективности трудовой деятельности.
Источник: Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. -№ 8. - С. 26-44.
Специальная, или деятельностная, профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою деятельность, самостоятельно принимая решения.
Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Рис. Виды профессиональной компетентности по А.К. Марковой
Источник: Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С. 213.
компетентность включает способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты, как мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.
Указанные характеристики педагога нельзя рассматривать изолированно, они носят интегративный характер и являются продуктом профессионального становления в целом.
Одной из важнейших составляющих профкомпетентности принято считать способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
А.К. Маркова определяет в структуре профессиональной компетентности два основных компонента [5, с. 32]:
1) системы знаний, определяющих теоретическую готовность учителя;
2) системы умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через его педагогические умения, представляющие собой совокупность различных действий учителя, которые соотносятся с функциями преподавательской деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога (табл. 2) [9, с. 342].
Деятельность профессионала отражает степень развитости умений, знаний и навыков (способность доступно излагать информацию, логически выстраивать этапы работы на уроке, эффективно применять различные методы и формы обучения, соответствующие целям и задачам урока и т. д.), а следовательно профессиональной компетентности. Качественные и количественные показатели данной работы могут отслеживаться с помощью оценивания профессиональной деятельности, отражающего критерии качества преподавания.
Таблица 2. Группы педагогических умений
Наименование группы Содержание
Теоретическая готовность
Аналитические умения - осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; - правильно диагностировать педагогическое явление; - находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Прогностические умения - выдвижение педагогических целей и задач; - предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; - определение этапов педагогического процесса; - распределение времени.
Проективные умения - перевод цели и содержания образования в конкретные задачи; - определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; - планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований; - планирование развития воспитательной среды, связей с родителями и общественностью.
Практическая готовность
Организаторские умения - мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; - информационные умения представляют собой способы получения и изложения учебной информации; - развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса в целом; - ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения.
Коммуникативные умения - перцептивные умения сводятся к способности понимать других (детей, учителей, родителей); - умения педагогического общения; - педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом.
Прикладные умения - художественные; - риторические и т. д.
В связи с тем, что данный показатель рассматривается через призму знаний, умений и навыков учителя, необходимо отметить, что оценивание профессиональной деятельности педагога представляет собой процесс, позволяющий определить уровень сформированности компетенций специалиста. Замеры могут быть осуществлены через систему качества преподавания, которая оценивается по следующим параметрам:
- методическая компетентность;
- психологическая грамотность;
- самооценка;
- мнение учащихся.
Данные критерии позволяют всесторонне проанализировать уровень профессиональной компетентности преподавателей, выявить трудности и определить перспективы дальнейшего развития педагога.
Становление педагога как профессионала, развитие его мастерства, инициативы, стремления к самореализации происходит не только в школе, но и в учреждениях до-
полнительного образования. Поскольку оценка качества преподавания - система гибкая и многосторонняя по содержанию и формам, а также содержит различные аспекты деятельности, каждая образовательная структура формирует свой алгоритм отслеживания уровня профессиональной компетентности педагогов.
Особое внимание этому процессу уделяется в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН (далее - НОЦ ИСЭРТ РАН). Данное учреждение представляет собой инновационную структуру, многоступенчатую систему подготовки квалифицированных кадров в области экономики и управления. Осуществляемое в нем дополнительное школьное образование представлено очным факультативом по экономике, который посещают 590 школьников. Осознавая значимость развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном процессе,
специалисты НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляют непрерывную работу, ориентированную на оценивание и контроль качества преподавания, а также всесторонний анализ и самоанализ деятельности учителей.
В соответствии с графиком в течение учебного года систематически проводятся посещение уроков преподавателей НОЦ и всесторонняя оценка их деятельности по ряду критериев, разработанных на базисе, который предлагают отечественная психология и педагогика. Данные параметры позволяют охарактеризовать качество организации образовательного процесса по 10-балльной шкале. В зависимости от субъекта, выступающего в роли эксперта (методист, психолог, педагог, учащийся), критерии объединены в четыре группы: методическую, психологическую, самооценку преподавателя и оценку учащимися. Составляющие оценки включают в себя параметры, отражающие содержание каждой из них (табл. 3).
По итогам посещения уроков эксперты, а также сам преподаватель заполняют анкеты, на основе которых выводится средний
балл по каждой составляющей. Представленная система оценки профессиональной компетентности функционирует в НОЦ ИСЭРТ РАН с 2012/2013 уч. года, что позволяет оценивать в динамике деятельность педагога с позиций методистов, психологов, школьников и самого преподавателя.
Рассмотрим результаты исследования качества преподавания в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2013/2014 уч. год.
По итогам 2013/2014 уч. года было проанализировано и оценено 85 проведенных занятий у 15 преподавателей с точки зрения 4 составляющих - методической, психологической, самооценки преподавателя и оценки учащимися. Показатели педагогического мастерства находятся на высоком уровне и составляют диапазон от 7,7 до 10 баллов. На основе среднего балла каждая из составляющих качества преподавания получила высокую оценку в размере 8,7 балла по всем исследуемым компонентам. Данное распределение свидетельствуют о том, что в НОЦ ИСЭРТ РАН созданы благоприятные условия для ведения учебного процесса.
Таблица 3. Критерии оценки качества преподавания педагога в НОЦ ИСЭРТ РАН
№ п/п Составляющая оценки Критерий оценки
1 Методическая оценка 1. Формулировка целей и задач урока
2. Соответствие содержания программного материала целям и задачам урока
3. Логичность и завершенность отдельных этапов уроков
4. Применение соответствующих целям и задачам урока методов и форм обучения
5. Эффективность организации контроля и оценки деятельности учащихся
2 Психологическая оценка 1. Эффективность организации личностного взаимодействия с учащимися
2. Создание оптимальных условий для вовлечения учащихся в образовательный процесс
3. Использование методов и форм обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников
4. Включение личностного опыта в процесс обучения
5. Наличие обратной связи с учениками
3 Самооценка 1. Достижение поставленных целей и задач урока
2. Соответствие содержания и структуры урока современным требованиям
3. Вовлечение школьников в эффективную образовательную деятельность, мотивирование их на обучение
4. Эффективность применения современных информационных технологий на уроке
5. Рациональность распределения времени урока
4 Оценка учащимися 1. Степень усвоения излагаемого на уроке учебного материала
2. Степень заинтересованности учащихся излагаемым на уроке материалом
3. Применение преподавателем различных форм и методов обучения
4. Степень организации совместной деятельности учителя и учеников на уроке
5. Наличие контроля и оценки деятельности учащихся на уроке
Таблица 4. Распределение среднего балла по каждой составляющей оценки качества преподавания за 2012/2013 - 2013/2014 уч. гг.
Критерий оценки 2012/2013 уч. г. 2013/2014 уч. г.
1. Методическая 8,3 8,7
2.Психологическая 8,2 8,7
3. Самооценка 8,7 8,7
4. Оценка школьниками 8,8 8,7
Источник: Исследование группы учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие ИСЭРТ РАН.
Сравнивая качество преподавания педагогов НОЦ ИСЭРТ РАН в 2013/2014 уч. году с результатами прошлого 2012/2013 уч. года, можно отметить рост средней оценки качества преподавания по методическому и психологическому критериям на 0,3 балла (от 8,4 до 8,7 балла). Это свидетельствует об улучшении качества проведения урока и установлении благоприятного психоэмоционального климата в классе во время образовательного процесса.
Количество баллов по самооценке составляет 8,7 балла, что позволяет говорить об обладании педагогами устойчивыми знаниями по преподаваемым дисциплинам, что обеспечивает эффективную организацию образовательного процесса.
Количество баллов по параметру «Оценка школьников» (динамика 2012/2013 - 2013/2014 уч. гг.) незначительно снизилось на 0,1 балла (с 8,8 до 8,7 балла), что обусловлено и повышением требований к выполнению учебных заданий, и усложнением учебной программы в целом (табл. 4).
Сравнительный анализ позволил выявить положительную тенденцию роста оценок у преподавателей НОЦ ИСЭРТ РАН.
Для педагогов, у которых наблюдается снижение оценок по одному из исследуемых параметров, а также имеющих опыт преподавания менее одного года, планируется проведение следующих мероприятий:
1. Информирование преподавателей об отдельных аспектах эффективной организации процесса обучения в рамках научно-методических семинаров-дискуссий.
2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по проблемным вопросам организации уроков.
3. Проведение для педагогов занятия с элементами тренинга, направленного на развитие педагогических качеств личности.
Подводя итог, можно отметить, что результаты исследования позволяют не только выявить общую картину профессиональной компетентности педагогов НОЦ ИСЭРТ РАН, но и оценить динамику развития преподавательской деятельности, поскольку учитель должен иметь все качества современного, компетентного специалиста. Через компетентность педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход [Текст] / А. В. Баранников. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
3. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. - № 8. - С. 26-44.
4. Королева, И. А. Оценка качества преподавания в образовательном учреждении (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Тест] / И. А. Королева // Проблемы развития территории. - 2012. - 12 (58). - С. 92-101.
5. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
6. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2-х кн. / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 2 : Подсистема дополнительного школьного образования. - 126 с.
7. Подольский, А. О. Первое исследование компетенций взрослых в России [Текст] / А. О. Подольский, Д. С. Попов // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - С. 82-106.
8. Рубашкин, Д. Д. Коллективная модель повышения квалификации учителей: опыт международного проекта [Текст] / Д. Д. Рубашкин // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 110-133.
9. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев - М. : Академия, 2008. - 576 с.
10. Фомина, Ж. В. Исследовательская деятельность обучающихся как элемент компетентностного подхода в образовании (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Ж. В. Фомина // Проблемы развития территории. - 2013. - № 2 (64). - С. 122-133.
11. Фомина, Ж. В. Развитие творческих способностей обучающихся Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 1 (11). - Режим доступа : http://goo.gl/jbWU7i
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Фомина Жанна Васильевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Кулакова Анна Борисовна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Fomina Zh.V., Kulakova A.B.
ASSESSMENT OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE
The article analyzes the issue of assessing the level of teachers' professional competence in the educational process and substantiates the relevance and importance of this problem. The authors describe the existing theoretical approaches to the definition "professional competence". The article reveals that the modern requirements to teacher training are focused on the development of their competence. The work presents a list of necessary theoretical and practical skills of a competent teacher and describes a mechanism for evaluating the quality of teaching, which helps to determine the level of professional competence formation.
The teacher is developing not only at school but also at the institutions of additional education of children and the youth. These include the ISEDT RAS Research-and-Educational Center, which carries out the assessment of teachers' professional competence through the evaluation of the quality of teaching of major, elective and special courses.
The article details the structure and features of the identification of quality indicators of teaching. It considers the prospects to improve the professional competence of teachers working at the Research-and-Educational Center. The work concludes that the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences has developed a productive system of work with the teachers of the Research-and-Educational Center, aimed at developing their professional competence.
Professional competence, competence building approach, educational milieu, quality of teaching, Research-and-Educational Center.
REFERENCES
1. Barannikov A. V Soderzhanie obshchego obrazovaniya: kompetentnostnyipodkhod [Content of General Education: Competence Approach]. Moscow: GU VShE, 2002. 51 p.
2. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noi prigodnosti [Psychology of Professional Suitability]. Moscow: PER SE, 2001. 511 p.
3. Druzhilov S. A. Professional'naya kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psikhologicheskii podkhod [Professional Competence and Professionalism of a Teacher: Psychological Approach]. Sibir. Filosofiya. Obra-zovanie [Siberia. Philosophy. Education], 2005, no. 8, pp. 26-44.
4. Koroleva I. A. Otsenka kachestva prepodavaniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii (na primere NOTs ISERT RAN) [The Teaching Quality Assessment in the Educational Institution (in the Case of the SEC ISEDT RAS)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 12 (58), pp. 92-101.
5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow: Mezhdunarodnyi gu-manitarnyi fond "Znanie", 1996. 312 p.
6. Ilyin V. A., Shabunova A. A., Popova V. I, Leonidova G. V., Garmanova O. Yu., Egorikhina S. Yu., Koroleva I. A., Kulakova A. B., Fomina Zh. V. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v 2-kh kn. Kn. 2: Podsistema dopolnitel'nogo shkol'nogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research and Education Centre: 10 Years. From Inception to Implementation. Book 2: Subsystem of Postgraduate Studies]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 126 p.
7. Podol'skii A. O., Popov D. S. Pervoe issledovanie kompetentsii vzroslykh v Rossii [First Study of Adults' Competencies in Russia]. Voprosy obrazovaniya [The Educational Studies], 2014, no. 2, pp. 82-106.
8. Rubashkin D. D. Kollektivnaya model' povysheniya kvalifikatsii uchitelei: opyt mezhdunarodnogo proekta [Collective Model of Teacher Training: Experience of the International Project]. Voprosy obrazovaniya [The Educational Studies], 2014, no. 1, pp. 110-133.
9. Slastenin V. A., Isaev I. F. Pedagogika: uchebnik po distsipline "Pedagogika" dlya vuzov po pedagogicheskim spetsial'nostyam [Pedagogy: Pedagogy Book in Teaching Pedagogy for Higher Educational Institutions]. Moscow: Akademiya, 2008. 576 p.
10. Fomina Zh. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya kak element kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii (na primere NOTs ISERT RAN) [Students' Research Activity as a Component of the Competency Building Approach in Education (in the Case of ISEDT RAS Scientific and Educational Centre)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 2 (64), pp. 122-133.
11. Fomina Zh. V., Kulakova A. B. Razvitie tvorcheskikh sposobnostei obuchayushchikhsya Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra ISERT RAN [Development of Creative Abilities of Schoolchildren at ISEDT RAS Research-and-Education Centre]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial Development Issues], 2014, no. 1 (11). Available at: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action =view&aid=3494
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Fomina Zhanna Vasil'evna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.